9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Диплом больше не нужен? Почему выпускники школ не хотят поступать в ВУЗы

Ирина Мишина

Количество бюджетных мест с каждым годом сокращается. Самая большая доля «бюджета» в ВУЗах в последнее время выделяется на инженерные специальности. Но на технических факультетах достаточно трудно учиться. Много сил и средств отнимает и подготовка к поступлению. А после окончания не видно большой перспективы: ведь у нас сейчас не создаются новые инженерные конструкторские бюро, число действующих предприятий с производством можно пересчитать по пальцам. Поэтому многие семьи считают, что надо выбирать ориентированные на практику программы обучения, которые не требуют больших вложений.

Так или иначе, количество студентов в России снижается с каждым годом. В СССР на 10 тысяч населения было 220 студентов, сейчас на 10 тысяч населения менее 130 студентов. Падение уровня доходов, которое началось в 2014 году, делает платное обучение малодоступным, поэтому многие отказываются от обучения по чисто материальным соображениям.

Колледжи оказались столь востребованы в этом году еще по одной причине. В условиях пандемии и «дистанционки» обучение в ВУЗах потеряло прежний смысл. Особенно трудная ситуация сложилась у иногородних: общежития закрыты, снять квартиру проблематично и дорого, а учиться дома по компьютеру и платить за это сотни тысяч в год – удовольствие сомнительное. В этих условиях колледжи сумели предложить более выгодные условия. Во-первых, они расположены не только в крупных, но и в малых и средних городах, то есть в большинстве случаев никуда не нужно переезжать. Во-вторых, они более доступны и предлагают более краткий курс обучения. В-третьих, колледжи связаны с работодателем. Ну и наконец колледжи – это экономия: платить за учебу нужно меньше, суммы вполне приемлемы: в среднем 30-50 тыс. рублей в год, а вовсе не 150 тыс. как минимальная цена для университетов. В результате в некоторых регионах в среднее профессиональное образование уходит больше половины выпускников школ. Например, в Краснодарском крае — 56%. Очень многие дети в кавказских республиках после 9 и 11 класса идут в колледжи, чтобы получить профессию. Кто-то потом продолжает обучение в вузе, но уже после того, как поймёт, зачем ему это надо.

Все это не значит, что в ВУЗах учат хуже. Высшее образование дает шанс получить глубокие фундаментальные знания. Вопрос в их применении и актуальности.

Источник

Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи

Разбираемся, что это — обходной манёвр, вынужденное решение или сознательно построенная образовательная траектория.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Ежегодные опросы, результаты приёмных кампаний и научные исследования говорят об одном: за последнее десятилетие выпускники российских школ стали чаще поступать в колледжи. За этим трендом — сложное переплетение причин.

Из этой статьи вы узнаете:

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Статистика доказывает: спрос на СПО растёт

В недавнем исследовании учёные из Института образования Высшей школы экономики Вера Мальцева и Алексей Шабалин пересчитали абитуриентов и выпускников в вузах и в системе СПО за 2005–2020 годы. Данные они взяли из ежегодных федеральных статистических наблюдений и демографической статистики Росстата. Вывод — потоки поступающих перетекли от вузов к СПО уже в середине 2010-х годов.

Но популярность приобрели не все программы СПО, а только те, на которых готовят специалистов среднего звена. Спрос на программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих, наоборот, медленно, но непрерывно снижается.

Эти два вида программ отличаются по продолжительности, требованиям к абитуриентам и по итоговой квалификации. Например, после 11 класса можно всего за десять месяцев выучиться на младшую медицинскую сестру по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На программе подготовки специалистов среднего звена «Сестринское дело» нужно будет учиться не меньше двух лет и десяти месяцев.

Чтобы определить охват молодёжи разными программами профессионального образования, исследователи вычислили долю людей соответствующего возраста, которые обучались в колледжах или вузах или уже имели диплом. Для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) типичный возраст обучения — 15–17 лет, для подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) —
15–19, для бакалавриата и специалитета — 17–25 лет. По диаграмме ниже видно, что за 15 лет СПО расширило охват, а доля молодёжи с высшим образованием немного снизилась.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Это подтверждают и результаты ежегодных приёмных кампаний. В 2020 году на программы подготовки специалистов среднего звена впервые поступило больше людей, чем на бакалавриат и специалитет: 900 тысяч против 873. На программы подготовки рабочих и служащих было принято 214 тысяч человек.

С 2005 года доля тех, кто выбирает среднее профессиональное образование, выросла среди выпускников и 9-х, и 11-х классов. Как видно на графике ниже, для
9-х классов доля поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) увеличилась за десятилетие с 25,5 до 38%.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Большинство (67,1% в 2020 году) выпускников 11-х классов по-прежнему идут в вузы. Но и среди них процент поступающих на СПО в последнее время вырос — от 12,7% в 2012-м до 20,6% в 2020-м.

Как популярность СПО объясняют исследования

Что влияет на рост приёма на программы СПО? Недостатка в гипотезах нет. Вот лишь несколько распространённых версий.

Версия 1: школа «выталкивает» неуспешных учеников

Введение обязательного единого государственного экзамена вынудило школы ужесточить отбор в старшие классы, считают сторонники этой гипотезы. Школам не нужны проблемы со сдачей ЕГЭ, поэтому они стремятся выпустить после
9-х классов всех учеников с относительно слабыми результатами. Отсев происходит и через прямой отбор, и за счёт нежелания самих школьников и их родителей тратиться на подготовку к ЕГЭ и переживать связанный с ним стресс.

Многие исследователи признают действие таких «выталкивающих» факторов. По данным экспертов из Института образования ВШЭ, с 2000-го по 2015 год доля выпускников 9-го класса, которые продолжают обучение в средней школе, снизилась почти на 12 процентных пунктов. Это подтверждает, что переход в старшие классы стал сложнее.

Но только этим популярность СПО не объясняется. Ведь, как отмечают Мальцева и Шабалин, есть выпускники 11-х классов, которые тоже поступают в колледжи, хотя они уже сдали ЕГЭ и могли бы претендовать на поступление в вуз. Получается, университетская траектория им неинтересна (или недоступна) по не связанным со школой причинам.

Версия 2: с дипломом СПО проще поступить в вуз

Поступление в колледж иногда описывают как обходной манёвр на пути в университет. Логика такая: ЕГЭ сдать сложно, конкуренция за бюджетные места на популярных программах в вузах огромная, велик риск не набрать нужных баллов и остаться в конце приёмной кампании у разбитого корыта. Поступление на программу СПО после 9-го класса снижает эти риски.

И действительно, абитуриенты с дипломом СПО сдают не ЕГЭ, а внутренние вступительные экзамены в вузе, эти испытания считаются более простыми. Даже если не получится пройти на бюджет — что ж, профессия уже есть, можно идти работать.

Некоторые данные подтверждают значимость в масштабе всей страны этой обходной траектории. Например, по данным Мониторинга экономики образования 2015 года 60% учащихся по программам подготовки специалистов среднего звена планировали после выпуска поступать в вузы. Причём подавляющее большинство из них намеревались параллельно работать.

Похоже, далеко не всем желающим удаётся воплотить эти планы в жизнь. Так, по словам заместителя министра просвещения Дмитрия Глушко, в 2020 году в вузы поступили только 12% ребят, которые окончили колледж в этом же году. Мальцева и Шабалин на основе данных федеральных статистических наблюдений оценивают эту долю выше (см. график ниже). Но они тоже не считают, что для основной массы студентов СПО поступление туда — только хитрый способ пройти в вуз. Такую «транзитную траекторию», предполагают исследователи, выбирают в основном выпускники особых колледжей при вузах, где отлажен приём после СПО на бакалавриат.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Может быть, выпускники колледжей делают перерыв в учёбе — служат в армии, заводят семьи, работают, а уже потом поступают в вузы, как изначально и собирались? Такие траектории, безусловно, есть, но вряд ли они массовые. Мальцева и Шабалин выяснили, что с 2015 года доля поступающих в вузы с дипломами СПО (независимо от того, когда они окончили колледж, в этом же году или несколько лет назад) в составе всего приёма не меняется — это 35%.

Версия 3: диплом о высшем образовании потерял ценность

Конечно, по-прежнему есть специальности, вход в которые возможен только с дипломом о высшем образовании. Но в то же время по многим современным профессиям, в том числе цифровым, можно работать и без университетской корочки.

Давайте посмотрим, как с годами меняются образовательные планы школьников. По данным опроса, проведённого образовательной компании Maximum Education в мае 2021 года, среди родителей учеников 5–11 классов 60% планировали, что их дети поступят в вуз. А в другом опросе — его провела рекрутинговая платформа SuperJob — из родителей одиннадцатиклассников только 43% ответили, что ребёнок будет поступать в университет. Примечательно, что SuperJob проводит такой опрос ежегодно, и с 2010 года доля тех, кто планирует поступление в вуз, снизилась почти вдвое.

Некоторые исследования связывают снижение интереса к высшему образованию с тем, что обучение в вузе перестало быть выгодным. Исследователи человеческого капитала оценивают экономическую эффективность образования по тому, какую оно приносит отдачу. Для этого сопоставляют доходы людей одного поколения и из одной профессиональной области, но с разным уровнем образования. Если сотрудник с университетским дипломом зарабатывает на 80% больше, чем его коллеги, не учившиеся в вузе, значит, отдача от высшего образования составляет эти 80% дохода.

Чаще учёные рассчитывают отдачу от каждого дополнительного года образования, а не в целом от диплома.

Согласно исследованию Всемирного банка за 2018 год, в среднем по миру год любого образования даёт человеку прибавку к зарплате в 8–9%, а конкретно высшего образования — 15%, тогда как в России год любого образования дает прибавку лишь 5,6%, а высшего — 8%. Проще говоря, по данным Всемирного банка, у нас очень низкий уровень отдачи от образования — ниже среднего по миру.

То же исследование показало, что отдача от образования в России начала снижаться ещё в нулевые годы. Эти данные Всемирного банка широко разошлись по российским СМИ и были признаны многими исследователями. Появился даже термин «проклятие образованного русского» (the educated Russian’s curse) — он означал, что инвестиции в своё образование у нас в стране не окупаются.

Стоп! Существует ли это «проклятие образованного русского» на самом деле?

В 2021 году появилась альтернативная позиция: заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников показал, что посчитанная Всемирным банком оценка отдачи от образования в 5,6% может быть ошибочной.

РМЭЗ — ежегодный опрос, который проводится под эгидой ВШЭ с 1994 года. Каждый год исследователи работают с одной и той же выборкой домохозяйств в 35 регионах России, что позволяет отслеживать перемены год за годом. Это хороший источник, но у него есть и ограничения: в выборке всего пять тысяч семей, охвачено недостаточно регионов, и заработки респондентов учитываются в месячном, а не годовом формате — случайные колебания могут исказить картину.

В своей работе Капелюшников пересчитал отдачу от образования в России за тот же период, что и исследователи Всемирного банка, по нескольким более обширным базам данных. Так, он использовал обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП), выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ), выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН). Все эти исследования проводятся Росстатом. У них есть свои ограничения — они начались значительно позже, чем РМЭЗ, и только ВНДН проводится ежегодно, по другим двум сведения собираются реже.

Так вот, по данным этих источников не видно снижения отдачи от образования в России. Судя по ним, каждый дополнительный год образования приносит россиянину прибавку к зарплате в 12–13% годовых, а высшего образования — до 25%.

Ростислав Капелюшников делает вывод, что экономическая привлекательность образования, и прежде всего высшего, в России остаётся достаточно высокой. И если спрос на высшее образование снижается, это происходит не потому, что оно становится менее выгодным:

«Если такое ослабление и возможно, то не столько за счёт уменьшения выгод, сколько за счёт увеличения издержек — не вследствие негативных сдвигов в структуре относительных заработков, а вследствие нарастания денежного и неденежного бремени для учащихся и их семей».

Версия 4: долгая учёба в вузе — малодоступная привилегия

Гипотезу о том, что спрос на СПО растёт потому, что высшее образование стало менее доступно по экономическим причинам, исследователи обсуждают давно. Вере Мальцевой и Алексею Шабалину она тоже представляется наиболее точной.

Казалось бы, странно говорить о недоступности высшего образования, когда число бюджетных мест в университетах, в первую очередь региональных, постоянно растёт.

Но сеть колледжей и техникумов гораздо шире, чем вузов, и выпускнику из небольшого города проще и дешевле получить среднее профессиональное образование. К вузу нужно готовиться с репетиторами, зачастую нужно переезжать, а в перспективе придётся несколько лет провести на учёбе, не имея возможности выйти на работу.

Мальцева и Шабалин отмечают, что за 2010-е годы семей, для которых такие соображения — ключевой фактор, стало больше. Похоже, что даже семьи с хорошим относительно других экономическим положением всё чаще считают высшее образование слишком дорогим для своих детей. В 2013 году только 31% студентов СПО происходили из групп населения с самыми высокими доходами
( 4‑й и 5‑й квинтили ). В 2017 году уже 52% студентов вышли из семей этих групп.

Другие эксперты разделяют это мнение. Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко так описала в интервью на сайте РАНХиГС причины участившихся переходов в систему СПО после 9-го класса:

«Усиливается неопределённость будущего и одновременно снижаются доходы семей. В связи с этим родители хотят, чтобы их дети быстрее вышли на рынок труда, начали зарабатывать. Ухудшение экономического положения привело к тому, что планировать на восемь лет вперёд (два года в старшей школе, четыре года бакалавриата и два года магистратуры) могут всё меньше семей».

Недавний социологический опрос, проведённый исследователями из Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, подтвердил — выпускники выбирают СПО из экономических соображений. В исследовании участвовали 903 респондента из Свердловской, Самарской и Волгоградской областей, которые обучаются по программе СПО или уже получили диплом. В результате авторы выделили три главных фактора выбора СПО: стремление пораньше выйти на рынок труда, успешно трудоустроиться и получать высокий заработок.

Причём чем ниже уровень социально-экономического развития региона (а исследователи специально выбрали три региона с разными доходами населения), тем важнее для респондентов краткосрочные экономические мотивы — возможность выйти на рынок труда и зарабатывать уже в ближайшем будущем. А чем благополучнее регион, тем более значим фактор престижа будущей профессии — 59% респондентов из Свердловской области сказали, что выбирали при поступлении в СПО престижную специальность.

Почему системе СПО пора измениться

В академической науке пока не изучался ещё один фактор роста СПО — может быть, колледжи просто сами по себе становятся привлекательнее? В пользу этого говорит позитивный информационный фон, созданный вокруг СПО движением WorldSkills. Мальцева и Шабалин согласны с тем, что эти соревнования стали в России полноценным инструментом для развития среднего профессионального образования — внедряются новые отраслевые стандарты, практика демонстрационного экзамена, идёт переподготовка преподавателей.

Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично — если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа — это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория.

Но до сих пор система СПО недостаточно гибко реагировала на возросший спрос, считают Мальцева и Шабалин. Она словно бы оказалась не готова к собственной популярности.

В целом колледжи ориентированы на выпускников 9-х классов — для них они замещают старшую школу, помогают реализовать конституционное право граждан России на бесплатное среднее образование. А бюджетные места в СПО для выпускников 11-х классов в 2010-х годах выделялись по остаточному принципу, утверждают исследователи. Из-за этого в колледжах появился конкурс на поступление по ряду популярных специальностей — траектория СПО перестала быть безбарьерной. И несмотря на то, что в Конституции РФ закреплено право на бесплатное среднее профессиональное образование, в системе разрастается платный приём.

Однако сейчас в среднем профессиональном образовании происходят большие перемены: запускается эксперимент по профессионалитету, обновляются образовательные стандарты, в крупных городах создаются учебные заведения нового типа. Возможно, система СПО подошла к рубежу, когда количественный рост получится перевести в качественный, а отдельные «лучшие практики» распространить на всю страну.

обложка: Koolshooters / Pexels / Artmodern / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media

Источник

9-классники избегают старших классов из-за страха не сдать ЕГЭ, треть выпускников не знают рынок труда и идут по стопам родителей. Исследование ЦСИ

Прозвенел последний звонок, выпускники школ получили аттестаты, теперь перед ними открыты дороги в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования. Какие специальности и в каких образовательных организациях стремятся получить сегодняшние выпускники региона? Какие факторы оказывают большее влияние на выбор их образовательных и карьерных траекторий?

В рамках работы по теме «Исследование факторов соответствия образования и образовательных услуг потребностям развития Ульяновской области» ЦСИ совместно с Ульяновским государственным университетом, Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н.Ульянова и управлениями (отделами) образования муниципальных образований Ульяновской области был проведён опрос обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных организаций Ульяновской области для изучения мотивации абитуриентов при выборе специальности и образовательной организации.

Опрос проводился с 18 февраля по 1 апреля во всех муниципальных образованиях области.В опросе приняло участие 1277 9-классников (48,1% юношей, 51,9% девушек) из 107 общеобразовательных организаций и 1237 11-классников (43,5% юношей, 56,5% девушек) из 109 общеобразовательных организаций Ульяновской области.

96% 9-классников стремятся продолжить обучение, большинство из которых (58%) стремятся получить высшее образование, 38% – среднее профессиональное.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Рис. 1. Образовательные траектории 9-классников

Среди 9-классников, планирующих продолжить обучение в ссузе, большая доля– 21,6% – боится не сдать ЕГЭ! Именно по этой причине не переходит в 10 класс. Это двойной сигнал: во-первых, уровень подготовки в школе не позволяет детям быть уверенными в своих силах, во-вторых, это психологический стресс и давление со стороны учителей, родителей. При этом 4,3% опрошенных нацелены на получение высшего образования после окончания колледжа. Это уже становится тенденцией. Ребята овладевают профессией, по результатам вузовских испытаний поступают в университет, получают высшее образование.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Рис. 2. Обоснования продолжения обучения в колледже, техникуме

Определились с выбором профессии 50,6% 9-классников (646 человек), выбирают из нескольких вариантов 32,6% (416 человек). Это хороший результат!

Не определились с выбором специальности/профессии 16,8%, из них 1/3 плохо ориентируется в мире профессий, 1/3 – не знает своих возможностей, 1/3 не знает, как выбрать профессию.

Довольно большой процент школьников имеет сложности с профессиональным самоопределением. Именно работе по сопровождению этих ребят должно быть уделено особое внимание со стороны педагогов, психологов, специалистов службы занятости.

Свою будущую профессию большинство респондентов связывают с социальной сферой: образованием (16,7%), социальным обслуживанием (11%), культурой и искусством (8,3%), здравоохранением (6,5%). Весьма востребована IT-сфера (14,1%). 15,9% школьников видят себя: юристами, управленцами и офисными работниками, финансистами и экономистами.

С реальным сектором экономики связывают своё будущее немногие: в строительстве хотят трудиться 1,3% респондентов, в энергетике – 0,4%, обрабатывающих производствах – 0,4%, добыче, переработке полезных ископаемых – 0,3%, в сельском хозяйстве – 0,3%, ЖКХ – 0,2%.

С какой областью Вы связываете свою будущую профессию

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

При сохранении данных тенденций дефицит кадров в реальном секторе экономики Ульяновской области будет расти.

Среди 9-классников, планирующих продолжить обучение в ссузе, 50% определились с выбором техникума, колледжа для дальнейшего обучения. ТОП-5 ссузов Ульяновской области: Ульяновский медицинский колледж (14,5%), Ульяновский педагогический колледж, Колледж экономики и информатики УлГТУ, Техникум ДИТИ НИЯУ МИФИ, Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций.

Востребованность медицинских специальностей, большой спрос со стороны абитуриентов доказывают необходимость расширения или открытия дополнительного учреждения СПО медицинского профиля в Ульяновской области.

1/2 ульяновских ссузов вообще не рассматривается респондентами для дальнейшего поступления.

Большинство ульяновских школьников (73,2%) планируют продолжить обучение в ссузах Ульяновской области, 16,1% – в другом регионе РФ, 2,7% – за пределами страны. География поступления выпускников 9 классов: Татарстан, Пензенская, Самарская, Саратовская область.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Рис. 7. Предпочтения 9-классников относительно дальнейшего обучения в образовательных организация СПО

16,1% респондентов полагают, что в образовательных организациях других регионов качество образования выше, что, скорее всего связано с мнением взрослых, знакомых, получивших образование в других регионах, а также с престижем, хорошими рейтингами и распространённостью информации об образовательной организации.

Самый насущный вопрос с точки зрения потребителей образовательных услуг – уровень финансирования учреждений, состояние зданий, обновление материально-технической базы и обновление оборудования, от которого, во-многом, зависит и качество обучения. Это волнует 18% респондентов. Пока учреждения СПО будут финансироваться по остаточному принципу, престиж рабочих профессий не повысится, обучение в ссузах не будет престижным и привлекательным.

После окончания 11 класса планируют:

– продолжить обучение в вузе 1108 человек (89,9%);

– продолжить обучение в техникуме, колледже – 48 человек (3,9%);

– работать, овладевать профессией на рабочем месте – 18 человек (1,5%);

– служить в армии – 28 человек (2,3%);

– другое (как получится, совмещать работу с учёбой, фриланс, сначала надо сдать ЕГЭ) – 10 человек (0,8%);

– затрудняются ответить 25 человек (1,7%).

Подавляющее большинство 11-классников (89,9%) планирует продолжить обучение в вузе.

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Рис. 8. Образовательные траектории 11-классников

63,8% 11-классников знают, какие профессии востребованы на рынке труда, 26,3% затрудняются ответить, 9,9% – не знают.

58,5% определились с выбором профессии, 27,3% респондентов выбирают из нескольких вариантов, 14% респондентов не определились с выбором будущей профессии.

Довольно большая доля (36,2%) 11-классников имеют слабые представления о рынке труда, причём она незначительно меньше 9-классников (38%); т.е. за 2 года обучающиеся не получают дополнительных знаний о рынке труда, что в значительной мере тормозит процесс их профессионального самоопределения. Всё это время школьники готовятся к сдаче ЕГЭ. Вопрос построения образовательных и карьерных траекторий отходит на второй план. Они не знают, как выбирать профессию, на что необходимо обращать внимание при построении образовательной и профессиональной траектории, не могут оценить своих способностей и расставить приоритеты.

Таким образом, можно заключить, что процесс профессионального самоопределения происходит до 9 класса. Профориентационная работа должна проводиться в основном с обучающимися 7-9 классов. Помимо ознакомления школьников с миром профессий, необходимо обучать детей оценивать свои способности, анализировать, сопоставлять свои возможности и желания, расставлять приоритеты, делать выбор. Для оценки психотипа, склонностей и способностей, приверженности к тому или иному виду деятельности, необходимо увеличить охват профориентационными тестированиями обучающихся 7-9 классов до 100%.

Также как и среди 9-классников, в приоритете 11-классников социальная сфера: на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, социальное обслуживание, СМИ приходится 46,5%. Среди приоритетных специальностей юриспруденция, административно-управленческая деятельность, финансы и экономика.

Реальный сектор экономики значительно уступает: на транспорт, энергетику, строительство, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства приходится в совокупности 6,3%. В сфере ЖКХ хотел бы работать 1 респондент (0,1%).

С какой областью Вы связываете свою будущую профессию

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

Приоритеты относительно специальностей у сегодняшних выпускников весьма схожи с профессиями/специальностями их родителей. Наиболее распространённые специальности родителей 11-классников: учителя (6,9%), экономисты (4,9%), юристы (4,5%), инженеры (3,9%), врачи (2,9%), бухгалтеры (1,9%). Именно поэтому очень сложно сместить приоритеты абитуриентов на более востребованные профессии на современном рынке труда и приоритетные отрасли экономики: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, ЖКХ, энергетика. Так как мнение родителей, учителей, наставников, играет важную роль при профессиональном самоопределении, дети часто решают идти по стопам родителей. Информационная работа должна проводиться и с родителями абитуриентов.

56% 11-классников определился с выбором образовательной организации для дальнейшего обучения, 19% – нет, 25% затрудняются ответить.

60,2% определившихся отдают предпочтение ульяновским вузам, лидером из которых является УлГУ, самое низкое число абитуриентов у УлГАУ. Весьма привлекательны для наших абитуриентов вузы Республики Татарстан (наибольшей популярностью пользуется КФУ), г. Москвы, Самарской области, г. Санкт-Петербурга.

ТОП-30 вузов, в которые планируют поступать 11-классники после окончания обучения в школе

9 выпускников школы собираются продолжить обучение в вузах других городов

В Ульяновской области планируют продолжить обучение 42,9% выпускников школ, в другом субъекте РФ – 41%, за пределами РФ – 1,8%, затрудняются ответить – 14,3%.

Практические равные доли 11-классников, которые будут учиться в Ульяновской области и за её пределами. ЕГЭ предоставляет школьникам такую возможность.

Нельзя не отметить осведомлённость школьников относительно образовательных организаций за пределами Ульяновской области. Но это и «камень в огород» нашей системе высшего образования. О недостатке информации о деятельности ульяновских вузов, условиях поступления, направлениях подготовки заявили 2,9% процентов респондентов. Они рекомендуют чаще проводить дни открытых дверей, обновлять и делать более доступным интернет-контент, давать больше рекламы и освещать последние новости и достижения вузов.

Чем объясняется выбор вузов других регионов? Самый распространённый ответ – «качество образования в вузах других регионов выше» (32,9%). Большая доля выпускников уезжают по причине отсутствия в образовательных организациях Ульяновской области подготовки по выбранной ими специальности (23,4%). Большое значение имеет рейтинг (престиж) иногородних вузов (10,7%).

Главная причина – абитуриенты хотят получить качественное образование по выбранной ими специальности. Перечень специальностей и направлений подготовки, предлагаемый ульяновскими вузами, не является исчерпывающим. Также предпочтение отдаётся вузам, имеющим высокие рейтинги. Немаловажное значение имеет стоимость обучения и вероятность поступить на бюджетные места.

Выпускники, планирующие продолжить обучение в Ульяновской области, объясняют свой выбор следующими причинами. Для большинства из них (41,2%) это близость к дому, родным и близким, привычное окружение. 36,5% заявили, что в наших вузах осуществляется подготовка по выбранной специальности. 4,5% связывают свой выбор с отсутствием проблем с проживанием, 4% видят для себя возможности дальнейшего трудоустройства на территории региона, 3,7% полагают, что в наши вузы проще поступить и здесь ниже проходной балл, 3,1% связывают своё будущее только с Ульяновской областью.

Таким образом, для большинства абитуриентов, самым значимым фактором является территориальная близость, привычный круг общения, отсутствие жилищных проблем и нежелание менять условия жизни. Это «играет на руку» нашим вузам. Тот момент, что только 1,6% респондентов считают образование в Ульяновской области качественным, заставляет задуматься над повышением уровня подготовки, уровнем преподавательского состава, перечнем специальностей и направлений подготовки, по которым осуществляется обучение в ульяновских вузах.

Наиболее остро перед абитуриентами стоит вопрос поступления на бюджетные места. При уровне доходов населения Ульяновской области немногие могут позволить обучать ребёнка на платной основе по выбранной ими специальности при существующей стоимости обучения. Многие не готовы платить за тот уровень образования, который могу обеспечить наши вузы. Поэтому 5,8% респондентов хотели бы, чтобы стоимость обучения была ниже.

Сигнал со стороны респондентов дан в отношении уровня преподавательского состава вузов. 13% рекомендуют привлекать квалифицированных преподавателей из других регионов, при этом повысить уровень оплаты труда.

22% респондентов хотели бы, чтобы процесс обучения был более интересным, с использованием современных технологий, чтобы перечень специальностей и направлений подготовки был расширен, качество образования, уровень достижений обучающихся, и, соответственно, рейтинги вузов, стали более высокими.

«Результаты данного исследования весьма полезны для нас. Насколько мне известно, это самое масштабное исследование за последние годы, затрагивающее довольно большой круг вопросов, касающихся намерений и настроений выпускников школ относительно дальнейшего обучения и построения собственной карьеры. Отрадно видеть, что УлГУ, как опорный вуз региона, пользуется наибольшим спросом среди абитуриентов. Однако, мы не успокаиваем себя этим. Нам полезно знать «болевые точки» системы высшего образования, оценку имиджа вуза в глазах потенциальных студентов и их родителей, важно понимать, как меняются профессиональные предпочтения абитуриентов, их запрос на открытие новых специальностей, усовершенствование материально-технической базы и условий обучения, для своевременной перестройки и приведения образовательных программ в соответствие с запросами потребителей образовательных услуг. Мы понимаем, с какими школами в каких районах области нам стоит усилить информационную работу, какие новые формы информирования использовать. Мы и дальше будем сотрудничает с ЦСИ в рамках работы над данным исследованием» – сообщила И.Б.Коннова, старший преподаватель кафедры экономического анализа и государственного управления УлГУ.

В настоящее время проводится опрос непосредственных потребителей образовательных услуг, которые могут оценить все достоинства и недостатки системы профессионального и высшего образования – студентов вузов и ссузов Ульяновской области – на предмет их удовлетворённости качеством образования. Результаты опроса будут более объективно оценить качество условия обучения в учреждениях образования, и будут опубликованы в августе 2019 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *