афонский монастырь в абхазии история
Один из самых посещаемых в Абхазии – Новоафонский монастырь
Туристическая обитель Абхазии и важная православная святыня Кавказа — монашеский собор на горе Афон. Основали Новоафонский Симоно-Кананитского монастырь монахи греческого происхождения в 1874 году.
Этот архитектурный ансамбль и монашеский центр всей Абхазской церкви возвышается на высоте 75 метров над уровнем моря.
Объект привлекателен для верующих со всего мира. Кроме истории место примечательно пейзажами. На берегу Черного моря нельзя найти подобного места, окруженного цветущими деревьями и зелеными парками. На официальном сайте можно найти информацию о богослужениях и другую информацию.
Время работы и правила посещения
Монастырь доступен для бесплатного посещения каждый день с 12:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника. Вы можете оставить пожертвования храму, для чего установлены специальные места сбора.
Тут же расположены местные продуктовые палатки, предлагающие памятные сувениры и колоритную еду. На память об Абхазии можно взять деликатесы, которые производят монахи — мёд, варенье, травяные сборы.
Как добраться?
Посещая Абхазию и Южную Осетию со стороны России, вы нарушаете законодательство Грузии. Официально эти территории считаются оккупированными.
Доехать до святыни Абхазии можно разными способами, смотря откуда вы выдвинетесь:
Если будете покупать групповые абхазские экскурсии, скорее всего монастырь на горе Афон войдет в список обязательных мест к посещению.
История
Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.
Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.
Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.
Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.
Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.
Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.
По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.
Строительство
История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.
В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.
Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи. Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами.
Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.
В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».
Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.
С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.
Опустение и возрождение
Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.
В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.
Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.
Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне
На горе Афон расположены шесть объектов, в том числе главнейшая православная святыня — Пантелеймоновский собор. По одной легенде, по дороге к нему каждый человек избавляется от грехов. Называемая «Тропой грешников» дорожка вымощена старыми булыжниками и открывает прекрасный обзор на весь комплекс горы Афон.
Пять храмов комплекса гармонично расположены вокруг собора:
Пантелеймоновский собор высится над всем комплексом, но более всего он известен расписными фресками на стенах. Рисунок выполнен в неовизантийском стиле. Постройки с 1900 года сохранили внешний вид и привлекают туристические группы со всего мира.
Куранты от Александра III украшают колокольню по сей день. Рядом с монастырем есть отдельная обитель апостола Симона, в которой он прожил свою жизнь в Абхазии.
Мощи святого находятся также на территории христианского комплекса. Монахам храма была подарена удивительная вещь — икона “Избавительница” — от настоятеля храма в Старом Афоне в Греции, как приемнику монастыря в Абхазии.
Абхазия, Ново-Афонский монастырь: история, описание
Друзья, привет! Сегодня мы отправляемся в Абхазию, в древнейший Ново-Афонский монастырь. Абхазия — сама по себе очень красивая страна. Водопады, горы, озера, пещеры, реки, — основные составляющие прекрасного места. Кроме этого, есть еще старейшие строения, прославившиеся на весь мир, и одна из таких достопримечательностей, Новоафонский монастырь. Его золотые купола сверкают на солнце, а история святыни уходит в далекое прошлое.
Ново-Афноский Симоно-Кананитский монастырь – обитель для мужчин, находящаяся у подножья холма в городе Афоны (ныне Новые Афоны); время появления — 1875 год; основатели — отцы русского монастыря святого Пантелеймона.
На пути к завершению во время строительства для древних строителей встали сложные испытания: изначально стоило сгладить холмистую поверхность (что для тех времен, считалось очень сложной работой), затем русско-турецкая война заморозила строительство с 1877 по 1878 гг. (при этом монастырь ограбили); только в 1900 году окончательно завершилось создание святилища. Одним из основоположников и основных строителей всего монастыря являлся Александр 3, также по его велению была возведена часовня, затем появилась «царская» аллея — бульвар с кипарисами.
В те далекие времена храм считался самым крупным в России, духовной цитаделью Кавказа. Позже нагрянула Октябрьская революция, монастырь был разрушен и становился все более пустым. На месте дома игумена появилась дача Сталина. Грузино-абхазская война тоже дала о себе знать: поврежденное от многочисленных атак святилище, затем его превращение в госпиталь. Какие бы трудные испытания не падали на это священное здание с золотыми куполами, в 1994 году оно все же возвратилось к существованию. Реставрация активно продолжается и в нынешние века.
Монастырь Нового Афона делится на шесть основных строений:
Пантелеймоновский собор — почитаемый и красивейший храм местности.
Грандиознейшая влиятельная постройка в Абхазии – Собор имени Пантелеймона – почитаемый и красивейший храм местности. Он создан в невизантийской манере; стены расписаны живописцами из Владимира и союзом мастеров из Москвы.
Кроме всех храмов, имеется башня с колоколами, под которой расположена бывшая монастырская трапезная. Ее стены расписаны картинами, выполненными под руководством братьев Оловянников.
С 2001 года на территории монастыря создано духовное училище, при желании, туда могут принять всех верующих.
В заключении стоит посоветовать, каждому, навестить хотя бы один раз великую постройку 19 века, открыть для себя новое и почувствовать ту атмосферу легкости, обитающей в монастыре. Монастырь, конечно, не до конца отреставрирован, но то, что придется увидеть, оставит большое впечатление. Тем более, территория очень живописна, это компенсирует небольшие недостатки монастыря. Если случайно забредете в Абхазию, обязательно посетите это святилище.
*Лучше добираться на маршрутах, экскурсоводы и таксисты слишком завышают цену.
Несомненно, отправившись в Абхазию в Ново-Афонский монастырь, любой турист останется доволен и получит массу впечатлений от своего путешествия.
Новый Афон
Я расскажу о том, как полезно иногда идти по дороге, не зная, куда она тебя приведёт. Мой путевой очерк — об известных и в то же время неизвестных святынях Нового Афона. Буду очень рада, если кто-то пройдёт моим маршрутом и увидит своими глазами это удивительное место, которое довелось увидеть мне.
Новоафонское утро. Солнце еще не показалось из-за гор, лишь небо посветлело. Но петухи уже вовсю стараются перекричать друг друга. По объему глотки российские петухи, очевидно, уступают абхазским. Эти птички начинают петь с четырех утра, не давая нам выспаться. Но благодаря им наш день начинается раньше, а, как известно, кто рано встает, тому Бог подает. И мы это на себе испытали еще как.
Сейчас, когда нет еще и семи утра, хозяйки в домах уже хлопочут на кухне, хозяева пьют чай на веранде (наверняка с инжировым вареньем — сейчас как раз сезон этих сладких фиолетовых луковиц). До обеда, пока нет сильной жары, им многое надо успеть: например, сходить на рынок за овощами или починить винную бочку. Как во всех жарких странах, местные жители в полуденный зной стараются не высовывать нос из тени.
Сбежавший жених
Не так много на земле апостольских мест, где проповедовали ученики Спасителя. И Новый Афон – одна из таких точек на карте.
Симон Кананит – один из ближайших учеников Иисуса Христа. Это на его свадьбе в Кане Галилейской, в самый разгар праздника, закончилось вино. Тогда Иисус Христос сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино, о чем повествуют почти все евангелисты. После этого чуда Симон уверует во Христа и отправится вслед за Ним, оставив свою невесту.
После сошествия Святого Духа на апостолов разлетелась Благая весть по миру: Фома отправился в Индию, Петр – к римлянам, Лука – в Грецию. А Симон Кананит пошёл проповедовать вместе с Андреем Первозванным в Осетию и Абхазию. После города Севаста (нынешний Сухум) пути апостольские расходятся: апостол Андрей отправляется дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, доходит до Булгарии, а Симон остается здесь, селится в пещере в ущелье реки Псыртсхи. Здесь и живет он, проповедуя язычникам Евангелие Христово.
В 1884 году монахи Пантелеймоновской обители обустроили пещеру как часовню. Теперь к ней ведут каменные дорожки вдоль ручья, а место это зовется «парк-заповедник» и вход туда платный.
Самое лучшее время посещения келии апостола – раннее утро. Мы пришли еще до открытия территории парка. У входа нас встретил дедушка-абхазец, судя по всему – смотритель. Разговорились. «Паломники, что ли?». Туристы сюда так рано не заглядывают.
В этот предрассветный час здесь, в парке, по-особому тихо и таинственно. Солнце еще не пробилось сквозь зеленый полог деревьев, лесная свежесть бодрит. Еще нет посетителей, экскурсоводов, предлагающих «зарядиться положительной энергией от стопы апостола Симона»… Нет никого – и земля будто вспоминает минувшие тысячелетия. А если не глядеть под ноги, на всё сотворенное человеком – дорожки, мостики, урны, таблички, — то можно представить, как все было 2000 лет назад, когда по этим камням ступал ученик Христа.
Купола и пальмы
Монастырь для посетителей открывается в 10.00. Когда мы подошли к стенам монастыря, на часах не было и девяти. У входа на ступенях сидело несколько человек. Праздно слоняться у закрытых ворот не хотелось, и мы решили осмотреть окрестности. Обогнув монастырь, мы вышли к развилке двух дорожек, одна из которых вела вниз, ко храму Симона Кананита, а другая уходила вверх, за поворот. Мы выбрали последнюю и, нимало не заботясь, куда она нас приведет, зашагали в гору.
Места эти имеют богатейшую историю и множество исторических наименований: Трахея, Анакопия, Псыртсха (по названию реки), Никопсия… “Новым Афоном” это место стало называться только в XIX веке, когда русские монахи со святой горы Афон приплыли, чтобы основать здесь обитель. В то время положение русских на Афоне было незавидным: греческое духовенство притесняло русскую братию и даже хотело тайно вывезти их на турецком корабле в Малую Азию. Тогда-то игумен русского Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрит Макарий и обратился к русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями об «уголке земли на Черноморском побережье», чтобы постороить там новую обитель.
…Дорога ведет нас мимо ветхих домов с заколоченными окнами. Чем выше, тем заброшенней становится местность. Тишина и запустение. Переспевший виноград, свисающий гроздьями с изгородей, уже давно никто не собирает; инжир опадает прямо в кадушку с водой. Ни души. Только изредка собаки встречают нас заливистым лаем.
Дома здесь были когда-то добротные, да и сейчас, при починке, могли бы стать вполне сносными. Только вряд ли кто-то возьмется за них: все перебираются ближе к морю — в горах делать нечего. Там, внизу, можно надеяться хоть на какой-то заработок с курортного бизнеса – торговли мороженым, шашлыком и надувными кругами.
Оборачиваемся назад: открывается живописный вид. Монастырь виден как на ладони — и не скажешь, что рассчитан на 3000 человек!
Отсюда он кажется стоящим совсем на берегу, между тем над уровнем моря он возвышается на 73 метра. Сейчас мало кто представляет, сколько трудов было положено на устройство этих мест. Братия под началом иеромонаха Иерона рубили лес, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья. Чтобы начать строительство, прежде нужно было срезать несколько десятков тонн горной породы. Все это делалось, разумеется, вручную. Были приглашены архитекторы, инженеры, художники – масштабы стройки по тем временам были грандиозные.
А если присмотреться, еще ниже, почти у самого берега различимы очертания монастырских прудов с лебедями (разумеется, лебедей с такой высоты не видно, но мы-то знаем, что они есть). Пруды обсажены плакучими ивами, олеандрами, кустами жасмина, финиковыми пальмами. Туристы очень любят этот парк, приходят туда покормить хлебным мякишем лебедей. Сейчас, конечно, все позабыли, что пруды эти тоже принадлежали когда-то монастырю и появились они стараниями иеромонаха Иерона и братии. Сегодня там расположились различные кафе и рестораны.
Удивительно, как здесь одна эпоха наслаивается на другую! Напоминают о советском прошлом скульптуры спортсменок-комсомолок, фонтанчики и уже позеленелые перила. Но где застыло время, так это в столовой напротив парка, где можно плотно пообедать в лучших традициях общепита за каких-нибудь 150 рублей.
Сквозь весь этот совок проглядывает и другое время. Кипарисовая аллея, ведущая от храма Симона Кананита к монастырю, до сих пор зовется «царской». Августейшая семья присутствовала здесь при закладке Пантелеимоновского храма в июне 1888 года. Об этом событии говорит и мемориальная доска неподалеку от водопада, который, кстати, также соорудили иноки.
Подумать только: побережье было когда-то заболоченным и поросшим субтропическим лесом, буквально несколько рыбацких хибар и – ничего больше. Сейчас мало кто помнит архимандрита Иерона с братией, которые трудились не покладая рук, возделывая эту дикую территорию.
Дорога к паровозу
…Мы продолжаем подниматься вверх — «Куда-нибудь эта дорога да приведет». Поворачивать назад не хочется: а вдруг за следующим поворотом покажется то, ради чего стоит попотеть, карабкаясь в гору?
За поворотом, действительно, показался пока всего лишь указатель: «Дорога к паровозу. 4 км». “Что за паровоз? Здесь есть железная дорога? На горе?”, — закрутились в уме вопросы.
Забегая вперед, скажу: как позже мы выяснили, тропа, по которой мы так уверенно поднимались, ведет на вершину горы, где до революции было монастырское хозяйство. Александр III подарил монастырю музыкальные куранты, которые и сейчас висят на колокольне в центре западного корпуса и паровоз. В обители функционировала своя узкоколейная железная дорога. Паровоз производства немецкого завода Юнг предназначался для того, чтобы приводить в движение канатную дорогу, соединявшую Иверскую гору с монастырём. По другой версии, в вагонетках переправляли наверх строительные материалы – там велось строительство монастырского хозяйства, а сверху спускались дрова для монастыря. Об остальном – как и почему этот паровозик остался стоять на горе по сей день, куда делась узкоколейка – гугл умалчивает, а местные и вовсе не знают.
Судя по тропке, довольно нахоженной, к паровозу все же ходят люди, но мы поднимаемся уже больше часа и пока не встретили ни души. Панорама города скрылась за зеленым занавесом. Тропинка стала менее крутой, затем совсем пологой. Мы проходим мимо бамбуковой рощи и выходим к деревянной изгороди с воротцами. Это пасека – за изгородью рядками гудят ульи.
… Слышится монотонный звон, и по мере того, как мы идём вперед, звон усиливается. Звонят будто в несколько маленьких колокольчиков. На залитой солнцем лужайке мирно пощипывают травку несколько буренок, а чуть дальше стоит паровоз.
Ближе к небу
Здесь, среди леса, на высоте полкилометра (530м) над уровнем моря, увидеть дореволюционный паровоз – все равно что в пустыне наткнуться на подводную лодку. Для полной картины не хватает рельсов и дыма из трубы. Именно такие паровозики мы видели в детских книжках, мультфильмах и — иногда — на детских площадках. А этот – подойдя поближе, мы разглядели, — весь ещё и изрешечен пулями, бедняга.
Мы скинули рюкзаки с плеч, и, оглядевшись, поняли, что стоим в центре заброшенной усадьбы. Чуть правее белеют руины какого-то здания, увитые плющом, еще подальше – почти целый каменный дом с арками окон и дверей, а рядом с домом – поросший мхом каменный колодец. По расположению деревьев и кустарников нетрудно догадаться, что рассажены они рукой человека в определённом порядке. Аллея тополей-свечек ведет вглубь усадьбы, а слева стройными рядами растут яблони. По всему, когда-то это был прекрасный плодовый сад. (И действительно, кроме яблонь мы обнаружили инжировые и грушевые деревья, айву и виноград – правда, ещё недозревший).
Но мы были не одни. В воздухе всё гудел бубенчиковый звон. Коровы заинтересовались нашим присутствием и пожелали знакомиться. И если бы не они, наверное, от нашего взгляда ускользнула бы еще одна необычная деталь: это пулемет, о который одна из стада коровка решила почесать шею. К сожалению, определить, что это за пулемет и, хотя бы приблизительно, какого времени, мы не смогли. Вполне возможно, что он стоит здесь с войны 1992–93 гг. Когда солнце так радостно светит и звенят бубенчики, совершенно не верится, что война была и здесь, в этом мирном уголке.
Как позже мы узнали, эта поляна, заброшенный сад, пасека и полуразрушенные постройки, – все это – одно из горных монастырских хозяйств. В 1924 году монастырь закрыли за “контрреволюционную деятельность”, а насельников расстреляли. Одно из таких мест расстрелов — та самая солнечная лужайка с паровозом — немым свидетелем мученической кончины монахов.
…Мы не знаем, сколько мы пробыли в этом месте. Нам показалось, что время измеряется не минутами, а как-то иначе. Здесь… благодатно – по-другому не скажешь. Наверное, оттого, что ближе к небу.
С 2012 года Новоафонский монастырь находится в руках раскольников
Новоафонский монастырь
Вход в монастырь святого апостола Симона Кананита Wikicommons, Hons084
Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого Апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.
История основания Новоафонского монастыря
В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.
С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.
О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.
Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.
Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.
Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.
Практическая информация
Чтобы проехать к Новоафонскому монастырю, необходимо добраться до популярного российского курорта Адлер, который находится в 8 км от абхазской границы, затем пересечь пограничный пост «Псоу». После прохождения паспортного и таможенного контроля следует сесть на рейсовый автобус, который примерно за 3 часа доставит вас до Нового Афона. Монастырь входит и в большинство экскурсионных программ по Абхазии, которые организуются от российских курортов Сочинского района.
Планируя посещение монастыря, следует учесть, что женщины допускаются туда только в длиннополой одежде и с покрытой головой.
Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь Святого апостола Симона Кананита.
Телефон: + 7 (940) 927-19-71 — иеромонах Андрей (Ампар), настоятель монастыря; факс: +7 (840) 245-80-93; e-mail: gmarshan@gmail.com.
Время работы: среда — воскресенье: 12:00 — 18:00.