агранович обучение грамоте подготовительная группа
Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе
Содержимое разработки
Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки
(без употребления терминологии)
Цель: дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, фишки, иллюстрации.
I. Организация детей
1. Мотивация обучения учащихся.
— Пушок и Чича столкнулись с проблемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга — из бумаги; дом — из кирпича; салат — из овощей. А из чего состоит наша речь?
2. Сообщение темы и задач занятия.
— Сегодня на занятии мы и познакомимся с тем, что же является строительным материалом для слов.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
— Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.
А из чего «сделаны» слова, которые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Молчанка».
(В тишине учитель незаметно скрипит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)
— Какие звуки вы можете услышать на улице?
5. Сообщение учителя с элементами беседы.
— Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые звуки. С их помощью невозможно построить слово. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)
— А сейчас я эти звуки построю в определённом порядке: [с] [о] [м].
Что получилось? Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звуки схемами.
Мы руками хлоп-хлоп!
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. — Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других
звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
2. Письмо элементов букв.
— Я называю звук, а вы — слова, которые с него начинаются: [л], [б], [а].
Я называю слова, а вы хлопками должны поймать последний звук. Но хлопать будете только тогда, когда последним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Произнести слово)
Молоток, дом, игрушка, восток, капуста, пятак, цветок, луна.
— С чем познакомились на уроке?
Тема. Звуки и буквы.
(без употребления терминологии)
Цель: дать понятие о согласных звуках; учить различать гласные и согласные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки.
I. Организация детей
1. Актуализация опорных знаний.
— Из чего состоит наша речь? Предложения?
— Кого вы видите на картинке? <Рыбу)
— Составьте предложение с этим словом.
— О ком вы составили предложение?
— Что обозначает это слово?
— Из чего состоит слово?
Повернитесь друг к другу и по очереди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.
Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
3. Восприятие и осознание нового материала.
1) Практическая работа.
— О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?
— При помощи чего вы его произнесли? Что заметили? <Кончик языка дрожит.)
— Проговариваем дальше. Какой второй звук? Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ы].
— Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха?
— Продолжаем проговаривать сло-во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении каких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])
А какие препятствия встретили зву-1 ки? ([р] и [б])
— Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких препятствий. Эти звуки называются ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СОГЛАСНЫХ.
4. Заучивание стихотворения.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
А согласные. согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Повторение изученного ранее материала.
— Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные и согласные звуки.
7. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
— Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите карточку, на которой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача — проверить правильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?
8. Письмо элементов букв.
9. Обобщение и систематизация знаний.
— Я рыболов, а вы — быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы правильно покажите звуковую схему первого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь — вы у меня на крючке.
Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.
— Что нового узнали о звуках?
— Почему гласные и согласные звуки так называется?
— Чему научились на уроке?
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для индивидуальной работы, мячик.
I. Организация детей
— На какие группы делятся звуки?
— Какие звуки мы называем гласными?
— Чем согласные звуки отличаются от гласных?
— Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки. Соедините картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
— Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и самолёт. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и звезду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?
— Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за вашими губами.
— Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м’]). Что вы заметили?
4. Сообщение темы и задач урока.
— На занятии мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
5. Сообщение учителя.
— В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Представьте себе, если бы не существовало звука [м’], как бы звучало слово мишка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.
Корабль сел на мел.
— В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель — неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
— Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.
(Хорь — хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
6. Физкультминутка «Ванька-встанька».
7. Работа в тетрадях.
8. Игра «Ремонт слов».
— Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испортил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.
— Что нового было на занятии?
Тема. Слог. Деление слов на слоги
Цель: дать понятие о слоге; учить делить слова на слоги; различать одно-, двух-
и трёхсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.
I. Организация детей
II. Основная часть 1.
— Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за них. А что значит «болеть» за спортсменов?
— Кто из вас был на соревнованиях?
— Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
— Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)
— Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям)
Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
— А теперь представьте, что вы «болеете» за друга. Шёпотом постарайтесь скандировать его имя. А теперь — по очереди вслух. Что вы заметили?
3. Сообщение темы и задач занятия.
На занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
5. Сообщение учителя с элементами беседы.
— Значит, в слове рыба две части. Назовите первую часть. Назовите вторую.
— Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?
—А сколько слогов в словах Чича, Пушок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?
Каждый день по утрам
Очень нравится нам всё
Приседать и вставать,
Рыдают слоги не понарошку:
Тогда нам помогите».
— Я называю первый слог. Ваша задача — дополнить его недостающим слогом или слогами.
Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.
8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».
— Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Слова: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолёт.
9. Работа в тетрадях.
10. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Рассади пассажиров»
(На доске — паровоз с вагончиками и картинки зверей.)
— Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролёр велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.
— Что нового узнали на занятии?
— Каким способом мы делили слова на слоги?
— Сколько слогов может быть в слове?
— Может ли быть два гласных звука в слоге?
Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги в подготовительной группе
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук. » Конспект занятия в подготовительной группе “Звуки Нь” Цель: познакомить с буквой Н (нь, развивать фонематический слух, умение слышать звук в словах. Формировать знания о твердых и мягких звуках. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. 1) Вступительный этап Ребята.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [з]» Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук З » Программное содержание: Уточнить правильную артикуляцию звука «З». Учить выделять звук «З» из слов, давать его характеристику. Закрепить умение определять место звука «З» в словах, воспроизводить слоговые.
Статья «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в. » Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у]. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи. • Закрепления навыка образования существительных с.
НОД по физической культуре и формированию математической грамотности в подготовительной группе Фрагмент НОД: игровое задание на формирование математической грамотности при реализации ОО «Физическая культура» Учебный предмет, образовательная область: [Физическая культура Уров ень образования: Подготовительная группа Вид учебной деятельности: Непосредственная.
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [У], буква «У» Цель: закрепление навыка четкого произношения звука [у]; научить определять позицию звука [у] в словах; познакомить с буквой У; научить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствование навыка пересказа текстов. 1. Организационный момент.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Татьяна Гарнышева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
• совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
• создать хорошее настроение;
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность.
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро! солнцу и птицам.
— Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
— Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
— Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.
— Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
— Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).
— Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
— Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
— На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
— Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
— Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).
— Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
— Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
— А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
— Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).
— Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)
— Молодцы, ребята, справились с заданием.
— Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.
«Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
— СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).
— Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).
— Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
— Помогите мне найти свой домик.
— Молодцы, займите свои места за столами.
«Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
И все, что видит только глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
— Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
— Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
— А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
— Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
— Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
— Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
— Какие это звуки? (и, а).
— Какой гласный находится в середине слова? (И)
— Где находится звук «а»? (в конце слова)
— Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
— Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
— Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).
— На какой слог падает ударение? (МА).
— Назовите безударный слог? (ЗИ)
— Молодцы, ребята, справились с заданием.
— Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).
— У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
— Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
— Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).
— Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).
— Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).
— Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
— Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).
— Какой знак ставится в конце предложения? (точка).
— А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)
— Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (. )
К Л О В В О Л К В А С О С О В А
4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.
DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ
— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
— Какое задание понравилось больше всего?
— Какое занятие показалось трудным?
— Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.
Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Уроки грамоты»
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
1 задание: Звуковой анализ слова
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись, И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! | Имитирующие движения руками. Притопывание ногами. |
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.