адаптация десятиклассников к новым условиям обучения
Адаптация учащихся 10 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой.
Это – брови, это – уши, это – рот и две ноздри.
Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри.
Не любой прямоходящий человеком может быть.
Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить!
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.
Наши главные отличья – сердце, разум, доброта
Острый взгляд для сердца нужен, по внимательней смотри –
очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
(Н. М.Голь-переводчик,поэт,детский писатель)
Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.
В связи с этим в работе с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:
принятие позиции ученик-старшеклассник;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения;
узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы- главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Наблюдения за десятиклассниками показывают, что они плавно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), новички вливаются в коллектив, привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе.
В этом учебном году в 10А классе обучается 17 человек. 9 юношей и 8 девушек. Основной состав класса остался, 4 пришли из параллельного класса.
Для изучения ситуации с адаптацией в классе были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью. А также уровня адаптации к учебе, учителям. Результат таков:
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами подростки, для которых наиболее интересны предметы: история, ОБЖ и химия. Самыми нужными предметами ребята считают русский язык и математика. А хотят знать иностранный язык, биологию, обществознание и информатику. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Так как х арактерными признаками успешной адаптации считают:
1. Удовлетворённость подростка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.
2. Положительное отношение учащегося к процессу освоения программы.
3. Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.
4. Уверенность в успехе, то результаты показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя и существуют некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе. Уровень удовлетворённости школой в среднем составил 80%,основное пожелание: оснастить классы современным оборудованием.
Рекомендации учителям – предметникам
Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций
Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
Поддерживать успехи учащихся.
Согласованность требований педагогов.
С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.
Здоровья, крепких нервов и терпения.
2018 год. Классный руководитель 10А класса Макарова Л.Н.
Выступление на педсовете «Адаптация 10 класс.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в
жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Классному руководителю и учителям-предметникам необходимо сейчас:
— способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;
— оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;
— способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;
— сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.
В этом учебном году в 10 классе обучается 8 девушек. Две из них пришли к нам из МБОУ СОШ №4. Девочки легко влились в коллектив, так как в классе учатся их подружки по месту жительства.
В рамках класса было проведено анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью.
Статья на тему: «Адаптация учащихся 1,5,10х классов к новым условиям»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление психолога на педагогическом совете.(доклад)
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:
• подготовительный (май, июнь, август);
• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)
Каковы же задачи адаптационного периода?
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
В пятых классах следует обратить внимание на:
— адаптацию к «разноголосице» требований учителей;
— введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
— принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
— принятие новичков в коллектив;
— поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
— узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
— организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Динамика адаптационного периода.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому во время адаптационного периода, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества (например, 1-го класса «А»). Обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
непривычное расписание (новый режим);
много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
новые дети в классе (или я сам в новом классе);
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
— безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;
— отношения должны быть естественными, чувства неподдельными;
— обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;
— относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
Адаптация десятиклассников к новым условиям обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Адаптация десятиклассников к новым условиям обучения.
Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в 10 классе, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе информационно – технологической направленности. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В данном случае речь идёт о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия. Родители должны быть готовы к тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями ребёнок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Ребёнок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или, наоборот, злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность: ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важно помочь ребёнку научиться грамотно распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха. В этот период требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.
Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.
В связи с тем, что учащиеся 10 класса находятся в новых условиях (возможно, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самоорганизации, к успешному взаимодействию в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1. анализ успеваемости учащихся по предметам по предварительным итогам за 1 четверть.
3. Проверка рабочих тетрадей ( по литер., по рус. яз.)
4. Проверка дневников кл. руководителем.
6. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации.
Из 17 учащихся 9 класса в 10 классе обучаются 13 учащихся.
У всех детей удовлетворительные жилищно-бытовые условия, они окружены заботой и внимание, несмотря на то, что материально обеспечены по-разному. Овладеть программным материалом способны все, но некоторым не хватает усидчивости и прилежания в работе.
По результатам успеваемости учащихся, исходя из индивидуальных бесед с учителями-предметниками и учащимися было выявлено следующее.
Результаты анкетирования и тестирования учащихся (по методике Ч. Спилберга «Опросник тревожности») свидетельствуют: 1) у 80% учащихся средний (нормальный) уровень тревожности; у 20% учащихся низкий уровень тревожности.
Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:
1) удовлетворенность деятельностью; (100%)
3) легко ли учиться (да- 60%, нет-40%)
4) связь будущей профессии с профилем обучения (58%)
5) самочувствие после уроков (хорошее)
6) трудности при обучении (53%)
7) отношение к выбору профиля (положительное)
8) труднее ли учиться по сравнению с 9 кл. (да-65%, нет-35%)
9) ожидания от деятельности (реализация планов поступления в высшие учебные заведения)
По результатам анализа учебной деятельности определились учащиеся, которые практически на всех уроках не работают в полную меру, плохо готовятся к урокам, часто не выполняют домашние задания, на уроках неактивны, письменные работы выполняют неудовлетворительно, соответственно вызывают особую тревогу : Монахов М., Чевтаев Н.