9 уровней обучения по ганье
9 уровней обучения по Ганье
Если вы никогда не учили других людей новым навыкам, то возможно считаете, что это достаточно простой процесс — достаточно самому обладать навыком для того, чтобы научить ему человека. Однако когда начинается процесс обучения, оказывается, что все намного сложнее, чем ожидалось. Почему так? Каждый человек имеет свой собственный стиль обучения, мотивацию и уровень предыдущего опыта. Также нужно эффективно представлять обратную связь и проверять уровень владения навыком.
Девять уровней обучения по Ганье представляют собой пошаговое руководство для лидеров, менеджеров и тренеров, которые стремятся максимально качественно обучить человека или команду.
Свою модель обучения Роберт Ганье представил в книге «The Conditions of Learning», впервые опубликованной в 1965 году. Она направлена на повышение навыков на работе, однако подойдет и для других случаев. Итак, как же стать хорошим педагогом для своей команды?
Привлечение внимания (восприятие)
Не стоит сразу подавать информацию, если ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Это может быть:
Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить на вас пристальное внимание.
Информирование обучающихся о целях (ожидания)
Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Люди не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.
Напоминание о предыдущих уроках (восстановление)
Если ваша аудитория что-то уже выучила на предыдущем этапе, попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.
Предоставление стимула (выборочное восприятие)
Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию.
Выбор метода донесения (семантическое кодирование)
Для того, чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, вам нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения. Используйте аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.
Выявление исполнения (ответ)
Вам нужно убедиться в том, что человек может продемонстрировать свои выученные знания. Это зависит от того, что именно он изучает. Если это навык, попросите человека продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.
Обеспечение обратной связи (подкрепление)
Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Например, если вы обучаете людей более эффективному общению с клиентами, наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы — не члены вашей команды ошиблись в чем-то, а было что-то сделано не совсем точно. Объясните, почему что-то не сработало.
Оценка исполнения (исправление)
Ваша аудитория должна пройти тест, который измерит их владение новым навыком. Этот тест должен быть самостоятельным и не подразумевать помощь со стороны. Несмотря на то, что такой тип оценивания считается устаревшим, это не значит, что он не работает. На самом деле он невероятно эффективен. Попробуйте использовать геймификацию процесса.
Удержание в памяти (обобщение)
Это последний этап, на котором вам нужно убедиться в том, что ваша аудитория не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Пройдите курс по развитию памяти для того, чтобы узнать о многих важных особенностях мозга. Также помните, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка каждый день, причем в самых разных формах. Если это изучение английского языка, посоветуйте ученикам смотреть интересные для них фильмы на этом языке, играть в игры и читать книги.
9 уровней обучения по Ганье
Если вы никогда не учили других людей новым навыкам, то возможно считаете, что это достаточно простой процесс — достаточно самому обладать навыком для того, чтобы научить ему человека. Однако когда начинается процесс обучения, оказывается, что все намного сложнее, чем ожидалось. Почему так? Каждый человек имеет свой собственный стиль обучения, мотивацию и уровень предыдущего опыта. Также нужно эффективно представлять обратную связь и проверять уровень владения навыком.
Девять уровней обучения по Ганье представляют собой пошаговое руководство для лидеров, менеджеров и тренеров, которые стремятся максимально качественно обучить человека или команду.
Свою модель обучения Роберт Ганье представил в книге «The Conditions of Learning», впервые опубликованной в 1965 году. Она направлена на повышение навыков на работе, однако подойдет и для других случаев. Итак, как же стать хорошим педагогом для своей команды?
Привлечение внимания (восприятие)
Не стоит сразу подавать информацию, если ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Это может быть:
Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить на вас пристальное внимание.
Информирование обучающихся о целях (ожидания)
Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Люди не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.
Напоминание о предыдущих уроках (восстановление)
Если ваша аудитория что-то уже выучила на предыдущем этапе, попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.
Предоставление стимула (выборочное восприятие)
Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию.
Выбор метода донесения (семантическое кодирование)
Для того, чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, вам нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения. Используйте аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.
Выявление исполнения (ответ)
Вам нужно убедиться в том, что человек может продемонстрировать свои выученные знания. Это зависит от того, что именно он изучает. Если это навык, попросите человека продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.
Обеспечение обратной связи (подкрепление)
Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Например, если вы обучаете людей более эффективному общению с клиентами, наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы — не члены вашей команды ошиблись в чем-то, а было что-то сделано не совсем точно. Объясните, почему что-то не сработало.
Оценка исполнения (исправление)
Ваша аудитория должна пройти тест, который измерит их владение новым навыком. Этот тест должен быть самостоятельным и не подразумевать помощь со стороны. Несмотря на то, что такой тип оценивания считается устаревшим, это не значит, что он не работает. На самом деле он невероятно эффективен. Попробуйте использовать геймификацию процесса.
Удержание в памяти (обобщение)
Это последний этап, на котором вам нужно убедиться в том, что ваша аудитория не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Пройдите курс по развитию памяти для того, чтобы узнать о многих важных особенностях мозга. Также помните, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка каждый день, причем в самых разных формах. Если это изучение английского языка, посоветуйте ученикам смотреть интересные для них фильмы на этом языке, играть в игры и читать книги.
9 уровней обучения по Ганье
Если вы никогда не учили других людей новым навыкам, то возможно считаете, что это достаточно простой процесс — достаточно самому обладать навыком для того, чтобы научить ему человека. Однако когда начинается процесс обучения, оказывается, что все намного сложнее, чем ожидалось. Почему так? Каждый человек имеет свой собственный стиль обучения, мотивацию и уровень предыдущего опыта. Также нужно эффективно представлять обратную связь и проверять уровень владения навыком.
Девять уровней обучения по Ганье представляют собой пошаговое руководство для лидеров, менеджеров и тренеров, которые стремятся максимально качественно обучить человека или команду.
Свою модель обучения Роберт Ганье представил в книге «The Conditions of Learning», впервые опубликованной в 1965 году. Она направлена на повышение навыков на работе, однако подойдет и для других случаев. Итак, как же стать хорошим педагогом для своей команды?
Привлечение внимания (восприятие)
Не стоит сразу подавать информацию, если ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Это может быть:
Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить на вас пристальное внимание.
Информирование обучающихся о целях (ожидания)
Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Люди не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.
Напоминание о предыдущих уроках (восстановление)
Если ваша аудитория что-то уже выучила на предыдущем этапе, попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.
Предоставление стимула (выборочное восприятие)
Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию.
Выбор метода донесения (семантическое кодирование)
Для того, чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, вам нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения. Используйте аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.
Выявление исполнения (ответ)
Вам нужно убедиться в том, что человек может продемонстрировать свои выученные знания. Это зависит от того, что именно он изучает. Если это навык, попросите человека продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.
Обеспечение обратной связи (подкрепление)
Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Например, если вы обучаете людей более эффективному общению с клиентами, наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы — не члены вашей команды ошиблись в чем-то, а было что-то сделано не совсем точно. Объясните, почему что-то не сработало.
Оценка исполнения (исправление)
Ваша аудитория должна пройти тест, который измерит их владение новым навыком. Этот тест должен быть самостоятельным и не подразумевать помощь со стороны. Несмотря на то, что такой тип оценивания считается устаревшим, это не значит, что он не работает. На самом деле он невероятно эффективен. Попробуйте использовать геймификацию процесса.
Удержание в памяти (обобщение)
Это последний этап, на котором вам нужно убедиться в том, что ваша аудитория не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Пройдите курс по развитию памяти для того, чтобы узнать о многих важных особенностях мозга. Также помните, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка каждый день, причем в самых разных формах. Если это изучение английского языка, посоветуйте ученикам смотреть интересные для них фильмы на этом языке, играть в игры и читать книги.
9 уровней обучения по Ганье
9 уровней обучения по Ганье
Если вы никогда не учили других людей новым навыкам, то возможно считаете, что это достаточно простой процесс — достаточно самому обладать навыком для того, чтобы научить ему человека. Однако когда начинается процесс обучения, оказывается, что все намного сложнее, чем ожидалось. Почему так? Каждый человек имеет свой собственныйстиль обучения, мотивацию и уровень предыдущего опыта. Также нужно эффективно представлять обратную связь и проверять уровень владения навыком.
Девять уровней обучения по Ганье представляют собой пошаговое руководство длялидеров, менеджеров и тренеров, которые стремятся максимально качественно обучить человека или команду.
Свою модель обучения Роберт Ганье представил в книге «The Conditions of Learning», впервые опубликованной в 1965 году. Она направлена на повышение навыков на работе, однако подойдет и для других случаев. Итак, как же стать хорошим педагогом для своей команды?
Привлечение внимания (восприятие)
Не стоит сразу подавать информацию, если ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Это может быть:
юмор шок (прием доктора Хауса) демонстративное поведение повышение голоса
Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить на вас пристальное внимание.
Информирование обучающихся о целях (ожидания)
Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Люди не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.
Напоминание о предыдущих уроках (восстановление)
Если ваша аудитория что-то уже выучила на предыдущем этапе, попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.
Предоставление стимула (выборочное восприятие)
Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию.
Выбор метода донесения (семантическое кодирование)
Для того, чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, вам нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения. Используйте аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.
Выявление исполнения (ответ)
Вам нужно убедиться в том, что человек может продемонстрировать свои выученные знания. Это зависит от того, что именно он изучает. Если это навык, попросите человека продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.
Обеспечение обратной связи (подкрепление)
Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Например, если вы обучаете людей более эффективному общению с клиентами, наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы — не члены вашей команды ошиблись в чем-то, а было что-то сделано не совсем точно. Объясните, почему что-то не сработало.
Оценка исполнения (исправление)
Ваша аудитория должна пройти тест, который измерит их владение новым навыком. Этот тест должен быть самостоятельным и не подразумевать помощь со стороны. Несмотря на то, что такой тип оценивания считается устаревшим, это не значит, что он не работает. На самом деле он невероятно эффективен. Попробуйте использовать геймификациюпроцесса.
Удержание в памяти (обобщение)
Это последний этап, на котором вам нужно убедиться в том, что ваша аудитория не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Пройдите курс поразвитию памяти для того, чтобы узнать о многих важных особенностях мозга. Также помните, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка каждый день, причем в самых разных формах. Если это изучение английского языка, посоветуйте ученикам смотреть интересные для них фильмы на этом языке, играть в игры и читать книги.
9 событий преподавания: подходы психолога Роберта Ганье
Эта методика — уже классика преподавания и основа педагогического дизайна. Но если вы о ней ещё не слышали — вот что она собой представляет.
На основе этих событий проектируют обучение и детей, и взрослых.
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».
В чём суть подхода Роберта Ганье
Преподавание, по Ганье, — это ряд внешних по отношению к ученику событий, призванных стать подспорьем для внутренних событий обучения. Внутренние события — это стоящие за обучением физиологические процессы обучающегося, такие как регистрация поступающей информации органами чувств и, например, её сохранение в долгосрочной памяти.
Проще говоря, Ганье считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. Ученик должен перейти из одного состояния ума в другое. Преподаватель же помогает ему пройти этот путь, который Ганье представляет как последовательность из девяти событий:
Все эти этапы были известны педагогике и до Ганье, но не были структурированы. Он просто собрал их в свою систему.
Учёный объяснял, что предложенный им порядок событий представляет собой наиболее верную последовательность, однако полностью соблюдать её не обязательно.
Например, некоторые из этих процессов могут оказаться просто излишними. Чтобы понять, какие из событий можно пропустить, Ганье предлагает представить их в виде контрольного списка и оценить каждую стадию: «Нуждаются ли ученики в поддержке на этом этапе?»
Задача девяти событий — стимулировать внутренние процессы обучения, а не заменять их. Чем самостоятельнее ученики, тем больше событий преподавания они возьмут на себя. Ганье называл этот процесс self-instruction, то есть самообучением.
На занятиях, построенных по событиям Ганье, учащиеся могут:
А преподавателям и методистам девять событий помогают:
Что представляют собой девять событий Ганье
Разберём каждое событие подробнее, опираясь на их описание в книге «Условия обучения» и более позднем труде Ганье «Принципы педагогического проектирования» (англ. Principles of Instructional Design), увидевшем свет в 1974 году. Ганье приводил примеры из школьной педагогики — в силу своей простоты они хороши для понимания, поэтому несложно представить, как то же событие применяется и в обучении взрослых.
Привлечение внимания
Главный способ привлечь внимание — пробудить в учениках любопытство. Например, сменяя один стимул другим, как при киномонтаже, или используя фразы вроде: «А теперь посмотрите сюда», «Обратите внимание на эту часть» или «Что вы здесь видите?». Подчёркивание, выделение текста курсивом, жирным шрифтом, другим цветом в учебных материалах служат той же цели. Ещё один вариант — обращаться к интересам учащихся. Правда, чтобы воспользоваться этим способом, придётся сделать уроки более индивидуализированными, ведь у каждого ученика свои увлечения и предпочтения.
Информирование о целях обучения
Главная цель этого этапа — объяснить, в какой момент обучение можно считать свершившимся. Проще говоря, учащиеся должны понимать, какого результата от них ждут.
Иногда цели очевидны. «Например, было бы несколько нелепо прикладывать особые усилия, чтобы объяснить цель обучения начинающему игроку в гольф, который тренирует удар», — поясняет Ганье. Но если школьник знакомится с десятичными дробями, то будет нелишним сообщить, чего от него ожидают: что он научится просто читать дроби или, например, складывать.
«Ученик не должен гадать, что в голове у учителя», — писал Ганье. К тому же обычно обсуждение цели урока не отнимает много времени. Зато оно обезопасит и учеников, и преподавателя от отклонения в сторону.
При этом важно использовать понятный учащимся язык. Вряд ли, например, учитель начальной школы даст первоклассникам такое задание: «Используя существительные, относящиеся к объекту и субъекту действия, и один глагол действия, сформулируйте корректное предложение». Скорее всего, он скажет примерно так: «Есть три слова: „мальчик“, „собака“ и „поймать“. Их можно соединить во фразу: „Мальчик поймал собаку“. Это называется „составить предложение“. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое со словами, которые я вам показываю».
По такому же принципу стоит объяснять учебные задания и для всех остальных учеников, включая взрослых, если тема для них нова.
Повторение изученного материала
Обучение часто (а некоторые скажут, что всегда, замечает Ганье) строится на комбинации ранее изученных идей. Например, нельзя объяснить ученикам, как рассчитывать массу, если они не знают, что такое ускорение, сила и операция умножения. Поэтому перед изучением новых идей нужно повторять старые. Прежде чем запомнить, что натрий — это металл, ученик должен вспомнить, что такое натрий и что такое металлы.
Необходимость извлекать из памяти уже пройденный материал, говорит о важности в обучении такого фактора, как смежность (англ. contiguity), отмечал Ганье. Две идеи, изученные с небольшими временными интервалами, формируют связь. В результате, когда вы сталкиваетесь с одной из идей, в памяти всплывает и вторая. В идеале новое знание должно дополнять эту цепочку ассоциаций. Это важно учитывать при проектировании учебного курса.
Представление нового учебного материала
Суть этого события в целом очевидна: преподаватель показывает ученику сам учебный материал. Если он должен обучиться читать вслух слова, ему показывают эти слова. Если ученик должен выучить последовательность исторических событий, ему рассказывают об этих исторических событиях.
Тем не менее и здесь нужна внимательность. Не стоит предоставлять ученикам такой материал, который не поможет достичь результатов, заявленных как цель обучения.
Например, если цель — научить отвечать на устные вопросы на французском языке, то ученики не должны тренироваться на письменных вопросах. Невнимательность на этой стадии может привести к «неправильным» результатам: учащиеся освоят навык, но не тот, что был заявлен как цель.
Кроме того, новый материал стоит иллюстрировать множеством примеров — чем больше, тем лучше.
Поддержка обучения
Суть этого события в том, чтобы аккуратно подтолкнуть учеников к активному участию в образовательном процессе. Делается это с помощью наводящих вопросов.
Преподаватель задаёт направление мыслям учеников, стимулирует их нужным образом соединить ранее изученные идеи и новые правила. Степень такого менторства зависит от сложности осваиваемого навыка или информации и быстроты, с которой разные ученики схватывают новые идеи.
Допустим, учитель мог бы сказать так: ток течёт по направлению от большего потенциала к меньшему. Но вместо этого он говорит: «Вспомните, одна точка в электрической цепи может обладать большим потенциалом, чем другая. В каком направлении потечёт ток?» В этом случае первая фраза поможет им вспомнить уже изученный материал (даст подсказку), а вторая побудит к самостоятельному формулированию правила.
При этом ученику, который быстро понимает материал, может не нравиться, что его направляют, и простые вопросы могут его раздражать. Чтобы определить, какая степень менторства уместна, Ганье предлагал прибегать к нему лишь время от времени и наблюдать за реакцией учеников. Кому-то достаточно одного наводящего вопроса, а кому-то нужно задать три-четыре.
Кроме того, стоит иметь в виду и темперамент учащихся. Тревожным ученикам лучше задавать более простые вопросы, а менее тревожных и сложные вопросы не пугают, кажутся интересным вызовом.
Сейчас для поддержки обучения также используют примеры, кейсы, аналогии или иллюстрации.
Подталкивание к демонстрации приобретённых навыков
К этому этапу ученики, вероятно, уже более уверены в себе, и на их лицах можно разглядеть признаки радости от обучения, писал Ганье. Они уже знают, как должно быть. Самое время попросить их: «Теперь вы мне покажите!» Учащиеся должны продемонстрировать освоенный навык или знание и убедить не только преподавателя, но и самих себя в том, что они справляются с учёбой.
Сначала ученики обычно практикуются на уже знакомых примерах, а после — на более сложных. Преподавателю нужно убедиться, что они могут продемонстрировать приобретённые навыки и использовать полученные знания.
Предоставление обратной связи
Обучение не заканчивается, когда ученику впервые удаётся самостоятельно продемонстрировать освоенный навык или знание. Надо дать ему обратную связь: в частности, объяснить, правильно ли выполнено задание.
В некоторых случаях такая обратная связь возникает сама собой. Когда, скажем, ученик тренируется играть в дартс, он сам может понять, насколько успешно овладел навыком, судя по тому, как далеко от «яблочка» прилетают его дротики. В конце школьных задачников по математике именно с этой целью указывают правильные ответы.
Но автоматическая обратная связь работает не всегда. Иногда требуется пояснение. К примеру, чтобы понять, правильно ли ученик использует английские местоимения I и me, без комментария учителя ему не обойтись. А в конце задачников по математике именно с целью предоставить обратную связь указывают правильные ответы.
Оценка результатов
Нужно убедиться, что ученик показал успешный результат не случайно и не благодаря простому угадыванию. Ганье советовал снимать такие сомнения простой просьбой повторить действие или рассуждение.
Кроме того, преподаватель должен убедиться, что рассуждения ученика свободны от искажений. Тут помогают вопросы, ответы на которые нельзя просто зазубрить.
Улучшение усвоения знания и его перенос на практику
Планировать учебные курсы надо так, чтобы ученикам приходилось регулярно вспоминать уже изученное с интервалами в несколько недель или месяцев. Эта техника называется «интервальные повторения».
Конечная цель — перенос навыков (англ. transfer of learning), то есть применение уже усвоенных знаний и умений в ситуации, отличной от той, в которой проходило обучение. Пример из изучения английского языка: ученику показали, как согласуются английские глаголы с разными местоимениями (I am, she is, they are), и во время тренировки преподаватель говорил ученику предложения и глаголы, просил согласовать их с местоимениями. А для переноса навыков ученика просят описать происходящее на картинке, используя местоимения и глаголы.
Перечислив девять событий преподавания, Ганье повторял: если вы хотите использовать предложенную схему для планирования уроков, не забывайте, что их порядок может быть гибким. Иногда без поддержки преподавателя не обойтись, порой будет достаточно учебных материалов, а в других случаях ученик сможет справиться и сам. Главное — помнить о цели обучения.
обложка: Катя Павловская для Skillbox Media