а в назарчук учение никласа лумана о коммуникации
Учение Никласа Лумана о коммуникации
Скачать книгу в формате:
Аннотация
Учение Никласа Лумана
Издательство «Весь мир»
Глава 1. Н. Луман и теория систем 12
§ 1. Основы системной теории 12
§ 2. Уровни системного анализа 20
§ 3. Творческая биография Н.Лумана 26
§ 4. Модернизация системной теории Н.Луманом 31
Глава 2. Теория социальных систем Н. Лумана 42
§ 1. Система и окружение 42
§ 2. Структурные соответствия 54
§ 3. Медиум и форма 58
§ 4. Комплексность и контингентность 63
§ 5. Наблюдение и описание 68
§ 6. Понятие двойной контингентности 79
§ 7. Эволюция систем 83
Глава 3. Понятие коммуникации 91
§ 1. Социальные системы и коммуникация 91
§ 2. Структура коммуникации 99
§ 4. Символическая генерализация и бинарное кодирование 127
Глава 4. Медиа коммуникации 153
Отзывы
Популярные книги
Снежным. не отказывали. Не смели. И если взгляд холодных глаз останавливался на девушке или женщ.
Любовница
Когда кругом обман
Психология влияния
Дем Михайлов Господство клана Неспящих. Гром небесный © Михайлов Д., 2015 © Оформление. ООО «Изд.
Гром небесный
Пенелопа Дуглас Соперник Пролог Фэллон Были люди, которые мне нравились и которые не нрав.
Соперник (ЛП)
Наталья Щерба ЧАСОВАЯ БИТВА Спасибо Еве, Татьяне и Павлу — моим первым читателям, поверившим в.
Часовая битва
Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Учение Никласа Лумана о коммуникации» Назарчук А. В. по зову своего сердца. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Приятно окунуться в «золотое время», где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. «Учение Никласа Лумана о коммуникации» Назарчук А. В. читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.
Новинки
Невозможное иногда случается даже в Ярнаме. Охотник с кровоточащей раной в памяти встретил девушку.
А в назарчук учение никласа лумана о коммуникации
Учение Никласа Лумана
Издательство «Весь мир»
Глава 1. Н. Луман и теория систем 12
§ 1. Основы системной теории 12
§ 2. Уровни системного анализа 20
§ 3. Творческая биография Н.Лумана 26
§ 4. Модернизация системной теории Н.Луманом 31
Глава 2. Теория социальных систем Н. Лумана 42
§ 1. Система и окружение 42
§ 2. Структурные соответствия 54
§ 3. Медиум и форма 58
§ 4. Комплексность и контингентность 63
§ 5. Наблюдение и описание 68
§ 6. Понятие двойной контингентности 79
§ 7. Эволюция систем 83
Глава 3. Понятие коммуникации 91
§ 1. Социальные системы и коммуникация 91
§ 2. Структура коммуникации 99
§ 4. Символическая генерализация и бинарное кодирование 127
Глава 4. Медиа коммуникации 153
§ 1. Средства распространения коммуникации 153
§ 2. Книгопечатание 155
§ 3. Электронные медиа 160
§ 4. Символически генерализованные средства коммуникации 171
§ 5. Религия и мораль как средства коммуникации 189
Глава 5. Коммуникация как социологическое понятие 199
§ 1. Коммуникация и социальное действие 199
§ 2. Системная дифференциация 213
§ 3. Функциональная дифференциация общества 221
§ 4. Мировое общество 230
Список литературы 247
Коммуникация – одно из тех понятий, которые в 20-м веке переме-
стились с периферии в центр философской дискуссии. Это событие обу-
словлено и новизной интерпретации, и новой сферой применения этого
понятия. В разное время разнообразные смысловые производные от ла-
тинского слова communis («общий») не раз становились смыслообразую-
щими социальными понятиями. Это «причастие» (communio) в христиан-
скую эпоху, «коммуна», «коммунизм» – в эпоху социальных движений
«В своей первичной греческой форме (koinonia), и латинском пере-
воде (communio) это слово означало участие в каком-либо совместном
деле, но преимущественно и в наибольшей степени – в каком-то полити-
общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражали самую
суть понятия общества. Формируя свое представление об обществе, ан-
тичные мыслители обращались к нему, конструируя идеальную «комму-
ну» и беря в качестве исторического прототипа возникающую на новом
месте небольшую колонию.2 В Новое время с помощью понятия коммуны
формулировалось представление о модели разумной экономической и
культурной практики общежития (с полемическим акцентом против част-
ной собственности) в противовес социальному укладу традиционных ис-
торических поселений.3 В 19-м веке это обобщение идеально моделируе-
мого общественного устройства ассоциировалось с понятием коммунизма, означая тип универсального общественного устройства, опирающегося на
равенство и справедливость.
2 Как в «Законах» Платона.
Такое представление, прототип которого – в «Утопии» Т. Мора или «Городе солнца» Т.
Кампанеллы, было подхвачено французскими социальными утопистами, А. Сен-
Симоном, Ш. Фурье, и их последователями, например, Н. Чернышевским.
В 20-м веке возникают новые понятия: «коммуникация», «речевая
коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное пове-
дение», «коммуникативная революция», «коммуникативистика», «комму-
никативные дисциплины», «теория коммуникации» и т.п., черпая свой
изначальный смысл из бихевиористски и психологически интерпретиро-
ванной практики. Исследование социальных моделей, которые должны
быть «совершенными и справедливыми», было дискредитировано как
идеологически окрашенное. Науке в пределах ее компетенции остались
описание и изучение «методологии описания» общества, и как раз поня-
заявить о себе как о методологической основе для исследования практи-
ческих процессов передачи и обработки социальной информации, форми-
рования и изучения общественных связей на макро-и микроуровне.
Тем не менее и сегодня эти понятия остаются относительно новыми, недостаточно артикулированными ни в философском, ни в научном, ни в
общесемантическом измерении. В социальных науках эта область соци-
ально-научного знания получила определение Communication или
Communication Studies (теория коммуникации). Однако вплоть до Лумана
понятие коммуникации никогда не входило в тезаурус основных социоло-
гических понятий, оставаясь в предметной области психологии, лингви-
стических наук и различных отраслей журналистики.4
В становлении современной западной теории коммуникации можно
выделить несколько этапов, или «поколений», привнесших свои новации
в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протя-
4 В числе основных предшественников коммуникативистики можно назвать направле-
ние философской «прагматики» от Ч.Пирса до К.-О.Апеля, авторов «Теории речевых
актов» Серла и Остина. (См. Austin J.L. How to do things with words. Oxford, 1962; Searl J.R. Speech Acts. Camridge, 1969. Performative Utterances. // Pholosophical Papers, Oxford, 1961. В лингвистике это теория коммуникации Р.Якобсона (Якобсон Р. Избранные
жении всего двадцатого века в рамках различных дисциплин,5 после вто-
рой мировой войны одновременно с развитием информационных наук и
технологий стали оформляться принципиально новые подходы к изуче-
нию феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рас-
смотрение коммуникации как передачи информации, причем необходи-
мыми составляющими этого процесса признавались источник информа-
ции, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Пример
– математическая модель коммуникации Шеннона и Вивера,6 описываю-
щая коммуникацию как процесс передачи информации от одного источ-
ника к другому. Модель получила широкое распространение как модель
передачи информации (information transmission model) и обусловила ма-
тематический и кибернетический крен в теории коммуникации. И до сего
дня, несмотря на критику линейного, однонаправленного характера ком-
муникации в этой интерпретации, данная модель широко используется в
коммуникативной теории и на практике.7
В теории коммуникации, разрабатывавшейся в 50-60-х годов в русле
постбихевиоризма, постепенно происходит «психологизация» понятия
коммуникации, когда она все больше начинает рассматриваться как меж-
личностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления
вносят антропологи, психологи, психиатры и психотерапевты.8 В теориях
этих ученых коммуникация предстает прежде всего как взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация
есть не просто передача и прием информации, но создание некоей общ-
ности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения
сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуника-
А в назарчук учение никласа лумана о коммуникации
Учение Никласа Лумана
Издательство «Весь мир»
Глава 1. Н. Луман и теория систем 12
§ 1. Основы системной теории 12
§ 2. Уровни системного анализа 20
§ 3. Творческая биография Н.Лумана 26
§ 4. Модернизация системной теории Н.Луманом 31
Глава 2. Теория социальных систем Н. Лумана 42
§ 1. Система и окружение 42
§ 2. Структурные соответствия 54
§ 3. Медиум и форма 58
§ 4. Комплексность и контингентность 63
§ 5. Наблюдение и описание 68
§ 6. Понятие двойной контингентности 79
§ 7. Эволюция систем 83
Глава 3. Понятие коммуникации 91
§ 1. Социальные системы и коммуникация 91
§ 2. Структура коммуникации 99
§ 4. Символическая генерализация и бинарное кодирование 127
Глава 4. Медиа коммуникации 153
§ 1. Средства распространения коммуникации 153
§ 2. Книгопечатание 155
§ 3. Электронные медиа 160
§ 4. Символически генерализованные средства коммуникации 171
§ 5. Религия и мораль как средства коммуникации 189
Глава 5. Коммуникация как социологическое понятие 199
§ 1. Коммуникация и социальное действие 199
§ 2. Системная дифференциация 213
§ 3. Функциональная дифференциация общества 221
§ 4. Мировое общество 230
Список литературы 247
Коммуникация – одно из тех понятий, которые в 20-м веке переме-
стились с периферии в центр философской дискуссии. Это событие обу-
словлено и новизной интерпретации, и новой сферой применения этого
понятия. В разное время разнообразные смысловые производные от ла-
тинского слова communis («общий») не раз становились смыслообразую-
щими социальными понятиями. Это «причастие» (communio) в христиан-
скую эпоху, «коммуна», «коммунизм» – в эпоху социальных движений
«В своей первичной греческой форме (koinonia), и латинском пере-
воде (communio) это слово означало участие в каком-либо совместном
деле, но преимущественно и в наибольшей степени – в каком-то полити-
общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражали самую
суть понятия общества. Формируя свое представление об обществе, ан-
тичные мыслители обращались к нему, конструируя идеальную «комму-
ну» и беря в качестве исторического прототипа возникающую на новом
месте небольшую колонию.2 В Новое время с помощью понятия коммуны
формулировалось представление о модели разумной экономической и
культурной практики общежития (с полемическим акцентом против част-
ной собственности) в противовес социальному укладу традиционных ис-
торических поселений.3 В 19-м веке это обобщение идеально моделируе-
мого общественного устройства ассоциировалось с понятием коммунизма, означая тип универсального общественного устройства, опирающегося на
равенство и справедливость.
2 Как в «Законах» Платона.
Такое представление, прототип которого – в «Утопии» Т. Мора или «Городе солнца» Т.
Кампанеллы, было подхвачено французскими социальными утопистами, А. Сен-
Симоном, Ш. Фурье, и их последователями, например, Н. Чернышевским.
В 20-м веке возникают новые понятия: «коммуникация», «речевая
коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное пове-
дение», «коммуникативная революция», «коммуникативистика», «комму-
никативные дисциплины», «теория коммуникации» и т.п., черпая свой
изначальный смысл из бихевиористски и психологически интерпретиро-
ванной практики. Исследование социальных моделей, которые должны
быть «совершенными и справедливыми», было дискредитировано как
идеологически окрашенное. Науке в пределах ее компетенции остались
описание и изучение «методологии описания» общества, и как раз поня-
заявить о себе как о методологической основе для исследования практи-
ческих процессов передачи и обработки социальной информации, форми-
рования и изучения общественных связей на макро-и микроуровне.
Тем не менее и сегодня эти понятия остаются относительно новыми, недостаточно артикулированными ни в философском, ни в научном, ни в
общесемантическом измерении. В социальных науках эта область соци-
ально-научного знания получила определение Communication или
Communication Studies (теория коммуникации). Однако вплоть до Лумана
понятие коммуникации никогда не входило в тезаурус основных социоло-
гических понятий, оставаясь в предметной области психологии, лингви-
стических наук и различных отраслей журналистики.4
В становлении современной западной теории коммуникации можно
выделить несколько этапов, или «поколений», привнесших свои новации
в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протя-
4 В числе основных предшественников коммуникативистики можно назвать направле-
ние философской «прагматики» от Ч.Пирса до К.-О.Апеля, авторов «Теории речевых
актов» Серла и Остина. (См. Austin J.L. How to do things with words. Oxford, 1962; Searl J.R. Speech Acts. Camridge, 1969. Performative Utterances. // Pholosophical Papers, Oxford, 1961. В лингвистике это теория коммуникации Р.Якобсона (Якобсон Р. Избранные
жении всего двадцатого века в рамках различных дисциплин,5 после вто-
рой мировой войны одновременно с развитием информационных наук и
технологий стали оформляться принципиально новые подходы к изуче-
нию феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рас-
смотрение коммуникации как передачи информации, причем необходи-
мыми составляющими этого процесса признавались источник информа-
ции, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Пример
– математическая модель коммуникации Шеннона и Вивера,6 описываю-
щая коммуникацию как процесс передачи информации от одного источ-
ника к другому. Модель получила широкое распространение как модель
передачи информации (information transmission model) и обусловила ма-
тематический и кибернетический крен в теории коммуникации. И до сего
дня, несмотря на критику линейного, однонаправленного характера ком-
муникации в этой интерпретации, данная модель широко используется в
коммуникативной теории и на практике.7
В теории коммуникации, разрабатывавшейся в 50-60-х годов в русле
постбихевиоризма, постепенно происходит «психологизация» понятия
коммуникации, когда она все больше начинает рассматриваться как меж-
личностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления
вносят антропологи, психологи, психиатры и психотерапевты.8 В теориях
этих ученых коммуникация предстает прежде всего как взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация
есть не просто передача и прием информации, но создание некоей общ-
ности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения
сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуника-
А в назарчук учение никласа лумана о коммуникации
Учение Никласа Лумана
Издательство «Весь мир»
Глава 1. Н. Луман и теория систем 12
§ 1. Основы системной теории 12
§ 2. Уровни системного анализа 20
§ 3. Творческая биография Н.Лумана 26
§ 4. Модернизация системной теории Н.Луманом 31
Глава 2. Теория социальных систем Н. Лумана 42
§ 1. Система и окружение 42
§ 2. Структурные соответствия 54
§ 3. Медиум и форма 58
§ 4. Комплексность и контингентность 63
§ 5. Наблюдение и описание 68
§ 6. Понятие двойной контингентности 79
§ 7. Эволюция систем 83
Глава 3. Понятие коммуникации 91
§ 1. Социальные системы и коммуникация 91
§ 2. Структура коммуникации 99
§ 4. Символическая генерализация и бинарное кодирование 127
Глава 4. Медиа коммуникации 153
§ 1. Средства распространения коммуникации 153
§ 2. Книгопечатание 155
§ 3. Электронные медиа 160
§ 4. Символически генерализованные средства коммуникации 171
§ 5. Религия и мораль как средства коммуникации 189
Глава 5. Коммуникация как социологическое понятие 199
§ 1. Коммуникация и социальное действие 199
§ 2. Системная дифференциация 213
§ 3. Функциональная дифференциация общества 221
§ 4. Мировое общество 230
Список литературы 247
Коммуникация – одно из тех понятий, которые в 20-м веке переме-
стились с периферии в центр философской дискуссии. Это событие обу-
словлено и новизной интерпретации, и новой сферой применения этого
понятия. В разное время разнообразные смысловые производные от ла-
тинского слова communis («общий») не раз становились смыслообразую-
щими социальными понятиями. Это «причастие» (communio) в христиан-
скую эпоху, «коммуна», «коммунизм» – в эпоху социальных движений
«В своей первичной греческой форме (koinonia), и латинском пере-
воде (communio) это слово означало участие в каком-либо совместном
деле, но преимущественно и в наибольшей степени – в каком-то полити-
общение, совместную жизнь и, можно сказать, издревле выражали самую
суть понятия общества. Формируя свое представление об обществе, ан-
тичные мыслители обращались к нему, конструируя идеальную «комму-
ну» и беря в качестве исторического прототипа возникающую на новом
месте небольшую колонию.2 В Новое время с помощью понятия коммуны
формулировалось представление о модели разумной экономической и
культурной практики общежития (с полемическим акцентом против част-
ной собственности) в противовес социальному укладу традиционных ис-
торических поселений.3 В 19-м веке это обобщение идеально моделируе-
мого общественного устройства ассоциировалось с понятием коммунизма, означая тип универсального общественного устройства, опирающегося на
равенство и справедливость.
2 Как в «Законах» Платона.
Такое представление, прототип которого – в «Утопии» Т. Мора или «Городе солнца» Т.
Кампанеллы, было подхвачено французскими социальными утопистами, А. Сен-
Симоном, Ш. Фурье, и их последователями, например, Н. Чернышевским.
В 20-м веке возникают новые понятия: «коммуникация», «речевая
коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное пове-
дение», «коммуникативная революция», «коммуникативистика», «комму-
никативные дисциплины», «теория коммуникации» и т.п., черпая свой
изначальный смысл из бихевиористски и психологически интерпретиро-
ванной практики. Исследование социальных моделей, которые должны
быть «совершенными и справедливыми», было дискредитировано как
идеологически окрашенное. Науке в пределах ее компетенции остались
описание и изучение «методологии описания» общества, и как раз поня-
заявить о себе как о методологической основе для исследования практи-
ческих процессов передачи и обработки социальной информации, форми-
рования и изучения общественных связей на макро-и микроуровне.
Тем не менее и сегодня эти понятия остаются относительно новыми, недостаточно артикулированными ни в философском, ни в научном, ни в
общесемантическом измерении. В социальных науках эта область соци-
ально-научного знания получила определение Communication или
Communication Studies (теория коммуникации). Однако вплоть до Лумана
понятие коммуникации никогда не входило в тезаурус основных социоло-
гических понятий, оставаясь в предметной области психологии, лингви-
стических наук и различных отраслей журналистики.4
В становлении современной западной теории коммуникации можно
выделить несколько этапов, или «поколений», привнесших свои новации
в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протя-
4 В числе основных предшественников коммуникативистики можно назвать направле-
ние философской «прагматики» от Ч.Пирса до К.-О.Апеля, авторов «Теории речевых
актов» Серла и Остина. (См. Austin J.L. How to do things with words. Oxford, 1962; Searl J.R. Speech Acts. Camridge, 1969. Performative Utterances. // Pholosophical Papers, Oxford, 1961. В лингвистике это теория коммуникации Р.Якобсона (Якобсон Р. Избранные
жении всего двадцатого века в рамках различных дисциплин,5 после вто-
рой мировой войны одновременно с развитием информационных наук и
технологий стали оформляться принципиально новые подходы к изуче-
нию феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рас-
смотрение коммуникации как передачи информации, причем необходи-
мыми составляющими этого процесса признавались источник информа-
ции, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Пример
– математическая модель коммуникации Шеннона и Вивера,6 описываю-
щая коммуникацию как процесс передачи информации от одного источ-
ника к другому. Модель получила широкое распространение как модель
передачи информации (information transmission model) и обусловила ма-
тематический и кибернетический крен в теории коммуникации. И до сего
дня, несмотря на критику линейного, однонаправленного характера ком-
муникации в этой интерпретации, данная модель широко используется в
коммуникативной теории и на практике.7
В теории коммуникации, разрабатывавшейся в 50-60-х годов в русле
постбихевиоризма, постепенно происходит «психологизация» понятия
коммуникации, когда она все больше начинает рассматриваться как меж-
личностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления
вносят антропологи, психологи, психиатры и психотерапевты.8 В теориях
этих ученых коммуникация предстает прежде всего как взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация
есть не просто передача и прием информации, но создание некоей общ-
ности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения
сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуника-