ai maturity index что это
Исследование цифровой зрелости российских компаний: зачем и как бизнесу вкладывать в диджитал-трансформацию
Можете ли вы оценить, на каком уровне цифровой зрелости находится ваша компания? Очень много разговоров вокруг понятия «цифровая зрелость», но многие либо не знают ответа на данный вопрос, либо пытаются угадать. Проблема в том, что по отношению к цифровой зрелости до сих пор не сформировано общее мнение и, исходя из этого, многие просто не понимают, с чего начать оценку диджитал-положения своей компании, с помощью каких инструментов проводить такое исследование и самое главное — каких результатов можно достичь в итоге.
Digital Maturity Benchmark — это самый популярный метод для оценки диджитал-трансформации компаний. Такая оценка показывает, насколько ваш бизнес эффективно взаимодействует с пользователями на уровне всего маркетинга и как использует инструменты для оптимизации взаимодействия с целевыми аудиториями. Стоит отметить, что организации с высоким уровнем цифровой зрелости имеют конкурентное преимущество по многим показателям эффективности.
В данном материале мы пошагово расскажем, каким образом определить цифровую зрелость компании, и поделимся результатами нашего исследования диджитал-зрелости российских компаний.
Digital Maturity Benchmark был разработан Google & Boston Consulting Group (BCG). Они провели опрос 200 международных компаний и, проанализировав статистику, определили 6 факторов (технических и организационных), от которых зависит уровень цифровой зрелости:
1. Аудитория (подразумевает точечную работу с данными, а именно сегментирование данных из систем аналитик, CRM, DMP, работа с кроссканальной частотой);
2. Активы (омниканальность, персонализация креативов, адаптация креативов из онлайн в оффлайн и наоборот, UX);
3. Активация (насколько эффективно используются рекламные каналы, как контролируется brand safety и viewability, как контролируется качество рекламы в целом);
4. Атрибуция (эффективно ли компания измеряет ценность каждой точки взаимодействия пользователя с брендом на пути к покупке, использование а/б тестов и сквозной аналитики);
5. Автоматизация (используются ли автостратегии, DSP, автоматическое назначение ставок и отчетность в реальном времени);
6. Организация (насколько близко и слаженно разные отделы маркетинга взаимодействую между собой, как плотно они взаимодействуют с подрядчиками и смежными отделами, внедрен ли agile-подход, выделены ли специалисты под отдельные каналы маркетинга).
По данным критериям все компании можно разделить на 4 уровня цифровой зрелости.
В результате исследования, Google & BCG выявили, что большая часть компаний находится на фрагментарном и интегрированном уровнях и только 2% используют все инструменты, возможности и подходы цифрового маркетинга.
Благодаря результатам опроса бренды понимают свои слабые точки в диджитал среде и определяют, в каком направлении двигаться, чтобы это нивелировать. Точечная работа с целевой аудиторией, маркетинговым инвентарем и новыми технологиями позволяет компаниям, по данным BCG и Google, достичь следующих результатов:
● +20% к прибыли с рекламных каналов;
В «Риалвеб» мы уже второй год работаем с этим фреймворком и оцениваем диджитал-зрелость наших клиентов. Повышение цифровой зрелости позволяет компаниям достигать лучших результатов, поэтому план работ для наших клиентов мы формируем не только, исходя из поставленных перед нами целей и задач, но и опираясь на результаты опроса.
В исследовании мы использовали подход Digital Maturity Benchmark, но для опроса сделали адаптированную под российский рынок и переведенную анкету. В заполнении опроса принимает участие несколько отделов компании, так как вопросы носят обширный характер. В результате клиент получает оценку по каждой продуктовой зоне.
Первый раз мы провели исследование весной 2019 г. и повторно летом 2020 г. Часть компаний пересекается, что позволяет проследить динамику.
На графике вы можете увидеть сравнение результатов исследования Google & BCG и исследования «Риалвеб» за 2019 и 2020 гг. Разница в результатах обусловлена определенной выборкой для анализа. BCG проводил опрос и получил свои результаты на основе 200 крупных зарубежных клиентов. Мы же свой опрос проводили на клиентах российского крупного и среднего бизнеса различных отраслей. Как можно заметить, крупные компании находятся ближе к интегрированному уровню. Такой уровень, отчасти, и позволил брендам занять свои нынешние позиции на рынке.
Давайте посмотрим, в каких продуктовых зонах удалось добиться положительной динамики за год.
Таких изменений удалось добиться синергией определенных целенаправленных действий. А именно:
Для перехода на более высокий уровень необходимо улучшить работу с сегментированием из CRM и систем аналитики. Многие клиенты активно помогают в этом процессе, обогащая свои данные дополнительной информацией и делясь с нами интересными инсайтами, которые они выявляют в рамках внутренних исследований.
Также мы активно работаем с внешними поставщиками данных и строим сложные таргетинги для увеличения охвата целевой аудитории. Настраиваем сложные механики для кроссировки клиентов по воронке в зависимости от их предыдущего взаимодействия с рекламными кампаниями.
Даем клиентам рекомендации, которые повышают эффективность взаимодействия пользователей с их продуктами. Как правило — это UX-аудиты, в которых указываем основные шаги по исправлению технических ошибок и даем некий список рекомендаций, которые позволят упростить взаимодействие пользователя с данной продуктовой зоной и тем самым поднять конверсию.
Кроме того, для клиентов мы разрабатываем креативные стратегии и концепции, которые циклично тестируем.
Здесь работа команд направлена на поиск новых форматов, площадок, механик и т.п., которые позволяют клиентам активно расширяться, не теряя эффективности. Это постоянная работа, которая никогда не останавливается.
В этом направлении мы активно автоматизируем процесс управления ставок и отчетности, что позволяет прирастать по уровню диджитал-зрелости в данной продуктовой зоне.
Здесь мы помогаем компаниям правильно оценивать вклад каждого рекламного канала, формируем гипотезы для проведения а/б тестов и оказываем всестороннюю поддержку при построении сквозной отчетности.
Мы всегда за взаимодействие со смежными отделами на стороне клиента. Такой подход зачастую ускоряет процессы между клиентом и агентством. Агентства получают важные инсайты, которые можно использовать в рекламных кампаниях, а также, получая обратную связь от смежных отделов, определяются точки роста и дополнительно налаживается коммуникация как агентства с клиентом, так и между отделами внутри компании.
Как вы уже поняли, переход от уровня к уровню сильно зависит от желания и возможностей конкретной компаний. Работа по диджитал-трансформации – это большой слаженный процесс, строящийся на интенсивной работе разных отделов и еще более плотного взаимодействия клиента и агентства. Но даже эти простые действия, описанные выше, зачастую помогают перейти с одного уровня на другой и увидеть значимые результаты по повышению эффективности маркетинговых активностей.
Чтобы оценить уровень цифровой зрелости вашей компании уже сейчас, можно пройти опрос по ссылке. А далее мы расскажем о результатах нашего исследования.
Как видно на диаграмме, большинство компаний в сфере недвижимости находятся на фрагментарном уровне цифровой зрелости.
При детализации и подробном изучении компаний по каждой продуктовой зоне, мы наблюдаем следующие результаты.
Преобладание фрагментарного уровня связано с тем, что не всегда компании в полной мере уделяют внимание ведению полноценной базы данных об аудитории и своевременному обновлению этих данных. Переход на интегрированный уровень требует более тщательной работы с данными, а также предоставление доступа к аудитории партнерам (если они есть) со стороны агентства для анализа.
50% компаний находятся на фрагментарном уровне. Главная причина заключается в отсутствии оптимизации посадочных страниц для повышения CR. При этом мы видим, что для недвижимости характерна адаптация креативов оффлайн-онлайн и омниканальность. Для перехода на следующий уровень компаниям следует уделять внимание посадочным страницам, сайтам и персонализации креативов.
Половина компаний также находится на фрагментарном уровне. Это связано с тем, что большая часть маркетинговых усилий сосредоточена на работе с нижними этапами воронки и ориентирована на стоимость звонка. Немногие бренды вкладываются в работу с имиджевыми каналами, которые охватывают верхнюю часть и середину воронки. В свою очередь, это помогло бы компаниям перейти на интегрированный уровень.
Одно из самых проблемных направлений с точки зрения развития цифровой зрелости компании. По данному критерию сегмент недвижимости располагается на фрагментарном уровне. Для улучшения показателей компаниям необходимо выстроить работу со сквозной аналитикой. На данный момент именно это не дает возможность оценивать вклад каждого канала в общий объем продаж.
Несмотря на то, что рекламодатели этой отрасли достаточно активно используют автоматизированные стратегии, отчетность и автоматическое управление ставками, тем не менее часто все эти инструменты между собой не связаны, а часть клиентов используют только некоторые инструменты из общего пула.
Единственный критерий, по которому большая часть компаний находится на интегрированном уровне. Это свидетельствует о том, что все в компании понимают общую цель, направления развития, а команда маркетинга активно коммуницирует со смежными отделами и к этой коммуникации подключает агентство. Именно поэтому все находятся в едином информационном поле.
В сфере e-comm, как видно на диаграмме, разброс между разными уровнями цифровой зрелости выше. Так, на интегрированном уровне находятся 17% компаний против 14% в недвижимости. С другой стороны, и на начальном уровне находятся 33% компаний против 18%.
Давайте рассмотрим подробнее, что характерно для данного сегмента.
Абсолютное большинство компаний находятся на фрагментарном уровне. Несмотря на то, что клиенты достаточно активно работают и с новой аудиторией, и с аудиторией вернувшихся пользователей, заметно, что компании-представители отрасли меньше других работают с внешними данными, так как основной фокус на performance-показателях. Для level-up требуется более активная работа с поставщиками внешних аудиторий.
58% компаний находятся на фрагментарном уровне, еще 25% на начальном и 17% на интегрированном. С точки зрения используемых каналов, основными являются performance, в то время как медийная реклама и другие охватные каналы используются в меньшем объеме. Немногие бренды вкладываются в работу с имиджевыми каналами, которые охватывают верхнюю половину воронки продаж. А именно это способствовало бы переходу компаний на интегрированный уровень.
Преобладающая часть компаний находятся на начальном и фрагментарном уровнях. И, хотя, в целом отрасль активно собирает данные по всем взаимодействиям с пользователями и формирует отчеты от показа до продаж, но при этом редко использует нестандартную модель атрибуции, которая позволила бы более точно определить вес канала в получении прибыли. Это также связано с фокусом на performance-инструментах. Для перехода на следующий уровень стоит использовать нестандартную модель атрибуции с неравномерным распределением ценностей по каналам: в зависимости от категорийности пользователя в момент покупки. Например, источникам, которые привели пользователя к первой покупке, должна быть присвоена большая ценность, чем каналам, по которым тот же пользователь совершает повторные покупки.
45% и 28% компаний находятся на фрагментарном и интегрированном уровнях соответственно. Это достаточно высокий показатель. Компании используют автостратегии, автоуправление ставками и автоматизированную отчетность.
Многие бренды общаются с агентствами не только на уровне маркетинга, но и на уровне смежных отделов. Все понимают общие цели и совместными усилиями пытаются к ним прийти.
Если вы дочитали до этого места, то у вас уже сложилось понимание, что такое цифровая зрелость и для чего она нужна. Диджитал-трансформацию имеет смысл начинать тогда, когда есть готовность различных отделов решать задачи сообща, у всех в компании есть общее понимание, для чего это делается, как организовывается процесс и какой результат должен быть на выходе. Важно помнить, что на начальных уровнях вы можете двигаться самостоятельно в рамках своего отдела, но на более высоких без отлаженной работы всех команд не обойтись.
Мы рекомендуем начать со следующих шагов:
1. Пройдите опрос и определите, где ваш бизнес находится сейчас.
2. Оцените уровень готовности вашей компании к трансформации.
3. Даже если ваша компания не готова к полномасштабным диджитал-изменениям, то можно начать двигаться в эту сторону — в рамках своего бизнес юнита вы можете начать глубже работать с данными, на основе этого искать новые инсайты, строить гипотезы и проверять их на своих продуктах и пользователях. Не забывайте про атрибуцию. Правильная атрибуция поможет верно оценивать вклад каждого рекламного источника и соответственно верно интерпретировать полученные цифры в выводы. Вы можете применять готовые или даже простые технические решения для автоматизации части работ, которые позволят эффективнее и быстрее взаимодействовать с вашими клиентами.
4. Если же вы считаете, что ваш бизнес готов, то необходимо согласовать большой объем работ — обсудить и утвердить его со всеми исполнителями. Далее каждый блок нужно приоритизировать и в зависимости от приоритета брать в спринт. Не забывайте постоянно оценивать прогресс по всему пулу работ.
Если вы готовы трансформироваться, то перед вами первая финишная прямая. По ссылке вы сможете пройти опрос для оценки цифровой зрелости компании. Для заполнения опроса потребуется 40 минут вашего времени и, возможно, помощь коллег. Ответив на эти вопросы, через некоторое время вы получите от нас подробный отчет с оценкой вашей компании по каждой продуктовой зоне и средними бенчмарками по индустрии. На основе данных отчета вы сможете перейти к составлению подробного плана действий самостоятельно или совместно с агентством.
Как создать цифровое предприятие
6 этапов на пути к Индустрии 4.0
Немецкая академия наук и инженерии описала основные шаги, которые должно сделать предприятие, чтобы соответствовать концепции «Индустрия 4.0». В материале, подготовленном специально для TAdviser, журналист Леонид Черняк рассматривает эти этапы и предпосылки цифровой трансформации, к которой стремятся современные компании.
Содержание
Весной 2017 года Центр Industrie 4.0 Maturity Center, входящий в состав Немецкой академии наук и инженерии acatech, представил результаты исследования «Индекс зрелости для Индустрии 4.0» (Industrie 4.0 Maturity Index). Это исследование было выполнено совместно с экспертами компаний-партеров: Института управления в промышленности (FIR e. V. at RWTH Aachen), PTC, Infosys и TÜV SÜD.
Индекс зрелости характеризует готовность предприятий к переходу на уровень индустриального развития, соответствующий представлениям о Четвертой промышленной революции, называемый «Индустрия 4.0» (Industrie 4.0 на немецком, Industry 4.0 на английском).
Немецкая академия наук и инженерии acatech (от academia and technology) была учреждена 1 января 2008 года с целью усиления научно-технической независимости Германии. Ее деятельность направлена на формирование правильных представлений о перспективах научно-технического прогресса среди политиков и в широких кругах общественности. Академия видит в себе институцию, способную предоставить обществу нейтральные и научно обоснованные рекомендации относительно перспектив развития на будущее. Она стремится усилить взаимодействие между наукой и бизнесом. Она реализует необходимую передачу знаний путем организации конференций и форумов, публикации различного рода отчетов
Что такое Industrie 4.0
Основу производства, согласно немецкой концепции Industrie 4.0, образуют киберфизические системы (Cyber-Physical System, CPS), состоящие из различных природных объектов, искусственных подсистем и управляющих контроллеров, позволяющих представить такое образование как единое целое. В CPS обеспечивается тесная связь и координация между вычислительными и физическими ресурсами.
В понимании acatech, реализация инициативы Industrie 4.0 в полном ее объеме предполагает создание глобальной киберфизической системы в рамках национальной экономики. Но это не значит, что невозможно реализовать отдельные составляющие Industrie 4.0 в рамках одного отдельно взятого предприятия.
Ключевым моментом в Industrie 4.0 является создание инфраструктуры, имеющей в основе три типа интеграции:
Трехступенчатая интеграция позволяет превратить всю национальную экономику в единую киберфизическую систему, объединенную государственным управлением. На государство здесь возлагаются координирующие задачи, связанные со стандартизацией и различного рода неизбежными социальными последствиями. Отмечается, что движение по направлению к Industrie 4.0 будет иметь эволюционный характер, а существующие технологии будут постепенно адаптироваться к инновационным решениям и рынкам.
С технической точки зрения национальная киберфизическая платформа складывается из трех типов сетей:
В «Рекомендациях» немецкой академии подчеркивается, что инициатива Industrie 4.0 затрагивает интересы общества в целом, поэтому должна рассматриваться не только в техническом, но и в более широком социокультурном аспекте, с учетом демографических и других вызываемых ею изменений.
6 этапов развития предприятия на пути к Industrie 4.0
Для оценки соответствия предприятий требованиям Industrie 4.0 acatech совместно с компаниями-партнерами разработала методику и показатель, названный индексом зрелости (Maturity Index). То и другое подробно описано в документе «Industrie 4.0 Maturity Index. Managing the Digital Transformation of Companies».
У каждого предприятия путь в Industrie 4.0 может быть разным, но в целом они должны пройти по шести ступням, показанным на схеме ниже.
Если первые две стадии, объеденные в группу Digitalization, то есть освоение цифровых подходов, являются чисто технологическими, то оставшиеся четыре стадии, соответствующие Industrie 4.0, являются не столько технологическими, сколько кибернетическими, поскольку воплощают в себе системные принципы, постулируемые кибернетикой.
1. Компьютеризация (Computerisation)
Под компьютеризацией подразумевают снабжение средствами для цифрового управления всех основных компонентов производства. Современное оборудование изначально рассчитано на цифровое управление, а оборудование, эксплуатируемое длительное время, должно быть соответствующим образом модернизировано.
2. Сетевое взаимодействие (Connectivity)
На этой стадии изолированные технологии объединяются в общую среду, соответствующую требованиям бизнеса компании. Обычно для этой цели используют соединение по протоколу Internet Protocol (IP), образуя при этом Internet of Things. Сетевое взаимодействие позволяет объединить процедуры автоматического проектирования и производства CAD/CAM со средствами управления технологическими процессами Manufacturing Execution System (MES), организовать дистанционное обслуживание и так далее. Если усовершенствовать не новое, но работоспособное оборудование, то оно тоже может быть включено во взаимодействие.
3. Обозримость (Visibility)
Под обозримостью понимают создание цифрового отображения или виртуального двойника предприятия. Падение цен на датчики и другое цифровое оборудование делает это возможным. Чем больше датчиков, чем точнее отображение. Наличие отображения, связанного с системами PLM, ERP и MES, позволяет управляющим видеть картину предприятия в реальном времени и принимать необходимые решения. Проблемы этого этапа не столько в технике, сколько в сложности обеспечения сбора достоверных данных, а именно, в некоторых случаях нет единственного источника правды или нет возможности обеспечить сбор данных без участия человека.
4. Прозрачность (Transparency)
Прозрачность в данном контексте означает связь цифрового отображения с аналитическими системами, шире известными как системы работы с большими данными. Здесь приходится решать классическую задачу извлечения знания из данных.
5. Прогнозирование (Predictive capacity)
Для прогнозирования могут быть использованы адаптированные к производству технологии предиктивной аналитики.
6. Адаптивность (Adaptability)
Способность к прогнозированию открывает возможность автоматизации функций, связанных с адаптацией бизнеса к изменяющимся внешним условиям.
Культурная и социальная среда для перехода к Industrie 4.0
При восхождении по всем шести ступеням эволюционного процесса поведение сотрудников имеет не меньшее значение, чем технологии и организация производства. Необходимо изменить ментальность отдельного человека, от простого исполнителя до менеджеров С-уровня, и всей компании в целом. Должна быть создана такая культурная и социальная атмосфера, которая позволит реализовать преимущества Industrie 4.0. Она складывается в основном из двух вещей – готовность к изменением и свободное социальное взаимодействие на всех уровнях.
Под готовностью к изменениям понимают: открытость к инновациям, постоянный профессиональный рост, приверженность изменениям. Свободное социальное взаимодействие обеспечивается демократическим стилем руководства, возможностью открыто высказывать свои мнения, активным участием в эволюционном процессе.
Выводы
За несколько лет термин Industrie 4.0, предложенный на Ганноверской ярмарке 2011 года, стал интернациональным и более известен как Industry 4.0. Он понимается как комплекс мер, направленных на создание «умного производства» (smart factory). Во всем мире была принята методика, разработанная академией acatech, в основе которой:
Эта методика, задуманная как инициатива, адресованная немецкому правительству, стала универсальной. Ее могут использовать специалисты любой национальной принадлежности.
Digital-зрелость: как узнать, на каком этапе цифровой трансформации находится бизнес
Генеральный директор MediaGuru
В профессиональной и даже обыденной жизни мы все чаще сталкиваемся с понятием «digital-зрелость». О ней уже говорят не только мировые гиганты, но и бизнесы более скромных размеров. Назрел момент для трансформации почти любой компании в сторону цифровизации. И как бы банально это ни звучало, толчком к ускорению digital-развития послужила пандемия.
Как определить цифровую зрелость бизнеса и максимально безболезненно провести трансформацию, а также на каком этапе находятся российские компании, рассказала генеральный директор digital-агентства MediaGuru Анастасия Можаева.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Что такое digital-зрелость
Простыми словами, digital-зрелость — это показатель цифрового развития компании. Если подробнее, это совокупность двух сущностей.
Первая сущность — то, что находится на поверхности и видит каждый пользователь:
Вторая сущность — то, что находится под капотом бизнеса, то есть его внутренние процессы: технологические возможности, управление разработкой, сбор аналитики, финансы, корпоративная культура. Все это скрыто от пользовательских глаз, но играет большую роль в работе компании.
Как определить digital-зрелость бизнеса
Уже разработано несколько рейтингов и инструментов, с помощью которых можно определить цифровую зрелость бизнеса. Расскажу о некоторых из них, которыми мы сами пользуемся в агентстве.
Рейтинг SDI 360
Посмотреть рейтинги компаний разных сфер и пройти тестирование бизнеса можно через SDI 360. Этот проект работает при поддержке РАЭК и «Медиалогии».
Если решите получить персональный отчет, результат исследования будет выглядеть примерно так, как на изображении ниже. Это исследование рынка супермаркетов и гипермаркетов стройматериалов и инструментов для ремонта. Полный рейтинг — на сайте.
Инструмент от Google и BCG
В 2018 году компания Boston Consulting Group провела исследование, которое показало, что всего 2% компаний находится на самом высоком этапе digital-зрелости — мультимоментности.
Google вместе с BCG разработали инструмент Digital Maturity Benchmark. Он создан, чтобы помочь определить, на какой стадии цифровой зрелости находится бизнес и какие шаги нужно предпринять для перехода на новый уровень. Пользоваться инструментом легко: нужно просто ответить на вопросы о работе вашего бизнеса. В результате вы получите подробный анализ цифровой зрелости компании и «дорожную карту».
Исследование от Deloitte и SAP
Deloitte и SAP в исследовании, которое было опубликовано в марте 2021 года, провели оценку цифровой зрелости российского бизнеса. Специалисты опросили руководителей из разных отраслей.
Исследование показало, что лидером цифровизации в России стали банки, сферы торговли и потребительских товаров.
На графике видна разница российских и международных отраслевых показателей. Заметьте, что в диджализации больше всего отстают телекоммуникационная отрасль и машиностроение.
В целом мировой бенчмарк совпадает с российским, за исключением блока операционной деятельности. Тут российский рынок отстает в управлении изменениями и интеллектуальным управлением процессами.
Думаю, в большей степени такое отставание связано с тем, что у многих компаний нет системного подхода или только начинает формироваться культура управления изменениями, в том числе диджитализацией, внутри компании.
Как пандемия повлияла на бизнес наших клиентов
Недавно мы провели опрос среди наших клиентов о том, как пандемия повлияла на их бизнес.
Во время локдауна казалось, что падение будет более сильным и продолжительным. Но ситуация замотивировала многие бизнесы быстро подстроиться под ситуацию. Начался массовый переход в онлайн и пришло более серьезное осознание, насколько могут быть полезными цифровые данные.
Сейчас уже многие понимают, что один из первых этапов на пути к цифровой зрелости — построение сквозной аналитики и разработка системы хранения, обработки и интерпретации полученных данных. Большая часть наших клиентов уже прошла этот этап или находится в процессе настройки.
Но не менее важны digital-инструменты и каналы. Мы поинтересовались у клиентов, какие новые для себя направления они стали запускать в 2020 году.
Наибольшую популярность набрали «Яндекс.Дзен» и «Пульс». Еще мы видим, что в период локдауна бизнес стал активно интегрироваться с блогерами.
Как жили digital-агентства
Мы — digital-агентство MediaGuru, тоже являемся бизнесом и сами задались вопросами:
Сама трансформация для нашего агентства началась несколько лет назад. Поделюсь, с чего мы начинали.
Главные выводы
Чтобы успешно пройти digital-трансформацию, компаниям нужно:
Конечно, во многих приведенных опросах участвовали крупные игроки. Но это не значит, что трансформация не затронет средний и малый бизнес.
Причем у МСБ процесс изменения, как правило, проходит проще. У небольших компаний меньше команды, поэтому им легче быть гибкими, менять стратегии, инструменты и адаптироваться к нововведениям.