адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Доклад на тему «Адаптация пятиклассников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение
«Рыбницкая русская основная общеобразовательная школа №5»
тема: «Адаптация учащихся 5 класса
при переходе из начальной школы в среднюю».
учитель ИЗО и биологии
классный руководитель 5 класса
1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.
3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
4. Активное участие классного коллектива в школьной жизни
5. Анкетирование учащихся
6. Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам
1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
На начало учебного года в классе 11 учащихся.
Прибыл 1 ученик – Краснянчук Евгений
Итого: 10 мальчиков, 1 девочка
1 ученик – обучение на дома, Мазник Иван
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
· Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
· Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Китык Игоря. Ребёнок себя плохо контролирует, часто вступает в драку. На перемене не совсем корректно ведет себя с некоторыми обучающимися. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
· Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Царан Никита) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.
· Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
· Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем :
1. Изучение классного коллектива.
3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
4. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Разговор с учителем начальных классов Голумблевской Валентиной Георгиевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Валентины Георгиевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы и беседы:
Классный час «Первый раз в пятый класс »
Беседа «Единые требования к учащимся школы»
Беседа «Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, в гардеробе»
«Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников)
Классные часы по ПДД
«Техника безопасности учащихся..»
«Правила поведения обучающихся во время осенних каникул»
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.
1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.
4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.
1. Конкурс на тему «Золотая осень».
Конкурс поделок из природного материала. (Китык И. – «В осеннем лесу» 1 место, Порубиновская И. – «Забавный еж» 2 место, Шпак-Диденко Я. «Машина времени», за оригинальность.
2. Подготовка номера ко дню учителя.
Видео-поздравление. Коллектив 5 класса, занял 1 место.
5. Анкетирование учащихся
Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 8 человек.
· Физическая культура – 2 учащихся
· Изобразительное искусство – 2
2. Я прихожу в школу для того, чтобы.
· узнать что-то новое, интересное – 6
· не огорчать родителей – 2
3. Домашнее задание я делаю так
· обращаюсь за помощью к взрослым – 3
· совершенно самостоятельно – 4
· под контролем родителей – 1
4. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как
· русский язык и литература – 1
· история и английский – 1
· изобразительное искусство – 1
· английский язык – 1
иметь интерес к предмету – 0
· иметь способности к предмету – 1
· хорошо работать на уроке – 7
6. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?
· английский язык – 1
· русский язык и литература – 2
· география и биология – 1
7. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе
· испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 2
· вопросы учителя слишком трудные – 3
· не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает – 0
· у меня нет трудностей в учёбе – 3
8. Я не могу учиться лучше, так как.
· мне трудно усвоить учебный материал – 2
9. Много учителей – это хорошо или плохо?
Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: математика, русский язык, изобразительное искусство, английский язык, физ-ра, история. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
— у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
— с некоторыми учащимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
6. Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам:
— Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.
— В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе
— Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.
— Контролировать выполнение домашних заданий.
— Творческий подход к организации внеклассной работы.
1. https://infourok.ru › Школьному психологу
2. nsportal.ru Адаптация пятиклассников. Олейникова В.А.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Доклад на тему » Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»( 5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 4-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что дети могут быть растеряны, не понимают, как теперь им надо общаться с педагогами. Трудно в этот период и педагогам: в силу своего эмоционального состояния дети порождают множество организационных трудностей, иногда учителя просто не могут выдержать требования программы, так как по их собственным замечаниям «программа рассчитана на взрослых детей, а они, оказывается, еще совсем маленькие». То есть несамостоятельные, с низким уровнем волевого контроля и т.д.
Следует помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе. Уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Однако отношение учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению, наказанию. Страх может парализовать волю зрелого человека, не говоря уже о ребенке. Отделяйте человека от поступка. Отношение учителя к ребенку является позитивно прогностичным. Учитель предвидит и вызывает к появлению лучшие свойства личности ученика, опирается на сильные стороны его учебных возможностей. Следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее отдаленный результат всегда может быть успешным.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Как адаптации к пятому классу пройти успешно?
Рекомендации классным руководителям и учителям предметникам 5-х классов.
Для того, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно, нужно:
Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
Ориентация на успех.
Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
Формирование общих учебных умений и навыков.
Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
Рекомендации классным руководителям 5-х классов:
На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, телефонные звонки и т. д.).
Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии учителей-предметников
Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Карима с Айгуль», можно — «Карима вчерашнего и сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
Не допускайте педагогического манипулирования.
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Дополнительные рекомендации педагогам пятых классов.
Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.
Помните, идя в класс к пятиклассникам, вы идёте на урок к детям.
Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
Будьте с детьми вежливыми.
Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
Классный руководитель 5 класса Исмаилова С.Б. — уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Адаптация, мотивация учащихся 5–х классов. Уровень развития эмоциональной сферы и психологических процессов.
Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. 10-11 лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается.
Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
Очень много разных учителей (и их надо запомнить);
Непривычное расписание (новый режим);
Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;
Новый классный руководитель;
Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).
Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: « А что про меня подумают другие, и одноклассники, и учителя!» Поэтому иногда и способные дети не проявляют свои возможности в должной мере.
Признаки успешной адаптации
• Удовлетворённость процессом обучения
• Самостоятельность при выполнении учебных заданий
• Удовлетворённость межличностными отношениями
Проблемы адаптационного периода
• Нарушение поведения (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция)
• Формирование классного коллектива
• Проблема общения со сверстниками
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идет. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. А цель адаптационного периода – это помочь ребятам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Для изучения школьной адаптации учащихся 5-х классов – были посещены уроки, проведены уроки психологии, консультации с учащимися, учителями-предметниками и классными руководителями. Также было проведено исследование учащихся по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности, наличию страхов и развитию психологических процессов.
Память является общим свойством материи, которое проявляется в запечатлении, хранении и использовании информации. С появлением нервной системы память включается обеспечение адаптивного поведения.
У учащихся 5-х классов были исследованы такие виды памяти, как: кратковременная (слуховая, зрительная, образная) и долговременная (слуховая).
Исследования показали следующие результаты:
Долговременная память (слуховая)
Долговременная память (слуховая)
Мышление – психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.
Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приобретенной информации и выполнение поставленных задач. Для исследования внимания была использована методика изучения объема внимания.
Для выявления школьной мотивации к обучению была использована специальная методика. Детям предлагалось ответить на 10 вопросов, по которым можно было выявить уровни и виды мотивации. Работая над вопросами, дети чаще всего отмечали, что: школа и класс многим учащимся нравится, но с радостью в школу идут очень мало детей (т. к. хотят поспать подольше и ленятся вставать рано утром); в классе у многих детей есть друзья, но есть дети, у которых друзей очень мало; дети не любят рассказывать родителям о школе и школьных делах; очень нравится, когда в школе отменяют какие-то уроки и хотели бы, чтобы некоторые учителя были к ним не так строги; хотели бы, чтобы было поменьше уроков и не задавали домашних заданий.
Результаты исследования мотивации учащихся к обучению.
У учащихся 5-а класса – Дмитриева Анатолия, Теплоухова Станислава и у учащихся 5-б класса – Будникова Арсения преобладает высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал, спортивный зал или футбольное поле, школьную доску с заданиями и т.п.
Положительное отношение к школе имеют все остальные обучающиеся 5-х классов. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Низкая мотивация выявлена у Знаменщикова Руслана, Кунгурова Сергея, Филиппова Владислава, Чупрова Михаила – этим детям в школе нравиться только перемены, общение с друзьями, игры.
В этом учебном году в октябре-ноябре с учащимися 5-х классов запланированы тренинги на сплочение классного коллектива и формирование толерантного отношения друг к другу, приобретения опыта терпимости и уважения; в течение года индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия и классные часы по запросам классных руководителей.
С целью выявления уровня тревожности у учащихся 5-х классов была использована методика, разработанная по принципу «Шкала социально-ситуативной тревоги» (Кондаша), которая позволяет выявить уровни действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги. Эта методика выявила детей с высоким уровнем тревожности
Самооценочная тревожность – это отношения между другими людьми (учениками, учителями, родителями) ( 5а класс – Арасланова Ольга, Артеева Анна, Ванюта Зинаида, Истомина Екатерина, Петренко Игорь, Полтарацкий Данил, Почта Андрей, Хатанзеев Михаил, Шафиков Рустам. 5б – Некрасова Анастасия, попова Ангелина, Разявченко Анастасия, Кустышев Павел, ).
Межличностная является важнейшим регулятором поведения человека, во многом определяет его самоощущение в мире, отношение с другими людьми, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам: выставление оценок после контрольных или самостоятельных работ; когда ребенка сравнивают с другим ребенком; когда учитель делает не корректное замечание в присутствии всего класса и др. ( 5 а класс – Ванюта Зинаида, Истомина Екатерина, Сайнахов евгений, Хатанзеев Алексей. 5 б класс – Канев Олег, Некрасова Анастасия, Попова Ангелина).
Эти учащиеся требуют особого внимания, и с ними уже ведется коррекционная работа на снятие тревожности.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Принято считать, что страхи – это эмоциональные нарушения и непринятые переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.
Однако большое наличие страхов – это показатель преневротического состояния. Существуют страхи всяких видов и форм, и это надо признать. Как только мы признаем ситуацию, уже становится легко работать. Итак, по самому приблизительному подсчету существуют две разновидности страхов. Это «естественные» страхи, т. к. страх высоты, страх темноты, страх потери родителей и т. д. и страхи социальные, привитые родителями или воспитателями, например, страх выступать на публике, страх провалиться на контрольной, страх общения с друзьями или незнакомыми людьми. Список, к сожалению, очень длинный. И все эти страхи сильно отражаются на благополучии и успешной карьере ребенка. Причем, как вы понимаете, не лучшим образом.
Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд страхов.
Для выявления наличия страхов у детей 5 классов была проведена диагностика, состоящая из 29 вопросов.
Учащиеся 5-а класса на 1 место – страх смерти и потери близкого; на 2 место – страх физического наказания и страх высоты и глубины; на 3 место – страх транспорта (аварии, крушения и др.).
Учащиеся 5-б класса на 1 место выделили – страх пространства; на 2 место – страх смерти родителей и своя смерть; и потери близких; страх стихийных бедствий (пожары, ураганы, наводнения и др.); на 3 место – страх транспорта (аварии, катастрофы и др.)
Высокий уровень страха
С этими детьми началась работа (инд. и групп. занятия) по снижению высокого уровня страха.
Также у учащихся данных классов была исследована самооценка, которая очень важна для любого человека. Самооценка влияет на многое: на успеваемость, общение, и принятие ребенка самим собой и другим человеком. Заниженная самооценка может явиться показателем дефицита внимания и любви ос стороны близких людей ребенка. Изучение проводилось по методике исследования самооценки «Лесенка» (10 ступеней – здоровье, ум, характер, счастье, красота, дружба).
Вот как оценили свою самооценку учащиеся 5-х классов.
Подводя итоги исследования, хочется отметить, что в этом году среди пятиклассников выявился 1 ребенок с низкой самооценкой и 11 детей с высокой самооценкой, эти дети будут охвачены групповыми и индивидуальными занятиями по коррекции самооценки.
Умение усваивать и сохранять дружеские отношения – чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности. С целью выявления уровня взаимоотношений в классных коллективах, характера делового сотрудничества, отношения к значимым явлениям класса – проведено исследование психологического климата в 5-х классах (по методике Н. Л. Лутошкина).
Проанализировав полученные данные по исследованию психологического климата, можно сделать вывод, что преобладание бодрого, радостного настроения; переживания успехов и неудач коллектива, как своих собственных; доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии; активный коллектив – все это способствует формированию положительного климата, но однако необходимо обратить внимание на организацию совместной деятельности и совместные дела, которые увлекут всех учащихся, которые будут способствовать эмоциональному объединению всех учащихся класса так как в классе выявлены обучающиеся с низким уровнем комфортности (по 2 ребенка в 5-Аи 5-Б классах).
По наблюдению и по тестированию выявились изолированные дети (5- «А» – Хатанзеев Алексей, Рочев Роман).
В итоге результаты адаптационного периода показали следующие результаты: В основном адаптация прошла на среднем и высоком уровне, но есть ученики, которые еще адаптационный период проходить будут дольше всех – это те дети, которые показали высокие уровни по тревожности и страхам. С этими детьми будет проводиться коррекционная работа индивидуально и группами.
Средний уровень адаптации учащихся 5-х классов.
Высокий уровень адаптации
Средний уровень адаптации
Низкий уровень адаптации
Вывод: Организовать с учащимися 5-х классов индивидуальные и групповые занятия по снятию тревожности и страхов; на развитие психических и познавательных процессов (все дети с высоким уровнем тревожности, страха; самооценки; низким и средним уровнями развития психических процессов).
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Педагогический консилиум
5 классы
2016-2017
Учебный год
Адаптация, мотивация учащихся 5–х классов. Уровень развития эмоциональной сферы и психологических процессов.
2016-2017 учебный год.
Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. 10-11 лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается.
Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
Очень много разных учителей (и их надо запомнить);
Непривычное расписание (новый режим);
Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;
Новый классный руководитель;
Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).
Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: « А что про меня подумают другие, и одноклассники, и учителя!» Поэтому иногда и способные дети не проявляют свои возможности в должной мере.
Признаки успешной адаптации
• Удовлетворённость процессом обучения
• Самостоятельность при выполнении учебных заданий
• Удовлетворённость межличностными отношениями
Проблемы адаптационного периода
• Нарушение поведения (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция)
• Формирование классного коллектива
• Проблема общения со сверстниками
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идет. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. А цель адаптационного периода – это помочь ребятам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Для изучения школьной адаптации учащихся 5-х классов – были посещены уроки, проведены уроки психологии, консультации с учащимися, учителями-предметниками и классными руководителями. Также было проведено исследование учащихся по изучению мотивации к обучению, уровню школьной тревожности, наличию страхов и развитию психологических процессов.
Память
Память является общим свойством материи, которое проявляется в запечатлении, хранении и использовании информации. С появлением нервной системы память включается обеспечение адаптивного поведения.
У учащихся 5-х классов были исследованы такие виды памяти, как: кратковременная (слуховая, зрительная, образная) и долговременная (слуховая).
Исследования показали следующие результаты:
5- «А» класс
Уровень
Кратковременная память
Долговременная память (слуховая)
Слуховая
Зрительная
Образная
Высокий
Средний
Низкий
5- «Б» класс
Уровень
Кратковременная память
Долговременная память (слуховая)
Слуховая
Зрительная
Образная
Высокий
Средний
Низкий
Мышление.
Мышление – психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.
Уровни
5 – Б
Внимание (объем).
Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приобретенной информации и выполнение поставленных задач. Для исследования внимания была использована методика изучения объема внимания.
Уровни
5 – Б
Для выявления школьной мотивации к обучению была использована специальная методика. Детям предлагалось ответить на 10 вопросов, по которым можно было выявить уровни и виды мотивации. Работая над вопросами, дети чаще всего отмечали, что: школа и класс многим учащимся нравится, но с радостью в школу идут очень мало детей (т. к. хотят поспать подольше и ленятся вставать рано утром); в классе у многих детей есть друзья, но есть дети, у которых друзей очень мало; дети не любят рассказывать родителям о школе и школьных делах; очень нравится, когда в школе отменяют какие-то уроки и хотели бы, чтобы некоторые учителя были к ним не так строги; хотели бы, чтобы было поменьше уроков и не задавали домашних заданий.
Результаты исследования мотивации учащихся к обучению.
Уровни
5 – А
5 – Б
Виды
5 – А
5 – Б
В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал, спортивный зал или футбольное поле, школьную доску с заданиями и т.п.
Положительное отношение к школе имеют все остальные обучающиеся 5-х классов. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
В этом учебном году в октябре-ноябре с учащимися 5-х классов запланированы тренинги на сплочение классного коллектива и формирование толерантного отношения друг к другу, приобретения опыта терпимости и уважения; в течение года индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия и классные часы по запросам классных руководителей.
С целью выявления уровня тревожности у учащихся 5-х классов была использована методика, разработанная по принципу «Шкала социально-ситуативной тревоги» (Кондаша), которая позволяет выявить уровни действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги. Эта методика выявила детей с высоким уровнем тревожности
Виды тревожности
5 – Б
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Принято считать, что страхи – это эмоциональные нарушения и непринятые переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.
Однако большое наличие страхов – это показатель преневротического состояния. Существуют страхи всяких видов и форм, и это надо признать. Как только мы признаем ситуацию, уже становится легко работать. Итак, по самому приблизительному подсчету существуют две разновидности страхов. Это «естественные» страхи, т. к. страх высоты, страх темноты, страх потери родителей и т. д. и страхи социальные, привитые родителями или воспитателями, например, страх выступать на публике, страх провалиться на контрольной, страх общения с друзьями или незнакомыми людьми. Список, к сожалению, очень длинный. И все эти страхи сильно отражаются на благополучии и успешной карьере ребенка. Причем, как вы понимаете, не лучшим образом.
Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд страхов.
Для выявления наличия страхов у детей 5 классов была проведена диагностика, состоящая из 29 вопросов.
Учащиеся 5-а класса на 1 место – страх смерти и потери близкого; на 2 место – страх физического наказания и страх высоты и глубины; на 3 место – страх транспорта (аварии, крушения и др.).
Учащиеся 5-б класса на 1 место выделили – страх пространства; на 2 место – страх смерти родителей и своя смерть; и потери близких; страх стихийных бедствий (пожары, ураганы, наводнения и др.); на 3 место – страх транспорта (аварии, катастрофы и др.)
5 – Б
Высокий уровень страха
С этими детьми началась работа (инд. и групп. занятия) по снижению высокого уровня страха.
Также у учащихся данных классов была исследована самооценка, которая очень важна для любого человека. Самооценка влияет на многое: на успеваемость, общение, и принятие ребенка самим собой и другим человеком. Заниженная самооценка может явиться показателем дефицита внимания и любви ос стороны близких людей ребенка. Изучение проводилось по методике исследования самооценки «Лесенка» (10 ступеней – здоровье, ум, характер, счастье, красота, дружба).
Вот как оценили свою самооценку учащиеся 5-х классов.