адаптивная система обучения это в педагогике
Адаптивное обучение
Адаптивное обучение (adaptive learning) — технология обучения, основанная на построении индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик.
Лучшим решением для обучения является работа с персональным преподавателем. Но это дорого, ресурсоемко и невозможно реализовать для большого потока слушателей. Аналогом индивидуального преподавания является адаптивное обучение, которое оценивает сильные и слабые стороны слушателя, учитывает его опыт, потребности и подбирает уникальный стиль обучения исходя из этого.
Курсы с использованием технологии адаптивного обучения предлагают персонализированный трек для каждого обучающегося, который перестраивается в режиме реального времени в ответ на действия пользователя. В таком курсе собрано гораздо больше контента, но он разбит на небольшие фрагменты. Такой подход обеспечивает правильную дозировку знаний и более точную настройку на конкретного слушателя. Алгоритмы адаптивного обучения формируют из всей базы материалов нужный персонализированный «плейлист». Таким образом, в отличие от линейных курсов, обучающийся изучает не весь материал, а только то, что ему нужно.
Персонализация в режиме реального времени позволяет не только выстраивать заданную траекторию, но и корректировать ее на лету, учитывая персональный темп усвоения знаний. При этом если алгоритм видит низкий уровень понимания определенного блока знания, то траектория корректируется в сторону более простых блоков.
Ключевым отличием подготовки материалов для адаптивного обучения является работа с тестами. В линейном обучении тесты завершают процесс обучения, а при этом подходе именно они определяют, как пойдет обучение на каждом этапе. Они являются важнейшим фактором, выполняя роль переключателей, определяющих дальнейшую траекторию. Сами тесты формируются из разных типов вопросов: множественный выбор, соотнесение, ранжирование и т. д.
Первые идеи об адаптивном обучении появились в середине XX века после создания «обучающей машины» американским психологом и профессором Гарвардского университета Б.Ф. Скиннером, основателем бихевиоризма. 1
Обучающая машина Скиннера
В ходе экспериментов с голубями психологу пришла мысль о создании механического приспособления, напоминающего коробку, которое «скармливало» бы студентам вопросы. В 1954 году такая конструкция была сделана. Правильные ответы вознаграждались новым академическим материалом, неправильные — приводили к повторению старого вопроса. Это мотивировало студента быстро адаптироваться и учиться отвечать правильно.
Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) (1904–1990) — американский психолог, изобретатель, писатель, профессор Гарвардского университета. Основал школу экспериментальной исследовательской психологии. Разработал философскую концепцию, которая впоследствии была названа радикальным бихевиоризмом. Свои идеи по созданию идеального человеческого общества описал в утопическом романе Walden Two, а анализ поведения самого человека представил в работе «Вербальное поведение» (Verbal Behavior) (1957). 2 В 2002 году назван наиболее влиятельным психологом XX века. 3
Преимущества адаптивного обучения
1. Сокращение времени на обучение разнородной группы.
2. Повышение вовлеченности обучаемых.
3. Более тщательный автоматический контроль усвоения.
Адаптивная система обучения это в педагогике
Надежда Тимофеева
студентка 2 курса факультета Истории и права
Любой родитель хочет, чтобы учителя нашли к его ребёнку индивидуальный подход, помогли не просто усвоить знания, но и раскрыть заложенный в нём потенциал личностного и творческого развития. Индивидуальный подход в индивидуальной работе с учеником или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход на уроке, работая с целым классом? Решить эту проблему призвана технология адаптивного обучения.
Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
— при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
— при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
— когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
— у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
— редко проводятся самостоятельные работы;
— ученики почти не работают индивидуально;
— не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий. Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяется точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя «заполняет всё пространство урока», почти не оставляя место для проявления учеником собственной активности, с другой – как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика.
Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.
Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.
Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель…
— управляет самостоятельной работой всех учащихся;
— работает с каждым учеником индивидуально;
— вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
— учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.;
2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.
Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.
Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы.
1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.
На рисунке представлен пример структуры урока по технологии АСО (С.А. Мицкевич).
С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.
Адаптивная система обучения это в педагогике
Абышева Ляззат Сиксимбаевна
студентка 2 курса факультета Истории и права
Сидоров Сергей Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Ссылки к разделам статьи
На сегодняшний день теория и практика обучения приобрела немало методов, форм и средств осуществления учебного процесса, но основным остается все же традиционная система, в котором преподаватель выступает в качестве информатора и контролера учащихся. Вместе с тем, в современных условиях изменений на рынке труда, информатизации и роста темпа развития общества одним из ключевых требований к выпускникам становится наличие у них способности адаптироваться к меняющимся в стране и мире условиям. Это привело к быстрому старению традиционной системы обучения, и признание данного факта в России произошло в конце прошлого века. В принятом в 1992 г. Законе ЗФ «Об образовании» уже говорится об адаптивной системе образования, которую необходимо формировать в отечественном образовательном пространстве. А в научных исследованиях и прикладных педагогических разработках конца XX – начала XXI в. ведется активный поиск способов и средств организации адаптивного обучения.
Актуальность разработки и реализации адаптивного обучения в наши дни обусловила выбор тематики ряда исследований, проведённых в 2012 г. участниками проблемной группой студентов факультета Истории и права (научный руководитель – к.п.н., доц. С.В. Сидоров). Задачи данной статьи состоят в том, чтобы выявить сущность адаптационных процессов в адаптивной системе обучения, определить её организационные особенности и заключенный в ней потенциал совершенствования личностно ориентированного образовательного процесса.
Ключевые положения адаптивного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и различные модели адаптивной образовательной системы были описаны в массовых учебных и методических изданиях (работы А.С. Границкой, Н.П. Капустина, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Е.Я. Ямбурга и др.).
Что представляет собой адаптивная система, и в чем проявляется ее отличие от традиционной школы? Центральное место в понимании сущности адаптивного обучение занимает термин «адаптация». Изначально этот термин был взят педагогикой из биологических наук, где он означал приспособление функций и строений организма, его клеток и органов к внешним условиям среды [5].
В настоящее время в результате осмысления процессов приспособления с философской точки зрения адаптацию считают свойством всех живых существ, а также человека. В частности, в энциклопедическом философском словаре адаптация определяется как вид взаимодействия группы или личности с окружающей обстановкой, в течение которого совпадают ожидания его участников. Это понятие широко употребляется в социологии и психологии, будучи представлено двумя разнозначными терминами: приспособление и адаптация [1].
В адаптивной системе также широко используется термин «социальная адаптация», значение которого различными исследователями разъясняется по-разному. По мнению В.С. Олейникова, социальная адаптация представляет собой процесс овладения в общественной жизни опытом. Д.А. Андреев определяет ее как выработку наилучшего режима целенаправленного функционирования личности. Б. Рубин и Ю. Колесников считают целесообразным рассматривать социальную адаптацию как «вхождение» личности в совокупность форм общественной деятельности и социальных ролей. М.И. Скубий видит в социальной адаптации детерминированный политическим и социально-экономическим строем процесс взаимодействия субъекта с общественной средой, где изменяются объективные и субъективные описания обеих сторон, и этим обеспечивается их более эффективное функционирование [5].
Применительно к педагогическому взаимодействию социальная адаптация предполагает взаимное влияние и взаимное приспособление субъектов образовательного процесса, организуемое и управляемое педагогом. Данное определение наиболее точно отражает процессы, которые происходят в адаптивной школе. Так, Н.П. Капустин определяет адаптивную образовательную систему как систему, которая способна помочь каждому ученику достичь наиболее высокого интеллектуального уровня развития в связи с его биологическими задатками и возможностями. Школу же, в которой создается адаптивная образовательная система, логично назвать адаптивной школой [4].
По В.В. Богореву, преимущества данной системы, в сравнении с традиционной, обеспечивают следующие ее особенности:
— учащиеся сами планируют ход обучения;
— педагог использует приемы гибкого построения темпа и режима учебной работы;
— осуществляется контроль не только над ходом обучения, но также и над его корректировкой;
— создаются специальные дидактические материалов для самостоятельной работы учащихся;
— сочетание групповых и индивидуальных форм работы и также подвижный состав учащихся формируют разнообразие условий для самореализации ребенка в учебном процессе с учетом особенностей каждого ученика [2].
В адаптивной системе изменяются роли учителя и ученика: учитель выступает организатором учебной деятельности, а что касается ответственности за результаты, то он разделяет их с учащимися. В этой системе преимущество отдается демократическому стилю руководства, а не авторитарному. Ученик является субъектом обучения, а не пассивным получателем информации (т.е. объектом). Благодаря учителю он добывает знания, активно входит в мыслительный процесс и занимается планированием собственной учебно-познавательной деятельности.
Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик с его индивидуальными особенностями: биологическими задатками и способностями, спецификой организации мыслительного процесса, уровнем активности и самостоятельности в практической и познавательной деятельности, также работоспособностью и т.д. Результатом данной системы становится качественное изменение его индивидуальных особенностей.
Активная самостоятельность ученика в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика. Таким образом, адаптивная система обучения направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования.
Еще одной особенностью адаптивной системы является организация процесса обучения, в котором важная роль отводится групповой работе. На уроке происходит взаимодействие учащихся, в течение которого они занимаются изучением нового материала, применением и закреплением изученного при практически постоянном взаимоконтроле и самоконтроле. Учащиеся должны приспособиться к своему партнеру по группе, легко выходить из конфликтных ситуаций, адекватно принимать критику, вести дискуссию и грамотно критиковать. В результате происходят диалоги по желанию учащихся без вмешательства педагога. Такая работа осуществляется регулярно, в ходе нее учащиеся получают и совершенствуют опыт дальнейшей подобной деятельности, при этом в качестве дополнительно эффекта часто происходит активизация деятельности учеников в организации жизни класса и в школьном самоуправлении.
Наиболее подробно организацию работы в группах в условиях реализации адаптивной системы обучения (АСО) рассматривает А.С. Границкая [3]. По ее мнению, целью данной технологии является обучение приемам самостоятельной работы и самоконтролю. Нужно совершенствовать и развивать умения ученика для самостоятельной работы, добывать самому знания, т.е. необходимо приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учеников.
Учащиеся основное время урока работают самостоятельно, а учитель работает с отдельными учениками и в это же время наблюдает за работой всех учеников. В конце их деятельности преподаватель обходит учеников и оценивает их достижения. Хорошие результаты оцениваются вслух с целью формирования у них веры в свои силы. Для максимального использования на уроке времени для устной работы организуется работа в микрогруппах, которые бывают следующих видов: статические, динамические, вариационные.
Статическая микрогруппа представляет собой объединение по желанию двух учащихся, которые в дальнейшем поочередно меняются ролями «учитель-ученик». В групповом общении развивается мыслительная и речевая деятельность учеников, каждый может задавать вопросы и отвечать на вопросы, подсказывать, объяснять, оценивать, а также исправлять ошибки. Разновидностью групповой работы выступает работа в паре. В паре могут работать два сильных и два слабых ученика или слабый и сильный.
Динамические группы создаются в рамках микрогруппы, которую составляют более двух учеников. Данной группе дается одно общее задание, которое состоит из нескольких частей – для каждого ученика. После выполнения своего задания школьник обсуждает задание с каждым партнером по группе.
Каждый член вариационной группы получает свое задание, выполняет анализ результатов вместе с учителем. Ученик может проводить взаимообучение и взаимоконтроль по данному вопросу. Организация обучения в данной группе создает комфортную обстановку, которая способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
В условиях микрогруппы ученики обладают большей возможностью для реализации своих сил, проявления находчивости, инициативы и утверждения себя. При такой организации учитываются желания учеников, а учитель не только готовит задания, но и сам активно принимает участие в работе групп в качестве консультанта, участника и помощника.
Как считает А.С. Границкая, одной из лучших форм работы в группах является разработка творческих дискуссий. Здесь происходит обсуждение вопросов, а также высказывают и критикуют выступление товарищей.
В заключение отметим, что отнесение АСО к числу наиболее эффективных технологий на сегодняшний день обучения основывается на её огромном потенциале обеспечения полной занятости и активности учащихся, индивидуализации учебного процесса в рамках одного урока и единого ученического коллектива.
Итак, адаптивная система обучения активизирует деятельность учеников, обеспечивает оптимальную адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся, повышает мотивацию учения, а также дает возможность постоянно осуществлять эффективный контроль.
Литература
1. Адаптация: понятие и структура [Текст] // Дополнительное образование. – 2003. – № 5. – С. 13-16.
2. Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения [Текст] // Наука и школа. – 2001. – № 2. – С. 12-15.
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе : кн. для учителя [Текст]. – М.: Просвещение,1991. – 175 с.
4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 216 с.
5. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
Научно-
образовательный
портал IQ
Картотека: адаптивное обучение
Многие эксперты считают, что самым эффективным является персонализированное образование. Организация, содержание и формат занятий в этом случае подстраивается под учащегося, с учётом его возможностей и запросов. В итоге это позволяет извлечь из учёбы больше пользы. Такое адаптивное обучение — с подачи педагогов, психологов и кибернетиков — появилось в практике преподавания больше полувека назад. Сегодня в нём активно участвует искусственный интеллект, а интернете можно найти десятки реализующих его платформ. Тем не менее, подобные технологии пока не стали массовыми. Как выглядит адаптивное обучение, и что оно даёт детям и взрослым, рассказали в научной статье сотрудники Центра вычислительных наук об образовании НИУ ВШЭ. С её основными положениями и выводами вы можете ознакомиться в наших карточках.
Что такое адаптивное обучение?
Это индивидуальная настройка образования, при котором обучение гибко и оперативно приспосабливается к учащемуся — его подготовке, интересам, темпу и особенностям усвоения информации. Содержание и формат занятий выстраиваются под конкретного школьника, студента или даже взрослого человека. Либо учащийся получает рекомендации по учебным материалам, актуальным именно для него.
Иными словами, точка отсчета при таком обучении — студент, а не абстрактная программа, которую нужно освоить по образовательным стандартам. При таком адресном подходе учащиеся больше вовлечены в занятия и мотивированы, лучше планируют свою образовательную траекторию и добиваются более высоких результатов.
Обучение сегодня обычно проходит на электронных платформах. Форматы учебных материалов крайне разнообразны, как и задания: от вполне привычных тестов до онлайн-викторин, квизов, игр и прочего.
Какие данные о студенте нужны для правильной «настройки» обучения?
Важно всё — от психологического склада и способностей до предшествующего опыта обучения. Если подробнее, то среди таких параметров, например, базовые знания по предмету, сведения об успеваемости, темах и тестах, которые студент уже прошёл. Значимы когнитивные стили (стили мышления) учащихся — устойчивые способы познавательной деятельности (конкретность или абстрактность, сглаживание или заострение деталей запоминаемой информации и т.д.). Не менее значимы интересы и предпочтения, поведение, гендер и возраст учащегося, а также привычные для студентов стили обучения.
Стили обучения? Впервые слышу, что это?
Есть разные классификации. Например, среди стилей обучения выделяют визуальный, вербальный, сенситивный, интуитивный, последовательный, глобальный и пр. Студенты с визуальным стилем обучения лучше всего запоминают то, что видят (изображения, фотографии, диаграммы и пр.). Тогда как ученики с вербальным стилем предпочитают тексты, будь то описания или объяснения.
Люди с сенситивным стилем обучения хорошо запоминают факты и решают проблемы общепринятыми методами. «Интуитивисты», наоборот, предпочитают новаторские идеи. Студенты с последовательным стилем обучения склонны к пошаговым решениям, а с глобальным стилем — быстрее находят ответ, когда понимают общую картину. Они готовы идти в учёбе семимильными шагами.
Вся эта информация используется системами искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать поведение студента и адаптировать обучение к его индивидуальным возможностям, выстраивать эффективный и комфортный образовательный процесс.
То есть адаптивное обучение — и технология, и процесс одновременно?
Да. Если говорить о технологии, то её задача — создание автоматизированного интерактивного контента. Если подразумевается процесс, то он динамически корректирует способы представления учёбного контента студентам — на основе их ответов на встроенные задания и/или с учётом их предпочтений. Например, учащийся привык использовать визуальный канал восприятия, тогда ему дают схемы, картинки, видео. Аудиалам предлагают больше звуковых файлов и пр.
Какие компьютерные технологии применяют при разработке адаптивных систем?
В основе моделей адаптивного обучения лежат различные методы анализа данных и искусственного интеллекта (ИИ). Часто используется, например, метод машинного обучения (Machine learning, ML). Его основная характеристика — не прямое решение задачи, а обучение в ходе применения решений множества сходных задач.
Алгоритмы машинного обучения позволяют анализировать учебный контент, предлагать оптимальный формат материалов и уровень их сложности. С помощью ML анализируются знания студента (выполнение заданий и тестов), ритм его работы (время, потраченное на обучение и тренировку).
Но потребности учащихся могут анализироваться и другими способами. Так, генетический алгоритм позволяет подобрать оптимальную учебную цель для студента на основе его поисковых запросов и поведения в социальных сетях Facebook, Twitter и пр.
Используется ли для адаптивного обучения психометрика?
Да, психометрические модели применяются — например, из теории тестирования (Item Response Theory). Самая известная — модель Раша. Её суть в том, что вероятность правильного ответа на задание увеличивается с ростом подготовленности студента. Обычно в адаптивном обучении подходы теории тестирования используются, чтобы выбрать подходящий по уровню элемент контента для конкретного студента.
А может персонализированное обучение стать массовым?
Платформы реализуют адаптивность через:
Одной из первых адаптивных платформ была Lexia Learning, основанная в середине 1980-х. С помощью персонализированного обучения она помогала детям с дислексией добиться успехов в чтении.
Но тем не менее сферы применения адаптивного обучения не расширяются, почему?
Это дорогая и трудозатратная технология. Её внедрение в образование требует серьёзных ресурсов. Нужно, например, разработать много контента разной сложности. К тому же адаптивное обучение сильно отличается от традиционных педагогических методов. Оно требует смены всей образовательной парадигмы. Так, при переходе на индивидуальные траектории для студентов в учебных заведениях должны быть соответствующие учебные программы, регламенты, организация обучения, а у педагогов — новые навыки преподавания. Адаптивное обучение пока прижилось, в основном, в технических и математических дисциплинах (сфере STEM). А в гуманитарных его использование всё ещё ограничено. Но современное образование очень ждёт момента, когда адаптация к потребностям студентов станет нормой.
Хм, неужели педагогика пришла к идее ориентации на учащегося только в ХХ веке?
Первые идеи индивидуального подхода к каждому ученику встречались еще в I в. до н. э. Но они были четко сформулированы лишь в XVII веке, когда чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) начал закладывать основы адаптивного обучения. Его аргументы были просты: дети различаются по темпам развития. Что одному под силу, то другому — рано изучать. Поэтому процесс обучения надо строить с учетом индивидуальных особенностей учеников.
В ХХ веке о персонализации обучения заговорили во весь голос. Понятие «адаптивное обучение» ввёл английский психолог и кибернетик Эндрю Гордон Спиди Паск (1928—1996) в 1960-х. В середине XX века были разработаны и алгоритмы программированного обучения. Так, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990) предложил теорию программированного обучения и наряду с Паском стал основоположником западной школы адаптивного обучения. Скиннер также разработал специальные обучающие машины для самостоятельного обучения через пошаговое усвоение материала.
И как выглядела такая машина?
Это устройство состояло из картонных карточек с напечатанными математическими задачами и подвижного рычага, с помощью которого данные о результатах выполнения задания выводились в прозрачном окошке. Если ответ был верным, рычаг двигался, и появлялась следующая задача. В случае ошибки рычаг оставался на месте, и студенту нужно было вновь попытаться решить задание. Таким образом, правильное выполнение заданий создавало стимул — побуждало студента двигаться дальше, а верные ответы выступали подкреплением — Скиннер был одним из видных представителей необихевиоризма (исследований поведения животных и человека).
Обучающие машины позволяли организовать индивидуальное обучение. Правда, у них был недостаток: они не учитывали предыдущие знания студентов и их индивидуальные различия.
А какие ещё были устройства для адаптивного обучения?
Эндрю Гордон Спиди Паск создал алгоритм адаптивного обучения, в котором задания различались по уровню трудности для разных студентов. Задачи постепенно усложнялись до тех пор, пока студент не допускал ошибку. После этого алгоритм выдавал задание полегче, а у студента была возможность потренироваться. Дальше уровень сложности вновь начинал расти.
Кстати, именно изобретение Паска — прибор SAKI (Self-adaptive Keyboard Instructor, 1956 год) — стало первой системой адаптивного обучения, запущенной в коммерческое производство. SAKI не только оценивала правильность выполнения задания, но также измеряла параметры ответа студента, такие как, например, время, затраченное на ответ. Это помогало скорректировать следующее задание.
В СССР тоже существовали аналогичные разработки?
И даже во многом превосходившие зарубежные! Среди пионеров движения, например, Лев Ланда (1927—1999), который ввёл в психологию понятие алгоритма умственных действий и показал, как концепция алгоритмизации может применяться в обучении, например, для решения задач.
Другой исследователь, Пётр Гальперин (1902—1988), предложил теорию поэтапного формирования умственных действий. Умственную деятельность он разложил на несколько этапов: мотивационная основа, объяснение преподавателя, выполнение студентами действия, рефлексия (проговаривание действия про себя, решение в уме).
Идеи Гальперина подхватила психолог и педагог Нина Талызина (1923-2018). Она писала об измеряемой цели обучения, материале, осваиваемом пошагово, с самопроверкой по итогам каждого этапа. В процессе обучения предполагалось участие обучающей машины.
В целом зарубежная школа рассматривала адаптивное обучение с позиции бихевиоризма (изучения поведения), а отечественная в рамках поэтапного формирования умственных действий, в ходе которого внешние операции с учебным материалом и их обсуждение интериоризировались — переходили во внутренний план психики, где и становились в полном смысле мыслительными. Была важна идея управления умственными процессами, выделения рациональных приёмов мышления.
Когда впервые доказали высокую эффективность адаптивного обучения?
В 1984 году американский психолог Бенджамин Блум (1913–1999) опубликовал исследование с описанием эксперимента, в котором студентов разделили на три группы. Студенты, обучавшиеся индивидуально или в малых группах по два-три человека, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто проходил обучение в большом коллективе в учебной аудитории.
А какие ещё прорывы произошли в адаптивном обучении?
В начале 1990-х годов появились адаптивные гипермедиа-системы. Это подход к созданию информационных систем, состоящих из различных медиа (тексты, аудиоданные, видеоряд и пр.), объединённых ассоциативными связями.
Одним из первых их разработчиков стал Пётр Брусиловский. Вместе с коллегами он создал гипермедиа-системы, цель которых — организация адаптивной навигационной поддержки пользователей по веб-странице. Происходит это так: адаптивные гипермедиа-системы создают модель целей, предпочтений и знаний каждого пользователя и используют её в процессе взаимодействия с ним, чтобы адаптироваться к его потребностям. Например, студенту в адаптивной образовательной гипермедиа-системе будет предоставлена презентация, специально адаптированная к его знанию предмета, и предложен набор наиболее релевантных ссылок для информации.
Можете назвать самые перспективные векторы будущего развития адаптивного обучения?
В связи с активным развитием технологий и новых вычислительных методов анализа данных самые многообещающие направления — это:
разработка аналитических систем, которые обеспечивают обратную связь для студентов и преподавателей прямо в момент обучения;
использование новых методов оценки учащихся, опирающихся на поведение студента в учебной среде;
перенос технологий из других сфер деятельности — например, разработка и внедрение учебных рекомендательных чат-ботов.
И каково в итоге идеальное адаптивное обучение?
Любая адаптивная система в будущем должна быть экономически выгодной для разработки и поддержки. Ей необходимы возможности масштабирования для поддержки сотен тысяч пользователей одновременно.
Характеристики студентов и уровень их знаний должны оцениваться точнее, чтобы и рекомендации для учащихся были оптимальными. Нужны прозрачные, открытые модели обучения, дабы побудить студентов взять на себя больший контроль и ответственность за свое образование.