административная практика в области пожарной безопасности
3 ААС обобщил практику разрешения споров о нарушении пожарной безопасности
Третьим арбитражным апелляционным судом подготовлен обзор по рассмотрению дел, связанных с привлечением к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). Однако ряд позиций, выработанных 3 ААС при обобщении судебной практики, универсален и может быть применим при рассмотрении любых споров о привлечении к административной ответственности независимо от вменяемого состава правонарушения.
Выбор предмета обобщения, скорее всего, связан с резким увеличением количества споров о нарушении требований пожарной безопасности: в 2012 году число рассмотренных 3 ААС дел этой категории по сравнению с 2011 годом возросло в 5 раз – с 18 дел 2011 году до 91 дела в 2012 году. Рост споров в этой области обусловлен тотальными проверками соблюдения требований пожарной безопасности, начавшимися после трагедии в «Хромой лошади», и не исключение, что он продолжится, а состав, предусмотренный ст. 20.4 КоАП РФ долго останется популярным у надзорных органов.
Целью подготовки обзора является «обобщение и анализ позиций, сформулированных в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда, выявление спорных вопросов, представляющих трудности в их решении, по которым отсутствует единообразная судебно-арбитражная практика, подготовка разъяснений по таким вопросам».
В качестве материала для подготовки обзора выбрано 109 дел данной категории, рассмотренных 3 ААС за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012. Из них по 29 делам (26,6%), рассмотренным в апелляционной инстанции, признаны незаконными и отменены постановления о привлечении к административной ответственности. Наиболее частой причиной отмены постановлений о привлечении к административной ответственности является недоказанность административным органом состава правонарушения (19 дел), в том числе в связи с отсутствием вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности (13 дел), далее следует — нарушение процедуры привлечения к административной ответственности (7 дел). Неправильная квалификация совершенных административных правонарушений и малозначительность деяний послужили причиной отмены административных актов всего в трех случаях (2 и 1 дело соответственно).
В абсолютном большинстве случаев недоказанности административным органом состава правонарушения речь идет о бюджетных учреждениях, в первую очередь — детских дошкольных и школьных учреждениях. В обзоре приведен ряд позиций 3 ААС относительно установления вины в совершении правонарушения, при этом «финансирование учреждения исключительно из бюджета само по себе не свидетельствует об отсутствии вины учреждения в совершении вменяемого правонарушения».
Без изменения апелляционной инстанцией оставлены решения арбитражных судов по 95 делам (87,2 %), по 14 делам (12,8 %) решения арбитражных судов первой инстанции отменены и приняты новые судебные акты. Самой распространенной причиной отмены судебных актов стало неправильное применение норм материального права (11 дел). Другими основаниями отмены судебных актов послужили несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (1 дело) и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (1 дело).
Выработанные при рассмотрении этой категории дел позиции 3 ААС устояли в вышестоящих судебных инстанциях. В ФАС Восточно-Сибирского округа было обжаловано 31 из анализируемых 109 судебных актов 3 ААС (28,4 %), однако все обжалуемые судебные акты оставлены без изменения. По 3 делам ВАС РФ было отказано в передаче в президиум для пересмотра в порядке надзора.
По итогам анализа судебной практики 3 ААС были сформулированы следующие правовые позиции:
Ознакомиться с полным текстом обзора судебной практики рассмотрения дел, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности можно здесь.
Административная практика в области пожарной безопасности.
Создан: 2016-09-18 16:48:35
СОДЕРЖАНИЕ
3. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
4. Административная ответственность
5. Используемая литература.
ВВЕДЕНИЕ
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя предприятия. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
Общие положения
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП России, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
Органы, уполномоченные возбуждать дела об административных правонарушениях и рассматривать дела в области пожарной безопасности.
Возбуждать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (составлять протоколы) уполномочены следующие должностные лица:
Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда — о правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП России, в порядке статьи 23.24 КоАП России.
Должностные лица органов, осуществляющие государственный пожарный надзор (далее ГПН) — о правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП России «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах», статьей 11.16 КоАП России «Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте», статьей 20.4 КоАП России «Нарушение требований пожарной безопасности», в порядке статьи 23.34 КоАП России.
Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать:
Должностные лица органов ГПН — о правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП России, в порядке статьи 23.34 КоАП России.
Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда — о правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП России
Должностные лица органов ГПН, при осуществлении своей деятельности, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
В порядке пункта 42 части 2 стати 28.3 КоАП России:
— по части 1 статьи 19.4 КоАП России «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
— по части 1 статьи 19.5 КоАП России «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
— по статье 19.6 КоАП России «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;
— по статье 19.7 КоАП России «Непредставление сведений (информации)»;
— по части I и 2 статьи 19.19 КоЛП России «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений».
В порядке части 3 стяги 2Х.З КоЛП России:
— по части 2 статьи 14.1 КоЛП России «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
— ПО чести 3 статьи 14.1 КоА11 России «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
— по части I статьи 19.2(1 Ко.ЛП России «Осуществление деятельности, несвязанной i извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
— по части 2 статьи 19.20 КоАП России «Осуществление деятельности, не смиМипй с извлечением прибыли, t нарушением требований или условий специальною разрешения (лицензии), сели такое разрешение ( такая лицензия) обязательно (обязательна);
— по статье 17.7 КоЛП России «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя ил и должностного лица, осуществляющего произволен»» по делу об административном правонарушении»;
— но статье 17.9 КоЛП России «Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушения».
2.3.3. В соответствии с приложением к приказу МЧС России № 3 ОТ 6 января 2004 года протоколы по указанным статьям КоАП России уполномочены составлять:
— главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители,
главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их замести гели, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору — за правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 14.1, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19 1. частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6,19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 и статьей 19.20 КоАП России;
— государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации но пожарному надзору — за правонарушения, предусмотренные статьями 17.7, 17.9. частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП России.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП России, рассмотрение указанной категории административных дел относится к подведомственности судей. При этом дела об административных правонарушениях производство по которым осуществлялось в форме административного расследования рассматриваются судьями районных судов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 и частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП России, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.
Возбуждение дела об административном правонарушении
Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.
Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении возможно лишь при наличии повода к возбуждению дела. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП России.
Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении и принятие решения производится немедленно по его появлении, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть приняты следующие решения:
1) о возбуждении дела об административном правонарушении;
2) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием к возбуждению дела является наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в части 1 статьи 28.1 КоАП России, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности представляет собой выполнение одного из перечисленных действий:
1) составление протокола об административном правонарушении.
2) вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
3) составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России (доставление, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей).
При наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3.1.2. и обстоятельств, определенных статьей 24.5 КоАП России, или с учетом статьи 2.9 КоАП России, в порядке части 5 статьи 28.1 КоАП России, с соблюдением требовании статьи 29.12 КоАП России, выносите* мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении.
Прежде чем составим, протокол об административном правонарушении необходимо точно и правильно квалифицировать правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, существо административного правонарушения, а также какие конкретно требования пожарной безопасности были нарушены или не выполнены.
Протокол составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он оформляется.
Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.
Протокол должен кратко и точно излагать существо нарушения со ссылками на нормы законов, стандартов, правил и иных нормативных актов в области пожарной безопасности. требования которых нарушен!.
В соответствии со статьей 28.5 КоЛП России протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявлении административного правонарушения или в срок lie свыше 2 Суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, н отношении которого возбуждайся дело, если пет необходимости проведения административного расследования. В случае проведения административного расследования административный протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП России.
При этом в случае отказа в возбуждении уголовного дела, срок составления административного протокола начинает исчисляться с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Административный протокол и другие документы следует заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, или машинописным способом без помарок и исправлений.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства (свидетели, потерпевшие — если имеются), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП России, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Также, лицо в отношении которого ведется производство по делу и иные участники производства извещаются под роспись о месте и времени рассмотрения дела.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в протоколе или прилагаются к нему. В случае отказа указанных лиц отдачи объяснений и замечаний по содержанию протокола, уполномоченным должностным лицом, в нем делается соответствующая запись.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иными участникам производства по делу. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, уполномоченным должностным лицом, в нем делается соответствующая запись, например: «от подписи протокола отказался, протокол зачитан, права и обязанности разъяснены, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен», после чего ставится подпись должностного лица. Также факт отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подтвержден свидетелем (если таковой имеется).
В порядке части 6 статьи 28.2 КоАП России копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Протокол регистрируется в Журнале учета дел об административных правонарушениях и в порядке части 1 статьи 28.8 КоАП России в течение суток с момента его составления направляется в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело.
При наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП России, до передачи дела на рассмотрение, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Если при совершении малозначительного административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, то в соответствии со статей 28.6 КоАП России протокол об административном правонарушении не составляется и оформляется предупреждение. В этом случае оформление предупреждения производится с соблюдением требований статьи 29.10 КоАП России, предъявляемых к постановлению по делу об административном правонарушении.
Если при этом лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении и производство по делу ведется в общем порядке.
Административное расследование.
Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых связанно с получением дополнительных сведений и материалов, необходимых для объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделан, вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.
Решение о возбуждении дела при необходимости административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения правонарушения, должностным лицом уполномоченным составлять протокол, в соответствии с требованиями статьи 28.7 КоАП России и оформляется в виде определения.
Необходимость проведения расследования обусловлен* процессуальными действиями, требующими значительных временных затрет производством экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством документальных проверок и т.д. В ходе административного расследования могут производиться предусмотренные КоАП России действия по собиранию и исследованию доказательств и применяться меры обеспечения производства по делу.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения, ¦ срок пе свыше одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях укачанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству липа, осуществляющего производство по дену, на срок не более одного месяца.
По окончании административного расследования в зависимости от установленных обстоятельств в порядке масти 6 статьи 28.7 КоАП России принимается одно из следующих решений:
1) составляется протокол об административном правонарушении;
2) при наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП России, выносится постановление о прекращении производства по делу.
4. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
Основанием для применения мер обеспечения является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.
В соответствии со статьей 27.1 КоАП России меры обеспечения применяются в целях:
1) пресечения административного правонарушения;
2) установления личности нарушителя;
3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении: 5) исполнения принятого по делу постановления.
Должностными лицами органов внутренних дел (милиции) осуществляются следующие меры обеспечения при производстве по делам о нарушениях требований пожарной безопасности:
— по собственному решению при выявлении административного правонарушения, а также по обращению должностных лиц органа ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:
1) доставление;
2) административное задержание;
— по определению, вынесенному должностным лицом органа ГПН при рассмотрении дела об административном правонарушении, в порядке части 3 статьи 29.4 КоАП России:
3) привод лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в случае его неявки без уважительной причины.
Органы ГПН вправе самостоятельно применять следующие меры обеспечения:
1) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
2) изъятие вещей и документов;
3) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится в соответствии со статьей 27.8 КоАП России должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Осмотр производится в целях обнаружения и процессуальной фиксации:
— обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;
— вещественных доказательств;
— документов, имеющих значение доказательств по делу.
Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица. индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указывается:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе (см. пункт 3.2.2);
— сведения об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем в протоколе об осмотре делается соответствующая запись, а материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, прилагаются к протоколу. Протокол об осмотре подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
При необходимости изъятия обнаруженных при осуществлении осмотра вещей и документов применяется другая мера обеспечения — «Изъятие вещей и документов», предусмотренная статьей 27.10 КоАП России. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых, в порядке статьи 27.10 КоАП России.
Данная мера может применяться как при непосредственном обнаружении указанных вещей на месте совершения правонарушении, так и после обнаружения их в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там вещей и документов.
Орудия совершении административного правонарушения — предметы, посредством которых совершено правонарушение (электроприбор или иная вещь, содержащая источник зажигания в случае пожара, происшедшего по причине нарушения требований пожарной безопасности, средство автоматической противопожарной зашиты в случае обнаружении его неисправности и т.п.).
Предметы административного правонарушения — объекты материального мира, которым причиняется вред в результате совершения правонарушения (вещи, пострадавшие от воздействия опасных факторов пожара и т.п.). Об изъятии вещей и документов составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых пещей.
В случае необходимости при изъятии вещей и документом применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем и протоколе об изъятии вещей и документом делается соответствующий запись, а материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, прилагаются к протоколу.
Протокол об изъятии подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты пещи и документ»*, потными. В случае отказа лица, у которою изъяты вещи и документы, or подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. П случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в объявлении запрета лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю, распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) указанными предметами.
Осуществляется указанная мера путем составления описи товаров, транспортных средств и иных вещей, запрещенных к использованию в соответствии со статьей 27.14 КоАП России.
Данная мера применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные веши изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Цель наложения ареста — обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет назначен за совершенное правонарушение. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.
Аресту подлежат только те товары, транспортные средства и иные вещи, которые явились орудием или предметом совершения правонарушения. Не подлежат аресту товары, необходимые физическому лицу и лицам, находящимся на его иждивении.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.
Оценка: 3.0/5 (3 голосов )