а в донском монастыре слова
А в Донском монастыре
Время птичьих странствий.
Спит в Донском монастыре
Русское дворянство.
Дремлют, шуму вопреки,
И близки, и далеки
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.
Другие песни исполнителя
№ | Песня | Исполнитель | Время |
---|---|---|---|
01 | Император играет на скрипке | Александр Городницкий | |
02 | Атлантида | Александр Городницкий | |
03 | Брусника | Александр Городницкий | |
04 | Гвардейский вальсок | Александр Городницкий | |
05 | Геркулесовы столбы | Александр Городницкий | |
06 | Народ и язык | Александр Городницкий |
Слова и текст песни Александр Городницкий Донской монастырь предоставлены сайтом Megalyrics.ru. Текст Александр Городницкий Донской монастырь найден в открытых источниках или добавлен нашими пользователями.
Использование и размещение перевода возможно исключиетльно при указании ссылки на megalyrics.ru
Слушать онлайн Александр Городницкий Донской монастырь на Megalyrics — легко и просто. Просто нажмите кнопку play вверху страницы. Чтобы добавить в плейлист, нажмите на плюс около кнопки плей. В правой части страницы расположен клип, а также код для вставки в блог.
Донской монастырь
Иду вдоль стен монастыря,
Про суету мирскую забывая
И к ценностям иных высот
Душой слегка соприкасаясь.
Как мелочны порой обиды наши,
Как призрачны надежды и мечты,
У этих стен вдруг понимаешь,
Как вечно время и не вечен ты.
________________________________
В честь иконы Донской Божьей Матери,
На месте стана русских войск,
Вступивших в схватку с крымским ханом,
Построен первый был Собор.
В конце шестнадцатого века
Икона та Москву спасла и от разора сберегла,
Но Храм недолго простоял.
Сгустились тучи,время Смутное настало,
Пришли поляки, разорили монастырь.
Почти сто лет он в запустеньи был.
В конце семнадцатого века
Построен был Большой Собор,
Донской иконе снова посвященный.
С тех пор рос быстро монастырь,
Стал величавым и красивым
И наконец-то принял вид,
Каким его теперь мы видим.
За пять веков он много повидал,
Поляки,Чумный бунт, французы,
Пожары, грабежи, раздор,
Но каждый раз он возрождался.
Страшнее для него был век двадцатый,
Когда на Веру в Бога был запрет,
Но,Слава Богу, Веру не убили,
В сорок шестом богослуженья возродили
И Монастырь остался жив.
За стенами его Некрополь,
Покой где обрели сыны Страны,
Которыми гордиться можем
И помнить о которых мы должны.
Был Монастырь защитником Москвы,
Теперь в её он центре оказался
И в память о далеких днях,
О всех страданьях пережитых,
Икона Божьей Матери Донской
Раз в год вновь возвращается сюда
И крестный ход свой совершает,
Нас всех от бед грядущих охраняет.
— Донской Монастырь основан в 1591 году Царем Феодором Иоанновичем в память
об избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея на месте стана русских
войск вблизи старой Калужской дороги.
Донской монастырь и его окрестности
Коротать холодные осенние вечера принято в тепле, укутавшись клетчатым пледом и согреваясь горячим чаем (ну или не чаем, но обязательно согревающим). Так выглядит идеальная картинка для многих, но не для нас с вами. Нас так просто дома не удержать.
Вот и мы с подругой после работы решили прогуляться от метро Шаболовская до Донского монастыря. Правда, увлекшись разговором, ушли не совсем туда, зато по пути обнаружили интересный особняк — бывшую загородную «дачу» графа Орлова-Чесменского. Её Величество Екатерина ll пожаловала этот необыкновенно прекрасный трёхъярусный особняк, напоминающий свадебный торт, графу Алексею Орлову-Чесменскому. В верхнем ярусе граф развел голубей, от чего дом стали называть в народе «дача-голубятня».
После Октябрьской революции усадьба была передана в пользование семьям офицеров, затем в ней размещались художественная коммуна, библиотека, детский сад. В 1996 году началась масштабная реконструкция. Первым делом был восстановлен прекрасный сад с ароматными розами, найдены два подземных хода: один пеший вел в сторону Нескучного сада, а другой каретный выходил на берег Москва-реки.
В 2012-ом году здесь открылся ресторан восточной кухни «Визирь Махалля & Граф Орлов».
Адрес: Москва, 2-ой Верхний Михайловский проезд, д. 2.
Довольные интересной находкой, мы направились к нашей основной цели. К восьми часам вечера попасть внутрь монастыря нам уже не удалось, но прогуляться вокруг, пошелестеть осенней листвой в сквере никто не запрещал.
Когда-то давно мы жили на Ленинском проспекте, иногда в хорошую погоду воспитатели детского сада водили нас к стенам Донского монастыря, а мы в его скверах сажали кленовые носики в надежде, что вырастут деревья. И кто знает, может молодой клен подмигнул мне при встрече.
Наша прогулка оказалась тихой и приятной, вечером в социальных сетях поделилась фотографиями, отправила маме, и она предложила в выходные сгонять туда снова. Ведь в сквере рядом с древними стенами монастыря прошла ее молодость, дружеские посиделки, романтичные знакомства и свидания. Ни секунды не размышляя, я, конечно, согласилась.
Адрес: Москва, Донская площадь, строение 1–3.
В субботний день мы отправились на прогулку. Стояла золотая осень, хоть солнышко и не светило, но зато и не капало с неба.
Мы немного прогулялись по Шаболовскому району, мама повспоминала свою молодость и родные места, многое изменилось. Район расстроился, выросли элитные постройки, но среди них сохранились и узнаваемые уголки.
За теплыми воспоминаниями мы дошли до Донского монастыря и через Западные или проездные ворота с надвратной церковью в честь праведных Захарии и Елизаветы и колокольней зашли на территорию святыни. Над их проектом работали Д. В. Ухтомский и его ученик А. П. Евлашев в период с 1750 по 1753 года.
В конце XX века своды были расписаны сюжетами из истории монастыря художницей Н. П. Ермаковой: на южной стене описывается основание монастыря, а на северной пребывание Патриарха Тихона в Донском монастыре и чудесным образом обретение его мощей.
Можно полюбоваться красивым мозаичным панно,
а также детскими наивными рисунками на библейскую тематику.
Для наглядности приведу схему Донского монастыря, установленную неподалеку от входа.
Свое название Донской ставропигиальный мужской монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом защитившей Москву от нашествия войска хана Казы-Гирея. Согласно старинному преданию именно здесь Сергий Радонежский благословил великое войско Дмитрия Донского на сражение с татаро-монгольским игом, а чуть позже при царе Федоре Иоанновиче в 1591-ом году был основан монастырь.
Главной архитектурной доминантой на территории монастыря является соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Большой собор), построенный в период с 1683 по 1698 года. Архитектура храма уникальна и представляет собой так называемое «лепестковое» сооружение, весьма нетипичное для того времени.
Мы зашли внутрь, я не удержалась и сделала подпольный снимок, но мой маневр был замечен охранником. И далее он за мной ходил по пятам в храме.
»Интерьер собора выглядит столь же величественно, благодаря хорошей освещенности через окна и пять световых барабанов. Величавый семиярусный иконостас в стиле «московского» барокко, был выполнен под руководством мастера Оружейной палаты К. Золотарева, в 1695–1699 году. Несмотря на то, что сам иконостас и иконы неоднократно поновлялись он сохранился до наших дней в первозданной красоте». Источник
Главной реликвией, перенесенной из Малого собора, считается храмовой образ Донской Богородицы, датируемый XVII веком. Для него была изготовлена рама с сюжетом «Древо Иессеево» изографом Симоном Ушаковым.
Древняя чудотворная Донская икона Божией Матери до революции хранилась и почиталась в главном храме, но при советской власти она была передана в Третьяковскую галерею и лишь раз в год первого сентября в праздник Донской Богородицы прибывает в монастырь.
Ниже на фото братские кельи петровских времен, где проживают монахи по сей день.
Небольшой храм в честь святого князя Александра Невского был основан в 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.
Как мы знаем монастыри на Руси несли не только духовную миссию, но и оборонительную функцию. Поэтому на территории монастыря мы можем обнаружить старинные пушки XVIII века.
Под сводами Большого Донского собора хранятся частички надгробий, крестов, элементы памятников и памятные таблички.
Первый каменный храм в честь иконы Донской Богородицы (Малый собор) заложен в 1591 году на месте походной церкви русского войска. Предполагают, что заказчиком строительства собора был Борис Годунов, а автором выступал известный зодчий Федор Конь.
В период с 1673 по 1679 года к храму были пристроены трапезная часть, приделы увенчанные луковичными главами (южный в честь преподобного Сергия Радонежского и северный в честь великомученика Федора Стратилата) и шатровая колокольня, а также надстроен центральный барабан.
К своему стыду я не подозревала, что в стенах Донского монастыря находится древнейший некрополь. По нему продолжится наш с вами маршрут. Не лучшее место для субботней прогулки, но перемещаясь от одной могилы к другой, тут совсем не возникает ощущение страха, как при посещении наших кладбищ, а напротив некое любопытство и интерес. Ведь Донской монастырь стал пристанищем выдающихся людей (деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства), покоящихся многие века.
Здесь расположена фамильная усыпальница князей Голицыных, похоронены участники Отечественной войны 1812 г., декабристы, военнослужащие Крымской, русско-турецкой, первой мировой войн.
Когда-то мне довелось побывать в Милане на монументальном кладбище, прогулка по которому доставило невероятное новое ощущение «удовольствия» (не побоюсь этого слова). Так и сейчас мы с интересом изучали надписи на надгробиях, рассматривали белокаменные скульптуры, находили имена известных и достойнейших людей, мысленно поминая их.
Не зря Донское кладбище не редко называли аристократическим погостом «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы».
Территория некрополя занимает всю юго-восточную часть монастыря, составляя почти два гектара.
Есть и печальная страница в жизни монастыря.
Донской монастырь — это, пожалуй, единственное религиозное место в Москве, пережившее время советских реформ без существенных разорений и изменений.
Сюда свозили уникальные надгробия из закрытых монастырей и храмов Москвы и Подмосковья.
Донской некрополь можно смело называть музеем под открытым небом, ведь в нем сохранились уникальные белокаменные плиты,
композиции в виде ротонд, беседок и часовен, семейных усыпальниц,
саркофаги, вазоны, урны, скульптуры плакальщиц и ангелов.
Донской монастырь можно смело называть последним пристанищем высшего русского дворянства и богатого купечества. Тут покоятся с миром философ П.Чаадаев, поэты М.Хераскова и А.Сумарокова, писатель В.Одоевский, историк В.Ключевский и архитектор О.Бове.
В 2005 году здесь был перезахоронен прах генерала А. И. Деникина и философа И. А. Ильина вместе с их супругами.
Одно из последних захоронений произошло в 2008 году: был погребен русский писатель и общественный деятель А. И. Солженицын.
На кладбище приходят любопытные туристы, верующие и паломники, даже животные.
Посмотрите в глаза этому упитанному коту, даже в них отражается глубокая скорбь и печаль. Не стала я долго тревожить его уединение и спокойствие.
На протяжение многих столетий на территории Донского монастыря появились различные хозяйственные здания, церкви и родовые усыпальницы.
Больничная церковь Михаила Архангела построена в период 1806–1809 годы на средства княгини Анны Голицыной по проекту архитектора И. В. Еготова ученика В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Заложена она на месте обветшавшей церкви Евфимия Великого. Изначально предполагалось, что в ней разместится храм-усыпальница представителей рода Голицыных.
Примечателен небольшой храм в псевдорусском стиле в честь преподобного Иоанна Лествичника, построенный в 1896–1897 годах на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко.
Предназначен он был для погребения членов его семьи, но в 1898 году переоборудован в церковь.
Не будем больше тревожить души покоящихся с миром. Вечная память им.
Но пока мы не торопимся покидать стены Донского монастыря. Есть тут еще на что посмотреть.
Да и полюбоваться красками осени.
Особое внимание стоит уделить краснокирпичным стенам монастыря с красивыми и изящными башнями. Возводились они в период с 1686 по 1711 года на средства «Ирины Симоновны Кирилловой, чей супруг думный дьяк Яков Аверкиевич принял монашеский постриг в Донском монастыре, с именем Арсений. Окончены все работы по возведению ограды и 12 башен были при архимандрите Лаврентии (Габашвили) в 1711 году».
»Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Угловые выносные башни на ¾ выходили из плоскости стен, чтобы была возможность их защиты. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, а еще по галереям можно было обойти всю территорию монастыря». Источник
В нишах стен с восточной стороны установлены шесть мраморных горельефов, сбитых с Храма Христа Спасителя перед взрывом в 1931 году и чудом сохранившихся. Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским. Они были высечены из протопоповского мрамора.
Основными сюжетами послужили военная и библейская тематика.
Встреча Давида, победившего Голиафа.
Мариам — библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.
Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар в 1380 году.
Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями.
На фасаде нового Храма Христа Спасителя установлены бронзовые копии горельефов, а оригиналы, к сожалению, доживают свой век не в музее под защитой от ветра, снега и дождей, а на открытом воздухе.
Бросаем последние взгляды на территорию монастыря, Большой и Малый Донские соборы и покидаем стены святыни.
Но жизнь продолжается, о чем свидетельствуют яркие и красивые цветы, высаженные в клумбы. И ей надо наслаждаться пока мы с вами живы на нашей планете.
Пока мы с мамой гуляли вокруг стен монастыря, несколько слов хочется сказать о жизни в XX–XXI века.
В 1918 году монастырь был формально закрыт, но монастырская активность еще продолжалась неофициально.
В 1927 храмы во имя Анны Кашинской и Серафима Саровского превратили в первый в городе крематорий
В 1934 году был открыт антирелигиозный музей архитектуры Академии архитектуры СССР, сюда были свезены фрагменты разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки.
В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева.
С 1991 года Донской монастырь вернули Московскому Патриархату и началась постепенная реставрация.
Донской монастырь известен тем, что здесь был заключен Патриарх Всероссийский Тихон (Белавин), подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. В двух тесных кельях он провел свою жизнь, а 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…». В 1989 году во время ремонта Малого собора было обнаружено место погребения с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году его причислили к лику святых, его мощи перенесли в раке в Большой собор.
А мы подошли к Северным воротам с Надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
Северные ворота, построенные в 1693 году, изначально являлись главным входом в монастырь.
Вот и подошла к концу наша небольшая прогулка.
Хоть Донской монастырь не входит в ТОП туристических маршрутов, но заглянуть сюда определенно стоит.
Этот тихий и спокойный уголок Москвы, спрятанный от суеты нашей столицы, хранит в себе богатую историю и оберегает души людей, нашедших здесь свой покой.
Цикл материалов «Прогулки по любимой столице»
Москва. «А в Донском монастыре. «
Время отдыха: ноябрь 2020
Робко ступаю на московскую территорию, трепещу перед продвинутыми столичными жителями, не соображу с чего начать и прикрываюсь словами известной песни Александра Городницкого:
А в Донском монастыре
Время птичьих странствий.
Спит в Донском монастыре
Русское дворянство:
Дремлют, шуму вопреки,
И близки и далеки,
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.
Кто только не ущипнул Городницкого за поэта Языкова. Ведь тот был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, а позже перезахоронен в Новодевичьем. Донской расположен как раз между ними двумя.
Ах, усопший век баллад,
Век гусарской чести!
Дамы пиковые спят
С германнами вместе.
Под бессонною Москвой,
Под зеленою травой
Спит и нас не судит
Век, что век закончил свой
Без войны без мировой,
Без вселенских сует.
Для начала прогулялась вокруг монастыря. Его можно не спеша обойти примерно за полчаса или чуть больше-меньше, смотря кто как ходит. При этом придётся обогнуть и территорию Нового кладбища, скучная ограда которого вплотную примыкает к южной монастырской стене. Вдобавок в одном месте подходы к стене Нового кладбища так застроены, что придётся идти в обход. Так что не советую совершать полный круг, как это сделала я.
Зато благодаря там и тут расставленным указателям получила представление о главных достопримечательностях ближайших окрестностей.
Состояние некоторых башен и участков стен почти бедственное, но реставрационные работы потихоньку идут, хотя и не стремительными темпами.
Эту дряхлую башню я за все годы знакомства впервые увидела в лесах.
Другие пока только ждут обновления.
Святые (Северные) монастырские врата с надвратной церковью Тихвинской иконы Богоматери сейчас закрыты для посетителей. Примыкающая к ним изнутри территория тоже недоступна для посещения.
Надвратную церковь в честь праведных Захарии и Елизаветы с колокольней над Западными воротами возводили в восемнадцатом веке по проектам трёх архитекторов: Д. Трезини, Д. В. Ухтомского и А. П. Евлашева.
Здесь под сводами находится церковная лавка, но в этот раз я её не посещала, вопреки своему обыкновению, чтобы избежать любых контактов. По этой же причине не заходила в храмы.
Однако я здесь задержалась, чтобы рассмотреть фрески, выполненные нашими современниками. Они рассказывают об истории монастыря, и если знаешь её хотя бы в общих чертах, рассматривать и узнавать события интересно. Да и подписи помогают.
В реальности он был не менее (а скорее более) опасным соперником Годунова, а в этих событиях, по-моему, вовсе не участвовал..
Но в фильме сусально-положительный Романов внимательно выслушивает мудрого Годунова, самовольно отправляется в разведывательный рейд, ненамеренно попадает в плен и рассказывает самому хану о якобы подошедшем подкреплении с севера под аккомпанемент начавшейся в русском лагере пальбы из пушек.
Пальбу на свой страх и риск устраивает сам Годунов, который, в отличие от спесивого Мстиславского, пользуется у воинов большим авторитетом и они ему охотно подчиняются.
Ранним утром хан со своим войском, как и положено, оказывается уже далеко от лагеря. Наши торжествуют победу.
О Донской иконе в фильме не упоминается. Однако у сериалов свои законы и они редко в точности следуют исторической канве событий.
Кино обладает огромным достоинством: наглядностью. Когда видишь героев в действии, в соответствующих костюмах, куда проще потом запомнить и факты и даты исторических событий. После этого и историю интересней изучать. Для меня, по крайней мере, это так.
И я обратилась к некоторым нашим историкам, чтобы «сравнить показания».
Сергей Михайлович Соловьёв, описывая поход и бегство Казы-Гирея, перечислил воевод всех четырёх русских полков с их «товарищами», вроде как заместителями; у Мстиславского товарищем и был Годунов, но имени Фёдора Романова среди перечисленных Соловьёвым нет. Он не говорит также ни слова о ночной пальбе из пушек, но сообщает, что пленные действительно сообщили хану о подходе свежих сил и о готовящемся ночном нападении. Хан испугался и бежал, бросив обоз. Вообще Соловьёв не слишком много внимания уделил этому нашествию.
При чтении совершенно ясно, что оба историка пользовались одними источниками, но как по разному они их преподносят!
Соловьёв сух и краток:
«Несколько дней были пиры у царя в Грановитой палате; в благодарность Богу построили Донской монастырь. (История России с древнейших времён, т. VII, гл. III).
Карамзин так не умеет:
. не было конца великолепным пирам в Грановитой палате, более в честь Годунова, нежели в царскую, ибо Феодор велел торжественно объявить и в России, и в чужих землях, что Бог даровал ему победу радением и промыслом Борисовым. Таким образом новый луч озарил главу правителя, луч ратной славы, блистательнейшей для народа державы воинственной, которую окружали ещё столь многия опасности и неприятели! На месте, где войско стояло в укреплении против хана, заложили каменную церковь Богоматери и монастырь, названный Донским от имени святой иконы, которая была с Димитрием на Куликовом поле и с Годуновым в московской битве, а на случай новаго приступа варваров к столице защитили все ея посады деревянными стенами с высокими башнями».
А вот любопытная деталь. Награждая в числе прочих победителей Годунова, царь среди прочих богатых даров «пожаловал ему сосуд Мамаевский, славную добычу Куликовской битвы» (Карамзин), «сосуд золотой, который называли Мамай, потому что был взят в Мамаевом обозе после Куликовской битвы» (Соловьёв).
* * *
На сводах среди прочих сюжетов, связанных с монастырской истории, немало места занимают росписи, посвящённые Патриарху Московскому и всея Руси Тихону.
В Донском монастыре он провёл в заключении последние годы жизни, пережил покушение, в 1925-м году скончался и был погребён в Малом соборе. Затем его захоронение было утеряно, и вокруг этого факта витали разные слухи и предположения.
Сравнительно недавнее обретение мощей святителя Тихона изображено на фреске.
История обретения мощей подробно изложена в популярной книге «Несвятые святые» Тихона Шевкунова, который был участником и очевидцем обретения мощей, когда служил в Донском монастыре. Можно сравнить фотографии из книги, сделанные во время обретения мощей, с фресками на эту же тему. Ещё несколько десятков лет невозможно было представить себе, что такое возможно.
* * *
Со стены Большого собора на входящих смотрит изображение знаменитой иконы Богоматери, именуемой Донской.
Донская икона известна с четырнадцатого века. Согласно одному преданию, ею благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося в поход против Мамая в 1380-м году. Согласно другому, она была принесена донскими казаками в войско накануне Куликовской битвы, закреплена на древке в виде хоругви и всё сражение была с воинами. Затем она осталась у князя Дмитрия, его стали называть Донским, икону Донской. В дальнейшем она получила славу избавительницы России при нашествиях татар и вообще при угрозе с юга.
Меня всегда удивляло, как можно говорить о донских казаках конца четырнадцатого века. Существовали ли они уже?
Если верить Ключевскому, то «древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444 году» (Русская история. Полный курс лекций. Лекция XLV)
Есть, конечно, многотомная история казачества и другие источники, но мне так глубоко копать и ни к чему.
Большой собор невозможно назвать как-то иначе, он очень массивный, но при этом нацелен строго в небо. Стоит прямо напротив входа, и надвратная колокольня отражается в его окнах.
Если бы тут и там не повторялось, что это нарышкинское барокко, сама я так не подумала бы. Привыкла, что нарышкинские храмы имеют привычную ступенчатую форму типа «восьмерик на четверике» и более узорчатый белокаменный декор.
Малый собор, как свидетельствуют росписи на входе в монастырь и фотографии в более ранних отзывах и книгах, побелел совсем недавно, а раньше был красно-белым.
Мне особенно нравится небольшая серая часовенка с вытянутыми луковичными главками, вызывающими в памяти купола над звонницей Покровского собора Марфо-Мариинской обители.
Икона Николая Чудотворца слывёт чудотворной. В интернете почти одними и теми же словами на разных сайтах пересказывается история о том, как стрелявший в икону красноармеец был поражён насмерть собственной срикошетившей от кусочка смальты пулей. Лишь где-то в одном месте прочитала версию, что стрелявший был не просто солдатом, а комиссаром и вдобавок принадлежал фамилии Левченко.
Схема захоронений установлена на возвышенном участке монастырского кладбища возле Малого (Старого) собора; если стоять лицом ко входу, то этот участок справа. На схеме он обозначен римской цифрой III, а сама схема находится на повороте дорожки у надгробия 28.
Разумеется, на схеме отмечены только надгробия наиболее известных лиц. Когда бродишь по дорожкам или прямо «по целине» среди могил, обнаруживаешь немало других знакомых фамилий, хотя имена-отчества часто ни о чём не говорят. А бывает, что одно только имя вызывает удивление.
Вот и могила Василия Осиповича Ключевского неподалёку от Большого собора. Читала, что его надгробие было реконструировано в 2016-м году на средства, собранные жителями Пензенской области (он был уроженцем Пензенской губернии).
Когда-то давно я особо выделила для себя Ключевского, прочитав лишь несколько его разрозненных афоризмов:
«Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем».
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
«Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде».
Вскоре после возвращения из Москвы нашла книгу его афоризмов и записок.
«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».
«Тактика благоразумной жены: всю жизнь мучить, терзать мужа, пачкать и пакостить ему, а овдовев, кудахтать о несравненных и небывалых качествах его ума и сердца, считать оставшиеся после него деньги и лить романтические слезы над его могилой, с умилением и благодарностью вспоминать день и час его кончины.»
Действительно, всегда ли стоит ли доверять надгробным эпитафиям?
Надо сказать, довольно едкие высказывания уважаемого историка в адрес женщин стали для меня неожиданностью. Ими постоянно перемежаются остальные его афоризмы; создалось впечатление, что он когда-то однажды был ранен какой-то дамой, так никогда и не оправился и выработал в себе привычку не расслабляться и ежедневно напоминать себе и остальным, какие порченые существа эти женщины. Из-за этого я и книгу расхотела дочитывать, будучи именно женщиной. Не могу не признать, что автор чаще всего прав, метко замечая особенности женской натуры. Однако его пристрастность вызвала в памяти одного крайне неприятного персонажа тургеневского «Рудина», Пигасова, который постоянно отзывался о женщинах очень резко, причём в их же присутствии. В устах Пигасова вполне естественно прозвучало бы изречение Ключевского «дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него», да и не только оно.
Вместе с Барановским похоронены его сестра Наталья Дмитриевна и жена Мария Юрьевна Барановская, историк и даже некрополист. Он с ней и познакомился на кладбище Новодевичьего монастыря, которое она изучала. И она, кстати, имела отношение к перезахоронениям поэта Языкова, Н.В. Гоголя и А.С. Хомякова с упраздняемого кладбища Даниловского монастыря на кладбище Новодевичьего, которые были произведены одновременно. И жили они долго в бывшей келье Новодевичьего монастыря. Какая-то монастырская судьба.
Дорожка от Большого собора мимо могилы Барановских ведёт прямо к знаменитым горельефам.
Я не знаю подробностей того, как происходил их перенос в монастырь, случайно ли в Донской попал именно тот фрагмент, на котором изображён Сергий Радонежский, благословляющий князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) накануне битвы с Мамаем в 1380-м году иконой Богоматери, будущей Донской.
Можно долго бродить по кладбищу, «перебирая» знаменитые и безвестные могилы. Кажется, что на кладбище можно провести всю жизнь, изучать и так и не изучить до конца эти надгробия и всё, что с ними связано. Только вряд ли кто захочет пожертвовать ради этого всей жизнью.
Мне нравится на наших старых кладбищах всё, что создаёт атмосферу таинственности и дряхлости (если можно говорить об атмосфере дряхлости). Например, грубоватые каменные саркофаги с захоронений восемнадцатого века. Их много, и насколько я понимаю, не все местные, много привезённых с уничтоженных кладбищ.
Будто куцые безголовые львы на мохнатых лапах.
Без этих лап и рельефов саркофаги выглядели бы скучно. Как и без рельефов по бокам и с торцов. Чаще всего изображён привычный череп со скрещенными костями или какие-то знаки и символы. Их значение наверняка нетрудно установить, но пусть некоторые остаются загадками.
Я обнаружила два почти точь-в-точь зеркальных герба. Только в одном из нижних полей щита на первом гербе рука держит стрелу, а на втором меч. Что бы это значило?
А один тоже безымянный герб за два дня прогулок я даже стала узнавать в разных местах. Или мне только казалось, что он повторяется, а на самом деле я просто проходила мимо одного и того же саркофага?
Но вот я увидела его на строгом металлическом памятнике с разборчивой надписью. Оказался гербом Голицыных. И оказалось (как я позже прочитала), в одном из монастырских храмов была устроена фамильная усыпальница этого знатного рода. А после 1917-го, наверное, раскидали надгробия по территории, и это ещё не самое плохое, что могло произойти. А может быть, и не все Голицыны были погребены в храме?
Сразу после прогулок я воодушевлённо думала: вот, вернусь домой, займусь геральдикой и генеалогией. Но прошла пара недель, и я, хотя располагала большим запасом времени, даже и не пошевелилась в этом направлении. Потому что на самом-то деле знаю, какая это тягомотина. Описание того же герба Голицыных например:
«Щит разделен горизонтально на две равные части. В верхней в красном поле изображен герб Литовский, то есть: скачущий на белой лошади воин с подъятым вверх мечом. В нижней части означены: в правом серебряном поле герб Новгородский, малинового цвета стул, на коем положены крестообразно державный жезл и длинный крест; над стулом тройной подсвечник с горящими свечами, по сторонам стула два черные медведя, стоящие на задних лапах, в левом голубом поле серебряный крест, имеющий в средине черного двуглавого орла. Щит покрыт мантиею и шапкою принадлежащими княжескому достоинству«. ( https://gerbovnik.ru/arms/2.html )
Это только описание, а есть ещё толкование. Если нет веской причины специально заняться геральдикой, то лучше и не браться, таким как я уж точно.
* * *
«А в Донском монастыре реставраторы везде. «
Мне повезло попасть в монастырь в разгар реставрационных работ. Слово повезло не беру в кавычки, потому что я уже была тут раньше и уверена, что буду и позже, а в таком случае нечего сокрушаться, что кругом разруха и неустрой, а наоборот, интересно увидеть часть процесса преобразования, если, конечно, оно не уничтожает хорошее ради превратно понимаемого лучшего. А понять, что в реставрации хорошо и что плохо, не всякий из нас способен, мы в основном оцениваем её с точки зрения собственных эстетических идеалов, а они у всех разные.
Затянутые полиэтиленом участки местами придавали кладбищу вид тепличного хозяйства. Периодически внутренность полупрозрачных палаток озарялась яркими вспышками и зудением, и если не знать ничего про электродуговую сварку, то можно было вообразить себя героем какого-нибудь кладбищенского фэнтези.
Сюрреализма дабавляли распиленные на мощные кругляши стволы и надгробия, припорошенные опилками.
Когда я вечером показала эти снимки своей кузине, она сказала, что днём видела в Инстаграме свежий репортаж одной девушки-блогера, которая, видимо, прямо в одно время со мной водила по монастырю небольшую экскурсию. Среди прочего она показала эти распиленные деревья и сетовала на то, что кладбище лишилось своих замечательных старых лип.
Но из другого источника кузина узнала, что липы были срублены с профилактической целью, так как у них гниют сердцевины.
Судя по чёрной морщинистой коре, это действительно липы. А судя по коричневым сердцевинам, они действительно гниют, хотя древесина выглядит прочной и гладкой. Но я знаю точно, что древесина липы всегда имеет однотонный белый цвет. Она безъядровая, очень мягкая и потому одинаково хорошо режется в любом месте и во всех направлениях, что и сделало её наряду с берёзой любимым материалом резчиков по дереву на Руси.
По-моему, цвет этой древесины и по краям для липы всё же слишком тёмный. Но, возможно, дерево просто потемнело от влаги, как всё вокруг.
* * *
Ангелы с монастырских надгробий так и просятся в отдельное исследование. Может быть, оно уже и существует.
Я встречаю его как старого знакомого при каждом посещении монастыря. Две эти фотографии сделаны с разницей в пять лет. Но почему-то я всегда оказываюсь в Донском в мрачное межсезонье, и несколько других старых фотографий совсем незаметно перемешались в отзыве со свежими.
Впервые я была в монастыре году в девяносто третьем-четвёртом. Приступая к написанию отзыва, перерыла весь свой фотоархив, но снимков того посещения не нашла (а они были), кроме единственного фото, сделанного на чёрно-белую плёнку.
А вот обелиск торчит неизвестно зачем посреди фруктового сада на закрытой для посещении территории.
* * *
Напоследок (ну, почти напоследок) предлагаю полюбоваться неожиданными изысками природы, недолговечными алмазами и хрусталём, обнаруженными мною в конце первой прогулки, когда я уже начала замерзать и подумывала повернуть к выходу. И тут увидела.
Нам, близоруким, полезно почаще делать упражнения для глаз, фокусировать их попеременно на предметах, находящихся вдали и вблизи. Я и сфокусировала. И сколько-то времени вдаль глядеть уже не хотелось.
Обнаружила тропическую маранту! Это одно из моих любимых комнатных растений. Её многие знают, широкие овальные листья с тёмными симметричными пятнами. Вот ни дать ни взять её листик, только покрасневший от убийственных для него холода и ветра.
Но самым поразительным оказалось то, что под ногами. Мрачным пасмурным днём и некоторые другие листья казались попавшими сюда не то из тропиков, не то вообще с другой планеты.
Эти причуды природы были самым необычным и трогательным из всего, что я видела в Донском, и ярким, если не считать алых лепестков розы, рассыпанных на мокром асфальте одной из дорожек Нового кладбища. Но то было на другой день.
На Новом кладбище мне было неуютно.
Вроде всё как заведено: какой-то киоск, цветы, план у ворот. Я рассмотрела его и попыталась найти братские могилы жертв репрессий. Почему-то у меня это не получилось. Пересекающихся дорожек оказалось гораздо больше, чем на плане. И я в итоге оказалась у захоронений с прахом из крематория.
Вспомнилось неприятное слово «колумбарий».
Странно, античные и «a la античные» надгробные памятники с вазами-урнами нисколько не отвращают от себя, но даже восхищают плавными линиями и необычными сюжетами.
Но вид монастырской стены, превращённой во что-то вроде ячеистого шкафа с урнами, у меня вызвал подташнивание.
Охота обойти остальную территорию начисто пропала. К храму, бывшему крематорию, даже не подошла.
Идею крематориев для меня навсегда очернили германские нацисты.
И вообще, сжигать мертвецов. Хотя для кого-то ничего такого в этом нет.
В разное время у разных народов и существовали и существуют и разные способы захоронения. К чужим обычаям тоже относятся по-разному.
Признавая несомненную мудрость древних египтян и восхищаясь их искусством, я всё же (со своим сознанием современного человека) содрогалась бы всю жизнь, зная, что моё тело ждёт мумификация. Бррр.
При этом греческий обычай спустя три года после похорон выкапывать очистившиеся от праха кости из могил, промывать и перезахоранивать в общем семейном склепе меня не отвращает. Для страны, где так много гор, камней и воды и так мало земли, это кажется естественным. Греки не могут себе позволить пространные кладбища. Зато они у них сплошь каменные-мраморные и очень аккуратные, с лампадками и цветами.
Закрою тему эксгумаций и Нового кладбища словами уважаемой Галишниковой Татьяны из её собственного, трёхлетней давности, отзыва о Донском монастыре:
Как-то подкосило меня слегка посещение Нового кладбища, стало зябко и неуютно на душе.
( https://www.otzyv.ru/review/199772/#pagetop )
Она, в отличие от меня, нашла могилы жертв политических репрессий. И после этого ещё посетила расположенный, оказывается, неподалёку Купеческий музей.
А я с Нового кладбища опять отправилась на Старое восстанавливать душевный покой.
Тут я наконец остановлюсь и не буду писать ни про масонские кресты, ни про «обязательные» захоронения и т.п. Слишком я многословна, думала напишу коротенько, но меня всегда уносит в сторону. Но такие места просто не могут не наводить на размышления. Например, о том, что посещение кладбищ нужно именно живым. Мёртвым нужны не цветы и не рюмки-бутерброды, а память и молитвы. А живым нужно напоминание, как и ради чего жить, чтобы их потом не забыли. Или чтобы хотя бы не вспоминали так, как Салтычиху.
Ярко, как всегда, Фаина Георгиевна Раневская припечатала ( она похоронена на Новом кладбище):
«Жить нужно так, чтобы тебя помнили и сволочи.»
Комментарии к рассказу
Спасибо большое, Екатерина, за Ваш замечательный рассказ. Я тоже всегда вспоминаю эту песню Городницкого, когда бываю в Донском или просто проезжаю мимо. Она удивительно совпадает с этим местом.
Я живу не очень далеко от Донского и несколько лет по дороге на работу сворачивала с Ленинского на улицу Стасовой и здоровалась с его большим собором.
Можно долго бродить по кладбищу, «перебирая» знаменитые и безвестные могилы.
Да, я тоже это очень люблю. И время от времени бываю на кладбищах Донского и Новодевичьего монастырей.
Отдельное спасибо за цитаты Ключевского. Надо же, никогда бы не подумала, что он так относился к женщинам.
«Алмазы и хрустали» у Вас просто чудесные.
Книжечка ваша про «усадебное ожерелье» заинтересовала, попробую найти через электронную библиотеку, почитаю про бывшее Троицкое и Верхние Теплые станы (ныне поселок Мосрентген, где мы живем).
Кстати, фаворит Екатерины 2 Григорий Орлов был племянником упомянутого вами владельца Коньково-Троицкого Николая Ивановича Зиновьева. Впоследствии Екатерина и выкупила у них это имение.
на кладбище можно провести всю жизнь, изучать и так и не изучить до конца эти надгробия и всё, что с ними связано. Только вряд ли кто захочет пожертвовать ради этого всей жизнью.
Нам, близоруким, полезно почаще делать упражнения для глаз, фокусировать их попеременно на предметах, находящихся вдали и вблизи.
Я живу не очень далеко от Донского
«Алмазы и хрустали» у Вас просто чудесные.
Книга очень хорошая! В любом случае стоит её найти.