агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы

Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже

Увеличены штрафы для граждан и организаций за нарушения при проведении предвыборной агитации и распространении агитационных материалов. Информационные ресурсы с противоправным контентом будут оперативно блокировать. Политически активным гражданам рекомендуется быть предусмотрительнее

агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы

За возмездную агитацию могут и наказать

Законодатель дал избирательным комиссиям полномочия на самостоятельное обращение в Роскомнадзор в случае выявления ими нарушений в агитационном процессе при проведении избирательной кампании. Причем очевидна нацеленность на пресечение нарушений именно в интернете, поскольку в первоначальных редакциях законопроектов не было указания на этот способ распространения информации. Таким нарушением может считаться распространение в период избирательной кампании агитационных материалов, например размещение информационного баннера или видеоматериалов, финансируемое не из средств предвыборного штаба кандидата или на средства лиц, признанных иностранными агентами.

Таким образом, если пользователь социальной сети разместит личный комментарий или опубликует пост, содержащий его мнение о кандидате и его предвыборной программе, по новым нормам привлечение его к административной ответственности будет незаконным. Однако, если будет установлено, что гражданин за вознаграждение от сторонних лиц распространяет агитационные материалы (опубликовал запись, разместил баннер или видеоролик на своем сайте и т.п.), это уже может послужить поводом для обращения избирательной комиссии в органы Роскомнадзора и наложения административного штрафа.

Сайты нарушителей будут оперативно блокировать

Прописан порядок действий Роскомнадзора при поступлении в его адрес обращений из избирательных комиссий. В Закон об информации внесена объемная ст. 15.3, регламентирующая взаимодействие Роскомнадзора с операторами связи, провайдерами и владельцами сайтов при выявлении нарушающих законодательство информационных элементов.

В случае выявления нарушений информационный ресурс, на котором размещен противоправный контент, будет оперативно блокироваться. Так, владелец сайта обязан незамедлительно ограничить доступ к нему сразу же после получения требования Роскомнадзора. При его отказе или бездействии провайдер или оператор связи обязаны ограничить доступ к информационному ресурсу по истечении суток с момента получения уведомления Роскомнадзора о нарушении законодательства о выборах и референдумах с требованием принять меры по устранению нарушения. Ограничения будут действовать в течение периода агитации и голосования. При этом возможно разблокирование ресурса сразу после удаления незаконного контента.

Что касается сайтов и страниц в соцсетях обычных граждан, то если на них размещены всего лишь личные мнения о кандидатах, вероятность блокировки крайне мала.

Нарушение дорого обойдется

Существенно увеличены размеры штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях за нарушения, допущенные гражданами, должностными и юридическими лицами при проведении предвыборной агитации, а также при изготовлении, распространении и размещении агитационных материалов:

Таким образом, если избирательная комиссия выявит нарушение со стороны гражданина, например если он разместит на своем сайте предвыборный агитационный контент, профинансированный не из средств штаба кандидата, – то сайт заблокируют, а нарушителю придется уплатить штраф в размере от 5 до 20 тыс. руб. Если же противоправный контент разместит на своем сайте или ином информационном ресурсе организация, то размер штрафа существенно увеличится – от 100 до 500 тыс. руб.

В заключение отметим, что даже если вы не являетесь официальным представителем или участником избирательного штаба кандидата, участвующего в выборах, но планируете в период избирательной кампании вести своего рода агитацию, то к размещению агитационных материалов в интернете стоит отнестись с осторожностью. Однако если вы лишь высказали свое мнение о кандидате, то опасаться блокировки личной страницы или административной ответственности не стоит.

1 Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П.

Источник

В законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования предвыборной агитации, в том числе в интернете

Президент подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 3 марта 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

В федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на совершенствование правового регулирования проведения предвыборной агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет.

В частности, Федеральным законом избирательным комиссиям соответствующих уровней предоставляется право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливается порядок ограничения доступа к таким агитационным материалам и (или) информации.

Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации наделяется полномочием по регулированию особенностей изготовления и (или) распространения отдельных видов агитационных материалов.

Источник

Утвержден порядок ограничения доступа к незаконной предвыборной агитации

агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы
kotin / Depositphotos.com

Владимир Путин подписал законы, которыми вносятся изменения в правовое регулирование проведения предвыборной агитации (Федеральные законы от 9 марта 2021 г. № 43-ФЗ и от 9 марта 2021 г. № 37-ФЗ).

В частности, соответствующие избирательные комиссии (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ, ТИК, организующая выборы в органы публичной власти на федеральной территории) смогут обращаться в порядке, установленном ЦИК России, в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения, в том числе в Интернете агитационных материалов и иной информации, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением законодательства о выборах. ЦИК России наделен полномочиями по регулированию особенностей изготовления и (или) распространения отдельных видов агитационных материалов. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Порядок ограничения доступа к нарушающим закон агитационным материалам теперь установлен в новой ст. 15-3.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Прописаны пошаговые действия Роскомнадзора после обращения соответствующей избирательной комиссии о распространении нарушающей избирательное законодательство информации или агитационных материалов, оператора связи и провайдера хостинга после получения требования по ограничению доступа к указанной информации (агитационным материалам).

Корреспондирующие изменения внесены и в Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Кроме того, в КоАП пересмотрены санкции за нарушение избирательного законодательства в части проведения предвыборной агитации. Так, за предвыборную агитацию в местах, где ее проведение запрещено, а также вне агитационного периода (ст. 15.10 КоАП РФ) штраф теперь составит для:

Такие же размеры штрафов предусмотрены теперь за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ) и за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо за размещение этих материалов на объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).

Источник

Агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы

агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

агитация в сети интернет практика правовое регулирование перспективы

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

В Конституции РФ 1993 года сказано, что каждому гражданину гарантировано право участвовать в управлении делами государства, которое может быть реализовано в процессе проведения выборов. В современном обществе Интернет тесно связан с реализацией информационного права граждан по распространению, передаче, получении и использовании информации. Стремительное распространение необходимой информации о выборах, референдумах, как общественно-важных политических процессах, вызывающих интересы у граждан, в наше время не могло не выйти на просторы обширной сети «Интернет». Возможности в интернет-пространстве весьма разнообразны: от разработки стратегии и тактики до методов и форм предвыборной агитации. Вопросы регулирования сферы выборов являются одной из составляющих нормотворческой деятельности любого государства.

Глобальная сеть «Интернет» на современном этапе общественного развития является средой обитания информационного общества, органично справляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни. И в ближайшее время Интернет будет играть одну из главенствующих ролей в нашем социуме. «Глобальные сети входят в нашу жизнь, окрашивают её новыми яркими цветами, делают её насыщеннее, интереснее. Глобальные сети – это ещё одно благо цивилизации, жизнь без которого уже немыслима» [1, с.13-17]. Интернет с момента его зарождения заметно эволюционирует. Его возможности всё больше и больше расширяются, а число пользователей глобальной сети по последним статическим данным неуклонно растёт. В России в 2011 году их число составило 70 миллионов человек. «Согласно результатам социологического исследования, проведённого фондом «Общественное мнение», Левада-Центром и TNS в 2013 году, ежедневно выходят в Интернет 53,2 млн россиян, ежемесячно – 76,5 млн человек» [2, с.93]. А в 2016 насчитывалось уже 80 миллионов пользователей. Интернет обладает огромным количеством информационных ресурсов и возможностей, поэтому его необходимо использовать при проведении выборов. И несомненно, партии пользуются этим. С помощью электронной почты партия может распространять необходимые сообщения для прессы, заявления и прочие материалы с низкими затратами. А на своём web-сайте, который постоянно обновляется с потоком новой информации, избирательная кампания может разместить пакеты необходимых информационных материалов.

Действующее федеральное избирательное законодательство определяет предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и воздействующую на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим действиям, а именно проголосовать за кандидата, кандидатов, список и списки кандидатов. Соответственно, основными элементами, характеризующими понятие интернет-агитации, являются, во-первых, совокупность действий, направленных на распространение информации, во-вторых, определённые временные рамки, и, в-третьих, влияние на сознание избирателей. Также, интернет-агитацию можно определить как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании при помощи новых информационных технологий, основанных на возможностях Интернета и имеющую целью побудить избирателей к голосованию. В период агитационной деятельности использование интернет-ресурсов очень выгодно. Во-первых, распространение материалов в Интернете значительно дешевле, чем использование радио, ТВ и печатной прессы.

Правовое регулирование правоотношений, связанных с функционированием сети Интернет, распространением, использованием и получением информации в сети, созданием интернет-ресурсов, на современном этапе недостаточно проработано и находится на стадии выработки подходов к правовому регулированию, т.к. сформулированы лишь общие принципы, которые, к сожалению, не охватывают весь спектр соответствующих правоотношений. Необходимость регулирования доступа к материалам, размещённым в Интернете, признаётся во многих странах мира. В Российской Федерации, например, применяется механизм блокировки сайтов, на которых размещены материалы преступного характера, прежде всего экстремистского и террористического. А правовое регулирование Франции предусматривает обязательную регистрацию всех владельцев интернет-ресурсов. Авторы сайтов, прежде чем разместить информацию, должны предоставить свои личные данные Интернет-провайдерам до того, как начнут функционировать их интернетресурсы. При всех этих обстоятельствах Интернет-провайдеры несут уголовную ответственность за предоставление доступа пользователям, не прошедшим идентификацию.

Все международные документы, которые регулируют деятельность в Интернете (распространение и получение информации, создание различных интернет-сайтов, блогов, форумов и иная деятельность), должны содержать общие принципы её работы и общие подходы для ограничения свободы распространения информации. Для обеспечения безопасности в глобальной сети «Интернет» в ближайшем будущем необходимо «принятие международного акта, который определил бы основные принципы регулирования Интернета и обозначил баланс между свободой распространения информации и разумного его ограничения» [4, с.8].

Исторически одной из первых стран мира, в которой начали применять Интернет-технологии на выборах, стали США. В Россию Интернет-технологии проникли позже, чем в США. Первым политическим движением, осознавшим силу Интернета, стало «Яблоко» (www.yabloko.ru), создавшее свою «домашнюю страницу» в 1996 году. Вслед за ней появились сайты других политических партий. Первой политической партией, которая начала использовать интернет-технологии на выборах, стал «Союз правых сил», произошло это в 1999 году. А.В. Шумилов пишет: «Если в 1999 году первой партией в России, которая заявила о себе в сети, была СПС, то в настоящий момент все политические партии имеют виртуальные представительства. Хотя справедливости ради стоит заметить, что качество многих ресурсов оставляет желать лучшего» [5, с.82-83]. В заключение необходимо отметить, что правовое регулирование агитации в сети Интернет является вопросом ближайшего будущего, который стоит на повестке как у каждого отдельного взятого государства, так и у всего мирового сообщества. А разрешение такого вопроса позволит динамично развиваться новым информационно-коммуникационным технологиям.

ЛИТЕРАТУРА 1. Клименко С.В., Уразметов В.Ф. Internet. Среда обитания информационного общества. – Протвино, 1995. 327с. 2. Долгова Н.А., Алиев оглы Ш.А. Агитация в сети интернет: практика, правовое регулирование, перспектива // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015, №2. С.93-95. 3. Хвалёв С.А. Предвыборная агитация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Вестник института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2012, №5. С.23-27. 4. Борисов И.Б., Головин А.Г., Игнатов А.В. Выборы в мире: агитация в сети интернет. – М., 2017. 268с. 5. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // Polit book. 2012. № 1. С. 75-85.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *