адлерианская школа психотерапии обучение
Индивидуальная психология Альфреда Адлера:
теория и практика психологического консультирования
Совершенно очевидно, что попытка оказать человеку психологическую помощь без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Поэтому в настоящее время в психологическом консультировании существует множество школ и концептуальных подходов. Один из них – индивидуальная психология Альфреда Адлера, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Этот подход базируется на философских принципах, лежащих в основе демократической культуры. Ее основные положения содержат идеи о том, что все люди равны, что все люди должны уважать друг друга, что каждый человек обладает свободой выбора, если это не наносит вреда другим.
Цели консультирования в данном подходе группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни, который так популярен сейчас. Здоровый образ жизни по Адлеру стимулирует прогрессивное развитие личности, дает человеку ощущение комфорта в отношениях с самим собой и близкими, позволяет ему достигать своих целей в трех значимых областях – работе, любви и дружбе.
Адлерианский подход помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту его проблемы, дает ощущение безопасности при столкновении с хаотичным и дезорганизованным внутренним миром некоторых людей. Идеи Адлера дают очень простое и логичное понимание «природы человека», что помогает специалисту достаточно легко ориентироваться в причинах проблем клиента и подбирать эффективные инструменты для работы с ними.
Данная программа позволит Вам с нуля обучиться адлерианскому подходу и начать профессионально консультировать.
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Было очень интересно! Сильный педагог, получила отличные инструменты!
Всё очень профессионально и качественно!
Качественно, полезно, объёмно! Полезные практические материалы.
Спасибо за практические знания и опыт. Хороший и продуктивный семинар.
Получила много позитива и новые инструменты. Супер профессиональный тренер-мастер.
Адлерианская психотерапия: практика
Адлерианская психотерапия представляет собой пример психотерапии, ориентированной на рост и развитие. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией.
К пониманию базисных предположений (стиля жизни) ведут две основные области исследования:
Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее.
Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.
Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человек и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии и требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным.
«Частная логика» (private logic) – это личные предположения индивидуума, которые обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, которые человек объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить вымышленные ценности стиля жизни.
Скрытые мотивы
Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть:
Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.
Направление изменения
Саморазрушительные и нереалистичные предположения
Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.
Они включают в себя:
Способ интерпретации
Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.
Некоторые интерпретации человек охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Другие интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, которые угрожают самооценке или чувству самоконтроля.
Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.
Отношение «терапевт—пациент»
Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента.
Перенос
Пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а также искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.
Адлерианцы считают перенос искусственным продуктом терапии и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.
Сопротивление
Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.
Четыре главные причины сопротивления:
Облегчение изменения
Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания.
Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.
Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни.
Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента).
Терапевтический процесс
Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию. Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста.
Адлерианская психология/психотерапия
ИСТОРИЯ АДЛЕРИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Адлер начал свою профессиональную деятельность в 1895 году как офтальмолог, и в начале 1900-тых годов он вошел в мир психиатрии. Он был заинтересован и заинтригован теориями Зигмунда Фрейда о человеческом поведении, и он смело защищал те концепции психоанализа, которые подвергались самой жесткой критике. В 1907 году благодарный Фрейд оценил эту преданность по достоинству и пригласил Адлера присоединиться к его ближнему кругу, а именно – стать членом Психологического общества по средам, которое считалось основоположником психоаналитического движения.
В конце концов пути Адлера и Фрейда разошлись из-за теоретических противоречий, и Адлер создал собственный терапевтический подход. Вскоре он основал и возглавил Школу индивидуальной психологии. Эта новая система особо подчеркивала важность рассмотрения человека как единой, целостной системы. Теория Адлера стала основополагающей и фундаментальной идеей Сообщества свободной психологической мысли, которое вскоре стало издавать свой журнал «Вестник индивидуальной психологии».
АДЛЕРИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Адлер верил в то, что ощущение собственной неполноценности и неадекватности может стать следствием очередности рождения – особенно если этого человека постоянно обесценивали в ранние годы жизни, у него присутствовали какие-то физические ограничения, или ему недоставало социальной эмпатии и сопереживания со стороны других людей. Эта терапевтическая методика делает особый акцент на тех моделях поведения и системах убеждений, которые сформировались у человека в детстве.
Клинические специалисты, использующие эту форму терапии, убеждены в том, что все эти стратегии являются предвестником уровня само-осознания в будущем, и именно они отвечают за формирование манеры восприятия самого себя и других людей в последующие годы жизни – то есть наши модели поведения и мышления формируются на основании нашего детского опыта. Исследование привычных моделей поведения, характерных для ранних лет жизни, позволяет сформировать и развить рабочие стратегии создания персонального ощущения собственной ценности и значимости, и в итоге добиться благотворных изменений, способствующих исцелению.
4 СТАДИИ АДЛЕРИАНСКОЙ ТЕРАПИИ
Терапевт, специализирующийся на адлерианской терапии, помогает клиентам разобраться с мыслями, чувствами и эмоциями, непосредственно влияющими на их образ жизни, и осознать их истинное значение. Также он поощряет человека, проходящего терапию, на внесение изменений в свой образ жизни – так, чтобы он стал более позитивным и продуктивным. И в достижении этой цели клиенту помогут новые понимания и озарения, а также развитие полезных навыков и умений и закрепление благотворных моделей поведения. Клиента проводят через четыре стадии адлерианской терапии:
ПРОЯСНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И АДЛЕРИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Люди часто обращаются за терапией для того чтобы обрести более полное понимание своих собственных моделей поведения и своих реакций на различные жизненные обстоятельства. В адлерианской психологии используется процесс адлерианского прояснения ценностей, в ходе которого клиент может исследовать структуру собственной жизни, включая очередность рождения, социальный контекст и другие виды внешней динамики, в том числе влияние родителей. Понимание этой системы и ее влияния на формирование ощущения собственной ценности, принятие самого себя и закрепление определенных ожиданий позволяет человеку принять эмоции, непосредственно связанные с определенными событиями из детства. Этот процесс прояснения восприятия позволяет человеку, проходящему терапию, идентифицировать свои истинные ценности, присутствующие внутри него независимо от влияния других людей – и, возможно, он осознает их впервые в жизни. Адлерианское прояснение ценностей позволяет клиенту посмотреть на свои былые ценности с другой стороны, взглянуть на них по-новому – таким способом, который активизирует и поощряет позитивные изменения.
Прояснение ценностей представляет собой выявление того, что имеет значение лично для вас, и помогает выработать эффективную стратегию активных действий, основанных на этих ценностях. Для идентификации тех ценностей, которые послужат компасом, задающим эффективный и продуктивный курс дальнейшим действиям, используются различные упражнения. Людям, которые проникаются своими мыслями вплоть до полного сплавления с ними и склонны бороться с болезненными чувствами или избегать их, часто становится весьма непросто выбрать действия, основанные на их истинных ценностях и направленные на достижение определенной цели. После осознанного освобождения от этого стремления бороться человек замечает, что он совершенно естественным образом совершает действия, основанные на его личных, персональных ценностях, и эти действия приносят ему массу удовлетворения.
ВИДЫ АДЛЕРИАНСКОЙ ТЕРАПИИ
Адлерианская психотерапия включает индивидуальную работу, краткосрочную терапию, терапию для пар и семейную терапию. Все эти виды воздействия помогают людям избавиться от непродуктивных чувств и изменить направление концентрации, переключая внимание на корректировку того, что они воспринимают как свои ценности – так, чтобы эти изменения на уровне чувств и моделей поведения способствовали позитивному росту и развитию в будущем. В адлерианском подходе используется сократический диалог, вдохновляющий человека на развитие и закрепление нового, продуктивного и благотворного отношения к происходящему, которое поспособствует сохранению уверенности в себе и осознания собственной ценности и значимости. В итоге этот новый настрой совершенно естественным образом подталкивает человека к налаживанию сотрудничества и формированию сплоченности – то есть таких отношений, которые подразумевают истинную связанность. Основополагающей целью этого вида терапии является устранение деструктивных убеждений по поводу самого себя и разрушительных моделей поведения, причиняющих один только вред, с последующей их заменой новыми средствами и моделями, позволяющими клиенту стать более уверенным и расширить спектр своих социальных полномочий.
ОГРАНИЧЕНИЯ АДЛЕРИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Адлерианская терапия требует времени, и этот подход может оказаться не самым лучшим вариантом для людей, ищущих быстрого разрешения своих проблем и тревог или не имеющих возможности выделить много времени на прохождение терапии. К тому же этот подход по большей части представляет собой исследование событий из раннего детства, и, как таковой, он может и не подойти тем людям, которые не желают исследовать свою семейную историю и говорить о своем прошлом. Еще одним критическим недостатком этого вида терапии является потенциальное снижение его эффективности при работе с людьми, которые менее склонны к получению озарений и/или имеют определенные проблемы, влияющие на их способность нормально функционировать в повседневной жизни.
Несмотря на то, что результаты многих исследований подтверждают эффективность адлерианской терапии, ее дальнейшее изучение и проведение дополнительных тестов и исследований, скорее всего, предоставит куда более масштабные и клинически значимые данные о пользе и преимуществах этого подхода.
Адлерианская школа психотерапии обучение
Альфред Адлер, Венский врач-психиатр, в самом начале 1900-ых годов по приглашению З. Фрейда принимал участие в работе Венского психоаналитическго кружка возглавляемого З. Фрейдом. При этом А. Адлер никогда не был убежденным сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. Тем не менее в 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества.
В 1911 г. из-за непримиримых разногласий с Фрейдом Адлер сложил с себя полномочия президента и вместе с несколькими другими членами общества покинул его.
В то же время Адлер изложил свою теорию, которую назвал Индивидуальной психологией ( Die Individualpsychologie ), где, в отличие от Фрейда, акцентирует внимание на социальных факторах, влияющих на развитие и формирование личности человека, его поведении, потребностях в достижении, взаимодействии и самоутверждении.
В «Индивидуальной психологии» Адлер формулирует и вводит, теперь уже широко известные понятия: социальный интерес, стиль жизни, комплекс неполноценности, ранние детские воспоминания, прототип личности, чувство общности и др.
Адлер был очень заинтересован в психологическом и эмоциональном благополучии общества, и подчеркивал важность воспитания чувства социальной принадлежности в каждом человеке. Он настаивал, что социальный интерес, чувство принадлежности и вклад в благосостояние общества являются основными составляющими психического здоровья. Эти идеи нашли полное подтверждение во множестве научных исследований и часто называются «позитивной психологией». Таким образом Адлер стал основоположником прикладной психологии, содержащей ценнейшие психолого-педагогические наработки воспитания, терапевтического обучения, педагогической коррекция «трудных» детей, их успешной адаптации и функционирования в социальной среде.
Последователи Адлера применяют его идеи и принципы в своей работе. Это могут психологи, врачи, педагоги, воспитатели, спортивные тренеры, работники социальных служб, менеджеры по персоналу, бизнесмены, или представители любых других профессий. И, конечно, это родители, стремящиеся воспитать детей социально активными и здоровыми.
Адлер применял свои идеи в качестве врача-психиатра, но он также вышел из своего кабинета в школы Вены, где организовал более 20 учебных групп для учителей, родителей и детей, где обучал их решать свои проблемы вместе. Он часто выступал с лекциями, объясняя психологические концепции, которые могли бы помочь в повседневной жизни. Адлер написал более 300 книг и статей, делясь своими идеями с другими людьми, помогая людям жить и работать вместе.
Сегодня последователи Адлера работают в школах, клиниках, на предприятиях и сообществах. Они консультируют и поддерживают людей, которые нуждаются в поддержке и помощи. Они создают среду обучения, где дети преуспевают и развиваются, поскольку чувствуют свою принадлежность и знают, что их потребности и чувства встречают уважение и поддержку. Они пишут статьи и книги, читают лекции, проводят семинары и мастер-классы, которые помогают людям научиться жить вместе, учиться вместе и работать вместе в сотрудничестве и взаимном уважении.
Адлерианская психология (adlerian psychology)
А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто неправильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в действительности она обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им кружка, собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», к-рую Фрейд приветствовал как значительный вклад во фрейдистскую психологию. Хотя понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в более поздней теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд первоначально отверг эту идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории.
Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал редактором его журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для нек-рых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как нек-рые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое об-во и основали собственное Об-во свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была опубликована первая книга Адлера «Невротическая конституция».
Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и деятельность нового об-ва была приостановлена. После окончания войны оно возобновило работу под названием Об-во индивидуальной психологии и учредило свой печатный орган — «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fur Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы вплоть до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое время между Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения является Международная ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва существуют в США, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и Великобритании.
Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:
1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т. зр. обслуживания потребностей чел. как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения чел. с «минуса на плюс».
4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел. «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
7. А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках соц. среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. А. п. часто характеризуют как теорию поля.
8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел.
В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.
Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.
Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».
Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для нек-рых, на разводе.
Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц. интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди, демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или нормальности.
Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый т. о. невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, к-рые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.
Осн. сферами интересов адлерианцев были клиника и педагогика, однако в поле их зрения оказался почти полный спектр индивидуального и группового поведения.
В области диагностики фокус внимания был нацелен на структуру семьи и ранние воспоминания. И то и другое рассматривается в структуре сюжетов жизненного стиля. Ранние воспоминания, согласно Р. Л. Манрою, были «фактически первым обращением к методу проективных тестов, столь широко используемому в наше время». Ранние воспоминания важны потому, что они сохраняются в памяти, а не потому, что произошли соотв. им события. На самом деле они могут быть неосознанно сфальсифицированы. Интерпретация ранних воспоминаний основана на предположении, что память избирательна и что мы из мн. доступных вспоминанию событий вызываем из памяти именно те, к-рые отражают наше актуальное положение в жизни. Для каждого человека они являются «историей моей жизни». Попутно отметим, что если пациент в ходе психотер. меняется, его ранние воспоминания тж изменятся, и это дает нам меру прогресса и исхода психотер.
Чтобы разобраться в том, почему у индивидуума развились определенные взгляды и убеждения в стиле жизни, изучают структуру его семьи — сеть отношений между сиблингами и между сиблингами и родительскими фигурами. Нек-рые адлерианцы понимают эти отношения исходя из порядка рождения или порядковой позиции сиблингов; другие пытаются интерпретировать их в более идиографической манере, учитывая психол. позиции сиблингов.
Адлерианцы меньше полагаются на психол. тестирование, чем др. практики. Когда они все же прибегают к тестированию, то выбирают «динамические» тесты, к-рые совместимы с их теорет. позицией или позволяют переводить измеряемые переменные в термины А. п.
Адлерианская психотер. представляет собой пример психотер., ориентированной на рост (или развитие), цель к-рой — усиление выражения соц. интереса. Терапия описывалась как когнитивная, поведенческая, экзистенциальная, гуманистическая и транзактная, а тж инсайт-ориентированная. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией. Рудольф Дрейкурс ввел в середине 1920-х гг. групповую терапию в условиях частной практики и был одним из основателей сопутствующей супружеской терапии. Семейная терапия вышла из публичного семейного консультирования, к-рое проводилось в школах Вены до нацистской оккупации.
Тогда как Фрейд реконструировал детство своих взрослых пациентов по свободным ассоциациям, Адлер изучал детей непосредственно. Вследствие такого подхода его психология ребенка была скорее нормативной, чем связанной с развитием. Эта позиция нашла свое приложение в семейном консультировании и в педагогике. Что касается первой сферы, то Адлер ввел публичное семейное консультирование в школах Вены. 28 таких Erziehungsberatungsstellen (консультационных пунктов по вопросам воспитания), предлагавших венцам свои услуги, были ликвидированы с вторжением нацистов в Австрию. Типичной процедурой, до сих пор используемой, правда, с нек-рыми модификациями, было проведение семейного интервью перед публикой, состоявшей из родителей и педагогов, после чего консультант вносил практические предложения по улучшению семейной ситуации. Процесс считался пед., а не клиническим. В связке с этим семейным консультированием, в США и Канаде широкое распространение получили родительские семинары. Заинтересованные родители встречались с руководителем семинара, обычно еженедельно, для изучения и обсуждения методов воспитания детей. Дискуссия обычно разворачивалась вокруг адлерианского пособия по таким методам.
В области педагогики теории Адлера впервые были внедрены в практику Оскаром Шпилем, основателем эксперим. школы на базе индивидуальной психологии в Вене, описанной в его книге «Дисциплина без наказания» (Discipline without punishment). Филлис Боттом, романист и биограф Адлера, руководила аналогичной школой в Китцбюэле (Австрия). В США эта работа велась Дрейкурсом и его сотрудниками в школах по всей стране. Число приверженцев А. п. неуклонно росло. Одновременно мн. из ее понятий и методов проникли в др. системы психологии. Термины «чувство неполноценности» и «комплекс неполноценности» вошли в обыденную речь.
См. также Адлерианская психотерапия, Индивидуальное обучение, Теории личности, Социальный интерес, «Мягкий» детерминизм