9 средства обучения их классификация особенности выбора
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, гак и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Выбор методов и средств обучения
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.
Классификация средств обучения
Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.
Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.
Средства обучения – источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.
Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:
— на этапе объяснения нового материала;
— на этапе закрепления знаний;
— на этапе контроля знаний;
— на этапе систематизации изученного материала.
Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:
— по способу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);
— по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
— по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
— по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
— по носителям информации – бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD);
— по уровням содержания образования – средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);
— по отношению к техническому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.
К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.
К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.
Зрительные средства обучения:
При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:
При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.
2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.
3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.
4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.
5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.
6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.
7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.
8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.
Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.
10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.
Слуховые средства обучения.
1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.
2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.
На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.
Зрительно-слуховые средства обучения.
1. Медиаобразование. Медиаобразование – направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.
2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.
3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.
4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта – его адресность, интерактивность, продуктивность.
5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.
Зрительно-слуховые средства обучения – одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.
В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
Наталья Руденко
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта
Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организауии и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными заниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
Чтобы формировать потребность в учении, интерес к овладению знаниями учитель должен обладать эрудицией и мастерством преподавания
Также способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Методы обучения – способы взаимосвязной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач.
Классификация методов обучения
От чего зависит метод обучения
1) Предмет, его содержание.
2) Конкретные темы изучения.
3) Уровень развития.
4) Реальные условия.
5) Склонность преподавателя.
1. По источнику получения знаний
– словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала, беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы., дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем, семинар)
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
(рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар)
– наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
– практические (упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков, лабораторная работа, практическая работа)
Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.
Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.
2. по характеру познавательной деятельности
– объяснительно-наглядный (репродуктивный) (беседа, упражнения, лабораторные).
состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.
– проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение).
заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.
– исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно – практическая работа).
предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
3. По дидактической цели
— методы изучения новых знаний
— методы закрепления знаний
4. По месту в структуре деятельности
Ю. К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:
1. методы организации и осуществления учебной деятельности,
2. методы ее стимулирования и мотивации,
3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Простые средства
1.Словесные: учебники и другие тексты.
2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства
3.Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
5.Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.
Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.
Школы-интернаты: классификация и содержание работы Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у.
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии.
Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий» В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.
6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогическими средствами) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
К педагогическим средствам относятся:
технические средства обучения (ТСО) и автоматизированные системы обучения;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
В соответствии с классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства: словесные: учебники и другие тексты. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Сложные средства: механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.); аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); аудиовизуальные (звуковой фильм, ТВ, видео); средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
Физическая культура личности – это не только владение теми знаниями, умениями и двигательными навыками, которые осваиваются в рамках требований предметной программы. Данное понятие подразумевает владение широким арсеналом средств физической культуры в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Для эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях по физической культуре и спорту преподаватель обязан учитывать ряд методических и организационных условий и требований:
иметь представление о физических возможностях учащихся (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);
учитывать медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры;
знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за функциональным состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой;
знать и реализовывать методику развития двигательных качеств, правила проведения учащихся в ходе спортивных и подвижных игр, методику проведения восстановительных процедур, методику выполнения оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, стопы, дыхания, правила составления утренней гигиенической гимнастики, правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания элементарной доврачебной помощи;
уметь провести планирование занятия – поставить цель и задачи; отобрать необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия или цикла); продолжительность занятия, дозировку нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма;
уметь организовывать доступные (возрасту и подготовленности) физические упражнения (оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения);
уметь подготовить место проведения занятия: выбрать место занятия (на оборудованной спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке, в рекреационном помещении школы); обеспечить безопасность занятия (отсутствие опасных предметов – выступов, повреждений пола, ям, движения автомобилей и др.); подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь);
уметь применять средства обучения (в том числе тренажерные и игровые) для направленного развития отдельных физических качеств учащихся с учетом оптимизированных возрастным и индивидуальным качествам двигательных режимов и темпа;
уметь провести занятие: выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль над функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения); выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль самочувствия, подведение итогов занятия – что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему);
уметь осуществлять коррекцию содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля;
уметь организовать гигиенические и закаливающие мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, основные компоненты режима дня;
уметь организовывать работу в группах, распределяя права и обязанности.
Свою эффективность показало применение на учебных занятиях специальных медицинских групп технических средств обучения.
Современные средства обучения и их классификация
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА: Средства обучения и их классификации.
1.Понятие о средствах обучения и их сущность.
2.Классификации средств обучения.
З.Виды средств обучения и их характеристика.
4.Современные информационные средства обучения.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Выбор средств обучения определяется:
задачами урока или занятия;
содержанием учебного материала;
применяемыми методами обучения;
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
2.Классификации средств обучения:
1. По характеру воздействия на обучаемых:
аудиальные: музыкальный центр, радио;
2. По степени сложности:
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3. По происхождению:
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая (магнитофонная запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
З. Виды средств обучения и их характеристика.
I. Вербальные средства обучения:
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
Главный инструмент общения, передача знаний.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
наглядность должна быть эстетически выполнена;
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
III . Технические средства обучения:
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.
Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.
Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.
Система предназначена для пользования в школах.
Доступы к системе разделены на 2 модуля:
административный (для директора, завуча и учителей)
просмотровый (для родителей и учеников)
Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:
информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,
различные графики для оценки успеваемости;
информирование о расписании и заменах уроков;
возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;
родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.
Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.
В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;
также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
контроль над получением всей информации родителями;
возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;
размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).
В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
простая обратная связь с родителями учащихся.