9т452 транспортно заряжающая машина

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина

icvДата: Воскресенье, 25.01.2015, 23:45 | Сообщение # 1
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Год разработки: 1975 г.

9т452 транспортно заряжающая машина

Реактивная система залпового огня «Ураган» (9К57) предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Воскресенье, 25.01.2015, 23:48 | Сообщение # 2
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

В состав РСЗО «Ураган « входят следующие боевые средства:
9т452 транспортно заряжающая машина
Боевая машина БМ 9П140
9т452 транспортно заряжающая машина
Транспортно- заряжающая машина 9Т452

Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

Учебно- тренировочные средства

Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Воскресенье, 25.01.2015, 23:52 | Сообщение # 3
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,
ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,
ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом ( все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы ( первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Воскресенье, 25.01.2015, 23:55 | Сообщение # 4
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

9т452 транспортно заряжающая машина

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую.
1.схема взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Воскресенье, 25.01.2015, 23:57 | Сообщение # 5
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Понедельник, 26.01.2015, 10:18 | Сообщение # 6
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Снаряды комплекса «Ураган»

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Понедельник, 26.01.2015, 10:23 | Сообщение # 7
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Снаряды комплекса «Ураган»

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Понедельник, 26.01.2015, 10:26 | Сообщение # 8
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Снаряды комплекса «Ураган»

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина9т452 транспортно заряжающая машина
icvДата: Понедельник, 26.01.2015, 10:28 | Сообщение # 9
9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Снаряды комплекса «Ураган»

Источник

9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина 9т452 транспортно заряжающая машина

Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжение без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта.

Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Источник

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина 9П140

Масса в боевом положении, т: 20

Колесная формула: 8×8

Количество направляющих, шт.: 16

Калибр направляющих, мм: 220

Дальность стрельбы максимальная, км: 35

Время перезарядки, мин.: 15

Время перевода из походного положения в боевое, не более, мин.: 3

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Машина 9П140-В боевом положении, вид сбоку.

Начало разработки будущей реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которая в то время носила название «Аванпроект «Ураган»», относится ко второй половине 1960-х годов. В 1969 году — начале 1970 года составили и откорректировали тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня «Град-3″» (с начала 1970 года — «Ураган»).

9т452 транспортно заряжающая машина

Требования к системе

В конструкции снарядов использовался один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Как известно, в годы правления Н. С. Хрущева основной упор делался на развитие различных видов ракетного вооружения. Ствольные артсистемы явно недооценивали. Однако с середины 1960-х годов их разработку, включая и реактивные системы залпового огня, возобновили.

9т452 транспортно заряжающая машина

Назначение и состав

Реактивная система залпового огня «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35 км.

Вид: реактивная система залпового огня

Заказчик: Советская армия

Разработчик: Тульский государственный НИИ точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»), Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и другие

Производитель: ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Мотовилихинские заводы»

Годы производства: с 1975

Годы эксплуатации: с 1976

Количество выпущенных машина свыше 1000 единиц

¦ Март 1975 г. — принятие на вооружение

¦ С 1980 Г. — боевое применение в Афганистане

¦ 1980 г. — принятие на вооружение реактивных снарядов для дистанционного минирования местности

¦ 1982 г. — боевое применение сирийскими войсками в ходе Первой ливанской войны

¦ 2008 Г. — боевое применение в ходе грузино-югоосетинского конфликта

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина 9П140

Залп одной БМ накрывает площадь более 42 га. Основной способ стрельбы — с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 — шесть человек (в мирное время — четыре): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель и три номера расчета.

Транспортно-заряжающая машина 9Т452

В боекомплект РСЗО «Ураган» входят следующие реактивные снаряды: 9М27Ф, с осколочно- фугасной головной частью; 9М27К, с кассетной головной частью в снаряжении осколочными боевыми элементами; 9М27С, с зажигательной головной частью; 9М59, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27К2, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27КЗ, с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами; 9М51, с головной частью объемно-детонирующего действия (показал высокую эффективность во время войны в Афганистане).

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина 9П140. Пакет направляющих в боевом положении, домкраты опущены.

9т452 транспортно заряжающая машина

Ходовая часть. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко.

9т452 транспортно заряжающая машина

Артиллерийская часть включает в себя пакет из 16 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающий механизм, электротехническую и гидравлическую аппаратуру.

9т452 транспортно заряжающая машина

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган». Один из вариантов парадной окраски, использовавшийся в Советской армии. Иногда его можно встретить и в Российской армии.

2 Моторный отсек. В моторном отсеке размещена силовая установка, состоящая из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин каждый.

3 Пакет направляющих. Шестнадцать трубчатых направляющих расположены в люльке в три ряда, при этом в верхнем ряду установлены всего четыре направляющих. Максимальный угол возвышения составляет 55°.

4 Трубчатая направляющая. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда, обеспечивая ему первоначальную раскрутку.

6 Передний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

7 Рама. Рама шасси ЗИЛ-135ЛМП — сварная лонжеронная. Открытая часть рамы, предназначенная для монтажа вооружения, имеет длину 5200 мм, погрузочная высота — 990 мм.

8 Средние неуправляемые мосты. Жесткое бесподвесочное крепление к раме. Диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

9 Задний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

Читайте также

Реактивная артиллерия

Реактивная артиллерия

16. Прекращение огня

16. Прекращение огня G+4 ЧЕТВЕРГ 28.02.91Незадолго до 4 часов утра первого лейтенанта Дэниела Х. Грейбила и его экипаж разбудили, выдав приказ вылетать на эвакуацию раненых. Они быстро подготовили свой вертолёт UH-1 «Хьюи» и полетели на восток над территорией противника. Через

Реактивная спарка

Реактивная спарка Одной из первых модификаций Як-15 стала спарка, получившая обозначение Як-21 (Як-ЮМО вывозной, Як-15В или Як-21В). Названий много, а машина была одна. Як-21 № 31001 впервые облетал летчик-испытатель завода № 31 П. У. Фокин (ведущий инженер В. Г. Григорьев и механик

Ураган над Россией

Ураган над Россией Как уже говорилось, сначала были смещены Адашев и Сильвестр – их обвинили в отравлении первой жены Грозного Анастасии Романовны. Семьи опальных и даже их друзья были казнены, лишь немногие отделались ссылкой. Однако вскоре попали в опалу и

Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган»

Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 10 за 1864 г.)3 и 4 сентября на Транзундском рейде Управляющий Морским министерством делал смотр эскадре, собранной там

Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган»

Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 1 за 1865 г.)Летом прошлого года мы не имели сведении о том, что делалось на эскадре броненосных судов в Кронштадте, и потому поневоле должны были оставлять на страницах

9П140 «Ураган»

9П140 «Ураган» Новая дальнобойная 220-мм система залпового огня разрабатывалась в СССР в конце 60-х годов вначале под названием «Град-3», однако затем она была переименована в «Ураган». Первый опытный образец изготовили в 1972 году, а четыре года спустя реактивная установка

Несостоявшийся «Ураган»

Несостоявшийся «Ураган» На основании постановления правительства от 3 июня и приказа МАП от 8 июня 1953 года самолет И-3 должны были передать на государственные испытания в марте 1955 года. Разработка эскизного проекта началась в июне 1953 года и к 1 декабря 1954-го машину собрали

IV. НА ЛИНИИ ОГНЯ

IV. НА ЛИНИИ ОГНЯ 1К концу мая обстановка резко изменилась. Восстал чехословацкий корпус, следовавший по Сибирской магистрали во Владивосток для отправки на родину. 27 мая белочехи захватили Челябинск и начали наступление на Троицк. 8 июня пала Самара.Назначенный

Зарубежные реактивные системы залпового огня

Системы залпового огня

Системы залпового огня Пусковые установки С-39, БМ-14-17 и WM-18Как известно, в годы Великой Отечественной войны неуправляемые снаряды (в основном М-8 и М-13) нашли широкое применение. Поэтому и после войны неуправляемым реактивным снарядам НУРС уделялось достаточно большое

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган»

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» Ростислав Ангельский,Владимир Коровин В конце 1960-х гг. основой противовоздушной обороны отечественного флота стали два корабельных ЗРК — М-1 «Волна» и идущий ему на смену М-11 «Шторм» (о комплексах М-1 и М-11 см. «ТиВ» № 11,12/2013 г.). Оба

Источник

Убить все живое. РСЗО «Ураган». Боевое применение в Афганистане, Чечне, Южной Осетии

9т452 транспортно заряжающая машина

Ракеты (не для праздников и фейерверков, а самые что ни на есть боевые) появились в Китае и Индии около тысячи лет назад. Их использовали и тумены Чингизидов, и сарацины Саладина, и турки-османы, известны они были и в Европе. В 1809 году при осаде Копенгагена английский флот выпустил по городу около 40 тыс. только зажигательных ракет. В севастопольскую кампанию 1854-1855 годов французы применяли ракеты с дальностью полета около 8000 м, российская армия тоже отвечала ракетами, а потом активно использовала их при покорении Кавказа. Окончательно ракеты доказали свою эффективность и перспективность на фронтах Второй мировой.

Свою эффективность «Катюши» подтвердили в ходе первого же боевого применения, когда 14 июля 1941 года они одним залпом уничтожили несколько фашистских эшелонов с топливом, боеприпасами и бронетехникой на станции Орша, фактически перемешав станцию с землей. По свидетельствам медиков Вермахта, многие солдаты, пережившие массированную атаку «Катюш», отправлялись в госпитали с психическими расстройствами. Командовал батареей «Катюш» капитан Иван Андреевич Флеров. А выпущены эти боевые машины были в засекреченном цеху московского завода «Компрессор» перед самым началом Великой Отечественной войны.

Оружие, подобное «Катюшам», разрабатывалось в военные годы и в других странах. Но хотя шестиствольные реактивные минометы Третьего Рейха — немецкие солдаты называли их Esel («Осел»), а советские — «Ванюша» (позже прозвище «Ванюша» чуть ли не в приказном порядке было передано новым советским РСЗО увеличенного калибра, БМ-31-12, однако в войсках оно так и не прижилось) — нанесли немалый ущерб Советской Армии и армиям союзников, а американские крупнокалиберные реактивные системы, установленные на гусеничном шасси, превосходно показали себя при взламывании гитлеровских оборонительных линий в Италии, Франции и Бельгии, в военную историю вошло только одно название — «Катюша». Главным образом потому, что в СССР во время войны РСЗО разных калибров и на разных шасси было сделано намного больше (в годы войны в СССР был разработан целый ряд реактивных минометов, кроме уже упомянутой «Катюши» БМ-13 были БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-13-Н, БМ-31-12, БМ-13СН). Благодаря относительной дешевизне и простоте производства, с конца 1941 года они поступали в войска целыми дивизионами и полками. Гвардейские минометные части, вооруженные ими, внесли огромный вклад в достижение победы над Германией.

9т452 транспортно заряжающая машина

Система «Град» была широко внедрена в сухопутные войска. Помимо 40-ствольной установки на шасси автомобиля «Урал-375», был разработан целый ряд модификаций для различных вариантов боевого применения: «Град-В» для воздушнодесантных войск; «Град-М» — для десантных кораблей ВМФ; «Град-П» — для применения подразделениями, ведущими партизанскую войну.

9т452 транспортно заряжающая машина

Именно советский путь в долгосрочной перспективе оказался более верным. Его правоту подтвердили Афганистан и появившаяся теория «военных конфликтов малой интенсивности». Речь уже не шла о глобальном противостоянии «двух миров, двух образов жизни». И Запад, и Восток — в равной степени увязли в бесконечной череде локальных войн, где дело приходилось иметь не с профессиональными армиями, оснащенными по последнему слову техники, а со скудно вооруженными, зато многочисленными, хорошо подготовленными и фанатичными партизанами. Вот тут-то РСЗО, способные в мгновение ока положить плотный огневой ковер на несколько гектаров, и пришлись как нельзя кстати.

«Ураган»

9т452 транспортно заряжающая машина

Полномасштабные работы по 220-мм реактивной системе залпового огня «Ураган» были начаты по решению МОП и МО от 31 марта 1969 года на Пермском орудийном заводе (бывший № 172), а 12 января 1970 года состоялось закрытое постановление Правительства «О создании новой РСЗО «Ураган» повышенной дальности».

Первый опытный образец РСЗО «Ураган» был изготовлен в феврале 1972 года, после чего начались его испытания. Они шли тяжело, даже в ходе Государственных испытаний, на которые «Ураган» был передан летом 1974 года, было зафиксировано три разрушения ракеты (беспрецедентный случай). По существующему порядку всю партию ракет надлежало немедленно вернуть на доработку (причем за счет предприятия), но конструкторам удалось убедить комиссию, что они смогут устранить недостатки во время испытаний. В результате их самоотверженных усилий РСЗО «Ураган» (получившая индекс 9К57) Постановлением СМ № 724-227 от 18 марта 1975 года была принята на вооружение Советской Армии. На Западе «Ураган» получил обозначение БМ-22 или М-1977.

Боевая машина 9П140 и транспортно-заряжающая машина 9Т452 для РСЗО 9К57 «Ураган» были созданы в СКБ Пермского машиностроительного завода на базе шасси автомобиля ЗИЛ135ЛМ (в связи с тем, что серийное производство шасси велось на Брянском заводе, позже ему было присвоено название БАЗ135ЛМ).

9т452 транспортно заряжающая машина

Особенность четырехколесного шасси автомобиля ЗИЛ135ЛМ — расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Силовая установка включала два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ЗИЛ-375, каждый из которых развивал мощность 180 л.с.

Трансмиссия машины была выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводились во вращение от своего двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой оси были управляемыми и имели независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имели и жестко крепились к раме.

Машина 9П140 оборудовалась централизированной системой регулирования давления воздуха в шинах и потому обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе она может развить скорость 70 км/час и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 м. На ней установлено 16 направляющих трубчатого типа. Они расположены на люльке в три ряда и составляют пакет, который крепится к люльке стяжными лентами (такая система крепления была успешно опробована на «Граде»). Люлька служит для установки на ней пакета направляющих и соединения с верхним станком двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается при наведении по углу возвышения). Люлька со всеми смонтированными на ней узлами и деталями составляет качающуюся часть установки.

В состав боекомплекта «Урагана» входят ракеты с моноблочными фугасными головными частями 9М27Ф; кассетными головными частями 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами; 9М27К2 с 24 противотанковыми минами; 9М27КЗ с 312 противопехотными минами. Зажигательные головные части могут содержать 4 зажигательных элемента. Кроме того, по сведениям западной печати, существуют боевые части с объемнодетонирующей смесью и отравляющими веществами.

9т452 транспортно заряжающая машина

Боевая машина может транспортироваться на любые расстояния железнодорожным, водным или воздушным транспортом (самолеты Ан-22 и Ил-76).

На 19 ноября 1990 года в «зоне до Урала» (Европейская часть СССР) имелись одна реактивная артиллерийская бригада и 10 реактивных артиллерийских полков РСЗО «Ураган». Это были:

Всего в этих формированиях насчитывалось 470 РСЗО, общее же их количество в Вооруженных Силах было по меньшей мере вдвое больше.

РСЗО «Ураган» широко использовалась Советской Армией в боевых действиях в Афганистане, где эта система наводила ужас на моджахедов. Солдаты называли здесь стрельбу «Ураганов» — «запуском столбов», так как снаряды к данной реактивной системе своей толщиной (диаметр 220 мм) и длиной очень напоминали телеграфные столбы. Позже «Урагану» пришлось повоевать и на территории бывшего СССР, особенно в Чечне.

По воспоминаниям ветеранов-афганцев, система «Ураган» имела отличные характеристики — могла быстро развернуться, а затем сменить позицию, была точна при стрельбе. Ее боевые и транспортно-заряжающие машины были мобильны и просты в эксплуатации, правда, шасси ЗИЛ-135ЛМ имело и слабые места. Одним из них были колесные подвески, которые, как правило, на очень сложных дорогах Афганистана не выдерживали, но машины все равно оставались на ходу. В Кабуле был случай, когда транспортно-заряжающая машина вернулась на четырех колесах вместо восьми (на двух передних и двух задних). Все колеса, располагавшиеся в средней части машины, были собраны в кузове. Виной этому был слишком мягкий металл рамы. Машина могла двигаться и на одном двигателе (как и двухдвигательные БТР-60 и БТР-70, также использовавшиеся в Афганистане).

Во многом благодаря работе «Ураганов» успешно прошел вывод советских войск из Кандагара в августе 1988 года. Огневая поддержка вывода войск из Кандагара и прилегающих территорий продолжалась сутки с лишним, силами нескольких боевых машин (транспортно-заряжающие машины без остановки подвозили им с артскладов новые ракеты). Когда досылатели снарядов транспортно-заряжающих машин ломались, загрузку стволов пусковых установок производили вручную. Весь 28-й реактивный артиллерийский полк был выведен из Шинданда, кроме двух батарей «Ураганов». Они были оставлены на двух заставах: в Шинданде и Герате, для поддержки десантно-штурмовых батальонов и других родов войск.

Был момент (зимой 1988-1989 гг.), когда часть находившихся в Афганистане «Ураганов» предполагалось передать афганским правительственным войскам. Но затем посчитали, что нет гарантии того, что «Ураган» не попадет в руки «душманов», а далее и в руки ЦРУ. Вывели последние «Ураганы» из Афганистана в самом конце войны — 9-11 февраля 1989 года в Кушку. Оттуда, погрузив на железнодорожные платформы, отправили в Брянск.

9т452 транспортно заряжающая машина

Аналог «Урагана» был разработан в США фирмой Lockheed Martin Missiles and Fire Control только спустя почти восемь лет. Это 230-мм реактивная система залпового огня MLRS (Multy Launch Rocket System), имеющая направляющие с 12 трубами и дальность стрельбы 30-40 км. РСЗО MLRS была принята на вооружение в 1981 году, а в 1983 году начала поступать в войска. Для ее производства в 1986 году в рамках блока НАТО был образован международный консорциум, в который вошли фирмы США, ФРГ, Великобритании, Франции и Италии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *