абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителя

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: сказочный храм в лесу

Изящная церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево стоит на окруженной деревьями поляне неподалеку от Поленовской дачи. Она считается первым памятником русского модерна. Церковь производит очень сильное впечатление. В ней угадываются знакомые с детства сказочные образы, что-то очень родное и близкое.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяЦерковь Спаса Нерукотворного абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяЦерковь Спаса Нерукотворного абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяОколо церкви почти всегда много людей

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: прекрасная история создания храма

Впервые мысль о постройке церкви в Абрамцево появилась у Саввы Ивановича Мамонтова в 1880 году. В ту весну река Воря сильно разлилась, и крестьяне окрестных деревень оказались отрезанными от ближайшей церкви, что находилась на другом берегу. Усадебный дом не смог вместить всех желающих, желающих попасть на заутреню. В следующем, 1881 году, было решено строить церковь по образцу древнерусских храмов.

Первоначально проект создал В.Д.Поленов, взявший за основу храм Спаса на Нередице в Новгороде (XII в.). Но он оказался несколько массивным и тяжеловесным. Работы продолжил В. М. Васнецов, в то время увлекавшийся архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей. Он переработал проект Поленова, сделав храм более гармоничным и изящным.

Строительные работы начались в конце мая 1881 года. Васнецов писал:

Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна…, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…

Художники предприняли поездки в Ярославль, Ростов и другие города, чтобы полнее изучить древнерусское искусство и воплотить его в абрамцевском храме. К концу июля были возведены стены и крыша. Затем храм украсили резным орнаментом. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы.

В орнаменте на валике, обрамляющем вход, множество изображений с христианской символикой: Агнец, олицетворяющий Христа, голова осла, напоминающая о торжественном въезде Христа в Иерусалим. Отречение Петра символизирует петух. Здесь же символы евангелистов: ангел, лев, орел и телец. Лик Спаса Нерукотворного над входом принадлежит кисти Поленова.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяЗвонница абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяОкно абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяАпсиды

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного выполнено по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой и др. Васнецов также расписал клиросы изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяВнутреннее убранство церкви абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяОрнамент на полу абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяРоспись окна в храме абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяСветильник абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяЛампада абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяПрестольная икона и иконостас абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяРоспись окна и печь работы М.А.Врубеля абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяХерувим, роспись окна абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяИкона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом», 1890-е годы абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяКлирос абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяЦарские врата

В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М.А.Врубеля.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяДеталь печи работы Врубеля

В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяКрест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.Мамонтовой абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяКресты на могилах абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяУсыпальница Мамонтовых абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяМогила С.И и Е.Г.Мамонтовых абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяУсыпальница Мамонтовых абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяКупола храма Спаса Нерукотворного абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителяХрам прячется за деревьями

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Красота невероятная!! Здорово, что всё поддерживают, реставрируют. Аккуратно и чистенько.
Маша, а про скульпторов и художников вам с подругой рассказывали в церкви или вы заранее подготовились?

Да, Юль, церковь сказочная, из нее не хотелось уходить!
Там очень удобно: когда входишь в церковь, тут же дают тебе описание — историю создания и схему расположения икон в иконостасе. Садишься на лавочку и изучаешь. И пока мы вот так сидели, пришла группа школьников, экскурсовод начала рассказывать им про церковь. В принципе, то же, что и в описании, совсем чуть-чуть добавила.
А дома, когда я писала этот пост, еще раз посмотрела информацию на сайте музея — в завтрашнем посте (последнем) будет на него ссылка. Плюс у меня несколько старых книг по архитектуре Подмосковья, что-то взяла оттуда.

Забыла ещё спросить.. На одном из фото видны постройки белого цвета. Это тоже к церкви относится или что-то другое?

Да, все относится к церкви — к ней с северной стороны пристроена часовня, рядом с которой могилы Мамонтовых.

Где-то я видел подобную церковь, но не вспомню, надо фотки перелопачивать, но вроде в Казани.

Поражает внутреннее убранство церкви, у нас только большие храмы так ярко расписаны, а маленькие, каких в нашем городе десятки, очень скромные, и я люблю в них заходить.

Невероятно красивая церковь! Очень необычное внутреннее убранство. Редко встретишь такую красоту и изящество.

Источник

Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь

Карта и ближайшие объекты

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителя

Статьи

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.

Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Из журнала: «Туризм и Отдых» №46 (383) ноябрь-декабрь 2005/Отдых в России/Абрамцево: Неугасимый очаг

Для того чтобы отдохнуть интересно, совсем необязательно ехать в далекие края. Любимое многими Подмосковье располагает в этом смысле подлинным богатством: к примеру, всего час езды от столицы в сторону Сергиева Посада – и вы в знаменитом Абрамцеве. Гуляйте по золотым осенним аллеям, загляните в усадебную гостиную, где был написан портрет девочки с персиками (той самой!), и обязательно посетите уникальную абрамцевскую церковь, которую возводили знаменитые ныне на весь мир русские художники.

В 1870 г. промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов приобретает усадьбу в подмосковном селе Абрамцево. Вокруг него постепенно складывается кружок творческой интеллигенции, который впоследствии будет называться «мамонтовским» или «абрамцевским». И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.М. Антокольский, В.А. Серов и другие художники, состоявшие в мамонтовском кружке, одной из задач своего творчества считали возрождение национального стиля в искусстве. Тесным художественным сообществом они изучали памятники древнерусского искусства: ездили в Троице-Сергиеву лавру, в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, собирали образцы декоративно-прикладного искусства. Главным идейным вдохновителем изучения быта и искусства Древней Руси стала супруга Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна. Известно, что она была человеком глубоко религиозным, – скорее всего, именно ей принадлежала идея построить в Абрамцеве церковь.

Впервые о постройке церкви в Абрамцеве заговорили в 1880 г., после разлива реки Вори, из-за чего жители соседних деревень лишились возможности ходить на службу в церковь села Ахтырки, расположенную на противоположном берегу. Кто-то из крестьян пришел в барский дом в Абрамцеве, зная, что здесь будут служить заутреню, и тогда Савва Иванович высказал мысль о необходимости строительства часовни. В.Д. Поленов создал несколько эскизов, но дальше этого поначалу дело не пошло. К идее создания храма вернулись лишь год спустя. Младшая дочь Мамонтовых Александра Саввишна вспоминала: «Абрамцево стало дорого для всех, и вот явилась мысль оставить здесь какой-нибудь памятник совместной их жизни, в котором главным интересом было искусство. Сначала думали построить общими силами часовню, но, по мере того как составлялись проекты, стало ясно, что малые размеры этой задачи не соответствовали тому творческому порыву, который был налицо… Решили строить церковь». Был объявлен домашний конкурс, в котором приняли участие В.Д. Поленов, А.В. Прахов, В.М. Васнецов и П.М. Самарин. Жюри конкурса составляли друзья Мамонтовых и сами хозяева. Лучшими были признаны проекты Виктора Васнецова и Василия Поленова, который предложил в качестве образца для строительства церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде, построенную в 1198 г.

Стоит отметить, что во многом интерес к древнерусскому зодчеству был вызван отменой в России крепостного права. Теперь народное искусство не только перестает рассматриваться как «низкое», но и начинает влиять на формирование нового художественного направления, которое впоследствии станет именоваться модерном. За решением строить церковь в древнерусском стиле кроется и более приземленная причина – официальная политика народности в области архитектуры. Можно сказать, что у художников той поры не было свободы выбора, а были лишь каноны, утвержденные сверху. В храмовом зодчестве преобладала одна традиция – национальная, «русский стиль». Безусловно, есть некая доля иронии в том, что обеспеченные люди, имеющие возможность регулярно посещать европейские столицы и любоваться античными шедеврами и сокровищами Средневековья, обратились к древнерусскому искусству с его суровыми, даже грубыми формами. Однако такая тенденция действительно была. Именно обращение образованного общества к традициям древнерусского искусства литературовед и богослов М. М. Дунаев впоследствии назовет «тоской по истине».

24 мая 1881 г. в Абрамцево для выбора места под постройку приезжает архитектор Павел Самарин. Закладка храма состоялась 1 сентября 1881 г. А уже весной 1882 г. приступили к внутренней отделке храма и возведению купола. Церковь освятили в июле 1882 г. в Спасов день. Процесс возведения абрамцевской церкви выявил новые творческие таланты знаменитых живописцев. Так, Виктор Васнецов выступил в роли архитектора, хотя и не имел навыков в области архитектурного проектирования, а Михаил Врубель работал над майоликовыми изразцами, за что еще ранее был шутливо прозван своим отцом «печных дел мастером». Многое создавалось буквально на ходу, носило оттенок импровизации. В июне 1881 г. В. Васнецов, В. Поленов и сын Саввы Ивановича А. Мамонтов разработали мотивы решеток для окон, оконных росписей и портала. На последней стадии возведения церкви не могли решить, какой материал лучше подойдет для пола – камень или чугунные плиты, и Васнецов предложил сделать мозаичный пол, на котором по-старославянски выложил дату строительства «1881–1882 гг.». Поленов принимал в работе самое живое участие. Он делал эскизы для церковной утвари, хоругвей, резного иконостаса. Кстати, вышивку на хоругвях выполнили жены художников.
Для Царских врат храма В. Д. Поленов написал икону Благовещения, несколько образов и икону Спаса Нерукотворного над входной дверью. Иконостас был выполнен по его же рисунку, равно как и орнаменты по камню на наличниках окон и дверей. И.Е. Репин написал образ Спаса Нерукотворного на медной доске, а также образы Софии, Веры, Надежды и Любви, а М.М. Антокольский для одной из стен церкви создал рельеф из песчаника – «Голова Иоанна Крестителя».

Художники абрамцевского кружка работали на необычайном творческом подъеме, быстро и дружно. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, буквально «вылепленная» руками великих мастеров живописи, вошла в историю как первое сооружение русского модерна. Стилизованная под древние образцы и вместе с тем олицетворяющая собой зарождение нового национального стиля, она создавалась в легкой и свободной атмосфере мамонтовского художественного кружка, наполненной интеллектуальными и творческими поисками. Потому и результат получился поистине изумительным. А часовня церкви Спаса Нерукотворного все-таки тоже появилась – спустя десять лет. В 1891 г. умер сын Мамонтовых Андрей, и церковная ризница была перестроена в часовню (тоже по проекту В.М. Васнецова). Позднее у стен часовни были похоронены Вера Мамонтова, Елизавета Григорьевна, сын Веры Сергей, а в 1918 г. – хозяин усадьбы Савва Иванович. К этому времени вокруг Абрамцева бурлила уже совсем другая эпоха…

Наталия Безрукова, научный сотрудник Музея современной истории России Журнал «Живая история» № 10(16) 2016 г.

Источник

Церковь Спаса Нерукотворного.

Западный фасад

По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова.

В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.

Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.

Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителя

Церковь Спаса Нерукотворного.

Южный фасад

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителя

Церковь Спаса Нерукотворного.

Окно южного фасада

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

абрамцево церковь спаса нерукотворного образа христа спасителя