афинское образование предполагало последовательное обучение в следующих типах учреждений

Афинское образование и воспитание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче подрастающему поколению накопленных знаний и жизненного опыта.

Афины – это демократическая республика, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э.

Особенности обучения и воспитания в Афинах

Идеалом афинского воспитания является совокупность добродетелей человека, которая выражается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектом и культурой тела. Однако право стремиться к идеалу имели лишь свободные и имущие граждане Афин.

Суть образовательного процесса заключалась в постоянном соревновании. Так, дети, подростки и юноши постоянно состязались и соревновались в гимнастике, музыке, танцах, риторке и т.д. Все это помогало им самоутверждаться и оттачивать наилучшие свои качества.

Воспитание в Афинах начиналось с самого рождения. До 7 лет дети воспитывались в семье. В состоятельных семьях родители нанимали специального раба, которого принято было называть педагог (поводырь). В семьях, где не было средств на раба, воспитанием занимались родители и взрослые члены семьи.

По достижению 7-ми лет, мальчики получали возможность получать образование в общественных и частных учебных заведениях.

Афинские школы были небольшими, на одного учителя приходилось по 20-50 учеников. Размещались школы чаще всего прямо на улицах города, реже в доме учителя.

Во время учебных занятий, учитель сидел на высоком стуле, дети размещались вокруг него на низеньких табуретках. Писали на коленках. С одним учителем могли одновременно заниматься дети разных возрастов. Например, пока одни ученики отвечали на вопросы учителя, другие выполняли письменное задание, третьи могли в это время и вовсе быть на обеде.

Готовые работы на аналогичную тему

Каникул в школах не было, а выходными днями считались семейные и городские праздники.

За свою работу учителя получали относительно немного, по меркам Афин – это был заработок среднего уровня. Также стоит отметить, что социальный статус учителя, особенно начальных классов, был крайне низким.

Типы учебных заведений

В Афинах существовало несколько типов учебных заведений:

Воспитание девушек, вплоть до замужества было предусмотрено и допустимо только в кругу семьи. Их обучали элементарным навыкам письма, чтения и азам музыкальной подготовки.

Особенности образования и воспитания в эллинскую эпоху

Источник

Учебные учреждения Афин

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).

Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. За довольно высокую плату софисты учили красноречию, умению убеждать и спорить древнегреческую «золотую молодежь». По сути образование, которое давали софисты, было «наукой побеждать» в любом споре. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике(искусству грамотно излагать свои мысли письменно). Со временем к ним этим были добавлены арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что с совокупности составило семичастную «эн (семь) – киклос (часть) – пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени.

Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.

Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель о воспитании граждан.Педагогическая мысль Древней Греции

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдет в педагогику».

Гераклит (544-483 до р. Х. )

«Многознание уму не научает». Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для познания истины надо быть усердным учеником.

Два основных орудия познания: ощущения(через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать).

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм».

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо «хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы»; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши».

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как «Политик» и «Этика». Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

Просвещение в эпоху эллинизма: элементарные и грамматические школы. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (3-1 вв до р. Х. )

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э. ) до подчинения эллинистических государств Риму и Парфии.

Элементарное образование, общедоступное для свободнорожденных, получают дети 7-12 лет. Более основательное обучение давалосьв грамматических школах (изучение литературы, основ поэтического искусства). В гимнасиях занятия велись в форме бесед о литературе, философии, музыке, обучали географии, математике, риторике.

В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке в эпоху после распада империи Александра Македонского (III-I вв. до н. э.), культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческого образования.

В этот период, получивший в науке название эпохи Эллинизма, система греческого образования распространяется по Средиземноморью, проникает в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В самой Греции в Эллинскую эпоху произошли важные перемены в сфере воспитания и образования.

Так, в Афинах видоизменилась система школьного образования.

Произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. «За каждую ошибку я сполна всыплю», говорит учитель в стихах времен Эллинизма.

Поменялись уклад и программы гимнасий. В них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого присутствовали уже в грамматической школе.

Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение.Здесь велись разнообразные теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии равнялся одному году.

Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. Всего в Афинах действовали четыре философские школы.

Основатель стоической школы Зенон (335-262 гг. до н. э.) полагал, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность.

Эпикур(341-272 гг. до н. э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освобождение человека от невежества и тем самым открытия ему пути к счастью.

В Греции, как и во всем Эллинском мире, образование было прежде всего общественным делом, что, впрочем, не исключало частной инициативы.

Источник

Афинская образовательная система

Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин как крупного культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале калокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического формирования человека в соответствии с полисными традициями.

Образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. В Афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. Они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, не считалась очень значимой. На одного учителя – дидаскала приходилось от 20 до 50 учеников.

Социальная оценка педагогического труда была очень невысокой. По своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не очень высоко. Афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. Это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. Только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы в качестве учителя.

В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение. Оборудование помещений первых школ было очень простым – кресло со спинкой для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях. Однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками.

Первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству историков, подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.

В обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. Письму юные ученики обучались на восковых табличках – церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило). После того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет.

После обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах литературного творчества того периода. Наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни Эзопа, поэмы Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). Работали также с культурными текстами – мифами, поэмами, гимнами и т.д. Все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.

В качестве основных дидактических приемов для обучения чтению обычно использовались мнемонические – повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором. Обучение арифметике было менее утомительно, так как афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака).

После освоения программы грамматической школы или одновременно с ней мальчики начинали посещать школу кифариста, где основное внимание уделялось музыкальному образованию. Музыка занимала важное место в системе греческого воспитания. Учеников обучали игре на самых распространенных музыкальных инструментах – лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре. Обучение музыке, по мнению греческих мыслителей, способствовало сохранению и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало также к слаженности действий со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.

После окончания мусической школы или одновременно с ней в возрасте около 12 лет мальчики приступали к занятиям в гимнастических школах – палестрах, где проходило общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка учеников. Спортивные упражнения и военная подготовка в палестрах проводились под тщательным контролем государства посредством специально назначаемых руководителей – педотрибов. На них возлагались обязанности надзора за исполнением государственных правил и законов при обучении гимнастике.

Первоначально палестра представляла собой отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет. Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.

После окончания обучения в палестрах юноши из знатных афинских семей имели возможность продолжить свое образование в университете, посещая какого-либо известного софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со своими научными идеями и философскими концепциями. Именно софисты стали первыми платными учителями в Афинах.

Софисты еще не создавали школ в нашем современном понимании, а использовали метод, близкий к архаическому, – групповое обучение. Они собирали вокруг себя группу юношей, которых обучали тем знаниям, умениям и навыкам, которыми владели сами. Для того чтобы привлечь к себе большее количество учеников, они шли на многочисленные уловки – странствовали из города в город, рекламируя свою деятельность, прибегали к публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т.д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.

Сама система обучения, в первую очередь риторике и философии, была не слишком формальна: учителя давали учащимся лишь самые общие предписания и быстро переходили к практическим упражнениям. Учителя, как правило, предлагали ученикам образцы для подражания собственного сочинения – показательные речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной, утилитарной). Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения и самостоятельного анализа; учителя использовали также поучительные объяснения прочитанного и упражнения в изложении, повторении рассказов.

Кроме этого огромной популярностью пользовались знаменитые афинские гимнасии государственные философские школы, среди которых особенно выделялись стоическая (основатель Зенон) и эпикурейская (основатель Эпикур). Наиболее известными гимнасиями в Афинах были Академия Платона, Ликей Аристотеля и Киносарг Антисфена. В каждом из этих учебных заведений существовал свой собственный стиль работы с учениками, который определялся характерными особенностями самого философа. Так, Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку (в переводе с греческого перипата прогулка, поэтому последователей Аристотеля нередко называли перипатетиками). Платон был любителем спокойного обсуждения философских проблем, которое происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, специально сконструированного философом.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и последовательного освоения программы обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной дидактической системы, связанной с использованием архаических методов группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю и отсутствии их самостоятельности и активности при освоении предлагаемого учебного материала. Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе.

Источник

Афинская образовательная система

Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин как крупного культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Афинское население по своей социальной характеристике также было достаточно разнородно. Выделяют следующие группы:

В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греческого:

Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями.

Образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет.

В Афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. Они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, не считалась очень значимой. На одного учителя — дидаскала — приходилось от 20 до 50 учеников.

Социальная оценка педагогического труда была очень невысокой. По своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не очень высоко.

Афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. Это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. Только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям Школы в качестве учителя.

В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение. Оборудование помещений первых школ было очень простым — кресло со спинкой Для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях.

Однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками.

Первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству историков, подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.

В обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. Письму юные ученики обучались на восковых табличках — церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило).

После того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет.

Дионисий Галикарнасский отмечал: «Обучаясь грамматике, мы запоминаем сперва названия букв, потом их форму и начертание; далее идут слоги, слова, части речи и их изменения, как, например, склонение, число, словопроизведение, ударение, положение слова в речи.

После этого мы уже начинаем читать и писать, сперва по складам и медленно, пока не приобретается должный навык, а потом слитно и сообразно течению мысли. Когда ученик умеет читать, он приступает к упражнениям в изящном чтении, соблюдая долготу и краткость слогов, ударение, повышение и понижение голоса, с сохранением мелодии и ритма, выразительно».

После обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах литературного творчества того периода.

Наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни Эзопа, поэмы Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера).

Работали также с культурными текстами — мифами, поэмами, гимнами и т.д. Все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.

В качестве основных дидактических приемов для обучения чтению обычно использовались мнемонические — повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором. Обучение арифметике было менее утомительно, так как афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака).

Учеников обучали игре на самых распространенных музыкальных инструментах — лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре.

Обучение музыке, по мнению греческих мыслителей, способствовало сохранению и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало также к слаженности действий со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.

Спортивные упражнения и военная подготовка в палестрах проводились под тщательным контролем государства посредством специально назначаемых руководителей — педотрибов. На них возлагались обязанности надзора за исполнением государственных правил и законов при обучении гимнастике.

Первоначально палестра представляла собой отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет.

Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.

После окончания обучения в палестрах юноши из знатных афинских семей имели возможность продолжить свое образование в университете, посещая какого-либо известного софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со своими научными идеями и философскими концепциями. Именно софисты стали первыми платными учителями в Афинах.

Для того чтобы привлечь к себе большее количество учеников, они шли на многочисленные уловки — странствовали из города в город, рекламируя свою деятельность, прибегали к публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т. д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.

Сама система обучения, в первую очередь риторике и философии, была не слишком формальна: учителя давали учащимся лишь самые общие предписания и быстро переходили к практическим упражнениям. Учителя, как правило, предлагали ученикам образцы для подражания собственного сочинения — показательные речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной, утилитарной).

Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения и самостоятельного анализа; учителя использовали также поучительные объяснения прочитанного и упражнения в изложении, повторении рассказов.

Кроме этого, огромной популярностью пользовались знаменитые афинские гимнасии – государственные философские школы, среди которых особенно выделялись стоическая (основатель Зенон) и эпикурейская (основатель Эпикур). Наиболее известными гимнасиями в Афинах были Академия Платона, Ликей Аристотеля и Киносарг Антисфена.

В каждом из этих учебных заведений существовал свой собственный стиль работы с учениками, который определялся характерными особенностями самого философа.

Так, Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку (в переводе с греческого перипата — прогулка, поэтому последователей Аристотеля нередко называли перипатетиками). Платон был любителем спокойного обсуждения философских проблем, которое происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, специально сконструированного философом.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и последовательного освоения программы обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной дидактической системы, связанной с использованием архаических методов группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю и отсутствии их самостоятельности и активности при освоении предлагаемого учебного материала.

Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя — кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе.

Кроме этого, уже в эпоху Античности в афинской образовательной системе произошла трансформация основного принципа традиционной культуры — «калькированного» образования, направленного на сохранение и упрочение социальных традиций и ритуалов.

Одновременно школа стала рассматриваться как своеобразное буферное пространство между личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *