аахенский собор aachen cathedral
Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
Ахенский собор во всем своем великолепии, © colourbox.com
История строительства Ахенского собора полна мифов и легенд, его внешний вид заставляет «ахнуть» от красоты, а внутреннее убранство поражает богатством и искусным исполнением. В этом году исполняется 40 лет со дня включения собора в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Величественный Ахенский собор носит официальное название – Кафедральный собор Девы Марии, его также называют Имперским собором и германским «чудом света». Долгое время он был местом коронации императоров Священной Римской империи и символом единоличной монаршей власти. За свою более чем тысячелетнюю историю храмовый комплекс достраивался, разрушался и реставрировался десятки раз. Теперь в его архитектуре сочетаются элементы готического, византийского и классического стилей, а находясь внутри, невозможно отвести взгляд от его искусных красочных витражей, высоких мраморных колонн, богатой росписи и чарующей мозаики. В ясные дни собор залит солнечным светом и наполнен духом ушедших времен, в пасмурные – укрывает и согревает в своих стенах жителей и гостей города. Ахенский собор стал одним из первых религиозных сооружений, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры. Это произошло в 1978 году.
Кафедральный собор был заложен в Ахене в конце VIII века по распоряжению Карла Великого – герцога Баварии и императора Запада. Объединив в себе элементы церковного зодчества Восточной и Западной Римских империй, стилистические формы византийской и античной культур, собор должен был стать каменным манифестом политики Карла. Для этого монарх пригласил в город именитых мастеров, выписал лучшие отделочные материалы – мрамор, золотую мозаику и скульптуры из Греции и Рима. Уже в 805 году собор был освящен Папой Львом III, а в 814 году стал капеллой-усыпальницей для своего создателя. Саркофаг из золота и серебра – подарок императора Фридриха II – можно и теперь увидеть в стенах храма. Среди других королевских реликвий здесь сохранились нательный крест и библия Карла Великого, его трон, на котором проходила церемония коронации, позолоченная люстра императора Фридриха Барбароссы и многое другое.
История храма полна удивительных символов и легенд. Например, одна из них связана с бронзовой фигурой волка, которую можно увидеть при входе. По одной легенде, эта скульптура олицетворяет Капитолийскую волчицу, вскормившую молоком Ромула и Рема, и напоминает о попытке Карла выстроить в Ахене «новый Рим». Согласно другой легенде, которую с удовольствием рассказывают гостям местные жители и экскурсоводы, деньги на дорогостоящее строительство пышного и красивого храма пришлось брать у самого дьявола. При этом, нечистый выдвинул свои условия: он заберет душу первого, кто переступит порог храма. Горожане оказались хитрыми и первой в собор запустили волчицу. Дьявол набросился на свою добычу и лишь потом понял, что его обманули. Со злости он лягнул железные ворота храма, от удара они треснули, и след на «Волчьих воротах» у западной стороны, якобы, виден до сих пор.
Напротив волчицы в фойе можно увидеть еще одну скульптуру – бронзовую сосновую шишку. Ее значение тоже интерпретируют по-разному. Вспоминая легенду о дьяволе, утверждают, что в шишке сохранилась душа той самой «жертвенной» волчицы. В то же время, своей формой шишка напоминает фонтан, установленный в Риме в атриуме базилики Святого Петра. В древности сосновые шишки означали плодородие, здоровье и жизненную силу. А для города, которым управлял Карл Великий, это должно было стать символом процветания и могущества.
Собор в Ахене также стал местом хранения драгоценных христианских реликвий – исподнего платья Девы Марии, пелены Младенца Иисуса, пояса Христа, который он носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Подлинность этих артефактов установить невозможно, но, несмотря на это, их духовная ценность в христианском мире огромна и верующие прихожане не подвергают их сомнению: уже в начале XIV века Ахенский собор стал местом Высокого паломничества – таким же, как, например, храм Гроба Господня в Иерусалиме, собор святого Павла в Риме, собор святого Иакова в Сантъяго де Компостела. Высокое паломничество проходит раз в семь лет. За все время традиция нарушалась лишь четырежды: из-за войн и эпидемий.
Самым полным было паломничество 1937 года, когда в Ахене собралось более миллиона человек. Все они хотели услышать обращение Папы Римского Пия XI «С глубокой тревогой…», в котором тот говорил о гонениях на церковь в Третьем рейхе, а также критиковал политику и идеологию национал-социализма. Очередное Высокое паломничество происходило в Ахене в 2014 году. Это очень красивая церемония. О начале демонстрации христианских святынь возвещают горнисты, затем распиливается замок, который закрывает Ларец с реликвиями. После каждого преклонения замочная скважина заливается свинцом, чтобы ее невозможно было открыть. Ключ тоже делится пополам и отдается двум хранителям. Каждый раз изготавливается новый замок – из драгоценных металлов и камней. Уже распиленные замки также хранятся в соборе.
Реставрацией и ремонтом храма занимается основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein»). Благодаря ему, в храм были возвращены великолепные мраморные колонны, похищенные французами в 1794 году. В разное время были отреставрированы статуи внутреннего хора, лестницы, мозаики и многое другое. Во время Второй мировой войны собор неоднократно попадал под обстрелы, но разрушен не был. Многие произведения искусства были вывезены на хранение, либо спрятаны в его подвалах. Больше всего пострадали крыша храма, неоготический алтарь, стекла и витражи. Лишь в 1985 году началась масштабная реконструкция здания. Она продолжалась до 2011 года и обошлась в общей сложности в 30 миллионов евро.
В этом году, по случаю юбилея, для желающих совершить небольшое паломничество к Ахенскому собору разработано несколько специальных маршрутов – через германское аббатство Корнелимюнстер, бельгийскую общину Мореснет и из района Кольшайд на границе с Нидерландами. Грандиозное празднование – религиозное, культурное, музыкальное – пройдет с 22 по 30 сентября, в эти дни гостей ждет красочное шоу – световая 3D-инсталляция на фасаде и стенах собора «Der Dom leuchtet».
Ахенский собор – музей истории на границе трех государств
Расположенный в одноименном городе на границе Германии, Бельгии и Нидерландов Ахенский собор является величественным памятником истории, привлекающим огромное количество туристов. Под его сводами короновались правители Священной Римской империи, восходили на престол немецкие правители. Стены храмового комплекса несут на себе отпечаток тысячелетней истории. Здание подвергалось разрушениям, не раз достраивалось и реставрировалось, но, несмотря на это, Ахенский собор в наши дни сохранил первозванное внутреннее убранство.
О городе Аахен
Аахен – город, привлекающий туристов историческими свидетельствами жизни Карла Великого, святынями Собора. С 936 по 1531 римско-германские короли короновались при главном алтаре Аахенского собора. Историки утверждают, что было короновано 30 королей и 12 королев.
Экскурсию стоит вести по маршруту европейского проекта «Шарлемань» («Путь Карла Великого»), ведущему к значительным местам центра Аахена, представляющим историю развития тем «Власти», «Бальнеологии», «Науки».
История создания собора
Идея построить кафедральный собор принадлежит Карлу Великому. Получив корону императора после падения Византии и ее столицы Константинополя, он задумал создать новую империю. А величественный собор должен был стать манифестом его политики в камне. Карл хотел, чтобы собор сочетал в себе элементы зодчества Восточной и Западной Римской империи, стилистические формы византийской и античной культуры. Его фундамент был заложен в 795 году, когда Европа только вступала в эпоху раннего средневековья.
Строительство центральной части собора продолжалось в течение восьми лет. Она представляла собой восьмиугольник Каролингов, позаимствованный из византийских архитектурных традиций. После смерти Карла Великого это здание превратили в капеллу-усыпальницу императора. Позднее появились многочисленные пристройки к собору, выполненные в готическом стиле.
Со временем Ахен перестал быть интеллектуальным центром империи, тем не менее интерес паломников к собору только усилился.
С XIV века город принимает всех желающих взглянуть на собор, который неофициально называют имперским:на протяжении шестисот лет в Ахенском соборе было короновано 35 германских королей и 14 королев.
Он стал первым немецким объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Описание собора
Ахенский, или Имперский, кафедральный собор (Aachener Dom, Aachener Münster, Kaiserdom) епархии Римско-Католической церкви, расположенный на стыке границ трех государств – Германии, Нидерландов и Бельгии, — это уникальный архитектурный комплекс, который сочетает различные стили возведения христианских церквей. Он был заложен королем франков Карлом I Великим в 796 г. и является древнейшим средневековым храмом Европы. В 1978 г. Ахенский собор стал одним из первых объектов списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местом строительства он избрал город Ахен, а осуществление замысла было поручено зодчему Одону Мецскому. Мастер спроектировал здание, подобное итальянской церкви Сан-Витале, с гармоничным созвучием мотивов позднеантичной и ранневизантийской архитектуры.
Капелла представляет собой монументальное двухуровневое восьмигранное сооружение с куполом и достигает высоты 31 м. Верхнюю часть здания поддерживают восемь столбов, а в арках верхнего уровня установлены восемь декоративных двойных колонн. Опорные элементы, арки, мраморный пол, а также украшающие интерьер золотые мозаики были доставлены в соответствии с распоряжением короля из Равенны и Рима. Внутреннее помещение окружено 16-гранной галереей с бронзовым ограждением.
В стенах капеллы проложены винтовые лестницы, ведущие на второй уровень, где в часы богослужений восседал на троне король, а также находились его приближенные.
К центральному восьмигранному ядру капеллы примыкает Западный зал – прямоугольная базилика, имеющая несколько боковых приделов. Ее вытянутые сводчатые формы выполнены по канонам римской архитектуры, давшей начало романскому стилю.
Возведение Палатинской капеллы было завершено в 806 г. По окончании строительства папа Лев III освятил ее во имя Пресвятой Девы. Карл I сумел собрать в своей резиденции важные христианские святыни: пеленки младенца Иисуса, набедренную повязку Христа, покров Девы Марии, ткань, на которой покоилась после казни голова Иоанна Крестителя. Великие реликвии хранятся в сокровищнице собора.
Карл I Великий скончался в 814 г., и созданный им храм стал местом его вечного упокоения. Он был захоронен в центре капеллы, о чем свидетельствует ныне лежащий там камень, на котором начертано его имя. Могилу короля раскрывали несколько раз. Впервые это сделал в 1000 г. император Оттон III и засвидетельствовал, что тело Карла I очень хорошо сохранилось: монарх с короной на голове сидел в кресле и держал скипетр.
При канонизации короля франков в 1165 г. по велению Фридриха I Гогенштауфена для останков изготовили богато украшенный ящик, а в центре зала был подвешен обруч диаметром 4,2 м со свечами. В 1215 г. Фридрих II переложил тело в драгоценный гроб, который стоял на алтаре до XVIII века. Сегодня Карл Великий покоится внутри позолоченного ковчега, установленного в реликварии. Трон короля, украшенный золотом, можно увидеть на верхнем ярусе священного монументального восьмигранника.
Готические хоры капеллы пристроили в середине XIV столетия. В 1367 г. на пожертвования короля Венгрии был сооружен Венгерский придел, который после реконструкции XVIII века обрел черты классицизма. В XV веке, чтобы разместить паломников, возвели несколько часовен и готический зал, ныне известный как «Стеклянный дом». В 1884 г. к собору была добавлена одна башня.
С момента основания и на протяжении шестисот лет в Ахенском соборе короновались германские короли. В XIV столетии был построен придел Карла и Губерта, где будущие императоры проводили ночь перед церемонией.
За более чем десять веков истории Ахенский собор неоднократно реконструировался и достраивался, но его центральная часть – Палатинская, или Императорская, капелла – сохранила первозданный облик, а также изначально заложенный глубокий духовный смысл. Центральный восьмигранник символизирует гармонию и совершенство, а удвоенное число граней окружной галереи предрекает небесное царство.
Могила императора Карла Великого
Трехъярусная капелла, построенная рядом со дворцом императора, получила название Октагон. Ее высота составляла 31 метр, диаметр купола – примерно 32 метра. Именно она сохранилась в первозданном виде, тогда как другие постройки и хоры претерпели изменения – их разобрали и возвели заново в готической стилистике. Войти внутрь можно было через величественные бронзовые врата с позолотой, каждая створка которых весила около двух тонн и была отлита за один раз как единое целое.
В центре капеллы лежит камень с надписью Carolo Magno (Карл Большой). Император Карл был похоронен здесь в день смерти – 18 января 814 года. Его могилу несколько раз вскрывали.
Согласно летописи монастыря Новалезе, составленной в 1048 году, первый раз склеп Карла вскрыл император Оттон Третий в 1000 году. Когда правитель вошел в подземную крипту, он был поражен – тело Carolo Magno практически не истлело и отлично сохранилось: император сидел на троне в золотой короне со скипетром в руках. После этого вход в подземную камеру был снова замурован.
Во второй раз могила императора была раскрыта в 1165 году Фридрихом Первым Барбароссой во время канонизации Карла Великого. Фридрих велел переложить останки короля франков в украшенный драгоценностями мраморный ящик. В нем они хранились менее ста лет – в 1215 году Фридрих Второй приказал мастерам изготовить драгоценный гроб художественной работы. В нем останки императора покоились на алтаре хора до XVIII века.
После этого тело еще несколько раз было эксгумировано (с исследовательскими целями), но в итоге возвращено в саркофаг, который сейчас находится в сокровищнице собора. В 2010 году ученые подтвердили, что останки действительно принадлежат Карлу.
Символы императорской власти, найденные в гробу, перевезли в Вену в 1798 году, а мраморный стул, на котором, согласно легенде, сидел император, украсили золотом. Несколько веков он служил троном действующим императорам, а теперь стоит под куполом восьмиугольного зала.
Реликвии Ахенского храма
Ахенский императорский собор знаменит многими реликвиями. Некоторые из них были вывезены в Париж в 1794 году, когда французы заняли город, а позже возвращены в Ахен.
Кроме того, в храме хранится покрывало, в которое была завернута голова Иоанна Крестителя. Установить историческую достоверность реликвий в наши дни уже невозможно, но все эти предметы обладают большой ценностью для паломников.
В сокровищнице Имперского собора в Германии также хранится серебряный бюст Карла Великого (он был выполнен с использованием части черепа императора), Каролингское Евангелие, датированное IX веком, крест с печатью Лотаря Второго и другие ценности.
Церковь в Ахене знаменита и своими легендами. Говорят, что во времена Карла Великого, истратившего много средств на военные походы, закончились деньги на строительство Октагона. Помочь жителям Ахена согласился только дьявол, причем с условием – за душу первого вошедшего в храм священника. Однако когда строительство было завершено, хитрые ахенцы запустили в здание волчицу. Дьявол понял, что его обманули, сильно разозлился и так хлопнул дверью, что она треснула.
Эту самую трещину каждый турист может увидеть своими глазами, а еще и след от пальца, который дьявол якобы прищемил. Внутри здания сохранилась статуя черной волчицы – в ней даже есть отверстие, через которое, согласно преданию, сатана забрал у животного душу.
Аахенский собор. Германия. Часть 1: Видео
Как добраться до Ахена
Ахен (Aachen) находится в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. На карте этот регион вы найдете в северо-западной части Германии, недалеко от границы с Бельгией и Нидерландами. Добраться до Ахена проще всего железнодорожным транспортом – поездами типа Thalys, соединяющих между собой все столицы и крупные города Европы.
Из некоторых немецких городов в Ахен курсируют поезда Deutsche Bahn. Воспользоваться ими могут туристы, прилетевшие в Эссен, Дейсбург или Дюссельдорф. К слову, именно в Дюссельдорфе расположен ближайший к Ахену аэропорт.
От главного железнодорожного вокзала Ахена до собора можно дойти пешком за 15-20 минут.
Ахенский собор открыт ежедневно. С апреля по октябрь он работает с семи утра до семи часов вечера, в остальное время – до шести.
Вход бесплатный, разрешено фотографировать. Любой турист может заказать экскурсионную программу на немецком или английском языке – она стоит 4 евро для взрослых и 3 евро для детей. Больше можно узнать на официальном сайте собора.
Советы туристам
В заключение
Ахенский собор, учитывая его возраст и потрясающую архитектуру, безусловно, является одним из выдающихся памятников культуры, хранящих память о нескольких поколениях немецких правителей. Сегодня окунуться в атмосферу величия прошлого может любой желающий. Внутри Ахенского собора вы увидите легендарный реликварий, витражи, галереи мозаик, многочисленные скульптуры – все то, что по праву позволяет причислить храм к церковным сокровищницам Европы. Также сюда входят Берлинский собор, Императорский собор во Франкфурте, Ульмский собор.
Аахенский собор aachen cathedral
Ахенский или Имперский собор (нем. Aachener Dom, Aachener Munster, Kaiserdom) — кафедральный собор епархии Аахена, в котором столетия короновались императоры Священной Римской империи.
Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох — дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796—806), в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров.
В восточной части собора расположены готические хоры. Ахенский собор одним из первых был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1978 году).
История
Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа.
Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.
В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу.
По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу.
Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену. Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.
Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель.
Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.
Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I.
Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.
За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох.
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Ахенский собор
Источник:
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации