абхазия церковь с мироточащими иконами

Прошлое и настоящее храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор

абхазия церковь с мироточащими иконами

Храм Святого Георгия Победоносца в течение столетий имел особое значение в Абхазии. В сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.

О реликвиях, главных событиях истории храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор и легендах, связанных с ним, читайте в материале Sputnik.

Исключение из правил

Илорский храм возведен на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха. Название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Как рассказал глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион, во времена становления христианства в Абхазии духовенство разворачивало строительство храмов в местах, которые особо почитались местным населением.

абхазия церковь с мироточащими иконами

В XI веке христианство на территории Абхазии уже твердо закрепилось, и в большинстве случаев духовные власти не особо считались с языческими представлениями населения. Храмы строились просто в удобных и подходящих местах.

«Однако, это положение не распространилось на Илор. Церковь была построена в священном, по языческим представлениям, но болотистом месте, окруженном густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями», — рассказал отец Виссарион.

Русский ботаник Николай Альбов, путешествовавший по Абхазии в XIX веке, писал о том, что у населения Самурзакана и Абжуа самой важной считается присяга, данная перед образом Святого Георгия Илорского.

Король, олень и Святой Георгий

До сегодняшнего дня дошло немало народных легенд и преданий, связанных с Илорским храмом. Согласно одной из них, однажды местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Охотник преследовал его, пока следы крови не привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.

Источник

Согнувшись, выползаю из салона. В лицо ударяют свежесть, чистота Засухумья и крапинки тёплого дождя. Сразу же правой ногой ступаю в лужу, брызги разлетаются по сторонам и, слава Богу, никого не задевают. Огляделся. Взмокшие деревья выглядят печально: листва обвисла, ветки сникли, но стволы блестят и, как мне показалось, впитывают благодатную небесную воду и набухают. В воздухе висела сырость. Шлёпаю по небольшим лужицам на асфальте к храму. Справа мелькнул чернеющий остов приходского колодца и небольшая кучка людей возле него, окружившая светлобородого монаха в выцветшей скуфейке. Он что-то говорит, качает головой и указывает перстом на барабан с цепью. При виде колодца жажда будто срывается с верёвки, и беспощадно терзать мой мозг.

Вход в подворье венчало белокаменное строение, похожее на часовню, видимо, приходская колокольня. Через арку зашёл в него, посмотрел вверх, на округлые формы, и почувствовал, как каменеют ноги, но это ощущение было мгновенным и до конца непонятым мною. Посетившую волну короткой тяжёлости я отнёс к долгому сидению на жёстком кресле микроавтобуса.

Боковой вход через притвор в храм, минуя прозрачные, застывшие в неподвижности шторы, выводит нашу группу прямо к алтарю (Центральный с фасадной стороны закрыт). Удивило, что рядом с алтарём и местом для ведения служб находился пункт по продаже церковных принадлежностей, там же можно было написать записки за упокой и во здравие. Ничтоже сумнящиеся выстоял очередь и записал на пустых бумажечках усопших и здравствующих близких и родственников, купил несколько свечек и иконку Сергия Радонежского. Принимая из моих рук записки, служительница храма, молодая, болезненного вида абхазка интересуется:

— Самоубийцы и некрещённые в списках есть?

Отрицательно качаю головой. Потом вспоминаю и сообщаю ей, что покойный мой родитель, Валентин Александрович, не был при жизни крещён. Лицо моё при этом краснеет, взгляд опускаются к полу. Вижу боковым зрением как её рука вычёркивает имя отца. Мне становится не по себе.

По спине пробегает густая волна мурашек. В испуге оглядываюсь на крики. Ко мне резво перебирая ногами лицом вниз, изрыгая жуткие вопли, летит полу сгорбленная женщина, лет семидесяти, в белом платочке, чёрной юбке до пят и бело-рябой кофточке.

С ужасом смотрю и отчётливо представляю как она с улюлюканиями будет проходить сквозь меня. Естественно, закрываю глаза, но с места не схожу. Чуть погодя, открываю веки, и вижу, как она стоит молча, спиной ко мне, возле образа Николая Чудотворца и пытается с дрожью в руках зажечь фитиль свечки. Плечи при этом неестественно гнутся, какими-то рывками, будто в них всаживают иглы или накинули верёвку и сдавливают.

— Не бойся, это одержимая, бес в неё вселился. Она никого не тронет, даже не прикоснётся. Георгий не дозволяет ей это делать. Она, заблудшая овца, уже год тут обитает, живёт в общежитии. Отец Сергий её отчитывает. Сильно её Бог наказал. Пока крест свой не пронесёт до конца, не ослабонится от беса.

— Об этом только Бог ведает.

— Сейчас служба начнётся, сами всё увидите.

Выход священника вызвал оживление.

Сзади легонько в локоть толкает знакомый монах:

— Пойди, попроси благословение. Для тебя это очень важно.

В этот момент к прихожанам оборачивается и становится лицом к залу высокий, плечистый, короткостриженый, лет сорока мужчина, в светлой рубашке и суконной жилетке, стоявший ближе всех к полукруглому алтарю и говорит, застенчиво, слегка улыбнувшись:

— Уважаемые, сейчас начнётся служба, мужчины встаньте по правую сторону, а женщины по левую. Такой у нас порядок.

Когда «десантник» повернулся к алтарю, по образовавшейся дорожке между разделившимися группами людей направляюсь к месту, где стоит отец Сергий, как мне мнится, на встрече судьбе. Откровенно говоря, побаивался приближаться к тому, кто, по словам монаха, умело изгонял бесов из грешных тел. Подошёл и попросил, наклонив голову, благословения на добрые поступки. Он перекрестил голову и зачем-то слегка ударил по ней кулаком. Мне показалось, тело будто прожгло с темечка до пят. И стало очень стыдно за самого себя. Такого стыда я ещё не испытывал. Смотрю по сторонам, а вижу как весь мир видит твою чувственную оголённость и мирскую нечистоту. Как мне потом пояснил монах, он просто отогнал от блуждающих вокруг меня нечестивых и укрепил во мне веру.

Через некоторое время, меня посещает удивительное спокойствие. Такое ощущение, будто на тебя одели колпак и отделили от всего мира с его неприветливыми облаками и ненасытными дождями. И самое интересное, жажда исчезла, будто её вообще не было. Откуда-то сзади продолжают доносится вопли несчастной, а спереди, из алтаря, раздаются новые приглушённые крики. Поднимаясь на цыпочках и, вытягивая шею, пытаюсь определить источник их появления. Но никого не вижу.

С улицы доносится колокольный звон, символизирующий начало службы. Зажигается дополнительный свет у алтаря. Вверх на верёвочке перед главным входом в алтарь взмывает вверх паникадило. Отворяются двустворчатые ворота алтаря. Протяжно, на низких нотах, запел отец Сергий. Пел на старославянском, не очень профессионально, но выразительно. Слева подпевали служительницы храма. В зале, поднимая ко лбу правые руки, хаотично закрестились. Смотрю на спины впереди стоящих монахов. Иноки стоят, не шелохнувшись, опустив к низу голову, руки вытянуты по швам, никто из них не крестится. Безмолвие монахов несколько настораживает.

Час службы прошёл незаметно. Стою, как и все прихожане. Батюшка произносит имена:

-Анна, Ольга, Серафима, Валентин, Александр и заблудшая Ольга.

Последнее имя вызывает приступ знакомого уже душераздирающего крика, который нёсся, как мне показалось, откуда сверху, будто из под купола. Смотрю верх и ничего кроме пустых сводов не вижу. В ушах дребезжит. Хочется их заткнуть. Двое молодых парней не выдерживают и, опустив глаза, семенят к выходу из храма. Вижу как девочка лет пяти ёрзает на скамейки возле левой стены, загадочно смотрит на кричащую и что-то шепчет губами. Возле алтаря раздаётся новый крик:

-Ух, лукавый, что делает, хитёр, хитёр.

С боку от алтаря поют в два голоса служительницы:

— Святый Георгие, моли Бога о нас.

Слева, в трёх метрах от девочки, за фигурами людей глухо кашляют. Кашель учащается. Через некоторое время он переходит в рвоту. Человек, видимо, задыхается. Кто он, я не могу из-за заслоняющих фигур людей разглядеть. Потом только, когда люди выстроились на елепомазание, увидел полную старушку в светло-кофейном платье, которая, стоя на коленях, прислонилась к лбом к боковой скамейки и глухо стонала. Кашля и рвоты уже не было.
Очередь к батюшке двигалась быстро. Первые шли мужчины, женская цепочка слева во главе со служительницей терпеливо ожидала. Глаза служительницы, одной из всех женщин, было смиренным, она смотрела вниз, не поднимая глаз на алтарь и отца Сергия. За её спиной топтались в беспокойстве прихожанки, крутили головой по сторонам, переговаривались, видимо забыв, что в храме может громко говорить только батюшка.

К одной из них с боку подбежала полная женщина лет шестидесяти пяти, в роговых очках и отчётливо проговаривает:

-Что ты сюда приехала, вы же все здесь нелюди, скоро все подохните и не спасёт вас ваш Георгий. Уезжайте отсюда.

Сзади подходит служительница храма и тихонько, кладя руку на плечо перепуганной прихожанке, говорит:

— Не пугайтесь её, она тоже одержимая. Бес её устами хочет вас отвадить от поклонения Святому Георгию на святом месте. Стойте и не разговаривайте с ней. Она сама уйдёт.

С левого плеча какой-то мужской голос недоверчиво бубнит:

— Странно, а что ж она десять минут беснуется, могла бы и раньше начать свою речёвку.

Стоящие недалеко женщины поворачивают в его сторону головы и укоризненно оглядывают лицо говорящего.

— Нечистый в ней начинает говорить, когда отец Сергий в отчитке упоминает её имя.- Поясняет служительница храма.

Обернувшись, увидел, как смутившись, отходит в сторону молодой парень в чёрной, короткой до пояса куртке и удаляется в глубь зала, пытаясь, видимо, затеряться среди прихожан. Остановившись возле пожелтевшей иконы с изображением святого в чалме, крестится. Лицо его морщится. Брови двигаются вверх-вниз. Он слегка сутулится. Видимо, переживает или что-то переосмысливает.

Женщина в роговых очках ещё некоторое время поблуждала по залу, потеребила прихожанам нервы. Насытившись содеянным, быстро подбежала к деревянному, грубо сколоченному столику, стоящему у западной стенки храма, недалеко от мироточущей иконы Святого в чалме, со скрипом уселась, и начала пристально и недоверчиво оглядывать прихожан, алтарь, отца Сергия, который к этому моменту уже завершал службу.

Спокойствие, посетившее до начала службы, продолжало властвовать надо мной. Кстати, оно не покинуло меня даже в тот момент, когда после службы долго беседовал с монахом Георгием. Он много рассказывал о храме, себе, отце Сергие, мироточащих иконах, которых в приходе порядка восьми штук. (Мне посчастливилось увидеть только одну).

Набравшись смелости, спрашиваю у него:

— Что вы! Это великая благодать посвятить себя служению Богу.- Отвечает он.

Я смотрю в его худое скуластое лицо и понимаю, что этот человек давно уже в конфликте с тем миром, в котором живу я и считаю, что лучше него ничего нет на свете. Он видит то, что не вижу я со своими чувствами, хотелками, стремлениями и переживаниями. Он никогда не расстанется с теми трудностями, тяжкими испытаниями потому, что в них он ощущает свободу, которую он ждал, может быть, всю жизнь.

Он говорит, а глаза его смотрят на купола огоньков, парящих над подсвечником, перед образом Святого Георгия. Губы его тихо шепчут. Пытаясь расслышать слова, наклоняю голову ближе. Слушаю и запоминаю, что он говорит.

Источник

Дела Господни. Дранда. Илор. Каманы. Никита Бесогон.

Продолжим наше путешествие по святым местам Абхазии. Сегодня мы посетим древние храмы в Дранде и Илоре, узнаем о Никите Бесогоне, а также увидим уникальный монастырь в Каманах – место паломничества к святому Василиску.

Место для Ново – Афонского монастыря, о котором мы говорили в прошлый раз, было выбрано не просто так, а с особым смыслом. Здесь находилась пещера, в которой долгое время жил один из апостолов Христа – Симон Кананит. Некоторое время он прожил на берегу реки Псырцха, но с новой волной гонения на христиан, венец мученика постиг и его: местные жители убили его, отрубив ему голову. На дне реки до сих пор можно увидеть красные камни, которые по древнему преданию хранят на себе следы крови Симона.

абхазия церковь с мироточащими иконами

Храм, посвященный Симону, был разрушен и заново отстроен в Х веке нашей эры. Внутри храма была уникальная фресковая роспись, которая в советские времена была полностью забелена. Некоторые фрески с тех пор удалось отмыть, но количество их невелико. Храм является действующим, но открыт только по большим праздникам и для проведения обрядов венчания, крешения, отпевания.

абхазия церковь с мироточащими иконами

Из Нового Афона, по которому мы еще прогуляемся, отправимся в Дранду. Там сохранился древний храм Успения Пресвятой Богородицы, который был построен при императоре Юстиниане в VI веке.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

В боковой стене храма оставлены проемы, в которых видна первоначальная кладка, которая в те времена делалась с применением галечника. У основания храма также видна специальная каменная подложка, которая стабилизировала храм во время землетрясений. Перед храмом огорожен источник, освященный во имя Святого Никиты Бесогона.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

Антураж пока похож на военный. Территория храма сейчас активно отстраивается и восстанавливается после размещения здесь советского совхоза, а внутри храма можно приложиться к мироточащей иконе Дмитрия Солунского и попросить здоровья, если у вас есть какие-то проблемы со зрением.

абхазия церковь с мироточащими иконами

Из Дранды мы направляемся в Илор – село в Очамчирском районе Абхазии. Дорога туда дальняя, поэтому, если повезет с экскурсоводом, то можно узнать про то, как молодой Максим Горький, будучи рабочим на строительстве Очамчирской дороги, принял роды у беременной женщины, что вдохновило его потом написать свой знаменитый гимн человеку. А также об абхазских неграх и о том, что служение у царя показалось им унизительным, зато в советские времена целая научная экспедиция приезжала изучать это генетический и этнический феномен. Еще можно увидеть горячие гейзеры, – температура которых выше 100 градусов, – и узнать, как они обогревают овощные теплицы.

Храм в Илоре посвящен Святому Георгию и к сожалению на протяжении всей истории его многократно разрушали.В ХIX веке его восстановили, и в настоящее время он является одни из самых посещаемых храмов в Абхазии.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

В храме в настоящее время хранится 7 мироточащих икон. Меня лично поразила икона Праотца Адама (я в принципе ранее не сталкивалась с изображением Ветхозаветных персонажей в православии) и икона Казанской Божьей Матери, лик которой практически неразличим от темно – коричневых подтеков (говорят, что она не МИРОточащая, а КРОВОточащая икона). Прикасаться к таким иконами руками или лбом – как это принято у верующих – нельзя. Можно коснуться фителем освященной свечи, чтобы потом возжечь ее в храме или дома при необходимости. Фотографировать нам конечно ни в Дранде, ни в Илоре ничего не разрешили.

Ну а мы из Илора отправляемся в Каманы – средоточие Абхазских святынь. Имя Каман связано со Святым мучеником Василиском, чья могила находится в горах. Рядом с его могилой расположен храм. Но это не древний, а уже современный храм и построен он был в 2006 году.

Чтобы добраться до храма, нужно преодолеть 94 больших бетонных ступени по достаточно крутому склону.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

Для просьб возле могилы Василиска установлен ящик – как и везде в храмах для записочек, но верующие пишут имена близких людей даже на камнях, чтобы Василиск молился за них, и кладут эти камни на могилу.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

В 2006 году к святому источнику, который возник на месте, где крестьяне первоначально хотели похоронить Святого Василиска, приехал мужчина из Тулы, чтобы исцелить свою дочь. Он дал обет, что если это случится, то он построит на этом месте храм в благодарность Богу и этому святому. Они прожили там целый месяц, и дочь его исцелилась. А мужчина, как и обещал, воздвиг собственноручно бревенчатый храм.

абхазия церковь с мироточащими иконами

Если обойти храм сзади, то видны остатки стен древного храма. который располагался на том же месте, и был сделан из камней, как и большинство храмов в Абхазии.

абхазия церковь с мироточащими иконами

От самого храма спускаемся к источнику. Он называется 12-ти струйными – по количеству ключей, которые его питают. Здесь можно набрать воды и обязательно нужно трижды окунуться. Рядом стоят кабинки, где можно переодеться. Мы заранее запаслись рубашками для окунания.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

Невозможно передать, как окунание в холодные воды источника снимает весь груз прошедшего дня, усталость от долгого пути, духоты, жары. С легкими ногами идем в последний пункт нашего паломничества – Команский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста. В этих местах он прочел свою последнюю проповедь и здесь упокоился и был захоронен в каменном саркофаге в течение первых 30 лет.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

То ли от того, что мы приехали сюда поздно вечером, и дневная суета уже улеглась, то ли от удаленности места, но тишина здесь была какая-то особая, а место – по личным ощущениям – богодухновенное.
На дверях храма когда – то были приереплены эти латуные образа. Сейчас их сняли и сделали самостоятельными иконами.

абхазия церковь с мироточащими иконами

На боковой стене храма – фреска с изображением Иоанна Златоуста.

абхазия церковь с мироточащими иконами

Сам храм необычайно светлый, чистый, и какой-то радостный. Трудно описывать это словами, но как и служители есть, в которых живет радость и благодать, о чем в прошлом посте уже упоминала, так и места есть с таким же невероятным ощущением благодати.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

На всякий случай переспрашиваю у служителя храма – правда ли можно все фотографировать. Он улыбается: “Можно. Все- все. Берите вон лучше икону, у нас сейчас крестный ход”. Я совершенно потерявшись смотрю, как немногие посетители храма – два или три человека – берут иконы и выходят на улицу, чтобы обойти трижды вокруг храма. Пока они нестройными, но очень звонкими голосами поют, я осматриваюсь и робко подхожу к саркофагу.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

Потом обращаю внимание на остальные иконы: они все какие-то неканонические, одни вышиты разноцветными нитями, другие выложены бисером и тканями, а иные и мозаикой из страз. Невероятно красиво.

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

абхазия церковь с мироточащими иконами

Выхожу из храма, – навстречу мне процессия из служителей и нескольких прихожан. Теряюсь, ища глазами священника. Вдруг он начинает брызгать святой водой на мирян. Я смотрю и все еще не могу понять – он в обычной будничной одежде, как и мы все: брюки, толстовка. Он смотрит на меня и улыбается – радостно и светло. И тут я понимаю – что вот она – та простота, та безыскусность, и та бескомпромиссная истинность настоящей веры, где ни одежда, и ничего другое внешнее – не имеют значения, но зато то, что есть внутри – изливается в мир через обычную человеческую доброту. Я смотрю на вечерние горы, заходящее солнце, продолжающих петь прихожан и священников, и понимаю, что вот здесь можно остаться навсегда. Потому что здесь чисто, светло и радостно. И здесь – и вправду есть Бог.

Читайте книгу о моих паломнических путешествиях по святым местам тут: https://ridero.ru/books/zapiski_svetskogo_palomnika_4/

А еще смотрите мое новое видео об уникальной иконе на острове Спиналонга (Крит):

Источник

Храмы Абхазии – 10 главных святынь

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_93900″>

Маленькая страна на юго-востоке черноморского побережья на языке коренной народности – абхазов называется Апсны. Переводится это слово как «страна души». Трудно поспорить с таким названием. Подтверждением этому являются многочисленные храмы Абхазии. Пребывание на фоне изумительной красоты природы, отдых на галечных пляжах – праздник для души.

Невозможно не залюбоваться живописными горами, занимающими 70% территории. На весь мир известны знаменитое озеро Рица, Новоафонская пещера, гора Домбай-Углея и др. Недаром бытует легенда о происхождении страны: бог отдал абхазам место, которое оставлял для себя. Непременные объекты посещения туристами – древние храмы Абхазии.

Пицундский храм

абхазия церковь с мироточащими иконами

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

абхазия церковь с мироточащими иконами

Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.

Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.

Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.

Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

абхазия церковь с мироточащими иконами

Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.

Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.

Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.

К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.

Благовещенский собор

абхазия церковь с мироточащими иконами

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря. Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Абаата

абхазия церковь с мироточащими иконами

Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).

В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.

Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.

Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.

Храм Симона Кананита

абхазия церковь с мироточащими иконами

Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.

После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.

Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).

Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.

Цандрипшский храм

абхазия церковь с мироточащими иконами

Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.

Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.

Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.

Илорский храм

абхазия церковь с мироточащими иконами

Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.

Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).

В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.

Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.

Анакопийский храм

абхазия церковь с мироточащими иконами

Прикоснуться к древней истории, ощутить дыхание далёкого прошлого в настоящем могут все, кто хоть однажды посетит Иверскую гору. Она расположена в окрестностях Нового Афона. Но не сама гора столь интересна путешественникам, а старая Анакопийская крепость – первый центр христианства в стране.

Возвели цитадель на вершине горы в 4 веке на высоте 345 м над уровнем моря и назвали Анакопией. За мощными каменными стенами располагались 2 башни, осадный колодец и Анакопийский храм. Он был посвящён великомученику Феодору Тирону. В своё время он был знаменит нерукотворным образом Пресвятой Богородицы. Об иконе сложена легенда, повествующая о её чудесном появлении в крепости.

Религиозный объект зиждится на возвышении в центре территории. Он сложен из известняковых блоков и крупной гальки, с вкраплениями кирпича. Последним отделаны оконные ниши. Церковь почти полностью утратила свой первоначальный облик в результате неоднократных перестроек. Хорошо сохранилась алтарная ниша в форме широкой апсиды.

Здесь хранятся известняковые плиты с греческими надписями и изображениями кипарисов, рыб, крестов, символизирующих раннее христианство. Эти фрагменты были сняты со стен здания. Факты, запечатленные в средневековых рукописях, свидетельствуют о чудесах исцеления, даруемых образом Пресвятой Богородицы. Сегодня сюда приходит множество посетителей, чтобы осмотреть благородные руины.

Бедийский собор

абхазия церковь с мироточащими иконами

Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).

Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.

Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.

Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *