ахитофел в ветхом завете кто это

Ахитофел

Смотреть что такое «Ахитофел» в других словарях:

Ахитофел — (возм., мой брат глупец ), советник Давида, родом из г. Гило (2Цар 15:12). Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16:23). А. был отцом одного из храбрых у Давида и, вероятно, дедом Вирсавии (2Цар 11:3 и 23:34).… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ахитофел — гилонянин; вначале был одним из самых задушевных и высоко ценимых друзей Давида, «о при восстании Авессалома он принял сторону последнего и был одним из самых сильных врагов Давида. Когда Авессалом не послушал его проницательного совета, Ахитофел … Словарь библейских имен

Ахитофел — (хебр) 1. име на мудриот советник на кралот Давид, 2. ахитофел фиг добар и мудар советодавец … Macedonian dictionary

Ахитофел — родом из г. Гило и поэтому называемый гилонянином (2 Цар. XV, 12) советник Давида, высоко ценившийся им вследствие его мудрости и рассудительности. А. не был искренно предан Давиду. Полагая, что Авессалом утвердится на престоле, А. вызвался стать … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ахитофел — советник Давида: 2Цар 15:12 заговорщик с Авессаломом: 2Цар 15:31 37 давал советы Авессалому: 2Цар 16:15 23 Авессалом отверг его совет: 2Цар 17:1 14 удавился: 2Цар 17:23 … Библия: Тематический словарь

1Пар.27:33 — Ахитофел [был] советником царя; Хусий Архитянин другом царя; 2Цар.15:12 2Цар.15:37 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

Ахитофель

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Великий Мудрец [↑]

Ахитофель родился в Гило, лежавшем в юго-западной части Иудейского плоскогорья, поэтому Танах называет его «Ахитофель-гилонянин». Отличаясь острым умом и талантами политика, Ахитофель занимал при дворе царя Давида пост советника и пользовался его полным доверием.

Наши учителя передают: двое великих мудрецов появились в мире, один — из Израиля, а второй — из народов мира. Из Израиля — Ахитофель, а из народов мира — Билам, и оба они пропали, потому что не питали благодарности к Богу за дар мудрости. К ним применимо слово пророка Ирмияу (Ирмияу 9:22): «Да не хвалится мудрый мудростью своей».

Мудрость Ахитофеля граничила с мудростью ангелов. Она была так велика, что сам Танах (II кн. Шмуэль, 16, 23) избегает называть его человеком (איש)‎.

Говорится в «Пиркей Авот» (6 глава), что тот, кто научился у своего товарища одной главе или одному закону, или одному стиху, или одному высказыванию, или даже одной букве (Торы), должен оказывать ему знаки уважения. Ибо так поступил Давид, царь Израиля: он научился у Ахитофеля всего лишь двум вещам, а называл его своим учителем, своим воспитателем и своим другом. Советы Ахитофеля считались столь же безошибочными, как и те, что исходили от «урим ве-тумим».

Советы Ахитофеля царю Давиду [↑]

Давид имел несколько неприятных столкновений с Ахитофелем.

Вскоре после вступления на престол царь как будто обошел Ахитофеля при назначении судей и прочих должностных лиц. Вследствие этого, когда Давид пришел в отчаяние после гибели Уззы при попытке перевезти Ковчег Завета (см. Диврей Аямим I, 13 глава) и просил совета y Αхитофеля, тот насмешливо предложил ему лучше обратиться к собственным мудрецам.

Только после произнесения Давидом проклятья, в силу которого всякий, знающий нужное средство и скрывающий его, кончит самоубийством, Ахитофель дал ему совет, утаив, однако, верное решение, по которому ковчег следовало перенести на плечах, a не перевезти.

Ахитофель оказал Давиду услугу и в другом случае, однако, опять-таки только тогда, когда ему пригрозили проклятием. Давид вырыл землю под фундамент для Храма слишком глубоко, так что подземные потоки выступили наружу и затопили кругом почву. Никто не мог помочь, кроме Αхитофеля, который скрывал свои предположения в надежде, что сам Давид будет увлечен потоком. Когда царь снова напомнил ему о проклятии, Ахитофель посоветовал ему бросить во впадину черепицу с написанным на ней Именем Вс-вышнего, и после этого вода стала убывать.

Советы Авшалому [↑]

В Мишне (10-я глава трактата Санедрин) говорится, что у трех царей и четырех простых людей нет удела в Будущем мире, и Ахитофель упоминается среди «простых людей», так как он дал Авшалому дурной совет, направленный против отца его, Давида.

Именно во время восстания Авшалома Ахитофель проявил себя. Ахитофель предал царя Давида, чьим советником он был, полагая, что при новом царе ему удастся еще более упрочить свое положение. Он перешел на сторону Авшалома и стал руководить событиями того смутного времени.

Чтобы окончательно подорвать авторитет Давида в глазах народа, Ахитофель посоветовал Авшалому перевести наложниц Давида к себе и тем показать всему Израилю, что он устраняет старого Давида не только от царской власти, но даже от его семейных прав. Этот совет Авшалома (см. II книга Шмуэля, 16, 21), по-видимому, привел к желанным результатам.

Второй совет мог бы окончательно отдать Давида в руки Авшалома, но Вс-вышний решил иначе. Когда Давид во главе небольшой армии покинул Иерусалим, Ахитофель предложил Авшалому дать ему 12 000 человек, чтобы немедленно напасть на царя Давида ночью, привести в смятение его дружину, разогнать ее, a самого царя захватить и умертвить.

Морально Давид и его армия были подавлены, и малейший неуспех их должен был отторгнуть от него последние остатки верных ему приверженцев. Но Авшалом, приняв совет Αхитофеля, решил спросить еще мнение Хушая, тайного приверженца Давида, оставшегося в Иерусалиме со специальной целью расстраивать планы Ахитофеля.

Хушай убедил Авшалома не торопиться и подождать, пока на его сторону не станет весь народ «от Дана до Беэр-Шевы»; тогда он легко сумеет одолеть Давида. В действительности же он хотел выгадать время, чтобы дать Давиду возможность переправиться через реку Иордан. Совет Хушая был принят. Ахитофель понял, что восстание проиграно, вернулся в свой родной город Гило и там удавился (IIШмуэль, 17, 7—23).

Загадочная личность Ахитофеля [↑]

Царь Давид возвысил Ахитофеля и советовался с ним, будучи уверен в его благочестивости. Но благочестие Ахитофеля было показным, а ревностное изучение закона вызывалось отнюдь не благородными мотивами. В своей душе он отвергал Тору.

Возвращаясь к 10-й главе Мишны Санхедрин, обратимся к комментариям. Объясняет рав Пинхас Кеати, что Мишна перечисляет имена людей мудрых и значительных, которые лишились своего удела в Будущем мире из-за того, что их вера не была полной.

Ахитофель был одним из немногих, кто был посвящен в тайны Святого Имени, посредством которого сумел поставить на место краеугольный камень Вселенной, закрывший великую пропасть, над которой надлежало строить Храм (см. выше). Хотя Ахитофель был столь вдохновлен Святым Духом, что с ним советовались, как с прорицателем, однако он скрыл тайные познания от царя Давида в час опасности и использовал свои обширные познания во зло.

Ахитофель постоянно стремился уязвить царя насмешливыми замечаниями. А Мидраш говорит, что Ахитофель принадлежал к тем людям, «которые, бросая завистливые взоры на вещи, им не принадлежащие, теряют и то, чем владели».

Агада передает, что Ахитофель, дед Батшевы, был введен в заблуждение своими астрологическими наблюдениями: он знал, что одному из его потомков суждено стать царем Израиля. Поэтому он внушил Авшалому совершить то преступление, которое раньше или позже привело бы его к смертной казни, a это открыло бы Ахитофелю дорогу к трону. Указания астрологии, однако, были неверно поняты им. В действительности, они только гласили, что его внучка Батшева станет царицей.

Бесславный конец [↑]

Проклятие Давида осуществилось: Ахитофель удавился, будучи еще молодым, ему было только 33 года. Но предварительно он оставил завещание, в котором передал все свое имущество своим наследникам. Тем самым Ахитофель смог уберечь своих родственников от нищеты, а сам получил возможность быть похороненным в фамильной погребальной пещере, чего никогда бы не случилось в том случае, если бы он был казнен за измену по приказу Давида.

Источник

Ахитофель

ахитофел в ветхом завете кто это

ахитофел в ветхом завете кто это

Содержание

[править] Биография

Имя означает «брат глупости», «мой брат глупец».

История Ахитофела описана в трёх главах Второй книги Царств, посвящённых восстанию Авессалома.

Отличаясь острым умом и талантами политика, Ахитофель занимал при дворе израильского царя Давида пост советника, в этом качестве успел настолько войти в доверие царя, что последний, а затем и Авессалом всегда предпочитали обращаться к нему, чем к Богу — к нему за советом приравнивалось к испрашиванию «наставления у Бога»:

Собственно деятельность Ахитофеля обнаружилась лишь во время восстания Авессалома. Ослеплённый первыми его успехами и полагая, что при новом царе ему удастся ещё более упрочить свое положение, Ахитофель перешёл на сторону нового претендента и стал руководить событиями того смутного времени.

[править] Семья

[править] В агадической литературе

[править] Христианская традиция

В 40-ом псалме же сказано:

По некоторым признакам речь здесь идёт об Ахитофеле.

[править] Ахитофеля книга жребиев

В связи с распространенным взглядом на Ахитофела как на существо дьявольское и всеведущее ему стали приписывать авторство «Sefer Goraloth» («Книга жребиев»). Книга эта, согласно предисловию, открывает «великий секрет получения ответа (о судьбе) без необходимости тянуть жребий и производить вычисления при помощи простого наложения руки на дощечку, содержащую числа от одного до девяноста или восьмидесяти девяти». Далее имеются сведения, что книга, подобно прочим произведениям псевдоэпиграфической литературы, тайно хранилась в Александрии; ей также пользовались в Тивериаде и других местах.

[править] В художественной литературе

В 1681 году британский поэт Джон Драйден написал сатиру «Авесаллом и Ахитофел», где сравнил герцога Монмута с неверным сыном Авессаломом, а его советника лорда Шефтсбери с Ахитофелем.

Источник

«Совет Ахитофела»

Шпионы и тайные агенты появляются также во время мятежа Авессалома. Здесь они не только собирают информацию, но и весьма активно вмешиваются в происходящее. Читая 15–ю и последующие главы 2–й книги Царств, читатель видит, что свой мятеж Авессалом готовил тщательно и долго. Вначале он постарался оговорить отца и вкрасться в сердца его подданных. Потом послал тайных агентов во все колена Израиля. Но не затем, чтобы собирать информацию, а дабы ждать его сигнала и тогда объявить, каждый на своем месте, что Авессалом сверг отца и занял его трон. Кроме того, мятежный сын тайком мобилизовал многочисленных сторонников и среди них — главного и самого важного из советников Давида, Ахитофела Гилонянина, который славился своим беспримерным умом и совет которого в те дни почитался словом Божьим.

Организация и подготовка мятежа увенчались успехом, и, когда он начался, Давид оказался в таком жалком положении, что вынужден был бежать из Иерусалима. Он оставил в городе десять наложниц — охранять дворец, и нескольких мужчин: священнослужителей Садока и Авиафара, их сыновей Ахимааса и Ионафана и еще одного человека по имени Хусий Архитянин. Хотя возле его имени не стоит пояснение «шпион» или «разведчик», этот Хусий был самым удачным секретным агентом во всей Библии. Он руководил куда более серьезной шпионской сетью, чем любая другая в Библии, проник в верхушку новой власти и в конечном счете разрушил планы мятежников. Кроме того, он собирал информацию для Давида и посылал ему сообщения со своими посыльными.

Давид очень опасался присоединения Ахитофела к Авессалому. Он велел Хусию притвориться одним из сторонников мятежного сына и возложил на него два задания. Первое — расстроить «совет Ахитофела». Второе: «Всякое слово, какое услышишь из дома царя, пересказывай Садоку и Авиафару, священникам. Там с ними и два сына их: Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара; через них посылайте ко мне всякое известие, какое услышите» (2 Цар. 15, 35–36).

Хусий был известен как друг Давида. Тем не менее он появился перед Авессаломом с возгласом: «Да живет царь!»

Авессалом заподозрил его: «Таково-то усердие твое к твоему другу! Отчего ты не пошел с другом твоим?»

Хусий сказал, что предпочитает идти за тем, кого выбрали Бог и весь народ. Он знал Авессалома и знал, как действуют на него почести и восхваления. И действительно, вождю мятежников понравилась эта лесть, и он разрешил Хусию остаться в Иерусалиме.

Тем временем Ахитофел стал главным советником Авессалома. Первым делом он посоветовал ему возлечь с наложницами, которых Давид оставил во дворце. Благодаря этому весь народ поймет, что разрыв между сыном и отцом окончателен и обратного пути нет, а это сильнее сплотит людей вокруг нового вождя. Авессалом последовал совету и даже превысил его: он не просто переспал с наложницами отца — он возлег с ними прямо на крыше царского дома, «пред глазами всего Израиля», чтобы ни у кого уже не осталось сомнений (2 Цар. 16, 22).

Если бы Авессалом послушался совета Ахитофела, мятеж наверняка закончился бы успешно. Но Авессалом захотел услышать также мнение Хусия, а тот сказал: «Не хорош на этот раз совет, который дал Ахитофел». И высказал свое мнение: Давид и его люди сейчас раздосадованы и потому будут сражаться до последнего, поэтому отряд Ахитофела вполне может потерпеть поражение, а при вести об этом сторонники Авессалома падут духом. Напугав Авессалома такой перспективой, Хусий предложил взамен объявить всеобщую мобилизацию, собрать «весь Израиль […] как песок при море» и самому пойти во главе его полномасштабной войной против Давида.

Хусий не превосходил Ахитофела в качестве стратега и тактика, но у него было более глубокое понимание человеческой психологии и душевных стимулов, которые побуждают людей к тем или иным действиям. Он знал, что Авессалом, этот избалованный и не имеющий боевого опыта царский сын, побоится отца и его силы. Он знал, что Авессалом, для которого очень важны почет и слава, предпочтет сам появиться во главе огромной армии, а не посылать против отца Ахитофела с его небольшим специальным отрядом. Так Хусий обеспечил Давиду жизненно важную передышку, ибо всеобщая мобилизация и подготовка большой армии — дело нескольких недель, а не дней или часов.

Но продолжение его речей свидетельствует еще об одном: Хусий знал также, что Авессалом ко всему еще и глуп. Поэтому он позволил себе добавить совсем уж нелепую идею: если Давид укроется в каком-нибудь городе, защищенном стеной, сказал он, «то весь Израиль принесет к тому городу веревки, и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка» (2 Цар. 17, 13).

Это был не просто нелепый совет. Это был гениально глупый совет. Такому совету мог бы позавидовать сам автор «Хелмских мудрецов»[52].

Предлагая этот вздор, Хусий хотел не только дезавуировать рекомендации Ахитофела, но заодно показать сторонникам самого Авессалома, какого болвана они готовы возвести на свой престол. Как ни странно, Авессалом принял и этот его совет. И не он один, но вместе с ним — все сыны Израиля. Это было настолько удивительно, что автор рассказа счел нужным объяснить, что так повернул дело сам Господь, желавший, чтобы Авессалом был побежден своим отцом.

Хусий немедленно сообщил о результатах своих интриг Садоку и Авиафару, которые, в свою очередь, немедленно переслали эту весть с одной из служанок двум своим сыновьям, Ионафану и Ахимаасу, ожидавшим за стенами города, чтобы те доставили эту информацию Давиду вместе с настоятельной рекомендацией самого Хусия: не задерживаться в пути, а в ту же ночь перейти Иордан и расположиться на его восточном берегу.

Хотя агенты Давида приняли все меры предосторожности, уход посыльных все же был замечен. Авессалом послал за ними преследователей, но, как и в истории с двумя лазутчиками, спрятавшимися у Раав, двух посланных к Давиду людей тоже спасла некая женщина, которая спрятала их от преследователей, а потом отправила дальше. Давид получил сообщение и еще до зари сумел переправить всю свою армию через Иордан.

В отличие от Авессалома, Ахитофел был человек умный. Когда его совет был отклонен, он тотчас понял, что Авессалом глуп, а потому обречен на поражение, что мятеж будет подавлен, а он сам подвергнется страшному наказанию. Он «собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего» (2 Цар. 17, 23). Так он избежал мучений, постыдной смерти и позорного погребения. Он был наказан иным способом: его совет Авессалому, «совет Ахитофела», стал, без всякой на то причины и оправдания, символом дурного совета.

Источник

АХИТОФЕЛ

Отношение А. к царю Давиду, а также самоубийство советника прообразовательно указывают на историю предательства Иудой Искариотом Спасителя. Отрывки из псалмов, говорящие об А. (40. 10; 54. 14-15; 108. 8), получают новое прочтение в контексте НЗ (Деян 1. 16, 20). Параллельное рассмотрение фигур А. и Иуды прослеживается в святоотеческой традиции (Theodoret. Interpretatio in Ps. VIII // PG. 80. Col. 916; Basil. Magn. Enarrat. in prophetam Isaiam. V 32).

В гимнографии «совет Ахитофела» имеет значение диавольского прилога, искушения: « » (Великий канон. Песнь 7-я // Триодь Постная. Л. 308).

Полезное

Смотреть что такое «АХИТОФЕЛ» в других словарях:

Ахитофел — (возм., мой брат глупец ), советник Давида, родом из г. Гило (2Цар 15:12). Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16:23). А. был отцом одного из храбрых у Давида и, вероятно, дедом Вирсавии (2Цар 11:3 и 23:34).… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ахитофел — гилонянин; вначале был одним из самых задушевных и высоко ценимых друзей Давида, «о при восстании Авессалома он принял сторону последнего и был одним из самых сильных врагов Давида. Когда Авессалом не послушал его проницательного совета, Ахитофел … Словарь библейских имен

Ахитофел — (2Цар.15:12 ) (брат безумия, глупости) уроженец Гило, близкий друг, спутник и советник Давида (2Пар.27:33 ). Он был несомненно одним из самых видных законников своего времени. Его совет считался за слово Господне (2Цар.16:23 ). Авессалом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ахитофел — (хебр) 1. име на мудриот советник на кралот Давид, 2. ахитофел фиг добар и мудар советодавец … Macedonian dictionary

Ахитофел — родом из г. Гило и поэтому называемый гилонянином (2 Цар. XV, 12) советник Давида, высоко ценившийся им вследствие его мудрости и рассудительности. А. не был искренно предан Давиду. Полагая, что Авессалом утвердится на престоле, А. вызвался стать … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ахитофел — советник Давида: 2Цар 15:12 заговорщик с Авессаломом: 2Цар 15:31 37 давал советы Авессалому: 2Цар 16:15 23 Авессалом отверг его совет: 2Цар 17:1 14 удавился: 2Цар 17:23 … Библия: Тематический словарь

1Пар.27:33 — Ахитофел [был] советником царя; Хусий Архитянин другом царя; 2Цар.15:12 2Цар.15:37 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *