абхазские мифы и легенды
Абхазские мифы и легенды
© Надежда Скорнякова, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Легенда о гостеприимстве абхазцев
Легенда о происхождении народа Апсны3
Легенда о водопадах Абхазии
Апааимбары – посланники Анцва (пророки), проводники его божьей воли – доброй или злой. Термин «апааимбар» персидского происхождения и идет от слова «пайгамбар», что на фарси означает «приносящий весть». Не известно, когда термин проник в Абхазию и как до этого называли апааимбаров. Анцва – у древних абхазов и абазин верховное Божество, единый Творец всего сущего. Анцва бесконечно множественен в своих проявлениях, он является первоисточником всего сущего, по его воле существуют апааимбары (посланники Анцва). Анцва стоит над миром и человеком, является единственным источником добра и зла на Земле.
Апсны – в переводе с абхазского языка означает Страна Души.
Об этногенезе абхазов существовало много разнообразных версий. Одни из них навеяны народной фантазией, другие основывались на научных гипотезах. Наиболее известны – эфиопо-египетская, северокавказская и малоазиатская. В публикуемой легенде на и отражение эфиопо-египетская версия этногенеза, согласно которой предки абхазов якобы переселились «из страны Египет». Наиболее вероятной версией, которая нашла признание у большинства ученых, является теория этнической автохтонности: абхазы не были пришельцами, а составляли коренное население исторической Колхиды.
Легенды Абхазии
Абхазия богата своей историей и культурой. Легенды занимают занимают почетное место в культуре Абхазии. Легенды переходят из уста в уста, изменяются, но смысл их остается прежний. Существует множество вариантов абхазских легенд, мы постараемся привести некоторые из них, не претендуя на дословность и детали.
Легенда о гостеприимстве абхазцев
Бог повелел всем народам придти к нему до полудня чтобы получить свою землю.
Абхазец, как и все собрался в путь, но у порога увидел усталого странника. Не мог абхазец нарушить главный закон гостеприимства и отказать путнику.
Когда гость оставил дом абхазца был уже полдень, и как абхазец не гнал своего коня, он не успел к установленному сроку.
Когда же абхазец предстал перед Богом, Бог спросил его почему тот опоздал, ведь все земли уже розданы. Абхазец сказал Богу, что у него был Гость, и что он не мог отпустить его не накормив и не напоив. В это время к Богу пришел Пророк Апааимбар, служитель Бога, и сказал Богу, что этим Гостем был он.
Тогда Бог сказал абхазцу, что раз тот решился пожертвовать своей землей ради заповеди гостеприимства, которую Бог дал абхазцу, то отдаст ему уголок земли, который Бог оставил себе.
Легенда о появлении озера Рица
Давным-давно в горах Абхазии существовала долина. По этой долине протекала спокойная и широкая река. Берега этой реки были прекрасными пастбищами, на которых пасла свое стадо девушка по имени Рица. Рица была необычайной красавицей. С цветом ее губ не могли соперничать даже пунцовые горные тюльпаны, море не могло затмить голубизну и блеск ее глаз, а снега на вершинах гор казались черными по сравнению с белизной ее лица.
У Рицы было три брата Агепста, Ацетук и Пшегишха. Братья днем уходили охотиться на джейранов, а вечером приходили к Рице, которая готовила им мясо, а братья пели песни.
Однажды, охотясь, братья ушли далеко в горы и не поспели вернуться засветло. Рица не дождалась братьев и легла на берегу, не разжигая костер. Звезды сияли девушке и Рица запела песню.
Песня Рицы была так красива, что ночные птицы замолкли, а ручьи остановились, и вся природа замерла, слушая чудесный голос девушки.
Бросился Юпшара к Рице и схватил ее в объятия. Бедная девушка забилась в его руках и стала взывать о помощи. Увидел это, горный сокол метнулся к братьям и рассказал им о грозящей беде. Братья кинулись в долину, но было уже поздно. Юпара еще держал Рицу в своих руках. Пшегишха метнул свой богатырский щит в насильника, но промахнулся и щит упал поперек реки и преградил ход течению. Река разлилась по долине.
Тоска наполняла сердце Рицы, она не смогла перенести позор и бросилась в воды разлива.
Юпшара бросился бежать, но братья догнали его и Агепста бросил его в озеро. Но озеро вытолкнуло насильника из своих вод, перебросив через щит Пшегишхи и река унесла его в море. Не смог Юпшара выбраться из бурной реки и Гега не смог ему помочь.
Легенда о водопадах « Мужские слезы » и « Девичьи слезы »
Давным-давно в горах, у берегов реки Бзыбь жила влюбленная пара. Девушку звали Амра, а юношу Ахра.
Амра слыла первой красавицей и красоте ее однажды позавидовала злаю русалка, жившая в этих водах.
Однажды, когда Ахра отправился в горы на охоту, русалка решила осуществить свой злой замысел. Она вышла из воды, приняв облик девушки, и обманом завлекла красавицу Амру в свои объятья и попыталась сбросить девушку с обрыва. Амра взмолилась о пощаде и из глаз ее потекли соленые слезы.
Одна слезинка попала в речную воду и тут же из воды восстал бог реки. Увидев, что замышляет русалка, бог воды разгневался и превратил русалку в камень. Но вместе с русалкой превратилась в камень и Арма, которая не смогла вырваться из ее рук.
Возлюбленный Амры Ахра, охотясь, почувствовал боль в сердце и понял, что беда грозит его любимой. И от боли, что он не может помочь своей возлюбленной, скупые слезы воина упали на камень. До сих пор сочатся слезы охотника из камня, а местные жители называют их «Мужскими слезами»
Слезы Амры также продолжают литься даже спустя много веков. Этот водопад абхазы и называют «Девичьими слезами».
Легенда о появлении « Голубого озера »
Есть у Дзыдзлан волшебное зеркало, в котором отражается все, что происходит на свете,- все видит, обо всем знает красавица! Влюбляется она только в самых красивых мужчин, заманивает их к себе, а затем отпускает с богатыми подарками.
В тех местах жил один ленивый и уродливый пастух. Дошел до него слух о прекрасной Дзыдзлан. Захотелось пастуху увидеть владычицу вод и возмечтал он чтобы она полюбила его. Лентяй считал, что он необычайно хорош собой.
Решил ленивый пастух почаще уединяться на лужайке возле ручья и спать там же, надеясь, что во сне Дзыдзлан придет к нему скорее.
Владычица вод узнала, что на поляне бывает какой-то мужчина. Любопытно стало Дзыдзлан и она решила пойти посмотреть, кто это так добивается ее внимания. Но когда Дзыдзлан подошла к спящему и увидела его уродство, она рассвирепела, схватила сонного лентяя и швырнула на землю.
Удар оказался настолько сильным, что свод, находившейся под лужайкой пещеры, не выдержал и рухнул. И образовалось здесь со временем большое озеро, которое было названо Голубым за его особенный цвет.
Абхазские мифы и легенды
Легенда о появлении «Голубого озера»
Легенда о водопадах «Мужские слезы» и «Девичьи слезы»
Давным-давно в горах, у берегов реки Бзыбь жила влюбленная пара. Девушку звали Амра, а юношу Ахра.
Амра слыла первой красавицей и красоте ее однажды позавидовала злаю русалка, жившая в этих водах.
Однажды, когда Ахра отправился в горы на охоту, русалка решила осуществить свой злой замысел. Она вышла из воды, приняв облик девушки, и обманом завлекла красавицу Амру в свои объятья и попыталась сбросить девушку с обрыва. Амра взмолилась о пощаде и из глаз ее потекли соленые слезы.
Одна слезинка попала в речную воду и тут же из воды восстал бог реки. Увидев, что замышляет русалка, бог воды разгневался и превратил русалку в камень. Но вместе с русалкой превратилась в камень и Арма, которая не смогла вырваться из ее рук.
Возлюбленный Амры Ахра, охотясь, почувствовал боль в сердце и понял, что беда грозит его любимой. И от боли, что он не может помочь своей возлюбленной, скупые слезы воина упали на камень. До сих пор сочатся слезы охотника из камня, а местные жители называют их «Мужскими слезами»
Слезы Амры также продолжают литься даже спустя много веков. Этот водопад абхазы и называют «Девичьими слезами».
Легенда о появлении озера Рица
Легенда о гостеприимстве абхазцев
1) Вместо хлеба абхазцы употребляют мамалыгу – густую кашу, приготовленную из кукурузной муки
2) Грецкие орехи входят в состав большинства блюд абхазов
3) В традиционной пище абхазов не используется рыба
4) У жителей Абхазии намного лучше работает дыхательная система и реже случаются легочные заболевания
5) Климат и природа Абхазии очень благоприятствуют для жизни до глубокой старости
8 )Первые поселения на территории нынешнего Сухума появились ещё в древнем каменном веке, около 300 тысяч лет назад
9) В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тысяч видов, форм и сортов растений со всей планеты
11) В 1898 г. всемирным съездом врачей, состоявшимся в Москве, за свой мягкий и влажный климат, море, ионизированный воздух, обилие тепла и солнца Сухум признан одним из лучших мест для лечения болезней легких
12) Железная дорога появилась в Абхазии в начале 30-х годов XX века
13) Патриарший собор Апостола Андрея Первозванного построен в Пицунде в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов
14) Успенский собор в с. Моква построен в 60-х годах X века Абхазским Царем Леоном III и является единственным крестовокупольным пятинефным храмом Абхазии
16) Озеро Рица образовалось приблизительно 1000 лет назад, когда часть горы Пшегишхва обрушилась в реку Лашипсу и запрудила её
17) Голубое озеро неестественного небесного цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду
18) Железная дорога в Новоафонской пещере открыта 4 июля 1975 года в составе туристического комплекса Новый Афон
19) Железная дорога в Новоафонской пещере имеет длину 1,3 км и 3 станции: «Входные ворота», «Зал Апсны» и «Зал Анакопия»
24) В Абхазии находится самая глубокая в мире карстовая вертикальная пещера-это пещера Крубера-Воронья (горный массив Арабика, р-н г. Гагра), глубина 1830м
28) В Абхазии зарегистрировано около 150 видов ископаемых растений
29) 250 видов Абхазской флоры относятся к лекарственным
30) В прибрежной зоне влажных субтропиков местное население выращивает множество фруктов: мандарины, апельсины, лимоны, грейпфруты, хурма, инжир, гранат, фейхоа, персики, груши, яблоки, айва, слива, виноград
31) В Новом Афоне растут оливковые рощи
32) Знаете ли вы, что в Абхазии около 20 видов пальм
33) На побережье Абхазии много декоративных растений: вечнозеленые акации, кипарисы, олеандры, магнолии, эвкалипты, благородный и камфарный лавр, камелии, эвкоммия (дерево, дающее каучук), лаковое дерево, мыльное дерево, бананы
34) Абхазские негры — небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая, в основном, в абхазском селении Адзюбжа в у
Легенда о появлении «Голубого озера»
Старинный немецкий паровоз «Юнг» узкоколейной железной дороги. Использовался в конце XIX в. монахами Новоафонского монастыря для перевозки леса. Стоит на вершине горы в 5 км от Нового Афона.
Узкоколейка Новоафонского монастыря построена монахами примерно в 1884 г. Перевозила в основном лес, фрукты, овощи, виноград и вино в бочках, а также пассажиров. Брёвна подвозились поездом, а затем спускались вниз локомобильным приводом, остатки которого стоят рядом. Закрыта ориентировочно в 1948 г. Возможно, заменена канатной дорогой.
Дорога на гору начинается от монастыря.
Легенды и Мифы Абхазии
Беслетский мост
Легенды и Мифы Абхазии
О происхождении Абхазии. Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики.
Легенды Абхазии
Легенда о божественном происхождении Абхазии
Решил Бог распределить земли между народами, чтобы каждый знал свою Родину и заботился о своем Отечестве. Людей Господь оповестил о своем намерении через Ангелов. В назначенный день пришли к нему народы и было указано им, где кому жить на Земле. Только Абхаз явился к Богу с опозданием, лишь на следующий день.
– Я Абхаз, – смущенно сказал опоздавший, – и пришел по воле твоей получить землю.
– Но земли я раздал вчера. Что же ты вчера не явился?
– Я не мог прийти. У меня был гость, и я не мог его бросить,- признался Абхаз.
Господа растрогал поступок человека, ведь Он сам заповедовал встречать гостя, как Бога, а следовательно Абхаз поступил по завету Божьему.
– Ты равен своему поступку,- сказал Бог. – И хотя я уже раздал все земли, но за твой поступок подарю тебе райский кусочек, который приберег для себя. Вот тебе замечательная страна между горами и морем. Назови ее своим именем и живи в ней. Только не преврати ее в ад.
С тех пор Господь, согласно легенде, и живет на небе, а Абхаз – в его земном пристанище.
Легенда о водопаде Мужские слезы
“Давным-давно,- рассказывают старики,- в этих местах жила только одна семья. Единственная дочь, красавица по имени Амра, уходила на берега Бзыби, чтобы пасти коз, и пела песни, долетавшие до ее возлюбленного, который жил в горах. Настолько хороша была девушка и так хороши были ее песни, что ревностью вспыхивало сердце русалки, жившей в водах Бзыби. Однажды, не в силах вытерпеть красоты Амры, поднялась на скалу русалка и хотела сбросить девушку вниз Горько заплакала красавица Амра. Потекли по скале ее девичьи слезы и достигли реки. На призыв о помощи поднялся из реки бог воды. Грозно окликнул он завистливую русалку. И превратилась она от страха в камень. Не в память о спасении Амры до сих пор сочатся из-под скалы родники…
А возлюбленный Амры, Адгур, охотясь в это время в горах, вдруг почувствовал в сердце боль. Понял он, что какое-то несчастье грозит его любимой и что он не может ей помочь… Скупые слезы воина упали на камень…”
Легенда о водопаде Девичьи слезы
Водопад «Девичьи слезы» – место, где исполняются желания.
Такое поэтическое и красивое название он получил согласно древней легенде …
«Стоял на месте водопада один-единственный дом, где жила семья пастухов. И была у стариков дочь-красавица. Она пасла коз и часто уходила с ними высоко в горы. Там она и приглянулась горному духу, и они полюбили друг друга. Узнала об этом злая ревнивая волшебница, крикнула так, что ходуном заходили горы, закипели реки и с корнем вырвались многовековые деревья: «Нельзя допустить, чтобы любила смертная бессмертного духа. Не бывать тому, пока хозяйкой здесь я!». И решила злая волшебница погубить молодую девушку. Схватила она ее и подняла высоко ее над горными хребтами: «Брошу тебя вниз на скалы, будешь ты добычей хищных птиц, если не откажешься от любви своей к горному духу». Взмолилась девушка, стала звать своего друга, но он был тогда далеко от этих мест – и не услышал зова своей возлюбленной. Тогда стала просить девушка волшебницу пощадить ее любовь. Но неумолима была волшебница. Вдруг брызнули слезы любви из глаз красавицы, и зазвенел ее голос по ущельям и кручам:
«Пусть я умру, но отольются тебе мои слезы. И тысячу лет, и две будут литься они с горного уступа. И не будет тебе покоя вовек за погубленную любовь человеческую».
С тех пор и льются водопадом девичьи слезы несчастной красавицы».
Легенда о Голубом озере
Древняя легенда гласит: «Там, где сейчас Голубое озеро, в стародавние времена была пещера, в которой жил столетний старец — жрец. Белоснежная борода его свисала почти до самой земли, а необычно голубые глаза излучали мудрость и доброту. Этот умудренный жизненным опытом человек был в прошлом известным охотником. Состарившись, он отдалился от людей, чтобы быть ближе к природе, и поселился в пещере. Местные охотники часто приходили к нему за советом, за его знаниями горных троп, повадок зверей и возможностей их отстрела. За его полезные советы охотники считали своим долгом, возвращаясь домой, оставить ему одну шкуру убитого зверя и часть мяса.
Однажды в ненастную погоду в этих местах оказались чужестранцы и попросились на ночлег в пещеру к старику. Он гостеприимно их принял. Угостив их, отшельник показал место для ночлега, постелив им шкуры убитых животных. Увидев большое количество шкур зубров, медведей, оленей, косуль, куниц, алчные гости решили завладеть ими. Убив хозяина, они спешно стали складывать шкуры в мешки. Почти все шкуры были уже собраны, когда неожиданно мощный поток воды запрудил выход из пещеры. Злоумышленники оказались в западне. Так и образовалось Голубое озеро, или Озеро абхазского старца, воды которого напоминают голубизну глаз старика, тело которого осталось на дне, а открытые глаза придали необычный цвет водам озера».
Поиск недорогих авиабилетов и отелей
Легенда об озере Рица
Одна из легенд гласит: «Когда-то на этом месте была долина и по ней текла река. На сказочных пастбищах вдоль берегов ее пасла стадо девушка — красавица по имени Рица, единственная сестра трех братьев — Агепсты, Ацетуки и Пшегишхи. Днем братья охотились, вечерами собирались у домашнего очага. Рица готовила ужин, братья, любуясь ею, пели. Ушли как-то братья на охоту в дальние горы. Прошел день, второй, они все не возвращались. Рица, скучая по ним, все глядела на дорогу и пела своим чарующим голосом. Услышали ее голос два лесных разбойника Гега и Юпшара. Увидев красавицу, они решили ее похитить. Юпшара схватил ее и поскакал на своем коне по долине. Гега его прикрывал. Крики о помощи услышали братья. Они помчались вдогонку. Пшегишха метнул в разбойников богатырский меч, но промахнулся. Меч упал и перекрыл реку. Вода стремительно стала заливать долину и через мгновенье превратила ее в озеро. Подоспевшая помощь окрылила Рицу, и она из последних сил вырвалась из цепких рук разбойников, но, не удержавшись на ногах, упала в бурлящее озеро. Как ни старались братья, но спасти сестру не удалось. Рица осталась под водой. Тогда Пшегишха схватил Юпшару и швырнул его в озеро. Но воды Рицы не приняли негодяя и выбросили через меч Пшегишхи и понесли в море. За ним побежал Гега, но он не мог спасти друга. Тогда и он присоединился к нему. От страшного горя братья окаменели и превратились в высокие горы. Стоят они и поныне над озером, охраняя покой незабвенной Рицы».
Видео. Очень красивый ролик про Абхазию!
Текст книги «Абхазские сказки и легенды»
Автор книги: Игорь Хварцкия
Жанры:
Мифы. Легенды. Эпос
История
Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц)
АБХАЗСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ
Составитель И. Хварцкия
Составитель книги И. Хварцкия бесконечно благодарен господину Эшба. Без неоценимой помощи Джемала Мушневича книга «Абхазские сказки и легенды» не смогла бы выйти в свет.
Издательство «ДИ-ДИК» со своей стороны благодарит господина Эшба Д. М. за творческое содействие в осуществлении данного издания.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга бывают разные. Некоторые из них написаны на одном дыхании, и автор весь выражается в своей теме. Но есть другие темы, которые читаются десятилетиями, книги, которые, говоря словами одного великого русского фольклориста и собирателя устного творчества народов, читаются «собранными из разных мест статьями» как энциклопедии.
Предлагаемое читателю издание рассчитано в наше трудное время на всех. В эту книгу вошли, казалось бы, очень несходные между собой повествования. Но их объединяют две общие идеи – то, что автором, составителем, собирателем текстов книга выступает И. Хварцкия, посвятивший свою жизнь изучению абхазского народного творчества. И второе – что объединяющей идеей книга стало желание дать полное представление об историко-этнографическом своеобразии, культурной и филологической уникальности народа Абхазии.
Абхазия – одна из древнейших стран Евразии. Еще в I веке нашей эры в письменных источниках римлян, греков и других упоминаются предки абхазского народа: абазги и апсиалы. Сохранились до настоящего времени археологические остатки – развалины крепостей и храмов, засвидетельствовавшие развитую земледельческую и городскую культуру страны. Ныне Абхазия своей борьбой приковала к себе внимание всего мира. Именно поэтому выход в свет сборника сказок и легенд абхазского народа делает его историю, его быт и его верования столь жизненно важными.
В сборнике представлены мифы и предания, героические сказания о нартах, волшебные сказки и бытовые рассказы, а также рассказы, созданные профессиональными писателями Абхазии. Многим кавказским народам известны в различных вариантах предания о заключенном в страшной пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском Прометее. Сказания о нартах имеют очень глубокие корни в истории абхазского народа. Без героев-нартов и без всех бесчисленных рассказов о них невозможно представить себе жизнь абхазского народа.
Нартовские сказания, национальный абхазский эпос по богатству содержания и художественной ценности может быть поставлен в одном ряду с такими выдающимися памятниками мировой культуры, как «Илиада», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский». Именно в эпосе, в сказаниях о нартах творческий гений абхазов нашел свое целостное выражение.
Нартовский эпос – уникальное явление в устной и письменной культуре абхазов. В основных циклах Нартов ясно выступают черты военной демократии, культ ратной доблести и чести, жажда дальних походов, боевых подвигов и поединков. В древнейший период содержание нартовского эпоса составляет борьба с великанами – олицетворением слепых и неуправляемых сил природы. В борьбе с ними нарты прибегают к колдовству, военной хитрости и мистической силе. Они добывают огонь у великанов, учат людей земледелию и ремеслу. В пантеоне мировой фольклорной классики абхазский эпос занял одно из самых важных мест, заинтересовав многочисленных исследователей как в России, так и в Европе – во Франции, Германии, Финляндии, Японии.
Герой-воин, наделенный сверхчеловеческой силой, помогает всем силам добра. Поэтому эпос абхазов постоянно бытует в двух формах: в стихотворной, ритмической и прозаической. Хоровое сопровождение помогает слушателям приобщиться к содержанию эпоса, который известен всем с детства, но тем не менее приобщение – процесс активного эмоционального и волевого соучастия абхаза в своей национальной истории. Отсюда всеобщая популярность сказителей. Весь XIX и половина XX века немыслимы без имен выдающихся сказителей. И только начиная с 1930 гг. ученые начали тщательно записывать тексты и музыкальное сопровождение сказаний, легенд, сказок абхазов.
Собственная письменность у абхазов появилась после 1862 г., когда русский кавказовед П. Услар на основе русской графики составил абхазский алфавит. Это послужило огромным толчком для создания в дальнейшем письменной профессиональной литературы у народа.
Роль устного творчества в духовной жизни абхазского народа неизмеримо высока. История собирания легенд и сказок также имеет богатую историческую традицию.
Издание сборника, подготовленного современным исследователем народного творчества Абхазии И. Хварцкия, имеет непреходящее значение, так как предоставляет возможность в наше трудное и горькое время увидеть великий эпос абхазов живым и жизнеутверждающим.
УЧАСТНИКИ ВОЕННОГО СОВЕЩАНИЯ ЭПОХИ ЗАВОЕВАНИЯ КАВКАЗА.
Второй слева – Кац Маан, абхазский феодал. Третий – Аублаа Ахмат, предводитель сочинских садзов /одно из западно-абхазских племен/.
В центре – Адагуа-ипа Хаджи-Берзек – знаменитый предводитель горных убыхов. Рядом с ним – абхазский князь из Цебелвды Чаушкан Амаршан. Крайний справа – юноша Раста Инал-ипа, княжич, воспитанник Хаджи-Берзека.
Художник: Гагарин Григорий Григорьевич, князь, вице-президент Петербургской Академии художеств.
В период Кавказской войны сначала состоял на дипломатической службе, затем на военной службе. Автор ряда ценных живописных и графических работ по Абхазии.

ПРЕДАНИЯ И МИФЫ
Апсуара
Все, чем живут абхазы
Рано утром, когда солнце еще не поднялось выше деревьев, седой как лунь старец верхом на муле въехал во двор абхаза. Хозяин вышел ему навстречу. Хотя гость и сказал, что он торопится, что он должен передать буквально несколько слов, абхаз пригласил его войти в дом, даже не спросив, что за дело его привело. Пока хозяин должным образом принимал гостя, полдень уже прошел.
– Пришел я вот за чем, – сказал гость, – сегодня ты придешь в такое-то, такое-то место, Бог будет наделять землей все народы мира. Тебе выпал жребий прийти туда от абхазцев. Но поспеши, – сказал он, – возможно, ты уже опоздал.
Сообщив это, гость сел на мула и, покинув двор, удалился.
Когда абхаз пришел в назначенное место, Всевышний покоился в окружении Высших Ангелов. Увидев абхазца, Бог сказал:
– Где ты был? Я уже роздал все земли.
– У меня был гость, из-за этого я опоздал, – сказал абхаз.
– Есть еще одна земля, но я оставил ее для себя… – озадаченно сказал Бог.
Тут вмешался Архангел:
– То, что сказал абхаз, это правда, этим гостем был я, из-за меня он опоздал, я не смог прервать его гостеприимство.
Выслушав Архангела, Бог сказал:
– Что ж, во имя справедливости я даю тебе, апсуа, земли Апсны (Абхазии), но взамен этого отныне все люди теряют возможность видеть мою славу при общении со мной.
И вот с тех пор живут абхазы на избранной Богом земле, чтут его, воспитывая в себе Апсуара[1] 1
Апсуара (абхазство) – все то, чем живут абхазы, моральный кодекс абхазского народа.
Записано со слов жреца святилища Дыдрыпш Заура Чичба в 1983 г.
Записал И. Хварцкия.
Перевел с абхазского Л. Анджинджал.
Абрскил (Абхазский Прометей)
I вариант
В древнейшие времена в Абхазии жила одна прекрасная девица знатного происхождения. С самого детства она дала обет Богу оставаться на всю жизнь девою: родители не только не противились ее желанию, а напротив, помогали ей вести избранный ею образ жизни. Но, по прошествии некоторого времени, эта красавица вдруг сделалась беременною. Родители верили в непорочность своей дочери и потому спокойно ожидали рождения ее ребенка.
Родился мальчик. Он рос не по дням, а по часам, в десять лет он уже выглядел двадцатилетним юношей и скоро сделался прекраснейшим из молодых людей. С самого детства Абрскил – так звали его – отличался небывалой храбростью и удалью от своих сверстников; он не щадил себя в сражениях; когда соседние народы совершали набеги на священную землю Абхазии, богатырь мужественно защищал родину и Бог покровительствовал ему. В скором времени молва о подвигах Абрскила разнеслась по всей Абхазии и за пределами его отечества; земляки любили его, враги боялись. Но слава, почести, любовь и поклонение вскружили голову юному герою, и он возгордился безмерно, возомнил себя Богом на земле в облике человеческом – и этим вызвал гнев Божий.
Абрскил сделался жестоким, стал беспощадно истреблять светловолосых, голубоглазых, не щадил ни пленных, ни своих соотечественников, уверяя, что эти «пришлые» наводят порчу на всех, на кого поглядят.
Он мстил выходцам из рода Асуба и Кацуба, уничтожал виноградную лозу, перекинутую гирляндой через дорогу, если она мешала верховому ехать по ней, не нагнув голова. Когда спрашивали его, почему он так поступает, Абскрил говорил, что если проедет, не повредив лозу, тогда ему нужно наклонять голову вперед, а это похоже на поклонение Богу.
Бог потребовал, чтобы Абрскил оставил напрасное истребление людей и лозы и совершил сорок поклонов для искупления своей души, дабы избегнуть тяжкого наказания. Но герой отказался повиноваться Богу и не сделал ни одного поклона. Он сам царь и бог на этой земле, он выше смертных, и не к чему ему бить поклоны…
Долго Бог щадил Абрскила и надеялся на то, что он исправится. Но Абрскил продолжал свои жестокие игры. Тогда Бог в гневе приказал своим ангелам поймать юношу, дабы предать его страшному возмездию за грехи его и за гордыню.
Абрскил же решил обезопасить свою жизнь и выбрал себе два укрытия: одно – на вершине горы Уарцаху, другое на пустынном берегу Черного моря. Едва посланные Богом ангелы появились на вершине горы, араш[2] 2
Араш – сказочный конь, наделенный волшебными свойствами и силой.
[Закрыть] Абрскила одним прыжком переносил своего хозяина к Черному морю: здесь Абрскил отдыхал до нового появления ангелов, ел пищу, приготовленную им самим из убитой им дичи, а араш его пасся на тучной траве и пил морскую воду[3] 3
В селе Гуп на берегу реки Аалдзга сохранились отпечатки следов Абрскила и его араша на скале, словно на рыхлой земле. Отпечаток ступни Абрскила имеет длину приблизительно трех четвертей аршина, а глубину – более вершка.
Как только араш чувствовал приближение ангелов, он говорил своему хозяину, что опасность близка, Абрскил вскакивал на коня – и они снова переносились на гору.
Долго продолжалось это безуспешное преследование Абрскила ангелами. Устав от бесплодных попыток выполнить волю Бога, ангелы обратились к одной хитрой старухе волшебнице с просьбой помочь им. Тогда волшебница посоветовала им растянуть бычью кожу на вершине Уарцаху и намазать ее скользким жиром. Одни ангелы остались на горе, другие появились на берегу. Араш прыгнул от моря на гору, и ноги его заскользили по растянутой коже. Конь упал, сбросив с себя всадника. Абрскил упал и больно расшибся. Тут-то ангелы схватили его. Связали и повели к Богу.
Разнеслась по Абхазии молва о поимке героя. Велика была радость светловолосых людей с голубыми глазами, но невозможно было описать печаль его друзей! Но, как ни старались они освободить своего любимого предводителя из плена, этого они сделать не могли, ибо Бог повелел тотчас же поместить Абрскила в такой пещере, где никто не мог его отыскать и куда невозможно было добраться ни одной живой душе.
Ангелы долго думали, но не могли найти такого места. Тогда они снова обратились к волшебнице и попросили ее указать им такое место для узника. Она назвала пещеру близ селенья Чилоу, у подошвы отрогов Панавского хребта. Пещера эта когда-то служила местом заточения одного богатыря, который томился в ней триста лет и, несмотря на все свои старания, не смог убежать оттуда, пока Бог не смилостивился над ним и не позволил выбраться из этой страшной темницы. В эту-то пещеру и ввели ангелы Абрскила с его арашем. Владетельница темницы приказала своим слугам заковать его в цепи и глаз с него не спускать. Долгое время выполняла старуха волю Господню: не давать ослушнику никакой пищи до его полного покаяния, – но затем сжалилась над прекрасным юношей и велела слугам тайно подносить Абрскилу еду. Но Бог проведал об этом и, разгневавшись, превратил непослушную старуху в собаку.
Долго томился Абрскил в этой пещере, в бессильной тоске думая о своей родине, постоянно мечтая получить хоть какую-нибудь весточку о прекрасной своей Абхазии. И вот однажды один из его друзей – Джомлат – нашел нескольких умелых проводников, взял с собой двенадцать мулов, навьюченных тюками с восковыми свечами, и, невзирая на запрет Бога, отправился к Панавскому хребту, отыскал тайный вход в пещеру и, засветив свечи, вошел туда со своими людьми. Долгой и трудной была их дорога, было темно, пещера то расширялась, то суживалась так, что людям приходилось двигаться ползком. Вот уж и свечи все кончились, а Джомлат все никак не мог увидеть того места, где томился легендарный Абрскил. И когда, уж совсем отчаявшись, люди стали думать и гадать, как же им выбраться назад из этого лабиринта, до них издалека донесся голос несчастного узника. Абрскил крикнул им, что напрасно они стараются увидеть его, ибо чем ближе они подвигаются, тем дальше его уводят от них. Герой Абрскил спросил, живут ли еще в Абхазии племена Асуба, Кацуба и голубоглазые блондины. Джомлат ответил, что на родине его все по-прежнему, но что Абхазия горько оплакивает судьбу своего защитника и покровителя. Герой произнес, горько рыдая:
– Погибла несчастная Абхазия!
Путешественники спросили, как им теперь выбраться назад без света.
– Поверните своих мулов назад и возьмитесь за их хвосты, они выведут вас.
Долго молчали абхазы. Затем попрощались с героем и отправились назад. Абрскил же остался в темнице, глубоко скорбя, что не удалось ему повидаться со своими соотечественниками.
Выйдя из пещеры, Джомлат узнал, что находился в ней три дня…
И по сию пору абхазы считают, что Абрскил жив и станет свободным после второго пришествия Бога на землю. Жив, говорят, и его священный конь-араш, ибо даже и поныне горная речка близ селенья Чилоу выносит в своих водах из пещеры остатки Конского навоза. Старожилы уверяют, что защитник абхазов покинет пещеру тогда, когда родина его станет свободной…
В. Гарцк абхазских народных преданий и поверий. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892, вып. XIII, отд. II, с. 34–38.
Абхазский Прометей[4] 4
Данный вариант легенды создан на основе абхазского сказания и существенно отличается от абхазского оригинала, в первую очередь тем, что в нем герой рождается от злого духа, совратившего невинную деву.
Когда великий Бог задумал создать человека, взгляд его упал на движущиеся в небесном эфире планеты. На одной из них он решил устроить жилище для самого совершенного творения своего.
С этой целью он осыпал семенами эту безжизненную планету. Семена проросли и одели ее мягким, ровным покровом, а горячие лучи солнца вызвали к жизни растения, которые убрали землю зеленой изумрудной травой, ароматичными цветами, ветвистыми пальмами, могучими дубами и чинарами и целыми рощами плодовых деревьев.
Видя это чудесное превращение мертвой планеты в цветущую землю, дух зла похитил у великого Бога часть семян, заключавших в себе дорогие сокровища, которыми творец хотел подарить созданного человека, – золото, серебро, алмазы, рубины, яхонты и голубую бирюзу.
Но это не скрывалось от всевидящего Бога… Устрашившись гнева его, злой дух бросил на землю похищенные семена. Они также проросли, упав на ровную поверхность земной коры, и образовали неприступные горы, угрюмые скалы и утесы.
В наказание великий Бог низвергнул с небес и духа зла, заключив его душу вместе с похищенными богатствами в недра созданных им гор, и обрек его созерцать свой грех до тех пор, пока раскаяние не очистит его сердце.
Протекли века… Тысячи поколений сменились на Земле, которая плавным движением непрестанно носилась вокруг Солнца, черпая жизнь и силу в его лучах, а заключенная во мраке каменной темницы душа грешника не знала покоя.
Но горы крепко держали страшного узника в своих каменных объятиях, которые становились все теснее и теснее. Утомленный и измученный бессильной борьбой, он смирялся: огненное дыхание замирало в его мощной груди, земная кора застывала, вершины гор покрывались слоями искристого льда и мягким снежным покровом.
Но и тогда на каждом шагу гибель грозила человеку в этом царстве злого духа: подстерегая одиноких путников и идущие караваны, он погребал их под снежными обвалами и огромными лавинами. А тоска все больше и больше томила его мятежную душу. Седые туманы ползли, как змеи, по ущельям и беспросветной тяжелой мглой ложились на его каменную грудь, в которой накипали жгучие, мучительные слезы. Растопив ледяной покров гор, они бурными потоками неслись по ущельям и сбегали к морю.
Однажды на орошенные влагой слез злого духа, оттаявшие горные луга весенний ветер принес семена цветов и пахучих трав, которые расцвели пышным ковром. Сладкий шепот их и аромат проникли в грудь томящегося узника, и весенние воды наполнились новыми потоками его слез.
– Так как страдание очистило твое сердце, – услышал гордый дух голос творца, – я даю тебе свободу на одну весеннюю ночь, с тем чтобы ты не касался человека и с наступлением зари вновь вернулся в свое царство тьмы.
Когда солнце скрылось за гребнями гор и на небе зажглись звезды, могучим взмахом крыльев злой дух взвился над землей и увидел во всем блеске красоту творения Бога.
Уже близилось утро, а с ним и час заключения, а освобожденному узнику казалось, что эта весенняя ночь пролетела, как одно волшебное мгновенье.
Он видел величие небесного свода, обнимавшего благоухающую землю, и блеск звезд над нею, серебряное сияние лунного света, отраженного в глубоких водах океана; он видел весь чудный мир и своего врага – человека. Он заглянул в его жилище и услышал звуки поцелуев, которыми тот дарил свою прекрасную подругу – женщину… Он увидел в этом жилище и на одежде женщины сокровища гор, которые человек, рассекая грудь утесов, успел похитить у него…
Чувство злобы вновь закипело в душе демона. Взлетев на вершину самой неприступной горы, он воздвиг на ней из сверкающих льдин высокий чертог и перенес в него лучшие свои богатства, чтобы украсть их у человека. И сказочный дворец засиял самоцветными камнями.
По ущельям еще был разлит голубой туман, но первые лучи солнца уже озарили сверкающий чертог, когда злой дух почувствовал, что объятья земли влекут его в свои недра.
Он бросил последний взгляд на расстилающийся у ног его мир и вдруг услышал серебристый звон металла у горного источника.
Взглянул, и ему показалось, что он обронил горсть своих сокровищ там.
Спустившись к источнику, он увидел, что яркие рубины принадлежали устам красавицы девушки, чудный голос которой, как серебристая струя, звенел в свежем утреннем воздухе, блестящие черные бриллианты сияли в ее взоре под дугами тонких бровей, а крупные зерна жемчуга сверкали в улыбке.
То была княжна Мегри, дочь одного из богатейших владетелей Абхазии. Самые знатные из соседних черкесских князей и удальцов искали ее руки, но никому не удалось покорить сердце гордой красавицы, которое знало до сих пор лишь чувство любви к родине.
Демон впервые увидел такую красоту, и горячее желание пламенем охватило его душу. Он быстро окутал прекрасную девушку густым облаком, которое скрыло от нее родной аул. Разорвав своим могучим дыханием завесу тумана в одном месте, он показал глазам восхищенной Мегри свой сверкающий чертог. Дуновением горного ветра он очищал путь перед нею, расстилал под ноги ее зеленый ковер трав, осыпая его благоухающими цветами, и очарованная княжна незаметно очутилась в сказочном ледяном дворце горного духа…
Когда утомленная долгим путем и ослепленная блеском драгоценных камней, девушка заснула на богатом ложе из бирюзы, осыпанном яхонтами и изумрудами, демон овеял ее зноем горячего сновидения, полного жгучих и сладких грез. Пламенное дыхание его, коснувшись ее уст, проникло упоительной отравой в ее душу, в ее кровь…
Туман растаял в лучах солнца, и недра гор навеки поглотили злого духа, который нарушил волю Бога, коснувшись его творения. Княжна Мегри очнулась от своего волшебного сна и вернулась в родной аул…
Когда дыхание новой весны принесло пробуждение жизни на земле, у нее родился сын. Она назвала его Абрскилом.
Прошло много лет, и ребенок превратился в юношу богатырского роста, необычайной красоты, которую он унаследовал от матери вместе с горячей любовью к своей родине.
От отца же – демона он получил в дар сверхъестественную мощь и силу, непримиримую ненависть к людям и гордый, непокорный дух.
Вскоре он стал героем всей страны, любимцем народа и грозой соседних племен: от одного молниеносного взгляда черных, как мрак ночи, глаз его люди гибли, словно пронзенные меткой стрелой; от одного удара копья его рушились стены неприступных крепостей, а пред очарованием его красоты не могла устоять ни одна женщина.
Сначала Бог покровительствовал гордому и храброму князю как горячему защитнику родины. Но жажда гибели человеческого рода разгоралась все сильнее в сердце Абрскила, и он стал истреблять не только врагов, но и своих соплеменников, гордыня все более и более овладевала его душой. Не видя себе равного среди людей, он возомнил себя равным Богу. Если на пути его виноградная лоза сплетала вершины дерев, он гневно рассекал ее мечом, ибо не желал наклонять голову, дабы это не походило на поклонение божеству.
Тогда великий Бог повелел своим ангелам наказать возгордившегося человека. Но все крылатое войско Всевышнего не могло овладеть непобедимым Абрскилом. Одним прыжком перелетал он на своем верном араше с берега Черного моря на самые неприступные вершины великого Кавказа – владения своего отца.
Но однажды утомленный долгим преследованием, конь поскользнулся на ледяной вершине и вместе со своим всадником повис над пропастью, где на склоне горы, подобно черной пасти, зияла глубокая, мрачная пещера.
В нее слуги великого Бога заключили непокорного Абрскила, приковав его тяжелой цепью к скале. И гордый великан, не желавший преклонить головы перед творцом Земли, склонил ее под мрачным низким сводом пещеры, куда не доносились ни дыхание горного ветра, ни аромат цветов, ни песни красавиц Абхазии, не проникал ни один луч солнца.
Но верный араш не покинул своего господина… Он безостановочно гложет и гложет железную цепь в надежде освободить сына духа гор…
Проходят годы, века… Цепь становится такою тонкою, как шелковая нить, но мучительная жажда начинает томить животное. Чтоб утолить ее хотя на мгновение, конь пьет воду из источника, который журчит по дну пещеры – это слезы измученного страданием Абрскила. Когда же араш, напившись, вновь принимается лизать цепь – он находит ее такою же толстой и огромной, 5
Пещера «Ач-кы тызго» или Чиловская, у подошвы отрогов Панавского хребта, близ Очемчира.
Принявшие христианскую веру жители Абхазии указывают на одной из скал[6] 6
В селении Гуп, на берегу реки Аалдзга.
[Закрыть] следы копыт огромного коня, глубоко ушедшие в камень, как в мягкую землю, и отпечаток ступни великана Абрскила, равный росту пятилетнего ребенка.
Когда Спаситель Мира придет судить людей, – говорит народное поверье, – гордый князь будет прощен и освобожден от страданий.
Э. Жаннерэ. Иллюстрированное приложение к газете «Кавказ» (1903, март, № 3, с. 6).