adhd brain что это
Дети с ADHD в США
Если в России синдром дефицита внимания большинством учёных считается вариантом незрелости головного мозга и успешно поддаётся психологической коррекции, то в США СДВ считается болезнью и лечится медикаментозно. Диагноз ставит только врач-психиатр и обычно назначает психостимуляторы типа риталин, страттера и другие. По данным Американской Психиатрической Ассоциации (APA) от 3 до 5% детей школьного возраста в США (это 3,5 млн. детей) страдает так называемым ADHD (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder) синдромом.
Синонимы: «минимальная мозговая дисфункция» (Minimal Brain Dysfunction) или «минимальное повреждение мозга» (Minimal Brain Damage) или «гиперкинез» (Hyperkinesis) или «гиперкинетическая реакция детства» (The Hyperkinetic Reaction of Childhood).
Основные признаки ADHD синдрома:
При возникновении ADHD синдрома ребенок сталкивается со следующими проблемами:
Все эти факторы порождают разнообразные неврологические, психические и эмоциональные проблемы у такого ребенка, во многом определяя его поведение в семье и в обществе.
Формальный диагноз ADHD синдрома ставится по следующим признакам:
Диагностические критерии выявления ADHD синдрома
Критерий А — (1) или (2):
Наличие шесть (или более) симптомов гиперактивности и импульсивности, которые существуют, по крайней мере, в течение 6 месяцев, вызывающих дезадаптацию к окружающей среде и нарушение последовательного развития ребенка:
Критерий B: Некоторые из перечисленных ADHD симптомов должны появиться до 7-летнего возраста;
Критерий С: Некоторые из этих симптомов должны регистрироваться в не менее чем в двух местах, где находится ребенок:
Критерий D: Должно быть четкое доказательство фактов нарушений поведения ребенка в социальной, образовательной и/или внешкольной деятельности;
Критерий E: перечисленные признаки не должны быть симптомами каких-либо неврологических и психических заболеваний, поскольку около 50% детей с ADHD синдромом в США проходит под «маской» психической патологии.
Диагностика ADHD синдрома.
Она строится порой на субъективных принципах тестирования больного. Согласно The Diagnostic Statistical Manual (1997), разработано 6 пунктов (ступеней) в диагностике ADHD синдрома:
Перечисленными признаками, естественно, не ограничивается постановка диагноза ADHD синдрома. Другие специалисты-медики, такие как психиатры, педиатры, а также невропатологи должны участвовать в уточнении данного диагноза. Посильную помощь в постановке диагноза могут объективно оказать родители, учителя, психологи и другие специалисты, имеющие опыт работы с детьми.
Результаты американских исследователей показывают, что приблизительно у 30% всех детей имеются признаки нарушения внимание и гиперактивность. При этом ADHD синдромом у 30 — 70% детей трансформируется в аналогичную патологию при их взрослении. ADHD «пересекает» все социо-экономические, культурные и расовые границы.
Причинные факторы возникновения ADHD синдрома весьма разнообразны. Дискутируются нейробиологическая, генетическая, нутритивная теории, обсуждаются роль факторов окружающей среды, нейро-эндокринных нарушений в происхождении этой патологии.
Таким образом, как считают американские ученые, проблема ADHD синдрома у детей является глобальной проблемой современности, поскольку касается всех наций, всех народностей нашей планеты.
Какие же способы лечения ADHD синдрома у детей предлагает нам зарубежные ученые-медики? Как признают все исследователи (и это неоспоримо), лечение должно быть комплексным. В списке методов лечения на первом месте стоит медикаментозная терапия. За ней следуют (по порядку) психотерапевтическая коррекция поведения, нутритивная и диетотерапия, EEG Biofeedback терапия, фитотерапия, гомеопатия и др. хорошо зарекомендовавшие себя способы лечения.
В связи с приоритетностью методов терапии необходимо особо остановиться на медикаментозных способах коррекции ADHD синдрома у детей.
Имеется несколько уровней медикаментозной терапевтической помощи детям с ADHD синдромом.
Не выдерживает критику применение вместо препарата Ritalin для лечения ADHD синдрома наркотических психостимуляторов — амфетаминов. В этом списке:
Помимо того, что каждый из синтетических психостимуляторов обладает наркотическим эффектом, известно, что при их отмене после длительного применения возникает типичный абстинентный синдром, который трудно поддается коррекции известными фармакологическими препаратами. Кроме того, синтетические психостимуляторы обладают выраженными побочными эффектами, отрицательно воздействуя практически на все органы и системы человека; особенно чувствительны к ним ткани растущего организма, т.е. детей. Основные из них: нарушение роста и развития ребенка, различные психические расстройства (изменения поведенческих реакций, раздражительность, головокружение, нарушение сна, эйфория, дискинезия, дисфория, тремор конечностей, периодические головные боли), нарушения функции желудочно-кишечного тракта (неустойчивость стула, тошнота, потеря аппетита), аллергические высыпания, а также эндокринопатии (крайняя степень таких нарушений — импотенция). Врачи в то же время предупреждают, что применение амфетаминов чревато их злоупотреблением, однако продолжают назначать эти «легализированные» наркотики. Более того, амфетамины не совместимы со многими применяемыми для тех же целей лекарственными препаратами: трициклическими антидепрессантами, ингибиторами моноаминоксидазы, антигипертензивными и антигистаминными препаратами, нейролептиками, транквилизаторами, седативно-снотворными средствами, поскольку амфетамины либо усиливают, либо угнетают фармакологические эффекты названных препаратов, создавая абсолютную неуправляемость терапевтической ситуацией при лечении ADHD синдрома.
Второй уровень терапии при ADHD — это применение антидепрессантов. Причем их используют лишь в тех случаях, когда применение психостимуляторов (вспомним же список их) оказалось (!) не эффективным. Получается интересная и, на мой взгляд, очень странная картина. Вначале врач приписывает перечисленные нами психостимуляторы с их выраженным наркотическим и другими побочными эффектами. После того, как врач «перепробовал» все эти «терапевтические» средства и неминуемо «подсадил» такого маленького пациента, он продолжает лечить ребенка лекарственными препаратами, применяемыми для лечения абстинентного синдрома при наркомании (странно все это!).
Вот список применяемых антидепрессантов для лечения ADHD синдрома у детей:
Побочные эффекты антидепрессантов хорошо известны нашим врачам, поэтому у меня нет смысла их описывать. О них можно узнать в многочисленных фармакологических справочниках, издаваемых у нас в России. Хочется только отметить, что длительное применение антидепрессантов любой фармакологической группы вызывает психотропный эффект «привыкания», а после их отмены развивается стойкий абстинентный синдром, который требует своевременной и эффективной коррекции другими лекарственными препаратами. Создается своеобразный «порочный фармакологический круг», и как выйти из него — неизвестно (по крайней мере я не знаю).
Побочные эффекты, возникающие при применении антидепрессантов у детей с ADHD синдромом следующие: нарушение сна (ведь надо же бороться с инсомнией у таких детей!), периодические головные боли, гиперактивность (вот это да!), различные аллергические реакции на коже и т.д.
Несколько автономно в перечне препаратов для лечения ADHD синдрома стоит Clonidine (син. «Клофелин»). Кстати, этот препарат широко используют для лечения острого абстинентного синдрома при опийной наркомании и алкоголизма. Длительное его применение не рекомендуют, поскольку он обладает выраженным гипотензивным эффектом, а при неустойчивом сосудистом тонусе (что нередко наблюдается у детей) использование клофелина без тщательно подобранных доз и мониторинга может вызвать выраженные сосудистые реакции вплоть до коллапса.
Клофелин для лечения ADHD синдрома называют «альтернативным» к психостимуляторам препаратом (??). В то же время авторы отмечают, что применение клофелина в сочетании с синтетическими психостимуляторами (в частности с препаратом Rutalin) может даже привести к внезапной смерти (!) детей. Другие побочные эффекты этого препарата: депрессия дыхательного центра и апноэ при передозировке; синусовая брадикардия, миоз, гипотермия.
Описываются и другие медикаментозные препараты, применяемые для лечения ADHD синдрома у детей.
При этом все эти препараты, как правило, используются в сочетании с психостимуляторами, обладающими вышеуказанными побочными эффектами. Большинство из этих лекарств сами по себе обладают токсическими эффектами, преимущественно воздействуя на функции развивающегося головного мозга, печень, почки и эндокринные органы.
Отсюда возникает все возрастающая озабоченность зарубежных ученых такими результатами медикаментозного лечения ADHD синдрома, что стимулирует поиск безопасных для организма способов коррекции этой патологии головного мозга у детей. При этом описываются различные способы немедикаментозной коррекции ADHD (перечень методов см. выше). Однако авторы постоянно подчеркивают, что наиболее эффективными методами лечения были бы медикаментозные препараты, но лишь те, которые не обладают видимыми побочными эффектами на развивающийся головной мозг.
Один из таких препаратов создан Казанскими химиками. Он отвечает всем требованиям эффективности и в то же время безопасности применения. Впервые упоминается в зарубежной научной информации (http://www.healing-arts.org) как возможное лекарственное средство для лечения ADHD синдрома.
Это лекарственное вещество называется Димефосфон. Данный препарат обладает уникальными свойствами корригировать нарушенное кровообращение и метаболизм головного мозга при мозговых сосудистых расстройствах. Димефосфон утвержден Фармакологическим комитетом МЗ РФ и внедрен в широкую клиническую практику. Проф. В. Г. Малышев стоял у истоков экспериментального, а затем клинического изучения этого препарата как вазоактивного нейротропного средства. Им была защищена докторская диссертация (в 1991 г), где описываются корригирующие свойства Димефосфона при экспериментальной ишемии вертебро-базилярного бассейна, вызванной дозированной травмой позвоночных артерий. Автором эти эффекты были установлены еще тогда, когда Димефосфон не был утвержден Фармкомитетом МЗ РФ как лекарственный препарат по этим показаниям и поэтому публикации об обнаруженных вазо- и нейротропных эффектах в открытой печати были запрещены (по патентным соображениям). Часть материала, касающегося нейротропных эффектов Димефосфона так и не опубликована, однако эти экспериментальные данные послужили основой для дальнейших разработок. Так, в настоящее время разработан способ активации димефосфона (ноу хау). При этом не изменяется химическая формула препарата и в то же время появляются (или в несколько раз усиливаются?!) свойства его положительно влиять на эндогенную опиоидную систему головного мозга. Этот факт экспериментально подтвержден методом двойного слепого опыта, а в качестве контрольного препарата был использован Димефосфон, который предварительно не активизировался. В настоящее время активизированный Димефосфон (АД) применяется в сочетании с двумя другими препаратами (ноу хау), которые потенциируют психотропные эффекты АД. Эти два препарата также разрешены Фармкомитетом МЗ РФ, и не могут быть препятствием для применения их в комплексе с АД. Более того, все эти три лекарственных препарата при их совместном применении не оказывают видимых побочных эффектов, как на головной мозг, так и на другие органы и системы организма. Исследования показали, что сочетанное применение этих препаратов способствует нормализации психоэмоциональной сферы человека при ее нарушении. Так, в условиях развития абстинентного синдрома при героиновой наркомании уже в первые сутки лечения наблюдается исчезновение бессонницы, депрессии, дисфории, улучшается аппетит. При этом у больных возникает эмоциональный комфорт, улучшается память, исчезает общая слабость. В ходе лечения признаки раздражительности постепенно сглаживаются и полностью исчезают в течение последующих 2-3 месяцев курсового применения препаратов.
Эти лекарственные препараты сформировали «ядро» медикаментозной части программы «CIKLAMEN»R, которая может быть с успехом использована для коррекции ADHD синдрома у детей. Такие клинические наблюдения уже имеются.
Принцип безопасности, надежности и эффективности будет неуклонно соблюдаться при дальнейшем совершенствовании этой Программы, где наряду с медикаментозными препаратами планируется использовать и немедикаментозные средства в их «патогенетическом единстве» корригирующего воздействия на головной мозг детей, имеющих ADHD синдром.
The ADHD vs. Non-ADHD Brain
Aron Janssen, MD is board certified in child, adolescent, and adult psychiatry and is the vice chair of child and adolescent psychiatry Northwestern University.
MoMo Productions / DigitalVision / Getty Images
Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a neurodevelopmental disorder. This means there are deficits in the ADHD brain that affect a child’s development. ADHD does not influence intelligence. It does, however, affect a person’s ability to regulate attention and emotions, and it results in hyperactivity and impulsivity as well as organization problems.
Differences in the ADHD Brain
ADHD is a condition that comes under a lot of scrutiny. Naysayers question if it is real or say it is caused by lack of motivation, willpower, or bad parenting—none of which is true. However, if you or your child has ADHD, you can feel vulnerable to these comments.
Knowing that there are biological differences in the ADHD brain—compared to the brain of a person who does not have ADHD—feels validating. The difference can be divided into three areas: structure, function, and chemistry.
Watch Now: Strategies for Living Well With ADHD
Brain Structure
For many years, research showed there were clear structural differences in the ADHD brain. The largest review ever of ADHD patient brain scans was carried out at Radboud University Nijmegen Medical Centre and published in 2018.
Researchers reported that people with ADHD had smaller brain volume in five subcortical areas, and their total brain size was smaller, too. These differences were greater in children and less in adults.
Parts of the ADHD brain mature at a slower pace (approximately one to three years) and never reach the maturity of a person who does not have ADHD.
Another interesting finding was that the amygdala and hippocampus are smaller in the brains of people with ADHD. These areas are responsible for emotional processing and impulsivity and had previously not been definitively connected to ADHD.
Brain Function
There are several types of brain imaging techniques that allow researchers to study how the ADHD brain operates and functions. These include:
There are alterations in blood flow to various areas of the brains in people with ADHD compared to people who do not have ADHD, including decreased blood flow to certain prefrontal areas. Decreased blood flow indicates decreased brain activity.
The prefrontal area of the brain houses the executive functions and they are responsible for many tasks including planning, organizing, paying attention, remembering, and emotional reactions.
Evidence also suggests that ADHD may be related to dysfunctional brain connectivity. Research using resting-state MRIs suggests that individuals with ADHD may have increased functional connectivity in certain regions of the brain.
One study published in 2010 found that children with ADHD do not have the same connections between the frontal cortex of the brain and the visual processing area. This suggests that the ADHD brain processes information differently than a non-ADHD brain.
Brain Chemistry
The brain is a busy communication network where messages are relayed from one neuron (brain cell) to the next. There is a gap between neurons, which is called a synapse. In order for the message to be passed along, the synapse needs to be filled with a neurotransmitter. Neurotransmitters are chemical messengers, and each one is responsible for different functions.
The key neurotransmitters for ADHD are dopamine and noradrenaline. In the ADHD brain, there is dysregulation of the dopamine system. For example, there is either too little dopamine, not enough receptors for it, or the dopamine is not being used efficiently.
Stimulant medications help ADHD because they encourage more dopamine to be produced or keep dopamine in the synapses longer.
Diagnosis
Brain scans cannot be used to diagnose ADHD. There is no objective test to diagnose ADHD. The diagnosis of ADHD requires a full evaluation by a qualified doctor, psychologist, or psychiatrist. Diagnosis includes:
With that information, the clinician can determine if the diagnostic guideline for ADHD set by the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM) is met.
While PET and fMRI scans can be useful for research, they really only give an insight into how the brain is functioning at the moment the test was performed. Brain scans do not take into account how the brain operates in different situations, in the way a clinical test can during a detailed interview.
In addition, the scan data that has been studied is generally based on group averages, and may not apply to any particular individual. The results have not been normed, which is when large quantities of data are gathered and compared.
Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD)
In this Article
What Is ADHD?
Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a brain disorder that affects how you pay attention, sit still, and control your behavior. It happens in children and teens and can continue into adulthood.
ADHD is the most commonly diagnosed mental disorder in children. Boys are more likely to have it than girls. It’s usually spotted during the early school years, when a child begins to have problems paying attention.
ADHD can’t be prevented or cured. But spotting it early, plus having a good treatment and education plan, can help a child or adult with ADHD manage their symptoms.
ADHD Symptoms
Symptoms in children
Symptoms are grouped into three types:
Inattentive. A child with ADHD:
Hyperactive-impulsive. A child with ADHD:
Combined. This involves signs of both other types.
Symptoms in adults
Symptoms of ADHD may change as a person gets older. They include:
ADHD vs. ADD
Attention deficit disorder (ADD) is the old name for ADHD. It was officially changed in the 1990s. Some people still use both names to talk about this one condition.
ADHD Causes
Experts aren’t sure what causes ADHD. Several things may lead to it, including:
Sugar doesn’t cause ADHD. ADHD also isn’t caused by too much TV, a stressful home life, poor schools, or food allergies.
ADHD Diagnosis and Testing
It can be hard to diagnose ADHD, especially in children. No one test will spot it. Doctors diagnose ADHD in children and teens after discussing symptoms at length with the child, parents, and teachers, and then observing the child’s behaviors.
Doctors use the American Psychiatric Association’s guidelines, which are based on how many symptoms a person has and how long they’ve had them. They’ll also rule out other things that may be causing the symptoms, such as health conditions or problems in daily life.
To confirm a diagnosis of ADHD or learning differences, a child may take a battery of tests to check their neurological and psychological status. The tests should be given by a pediatrician or mental health provider with experience in diagnosing and treating ADHD. Your primary care doctor might refer you to a specialist such as a psychiatrist, psychologist, or psychotherapist. The tests may include:
ADHD Treatment
There are several approaches to treating ADHD. But research suggests that for many children, the best way to manage symptoms is a multimodal approach. This involves multiple methods of treatment that work together. Many symptoms of ADHD can be managed with medication and therapy. Close cooperation among therapists, doctors, teachers, and parents is very important.
Medication. Although there is controversy about their possible overuse, stimulants are the most commonly prescribed medications for treating ADHD. They can help control hyperactive and impulsive behavior and improve attention span. They act on the brain chemicals, like dopamine, that can make impulsive behavior worse.
Stimulant medications don’t work for everyone with ADHD. People older than 6 may take nonstimulant medications such as:
In some cases, doctors may prescribe antidepressants, such as drugs called SSRIs, bupropion (Wellbutrin), or venlafaxine (Effexor).
Side effects of ADHD medicines can include:
Most side effects are minor and improve with time. In some cases, doctors may lower a dosage to ease side effects.
In rare cases, stimulants can have more serious side effects. For instance, some are linked to a higher risk of heart problems and death in children with heart disease. They may also make psychiatric conditions like depression or anxiety worse, or cause a psychotic reaction.
Before your child starts an ADHD medicine, talk to your doctor about the risks and benefits. Remember that it can take some trial and error to find the right medicine and dose.
Therapy. These treatments focus on changing behavior.
Medical device. The FDA has approved the Monarch external Trigeminal Nerve Stimulation (eTNS) System for children 7 to 12 who aren’t taking ADHD medications. It’s about the size of a cellphone and is attached to electrodes on a patch that you put on a child’s forehead. It sends low-level impulses to the part of their brain that’s thought to cause ADHD. The device is usually worn at night.
Support groups of people with similar problems and needs can help you learn more about ADHD and how to manage your symptoms. These groups are helpful for adults with ADHD or parents of children with ADHD.
Education and ADHD. Educating parents about the disorder and its management is another important part of ADHD treatment. This may include learning parenting skills to help a child manage their behavior. In some cases, the child’s entire family may be involved.
Natural remedies
Dietary supplements with omega-3s have shown some benefit for people who have ADHD.
A few lifestyle changes can also help you or your child manage symptoms:
It’s common to get frustrated when you’re raising a child with ADHD. You’ll feel more in control if you take an active part in your child’s treatment. It may help for you to:
ADHD Outlook
Without treatment, ADHD can make it hard to deal with the challenges of everyday life. Children may have trouble learning or developing social skills. Adults could have problems with relationships and addiction. The disorder could also lead to mood swings, depression, low self-esteem, eating disorders, risk-taking, and conflicts with people around you.
But many people who have ADHD live happy, full lives. Treatment helps.
It’s important to keep track of your symptoms and see your doctor regularly. Sometimes, medication and treatments that were once effective stop working. You may need to change your treatment plan. Some people’s symptoms get better in early adulthood, and some are able to stop treatment.
Sources
American Academy of Family Physicians: «ADHD: What Parents Should Know.»
Attention Deficit Disorder Resources: «Behavioral Treatment for ADHD.»
CHADD: «Children and Adults with Attention Deficit Hyperactivity Disorder.»
National Resource Center on ADHD: «Symptoms and Diagnostic Criteria,» «Treatment Overview.»
National Institute of Mental Health: «Attention Deficit/Hyperactivity Disorder,» «What is attention deficit hyperactivity disorder?» «Questions Raised about Stimulants and Sudden Death.»
FDA: “FDA permits marketing of first brain wave test to help assess children and teens for ADHD,” «Risks for ADHD Drugs Outlined in Patient Guides.»
CDC: “What is ADHD?” “Symptoms and Diagnosis of ADHD.”
National Alliance on Mental Illness: “Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).”
Attention Deficit Disorder Association: “ADHD: The Facts.”
American Psychiatric Association: “What Is ADHD?”
Johns Hopkins Medicine: «Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) in Children.»
Journal of Attention Disorders: “A Physical Activity Program Improves Behavior and Cognitive Functions in Children With ADHD: An Exploratory Study.”
HEARD Alliance: «Inattention and Impulsivity.»
Journal of Pediatric Neuroscience: “Management of attention-deficit hyperactivity disorder.”
Child Mind Institute: “Behavioral Treatments for Kids with ADHD.”
HelpGuide.org: “ADD/ADHD Parenting Tips,” «ADD & ADHD Medications.»
Neuroscience for Kids: «ADHD Gets Some Attention.»
U.S. Department of Education: «Identifying and Treating Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Resource for School and Home.»
American Academy of Pediatrics: «National Institute of Mental Health Multimodal Treatment Study of ADHD Follow-Up: Changes in Effectiveness and Growth After the End of Treatment.»
Heart Rhythm Society.
American Academy of Pediatrics.
Medscape: «Once-Daily Guanfacine Approved to Treat ADHD.»
Attention Deficit Disorder Resources: «Medication Management for Adults with ADHD.»