а и савенков детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)
Валентина Яковлева
Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары
Детская исследовательская деятельность
(технология Савенкова А. И.)
Яковлева Валентина Сергеевна
Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.
Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Учебное исследование дошкольника, так же,
как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбеж-
но включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад,
Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.
Подготовка к занятиям:
Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.
Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.
Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.
Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.
Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.
Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.
После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.
2. Составление плана исследования
Начнем с обычных проблемных вопросов,например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования,последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов:
• «спросить у другого человека»
• «наблюдение и эксперимент».
• «посмотреть в компьютере»
• «обратиться к специалисту».
Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
4. Обобщение полученных данных
На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.
При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.
Вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований, специальная «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.
Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 на-
клеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На
каждом кармашке схематическое изображение «метода исследова-
ния». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические
записки с собранной информацией.
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются
все участники занятия. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку иссле-
дователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фло-
мастеры. План исследования в данном случае проговаривать необя-
зательно, т. к. он изложен и уже зафиксирован на кармашках папки.
Вооружившись всем необходимым,каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Надеваем на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик.
Правила для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
o На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
o Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
o Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
o Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
o Подходите ко всему творчески.
Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательскогообучения помогает детям:
o уметь видеть проблему и ставить вопросы;
o уметь доказывать;
o высказывать предположения и строить планы по их проверке.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков.Серия:— Издательство: Дом Федорова. – 2010.
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Учебный план
Раздел I. Психология исследовательского поведения
Лекция 1. Исследовательское поведение в современной психологии
Лекция 2. Исследовательская деятельность и исследовательские способности
Лекция 3. Исследовательское поведение и творчество.
Контрольная работа № 1
Раздел II. История и теория исследовательского обучения дошкольников
Лекция 4. История применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании
Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения.
Контрольная работа № 2
Раздел III. Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании
Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду
Лекция 7. Методика проведения учебных исследований в детском саду
Лекция 8. Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Раздел III. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду
Литература
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
5. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
Три кита исследовательского обучения
Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:
развитие у детей исследовательских умений и навыков;
детскую исследовательскую практику;
мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Изучение практики использования методов самостоятельного учебноисследовательского поиска детей в образовательных целях убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи нередко страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся разных возрастов предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве образовательных учреждений педагоги убеждены: стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой. Наивность этой точки зрения очевидна, особенно для педагогов дошкольного звена.
Детская учебноисследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
Кроме того, учебноисследовательская практика ребенка — занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственно внимания педагога. Поэтому необходима система ее мониторинга. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребованно, интересно взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают. Это требует создания специальной системы мониторинга детской учебноисследовательской деятельности.
Таким образом, программа учебноисследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
1. Подпрограмма — «тренинг»
Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
2. Подпрограмма — «детская исследовательская практика»
Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
3. Подпрограмма — «мониторинг»
Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПОДПРОГРАММ
Подпрограмма — «тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
давать определение понятиям;
делать умозаключения и выводы;
готовить собственные минидоклады;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием, при квалифицированном руководстве психолога или педагога.
Наша экспериментальная работа показала, что программирование данного учебного материала следует осуществлять по принципу «концентрических кругов». Дети осваивают полный цикл обозначенных проблем, например, в старшей группе, а затем все еще раз повторяется в подготовительной.
Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Важная особенность программы состоит в том, что, готовясь к занятию, педагог сам составляет сценарий каждого занятия. Для этого, исходя из особенностей группы, подбирается набор заданий из разных блоков («видеть проблемы», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.).
Задачи эти изложены в серии специальных тетрадей, изданных под грифом «Маленький исследователь» ярославским издательством «Академия развития».
Примеры из блока «Учимся задавать вопросы»
А упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими.
Вы кладете на стол какойнибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше.
Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т.д.
Но кукла — узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов.
Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какогонибудь существа или предмета. Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать?
Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации.
К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:
К блоку «Учимся задавать вопросы» относятся и упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать когото или чтото — значит ответить на вопросы:
— Что это такое?
— Чем оно отличается от других или от другого?
— Чем похоже на других или другое?
Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.
Примеры из блока «Учимся выдвигать гипотезы»
Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.
Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.
Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце).
Вслед за этим можно предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какието знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
Приведем еще несколько упражнений.
Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Найдите возможную причину события такого явления:
«Дети стали больше играть во дворах».
«Миша весь вечер не подходил к телевизору».
«Пожарный вертолет весь день кружил над лесом».
«Полицейский автомобиль стоял у дороги».
«Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше».
«Котята спали весь день».
После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какиенибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей).
Матрица для оценки идей
Например, дети нашли на улице черепаху и решают, что с ней делать. Выдвигаются разные предложения (идеи). Затем вырабатываются требования к предложениям, по которым они будут оцениваться. Хорошо ли это для черепахи? Легко ли это сделать? Можно ли это сделать быстро? Безопасно ли это для человека? Дорого ли будет стоить воплощение предложения в жизнь? Есть ли ктото, кто возьмется это сделать?
Чтобы табличка не выглядела громоздкой, можно обозначать критерии только первыми словами: Легко? Быстро? Безопасно? Дорого? Кто? и т.п.
Затем каждое предложение оценивается по заданным критериям. Можно — с помощью плюсов и минусов, а можно — с помощью балльной системы. Например, то или иное предложение получает балл от одного до трех (пяти) по каждому заданному критерию, а потом баллы подсчитываются.
Чтобы научиться оценивать идеи, нужно специально потренироваться. Например, высказать несколько предположений в ответ на вопросы:
«В какие игры лучше играть на улице?»;
«Как лучше добираться до детского сада — на автобусе или на машине?»;
«Что лучше — кроссовки или ботинки?».
Для каждого вопроса нужно разработать критерии, занести их в матрицу и оценить высказанные предположения.
Примеры из блока «Учимся видеть проблемы»
На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней чтото, что удивляет.
Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе.
Тем не менее она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.
Другая ситуация. Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какойто выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.
Подпрограмма — «исследовательская практика»
Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы — проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебноисследовательского поиска постепенно возрастает. Методика проведения этих занятий в детском саду будет подробно рассмотрена в следующем блоке наших материалов.
Подпрограмма — «мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Это требует специального рассмотрения задачи представления результатов детских исследований. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий.
Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершаться минидокладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог должен принять участие в обсуждении.
В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебноисследовательской практики, но требуют деликатного отношения.
Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.
Вопросы и задания
1. Перечислите подпрограммы программы исследовательского обучения в детском саду.
2. С помощью толкового словаря составьте собственный терминологический словарик с определением терминов «проблема», «гипотеза», «классификация», «эксперимент», «понятие». Приведите примеры для иллюстрирования каждого термина.
3. Что такое мониторинг детских исследовательских работ? Назовите организационные формы, в которых такой мониторинг может осуществляться.
Приложение
Сделай выбор!
Практическое задание для педагогов по организации экспериментальной деятельности (в рамках освоения подпрограммы «Тренинг»)
Организация экспериментов сегодня широко практикуется в различных образовательных программах. В первую очередь в программах по экологии.
Поэтому педагогам известны разные опыты на выяснение свойств окружающих предметов и веществ. Однако к экспериментам сегодня прибегают не только в области естественнонаучных дисциплин, но и в области психологии и социальных наук.
Так что вполне возможно предложить детям простейшие эксперименты, связанные с этими направлениями.
Вот, например, эксперимент на выяснение предпочтений окружающих.
Ребенку показывают несколько картинок и предлагают их «ранжировать» — разложить в порядке предпочтений. Чтобы малыш не запутался и чтобы легче было обрабатывать результаты, для начала лучше иметь дело с небольшим количеством картинок. Пусть их будет три. Такой ряд легко выложить: на первом месте окажется картинка, которая нравится больше всего, на последнем — которая нравится меньше всего. (Если картинок больше, чем три, тогда спрашивают: «Какая картинка нравится тебе больше всего?» — и кладут выбранную картинку на первое место. Затем спрашивают: «Какая картинка из оставшихся нравится тебе больше всего?» — и кладут выбранную картинку на второе место. И так далее.)
Изображения на картинках могут быть различными — конкретными и абстрактными, но лучше всетаки начинать с понятных ребенку образов. Пусть на наших картинках изображены: собачка, кошка, мышка. Тогда и вопрос, обращенный к опрашиваемым, будет звучать понятно: «Кто тебе больше нравится?»
После того, как ребенок выложил ряд, взрослый замечает:
«Интересно, другие ребята так же разложат картинки?»
Ребенок может высказать свои предположения на этот счет. Это гипотезы. Их можно экспериментально проверить — опросить разных детей и сравнить ряды картинок.
«Дети будут выкладывать картинки. Но запомнить порядок, в котором разложены они каждый раз оказываются, очень трудно. Нужно както записывать (фиксировать) результаты».
Форму записи ребенку нужно подсказать. Даже маститые психологи часто пользуются для проведения экспериментов готовыми формами для фиксации и сравнения результатов.
Каждая картинка получит условное обозначение: собака — С, котенок — К, мышка — М. Под каждой картинкой напишем место, которая она заняла в выборах того или иного ребенка.
Вот так разложил картинки Петя:
Теперь составим табличку. Сверху, в шапке, выставим условные обозначения картинок (их коды).
В правом столбике будем писать имена участников эксперимента. В свободные клеточки занесем места, которые заняла каждая картинка в выборах каждого ребенка. В нижней строчке запишем число, которое получится, если сложить все места.
Дальше можно обсуждать результаты.
Первый вывод, к которому нужно подвести ребенка, — что все участники сделали разные выборы (в данном случае). Значит, у всех разные предпочтения. Это само по себе важно и интересно.
- военные учения в средиземном море
- 2834de что за машина