афк как учебная дисциплина и область социальной практики
Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
В связи с тем что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо отличать адаптивную физическую культуру от физической культуры, медицины (включаю профилактическую медицину), коррекционной педагогике, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.
АФК базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. АФК включает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями).
Что касается сферы ФК, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. Медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного и психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации и переквалификации.
13. Афк как учебная дисциплина и область социальной практики.
«Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профессионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» — в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям.
Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется оздоровительно-реабилитационная или лечебная физическая культура
В России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми.
Таким образом, отмечая несомненную пользу для инвалидов современных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
14. Афк в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры.
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы.
1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (прежде всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;
2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, чтобы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социализирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.
Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.