адописные иконы что это
Адописные иконы: Зачем на Руси художники рисовали дьявола под ликами святых
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слухи 500-летней давности
В житии Василия Блаженного, написанном, вероятнее всего в XVI веке, подробно рассказывается о случае с образом Пресвятой Богородицы. Икона, выставленная на Варварских вратах Китай-города, слыла чудотворной, паломники стекались к ней со всей Руси. Василий же велел одному из своих учеников взять камень и расколоть икону. Когда ученик отказался, блаженный сам сделал это. На суде затем он показал, что под верхним слоем краски было скрыто изображение черта. Иконописец, якобы подкупленный дьяволом, был казнен.
Слухи о «черных», «окаянных» или «отступных» иконах не одно столетие передавались из уст в уста. Рассказывали случаи о том, как бесовские рожи находили под фольгой оклада или приклеенными с обратной стороны иконы. Кроме демонов и рогов, пририсованных к святым ликам, там могли быть рисунки человека с песьей головой, или надписи типа «Поклонись мне – мой будешь», или даже (о, ужас!) изображение турка с курительной трубкой. Чаще всего, якобы, рисовали адских созданий под слоем краски или грунта. Этнографы конца XIX века, кажется, не сомневались в существовании таких икон: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Богобоязненные обыватели искренне боялись не распознать богомерзкого изображения и, помолившись перед ним, впасть невольно в грех.
Зачем это могли делать?
Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
«Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
Я говорю:
«Почему?»
А он отвечает:
«Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
«Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…
Остается, конечно, еще одно возможное и очень простое объяснение. В человеческой природе есть неискоренимое желание пошутить (не всегда умно и добро) и совершить что-то запретное, доказать самому себе, что ты выше правил. В современном мире прекрасным примером тому являются компьютерные вирусы, многие из которых создаются примерно с такой же мотивацией. Русский писатель и мемуарист Илья Сургучев, большая часть жизни которого прошла в эмиграции, описал одну необычную беседу с Максимом Горьким, где тот рассказывал о своем детстве и о недолгой работе в иконописной мастерской:
«Я ведь учился этому ремеслу. Но не пошло: веры не было. (…) Я был мальчишка бедовый. Подойдешь к одному-другому и шепчешь: «Нарисуй ему рожки!» Так меня и прозвали: «дьяволенок». (…) Пришел к товарищам попрощаться, один из них вынул из стола две маленькие иконки и сказал: «Вот для тебя специально написал, выбирай». На одной был написан мой Ангел Алексей — Божий человек, а на другой — дьявол румяный и с рожками. «Вот выбирай, что по душе». Я выбрал диавола, из озорства.»
Эту иконку Горький, по словам Сургучева, хранил всю жизнь и показывал ему еще много лет спустя.
Где доказательства?
Несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев» и распространенные слухи, историки и этнографы не склонны верить в существование того, чего никто не видел, и чему нет достоверных доказательств. Все-таки наука этим и отличается от обывательских россказней. Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобные изображения были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли: «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых»
Некоторые исследователи считают, что за подобную дьявольщину неграмотные крестьяне могли принять вполне нормальные иконы, на которых иногда изображаются адские создания – в сюжетах искушения святых, страшного суда или адских мук. Также за адописные могли приниматься редкосюжетные иконы как, например, вот это изображение Святого мученика Христофора, который в православной традиции изображается с песьей головой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Адописные иконы
В Средние века на Руси были распространены так называемые «адописные иконы».
Свое название они получили за то, что имели 2 слоя.
На первом, внешнем, изображались традиционные для икон сюжеты и образы: Иисус Христос, святые угодники и пр.
На втором слое, скрытом под первым, были нарисованы картины ада, чертей, дьявола.
Обычно рисовавший иконы художник (богомаз) сперва наносил на основу грунт и на нем рисовал картины ада. Затем он ждал, когда краска как следует высохнет, и снова наносил грунт. Только после этого богомаз изображал канонический христианский сюжет. Иногда он мог просто пририсовать какому-нибудь святому рога и скрыть их под слоем краски, сделав незаметными для сторонних наблюдателей.
История и значение
Адописные иконы считаются легендарными. О них ходят многочисленные легенды, часто встречаются упоминания в разных исторических документах, но реальные примеры таких икон до наших дней не сохранились. Впервые термин «адописные иконы» встречается в памятнике XVI века, житие Василия Блаженного.
В нем описывается, как Василий Блаженный подошел к городским воротам, на которых была выставлена считавшаяся чудотворной икона с изображением Богоматери. Вопреки ожиданиям толпы богомольцев, окруживших чудесный образ, он не стал возносить ему молитвы, а бросил в икону камнем. Свой поступок святой объяснил тем, что под видимым слоем краски имеется изображение черта. Затем он доказал свои слова, продемонстрировав сокрытое изображение.
Адописные иконы считались особенно опасными для верующего, поскольку оба изображения были неразрывно связаны друг с другом. Христианин, вознося молитву святому или Иисусу, изображенному на адописной иконе, одновременно молился и дьяволу. Для простых людей это было настоящим испытанием веры, но одновременно являлось своеобразной притягательной игрой в распознание «дьявольских прелестей». Адописные иконы были особой разновидностью черной магии.
Источники распространения
Термин «адописные иконы» был распространен в среде староверов, которые не принимали церковную реформу и не хотели подчиняться принятым в XVII веке новым греческим образцам богослужения. Именно старообрядцы могли писать и распространять адописные иконы, чтобы подорвать веру принявших реформу христиан.
Другой версией возникновения этого феномена является противоборство ереси жидовстующих официальной церкви. Жидовствующие не принимали поклонения иконам. По их мнению, последние были настоящими идолами, а преклонение перед ними – идолопоклонничеством. Это противоречило заповеди «Не сотвори себе кумира». Чтобы искоренить веру в святые иконы, еретики и распространяли сокрытые адописные изображения.
По третьей версии, возникновение таких икон объяснялось простым мошенничеством торговцев-коробейников (офеней). Один иконоторговец продавал покупателю обычную с виду икону и уходил. Тогда другой коробейник подходил к обманутому и «открывал ему глаза», показывая скрытый слой с дьявольскими рисунками. Такой случай описал Николай Лесков в повести «Запечатленный ангел». В 1873 году писатель также опубликовал небольшое исследование феномена адописных икон.
Вопрос существования
В XIX веке появилось несколько публикаций об адописных иконах. Однако, авторы называют «адописными» просто плохо, неумело нарисованные изображения святых. В начале XX исследователи все чаще заявляют о том, что адописных икон на самом деле не существовало вообще. Рассказы о них были своеобразными «страшилками» для суеверного и наивного народа. Об этом же писал русский славист Никита Толстой. Современные исследователи придерживаются того же мнения.
Адописные иконы — черти под ликами святых
Православный человек мог годами молиться «бесовской» иконе. Хуже всего было то, что он об этом даже не подозревал. Черти искусно прятались. Когда выяснялось истинное происхождение образа, верующего охватывал ужас.
До сих пор не известно, зачем создавались адописные иконы и кто осмеливался их писать. Некоторые искусствоведы убеждены, что образы — грандиозный культурный миф.
Первая «бесовская» икона
Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.
Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.
В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.
Технология изготовления и опасность использования
Иконы изготавливали специальные богомазы. Образы состояли их двух слоёв. Сначала художник рисовал чертей, бесов и дьявола. Затем краска подсыхала и поверх наносилась грунтовка. Вторым слоем богомаз рисовал привычные лики святых. Таким образом для обнаружения адописной иконы требовалось снять верхний слой. Иногда художники скрывали под внутренним слоем только мелкие детали. Например, рога или другую дьявольскую атрибутику.
Подобные образы для православного человека представляли огромную опасность. Несмотря на то, что два слоя были отдельными, они неразрывно связывались. Получается, человек молился и святому, и дьяволу одновременно. По этой причине в адописных иконах православные усматривали происки чернокнижников. Кто же на самом деле рисовал эти иконы?
Зачем делали адописные иконы?
Существует две версии о том, для чего создавались адописные иконы. Согласно первой, «бесовские» образы изготавливали старообрядцы. Они нарочно помещали под лик святых чертей. Так приверженцы старых традиций подчёркивали своё отношение к церковным реформам. Для старообрядцев это было своего рода местью за принятие греческих канонов богослужения.
По другой версии старообрядцы были жертвами. Им, как и другим православным, иконы продавали офени. Хитрые торгаши, сколотившие целое тайное общество, получали двойную выгоду. Первый офеня приезжал в деревню и продавал бесовскую икону. После него в село наведывался подельник. Он поддевал ногтем краску и раскрывал страшную тайну икон. В качестве одолжения второй офеня предлагал увезти иконы из города. А на смену им продавал новые, самые обычные образы.
Где иконы сейчас?
Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.
С другой стороны, адописных икон изготавливалось мало. Кроме того, владельцы стремились поскорее избавиться от них. Не исключено, что иконы сжигались без лишней огласки. Кто-то убеждён, что часть икон досталась в наследство современным «колдунам». Люди, посвятившие жизнь изучению магических ритуалов, наделяют сакральным смыслом подобные иконы.
«Адописные иконы»: на каких образах иконописцы изобразили замаскированного дьявола
Христианская икона. Что о ней известно нашему современнику? Вероятно, он представляет ее как безусловный и закрепленный церковью стандарт изображения ликов Христа, Богородицы или святых. Священный для христианства образ воспринимается им как незыблемый, веками неизменный и лишенный противоречий канон. Однако, догадывается ли он, какой сложный, полный исканий и споров путь прошло искусство иконописи? И слышал ли он о некоторых страницах из истории иконописания, которые могут немало удивить его или даже повергнуть в шок? Одним из таких феноменов в истории православного христианства являются так называемые «адописные иконы».
Экскурс в иконописную историю
Сейчас статус иконы в православном и католическом христианстве не подлежит сомнению, но так было далеко не всегда. Долгое время вопрос использования и почитания икон был не только открытым, но и являлся предметом ожесточенных споров. Так, в Византии в VIII–IX веках серьезную поддержку приобрело иконоборчество. Его сторонники считали почитание икон идолопоклонничеством. Речь шла не об отделившейся группе еретиков: раскол существовал непосредственно внутри церкви, и борьба между сторонами шла с переменным успехом. Окончательно статус допустимости и сакральности икон был разрешен лишь благодаря сначала второму Никейскому (787 г.), а впоследствии Константинопольскому собору 843 года. Однако и тогда еще не были решены окончательно многие вопросы в иконографии.
Как следует передавать те или иные сакральные образы, и как этого делать категорически нельзя? Как изобразить Троицу, и подобает ли это делать вообще? Как следует передавать через живопись образы некоторых святых, например Святого Христофора – псоглавого мученика? Следует понимать, что основные трудности лежали далеко не в области художественных решений: перед иконописцем ставилась серьезная религиозная цель, контролируемая Церковью. За исполнением традиций, с одной стороны, строго следили. С другой – спорили, ставили под сомнение, обвиняли оппонентов в ереси или даже колдовстве. С третьей – сюжеты икон и их исполнение должны были быть понятны простым прихожанам (как правило, далеким от богословских нюансов), вызывать у них богобоязненный трепет и приобщать их к мыслям о вечном.
Содержание одних канонов не изменялось веками, других – веками же отшлифовывалось. Порой в этом процессе происходили необычные казусы. Так, в Средневековье была распространена католическая традиция изображать ветхозаветного пророка Моисея с… рогами. Это было связанно с особенностью латинского перевода Книги Исхода и эпизодом схождения с горы Синай. Несмотря на распространенность такого изображения, некоторые из средневековых образов Моисея дошли до нас с выскобленным, поврежденным лицом – по предположению историков, это было «работой» отдельных впечатлительных прихожан, усмотревших в пророке скрытого беса или дьявола.
В православии самым резонансным и весомым процессом, связанным с внутренними спорами и противоречиями, стал церковный раскол XVII века. Реформаторская деятельность патриарха Никона задела множество церковных аспектов и традиций, в том числе и те, что были связаны с иконописью. Весомая часть верующих категорически не приняла подобные изменения, сформировав неоднородное движение староверов. Из двух лагерей звучали взаимные упреки об отступлении от истинных канонов и ереси.
Устрашающий лик
«Адописные иконы» — даже на фоне всех исторических нюансов и сложностей развития христианской культуры сведения об этом феномене выделяются своеобразием. Первое известное нам упоминание о них относится к мрачному для Руси XVI веку и почерпнуто из жития юродивого Василия Блаженного. На Варварских воротах в Китай-городе висела икона Пресвятой Богородицы. Икона считалась чудотворной и к ней стекалось много паломников. Проходя мимо неё, Василий Блаженный схватил камень и разбил почитаемый образ. На юродивого тут же накинулась толпа. В свою защиту он стал просить поскрести красочный слой иконы. Каково же было изумление людей, когда под слоем краски проступил… лик дьявола.
Житие Василия Блаженного написано в своеобразном стиле, оно не очень информативно и изобилует общими местами. Так и история об «адописной иконе» напоминает скорее фольклорный сюжет. Другие народные упоминания о таких иконах имеют схожую фабулу: под святым образом находили скрытый слой, на котором был изображен дьявол или бес. Порой изображение дополнялось надписью вроде: «Поклонись мне семь лет – мой будешь». Также известны рассказы, где дьявола заменяли люди с песьей головой или иноверцы. Богобоязненный христианин искренне верил, что молясь перед подобной иконой, не зная о ее страшной тайне, он теряет надежду на спасение, накликивает на себя беду и попадает под власть темных сил. По народным поверьям, автором «адописных икон» был сам дьявол, подчинивший или извративший мастера.
Удивителен тот факт, что до второй половины XIX века упоминания о «черных, окаянных иконах» встречаются довольно редко. Именно во время пара и машин наблюдается самое широкое распространение молвы об этом феномене. В ряде российских губерний даже наблюдались массовые волнения среди местных жителей, выискивающих подтверждения адописи – о них писалось в таких газетах, как «Московские ведомости» и «Киевлянин». Слухи разносились среди народа благодаря рассказам очевидцев. В это же время к этой теме впервые обращаются ученые (например, этнограф – фольклорист Н.А. Иваницкий ) и писатели-публицисты ( Н.С. Лесков ).
Не так страшен черт…
Лесковым дается другая, более частная интерпретация феномена «адописных икон». В своей статье для журнала «Русский мир» он приводит пример мошенничества странствующих торговцев: покупателю продавалась испорченная икона, после чего подельник обманщика указывал на ее бесовскую суть. Напугав впечатлительного обладателя такого страшного предмета, он предлагал замену на настоящую икону за дополнительную плату. Подобный случай Н.С. Лесков описывает и в своем рождественском рассказе «Запечатленный ангел». Однако подобный пример скорее показывает, как суеверия и сказания об «адописных иконах» могли эксплуатироваться мошенниками.
Вполне вероятно, что одним из источников веры в существование таких предметов могли быть и просто редкосюжетные, необычные иконы. Богобоязненный крестьянин, созерцая образ Святого Христофора с песьей головой, неканоническую (а для кого-то и кощунственную) попытку изобразить Троицу не в виде трех ангелов, мог испытать страх вовсе не перед божественным. Как тут не вспомнить схожий пример о католическом рогатом Моисее с выскобленным ликом? Нельзя однозначно отвергать и то, что в глубоко верующем православном русском мире не находилось места и отдельным богохульникам и вероотступникам, способным на злую шутку.
По всей видимости, корни веры в существование «адописных икон» произрастают из разных источников, и основания для нее надо искать глубже, чем в конкретных материальных примерах и однозначных исторических доказательствах. В любом случае, этот феномен прекрасно показывает: даже в столь догматичной и незыблемой теме, как история иконописи, есть еще немало любопытных и неизученных тайн.
Святых поскреби – чертей увидишь
Что такое «адописные» иконы и для чего они создавались
Об авторе: Леонид Андреевич Макшанов – журналист.
Образы ада допускались и на вполне каноничных иконах. Но – строго на своем месте. Неизвестный художник. Шейтан на Cтрашном суде. XVIII век. Львовский исторический музей, Украина
Термин «адописный», согласно «Полному церковнославянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко, означает «написанный во аде, в подземном мучилище». Изобразительные произведения на сюжеты из преисподней, конечно же, создавались в нашем мире, но не вполне благочестивыми иконописцами. Изображение дьявола или демона пряталось мастером под красочным слоем либо левкасом. Поверх нечистой силы писался почитаемый верующими религиозный образ: Спаситель, Богоматерь или святой христианской Церкви.
Первое известное нам упоминание русской «адописной» иконы обнаруживается в житии Василия Блаженного (1469–1557). Среди совершенных этим известным юродивым «чудес» числится разоблачение одного адского изображения. На Варварских воротах Китай-города в Москве находилась икона Богоматери, почитавшаяся верующими в качестве чудотворной. Однако Василий сделал то, чего никто не ожидал: схватил камень и бросил его в образ. Икона была повреждена. Глубоко возмущенные действиями юродивого верующие чуть было не совершили над ним расправу, но Василий попросил, чтобы недовольные поскребли красочный слой. Люди исполнили то, что сказал Василий, и, к своему удивлению, обнаружили под образом Богородицы изображение дьявола. По преданию, мастер, создавший «адописную» икону, был казнен.
Скрытые изображения нечистой силы было сложно найти. На первый взгляд такие иконы ничем не отличались от обычных. В основном образы адских существ становились видны, когда портился слой краски, на котором был изображен вполне каноничный лик. Это происходило, если икона получала серьезное повреждение или была очень старой либо верхний слой наносился некачественно.
Существуют разные версии того, кто и зачем создавал «адописные» иконы. Поклонение образу, спрятанному за краской, гарантировало чернокнижнику защиту от разоблачений. Ведь со стороны казалось, что человек почитает обычную икону. Среди суеверных людей было распространено мнение о том, что этим занимаются также колдуны, желающие навредить добрым христианам. Согласно такому поверью, богомолец получал в дар от недоброжелателя образ, не подозревая, что под священным ликом скрывается нечистая сила. Бытовало еще поверье, что антихрист явится в мир через «адописную» икону.
Есть более приземленная версия: «адописные» изображения были плодом мошеннической деятельности некоторых офеней, странствующих торговцев. Действовали они по определенной схеме. Сначала один торговец продавал крестьянину икону с подвохом. Через какое-то время к покупателю подходил его сообщник и начинал расспрашивать о покупке. В ходе разговора подставной торговец брал купленную крестьянином икону, принимался скрести внешнюю поверхность и, сдирая красочный слой, показывал находившееся под ним изображение нечистой силы. Крестьянин приходил в ужас от увиденного, а офеня предлагал ему купить уже настоящую икону. Тот соглашался. Свою мошенническую схему жулики выполняли множество раз.
Этот сюжет попал в «Запечатленный ангел» Николая Лескова. Есть в повести такой эпизод: «Имел я в этот вечер большой разговор с двумя изографами и получил от них ужасное огорчение. Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
– Ты гляди, человече, этой иконе не поклоняйся.
– Потому что она адописная, – да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
– Господи! – заплакал я, – да что же это такое?
– А то, – говорит, – что ты не ему, а мне закажи.
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами».
Писатель, интересовавший иконописью, посвятил рассматриваемой теме статью «Об адописных иконах», опубликованную в журнале «Русский мир» в 1873 году.
Были случаи, когда обнаружение замаскированных изображений вызывало массовое беспокойство и смятение. Так, в одной из южных губерний Российской империи крестьяне под святым ликом обнаружили образ врага рода человеческого. Более того, там находилась зловещая надпись, которая до этого скрывалась за слоем краски: «Поклонись мне семь лет – будешь мой навеки». Крестьяне пришли в ужас. Возникло опасение, что могут быть и другие «адописные» иконы. Слухи о замаскированных дьявольских изображениях стали стремительно распространяться. В итоге в нескольких южных губерниях начались волнения среди крестьян.
Надо отметить, что все это было во времена оны. До наших дней не дошло ни одного спрятанного под иконным ликом образа нечистой силы. Сторонники существования тайных адовых образов объясняют отсутствие современных примеров тем, что либо самих изображений было мало и они по каким-нибудь причинам не уцелели, либо их просто еще не нашли, но в будущем обязательно обнаружат. По мнению же скептиков, если бы тайные изображения нечистой силы существовали, то хоть какие-то экземпляры должны были сохраниться или быть найдены. Также они подвергают критике гипотезы происхождения «адских» произведений. Дискуссии продолжаются до сих пор.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.