адрес в кирове успенского собора
Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Успенский собор, 1689 г.
Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав.
В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году. Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Ровно сто лет прошло со времени освящения деревянной Успенской церкви, когда её сменил величавый каменный собор. Он стал первым в деревянном монастыре зданием такого рода и третьим каменным строением в Хлынове, где уже были возведены Архирейские палаты и кафедральный собор. Ныне, после их утраты, Успенский собор остаётся в городе наиболее древним каменным зданием. Нынешний храм строили с 1684 по 1689 год по велению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы. Возможно, основные работы, требовавшие высокой квалификации, могла вести опытная московская артель, год назад завершившая в Хлынове возведение кафедрального собора. При этом, по сведениям первого историка Вятского края Александра Ивановича Вештомова, весьма обширный фронт работ осваивали «большей частью сами монахи. их было тогда до 200 человек. Исайя Злыгостев особенно пред прочими подвизался в трудах». Представителю местного состоятельного купечества Исайе Злыгостеву был доверен ответсвенный пост монастырского казначея, он ведал материально-финансовыми вопросами стройки. При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Он был бережно выкопан и помещён в специально воздвигнутую на южной стороне стройки часовню, а по окончании работ мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в только что отстроенный собор вместе с его личными вещами. 31 мая 1689 года Успенский собо торжественно освятили. Все следующие перестройки и реконструкции здания существенно не изменили его облика. Полвека спустя храму сделали новую кровлю, к 1809 году переделали паперть и южный с северным входные порталы, установив вместо деревянных крылец каменные портики с колоннами.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №309, 2018 г.
Православные храмы часто сравнивают с кораблями, и этот образ вполне применим к Свято-Успенскому собору Трифонова монастыря. Подобно могучему судну, его белокаменная громада словно плывёт над низиной речных берегов, и если смотреть от реки, возникает ощущение, что он величаво движется по небу как по волнам. Этот шедевр храмового ходчества датируется 80-ми годами ХVII столетия. Ощущение гордого величия и мощи исходит от его фасадов. Впечатление усиливает положение здания покоящегося на высоком подклете, словно на добавочном постаменте. При этом специалисты отмечают скульптурную «пластичность» такого своеобразного храма-монумента, которую обеспечивают трёхчастная апсида на востоке и полукруглые конструкции западных деталей всего здания. Большая трёхчастная апсида храма существенно понижена относительно его основного объёма, что придаёт традиционному четверику здания массивный вид, делающий его центральной и геометрически правильной частью всей композиции. Это поистине «правильный» русский храм: строгость и чёткость фасадных линий в соответствии с традицией сочетается с такой же лаконичностью и даже нарочитой скромностью как декора, так и всего архитектурного образа, что и придаёт всему зданию неповторимое очарование и безусловную историчность. Не случайно уже с первых лет постройки храма в камне современники отмечали его первенствующие красоту и величие в ряду четырёх храмов Трифонова монастыря.
В начале ХIХ столетия к западному фасаду здания пристроили крытую паперть с двумя палатками, ставшие своеобразной «изюминкой» архитектуры собора. Сверху их очертания кажутся почти завершёнными окружностями. Большие и величественные, каждая размером с часовню, они подчёркивают центричность объёмной композиции храма, придают памятнику скульптурную пластичность и формируют парадный облик Успенского собора. С севера и юга к храму примыкают входные порталы. Первоначально каждое из крылец храма было деревянным. В 1810 году решено было заменить их портики с колоннами. Проект для новых каменных крылец собора разработал известный губернский архитектор Михаил Петрович Кисельников.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №309, 2018 г.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011
Свято-Успенский кафедральный собор
Для того, чтобы разместить баннер участника каталога успешных компаний, скопируйте данный HTML-код и вставьте его на страницы Вашего сайта:
↑↑↑ Посмотрите отзывы рекламодателей ↑↑↑
интернет-портала «Гид по Кирову».
Хотите больше клиентов?
Воспользуйтесь VIP-размещением:
+ сможете увеличить количество просмотров информации о Вашей компании;
+ получите больше клиентов;
+ заработаете больше денег;
+ займете VIP-позиции на Gid43.ru;
+ получите статус «Рекомендуемой» компании;
+ отстроитесь от конкурентов;
+ покажете фотографии своих товаров и услуг;
+ сможете проводить онлайн-конкурсы.
Аудитория «Гида по Кирову»
в 2014 году составила: 3,4 миллиона посетителей.
Подробности по телефону: (8332) 21-56-75 или в нашем офисе: г.Киров, ул. Розы Люксембург, 30, 4 этаж
Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)
Мiръ Россия Кировская область Киров Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)
Успе́нский Три́фонов монастырь
(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским
в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).
Содержание
История [ править ]
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Современное состояние [ править ]
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
Успенский Трифонов мужской монастырь города Кирова Епархиальные монастыри РПЦ
История
Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.
Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.
С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.
Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.
Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной Монастырь сильно пострадал от частых пожаров.
Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.
С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.
С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.
К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»
21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.
В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.
В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.
Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи.»
Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.
В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях.
История Успенского собора
Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Собор стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.
Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырех-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трехчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчеркивают центричность объемной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность.
Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.
Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав.
В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году.
Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Настоятели Успенского собора
(с 1600 г. – архимандриты, с 1868 г. – архиереи)
Трифон (Подвизаев) (1580–1608)
Иона (Мамин) (1608–1617/18)
Иона (Калязин) (1617/18–1631)
Герасим (Путников) (в некот. документах – Куница) (1631–1633, вторично: 1635– 1638*)
Александр (1641*– 1647*)
Иоаким (1648/49* – 1653)
Моисей (июнь 1654*–1657/58*)
Сергий (Колачников) (март 1659*– апр. 1670*)
Иоиль (1675 – июль 1679)
Александр (Лопатин) (июль 1679–1715)
Парфений (Катаев) (1715–1731)
Александр (Корчемкин) (1733 – нояб. 1734)
С 1734 г. монастырем управлял наместник иером. Лаврентий (Полторацкий) (1734-35*)), в 1735 г. упоминается архим. Пафнутий, в 1737–1739 гг. монастырем управлял казначей иером. Игнатий.
Павел (Вотинов) (1739–1740)
Даниил (Щпин) (1740–1744)
Иоасаф (Потёмкин) (1744–дек. 1751*)
В 1752 г. монастырем управлял наместник иеромонах Иоанн (Черепанов)
Софония (Македонский) (1764)
Андрей (Таршевский) (1764–1771)
Поликарп (Павловский) (1772–1774)
Каллист (Звенигородский) (1776–1796)
Лаврентий (Долматов) (1796–1800)
Мисаил (Сапожников) (1800–1817)
Иустин (Сементовский) (1817–1823)
Феофилакт (Пинегин) (1824–1829)
Иероним (Нестеровский) (1829–1834)
Никодим (Казанцев) (1835–1841)
Амвросий (Красовский) (1841–1868)
Указом 23 января 1868 г. монастырем управляют викарии.
Епископы Сарапульские
Геннадий (Левицкий) (1868–1872)
Палладий (Пьянков) (1872–1877)
Павел (Вильчинский) (1877–1878)
Нафанаил (Леандров) (1878–1882)
Тихон (Троицкий-Донебин) (1882–1886)
Никон (Богоявленский) (1888–1889)
Епископы Глазовские
Никон (Богоявленский) (1889–1893)
Симеон (Покровский) (1893–1894)
Варсонофий (Курганов) (1894–1904)
Филарет (Никольский) (1904)
Павел (Поспелов) (1906–1918)
С 1991 г. – вятские владыки.
Наместники (игумены)
Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 — 5 октября 2011)
Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012).
Примечание:
1) знаком «*» обозначены даты первого или последнего упоминания настоятелей в источниках, если не известно точное время их настоятельства;
1) годы, указанные через дробь (напр., 1653/54), представляют собой исчисление по сентябрьскому стилю – с сентября одного года до сентября другого года;
1) знаком «?» отмечены даты и фамилии, которые пока не подтверждается достоверными источниками.
(из книги: Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Справочные материалы. Киров, 2013. Т. 2. С. 4).