ачаирский честного и животворящего креста господня женский монастырь

Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня Епархиальные монастыри РПЦ

ачаирский честного и животворящего креста господня женский монастырь

История

Ачаирский женский монастырь расположен он на 49 км к югу от Омска, по Черлакскому тракту, возле поселка Речной Омского района.

Основателем монастыря является митрополит Омский и Таврический Феодосий (Процюк).

Создание обители увековечило собой два события: с одной стороны, монастырь явился преемником существовавшей до революции на месте совхоза « Ачаирского» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905-1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора.

В 1912 году община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц-послушниц, которые занимались рукоделием и хлебопашеством..

Во время гражданской войны монастырь свято следовал заповеди милосердного сострадания ближнему, превратившись в место ухода за тяжелоранеными и холерными больными.

В начале 1920-х годов монастырь закрыли, имущество конфисковали, монахинь просто выставили за ворота.

Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.

Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни архитектурная доминанта всего монастырского комплекса.
Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.

Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.

Недалеко от источника еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.

В монастыре есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и трапезная.

Источник

Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня

ачаирский честного и животворящего креста господня женский монастырьАчаирский женский монастырь Честного Креста Господня вырос на берегу Иртыша как символ Той Голгофы, на которую взошла Россия в годы безбожного лихолетья. Кровь мучеников – семя Церкви. И в землю Омского Прииртышья эти семена были обильно посеяны. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12).

Это Божие определение Церкви открылось со всей очевидностью еще в апостольские времена. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо без России Вселенская Церковь не могла достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение богоборчества, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников.

На том месте, где ныне стоит Ачаирский женский монастырь, была колония № 8, входившая в систему ГУЛАГа. Многие безвестные страдальцы нашли в этой земле место своего последнего пристанища и упокоения. Молитвы о них, как искупительное служение, стали основой монашеского делания сестёр обители. Крест, как символ примирения Неба и земли, стал знамением, давшим монастырю имя Крестовый…

Ачаирский женский монастырь расположен в удивительно живописном и благодатном месте. Возвышающийся берег Иртыша, зеленое кружево березовых перелесков, упоительный аромат медоносных лугов — здесь отдыхает утомленный человеческий взор, непривычный к тишине слух внимает лишь птичьим голосам да легкому дыханию ветра…

Все это невольно влечет к себе путника, едет ли он по шоссе или совершает свое путешествие по Иртышу.

Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.

Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.

Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.

Недалеко от источника под сенью берез ждет паломника и еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Теплом веет здесь и от деревянных стен, и от узорчатого резного иконостаса, и от ликов святых… Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.

А еще в монастыре, как и положено, есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и, конечно же, трапезная, которой не миновать ни одному паломнику. Разделить после службы трапезу со всеми предстоявшими и молившимися на службе да и просто со всяким человеком, кого на ту пору Бог послал в святую обитель, — старинный и священный закон странноприимства, неукоснительно соблюдаемый и исполняемый насельницами от всей души и от чистого смиренного сердца.

Все устроение монастыря органично вписано в окружающий природный ландшафт, являет собой пример гармоничного единения природы и человека, как и должно быть по замыслу Божию в сотворенном Им мире, как и было на земле когда-то давным-давно…

Источник

Незримая дорога в век длиной…

Как город не стоит без праведника, так и мир Божий сберегается до положенного ему предела времен непрерывно творимой монашеской молитвой. Пока горят на земле светом монашеского подвига свечи монастырей православных, отгоняя от людских сердец мрак неверия, греха и отчаяния; остается живой спасительная надежда, дающая каждому человеку силы совершать свой жизненный путь: творить добро, растить детей, добывать хлеб насущный, радоваться свету солнечному, благодарно ощущать жизнь во всей ее полноте как бесценный дар Божий… Испокон века на Руси каждый монастырь являл собой светильник духовный, средоточие молитвенного единения земного и небесного, далекого и близкого, поколений людских — ушедших в вечность, несущих крест земного бытия и грядущих им на смену…

Ачаирский женский монастырь очень молод, его жизнь совершает всего лишь второе свое десятилетие, но он уже стал благословенной святыней не только Омского Прииртышья, но и всего сибирского края. Расположен он на 49 км к югу от Омска, по Черлакскому тракту, возле поселка Речной Омского района.

Основателем монастыря является митрополит Омский и Таврический Феодосий (Процюк).

Создание обители увековечило собой два события: с одной стороны, монастырь явился преемником существовавшей до революции на месте совхоза « Ачаирского» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905-1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора.

В 1912 году община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц-послушниц, которые занимались рукоделием и хлебопашеством..

Во время гражданской войны монастырь свято следовал заповеди милосердного сострадания ближнему, превратившись в место ухода за тяжелоранеными и холерными больными.
В начале 1920-х годов обитель постигла общая для Русской Церкви печальная участь: монастырь закрыли, имущество конфисковали, монахинь просто выставили за ворота.

С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь. Колония имела сельскохозяйственный и гончарный профили. Численность заключенных ежегодно достигала 800-900 человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от невыносимых условий жизни: скудное питание, почти не отапливаемые бараки в одну доску, продувавшиеся холодным ветром, плохо защищавшие от снега и дождя, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе. Сидели люди разные: правые и виноватые, политические и уголовники, старые и молодые, «по убеждению» и «по ошибке» среди них было немало и духовенства…

В 1991 году настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр Горбунов показал Высокопреосвященнейшему Феодосию, митрополиту Омскому и Тарскому, и место бывшего монастыря, и останки колонии, и известные захоронения ее безымянных узников. Потрясенный страшной страницей истории омского края, владыка попросил у Виталия Дмитриевича Мещерякова, возглавлявшего зверосовхоз «Речной», выросший на месте колонии, символических 2 метра земли для установки креста в память всех умерших без покаяния и молитвы. В ответ на просьбу Виталий Дмитриевич, отец которого в свое время тоже был узником «восьмерки», выделил епархии 38 гектаров земли для строительства монастыря…

Так началась новая история святой обители на земле, которую век назад на все оставшиеся времена освятил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Сегодня, глядя на восхищающие взор плоды трудов человеческих, воплощенных в Ачаирском монастырском ансамбле, почти невозможно представить, в какой смиренной простоте и человеческой немощи начинало совершаться благословенное строительство во Славу Божию и в память вечную.

Через познание прошлого раскрывается пред нами промысел Божий о нас сегодняшних. Стараниями работников архива Омской области, Омской областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, исследователей Натальи Лебедевой, Александра Лосунова история монастыря постепенно высвечивается из небытия, выходит на свет из глубин забвения. Ранее неизвестные имена создателей и благотворителей, первых насельниц Богородице-Михаило-Архангельской обители, трагические страницы времен гражданской войны и советской власти, жизнь колонии № 8 становятся известны нам.

Дорогие посетители сайта, в разделе «История» Вы можете познакомится с первоисточниками – архивными документами и фотографиями, рисунками и чертежами, обнаруженными в государственных и личных архивах и библиотеках. Исторические документы, пожелтевшие снимки столетней давности, автографы людей, живших когда-то – все это оставляет неизгладимый след в душе. Для более основательного изучения мы помещаем уже опубликованные исследовательские статьи, заметки из газет и журналов. Везде указаны ссылки на места хранения или публикаций. Этапы сложного пути, который за сто лет преодолела обитель, мы условно разделили на четыре периода:

В каждом из периодов материалы размещены по трем группам: исследования, изобразительные источники, архивные документы.

Но сколько еще неизвестных фактов и имен хранят полки архивов и библиотек. Все разделы будут постепенно пополняться в зависимости от обнаружения новых источников.

«Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть». Мы благодарим за предоставленные материалы директора О.Д. Пугачеву и сотрудников Исторического архива Омской области, директора А.В. Ремизова и работников Омской областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, историка-краеведа А.М. Лосунова. Надеемся на дальнейшее сотрудничество во Славу Божию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *