агликансканский собор святого андрея
Все отзывы о месте в Москве Англиканская церковь Святого Андрея
Лучшие отзывы о о месте Англиканская церковь Святого Андрея
Место, конечно, играло огромную роль – для таких «британских» произведений лучшего и найти: такое чувство, что ты находишься не в центре Москвы, а в небольшом английском городке. Конечно же, прекрасны музыканты – три девушки: Евдокия Ионина (скрипка), Елена Скворцова (виолончель) и Дарья Дрожкина (фортепиано). За подводки к композициям отвечала Анастасия Бабиченко. А еще концерт сопровождала песочная анимация (кажется, я впервые видела работу мастера в реале) – Анна Иванова с невероятной быстротой работала над картинами и изображениями персонажей, который проецировались на большой экран.
Хотя в программке были заявлены саундтреки из «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и Кубок огня», прозвучали не только они – вспомнили и «..Тайную комнату», и «…узника Азкабана». Музыка Дж.Уильямса и П.Дойла сама – настоящее произведение искусства. Как верно отметила А.Бабиченко – за кажущейся простотой композиций скрываются огромный талант и титаническая работа.
Для такого фаната саги о Гарри Поттере и произведений Толкина, концерт был настоящим удовольствием. Да, я из тех самых детей, которые росли вместе с Гарри, Роном и Гермионой 🙂 (и таких в зале было много). Когда играют первые нотки саундтрек из «…философского камня» и на экране появляются очертания Хогвартса из песка, на лице сама собой появляется ностальгическая улыбка. Хогвартс сменяется Косым переулком, а потом – полем для игры в квиддич. Перед нами проходят чередой нарисованные песком портреты всех героев книг под соответствующие им темы: не забыли не только про Волан-де-морта и Дамблдора, но и про Хагрида, Злотопуста Локонса и даже Добби и феникса Фоукса.
А вот тема «Властелина колец» показалась мне недостаточно раскрытой – видимо, ориентируясь на детско-подростковую аудиторию, создатели концерта взяли из творчества Говарда Шора в основном темы хоббитов и гномов. Зато нам прочитали полностью знаменитое «За синие горы…» и рассказали, как вычислить хоббита среди своих знакомых 🙂
Фонд «Бельканто» очень многое делает для поддержания лояльности своих зрителей. За заполнение анкеты-отзыва (всего пара вопросов) выдают карточку на скидку 50% на следующие концерты. А еще после мероприятия можно бесплатно взять тематические магнитики 🙂
Билеты в Англиканский собор Святого Андрея
г.Москва, Вознесенский пер, д. 8
г.Москва, Вознесенский пер, д. 8
Англиканский собор Святого Андрея – единственная англиканская церковь в Москве, построенная в стиле викторианской готики во второй половине XIX в. Собор был освящен в 1885 году в честь святого апостола Андрея, святого покровителя Шотландии. В том же году в церкви Святого Андрея был установлен английский духовный орган, который был уничтожен в советское время.
В настоящее время установлен новый трехмануальный электронный цифровой орган и каждый четверг и воскресенье проводятся благотворительные концерты органной музыки, где можно услышать профессиональных наших и зарубежных музыкантов. В программах концертов участвуют шедевры мировой классики от барокко и ренессанса до современной классики.
В зале установлен большой концертный, итальянский цифровой орган. Подобные цифровые органы устанавливают в современных концертных залах как в нашей стране – так и за рубежом.
Москвич
Московские конфессии: Англиканская церковь Святого Андрея
Москва всегда славилась своим религиозным гостеприимством. К иноверцам традиционно относились по-русски ласково: могли, конечно, и придушить под горячую руку, но чаще миловали и привечали.
В результате на фоне древнего православия здесь тихо и особенно не афишируя свое присутствие кто только не притулился: и католики, и мормоны, и буддисты, и англикане, и кришнаиты, и протестанты всех мастей. И даже с легкой руки Дэна Брауна окутанный тайной «Опус Деи».
Такое гостеприимство объяснялось просто. Во-первых, инородцы, как неизбежное зло торговли и политики, справедливо требовали удовлетворения своих религиозных нужд. Во-вторых, в глубине души Москва всегда была уверена, что коренные православные соблазну не поддадутся и со святой дороги ортодоксии не свернут. В самом деле, свернули с нее считаные единицы. Эти-то единицы вкупе с оторванными от родины экспатами и представляют сейчас 50 официально зарегистрированных в Москве религиозных конфессий.
«Москвич Mag» решил составить что-то вроде энциклопедии московских церквей, религиозных центров, мечетей, подворий, дацанов и всего мирового религиозного букета, который не находится в ведении РПЦ, но в Москве присутствует.
Наши изыскания интересны еще и тем, что московские иноверцы не скупились и возводили в честь своих святых истинные шедевры архитектуры. Начнем с одного из красивейших храмов Москвы — Англиканской церкви Святого Андрея.
Москва, 1884 г. Англиканская церковь
Причина английской островной Реформации в отличие от европейской, континентальной, лежала не столько в духовных метаниях, сколько в любви и сексе. До того как Генрих VIII решил развестись с Екатериной Арагонской ради Анны Болейн, он не имел ничего против старого доброго католицизма. Наоборот, яростно защищал его от дурного влияния всяких Мартинов Лютеров. Однако все меняется, когда приходит любовь. Анна Болейн была стройна, смугла и упряма. Влюбившись, Генрих щедро предложил барышне стать его наложницей, третьей по счету. Тогда такими предложениями не принято было разбрасываться, но Анна уперлась и в постель к монарху прыгать не хотела. Скорее всего, смущал девушку тот факт, что в этой же постели в качестве наложницы уже находилась ее старшая сестра Мария.
Тайная любовь короля, впрочем, совершенно платоническая, длилась семь лет. Генрих был сломлен и наконец предложил Анне руку, сердце и корону. Анна согласилась. Но тут же выяснилось, что королевскому счастью мешают уже не капризы девчонки, а Святая католическая церковь.
Когда папа Климент VII отказался развести Генриха с его законной супругой Екатериной Арагонской, английский король задумался. Эта королевская задумчивость привела к бурным событиям, растянувшимся более чем на столетие. В них успела поучаствовать вся королевская рать Англии: Кромвель, Томас Мор, золушка Анна Болейн, Кровавая Мария Тюдор, Елизавета-девственница, парламент и весь английский народ.
В результате сложнейших пертурбаций была принята серия так называемых Актов о супрематии, согласно которым король признавался главой Английской церкви. Не то чтобы Генриху льстило место божьего помазанника, но это развязывало ему руки. Теперь он мог совершенно законно действовать по принципу «на ком хочу, на том женюсь» (он воспользовался этим правом аж шесть раз).
На Анне-то король женился, но супрематия сеяла в народе разброд и шатание, сильно портила отношения с папой и делала неясным главный вопрос: какую такую специальную английскую церковь возглавляет король-католик?
Для ясности пришлось писать Акт о единообразии (тоже переиздававшийся несколько раз), в котором между католичеством и новоявленным англиканством решительно проводилась граница. Старый католический обряд отменялся и вводился новый, строго обязательный для всех священнослужителей Англии. Это, как понятно, вызвало новые вопросы у народных масс и английского священства. После ряда кровавых стычек, заговоров и революций точку в этой истории поставила королева-девственница. Сменив на престоле католичку Марию Тюдор, она окончательно утвердила причудливый английский протестантизм. Теперь за все реверансы в сторону католицизма полагались штрафы, тюрьма и казнь. Политической пользы от этого было все-таки больше, чем вреда. Елизавета не только вежливо отодвинула с горизонта папу, но и предотвратила зреющую гражданскую войну в стране.
Теперь у Англии были не только свои флот и фунты, но и своя религия. Это окончательно превратило страну в Туманный Альбион, то есть в остров. Само англиканство же в конце концов устроило всех и стало вполне миролюбивой религией, чем-то средним между католицизмом и протестантизмом.
Московские англикане появились одновременно с английскими, то есть в середине XVI века, как раз при Иване Грозном. Примерные английские подданные (а иных в Россию не пускали) приняли англиканство безропотно.
Когда спустя три века англиканство окончательно укоренилось, богатая английская община Москвы решила наконец потратиться на собственный храм. Сэкономить решили только на проекте, заказав его провинциальному английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену. Заодно сэкономили на его поездке в Москву для дислокации на местности. Россию Фримен не только не видел, но и никогда ею не интересовался.
Этот честный и трудолюбивый церковных дел мастер был напрочь лишен воображения. Всю свою жизнь он строил храмы для деревенских приходов. Никто никогда не заказывал ему античных аллюзий, кривых модернистских линий, куполов или барочных излишеств. Как верный представитель деревенской Англии, он был свято убежден, что храм должен быть большим и прочным — это главное.
Получив заказ из Москвы, Фримен умничать не стал. Он спроектировал хорошо знакомые ему формы – громоздкую, но просторную базилику и простую, квадратную в сечении башню. Материал был избран тоже простой, прочный и очень английский — темно-красный кирпич. Так в двух шагах от Красной площади с ее итальянскими ласточками в навершиях стен, славянским варварством башен, греческой классикой соборов и строгостью ампира возникло нечто совершенно чудовищное.
Это немыслимое для Москвы сооружение обладает, однако, такой подкупающей уверенностью в себе, что любой приезжий, столкнувшись с ним лицом к лицу, всегда произносит одно и то же: «Ну ни … себе!» Что, безусловно, является высшим выражением эстетического восторга на русском языке.
Здание стоит в Вознесенском переулке с 1884 года и никогда даже не пыталось интегрироваться в местный архитектурный колорит. И слава богу. Потому что, пройдя под ее арочными дверями и усевшись на скамью под дубовыми балками потолка, вы немедленно почувствуете себя если не сэром Баскервилем, то хотя бы Оливером Твистом.
Вместо колоколов на башню Святого Андрея взгромоздили пулемет. Англиканская колокольня оказалась удачным местом для дислокации огневой точки. Именно отсюда большевики вели огонь по войскам Временного правительства. В разгар боев была обнаружена комната-сейф. Тогдашний настоятель смиренно отписал в Лондон, что вместе с победой большевизма из башни было вывезено 126 запечатанных ящиков и 193 тыс. рублей.
От полного разорения храм спасла уникальная акустика. В 1960 году сюда въехала студия грамзаписи «Мелодия». Под здешними дубовыми арками записывалась вся наша классика.
Счастье «Мелодии» омрачила лично королева Великобритании Елизавета II. Во время визита в Москву в 1994 году она попросила президента Ельцина возобновить службы в Святом Андрее. Ельцин не мог отказать даме, и «Мелодия» съехала.
С тех пор в храме идут регулярные богослужения. Сегодня англиканская община Москвы насчитывает несколько десятков человек. Большая часть из них русские. Людей приводят сюда в основном две вещи: одиночество и интерес к английскому языку. Действительно, службы здесь проводятся на английском, но вовсе не из желания научить нас его понимать. Нынешний настоятель храма Малькольм Роджерс искренне верит в своего англиканского бога и очень старается донести эту любовь до русских сердец. Он появился здесь всего пару лет назад, а до этого честно изучал Россию и русское богословие в Петербурге. Он почти бегло говорит по-русски и, хотя не ведет никакой целенаправленной работы по обращению православных в англикан, весьма приветлив со всеми.
При церкви Святого Андрея действуют Англиканско-православный образовательный центр, библиотека, воскресная школа и англоязычное общество анонимных алкоголиков. С четверга по воскресенье здесь проводятся концерты органной музыки на электрическом органе (старый бесследно исчез еще во время революции). Но даже если вы не алкоголик, не знаете английский язык и не любите органную музыку, зайдите сюда на службу. Здесь так же тихо, как в английской деревушке, где пасутся овцы и греются под солнцем могилы предков. Это место для тех, кто ценит тишину и действительно хочет пообщаться с богом. Неважно каким.
Англиканская церковь в Москве — уголок провинциальной Англии
В Вознесенском переулке, в самом центре Москвы находится очень необычная для столицы территория — маленький уголок провинциальной Англии.
Летом деревья и кустарник закрывают обзор. На осеннем фото прошлого года Англиканскую церковь и дом капеллана видно получше:
Обойти участок со всех сторон, к сожалению, у меня не получилось — проход закрыт заборами, поэтому фото из интернета:
Немного истории. До середины 16 века между Англией и Россией не было практически никаких связей — ни торговых, ни каких-либо других. Встреча случилась случайно и неожиданно. В то время на морских просторах европейцы вели жестокие торговые войны. Испания, Франция, Голландия были сильными противниками и Англия вынуждена была искать новые рынки, новые торговые пути, новых торговых партнеров. В 1553 году англичане предприняли попытку найти проход в Китай с северо-востока, но цель не была достигнута — у берегов Русской Лапландии экспедиция из трех кораблей попала в шторм, два корабля погибли, третий (под командованием капитана Р.Ченслера), оказавшись в Белом море, сумел дойти до Двинского залива и там бросить якорь. Местные холмогорские рыбаки удивились большому иноземному кораблю, а британцы — что оказались не в Китае, а в России.
Известие о прибытии англичан царь Иван Васильевич встретил весьма благосклонно и пригласил нежданных гостей к себе в Москву. Письмо от английского короля о заинтересованности вести торговлю с Россией (а у капитана Ченслера имелись подобные письма ко всем правителям стран и земель по маршруту) воодушевило Ивана Грозного и он тут же выразил согласие на развитие торговых отношений, тем более, что страна находилась в сложном положении: на западе многие торговые пути с Европой оказались закрыты, на юге дела обстояли также плохо — татары перекрыли выходы к Черному морю, пути по Балтике были ненадежны, а безопасный север открывал большие возможности для сотрудничества с британцами.
О своих впечатлениях капитан Ченслер писал: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Царь живёт в замке, в котором есть девять прекрасных церквей и при них духовенство».
Царь предоставил британским купцам массу привилегий, в первую очередь разрешил беспошленную торговлю, подарил каменный дом на Варварке рядом с Кремлем, разрешил проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием и подписал с Елизаветой I соглашение о приходе для англичан.
Для англичан ситуация вернулась к прежней при Борисе Годунове. А новый подъем в отношениях наступил при Петре I, после его визита в Англию в 1698 году.
Англиканская церковь действовала в Москве 400 лет, с середины 16 века. Сначала службы проходили в старой церкви Немецкой слободы, позже — в арендованных помещениях города. В середине 19 века у общины появилась возможность выкупить участок земли в нынешнем Вознесенском переулке (недалеко от Кремля и почти рядом с домом московского губернатора) и начать сбор средств на строительство собора.
Церковь строил по проекту английского архитектора Фримана русский архитектор Фрейденберг. Ничего уникального в архитектуре собора нет — обычнвя типовая английская базилика с 4-мя башенками. Викторианский готический стиль. Но для Москвы это экзотика не только в то время, но и сейчас. Возводили собор на пожертвования. Поскольку шотландцы составляли большинство в англиканской общине Москвы, церковь освятили в честь Святого Андрея — покровителя Шотландии.
Англиканская церковь Святого Андрея (Москва)
Англиканская церковь в Москве с самого начала была не только местом богослужений, но и центром общественной жизни. Здесь проводились диспуты, собирался архив исторических рукописей, работала библиотека. Во время Первой мировой войны прихожане открыли в Вознесенском переулке военный госпиталь и давали бесплатные обеды. На вершине башни, в специально оборудованном тайнике, желающие могли арендовать ящик для хранения ценных вещей и бумаг — увы, в 1917 году все они были экспроприированы. Церковь славилась своей акустикой и органом, к сожалению, утраченным после революции.
История церкви
Сначала церковь размещалась в небольшом доме, переделанном под часовню. Дом вместе с землей жившие в Москве англичане в 1814-м году купили у прапорщика Наумова. К 70-м годам XIX века стало очевидно: для разросшейся английской общины необходимо новое помещение. И вот в 1882-м в Воскресенском переулке началось строительство храма. Возводили его по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримана. Сам архитектор, насколько известно, даже не приезжал в Россию, а просто передал заказчикам готовый проект и чертежи. Как бы то ни было, эта типовая английская базилика с четырьмя маленькими башенками смотрелась в Москве весьма экзотично, и в итоге оказалась едва ли не единственным зданием, благодаря которому имя архитектора обрело известность.
В 1885 году церковь освятили. Она была названа в честь небесного покровителя Шотландии (а также, кстати, России и Греции) святого Андрея Первозванного, ведь в XIX веке большую часть британской общины в Москве составляли шотландцы. Это заметно и по двум терракотовым фигуркам ангелов, которые встречают посетителей у входа: у них в руках цветки чертополоха, распространенный в шотландской геральдике символ.
В 1920-е церковь, как и многие другие храмы в Москве, была закрыта и переоборудована в склад, затем — в жилой дом с коммунальными квартирами. Правда, жить здесь было сложно из-за мощной акустики (благодаря своей конструкции деревянный потолок идеально отражает звуковые волны). А потому в конце 50-х годов коммуналки расселили, а здание храма передали в распоряжение знаменитой фирмы грамзаписи «Мелодия».
Церковь в XX веке
В 1994 году по просьбе королевы Великобритании Елизаветы II Борис Ельцин вернул здание англиканской общине. В наши дни здесь еженедельно проходят богослужения на английском языке, их посещают до 300 прихожан. В помещениях церкви разместились англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное Общество анонимных алкоголиков, проводятся и концерты, в том числе благотворительные.