абхазия храм в поселке лыхны
Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
Мiръ Абхазия Гудаутский район Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
Лыхненский Успенский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней. Храм принадлежит непризнанной Абхазской православной церкви.
Содержание
История [ править ]
Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.
В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.
Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.
Описание [ править ]
Лыхненский храм относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных, трехапсидных храмов и отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, свидетельствующих о большом мастерстве зодчих. Лыхненский храм считается шедевром архитектуры, это единственный храм на Черноморском побережье Кавказа, который сохранился в своем первоначальном виде, с кровлей из черепицы.
Стены храма сложены из тесаных плит известнякового камня и кирпича и скреплены известковым раствором. Полы покрыты водонепроницаемой цемянкой. В настоящее время над черепичной крышей храма сооружен навес, предохраняющий храм от природных воздействий, а в самом храме ведутся восстановительные работы.
Впечатляет богатство внутренней стенной росписи XIV века. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба, встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей. В нижнем ярусе – фигуры святителей (святого Василия Великого, святого Григория Богослова). На западной стене – фрагменты композиции Успения Богородицы и передачи пояса святому апостолу Фоме.
На столбах и пилястрах представлены изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, евангелиста Иоанна и других святых. Снаружи, над дверным проемом южного придела изображена Богоматерь, а за нею два ангела.
Святыни [ править ]
В Лыхненском храме можно увидеть икону Божьей Матери Знамение. Это первая известная икона, содержащая надпись на абхазском языке. Она была подарена Абхазии в 1855 году российским императором Александром II. Вокруг лика Божьей Матери можно прочитать: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Храм Лыхны: величие древних святынь
6 минут для чтения
Адрес: Абхазия, село Лыхны.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.
В удивительной и прекрасной Абхазии множество природных и рукотворных чудес, и одно из них – Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы. Учитывая красоту здешних гор, невероятную чистоту воздуха и благоухание лесов, сложно найти место, более подходящее для постройки святилищ, соборов, церквей и прочих богоугодных сооружений. Посёлок Лыхны – малая родина упомянутого храма, и надо сказать, что выглядит средневековая постройка очень необычно для этого региона. Храм в селе Лыхны богат своей историей и внешне довольно сильно отличается от прочих церквей Абхазии.
ЛЫХНЕНСКИЙ ХРАМ В АБХАЗИИ: МИМО РИСТАЛИЩ, КАПИЩ, МИМО ХРАМОВ И БАРОВ…
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Абхазии относится к православной конфессии. Его постройка датируется 10-11-м веками нашей эры, но точная дата не установлена. Церковь в селе Лыхны относится к Гудаутскому району. Её давным-давно (и не безосновательно) выключили список национального наследия. Примечательно, что на стенах собора сохранились старинные византийские фрески 14-го века.
Деревня Лыхны в Абхазии заинтересовала учёных еще во времена, когда называлась Сук- Су, а именно в 1848 году. Вернее, интерес представлял не сам населённый пункт, а старинный храм, впервые изученный французом Марием Броссе. Очевидно, что наиболее ценными в православной абхазской церкви считаются древние фрески. К слову, сохранились орнаменты даже 10-11 веков, то есть времен возведения храма. Но лучше всего можно рассмотреть фрески 14-го столетия, украшающие стены и своды апсид.
Примечательно, что яркие краски, с помощью которых они были созданы, до сих пор чудесным образом сохранили практически первозданную сочность. Интересен и способ изображения фигур – они представлены в несколько необычном, вытянутом виде. На стенах и в альковах можно лицезреть изображения Иисуса Христа, апостола Фомы, Иоанна Предтечи и прочих святых мучеников. Имеется и чудотворная икона в церкви Лыхны – это композиция Успения Пресвятой Богородицы. Она изображена вместе со святыми ангелами.
Лыхнинская поляна – знаковое место, вблизи которого построен храм. Он действительно не похож на остальные церкви республики. Во-первых, храм в деревне Лыхны обладает совершенно оригинальным куполом – низким, небольшим, защищённым скатной кровлей. Материал постройки церкви – светлый пепельный камень, добротно обработанный и очищенный, скрепленный известковым раствором. Фото храма Лыхны демонстрирует зрителям довольно лаконичное сооружение, выстроенное в виде строгого прямоугольного креста, с арочными окнами и тремя внушительными апсидами. Между прочим, это единственная церковь в Абхазии, на крыше которой сохранилась черепица, используемая ещё во времена возведения сооружения.
О постройке храма известно очень мало. Поговаривают, что он появился на месте древнего святилища, как многие церкви Абхазии, но прямых доказательств этому нет. Поразительно, но упомянутый выше французский исследователь Броссе обнаружил на стенах церкви средневековые надписи на греческом и грузинском языках, одна из которых повествует о комете Галлея, замеченной астрономами в 1066 году. Правда, описание этого знаменательного события, не имеет ничего общего с наукой: хвостатую спутницу посчитали звездой, увенчанной нимбом, о чём и было засвидетельствовано на ветхих стенах церкви. Тогда в древнем краю правил Баграт IV – грозный царь Грузии.
Также в храме деревни Лыхны находится ещё одна знаковая достопримечательность – кенотафия князя Сафар-бея из рода Чачба. Это был незаконнорожденный сын Келеш Ахмед-бея, прославившийся горячей просьбой к российскому императору о защите Абхазии. Грузинский князь Сафар-бей со временем принял православие и стал зваться Георгий. Его мощи перенесли в стены храма из Сухумской крепости. Отношение абхазов к этой личности неоднозначное, но, тем не менее, память князя увековечена должным образом.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ХРАМ ЛЫХНЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ
Что сейчас представляет собой Лыхненский храм? Самое интересное, что он действует и по сей день, причём работа собора не останавливалась даже в советское время. Это само по себе является уникальным явлением для церквей Абхазии и не только.
В 19-м веке Николай II распорядился сделать из церкви в деревне Лыхны мужской монастырь и обитель священников. В связи с этим чуть позже собору была подарена икона Богоматери Знамение. В храме Лыхны – она особенно почитаема.
А что до инфраструктуры – присутствует ли она здесь? Минимальная – да. Для гостей церкви рядом организована парковка, небольшое кафе, где можно поесть, а также сувенирная лавка.
Реставрация в Лыхны – еще одна знаковая веха в развитии храма, которую сопровождает определенная доля мистики. Например, многие задумываются, почему над храмом расположены своды, а сбоку его поддерживают опоры? Множество раз архитекторы пытались приступить к реставрации собора Лыхны, но различные причины, особенно природного характера, не позволяли провести ремонтные работы. То нагрянут затяжные дожди, то примчатся студеные ветра, а иногда на пути реставраторов становились болезни архитекторов и даже гибель рабочих.
В итоге было принято вынужденное решение о том, что храм «не желает» обновляться, поэтому архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления, соорудив опоры и крышу для защиты от неизбежных атмосферных воздействий. На данный момент – это единственный реальный способ спасения уникального Лыхненского храма, ведь даже без должного ремонта он не разрушился и вот уже более тысячелетия услаждает взоры пришедших в эти заповедные места своей нетронутой, старинной фактурой.
Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
Главной архитектурной и исторической ценностью села Лыхны является знаменитый действующий храм Успения Божией Матери (X век), который на протяжении своей тысячелетней истории не подвергся ни одной серьезной реставрации и сохранил свой первозданный вид. В храме можно увидеть фрагменты фресок XIV в.
Фреска святого Иоана Воина
Постройка является относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорции что свидетельствует о большом мастерстве зодчих.
Внутри церкви находится усыпальница последнего владетельного князя, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи (1810 г.), Георгия Чачба-Шервашидзе (умер в 1818 г.).
Георгий Шервашидзе (Ча́чба), губернатор Тифлиса в 1889—1897 годах
Вокруг храма сохранилась древняя каменная ограда. Рядом с оградой – столетние липы. Часть Лыхненской поляны занимает скорбный Мемориальный комплекс, посвященный землякам, погибшим в войнах 1941-45 и 1992-93 гг. Их имена высечены на гранитных плитах. Об их душах совершаются молебны в часовне, которая является частью мемориала. На поляне имеется еще одна часовенка, в которой похоронены русские казаки-добровольцы, погибшие в 1992-93 гг.
Фото: Светлана Винокурова [ft]
🚗 Как добраться?
Лыхненский храм находится в Гудаутском районе Абхазии в селе Лыхны рядом с поляной Лыхнаштой и развалинами дворца князей рода Шервашидзе. Добраться до села Лыхны можно на автобусе, маршрутке или такси. Место довольно известное, мимо не проедете.
🕘 История постройки
Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.
Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.
В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.
После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.
👁 На что обратить внимание при осмотре
Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.
Фото: Светлана Винокурова [ft]
Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.
Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.
Гостепрееимство Авраама
Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.
Фреска Святого Причастия
Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.
Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.
У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.
alex_sincov
Понемногу обо всём. Обсуждаем. Новости. Мнения
А может быть мне это только кажется.
Впрочем, судите сами. Абхазское село Лыхны, находится рядом, в 4-5 километрах от города Гудаута. В центре села место одного из семи имеющихся в Абхазии Святилищ. Лых-ны́ха. Святилище расположено на поляне Лыхнашта непосредственно на территории лыхненской православной Церкви, Вот так этот Храм выглядит издалека.
Сразу и не скажешь, что это одна из самых старых и почитаемых Церквей Абхазии. Место Паломничества Православных Христиан со всех уголков бывшего Великого Государства.
Но прежде несколько слов о селе Лыхны и его достопримечательностях.
«В центре села – знаменитая Лыхнская поляна, которую жители называют «Лыхнашта». (здесь и далее закавыченный текст взят из источника доступного по клику на значке (с.)).
Она была свидетельницей многих исторических событий – и эпохи средневековья, когда Лыхны было столицей Абхазского княжества и резиденцией князей Чачба, и драматического события 60-х годов 19-го века, когда здесь происходили кровавые столкновения восставших абхазских крестьян с царскими войскам.В ХХ в. она выступала местом для выступления абхазского народа в защиту своих прав.»
Лых-ныха считается фамильным святилищем рода Шакрыл,
На краю Лыхнашта находится «дворец влиятельных князей Абхазии Чачба – это интереснейший памятник местной гражданской архитектуры эпохи средневековья.
Дворец главенствует на Лыхненской поляне, но от некогда величественного дворца до наших дней дошли одни руины.
Он прекрасно обозревается с любой точки поляны. Его высокие стены сложены из тесанного камня, местами из кирпича.
Центральный вход с площади оформлен в виде вестибюля.
Северный фасад, обращенный к церкви, был украшен нарядной аркой, которая видна и сейчас.» (с.)
На другой стороне поляны недавно, в Память казакам-добровольцам погибшим во время Отечественной войны Республики Абхазия, построена часовня:
На противоположной окраине «Лыхнской поляны, среди пышных деревьев высится церковь – памятник архитектуры конца Х – первой половины Х1 века,» (с.)
«Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой.
и возвышающимися над нею зарослями.
Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений.
Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом.» (с.)
Фотографировать в Храме строго запрещено. И Благословения Батюшки на фото и видеосъемку внутри Церкви в этот раз я не получил.
Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду. Стены храма были также украшены греческими надписями.» (с.)
Ладно. Снаружи буду фотографировать.
Храм сейчас активно приводят в порядок. Будем надеяться, что это все таки не просто ремонт, а настоящая реставрация, подкрепленная серьёзными научными изысканиями (привет, cyxymu и Ко.).
. А пока всё это снаружи выглядит так:
«Внутри этого храма похоронен владетельный князь Абхазии Сафарбей Чачба, умерший в 1821 году, также там находится усыпальница князя Георгия Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.» (с)
На территории кипят работы, завозится строительный материал.
. но в то же время беспорядка нет и в помине. Всё чисто, прибрано, обухожено.
Вот, пожалуй, пока и все о Храме. Надеюсь этой осенью еще раз попасть сюда. Моя давняя мечта побывать на знаменитом празднике урожая.