адаптивная система обучения а с границкой

Адаптивная система обучения а с границкой

Надежда Тимофеева
студентка 2 курса факультета Истории и права

Любой родитель хочет, чтобы учителя нашли к его ребёнку индивидуальный подход, помогли не просто усвоить знания, но и раскрыть заложенный в нём потенциал личностного и творческого развития. Индивидуальный подход в индивидуальной работе с учеником или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход на уроке, работая с целым классом? Решить эту проблему призвана технология адаптивного обучения.

Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.

Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
— при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
— при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
— когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
— у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
— редко проводятся самостоятельные работы;
— ученики почти не работают индивидуально;
— не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.

Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий. Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяется точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя «заполняет всё пространство урока», почти не оставляя место для проявления учеником собственной активности, с другой – как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика.

Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.

Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель…
— управляет самостоятельной работой всех учащихся;
— работает с каждым учеником индивидуально;
— вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
— учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.

При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.

Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.;
2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.

Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.

Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).

В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы.

1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.

2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).

3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.

На рисунке представлен пример структуры урока по технологии АСО (С.А. Мицкевич).

адаптивная система обучения а с границкой

С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.

Источник

Адаптивная технология обучения

Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока.

Педагогические проблемы

Среди них автор технологии выделяет следующие:
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
— при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
— безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
— регулярная самостоятельная работа не проводится;
— низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;
— плохая обратная связь;
— сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
— нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
— дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
— психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;
— нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);
— ежедневные перегрузки учителя;
— не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные — слабые, сильные.

Цель и сущность технологии

Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
— управлению самостоятельной работой всех учащихся;
— работе с отдельными школьниками — индивидуально;
— осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
— максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

Этапы адаптивн ой технологии

В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Схематически это изображается так:
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.
На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструк-ции по проверке и учету ошибок и т.п.
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

В адаптивн ой технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант — учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант— начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.
Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитаные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.
Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивн ой технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.

Итоги

В условиях адаптивн ой системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источник

Адаптивная технология по методу границкой (Математика без двоек)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54

«Самостоятельная деятельность обучающихся

как форма управления процессом обучения»

г. Севастополь 2020

Основные направления технологического процесса в адаптивной системе.

Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Как контролировать и корректировать знания учащихся.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели.

Как сделать так, чтобы у ученика не витали мысли, Чтобы он был активным на уроке, включенным, сосредоточенным? Этого можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, экспериментированию, использованию необходимых приемов и средств, для того чтобы он мог сформировать свой стиль учения, соответствующий его потребностям, в котором он утвердился бы как личность.

Технология адаптивного обучения, по которой я работаю, позволяет сделать обучающемуся свой выбор – свой стиль учебной работы, который согласует темп, ритм и сложность обучения с возможностями. Адаптивная система обучения описана в книге А.С. Границкой « Научись думать и действовать » (М.: Просвещение, 1991.) Ею разработана система обучения по разным предметам, которая обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям школьников. Конечной целью является овладение учебной деятельностью с внутренним самоконтролем.

Преимущество данной технологии обучения в том, что коренным образом меняется обычный учебный процесс.

Ученик, обучаясь по этой технологии, занимается продуктивной деятельностью. Отработка стандарта подготавливает почву для продвижения вперед. Технология включает различные формы работы и контроля, самоконтроля.

Перед внедрением данной технологии учителю необходимо пройти подготовительный этап, который состоит из:

1) выяснения уровня обученности, воспитанности учащихся;

2) выполнение необходимых условий ( наличие достаточного количества дидактического материала);

3) формирование навыка работы с текстом;

4) отработка механизма работы в режиме самоконтроля, взаимоконтроля;

5) создание условий для психологического настроя на анкетирование и тестирование обучающихся.

Учителю необходимо учитывать не только возрастные особенности подростка, но и его способность и потребность познать себя как личность, а также динамику развития потребности к саморегуляции.

Главным принципом взаимодействия учителя и обучающихся в этом обучении является доверие. Моя роль учителя состоит в том, чтобы помочь ученикам увидеть их сильные и слабые стороны, оценить реальные возможности, раскрыть индивидуальность.

Основными жизненными ориентирами по самоорганизации обучающихся могут служить приемы познания окружающего мира, самого себя, своих способностей и возможностей.

1. Выработать умения самостоятельно учиться и правильно мыслить.

2. Изучать основы наук.

3. Развивать свои потенциальные силы и способности.

4. Всегда и всему учиться самому.

5. Всегда обдумывать и выполнять намеченное.

6. Воспитывать в себе трудолюбие.

7. Самый верный способ приобрести авторитет у окружающих – это быть им полезным.

8. Самокритичность и самоконтроль.

9. Стремление к самовыражению, самоутверждению.

Конечная цель – найти себя, свое призвание.

Сформировать умение учиться у обучающихся, как показал опыт, это значит привить умение учить самого себя, не только быть учеником, но и стать собственным учителем.

Как известно, общие умения и навыки образуют фундамент, стандарт, норму, из которых затем формируются специальные навыки и умения.

Основные умения и навыки обучающихся с учетом возрастных способностей, жизненного опыта следующие:

1) слушание ( с умением воспроизводить полученные знания);

2) чтение ( с умением делать выводы по прочитанному, выдвигать идеи);

3) оформление письменной работы ( умение увидеть результаты своей работы);

4) выполнение домашнего задания;

5) планирование, постановка целей ( это лучше делать в группе);

6) самопознание, формирование мотива достижения цели;

Обучающимся при обучении предлагаются приемы по самооценке своей деятельности, которые позволяют вовлекать их в учебный процесс. Обычно это разного рода памятки. Например, для оформления письменной работы:

1. Внешний вид твоей работы:

а) выглядит ли она аккуратной?

б) есть ли заголовок?

в) подчеркиваешь ли и выделяешь главные мысли?

г) возможны ли другие способы улучшения внешнего вида работы?

2. Элементы твоей работы:

а) легко ли прочесть то, что ты написал?

б) исправляешь ли ты ошибки?

в) можешь ли с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

а) что я собираюсь улучшить в своей работе?

б) как я буду это делать?

Слабая успеваемость, возможно, может быть вызвана негативным отношением к учебе, быть результатом плохого преподавания. Мотивация успеваемости тесно связана с оценкой возможного и желаемого успеха. У подростков наблюдается тенденция сохранения своих установок, вплоть до замкнутости в себе. Иногда полезны анкетирование и вопросы, к примеру:

1. Изложи причины, мешающие хорошо учиться.

2. Какие качества способствуют успеху в учебе?

3. Каким бы качеством ты хотел обладать? Как намерен его развить?

4. Выбери одноклассника и определи навыки, благодаря которым он достигает высоких результатов.

2.Основные направления технологического процесса

в адаптивной системе

Адаптивная система обучения, отвечающая целям обучения, развития и воспитания, позволяет научить активности, самостоятельности и способности познать себя.

Как организовать учебно – познавательную деятельность учащихся в данной системе обучения?

Модель АСО по А.С.Границкой

Обучает всех одновременно

Работает индивидуально с обучающимися по очереди

Все обучающиеся, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно

В этой технологии овладение общеучебными умениями и навыками происходит в условиях самостоятельной и коллективной работы.

Преимущество АСО в том, что происходит резкое увеличение самостоятельной работы обучающихся на уроке и совмещение индивидуальной и самостоятельной работы.

Учитель часть урока работает одновременно со всеми обучающимися, обучая их. Остальное время использует для самостоятельной работы. Отличие от традиционного обучения в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой всех обучающихся, а индивидуально работает с отдельными из них.

Самостоятельность обучающихся проявляется в способности ставить перед собой конкретные цели, обсуждать пути их достижения, а затем принимать самостоятельные решения. Важно учить ребят планомерности и организованности в работе.

Управление учебной деятельностью осуществляется при помощи сетевого плана, состоящего из блоков заданий. Разработка сетевого плана делается учителем по темам.

В условиях адаптивной системы индивидуальная работа строится учителем на уроке один на один, без привлечения внимания других. Все замечания учителя произносятся с глазу на глаз, что не травмирует ученика, так как их не слышат обучающиеся, занятые самостоятельной работой.

Как организуется самостоятельная работа? Прежде всего это деятельность в парах. В процессе такой работы развивается мыслительная и речевая активность, обучающиеся свободно общаются друг с другом, происходит взаимообогащение, формируется умение выделять главное, делать обобщения, высказывать гипотезы. Кроме этого, создаются условия для постановки и поиска путей решения проблемы.

Работа в парах имеет демократичный характер. Каждый может обучать каждого и контролировать каждого.

Достоинство этой технологии в том, что на уроке занят каждый ученик, пассивных и скучающих нет.

Для того, чтобы обучающиеся самостоятельно на творческом уровне могли добывать знания, они должны знать предмет своей познавательной деятельности, знать как с ним работать. Этому нужно их учить, вооружать учебно – познавательным аппаратом.

Если создать условия для творческого познания, то познавательная деятельность будет представлять собой самодвижение – результат самостоятельной деятельности. Информация, добытая самостоятельно, будет порождать новую, пока не получится конечный нужный результат. Чтобы научить обучающихся такой познавательной деятельности, нужно выделить особые формы и способы действий, благодаря которым ученик мог бы усваивать знания и применять их на практике.

Определение общих целей деятельности и координацию усилий на их достижение обеспечивает при обучении общения. Главная функция общения быть информированным. Речь является одной из форм человеческого общения. В данной системе обучающимся приходится много говорить, объяснять своему товарищу, высказывать гипотезы, постоянно действовать, анализировать. Одаренные дети решают задачи быстро, находят нестандартные приемы, исследуют решения. Развитию познавательного интереса помогает новизна и занимательность предполагаемых задач, знакомство со старинными задачами. Важно учить устанавливать причину явлений, вырабатывать умения критически анализировать факты и делать выводы.

Перед изучением темы я провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения новой темы. После этого проводится обзорный урок-лекция с кратким изложением всей темы. Формы проведения таких уроков разнообразные. На вводном уроке я знакомлю обучающихся с сетевым планом по теме, с указанием уровня заданий с адаптацией, тематикой заданий по работе с дополнительной литературой, предлагается также список литературы.

В обычном обучении целеосущуствление преобладает над целеполаганием. Для развития интереса к учению учителю необходимо искать новые пути деятельности. Эффективность любой самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от условий ее организации, содержания и источника знаний, качества достигнутых результатов.

Самостоятельность формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения, при котором ученик в новых условиях проявляет интерес к его процессу, приобретенные знания становятся гибче, изменяется его активность. У обучающегося появляется потребность и удовлетворение в самостоятельной работе.

Управление учебным процессом при помощи

сетевого тематического плана

В адаптивной технологии, направленной на развитие индивидуальных способностей школьников, управление учебным процессом осуществляется с помощью сетевого плана.

Сетевой план наглядно показывает обучающимся, что нужно выполнить за срок, на который рассчитан этот план. Каждый включается в ту или иную работу самостоятельно. Перед учителем стоит задача организовать, скоординировать действия. Здесь проявляется методическое мастерство учителя, от него зависит, чтобы учебный процесс стал увлекательным путешествием, игрой. Для обучающегося сетевой план открывает перспективу работы, обеспечивает непрерывный, конкретный, целенаправленный процесс получения знаний. Я фиксирую каждый отработанный блок заданий обучающиеся в сводной таблице. Для каждого обучающегося это картина его успеваемости по данной теме.

Как работать над домашними заданиями

и заданиями с адаптацией

Большое место в формировании прочных знаний, твердой привычки к труду занимает домашняя работа. Домашнее задание может служить для закрепления знаний, обобщения, систематизации или применения на практике, для устранения пробелов и т.д.

Домашнее задание распределяется по уровням к данному блоку изучения нового материала:

а) обязательный уровень;

б) продвинутый уровень;

в) творческий уровень.

Получая перечень таких заданий на вводной лекции, обучающиеся сами выбирают тот уровень, который им по силам.

На уроке обучающиеся воспроизводят выполненные дома задания. Срабатывает режим саморегуляции, происходит включение каждого в работу.

Выполненные задания проверяются товарищами, оцениваются. При необходимости используется коллективная коррекция знаний, проводится защита интересных заданий перед классом.

Как работать с дополнительной и справочной

В настоящее время обучающиеся получают большой объем информации с помощью телепередач, а вот читать многие не хотят. Как расширить математический кругозор обучающихся во время учебных занятий? Можно ли привить им любовь к работе с историческим и дополнительным материалом, который помог бы решить эту проблему? Во вводной лекции я уже знакомлю обучающиеся с некоторыми фактами, которые могли их заинтересовать, вызвать инициативу. Обучающиеся после знакомства с темой начинают самостоятельный поиск интересных дополнительных фактов. Эта работа активизирует обучающиеся, побуждает к умственной деятельности, вызывает стремление к новому, учит преодолению трудностей, вырабатывает творческие черты характера. На уроках в паре обучающиеся взаимоконтролируют задания, а затем лучшие работы защищаются перед классом. Такая систематическая работа по изучению дополнительной литературы помогает обучающимся в дальнейшем при обучении в ВУЗах и других специальных учреждениях.

4.Как контролировать и корректировать

Исходя из активности обучающихся можно судить о том, хорошо ли они поняли новый материал; но это еще не значит, что они хорошо его усвоили.

Что бы сформировать хорошие знания и умения, повысить эффективность уроков, необходимо осуществлять контроль. У обучающихся нужно развивать здоровое честолюбие и способность критически подходить к себе. Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником; важно, чтобы учитель понимал своих учеников, был гуманен к ним.

В обучении по данной системе присутствуют входной, выходной и промежуточный контроли. Все задания для контроля имеют разный уровень. Оценка, выставленная обучающемуся должна быть объективной. В этом преимущество тестового контроля. Тестовые программы позволяют оценить степень адекватности оценке, способствуют формированию у обучающихся рефлексии по поводу своей деятельности, помогают познать самого себя. В данной системе большое внимание уделяется мягкому контролю, контролю на доверии (взаимоконтролю). Обучающиеся выступают в роли учителя, ведь им не только нужно найти ошибку в работе своего товарища ( а это можно сделать только тогда, когда хорошо усвоил что-то), но и объективно оценивать его работу, внести коррекцию, оказать помощь. Такой способ организации обучения не только обучает, но и воспитывает гуманное отношение друг к другу.

Итоговая оценка за изученную тему выставляется на основе текущих и итоговых оценок контроля со стороны учителя. Выходной контроль должен показать уровень усвоения и обязательно должен преследовать последующую коррекцию знаний. Текущий и промежуточный контроли помогают устранить возникшие пробелы в усвоении нового. Коррекция знаний обучающихся позволит углубить их знания, укрепить приобретенные навыки, перенести их в новые условия. Перед каждой такой работой учителю необходимо поставить определенную цель. Формы коррекции могут быть следующими:

а) уроки работы над ошибками в контрольных работах;

в) обучающие самостоятельные работы.

На таких уроках проводится анализ того, что сделано учеником и всем классом в целом. Такой анализ позволяет сделать вывод о правильной организации занятий в прошлом, дает коррективы на будущее.

Уроки коррекции помогают обучающимся совершенствовать самоконтроль и самооценку, они поднимают дух тем, кому учеба дается нелегко, стимулируют тех, кто способен на большее. На таких уроках предъявляется требования к оформлению контрольных работ. Если обучающийся не в силах самостоятельно ликвидировать пробелы, то проводятся уроки-консультации. Для этого группируются все непонятные вопросы и еще раз доступно объясняются обучающимся. Кроме того формируется умение ставить вопросы и видеть момент непонятного. Для оказания помощи при обсуждении непонятных вопросов, привлекаются сильные обучающихся.

Данная технология, направлена на индивидуализацию обучения, помогает решить задачи гуманизации и демократизации образования.

Обучающиеся много работают самостоятельно, будь это изучение нового материала или выполнение практических заданий; учатся самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Некоторые достигают такого саморазвития, что самостоятельно продвигаются по сетевому плану. (Причем ребята учатся не ради высокой оценки, у них появляется потребность знать больше). Структуирование учебного материала в зависимости от способностей, внутрипредметных, межпредметных связей позволяет обеспечить как опережающее, так и интегрированное обучение.

Индивидуальное общение учителя с учеником на уроке создает иную форму общения, переведя обучение на субъект- субъективную основу. У более одаренных и способных учеников появляется возможность использовать помощь учителя для решения нестандартных задач непосредственно на уроке.

Работа учителя получает эмоциональную окраску, появляется возможность и время для творчества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *