ад это невозможность разума

Письмо бабуле

Однажды кто-то написал: «Ад-это невозможность существования рассудка» Вот на что похоже это место-на Ад. Прошла всего одна неделя, а я уже все ненавижу. Чертова неделя, бабуля. Самое тяжелое, что мне выпадало в жизни, это идти впереди взвода. За эту неделю я трижды шел впереди. Я вообще не соображаю, что я делаю. Гуки будут стоять в метре от меня, а я их не замечу.

Я так устал. Подъем в пять утра, потом идем весь день, возвращаемся в 4-5 вечера, окапываемся, разбиваем лагерь, принимаем пищу. На ночь выходим в засаду. И мне страшно бабуля, потому что меня никто, ничему не учит. Я салага, и никому нет дела до салаге. Они даже не знают как нас зовут.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Ад – это страданье о том, что нельзя больше любить

ад это невозможность разума

— Я думаю, отец Антоний, что меня, как слона, как цветок, после смерти ожидает полное уничтожение; неужели вы думаете, что вы где-то будете жить вечно?

— Да, я верю в это и, в некотором отношении, я это уже знаю: я смертен и умру, но не весь; нечто во мне будет жить дальше. И кроме того, я убежден, что я в целом, весь, в свое время вернусь к жизни. Словами православного Исповедания веры: жду воскресения мертвых и жизни будущего века, так как тело без души — труп, а душа без тела — не человек.

— Вы, значит, верите в рай и ад. Что же такое ад? Где он?

— Ад не место, а состояние души, отлученной от Бога: всякое место, где находится такая душа — ад. Как, наоборот, всякое место, где с Богом — рай.

— Для чего же нужен ад? Какое его назначенье?

— Ад ни для чего не «нужен», и у него нет назначения в том смысле, что он не изобретен и не устроен Богом с целью мучить грешников, а порожден свободной злой волей человека; это не застенок, а душевный строй, который мы можем предвкушать уже на земле, хотя пока лишь туманно.

— Что вы подразумеваете под словом «вечен»?

— Что-то, чему нет конца: бесконечное дление, значит, и погибель всякой надежды, и нескончаемое страданье. И я думаю, что Бог, вызывающий к бытию такое место, гораздо злей и преступней всякого, кто там будет заключен.

— Вечность не есть бесконечный временной ряд; она в основе отличается от времени — эти понятия несоизмеримы. Вечность совпадает с самим бытием Бога, тогда как время — категория бытия тварей, оно вызывается к бытию вместе с первым существом, которого когда-то не было. Ад не причастен Божией вечности. Кроме того, как я уже сказал, он дело не Божиих рук, а человеческих: он рожден свободой и злобой человека. Не может не быть страданья в обнаружении, что Бог есть Самая Жизнь, что Он — Любовь, а у меня ничего нет общего с Ним, что позволило бы с Ним и с прочими тварями жить единой жизнью, и во мне нет ничего, кроме смерти.

— Я не принимаю вашего представления о Боге! Бог, Который может допустить на земле тот ад, который мы временами на ней видим, не может рассчитывать на мою поддержку, ни в умственном, ни в нравственном плане!

— Вы путаете два понятия: из того, что ад — страданье, не следует, что всякие страданья — ад в точном смысле слова. Многие мужественные страдальцы именно в страдании постигают то, чего без него они не могли бы постичь. Я знаю человека, умирающего от рака, который отказывается от лекарств, пока мука выносима, так как только в ее принятии и в переживаниях, связанных с ней, он…

— В чем же адская мука?

— В нравственном страданье. Вы, может быть, помните рассуждение об аде в «Братьях Карамазовых» Достоевского? Ад — это страданье о том, что нельзя больше любить, что теперь поздно.

— Но как представить себе ад наглядно? Останусь ли я в нем самим собой или растворюсь в чем-то, что поглотит мою индивидуальность — и в этом будут заключаться адские муки?

— Мы, христиане, убеждены, что наше личное существование не прекратится; мы веруем в личного Бога, для Которого каждый из нас неповторимое личное существо…

— Это все — ваше частное мнение или это мнение Церкви?

— Я думаю, что всякий христианин примет, с некоторыми оттенками, все, что я сказал до сих пор.

— При беглом ознакомлении с Библией я не нашел определения рая, но зато столько упоминаний об адском пламени, горении… Что все это значит?

— Священное Писание, как и мы, когда хотим передать что-либо трудно передаваемое, пользуется образами, сравнениями. Ведь вы знаете, что такое «жгучая боль» или что значит «сгореть от стыда», и не предполагаете же, что речь идет о вещественном огне! Так и тут: не описание, а вполне прозрачная аналогия.

— Но что толку от адских мучений? Кому какая польза от них, коли они вечны, никогда не кончатся, когда нет надежды?

— Вы почему-то застыли на тех местах Священного Писания, где говорится о вечности ада, но как будто вовсе упустили из виду те места, где Христос говорит, что должник не раньше выйдет из него, чем выплатит свой долг до последней полушки, и т.п. Надежда есть всегда. Осудив себя последним судом, человек должен, против всякой очевидности и возможности, надеяться и за себя и за других.

— То есть как: аду может прийти конец?

— Я не могу ответить вам с полной уверенностью. Однако видно из слов Христа и учения Церкви, что после смерти участь человека не сразу и не навсегда определяется: Страшный суд, которого мы ожидаем в конце времен, не может быть лишь повторением частного посмертного суда Божия над душой: что-то, значит, должно произойти в течение этого времени…

— Время! На самом деле! Как несправедливо адское мучение: один будет страдать всего какой-нибудь год, а другой — десять тысяч лет!

— Разве вы серьезно думаете, что нравственное страдание измеряется течением астрономического времени? Психологическая жизнь протекает в субъективном времени, в котором в одно мгновение ока можно пережить целый мир событий, тогда как целые часы объективного времени могут оставаться пустыми. Одно адское или райское мгновение по своей насыщенности может сравняться с веками солнечного круговращения.

— Не выдуман ли ад? Не нужен ли он человеку только для того, чтобы он себя вел прилично?

— Это уж нет! Нравственный поступок, вынужденный страхом, не имеет никакой ценности. Добродетель по принуждению просто безнравственна!

— Но ведь Церковь столетиями рассчитывает на страх, который внушает ад, и пользуется им…

— Не Церковь, а ее неразумные представители. Церковь, как и Христос, знает только одно законное побуждение к добру: это любовь.

— Можете ли вы все это доказать или показать в понятиях чистого разума?

— Нет! И не потому, что это все неразумно, а потому, что тут разум не господствует: есть, кроме истин веры, и другие явления, которые разум может описывать, называть, но которые остаются вне его собственной сферы: любовь, например, или красота. О них можно говорить только с тем, кто о них имеет опытное знание, но умом войти в этот самый опыт нельзя. Ум наблюдает, опознаёт, описывает, но остается слугой опыта, который шире его самого.

— Но если это все так важно, почему же об этом не кричат, почему это не бросается в глаза? Почему наше назначенье, то, что нас ожидает, не очевидно? Почему мы не предупреждены — мы жили бы соответственно!

— И не воображайте этого! Кто не знает, что пить — губительно для здоровья, а мало ли пьяниц на свете! А кроме того, мало ли нам сама жизнь говорит о том, что человек и мир уродливы; вы сами сказали, что ад уже тут раскрывается на земле: что же вы его не видите? Ужас стучится к вам со всех сторон: опытом обезображенной жизни, газетами, радиопередачами, книгами. Кто из слушателей сегодняшней вашей беседы посмеет сказать, что его ни о чем не предупредили? В наше время никому не уйти от ответственности, а вам пятерым — меньше, чем кому-либо, после нашего разговора.

— Но все это так нереально, так невидимо; сатана сам мог бы быть видимым…

— Неужели вам малозаметна сила разрушения, сила отъединения человека от человека — след его?

— Ваш ответ меня не удовлетворяет.

— Такая дискуссия не может быть убедительна и дать ответы на все вопросы и недоумения…

1967 г., перевод с английского, переводчик неизвестен. Скорее всего, это запись радиопередачи с участием митрополита Антония. Глава из книги митрополита Антония Сурожского «Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании», вышедшей в издательстве «Никея».

Источник

Ад и Другие

ад это невозможность разума

«Ад пуст, все черти здесь».

«Куда б ни полетел, я окажусь в Аду; ведь Ад — я сам

У ада нет границ; и нет его картины,

Он — в нас, и где мы есть — там ад,

И там, где Ад,— там мы всегда должны быть».

Я не верю в ад с чертями, но я видел ад в глазах страдающего человека. Я не верю ни в ангелов, ни в демонов, но даже в одном человеке можно усмотреть ангельское и демоническое начала. Так что давайте порассуждаем о человеке и обществе с той точки зрения, что ад есть — внутри нас и снаружи, в общественных отношениях.

ад это невозможность разума

ад это невозможность разума

ад это невозможность разума

Мы можем находить отдушину в детях, в которых видим свет нашего собственного утерянного рая и, быть может, подспудно чувствуя вину перед ними за обрекание их на жизнь в этом мире. Но пока дети на первой стадии развития, мы можем преодолевать отчуждение и вырываться из собственного ада. Нам легко преодолевать отчуждение с детьми не в силу особого труда с нашей и их стороны, а в силу того, что три кита близости в этом случае очень доступны нам. Посудите сами: нам легко быть искренним ребёнком в силу того, что он совершенно безопасен для нас и подкупающе непосредственен. Нам легко его любить, ведь мы с ним в ситуации, когда мы не можем не проявлять интерес к нему и не заботиться о нём. Нам легко понимать ребёнка, ведь мы сами были детьми, ребёнок относительно прост и близок к природе, из-за чего понять ребёнка нам бывает проще, чем самих себя. Но с началом второй стадии, с подросткового возраста отчуждение родителя и ребёнка начинает нарастать и всё кончается. Собственный ребёнок становится отчуждённым Другим и ангел превращается в демона. Я, конечно, утрирую и преувеличиваю для наглядности, но в общих чертах картина выглядит как-то так…

ад это невозможность разума

ад это невозможность разума

Почему рай недоступен осознающему себя? Вроде бы у Бердяева была хорошая идея о последнем вопросе этики. Первый начинается с вопроса Каину «Где брат твой?», последний будет таким же, но задан он будет Авелю. Как тебе, Авель, живётся в райских кущах, если твой брат в аду? Какие преступления на протяжении мимолётной жизни заслуживают вечных мук? Как можно пребывать в вечном блаженстве, зная, что все оступившиеся будут корчиться в геенне огненной? Или все жители рая садисты, которым неумолкаемые крики и стенания грешников из преисподней будут доставлять лишь блаженство? Бердяев, как религиозный философ, не мог смириться с этим и потому разделял идею о всеобщем спасении: счастья всем даром и пусть никто не уйдёт обиженным! Всем рай, всем вечное блаженство, всем единение в царствие божьем. Но постойте, а не приведёт ли это всеобщее единение к полному аналогу буддистского слияния в Абсолюте и, соответственно, потерю индивидуальности? Думаю, что да. Так что, перефразируя Эпикура, пока есть мы, то рая нет, а когда будет рай, то не будет нас. Мы жители ада в той же мере, в какой рыба житель воды.

Источник

50 оттенков преисподней: как видят ад в разных культурах

ад это невозможность разума

Религия, культурные традиции, философские течения формируют у людей очень непохожие представления о жизни и смерти. Загадку о том, что происходит, когда физическая оболочка прекращает свое существование, человечество пытается разгадать в течение тысячелетий, каждый раз отрицая одну концепцию и создавая новую. Но все многообразие этих представлений объединяет вера в лучшее и худшее место для бессмертной души, а именно в рай и ад. Корреспондент «МИР 24» выяснила, как слово «ад» пришло в русский язык, каким его видят представители различных религий и народов, эзотерики и философы.

Что значит «ад»?

Слово «ад» изначально пришло из греческого языка в старославянский, а затем уже в русский. В первоначальной версии ад был местом упокоения всех мертвых и назывался «Аид» или «Гадес». До эллинистической эпохи греческий ад не подразумевал каких-либо мук, рассказывает доцент факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии Сергей Пахомов.

«Исключением тогда были особо провинившиеся, например, царь Тантал, который был обречен на вечные муки. Остальные просто влачили не очень радостное существование без света и блаженства. Так, например, Ахилл, вызванный из Аида Одиссеем, жаловался на свою загробную жизнь не из-за мук, а из-за тоски и скуки. Примерно также трактовали ад и древние иудеи, они называли его «шеол». Ад в современной версии, как противопоставление раю, появился гораздо позже», – сказал Пахомов.

ад это невозможность разума Рисунок Гюстава Доре

Этимология слова «Аид» связана с другим греческим словом – «идея». Общий корень «ид» указывает на нечто видимое, отчетливый образ, зачастую привлекательный своей ясностью. А вот добавленная приставка обозначает противопоставление, комментирует кандидат философских наук и ведущий методолог Школы критического мышления Никиты Непряхина Дмитрий Скворцов.

«Приставка «а» означает отрицание, то есть слово «Аид» можно расшифровать как «безобразно (без – образно)». В разных культурах ад – это место, которое противопоставляют прекрасному, приятному, полезному, совершенному. Все остальные детали – это уже социальное воображение, от которого зависит, что именно помещается в ад, какими картинами, образами, чувствами это место наполняется. Таким образом, с философской точки зрения, ад – это отсутствие ясности, отчетливости, невозможность выразить мысли и чувства, нарушение коммуникации между людьми, отказ от ценностей», – пояснил Скворцов.

Каким был ад в дохристианскую эпоху

Страшные картины, где души грешников «жарят на раскаленных сковородах и терзают чудовища» столь подробно и жутко начали описывать лишь в Средневековье. Но и до этого разные народы верили в существование ада.

«Нифльхейм – своеобразное представление ада в скандинавских и германских культурах. Там нет огня, зато вечные льды и туманы. Правит этой землей богиня Хель, а гигантская змея Нидхёгг пожирает мертвых. Из девяти миров скандинавско-германской мифологии Нифльхейм считается самым глубоким и темным. Души, попавшие туда, благодаря вестнику Хель Хермоду испытывают постоянную боль», – рассказывает таролог Екатерина Ольная.

Дохристианские племена финнов верили, что души умерших переносились слугой смерти Тутти в Туонелу. В отличие от большинства подземных миров, Туонела была в значительной степени мрачным продолжением жизни на Земле. Души, которые направлялись туда, должны были взять с собой какие-либо вещи для выживания. В таком «аду» можно было принимать посетителей, которые хотели навестить покойных родственников. Правда, такое путешествие было опасным и часто смертельным.

В зороастрийской религии ад назывался «Домом лжи». Мир живых от мира мертвых отделял тонкий мост Чинават.

«Мост этот, тоньше волоска и острее лезвия, охраняется четырехглазыми собаками. Души оценивались на основе своих поступков в жизни. Если плохих было совершено больше, то душа попадала по этому мосту в преисподнюю – Дом лжи. Описывали его как место отвратительной мерзости, где людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам», – говорит Ольная.

В древнеегипетских текстах богом мертвых был Осирис, а загробным миром – Дуат. При приближении к Дуату души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После суда грешники ходили вверх ногами, их кусали змеи и пожирали демоны.

А вот древнееврейский ад назывался Геенной, он больше всего похож на христианский.

«Название «Геенна» изначально относилось к долине неподалеку от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили ему в жертву детей. Затем это название стало интерпретацией древнееврейского ада, куда грешники отправлялись расплачиваться за свои грехи. Из описаний следует, что царство представляло собой глубокие и пустынные места, где непрерывно горело пламя и шел дождь. Огонь был в 60 раз горячее, чем какой-либо найденный на земле. Ядовитые серные газы висели в воздухе, а по рекам тек расплавленный металл», – комментирует Екатерина Ольная.

Последователи индуизма, сикхизма, джайнизма и буддизма тоже верят в существование ада. Правда, в их случае душа остается там не навсегда, а до того момента, пока не восстановит карму.

«Нарака – это временное место, где наказывают душу. Как только грешники поплатились за свою карму, они возрождаются. Считается, что ад разделен на несколько уровней, в зависимости от совершенных грехов. Например, Махараурава – место для тех, кто жил за счет других людей. Там плоть грешника съедают демоны. В отличие от индуизма или джайнизма, буддисты верят, что все души отправляются в нараку, чтобы очиститься от грехов. При этом не существует единого правителя, который бы судил поступки людей при жизни. Считается, что душа может оставаться в нараке в течение миллиардов лет. Пока карма не будет восстановлена, душа не сможет возродиться», – рассказала таролог.

Таким образом, несмотря на культурные различия, ад везде характеризуется проводниками, мостом в загробный мир, страшным судом, пытками.

Как христианство изменило концепцию «ада»

В христианстве существование ада объясняется еще и тем, что Бог милостив, поэтому грешникам уготованы вечные муки, а не полное небытие, которое представляется куда страшнее. Христианский ад – это место, которое появилось после измены и низвержения Люцифера и падших ангелов. Любопытно, что там наказывают как простых грешников, так и дьявола, как казнимых, так и самих палачей, сказала корреспонденту «МИР 24» парапсихолог Маргарита Аристархова. При этом христианский ад существует не так давно – всего около 500 лет.

«В Новом завете угроза страшного суда и ада занимает важное место. Но детального описания адских мук там нет. С развитием института церкви начинают возникать красочные картины христианского ада. Для грешника пребывание в аду – это не вечная жизнь в страдании, а мука вечной смерти. Нескончаемость адских мук церковь утвердила на Втором Константинопольском соборе. Так она отменила идею реинкарнации. При этом сам догмат существования ада был закреплен Тридентским собором лишь в 1545-1564 годах», – пояснила она.

Эксперты считают, что наиболее красочно христианский ад описан в «Божественной комедии» Данте Алигьере. Он состоит из девяти уровней, имеет вид колоссальной воронки, а узкий конец концентрических кругов упирается в центр земли. В первом круге – Лимбе – пребывают те, кто грехов не совершал, но умер некрещеным. Их наказание – скорбь без боли. В этом месте собралась очень неплохая компания великих ученых, поэтов и философов древности – просто потому, что они не могли быть адептами еще не существовавшего учения Христа.

«Во втором круге ада в вечной буре мучаются поддавшиеся вожделению, в третьем под солнцем и дождем гниют обжоры, в четвертом сталкиваются друг с другом скупцы и моты, пятый круг ада представляет собой Стигийское болото, в котором по горло в жиже вечно дерутся злые, гневливые и ленивые люди. В шестом круге в стенах города Лита, охраняемого змееголовыми фуриями, в раскаленных пылающих гробах мучаются еретики и лжеучителя, седьмой – место интенсивных пыток, где под звуки адских барабанов убийцы и насильники всех мастей кипят в кровавой реке или изнывают в знойной пустыне у горящего потока, терзаемые гарпиями и гончими псами. В восьмом круге томятся обманщики всех мастей. Последний, девятый круг ада предназначен для предателей и отступников, которым уготованы вечные мучения в ледяном озере Коцит. А в ядре сам Люцифер терзает главных предателей человечества: Иуду, Брута и Кассия», – напомнила Аристархова.

ад это невозможность разума Эжен Делакруа, 1822 год

В исламе после суда Аллаха судьба умершего окончательно определяется на мосту Сират: он лежит над адом, но ведет в рай. Этот мост тоньше волоса и острее ножа, способен резать воздух. Когда человек пытается пройти по нему, то дует ветер, равный силе его проступков при жизни. Праведный пройдет, а грешник упадет в адскую бездну.

Еще одна интересная концепция ада существует в ведических традициях. Там душа живет вечно, не было времени, когда она бы не существовала. В начальном состоянии душа обладает полным знанием и испытывает безграничное блаженство. Но в какой-то момент, обладая свободой воли, решает проявить себя в мире без Бога, говорит специалист по Ведам Владислав Купорев.

«И тут, в материальной вселенной, души зачастую многократно проходят через 8 400 000 форм жизни и различные планетарные системы. Души много раз то опускаются в ад, то поднимаются в рай, то живут на средних планетах. Это происходит до того момента, пока душа не прошла все уроки и полностью не очистилась от материальных желаний. Она навсегда покидает материальный мир, когда восстанавливает свою связь с Богом», – говорит Купорев.

В ведах ад состоит из 26 планетных систем. После смерти грешник предстает перед судом Бога смерти – Ямараджа. В зависимости от количества и тяжести накопленных грехов, душа оказывается на определенной адской планете, где проходит через страшные муки. Например, грешники, в жизни которых было много прелюбодеяния, попадают в ад, где их заставляют бесконечно обнимать раскаленные докрасна металлические статуи мужчин и женщин. Люди, которые без необходимости и специального ритуала ели животных, тоже подвергаются наказанию – их съедают по частям раз за разом.

Купорев отмечает одну важную особенность, характерную для всех религий – прежде, чем оказаться в реальном аду, человек готовится к нему при жизни.

«Подготовка к аду начинается, когда человек разрывает свою связь с Богом. Он начинает нарушать правила игры этой Вселенной, например, в христианстве – это заповеди. Те, кто им следуют, идут по восходящему пути, остальные – по нисходящему. В ведической традиции подобные заповеди называются регулирующими принципами. Всего их четыре: отказ от насилия, от всех видов интоксикаций, добрачного секса и азартных игр. Соблюдение этих принципов позволяет слышать голос совести и не сбиться с пути. Можно сказать, что начало ада везде одинаковое – там, где кончается связь с Богом.

В современном мире люди все так же пытаются разгадать загадку загробной жизни. Кого-то устраивают существующие религиозные концепции, другие ищут новые интерпретации. Одна из популярных современных версий заключается в том, что в аду не существует чудовищ и пыток, вместо этого душа мучается и наказывает себя сама.

«Я являюсь сторонницей одной из распространенных теорий о том, что душа, прежде чем прийти в этот мир, выбирает задачи, которые хочет проработать в предстоящей жизни. Если человек готов принять страдание, которое ему дается, все понимая, не озлобляясь, а извлекая уроки, то его ждут великие открытия и огромный духовный рост. Но душа, которая, например, добровольно отказалась от жизни или подменила ее употреблением алкоголя и наркотиков, может так себя ругать и наказывать, как никакая раскаленная сковородка не способна. То есть душа возвращается домой с серьезными долгами: мало того, что она не сумела развиться и приобрести необходимый опыт за отпущенную ей жизнь, но в придачу ко всему понесла огромные энергетические потери. Ад – это раскаяние в том, что ты все испортил, не справился со своей задачей; страдание и горькое сожаление, что больше ничего нельзя исправить до следующего раза», – заключила парапсихолог Аристархова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *