афонские монастыри признавшие пцу
Колебания Горы Афон и украинский вопрос
Делегация СЦУ в Новом Эсфигмене
В последнее время в церковной среде события развиваются настолько стремительно, что за ними трудно уследить. Мы часто говорили о роли, которую в этих событиях сыграл Константинопольский Патриархат в качестве соучастника экуменических планов Запада, целью которых является объединение всех «христианских вероисповеданий», а затем и всех «религий», в конечном итоге направленное на распространение безбожия, то есть на обожествление человека (или, скорее, некоей группы людей). Поскольку нам известно о трудном положении Вселенского Патриархата, по сути являющегося заложником Турции и его могущественных покровителей – Америки и Германии, было бы странно ожидать чего-то другого.
Эти привилегии впоследствии были закреплены во всех Уставах монашеского государства от императоров Иоанна Цимисхия, Константина IX Мономаха, Алексея I Комнина, Андроника II Палеолога, а поминался только епископ Иериссоса (которого вызывали лишь тогда, когда необходимо было участие архиерея, как, например, засвидетельствовано в случае хиротонии святого Саввы Сербского в Хиландарском монастыре [2] ).
Эти попытки были возобновлены Ватиканом после Октябрьской революции и продолжались в течение всего периода между Первой и Второй мировыми войнами, когда были поставлены католические (униатские) епископы, притом что на этой территории проживало лишь незначительное число католиков. Воспользовавшись бедностью граждан и при поддержке западных центров управления, они усилили тенденцию к отделению от России, и в результате троянский конь унии перетянул на свою сторону значительную часть населения региона. И если запрет унии при Сталине способствовал почти полному исчезновению ее на Украине, то позже, в годы перед распадом Советского Союза, предоставление гуманитарной помощи и присутствие делегаций иезуитских миссионеров и епископов, призванных контролировать ее распределение, привели к новому укреплению унии. Тогда же стали предприниматься и попытки вывести православных из-под влияния Московского Патриархата. В 1992 году был создан независимый от Москвы «Киевский патриархат», и тем самым отделение было завершено. Причем псевдопатриарх называет себя патриархом «Киевским и всея Руси»!
Закономерен вопрос: существует ли для Русской Церкви более серьезный вызов, нежели отчуждение территории, на которой жили и творили великие дела как ее первый святой, так и подвижник недавнего времени – святой Владимир и святой Лука Целитель?
Если Церковь хочет изменить свои административные границы, то это должно быть сделано с большим уважением к истории и спустя долгое время после геополитических событий, с согласия всех Поместных Православных Церквей и прежде всего ради блага верующих и единства во Христе. Если истинные чада Христовы познаются по своей любви друг к другу, то они не могут вступать во взаимные столкновения по велению одержимых властью политиков.
Как бы то ни было, совершенно точно одно: не согласуется с духом Православия предоставление автокефалии одним Патриархатом (пусть даже и называемым Вселенским) поместной церкви, в данном случае церкви с маленькой буквы, глава которой имеет хиротонию от псевдопатриарха и, следовательно, является мирянином!
Но оставим это в стороне. Как известно, Вселенский Патриархат на праздник Богоявления предоставил автокефалию церкви Украины. Затем он попросил Священный кинот горы Афон отправить делегацию на интронизацию нового митрополита. Ввиду отказа Священного кинота было оказано индивидуальное давление на двух игуменов – монастырей Ксенофонта и Ватопеда – с целью убедить их присутствовать на интронизации лично (но не в роли представителей Афона). В итоге присутствовал только один из них, так как другой внезапно заболел. Думаю, что факты говорят сами за себя.
Ситуация осложнилась 10 февраля, когда делегация новой церкви Украины, возглавляемая епископом Павлом (Юристым), приехала с визитом на гору Афон. В то время как несколько монастырей отказались принять эту делегацию (монастыри святого Пантелеимона, Зограф, Дохиар, Симонопетра), другие ее приняли (Ксенофонт, Пантократор, Ватопед), а в Новом Эсфигмене делегация встретила крайне теплый прием с многочисленными знаками внимания и обещаниями нанести ответный визит на Украину. Более того, монастырь выложил в интернет соответствующие видео.
Остается вопрос, состоящий из двух частей: по какому праву Вселенский Патриархат оказывает давление на гору Афон, и почему он получает частичное признание своих действий?
Объяснение одно: афонские монастыри надеются на экономическую поддержку со стороны покровителей Украины и Фанара
Не будем забывать, что замена поминовения епископа Иериссоса на поминовение Вселенского патриарха исторически связана с подъемом Османской империи. В то время Святая гора нуждалась в защите Вселенского Патриархата от Высокой Порты. В настоящее время роли поменялись местами. Сегодня патриарх нуждается в духовной поддержке Святой горы и Элладской Православной Церкви. По этой причине может восприниматься только как историческая и экклезиологическая ирония тот факт, что при номинальном возвышении епископа Иериссоса до митрополита Иериссоса и Святой горы Афон прекратилась всякая его духовная власть над Святой горой!
Из всего этого ясно одно: ключ к разрешению разногласий, к прекращению духовного падения и распространения неверно понятого экуменизма находится в руках Элладской Православной Церкви.
Если Греческая Церковь решительно откажется признать украинскую псевдоцерковь, то она не будет признана и другими Поместными Церквями.
Активная позиция Церкви Греции может принести мир Церкви, поскольку позволит ограничить Вселенского патриарха и спокойно вздохнуть Московскому Патриархату.
Разве допустимо, чтобы в эти святые дни на Святой Земле, где принял мучения, был распят и воскрес Господь, верующие были разделены, тысячи паломников из России и Греции не имели церковного общения между собой, и все это из-за политических установок? На каждом святом последовании мы молимся «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех».
Так давайте сделаем все возможное, чтобы Воскресший из мертвых Господь нашел нас примиренными и едиными!
Перевод с греческого осуществлен под редакцией Афанасия Зоитакиса
[1] Статут Святой горы Афон / Сост. св. Афанасий Афонит, основатель монастыря Великой Лавры. Изд. Священного кинота Святой горы Афон, 1996. С. 20.
[2] Иустин (Попович), преподобный. Βίος καί Πολιτεία τῶν Ἁγ. Πατέρων ἡµῶν Σάββα καί Συµεών. Афины, 1975. С. 80.
[3] Ириней, епископ Бачский. Ὁ Βαρθολοµαῖος ἔκανε τό µεγαλύτερο λάθος στήν ἱστορία τοῦ Οἰκουµενικοῦ Θρόνου // www.vimaorthodoxias.gr/diethni-2/mpatskas-eirinaios. 17/12/2018.
[4] Автор в этом месте несколько произвольно излагает события русской истории. – Ред.
[7] Τό παράσηµο τοῦ τάγµατος τοῦ Ἁγίου Ἀνδρέου («Награда полка Св. Андрея»). Zougla. 14.12.2018.
«Пятая колонна» Святой горы Афон
Четыре святогорские обители выступили с откровенно антиканонической и русофобской позицией по украинскому вопросу, однако остальные афонские монастыри их не поддержали
В распоряжение телеканала «Царьград» поступил уникальный документ: перевод на русский язык особого мнения официальных представителей четырёх греческих афонских обителей – Великой лавры, Иверского монастыря, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. Подробный церковно-исторический и канонический разбор этого заявления будет опубликован на страницах нашего сайта в ближайшем будущем, пока же необходимо сделать несколько существенных замечаний.
Во-первых, этот документ противоречит мнению Священного Кинота Святой горы Афон. На протяжении последних месяцев Кинот так и не выразил однозначной поддержки Константинопольской патриархии (Фанару) относительно её вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине и предоставления «автокефалии» псевдоправославной раскольнической группировке «ПЦУ».
Во-вторых, публикуемое заявление содержит целый ряд исторических и канонических подтасовок, включая откровенную ложь в духе «Русская Церковь не просто собеседует с Папой, но допускает и католических «священников» до сослужения». Также в этом «особом мнении» четырёх греческих обителей Афона не скрывается националистическая по своей сути ревность в отношении русского Свято-Пантелеимонова монастыря, граничащая с откровенной русофобией. Это мнение совпадает с позицией посла США в Греции Джеффри Пайетта, который ранее проявил себя как один из организаторов киевского Евромайдана, а сейчас активно борется с русским присутствием на Святой горе Афон.
Но самое главное, уже после греческой публикации этого документа, в ходе заседания Священного Кинота Святой горы Афон от 4 марта, четыре других святогорских монастыря подали ответное письменное суждение. Было заявлено, что позиция Великой лавры, Иверского монастыря, Кутлумуша и Нового Эсфигмена содержит множество политически мотивированных трактовок и произвольных обвинений в адрес русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Здесь стоит напомнить, что монастырь Кутлумуш уже допустил украинских раскольников до служения в своих стенах, а Новый Эсфигмен – это «альтернативная» братия Эсфигменской обители, которая ещё в 1970-х годов отказалась поминать Константинопольских патриархов как экуменистов и либеральных обновленцев.
По мнению обителей, выступивших против заявления монастырей Лавры, Иверского, Кутлумуша и Нового Эсфигмена, позиция последних «никоим образом не способствует претворению в жизнь решения Священного Кинота сохранять монашескую и умеренную позицию по украинскому вопросу и избегать любого манипулирования собой в политических целях, абсолютно чуждых духовной природе Святой горы». Как подтвердил источник телеканала «Царьград» на Святой горе, эту позицию поддержали и ряд других афонских монастырей.
Гора Афон. Фото: patriarchia.ru
Таким образом, публикуемый ниже текст не просто не является общей позицией афонских монахов, но, по сути, демонстрирует, что «пятая колонна» Святой горы остаётся в меньшинстве. Однако это меньшинство является активным и агрессивным по отношению к каноническому Православию. А потому хочется надеяться, что другие афонские обители будут более последовательны в противостоянии собственному стамбульскому священноначалию, своими действиями на Украине вовлекшему Константинопольский патриархат в раскол.
МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУША И [НОВОГО] ЭСФИГМЕНА
28 февраля 2019 года, Святая Гора Афон
Результатом решения Священного Синода Великой Христовой Церкви относительно предоставления автокефалии Украине и последовавших за ним церковных действий стала реализация ряда канонических обязательств Вселенского Патриархата и актуализация его определённых прав как первопрестольной Церкви, на основании канонов и настоящего порядка Церкви, как это учреждено и существует в веках.
Всё это касается канонической связи Вселенского Патриархата с народом Божиим и другими Православными юрисдикциями, а к вопросам веры не имеет никакого отношения, являясь также ещё одним крупным вкладом во всемирное шествие нашей непорочной веры и важным братолюбивым и мирным успехом греческого православного духа, который, несомненно, всегда вносит положительный вклад в служение православию, являясь его выражением и сам будучи выражаем им.
После этого, как известно, возникло намеренно вызванное русской стороной волнение, которое имеет отношение к заявлениям Патриарха Московского и его различных сотрудников, представителей клира и мирян, в которых их верующим запрещается причащаться на Святой Горе, а разрешается только в монастыре св. Пантелеимона; состоятельные русские призываются «вкладываться» в русские, а не афонские (1) монастыри, и в то же время делаются заявления и напоминается о том, что русские благотворители пожертвовали Святой Горе около 200 млн, что, по словам посла США в Афинах, «одновременно работает как русские инвестиции «мягкой силы» в регион, не имеющий международной юрисдикции и финансовой прозрачности» (2). Характеристика «региона, не имеющего международной юрисдикции и финансовой прозрачности» относится к уделу Пресвятой Богородицы и русским пожертвованиям ему.
Священный Кинот неоднократно выражал своё мнение касательно русских устремлений в отношении Святой Горы как в далёком, так и в недавнем прошлом, в частности, по вопросу о русских торжествах так называемого «тысячелетия русского монашества на Святой Горе» и собственности монастыря святого Пантелеимона в районе «Гуруноскити» (Новая Фиваида – прим. пер.).
Вначале Кинот предпринял усилия, чтобы сохранить умеренную, монашескую и исихастскую позицию, так, чтобы это место пребывало в покое и молитве, вне событий и шума, преследуя главную цель – нормальное церковное положение и сохранение единства монастырей, а также во избежание бесцельных перипетий и беспокойства. К тому же указанный вопрос не подпадает под какую-либо компетенцию Святой Горы.
На чрезвычайном заседании Священного Кинота в разгар праздничных каникул в начале текущего года было изучено письмо нового предстоятеля Церкви Украины г-на Епифания, препровождённое письмом Генерального секретариата Честного Вселенского Патриархата. Было выказано великое усердие и в итоге отдано предпочтение неучастию в его грядущей интронизации ни направлением поздравительного письма, ни путём физического присутствия представителей Святой Горы, хотя, как известно (3), десять лет назад в то же самое время приглашение Патриарха Московского, препровождённое таким же образом, было удовлетворено немедленным назначением делегации из трёх человек, причём вышеуказанная чрезвычайная процедура не понадобилась.
Вначале было сочтено, что имевшими место событиями была достигнута поставленная цель – тишина. Но реалии и факт известной утечки якобы из «достоверных источников» Священного Кинота, на которую ссылаются разные лица, дали повод многочисленным центрам пропаганды внутри и за пределами Греции буквально неистовствовать, служа, конечно, чему угодно, но только не афонскому единству и т. д.
Одновременно с вышесказанным мы имеем дело с таким явлением, как начало посещений [Афона] священнослужителями Церкви Украины разных степеней в их новом качестве, когда они снабжены рекомендательными письмами из Вселенского Патриархата, в которых рекомендуются означенные в них лица, указывается их Церковь и их священный сан.
Этих визитов, несомненно, можно было бы избежать, либо они состоялись бы намного позже, если бы не было немедленного коварного вовлечения русскими в это дело Святой Горы Афон.
Так в итоге мы видим, что среди борющихся «титанов» наше священное место странным образом и без причины оказалось в эпицентре этой борьбы, как своего рода трофей, на который они претендуют, в то время как полностью игнорируется его каноническая зависимость от Вселенского Патриархата и политическая от греческого государства (как это определяется Уставом Святой Горы Афон). В итоге игнорируется сам его самоуправляемый статус, поскольку прилагаются усилия, чтобы развалить его путём коварной эксплуатации его привилегий, его необходимой монашеской обращённости к себе и его всевозможных проблем.
Включение монастыря св. Пантелеимона в т. н. зарубежные учреждения Московского Патриархата (4) и открытие в Москве специального центра по его финансированию с целью его восстановления (5), руководствуясь намерением, как сказал президент России, «возродить монастырь во всем его величии, как это задумывалось нашими предками», вовлекло монастырь в сферу русских интересов и исказило бывшую до нынешнего дня его связь с Россией, превратив её из исторической, традиционной и дружеской в экономическую зависимость и внешнее наблюдение, сопровождаемое вызывающим беспокойство расширением российского вмешательства во все его внутренние вопросы, как, например: поминание за богослужениями имени Патриарха Московского в качестве Предстоятеля, что происходит по требованию Московского Патриархата и к тому же после поминания Вселенского Патриарха, местного епископа, в качестве Предстоятеля, – та же практика, что применяется в России.
С другой стороны, у нас есть заявления председателя т. н. «императорского палестинского общества России» и бывшего премьер-министра С. Степашина немецкому журналу der Spiegel, который говорит о том, что «тема Афона вообще не должна волновать Грецию. Афон – это самостоятельная монашеская республика, что-то наподобие государства Ватикан в Риме (в греч. тексте букв. «он должен был стать по сути независимым, наподобие Ватикана» – прим. пер.) и что «у нас… проблемы не с Греческой Церковью, а со Вселенским Патриархом Константинопольским» (7).
По ходу ради информирования следует заметить, что заместителем «императорского палестинского общества России» до своего избрания был Блаженнейший Патриарх Московский Кирилл (8), которые уже давно вовлечён в афонские вопросы, как, например, в вопрос монастыря Эсфигмен. В качестве председателя отдела внешних связей Российского Патриархата, убеждая Вселенского Патриарха не трогать оккупантов обители, он заявлял: «Во-первых, эта обитель дорога нам как место пострига родоначальника русского монашества преподобного Антония Печерского, во-вторых, всё, что происходит сейчас с Эсфигменом, напоминает нашим верующим печальную историю десятилетней давности, когда после подобной силовой акции Свято-Ильинский скит на Афоне, созданный трудами монахов и жертвователей из России, оказался недоступным более для русских иноков» (9).
Всё это стоит в одном ряду с постоянно продвигаемыми «международным фондом наследия русского Свято-Пантелеимонова монастыря» необоснованными слухами о том, что «В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стала приходить в упадок монашеская жизнь в скиту Новая Фиваида и в самом монастыре» (10) и приводит нас к выводу, что предпринимается попытка манипуляции обителью, так чтобы не прямо поставить под сомнение её официальную связь с греческим государством (её невозможно поставить под сомнение), а представить её как связь оккупационную, связь деспотического господства, но не как естественное присутствие или историческое оправдание и законное присутствие эллинизма на правах своего естественного предка – византийской империи, как будто вовремя и не вовремя нуждающуюся во внешней поддержке и защите.
И, наконец, ко всему этому, как венец, добавляется и данное во время какого-то официального выступления Патриарха Московского знаменитое разрешение на то, чтобы русские паломники на Афоне причащались исключительно и только в монастыре святого Пантелеимона. Вот буквально эти слова: «Русские православные могут посещать «наш» монастырь святого Пантелеимона, который менее всего несет ответственность за пагубные поступки Константинополя» (11). Публикация завершается словами: «Следует отметить, что слова Патриарха Кирилла вызвали бурные аплодисменты присутствующих клириков» (11).
Интересно, бурные аплодисменты присутствующих клириков были вызваны фактом предоставления разрешения или фразой «наш»? Кроме того, в недавно поданном монастырём святого Пантелеимона мнении говорится о том, что «на протяжении веков» он является местом подвигов для многих поколений русских, увязывая всю свою аргументацию со святым Афанасием Афонским (т. е. косвенно возводя факт проживания русских в обители к Χ веку) и намеренно игнорируя всю драматическую историю конца XIX века, связанную с изгнанием греческих монахов из обители, панславизмом, послом Игнатьевым, Сан-Стефанским мирным договором 1878 года и созданием царским режимом «великой Болгарии» и, как следствие, Илинденским восстанием, которое имело своей целью присоединение Македонии к Болгарии, последующую борьбу за Македонию и нынешние перипетии в связи с македонским вопросом, чтобы не сказать об относительно недавней высылке российских дипломатов из-за их вмешательства в дела Греции (один из которых – вышеупомянутый председатель Императорского палестинского общества) (12), а ещё о том, что Россия уже двадцать шесть лет признаёт государство Скопье в качестве «Македонии» и, наконец, совершенное устранение присутствия Афона из российского государства, несмотря на то что в течение веков он активно присутствовал там, а с 1650 года в самом центральном месте. И этого присутствия он насильно лишился и продолжает противозаконно быть лишённым до сего дня благодаря известным ухищрениями Русской Церкви.
Там, очевидно, не было [такой] чувствительности. А может, в конечном счёте, критерий здесь не религиозный, а только этнофилетический?
В прошлом году и под предлогом урегулированного отныне вопроса монастыря святого Пантелеимона в районе Гуруноскита в Священный Кинот было подано письменное мнение, в котором были изложены разные проблемы, связанные с русскими устремлениями на Афоне, которые касались тогдашнего положения, но и приобретенного опыта служения в комиссии Священного Кинота по русским вопросам. Итак, там говорилось о русских целях на Афоне, о тождестве их с возрождающимися панславистскими устремлениями прошлого, да и вообще идущей из России попытке чрезвычайно подчёркивать измышленную и вычурную «инаковость» монастыря святого Пантелеимона, в противоположность прочим обителям. Наблюдая за текущими событиями и несмотря на заверения обители об обратном, можно констатировать, что с давних пор выражавшиеся опасения, к сожалению, подтверждаются, и обитель склоняется к изоляции и к тому, чтобы под внешне разумными предлогами стать орудием в руках чуждых по отношению к установлениям и статусу нашего священного места, которые, порождая здесь раскол, шум и разделение, и сея свои ухищрения в большом масштабе, нацелены на всю Святую Гору, чая достигнуть своей основной вышеуказанной цели, каковая заключается в манипуляцией монастырём святого Пантелеимона. В эту сеть не должен попасть ни этот монастырь, ни остальная Гора Афон.
После изложения нами вышеуказанных выводов и вопросов мы с братской любовью просим Священный Кинот принять во внимание следующие наши предложения:
Великой Лавры – иеромонах Никодим
Иверона – иеромонах Антоний
Кутлумуша – старец Филофей иеромонах
Эсфигмена – старец Гавриил иеромонах
Отношение Афона к ПЦУ: почему отдельные монастыри принимают раскольников
Что заставляет насельников Святой Горы принимать подручных Епифания Думенко и даже сослужить с ними.
Мы уже много писали об отношении отдельных афонских монастырей к украинским раскольникам. Однако более-менее полной картины до сих пор не было. Хотя необходимость расставить все точки над «і» и понять, что же происходит на Святой Горе, назрела давно.
Еще 8 февраля ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий написал в своем Telegram-канале:
«Сегодня, служа утром молебен мученику Иоанну, я подумал, что наша Церковь сейчас находится в похожей ситуации в связи с новым обновленчеством – легитимизацией украинского церковного раскола и активными действиями «иерархов» этой весьма темной по своей истории и составу структуры, созданной разрушителями Православной Церкви. Чуть позже я увидел у владыки Обуховского Ионы в ленте соцсети информацию о том, что сегодня известный Афонский монастырь – Пантократор – принял и позволил служить в своем храме одному из «епископов» этой раскольничьей структуры. А в прошедшее воскресенье, 3 февраля, игумен другого древнего монастыря Афона – Ксенофонта – ездил на «интронизацию» главы псевдоцерковной структуры в Украине под названием ПЦУ.
Мне кажется, для нас сегодня важен такой список иерархов, монастырей и приходов, которые выступили за легализацию схизматиков и вступили в молитвенное и евхаристическое общение с раскольниками, не имеющими священного сана. Сегодня этот список соединившихся с раскольниками пополнил афонский монастырь Пантократор, вслед за монастырем Ксенофонт.
Так кто же конкретно из афонитов поддерживает ПЦУ? Кто категорически против? И что в данный момент происходит на Святой Горе в связи с легализацией раскола в Украине? Эти вопросы очень важны, ведь афонские монастыри всегда обладали большим авторитетом в богословских и канонических вопросах, и многие православные христиане внимательно прислушиваются к голосу афонитов.
«Своим общением с раскольниками монастыри Ксенофонт и Пантократор, к нашей глубокой печали, сделали невозможным православным людям совершать паломничество в эти афонские обители».
Архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии
Чтобы ответить на них, редакция СПЖ пообщалсь с насельниками разных афонских обителей. Среди них были представители как довольно больших монастырей, так и маленьких скитов и келлий. Афониты просили не разглашать их имена. Причина этого довольно проста – одни монахи не хотят, чтобы смута на Святой Горе увеличилась еще больше, другие боятся, что их выселят с Афона. Поэтому мы можем только поделиться предоставленной информацией в надежде, что каждое слово, сказанное в беседе с нами насельниками Святой Горы, достоверно и истинно.
Итак, первое, на что следует обратить внимание, это тот факт, что людей, которые бы не слышали о проблеме украинского Томоса, на Афоне нет. Второе – почти все афониты в данный момент знают, кто и как относится к ПЦУ. Третье – очень много тех, кто еще не определился.
Кроме этого, нужно понимать, что никто из монахов Святой Горы не выступает за ПЦУ. Все без исключения знают, что Филарет и Макарий – это схизматики (раскольники). Поэтому те, кто уже служил с представителями новой украинской «Церкви», сделали это только из уважения к Варфоломею, из любви к эллинизму или из страха. Обо всех этих причинах мы поговорим ниже.
Вместе с тем известно, все без исключения насельники Афона с огромным уважением относятся к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию. Как сказал один келлиот, «вся Гора молится за Онуфрия и любит его». Но, те кто оправдывает действия патриарха Варфоломея, считают, что наш Блаженнейший должен просто смириться и принять условия Фанара.
Итак, кто же конкретно уже осквернил себя сослужением с украинскими раскольниками? Перечислим эти монастыри:
Кроме тех, кто уже успел «послужить» с раскольниками, есть и такие, которые в совместных «богослужениях» не участвовали (или мы не располагаем информацией об обратном), но поддерживают действия патриарха Варфоломея. Это такие монастыри:
Среди тех, кто до сих пор не определился, можно назвать монастырь Симонопетра и Ильинский скит.
А вот список монастырей, келлий и известных насельников Святой Горы, которые однозначно выступают против легализации украинских раскольников и действий патриарха Варфоломея:
Также против ПЦУ и действий патриарха Варфоломея выступают насельники многих келлий и скитов. Среди них есть и очень уважаемые монахи, которых знают во всем православном мире:
Один из самых уважаемых старцев Афона Гавриил неоднократно подчеркивал, что все происходящее в Украине – антиканонично и что нельзя признавать «хиротонии» ПЦУ.
Из этого далеко не полного списка становится очевидным, что противников ПЦУ на Святой Горе намного больше, чем сторонников. Из разговоров с афонитами мы сделали заключение, что происходящее они воспринимают как испытание, которое Бог послал им за грехи.
Старец одной из келлий отметил, что патриарх Варфоломей сделал большое зло не только по отношению к Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви, но и по отношению ко всему православному миру. Он же подчеркнул, что патриарх войдет в историю и как человек, который разорвал единство афонского братства. Старец говорит, что на Фанаре свои собственные амбиции поставили выше любви Христовой, выше Церкви и что попытки насильственной легализации украинского раскола ни к чему хорошему не приведут.
Более того, нарушено единство не только между отдельными монастырями, среди которых довольно много и исключительно греческих, но и между братией в стенах одной обители. Есть довольно много примеров того, что монахи, которые живут в одном монастыре, ссорятся из-за позиции Варфоломея относительно ПЦУ. А может ли устоять царство, которое разделилось? – вопрошает старец.
Так почему же некоторые афонские обители все-таки поддерживают патриарха Варфоломея? Как нам удалось выяснить, причины поддержки можно свести к четырем пунктам:
Святая Гора Афон всегда была и будет особенным местом для православных христиан. И какие бы смуты ни сотрясали ее, мы верим, что Господь и Божия Матерь не оставят это место без Своей заботы. Вместе с этим, считаем, что и нам нужно что-то делать, чтобы истина восторжествовала.
Один из старцев Святой Горы в беседе с нами подчеркивал, что Мария, которая слушала слова Христа, сидя у Его ног, не смогла бы долго это делать, если бы не Марфа, которая готовила ужин. Это означает, что нам надо не только молиться, говорил старец, но и предпринимать конкретные действия, а именно – исповедовать свою веру, проповедовать Истину. Конечно, стоит помнить при этом, что важно все делать правильно, без агрессии и злобы, а с любовью и молитвой.
Все те, кто не согласен с нами, все равно остаются нашими ближними, за которых Господь Иисус Христос пролил Свою кровь. И если сегодня они заблуждаются, то мы никогда не должны терять надежды, что ситуация поменяется. На Афоне говорят, что рано или поздно все станет на свои места. Главное – молиться и с любовью вразумлять заблудших.