Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю.

Автор: Oto. Опубликовано в Самоделки

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилюОсновные функции:

— Разгрузка электрической цепи;
— Защита от перегрузки и короткого замыкания;
— Защита системы от сбоев;
— Предотвращение конфликтов с компьютером автомобиля;

Сделать самостоятельное электрическое подключение прицепа раньше было не проблема, сделал параллельное подключение к сигнальным лампам автомобиля, сигнальные лампы от прицепа, и все, можно в путь дорогу….

Электрические схемы автомобиля имели универсальную проводку, параллельно любому осветительному прибору автомобиля, любой ПТУшник мог прицепить «гирлянду лампочек» и никаких проблем.

Теперь все не так, современные автомобили напичканы электроникой, или как еще говорят «компьютеризированы», и из-за наличия CAN шины ничего дополнительного просто так не подключишь.

Универсальная электропроводка, что устанавливалась раньше, уже не отвечает требованиям большинства современных автомобилей, которые имеют специальную CAN-шину и мультиплексную систему управления бортовой электроникой, объединяющую все электронные блоки. Электрические подключения тягово-сцепных устройств, на такие автомобили, можно только с блоками согласования.

Так как, блок управления тестирует каждую сигнальную лампочку в автомобиле. Когда он определит, что она потребляет больше тока (в результате соединения с оптикой прицепа), водитель либо получит сообщение об ошибке, либо вообще отключит штатные осветительные приборы.

Поэтому и нужен блок согласования, который подключается к штатной электрике автомобиля, после подключения уже сам согласующий блок передает соответствующие сигналы на светотехнику прицепа. А главный блок управления автомобиля не «видит» это устройство, поэтому проблем с электрическим подключением тягово-сцепного устройства уже не возникает.

Audi A1, A3 (2004-2009), A3(2010—), A4 (2008—), A5, A6 (2004—), Q5, Q7, allroad (2006—), A8 (2003-2009), Audi TT (2006—), А8 (2010—), A4 (2005-2007), A7;

Mercedes-Benz кузов 221, 216, 204, 212, 164, 251, 211, 219, 209, 169, 245, 463, 203, 171, 639, 906;

Volkswagen Touareg (2003-2009), Touareg (2011—), Passat B6, Passat CC, Golf 5, Golf 6, Jetta (2006—), Golf Plus, Caddy (2004—), Touran, Tiguan, Multivan, Polo (2005—), Polo (2010—), Polo Sedan (2011—), Scirocco, Crafter, Amarok;

Skoda Octavia A5 (2005-2008), Octavia FL (2009—), Superb (2009—), Fabia (2008—), Roomster, Octavia Tour, Yeti;

Toyota Yaris(2005—), Auris, Corolla (2006—), Avensis (2009—), Camry (2006—),RAV-4 (2006—), Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado (2010— );

Opel Astra H, Astra J, Zafira B, Corsa D, Vectra C, Insignia, Antara;

Ford Focus, C-MAX, KUGA, S-MAX, MONDEO (2007—), GALAXY (2007—), FIESTA (2009—), FUSION;

Nissan X-Trail (2007—), Note, Qashqai, Tiida, Teana (2008—), Murano, Pathfinder (2004—), Micra (2003—), Patrol (2011—);

Suzuki SX4, Swift (2004—), Grand Vitara (2005—)

Mitsubishi Lancer X, Outlander XL, Colt (2010—), ASX;

Honda Accord (2009—), Jazz (2009—), Civic (2007—), CR-V (2007—), Pilot;

Mazda 2, 3 (2009—), 6 (2008—), CX-7;

Porsche Cayenne (2003-2010), Cayenne (2011—), Panamera;

Mini Cooper (2009—);

Peugeot 207, 308, 407, 4007, Partner ( 2009 — ), 3008;

Citroen C3, С4, С5, С3 Picasso, С4 Picasso, Berlingo (2009—), С-Crosser, DS3;

Land Rover Discovery 4, Range Rover (2010— ), Range Rover Sport (2010— );

Lexus LX 570, RX (2009—), LS 460, GX 460;

KIA Sorento (2010—), Mohave, Sportage (2011—);

Hyundai ix55, ix35, Sonata i45;

Chevrolet Cruze, Captiva;

Seat Altea (2004—), Leon (2006—), Ibiza (2009— );

Cadillac Escalade (2007—), SRX (2003-2010), SRX (2011—), CTS;

Hummer H2;

Volvo S–60 (2011—), S–60 (2005—), V–70 (2005-2008), V–70XC (2005-2007), XC–70 (2005-2007), S–80 (2005-2006), XC–90 (2005—), S–80 (2007—), XC–60, XC–70(2008—),С–30, С–70, S-40 (2004—), V–50;

Renault Fluence, Koleos, Megane (2009—);

Как видим из списка, необходимость в установке блока не зависит от класса и стоимости авто, а обусловлено только особенностями установленной электроники.

Блок согласования или адаптер подключения осветительных и сигнальных приборов прицепа можно собрать своими руками.

Может покупной и лучше, с дополнительными программными функциями, но смысл то один — управление линиями за счет низкоомного считывания. Разница в цене, между покупным и собранным самостоятельно, значительная. Да и собрать такую схему не очень то и сложно.

Самый простой способ собрать такой адаптер с помощью распространенных реле 12 вольт, многие из самодельщиков, так и поступают, собирают на реле.

Эти электронные ключи BTS443P, с 2000 годов имели очень массовое применение в автомобилях, конечно, они сейчас уже не на пике моды, но по сравнению с реле, это, конечно же, революция.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Условно BTS443P можно назвать вечным переключателем, если желаете можно и умными назвать, потому что,

имеет такие особенности

• Сверхнизкий ток потребления в режиме Standby

• Защита от короткого замыкания

• Ограничение тока нагрузки

• Защита от перегрузки

• Защита при обрыве нагрузки и коротком замыкании ключа

• Защита при обрыве земли

• Быстрое размагничивание индуктивных нагрузок

• Защита силового MOSFETа, от неправильной подключенной батареи

• Защита от электростатического разряда (ESD)

• Оптимизация статической электромагнитной совместимости (EMC)

Диагностика

• Аналоговый датчик тока

Применение

• Переключатель питания с датчиком тока для заземленных нагрузок в цепях 12В и 24В постоянного тока

• Все виды резистивных, емкостных и индуктивных нагрузок (без PWM при индуктивных нагрузках)

• Заменяет электромеханические реле, предохранители и дискретные схемы

Структурная схема BTS443P

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Основные параметры, аналогичных приборов семейства HiC PROFET

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Так выглядит схема блока согласования, для подключения осветительных приборов прицепа, на основе BTS443P.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Структурно схема состоит из 4х раздельных и совершенно одинаковых каналов. Данная схема адаптера полностью исключает обратную связь от прицепа, то есть, в случае короткого замыкания в электроцепях прицепа исключает повреждения электронных систем автомобиля.

В исследовательских целях, зафиксировал осциллографом, момент включения сигнальной лампы автомобиля.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилюАдаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Также для информации, порядок расположения электрических соединений, разъема прицепного устройства

Источник

Электрика: Модуль согласования для подключения прицепа

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Введение в суть проблемы 🙂
Не открою никому секрета, если скажу, что многие автолюбители используют различного рода прицепы, трейлеры, кемперы и т.д.
И если при подключении к авто типа «Жигули обыкновенные» электрической розетки проблем нет — кидай параллельно лампам задних фонарей, то для современных машин такой способ не годится — проводка рассчитана только на определенную силу тока и превышение мощности ламп может привести к возгоранию проводки (видел сгоревшую проводку много раз). Кроме того, машины последних лет выпуска меряют потребляемую мощность нагрузки сами и выбивают ошибку при превышении штатного значения.
Для правильного подключения применяют специальные модули согласования, которые стоят денег. (для примера: для фолькса — транспортера VW T5 такой заводской модуль стоит 500 долларов).
Между тем сложного в этом модуле ничего нет и его под силу сделать самому имея минимальные навыки паяния.
Кстати, для «Жигулей обыкновенных» модуль использовать также желательно, чтобы не «перегружать» проводку.

Постановка задачи
На сегодняшний момент «модны» три подхода к созданию модуля согласования:
1) На оптронах и полевых транзисторах
myzafira.ru/forum/viewtop….php?f=71&t=1159&start=20
Самое красивое решение, но не совсем пригодное для начинающих — полевик нужно уметь правильно паять, чтобы не сжечь

2) На основе электронных ключей BTS443P
sxem.org/2-vse-stati/razn…ya-pritsepa-k-avtomobilyu
Не совсем бюджетное решение, но несомненно имеющее право на жизнь

3) Используя реле
Простой и эффективный подход о котором пойдет ниже

Есть еще «читерское» решение — поменять лампы в фонарях прицепа на светодиоды, но оно имеет минусом то, что это возможно на своем, личном прицепе, а если их несколько? или берешь у друзей? или вообще на прокат? то это уже становится проблемой.

Плата
Ну рассказывать тут особо нечего: схему отдельно не рисовал в силу ее простоты, вся разводка видна на фото ниже

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Файл Sprint Layout доступен тут — www.leman.cc.ua/farcop.lay6
Необходимые пояснения по выводам:
Grownd и + думаю пояснять не нужно
Reversing light — огни заднего хода, имеют 2 выхода — на собственно розетку (используется только на кемперах, поэтому можно и не делать) и на камеру заднего вида
Parcking light — парковочные огни, они же габариты. Напоминаю, что мы имеем дело с немецкой машиной у которой габариты левого и правого борта раздельны. Идея реально неплоха — припарковавшись на обочине «жечь» не все огни, а только ограничивающие обзор со стороны проезжей части. НО в наших реалиях, увы, ограничивать нужно и со стороны обочины — а вдруг кто то решит «проскочить», поэтому сводим через диоды сигналы левого и правого борта на одно реле и подключаем на розетке их в параллель — у нас на прицепе будут гореть все габариты, независимо от того, что светится на тягаче.
Далее все просто:
Stop — стопы
Left Turn — левый поворот
Right Turn — правый поворот

Реле я использовал обычные радиотехнические 12 Вольт 10 Ампер. Сопротивление катушки у них 130 Ом — этого вполне хватит, чтобы уже не сказаться на работе световых приборов в авто.
Размеры их привожу ниже

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Диоды — любые, способные выдержать напряжение до 20В и ток до 0.1А

Стоит заметить, что многие, делая подобные платы, используют для подключения проводов различного вида разъемы — правильно это или нет можно спорить, но товарищ, для которого я это ваял просил минимизировать точки контактов, поэтому провода паяются напрямую в плату

К сожалению фото готового изделия не сохранилось, есть только фото первого варианта вытравленной платы (признаюсь честно, неудачного — дорожки слишком тонкие и хотя тока проводят достаточно, механически они слабенькие. На приведенной выше плате это уже исправлено).

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Подключение на машину
Так как машина немец, то для нее купили на разборке «родной» 13-ти штырьковый разъем

Источник

Блоки согласования для фаркопов

Блок согласования для электрики фаркопа (Smart Connect) Блок согласования — это электронное устройство с «интеллектуальным» подключением тягово-сцепного устройства к автомобилю. читать подробнее

Блок согласования для электрики фаркопа (Smart Connect)

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилюБлок согласования — это электронное устройство с «интеллектуальным» подключением тягово-сцепного устройства к автомобилю. Оно необходимо для защиты бортовой сети транспортного средства от сверхнагрузки, так как даже незначительное влияние извне может вызвать сбой в работе электроцепи.

Оптимально подойдет на автомобили со сложным бортовым компьютером, а также оборудованных мультиплексной проводкой, системами CAN BUS data, Check Control, электронного контроля с переменным напряжением, питания освещения с низким напряжением.

Смарт Коннект подключается непосредственно к аккумулятору, поэтому устойчив к короткому замыканию и скачкам напряжения в сети. Блок согласования для универсальной электрики фаркопа обеспечивает ряд важных преимуществ:

защита электрооборудования ТС в случае короткого замыкания или другой неисправности прицепа;

можно монтировать на автомобили со светодиодными лампами;

оповещение о перегоревших лампах.

Принцип работы блока согласования

Он принимает на себя управляющий сигнал электронного оборудования прицепа, отвечающего за функцию того или иного освещения. Таким образом, электрическая система автомобиля, оборудованного бортовым компьютером, мультиплексной проводкой и т. д., не будет выдавать ошибок после установки к транспортному средству прицепа.

Какой блок согласования купить?

Подробные характеристики каждой модели из каталога приведены в соответствующем разделе. А если вам нужна помощь специалиста, мы всегда готовы помочь.

Обратиться к нашим консультантам можно 7 дней в неделю с 10:00 до 23:00. Мы подскажем, какой блок согласования следует купить, исходя из марки авто, «начинки» салона и особенностей прицепа.

Условия доставки

Клиентам, находящимся в Москве, мы привезем блок согласования в любое удобное место собственным транспортом. Доставка осуществляется в заранее согласованный срок. Вам нужно лишь указать желаемый диапазон времени.

Клиентам из регионов России и Казахстана мы отправляем блоки согласования наложенным платежом или через транспортные компании, офисы которых есть в Москве. В данном случае действует 100% предоплата.

Любые вопросы, связанные с приобретением блоков согласования, вы можете задать по телефону горячей линии 8 (800) 555-02-76. Звонок из России бесплатный.

Источник

Схема подключения прицепа к автомобилю: стандартная распиновка

О способах подключения и видах разъёмов прицепа

Для транспортировки грузовых прицепов используется специальное тяговое сцепное устройство выполненное из мощной силовой стальной конструкции, крепится сзади на стальную платформу автомобильным механизмом.

Требуется схема подключения фаркопа, которая обеспечит безопасность и соблюдение правил ДТП. Многие автомобили предусматривают в дополнительных опциях к автомашине разъёмный узел: розетку фаркопа и электрические провода соединяющие питание, управление машиной с дополнительным тяговым устройством.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

В основном автотранспортные механизмы оснащаются данными устройствами как дополнительный сервис при приобретении авто. Розетка фаркопа может быть подключена самостоятельно к автомобилю, распиновка розетки фаркопа и монтаж электрической проводки выполнить своими руками не представляет большого труда. Рассмотрим схемы подключения прицепа распиновку розетки фаркопа.

Существуют следующие схемы подключения розетки фаркопа:

Кстати, в России и Америке тоже применяют на семь и тринадцать разъёмов способ на подключение фаркопа. Тринадцать соединений применяют в основном присоединении электропроводки в перевозных домах-прицепах.

При проведении монтажа и соединения цепи управления задними габаритными приборами автомашины следует соблюдать правила подключения розетки для прицепа легкового автомобиля, правильность и последовательность операций при включении.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Не следует выполнять такие операции методом «тыка» в контакты световых приборов, может произойти КЗ или срабатывание автоматики защиты блока управления автомобилем. И нельзя соединять проводники методом скрутки, может некачественное соединение создать не верную команду, и устройства будут заблокированы на включение.

Современные схемы автомобиля комплектуются разными электронными приборами, которые в работе использует электронику, модули, блоки согласования. Поэтому в комплектность устройств включается ещё дополнительный особенный разъём.

В распиновке розетки прицепа грузового автомобиля используются проводники из проводников сечением 1,5 или 2мм, точнее по 1,5мм всего будет — 6 проводников, по 2мм будет один провод.

Розетка фаркопа на семь разъёмов имеет состав распиновки следующий:

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Разъёмная розетка фаркопа на тринадцать пинов состоит из следующей комплектации:

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Для разъёмов из 13 контактов характерно присутствие дополнительных контактов с минусовой и плюсовой полярностью, позволяющие соединять дополнительные приборы к примеру камеры, осветительные приборы и прочее.

Разъёмное подключение электропроводов фаркопа на семь и тринадцать разъёмных соединений состоит из двух соединительных узлов: розетка «мама» и вилка «папа». Розетка фаркопа монтируется на автомобиле рядом с местом крепления фаркопа.

Вилка для прицепа устанавливается с удлинённым жгутом из соединительных проводников на прицепе с целью создания свободной стыковки прицепа и свободного монтажа электропроводки.

В случаях применения специального разъёма в машинах с бортовым компьютером и прочими электронными устройствами, лучше в монтаже электрической части сигнального управления прицепного механизма применять электронный блок согласования, в других же случаях можно провести монтаж ручной электросети для прицепа.

Что необходимо для подключения

Перед подключением розетки прицепа необходимо подготовиться и заранее купить необходимый материал.

В пакет входит следующее оборудование:

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Указанного оборудования, как правило, достаточно для проведения монтажных работ. Если чего-то не хватает, дефицитные элементы можно докупить отдельно.

Распиновка 7 пиновой розетки

Ниже показан рисунок с распайкой 7-ми пинового разъема (розетка и штекер). Указана типичная расцветка проводов для авто российской сборки (возможно отклонение по цветам). В европейских машинах на разъеме могут быть задействованы не все контакты.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Распиновка 7-пин розетки фаркопа (А) и соответствующего штекера (В) прицепа

Пояснение к рисунку:

На текущий момент 7 контактный разъем в современных иномарках практически не используется, там устанавливаются розетки на 13 пин. Если на прицепе штекер старого типа, подключить его к новому евроразъему можно с помощью специального переходника, что значительно проще, чем менять разъем.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Переходник с 7 на 13 пин

Распиновка 13 пиновой розетки

Преимущество в усиленной электропроводке и количестве разъёмов:

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Распиновка 15 контактного разъема

Данный тип разъема для подключения прицепа и полуприцепа — принятый стандарт для тягачей практически всех производителей, в том числе и американских. Учитывая требования к прицепам данного класса, для питания и управления их электрическим оборудованием стандартный разъем на 13 пин не подходит.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Внешний вид розетки на 15 пин

Таблица согласования 15 контактного разъема.

Номер пинаОкраскаФункция
1ЖелтаяПоворотник левого борта
2ЗеленаяПоворотник правого борта
3ГолубаяПТФ
4БелаяЗемля
5ЧернаяГабаритные огни с левой стороны
6КоричневаяГабаритные огни с правой стороны
7КраснаяУправление стоп-сигналами
8РозоваяСигнал заднего хода
9Оранжевая+24 V
10СераяПередача аварийного сигнала от датчиков, установленных на тормозные колодки
11Бело-чернаяСигнал с датчиков давления пружинных тормозов
12Бело-голубаяУправление механизмом подъема моста
13Бело-краснаяобмен информационными сигналами
14Бело-зеленаяCAN-H
15Бело-коричневаяCAN-L

Пошаговая инструкция подключения

Подключение розетки фаркопа к автомобилю своими руками рекомендуется делать без резки штатных проводов, а используя промежуточные соединительные колодки, как при установке заводских переходников.

Нужно приобрести необходимые материалы:

Для изоляции вводов кабеля в розетку и разъемы лучше применять силиконовый герметик.

Зачем нужен электронный блок согласования

Далеко не во всех случаях можно просто соединить розетки фаркопа и прицепа. Если машина имеет сложную электронику, потребуется блок согласования.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Его применение позволяет избежать ошибок при тестировании работы светового оборудования и электрики транспортного средства.

Кроме того, блок согласования — неизменная вещь, когда необходимо передача сигнала с помощью мультиплексной шины.

Схема подключения имеет следующий вид:

Для корректной работы блок необходимо подключить к аккумулятору и правильно соединить провода (с учетом распиновки).

Схема подключения показана ниже.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Схемы прямого подключения

Они проходят в месте фонарей стоп-сигнала. При снятии светоотражающих крышек учитывается минимальное прижимание прокладочного поролона, служащего для предотвращения всасывания пыли в салон. Хотя в интернете есть схемы подключения, самостоятельное выполнение этой процедуры не такое лёгкое. Перед тем как подключать, хорошо бы изучить подступы к проводам. Нюанс: с одной стороны резать проводку лень, с другой – жалко. Поэтому для ленивого способа предусмотрены коннекторы с тремя окончаниями: два со штепселями, которые соединяют штатные приборы, а один конец с оголёнными проводами на розетку фаркопа.

В добавок понадобятся дополнительные материалы:

Приобрести одним набором не составит труда. Заводское исполнение предполагает сложную коммутацию по следующим причинам:

По идее в жгут укладываются 11 жил. Так как правые и левые стороны синхронны, коммутация теоретически уместится в привычные 7 проводов. Но в данной ситуации на одну жилу приходятся три лампы, а это увеличение нагрузки. Есть другой способ разделения тока на правую и левую стороны. Увеличивается число проводов, монтажных гильз, предохранителей. Данная схема соответствует нормам безопасности.

Еще важно знать 5 нюансов о подключении:

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Рисунок 4. 5 нюансов о подключении розетки фаркопа

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Рисунок 5. 7 пин Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Рисунок 6. Крышка

Предварительно ознакомьтесь с расположением всех семи подключаемых разъемов. Если они совпадают визуально, то можно просто попробовать соединить одно к другому. Если розетка фаркопа качественная, то на ней обязательно должна быть крышечка. Она нужна для предохранения от различных внешних воздействий. Такая защита потребуется в тот момент, когда авто фаркоп не соединён с прицепом.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Рисунок 7. Сращивание

Подключить электронику можно более простым способом. Чтобы совершить подобную операцию, необходимо объединить несколько поводков в группу, и создать результативный симбиоз подачи электрических сигналов. Сращивать можно контакты двух фар, заднего хода, стоп-сигналы, противотуманку и габаритные огни. Это объясняется тем, что при эксплуатации автомобиля они будут использоваться синхронно. Крепление обеспечивается при помощи кронштейнов.

Следующий способ предполагает изменение электросистемы автомобиля. Это изменение заключается в объединении нескольких проводов, которые ведутся к задней световой, и сигнальной электрике прицепа. Их необходимо соединить с проводами от сцепного устройства. Если на автотранспортном средстве стоит сложная электросхема, тогда придется потратить чуть больше усилий, чем в предыдущих вариантах. Если сигнальные и световые лампочки автомобиля работают без специального микропроцессора, тогда можно подключить 7-канальный фаркоп разъем. Перед тем как начать операцию, следует убедиться, что проводков хватает. Если есть необходимость, то элементы проводки можно изготовить своими руками, используя медный трехжильный полторамиллиметровый провод. На них должна стоять маркировка «ПВС».

Если подсоединение происходит напрямую, перед глазами обязательно должна находиться схема фаркопа, а также схема розетки автомобиля.

Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю
Адаптер для электрического подключения прицепа к автомобилю

Чтобы правильно произвести соединение, необходимо по одному проводу подать на поворот сигналы, стопы, а также габаритные и противотуманные фары, также туда подключаете освещение номерных знаков. Также потребуется соединение нескольких проводов, которые идут на массу, фару заднего хода, если такая есть. На электронные блоки также устанавливают специальный переходник. Речь идёт о блоке согласования между электрикой, фаркопом и прицепной части автомобиля. При наличии такого соединения, все подключаемые части будут работать бесперебойно и не создавать проблем автомобилисту. Подключение блока согласования фаркопа производится своими руками.

Фото схем подключения схем фаркопа всегда помогут в работе, если возникли трудности.

Подключение розетки для прицепа

Выводы

Теперь осталось одно – правильно подсоединить прицеп к автомобилю и наслаждаться результатом. Если вы заметили новую разновидность розетки или полное исчезновение приведенных здесь моделей с прилавков, сообщите нам. И не забудьте поделиться статьей со своими друзьями!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *