act терапия что это
Когнитивно-поведенческая терапия третьей волны: жизнь в гармонии с собой
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — направление, которое помогает клиенту избавиться от нерациональных установок и выработать более успешные модели поведения. Со временем в КПТ образовалось отдельное течение — когнитивно-поведенческая терапия третьей волны.
Первой волной был непосредственно бихевиоризм — отрасль психологии, которая занималась поведением человека. Вторая волна — КПТ, которая совмещала поведенческую теорию и когнитивизм. В третьей волне начали возникать подходы на базе КПТ, которые больше фокусировались на осознанности и принятии. КПТ третьей волны включает в себя методы, позаимствованные у других направлений психотерапии, а также некоторые практики восточной философии — например, медитацию.
Если классическая КПТ больше фокусируется на проблемах и негативных паттернах, которые нужно изменить, КПТ третьей волны помогает клиенту принять себя и свои особенности. Это не значит, что на терапии не происходит изменений. Терапевт помогает клиенту лучше понять себя и «работать с тем, что есть».
Что важно лично для вас в жизни? На основе чего вы хотели бы строить свое поведение и делать выбор? Что вы цените в других людях? Все это — личные ценности человека. Знать, понимать и принимать их очень важно. Человек, который не опирается на них, рискует прожить «пустую» жизнь — даже если со стороны она будет казаться хорошей и наполненной.
ACT учит клиента тому, что дискомфорт — неотъемлемая часть жизни. Избегать его постоянно невозможно. Зато можно определиться со своими ценностями и двигаться к целям, невзирая на него.
Для достижения эффекта на сеансах ACT используется много метафор и мысленных экспериментов. Эффективность ACT подтверждена научными исследованиями. Особенно ее рекомендуют при работе с тревожными расстройствами, депрессивными состояниями и для поддержки людей, который столкнулись с утратой или неизлечимой болезнью.
Диалектическая поведенческая терапия (Dialectical behavioral therapy, DBT) предназначена для лечения сложных расстройств личности, в частности пограничного расстройства личности (ПРЛ). Основательница подхода Марша Линехан сама страдала от ПРЛ. Ей долгое время не могли поставить диагноз, не говоря о правильной терапии. Марша наносила себе повреждения, не могла наладить социальную жизнь, большую часть времени проводила в госпитале и не понимала, что с ней происходит. «Жизнь в аду», как комментирует это сама Марша, продолжалась, пока однажды на нее не снизошло озарение. Она почувствовала, что может принять себя такой, какая она есть. Это чувство принятия помогло ей справляться с эмоциональной нестабильностью. Марша Линехан начала заниматься психологией и психотерапией. Она сразу решила, что будет работать с тяжелыми случаями и суицидальными людьми. В основу метода, который разрабатывала Марша, легла идея полного принятия. Она использовала техники когнитивно-поведенческой терапии, а также элементы дзен-буддизма, дыхательные техники и медитации. Впоследствии этот подход стал называться DBT — диалектическая поведенческая терапия.
DBT предполагает особенный строгий формат работы:
Также терапевты, которые работают в подходе DBT, собираются на групповую интервизию и обсуждают свою практику. Так как им приходится работать с тяжелыми, нередко суицидальными клиентами, этот этап очень важен, чтобы избежать профессионального выгорания.
Как правило, работа с клиентом состоит из 4 этапов. 1 этап начинается после подготовительной работы. Так как такая терапия — долгий трудоемкий процесс, в качестве подготовки терапевт работает с мотивацией клиента.
Основанная на осознанности когнитивная терапия (англ. Mindfulness-based Cognitive Therapy, MBCT) — подход, выросший из программы снижения стресса MBSR (Mindfulness-based Stress Reduction). Это краткосрочный подход, рассчитанный в среднем на 8 недель. Работа проходит в группах до 12 человек. Создатели подхода — Зиндел Сигал, Марк Уильямс и Джон Тисдейл.
MBCT нацелена на избавление от автоматических мыслей и реакций. Этому способствует практика медитации, которая повышает осознанность. Беспристрастное наблюдение за течением собственных мыслей, отделение от них, изучение ощущений в собственном теле снижает уровень тревоги и позволяет не «упасть» в привычный негативный сценарий.
В ходе терапии клиент получает 4 важных навыка:
Схема — модель поведения и система представлений о мире, усвоенная в детстве. Даже если схема дезадаптивна, не соответствует действительности и мешает человеку быть счастливым, он продолжает «отрабатывать» ее во взрослом возрасте. Схема-терапия была разработана в 1990-х годах Джеффри Янгом, учеником основателя КПТ Аарона Бека. Он заметил, что для некоторых клиентов с затяжными проблемами КПТ бывает недостаточно. Они добиваются краткосрочного эффекта и налаживают конкретную сферу жизни — но через некоторое время «откатываются» к прежнему уровню.
Янг пришел к выводу, что некоторые люди формируют ранние дезадаптивные схемы, от которых не могут просто так отказаться. Схема формируется в детстве, когда потребности ребенка были удовлетворены недостаточно или неадекватно. В том моменте схема служила своеобразным способом защиты. Например, ребенок чувствует недостаточную заботу и поддержку со стороны родителей — и решает (в силу своих когнитивных способностей), что так будут с ним вести себя все значимые люди. Он готов к этому заранее. Как только в его жизни появится кто-то важный, он сразу будет готовится к отчуждению и холодности. Во взрослом возрасте такой человек будет неосознанно выбирать таких людей, которые не способны строить здоровые отношения. Это будет подтверждать его схему и работать по принципу «самосбывающегося пророчества». Пока схема работает (даже если это приносит страдания) — мир стабилен, предсказуем и безопасен. Именно поэтому отказаться от схемы так сложно и стандартной КПТ может быть недостаточно.
Терапия Принятия и Ответственности: Обзор
Качество жизни определяется тем, что мы делаем, а не тем, что происходит у нас между ушами.
Что такое «Терапия Принятия и Ответственности»?
Acceptance and Commitment Therapy (Терапия Принятия и Ответственности) — направление психотерапии третьей волны когнитивно-поведенческого подхода.
Основная задача не избавление от тяжелых переживаний, а скорее научение не слишком реагировать на них. Это помогает не избегать ситуаций, которые их вызывают, что расширяет жизненный опыт и помогает понять, что для нас действительно важно и следовать этому. Терапевтический эффект заключается в том, что чем больше человек погружается в полезную в долгосрочном периоде деятельность, которая приносит удовлетворение, тем с большей вероятностью симптомы исчезнут, либо снизится потребность в их изменении.
Иначе говоря, цель ACT: поведение управляемое выбранными последствиями, а не аверсивными стимулами*. Именно количество такого поведения можно определить как психическое здоровье
*Или жизнь управляемая пряниками, а не внутренними кнутами
Кратко, я бы описал этот подход как смесь майндфулнесс, бихевиоризма, экзистенциализма и позитивной психологии с научной основой в теории языка. Используется очень широкий набор терапевтических интервенций из разных направлений, но для очень конкретных целей.
Немного о названии «Acceptance and Commitment Therapy»
Acceptance and Commitment Therapy сокращается как «Act», что переводится как «Действие». В повседневности говорят «Аct-терапия» (произносят «Экт-терапия»)
Полное же название на русский язык адекватно перевести очень трудно, да ещё так, чтобы аббревиатура сохранила метафорический смысл:
Смысл Acceptance в беззащитном, но осознанном контакте с переживаниями, вместо борьбы/уклонения ради Commitment
Смысл Commitment в целеустремленности, как совершении действий имеющих значение
Основные идеи ACT-терапии кратко и без пруфов
Психологическая гибкость
Научная основа этого подхода (Relation Frame Theory) говорит, что проблема не в том, что у нас в жизни случаются проблемные переживания. Их просто не может не быть, потому что наше мышление так устроено. Проблема в том, что часто мы их искусственно усиливаем способами, которые нам только кажутся продуктивными.
В итоге это приводит к тому, что нам начинает сильнее мешать жить не само негативное переживание*, а всё то, что мы делаем чтобы только его не испытывать.
*Собственно, если бы оно не мешало, мы бы вряд ли на переживание внимание и обратили, назвав его “негативным”.
АСТ-терапия трансдиагностична и исходит из того, что причина всех страданий и любого психического расстройства в избыточном застревании, фиксации на внутреннем опыте. Избыточность этой фиксации на внутренних ограничениях приводит к тому, что человек становится настолько скован в своих действиях, что погружается в гибернацию, пассивность, гедонизм, импульсивность или прокрастинацию и не может адаптироваться к изменениям.
Процесс застревания | Примеры мыслей | Чем мешает адаптации |
На контроле эмоций и чувств | Делаю так, чтобы не чувствовать себя плохо | Действия направленные на избегание, уклонение сильнее ухудшающие ситуацию |
На внимании к мыслям | Делаю так, потому что надо или должен | Действия управляются ограничивающими непроверяемыми правилами |
На размышлениях о прошлом и будущем | А вдруг? А почему? А что если? | Действия не реагируют на обратную связь от настоящего момента |
В представлениях о себе и мире | Делаю так, потому что Я такой | Действия основанные на одной точке зрения |
Всё это зовётся “психологической ригидностью” и создаёт порочный круг, где скованность в действиях, создает ещё больше проблем в жизни, которые усиливают застревание на внутреннем опыте и сковывают действия ещё сильнее.
Поэтому цель терапии принятия и ответственности в развитии “психологической гибкости”, как модели психического здоровья.
Психологическая гибкость — готовность испытывать и не вмешиваться во внутренний опыт, полностью связавшись с настоящим моментом, в движении к своим целям и ценностям.
Психологическая гибкость измеряется опросником Acceptance & Action II (AAQ-II).
Низкие уровни психологической гибкости в AAQ-II связаны с более высокой вероятностью психопаталогии, депрессии, тревог, страхов и низкого качества жизни.
Пройти AAQ-II и оценить уровень психологической гибкости можно здесь: https://iyaroslav.ru/test/acceptance-action-questionnaire
Основные отличия терапии Принятия и Ответственности от Когнитивно-Поведенческой терапии
КПТ | АСТ | |
Эмоции | Изменение стимулов вызвавших эмоцию через изменение оценки, десенсибилизацию | Изменение дезадаптивной реакции на эмоцию через майндфулнесс и изменение поведения |
Мысли | Изменение содержания мыслей через когнитивную реструктуризацию и эксперименты | Изменение реакции на мысли, независимо от содержания через когнитивное расцепление |
Поведение | Изменение поведения для совладания со стимулом | Изменение поведения для контакта с ценностями |
Метафора | Человек как вычислительная машина | Человек как эволюционирующий организм |
Цель | Ослабление болезненных симптомов | Улучшение функционирования, независимо от диагноза |
Философия | Критический рационализм (истина зависит от проверки на опровержимость) | Контекстуальный функционализм (истина зависит от её полезности в определенной ситуации) |
Исследования эффективности терапии принятия и ответственности
Согласно американской ассоциации клинической психологии, АСТ рекомендуется как подход с подтвержденной эффективностью для следующих проблем:
*РКИ – количество рандомизированных-контролируемых исследований
Список всех исследований АСТ можно увидеть здесь :
Вот несколько из них:
КПТ против АСТ при большом депрессивном расстройстве
КПТ против АСТ при смешанном тревожном расстройстве
КПТ против АСТ против листа ожидания при социальной тревожности
По сравнению с КПТ, эффективность, в итоге и в целом, одинаковая.
Вокруг этого много споров, сторонники АСТ говорят, что исследования КПТ больше спонсируются, а сторонники КПТ говорят, что АСТ слишком мягко оценивается, с меньшим отсевом.
Вообще, КПТ за почти полувековую историю не улучшила свою эффективность, несмотря на усложнение, новые методы, кучу школ и техник. АСТ старается решить эту проблему через процесс-ориентированную модель. Дизайн метода таков, что задаёт фундамент, который позволяет проще исследовать конкретные терапевтические процессы/компоненты и определять какие из них работают лучше, а какие нет.
Вот пример того, как исследуются разные компоненты психотерапии: принятие, расцепление, ценности, контакт с настоящим, майндфулнесс и их отдельная эффективность
Возможно ли что к улучшению качества жизни могут вести разные пути?
Может быть победа в войне против ваших переживаний и не является обязательным условием, чтобы двигаться дальше?
Что если самым простым способом двинуться в сторону улучшения качества жизни могло бы быть прекращение этой войны?
Трансдиагностический подход в психотерапии
Идея о том, что страдание лучше всего описывается с точки зрения биохимической аномалии, имеет поверхностно привлекательную обратную сторону, а именно, что здоровье и счастье являются естественными гомеостатическими состояниями человеческого существования. Это предположение о здоровой нормальности лежит в основе традиционных медицинских подходов к физическому здоровью. Учитывая относительный успех физической медицины, неудивительно, что сообщество поведенческого и психического здоровья также приняло это предположение.
Традиционная концепция физического здоровья — это просто отсутствие болезни. Предполагается, что, сам по себе организм должен быть здоровым, но физическое здоровье может быть нарушено инфекцией, травмой, токсичностью, снижением физической нагрузки или неупорядоченными физическими процессами. Точно так же предполагается, что люди по своей природе счастливы, дружелюбны, альтруистичны и умиротворённы, но это типичное состояние психического здоровья может быть нарушено особыми эмоциями, мыслями, воспоминаниями, историческими событиями или состояниями нервной системы
Почему люди страдают?
Большинство культурных традиций, соглашаются с тем, что страдания – это нормальная и естественная составляющая жизни. Но многие психологические подходы такого мнения не разделяют.
Ядро АСТ основано на идее, что человеческий язык как и порождает наши величайшие достижения, так и наши страдания. Но не просто язык, как озвучивание чего-либо, а в принципе любая деятельность, оперирующая символами.
Когда животные подвергаются неприятному воздействию, они реагируют избеганием неприятного. Они убегают, кричат, проявляют агрессию или цепенеют. Как правило эти реакции ограничены во времени и после исчезновения неприятного — их состояние довольно быстро возвращается в норму.
Люди же, из-за способности к языку могут в случае неприятности устанавливать сходства и различия между текущими и прошлыми событиями, формировать отношения между ними и делать прогнозы, о том, чего ещё не произошло.
Благодаря этому люди развиваются и по этой причине люди могут страдать из-за стимулов, которых уже/ещё нет в окружающей среде.
Боль и страдания не одно и то же. Боль вызывается средой. Страдания – нашим языком. Просто избавить от боли — слабо влияет на снижение страданий. Боль неизбежна. Проблемы будут.
И благодаря нашему языку, мы всегда о них можем вспомнить или себе их вообразить.
И уже это создаёт страдание.
Мышление, которого не может не быть, усиливает наши проблемы двумя способами:
В итоге спутанность и избегание приводят к тому, что люди ассоциируют себя со своей проблемой. Проблема начинает определять то, кем человек является.
Чем больше человек уделяет внимание своей проблеме, тем более оно становится узким.
А чем более узко внимание, тем выше ригидность и меньше гибкости.
Жизнь проходит мимо, пока человек тратит всё время на внутреннюю борьбу.
Жизнь начинает основываться на том, чего мы не хотим, снижении дискомфорта, вместо получения удовольствия от движения к тому, что мы ценим.
Всё это в долгосрочном периоде это приводит к сокращению жизненного пространства. Жизнь начинает состоять из одних лишь избеганий, контроля мыслей и чувств, которые становятся всё более и более подавляющими, а способность наслаждаться жизнью и настоящим моментом постепенно увядает.
Общий ход терапии принятия и ответственности сводится к тому, что клиент сначала перестает бороться со своими чувствами и эмоциями. Они приходят и уходят и все. Затем вводится экзистенциальный элемент — ощущение самости, не основанное на прошлом опыте слияния со своими эмоциями и мыслями. После чего постановка целей и действия, направленные на их достижение.
Шесть процессов Психологической Гибкости
Психологическая гибкость состоит из 6 терапевтических процессов или навыков, под которые могут попадать разные техники, методы и интервенции из разных школ психотерапии.
Принятие — открытость и готовность позволить происходящему внутри быть таковым, какое оно есть, без намерения изменить. Противоположность — избегание, контроль, уклонение от внутреннего опыта.
Расцепление – навык диссоциированного отношения к мыслям, благодаря чему, они оказывают меньшее влияние на поведение или эмоции, вместо восприятия мира сквозь мысли.
Здесь и сейчас – контакт с настоящим моментом и гибкое внимание, вместо застревания в мыслях о прошлом или будущем.
Наблюдающее Я – способность рассмотреть опыт в перспективе, гибкое самовосприятие, вместо застревания в своей истории и самоопределении
Ценности – понимание чего вы хотите, кем желаете стать и следование этому, вместо бессмысленности происходящего или откладывания жизни
Действия – малые шаги к целям, не смотря на неудачи. Обучение навыкам, планирование и решение проблем, вместо прокрастинации, гибернации, изоляции
Все эти 6 процессов глубоко взаимосвязаны между собой. Например, сцепленность с мыслями, вызывает избегание опыта и уводит от настоящего момента. Принятие опыта само по себе не имеет смысла, без направленных действий. Если неизвестны ценности, неизвестно какие действия совершать. А без контакта с наблюдающим “Я” отпускание переживаний, может казаться угрозой “Я” и мешает принятию.
В глубине, между процессами разницы особо и нет. И в своём самом полном выражении каждый процесс является всеми остальными.
На моём сайте вы можете пройти несколько тестов, для оценки своей психологической гибкости с точки зрения АСТ: https://iyaroslav.ru/tag/терапия-принятия-и-ответственности
Более глубоко все 6 процессов я разберу в следующем материале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение
Большинство людей считают, что некоторые мысли и чувства должны быть убраны прежде чем они смогут сфокусироваться на вопросах качества жизни. Но это не обязательно правда.
PsyAndNeuro.ru
Терапия принятия и ответственности
АСТ – это аббревиатура Acceptance and commitment therapy, что в переводе означает Терапия принятия и ответственности. Важно то, что авторы этого метода рекомендуют читать аббревиатуру не как три последовательные буквы, а как слово “акт”, то есть “действие”. Максимально кратко суть АСТ можно выразить так: испытывая неприятные чувства не надо бороться с ними, надо просто наблюдать за ними, принимая их существование.
Противоположность такого подхода осознанно или спонтанно практикуется всеми, кто сталкивается с негативным эмоциональным опытом: неприятное состояние, например приступ паники, понимается как проблема, от которой нужно избавиться. В отношении всех подобных психоэмоциональных проблем негласно приняты правила восприятия, которые, с точки зрения АСТ, только мешают. Во-первых, неприятные эмоции вроде паники и тревожности трактуются как болезнь, которую нужно прогнать из жизни так же, как человек устраняет из своей жизни боль в зубе. У здорового человека зубы не болят и все эмоции под контролем. Во-вторых, действует сила культурного влияния психоанализа, приучившего терапевтов и пациентов при малейших неприятностях погружаться в прошлое, где, как считается, находятся причины многих психических расстройств.
Подписывайтесь на нас на Patreon, и мы будем выпускать ещё больше интересных материалов
Если человек фокусируется на симптоматике, считая, что это есть главная и определяющая часть его жизни, то в конце концов он перестанет видеть себя вне этого расстройства, как будто симптоматика стала единственным значимым содержанием его жизни. Все в жизни теперь рассматривается в свете страха и тревожности, а ослабление симптомов или убегание от них становится приоритетной целью во всем, что бы ни делал человек.
В АСТ симптоматика мыслится как часть жизни, жизненный спутник, от которого не надо избавляться, бросая на это все ресурсы. Вместо того, чтобы сражаться со страхом, следует принять его наличие как неизбежный (по крайней мере, на данный момент) факт и жить в соответствии со своими ценностями. Это вторая составляющая АСТ, то, что обозначено вторым словом в названии – “ответственность” или “преданность идеалам”. Внимание человека, принявшего страх или какое-либо другое тягостное переживание, переносится на то, что он, собственно, считает важным и достойным приложения сил. Таков идеал психологической гибкости, как он понимается в АСТ, – делать то, что считаешь нужным, с максимальной отдачей, не отвлекаясь на борьбу с неприятными переживаниями.
Одна из многочисленных метафор, которые предлагает АСТ, изображает жизнь как процесс вождения автобуса. Водитель выбирает пункт назначения и маршрут, он смотрит на дорогу и занят управлением. По пути в автобус подсаживаются неприятные пассажиры, которые, быть может, не выйдут никогда. Их присутствие следует принять как фактическое условие поездки. Вместо этого большинство “водителей” пытаются задавить пассажиров до того, как они сядут в салон автобуса, шарахаясь по дороге вправо и влево, и, как следствие, сбиваясь с намеченного маршрута. Или же “водитель” начинает бегать за пассажирами по салону автобуса, останавливаясь на полпути.
Стычки с такими “пассажирами” приводят к тому, что человек останавливается на пути к своим личным целями и вдобавок, как побочный эффект борьбы, симптомы становятся сильнее и распространяют свое влияние на все большее и большее жизненное пространство (приступы паники приучают к избегающему поведению и вскоре формируется фобия).
Помимо принятия, в АСТ есть еще пять ключевых понятий, используемых для описания процесса обретения большей свободы в жизни, а именно это (не уничтожение симптоматики!) является целью терапии.
Второй аспект этого процесса связан с изменением отношения к мыслям, сопровождающим болезненные состояния. В литературе по АСТ этот подход сравнивают с извлечением детонатора из взрывного устройства. Пусть негативная мысль останется в мыслительном пространстве, но угроза от нее будет такой же как от муляжа бомбы.
Более традиционный подход предполагает немного другое отношение к плохим мыслям: отгонять их или рационально опровергнуть. В том и другом случае плохая мысль рассматривается как нечто важное и представляющее угрозу. Например, мысль “Я плохой человек” или “Я слабый человек” может серьезно повлиять на жизнь и самочувствие. АСТ не отрицает потенциально разрушительное воздействие таких мыслей, но предлагает отстранить себя от них – смотреть на них, как смотрят на облако в небе, не признавая их влияние. Ведь мысль – это только мысль, частица потока слов. В одном из упражнений, предлагаемых для обезвреживания плохих мыслей, предлагается добавлять к ней обозначение собственного отношения. Например, вместо “Я слабый человек” использовать другую мыслеформу – “Я думаю, что я слабый человек”.
Еще два принципа АСТ – “Сейчас” и “Я”. Людям с проблемами невротического характера свойственно посвящать избыточно много внимания прошлому или будущему. Настоящее игнорируется, а вокруг истинного Я создается сложная система масок и фальшивых идентичностей. Человек, отучившийся быть собой, не способен лицом к лицу встречать болезненные эмоции и мысли.
Сконцентрированность на переживании настоящего момента роднит АСТ с популярной в наши дни “практикой осознанности” (mindfulness). Суть практики проста: сосредоточиться на настоящем моменте и принять переживаемый опыт таким, какой он есть, без критики и борьбы.
Принятие не является навыком, который ценен сам по себе. Умение жить, не позволяя симптоматике снижать качество жизни, полезно, когда в жизни есть какие-то цели, помимо здоровья и хорошего самочувствия. Именно в этом моменте АСТ предлагает совершить неожиданный поворот, перенаправив внимание страдающего человека с болезни на мотивы и ценности. Причем это должны быть ценности, которые человек признает самостоятельно, а не следуя чьему-то авторитетному голосу. Изменения, совершенные из-за чувства вины (“я чувствую вину перед членами семьи, болезнь мешает мне быть хорошим членом семьи”) или из-за согласия с чьей-то точкой зрения (“мне объяснили, почему моим основным приоритетом должна быть работа/семья”), не надежны. Цели для движения водитель из предлагаемой метафоры с автобусом должен выбрать сам.
Наконец, последнее. Принятие несовместимо с пассивным переживанием негативного опыта и смиренным ожиданием лучших времен. Если проблема в фобических ограничениях, то АСТ рекомендует то же, что и когнитивно-поведенческая терапия, – экспозиции, то есть погружения в страшащую ситуацию для отучения от сформировавшейся условно-рефлекторной реакции. Однако отучение от фобии не должно быть целью, это, скорее, приятный бонус. Погружение в ситуации, провоцирующие тревожность, должно происходить не специально, а в контексте каких-то дел, более важных и более ценных чем психотерапия.
Вообще, надо признать, что такая точка зрения в каком-то глубоком, фундаментальном смысле не совпадает с любого рода позитивным мышлением и оптимистической философией, обещающей, что в конце концов человек вылечится, полностью освободится от нежелательной симптоматики и заживет, как “нормальные люди”. Человек, практикующий принятие, допускает, что он никогда в жизни не добьется полной свободы от болезни. Может, добьется, а, может, и нет. В данный, конкретный и настоящий момент полезнее всего считать, что проблема с тотальным устранением симптомов безнадежно сложна. Но, отталкиваясь от этой безнадежности, человек способен творчески изменить свою жизнь, преданно следуя своим ценностям.