афоризм природа не храм а мастерская и человек в ней работник
«Природа не храм, а мастерская».
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?
Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.
Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.
Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.
В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?
Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.
Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.
Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.
Да, природа и храм, и мастерская, а человек в ней должен быть рачительным и бережливым мастером.
природа не храм, а мастерская
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Я всегда был убежден, что этот афоризм ИС.Тургенева –точная и ёмкая формулировка проблемы и она абсолютно верна.
Даже удивительно, как Иван Сергеевич-барин до мозга костей, крайне далекий от науки и труда практического, мог так точно высказать суть отношений человека и природы.
И еще один, уже не выдуманный Базаров, а вполне реальный естествоиспытатель и великий труженик-Иван Владимирович Мичурин сказал то же самое чеканной фразой:
-Мы не можем ждать милости от природы.Взять их у нее-наша задача.
Однако, часто слышу, что эти, очевидные для меня истины, вызывают резкое неприятие или глухое непонимание.
Вот вкратце таковы возражения.Читаю в интернете.
-Это идеологические истоки того, к чему пришла планета..
-Мне человек напоминает жука-короеда…
-Посмотрите, что натворил этот работник…
-Природа это храм, а человек в ней служитель…
Вот от этого и попробую оттолкнуться.
Вопросы, поднимаемые защитниками природы, правомочны и, чаще всего, продиктованы заботой о сохранении природы и самого человечества.Вот только понимание проблемы, выводы, пути решения сплошь и рядом невозможны,
неприемлимы или бессмысленны.
Сегодня 1 апреля.Читаю в новостях:-РИА Новости в рамках глобальной акции «Час Земли»(!?) на 1 час отключили подсветку главного здания и основное освещение, в т.ч. и на информационном выпуске, чтобы привлечь внимание к проблемам окружающей среды.Работать будем при включенных настольных лампах или с фонариками.
Э, нет! Так дело не пойдет! Будьте уж последовательны, господа из РИА! Раз взялись все косить, так валяйте и себя по ногам!
Настольные лампы и фонарики создают проблемы для окружающей среды.Предлагаю все бросить, раздеться догола, мужчинам прикрыть причинное место фиговым листом, женщинам и так сойдет…Ой, забыл-это же дискриминация по половому признаку! Долой фиговы листы! И в пещеры! А кому пещер не хватит-на деревья1
Гнезд не вить-нарушает первозданную природу.Питаться исключительно дикорастущими фруктами и травами( и тоже не желательно-все сожрете-какой ущерб природе).Что, фруктов нет? А вон на елке шишки…
И не на 1 час, а хотя бы на недельку
Сразу отпала бы охота устраивать глупые пиаракции.Зараз бы прекратилось фарисейство, ханжество и лицемерие.
Скажут, что акция прошла в 5тыс.городов мира?
Тем хуже
«Природа-храм, а человек в ней служитель».Удивительно, как часто на разные лады повторяют эту мысль.Крайние даже призывают назад к природе. Самое смешное, что те, которые льют крокодиловы слезы о ущербе для природы, сами с удовольствием пользуются всеми благами цивилизации и стараются нахапать этих благ как можно больше, не беспокоясь не о природе, не о стыде и совести!
Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что в Индии есть учение джайнизма, которое гласит:
-Нельзя заниматься земледелием, а то можно навредить червям и букашкам.
-При разговоре надо закрывать рот платком, дабы случайно не проглотить муху или комара..
-Ходить можно только при свете дня и разметая себе дорогу веничком, чтобы ненароком не раздавить букашку
И т.д. и т.п. Это крайность, доведенная до абсурда? Конечно!
Что тут можно сказать? По крайней мере, они последовательны…Они не ханжи и не лицемеры.
Все же подавляющее большинство людей-стихийные материалисты и прагматики.Они твердо знают, что для того, чтобы жить надо работать, т.е.изменять природу. Конечно, говорят, был еще Диоген, который жил в бочке.Так ведь и бочку-то кто-то сделал, значит был работник!
А бондарю, чтобы сделать бочку, нужны клепки и полосовое железо на обручи… Железо кто-то должен выплавить, отковать, клепки-вытесать из чурки и т.д. Т.Е. нужно сырье.А где его взять? Да только в кладовых матушки природы, больше-то ведь негде! И в процессе выплавки железа и изготовления топора и молота, ковки обруча и клепок НЕПРЕМЕННО получатся отходы производства.Без них ну никак не обойтись.И куда же их девать?, Да опять в окружающую среду! Больше-то ведь некуда!
Я постоянно говорю банальные, азбучные истины.Видит бог, я не хотел! Только вот приходится их повторять, потому что кое- кто в упор не желает все это знать.
Утилизация отходов не всегда возможна, а часто сопряжена с такими затратами энергии и труда, что становится едва ли не затратнее самого производства.Но, поскольку теоретически возможно малоотходное производство, мало загрязняющее окружающую среду, то к нему, безусловно. надо стремиться., и нельзя снимать ответственности за загрязнение окружающей среды, там, где его можно избежать.
И энергию для производства всего необходимого человеку, где-то надо брать.А где? Да опять же у матушки природы.Больше негде…Это значитГЭС иТЭЦ, атомные электростанции и т.п. И это, опять же, невозможно без серьезных изменений природы и выработки отходов.
Вот и получается, что, если человек хочет жить по человечески, а не как обезьяна на ветке, он должен изменять, приспосабливать природу к своим нуждам и потребностям, должен понимать, что изменять природу и создавать отходы это неизбежная обратная сторона медали.За все надо платить!
Это и есть его работа в мастерской планеты Земля.Это как раз и означает, что человек не может ждать милостей от природы, а должен взять их своим умом и трудом. Человечество не жук-короед, а творец, строитель, рабочий.А природа- его дом и мастерская! Другое дело, что и к дому и к мастерской надо относиться бережно и по хозяйски.Так ведь с этим никто и не спорит!
К слову сказать сама жизнь, только зародившись начала изменять природу планеты Земля: создавать кислородную атмосферу, почву, залежи руд и полезных ископаемых.Она –жизнь, это делала стихийно, потому что иначе существовать не могла.В конце концов эволюция жизни привела к появлению человека-венца природы.И он уже осмысленно продолжил преобразование природы.
Если и допустимо говорить о предназначении человека, то это предназначение именно в преобразовании природы, заложенное в самой природе человека.
Выше я привел высказывание, что афоризм И С.Тургенева это идеологическое обоснование разрушения природы. Смотрите, мол что натворил ваш работник! И это явное передергивание карты шулером.Человек- работник совсем не предполагает ни узкоутилитарного, ни хищнического отношения к природе.Да, эти издержки есть.Но, они отчасти неизбежны, т.к. чудес ведь не бывает.Об этом я уже говорил.Отчасти издержки эти вызваны несовершенством производства, не умелым работником(человек-то работник молодой и неопытный).Здесь поле деятельности для ученых. изобретателей, творцов…
Отчасти(и не малой!) издержки вызваны недостатками экономического и общественно-политического устройства современного человечества.И, конечно, недостатками самого человека.Ну не успевает его мораль, нравственность и культура за стремительным развитием производства.!
И сколько бы не кричали умные люди о пороках урбанизации и преобразования природы, сколько бы не звали назад к природе, сколько бы не призывали к служению природе, Человечество будет преобразовывать природу! Караван идет своим путем. Хорошо это или плохо? Да никак! Это неизбежно, потому не может быть хорошо или плохо.
Противники развития человечества утверждают, что людей развелось слишком много.Дескать, чтобы спасти планету от разрушающей работы «жука-короеда» надо сократить его количество. И это ложь!
Земля может прокормить на порядок больше людей, чем их есть сейчас.
-Имеется огромное количество неосвоенных земель и сырья.
-Мичурины могут создать новые, более продуктивные сорта растений и породы животных, что мы и наблюдаем.
-Перспективы применения генетики вообще неисчерпаемы.
-Возможно создание синтетической пищи, стройматериалов и др.материалов.
Вот пугают истощением запасов питьевой воды Да куда она девается-то? Озера как были, так и есть, реки как текли, так и текут, подземные воды еще и не использовались толком.(Вот читаю где-то, что под землей в пойме Амазонки(или Миссисипи? точно не помню)течет река по обьему большая, чем сама Амазонка.)Все дело в том, что нужно создать более эффективные средства очистки и поменьше загрязнять воду. Все эти задачи вполне решаемы, когда есть воля их решать.
Так почему же плохо решаются задачи сохранения природы.? Причин много и разных.
Одна из причин-несовершенство технологий.Это вполне обьяснимо.Человек-то работник еще совсем молодой.Ведь современная техногенная цивилизация сложилась каких-то 200 лет, тому назад.
Другая причина-особенности и недостатки самого человека., его психология.
Вот. например. наблюдаю такую картину: Установили в селе контейнеры для мусора и предложили жителям за скромную плату складывать туда мусор, чтобы не загрязнять окружающую среду и пр. пр. пр.Так мало того, что платить никто не желает, так еще и мусор вываливают рядом с полупустым контейнером и плевать хотели на то, что ветер разносит все это по всей округе.Много еще можно привести таких примеров, читатель сам это видит и знает.А вывод:-нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.Не успевает мораль, нравственность и культура человека и человечества за стремительным и все ускоряющимся техническим прогрессом.!-Проблема!
И еще одна, мне видится, причина хищнической эксплуатации природы.Причина это –общественно-политические отношения, устройство и идеология организации жизни общества людей.Я говорю о т.н. капитализме, рынке и конкуренции.
Общество потребления требует все новых товаров, многие из которых совсем не нужны, но активно рекламируются, в погоне за прибылью.Посмотрите, например.Ценность кинофильма определяется не его значением для воспитания хороших качеств в человеке, а количеством вырученных от него денег.! И такие извращения на каждом шагу.
Назойливая реклама: КУПИ, КУПИ, КУПИ! Изделии-то еще вполне пригодно, но выбрасывается в утиль в погоне за модой и удовлетворением больного тщеславия…Товары сознательно изготавливаются не ремонтно пригодные, чтобы вынудить к приобретению новых, а старые-в утиль! Общество потребления –вот главный двигатель хищнического
отношения к природе.
Прибыль любой ценой! Этот лозунг заставляет выбрасывать ядовитые отходы-так дешевле! Стремление к халяве и отдельного человека и предпринимателя и руководителя любого уровня и целых государств-вот главная причина
Варварства по отношению к природе.И это прямой путь к катастрофе.Человечеству пора уже перестраивать общественные и межгосударственные отношения,избавляться от стремления жить за чужой счет.Я уж не говорю о войнах и их подготовке, сьедающие колоссальную долю ресурсов и труда.
-На долларе надпись:-Америка превыше всего.
-Евреи-богоизбранная нация.
-Зеленое знамя ислама должно завоевать весь мир.
-Русь святая.
А должно быть: Человек человеку друг, товарищ и брат.
Человечество должно идти в будущее одним монолитным отрядом равных людей и обществ.
Конечно, кто-то пожмет плечами-Эк куда занесло! Идеализм и утопия, мол, все это.
Так, да не так!
Появление человеческой речи было первой ступенькой к обьединению людей.
Изобретение письменности и книгопечатанье-следующая ступень.
Изобретение и развитие скоростного транспорта-еще одна ступень к обьединению человечества.
Следующая ступень-почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, мобильная и спутниковая связь!
Наконец, компьютер и Интернет.Даже представить себе трудно, как изменит компьютер и Интернет всю жизнь человечества, сотрет все границы и преграды на пути обьединения человеческих обществ в одно целое.
Тенденция, вектор развития налицо.
Конечно, и это не решит всех проблем и задач, да это и невозможно в принципе. Так каков же вывод?, спросите Вы. Он прост как мычание:-работать надо! Работать в своей мастерской, раз(и пока) другой не имеем.И надо уважать и беречь работника и свою мастерскую..
Вот такая у меня есть мысль и я ее думаю…
Афоризм природа не храм а мастерская и человек в ней работник
В жизни каждый человек так или иначе использовал ресурсы природы ради выгоды. Иначе быть и не может, ведь тогда бы не было того прогресса, что мы имеем. Обращаясь к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы замечаем, как главный герой относился к тому, что даёт окружающая среда. Базаров считал, что она является лишь «мастерской», а не «храмом»; думал, что в ней нет ничего прекрасного, что она подвластна человеку. Евгений Васильевич — нигилист, который отрицает всё, в том числе и красоту того, что находится совсем рядом. Но прав ли он в своих словах?
Основная часть.
Люди с самого начала пользовались всем тем, что находили вокруг себя: камнями, деревьями, водой и другими различными ресурсами. С помощью этого человек построил себе кров, стал упрощать свою жизнь и придумывать всё больше и больше приспособлений для дальнейшего комфортного проживания. Природа действует по своим законам, даёт всё необходимое для жизни, а мы пользуемся этим. Однако человечество дурно влияет на мир и меняет окружающую среду. Со временем исчезают виды животных, а запасы тех или иных веществ уменьшаются; с появлением машинной техники воздух, реки, земля загрязняются, неся за собой необратимые последствия для живых организмов. Мы вторглись на территорию природы, используя её для своих целей.
Если считать, что окружающий мир — «мастерская», то не за чем исправлять то, что было испорчено. Человек берёт нужную вещь, создаёт из неё что-то полезное для себя, но оказывает отрицательное влияние на это место. Однако при таком исходе в конечном итоге ни у кого не будет средств к существованию. Это приведет к массовой гибели всего живого.
Но в случае,когда природу называют «храмом», люди не имеют никакого права пользоваться тем, что в ней присутствует. Она дала жизнь человеку, она является домом. Мир красив и восхитителен, некоторые чувствуют единение с ним.
«Окруженная свежестью и тенью, она читала, работала или предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»,- писал Тургенев в романе «Отцы и дети» в подтверждение этому.
Каждый должен беречь природу. Однако она является чем-то средним между «храмом» и «мастерской. Считая землю, леса, поля, все те пейзажи, что мы видим, «храмом», люди не тратят её ресурсы, а значит, не сохраняют привычную жизнь и не идут к прогрессу. А в значении «мастерской» мы придём к той же гибели. Следовательно, природа — ни то и ни другое. Это дом. Погубив его, мы погубим и себя. Поэтому человечеству стоит пользоваться ресурсами, что он даёт, но не причинять никакого вреда своему миру.
Вывод.
Природа многое значит для человека, как и человек для неё. Люди решают, как жить по тем законам, которые действуют в ней и как распоряжаться ресурсами, что она даёт. Утверждение Базарова, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» неверно, ведь окружающая среда является ни тем и ни другим. Для того, чтобы продолжать жизнь, нужно бережно относиться к нашему дому, а не считать его «храмом» или «мастерской».
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818—1883).
Слова Базарова (гл. 9). см. также Базаровщина.
Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.
Смотреть что такое «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» в других словарях:
Зайцев, Варфоломей Александрович — публицист, критик, переводчик, видный сотрудник журнала «Русское Слово» в 1863 1865 годах. Биографические сведения о нем крайне скудны. Родился Зайцев в Костроме 30 августа 1842 года. Отец его, занимавший должность советника Казенной… … Большая биографическая энциклопедия
БАЗАРОВ — герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои
ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ — центральный персонаж повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» (1925). П.П. хирург, светило мирового значения. Его литературными собратьями являются Базаров, Лопухов, Кирсанов. Так же как они, П.П. приверженец философии разумного эгоизма,… … Литературные герои
скобки — Парный знак препинания, который ставится: а) для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких либо добавочных замечаний (см. вставные конструкции). Цезарь (так авали льва в … Словарь лингвистических терминов
§ 198-203. О СОЧЕТАНИЯХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ — § 198. При встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Здорово живешь, соседка, поздоровался Петро, касаясь рукавицей шапки. Шолохов Примечание. Если после тире стоят слова, выделяющиеся по существующим правилам… … Правила русского правописания
Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Государственная премия Российской федерации — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (И.С. Тургенев) (ЕГЭ обществознание)
Я не могу не согласиться с данным высказыванием, удивительно точно характеризующим взаимосвязь человека и природы. Эти слова героя знаменитого произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», используя которые автор позиционирует свою точку зрения, актуальную и на сегодняшний день.
Окружающий нас мир полон незаменимых богатств, находящихся в свободном пользовании каждого человека. Ради активного движения прогресса и простого выживания люди ещё с давних пор занялись охотой, рыболовством и собирательством.
В этом плане природа — незаменимый источник жизни, предоставляющий необходимую для комфортного существования и продолжения рода среду. Принимая помощь природы, человечество непрерывно преобразует её для более быстрого и менее энергозатратного удовлетворения своих потребностей. Таким образом, в наши дни активно используются дары моря, что подвергает биологическую среду значительным изменениям, возрастает численность культурных растений, следуя из того, что люди активно используют их в пищевой промышленности. Так природа, обеспечивая жизнь человечества, непрерывно изменяет свою первоначальную структуру.
Влияние человека не всегда несёт положительный характер на процессы, происходящие на планете. Возникновение общества, его стремительное развитие в различных областях промышленности имеет и негативные последствия. Вырубка лесов, активно проводящаяся в последние десятилетия в целях увеличения площади жилых секторов и городов в целом, пагубно влияет на прочие биологические виды, приводит к уменьшению их численности. Избыточное использование почвы лишает её необходимой доли плодородия, потому возникает всё больше пустынных местностей, непригодных для жизни. Улучшая свою жизнь и создавая общие блага, человек порой не замечает, какой неизгладимый след он оставляет на облике нашей планеты.
Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод, что природу действительно можно считать некой «мастерской» человека. Благодаря ей общество способно развиваться и воссоздавать необходимые для жизнедеятельности блага. Но, предпринимая намерения совершить определённое действие, каждый человек обязан задумываться о том, как это может повлиять на общество и окружающий мир в целом.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.