airtable что это такое
Обзор Airtable: простой сервис для работы со сложными таблицами и базами данных
Как правило, с таблицами работают в Excel или Google Sheets и часто лишь по сложившейся за двадцать лет традиции. Но есть более функциональная и понятная платформа — Airtable. В ней не только работают с таблицами, но и строят реляционные базы данных. В обзоре расскажем о возможностях сервиса и сравним с «зелёными» конкурентами.
Что такое Airtable
Airtable — облачный сервис для работы с электронными таблицами и базами данных. Он позволяет связывать таблицы друг с другом или сторонними сервисами, а также собирать на их основе приложения без кода.
Платформу основали в 2013 году Хоуи Лю, Эндрю Офстад и Эммет Николас. Сначала инвесторы не понимали, зачем нужен ещё один сервис для работы с таблицами, когда есть Excel и Google Sheets. Но создатели убедили их, что Airtable — это новый подход к работе с данными.
Что умеет Airtable
Airtable умеет то же, что и табличные процессоры вроде Excel, но заточен под работу с лоукод-платформами. На нем можно создавать как простые таблицы, так и большие многосвязные базы данных или приложения для бизнеса, науки и менеджмента.
Основные возможности Airtable:
У каждого проекта свое рабочее пространство, куда можно приглашать других пользователей. Если вы работаете одновременно над тремя проектами, создайте три workspace и работайте с ними независимо от других. В каждом рабочем пространстве можно создавать сколько угодно баз данных, а внутри баз — таблицы.
Работать с таблицами Airtable удобно благодаря упорядоченному рабочему процессу и полезным «мелочам», которых нет у большинства конкурентов. При создании столбца нужно обязательно указывать имя и тип поля. В отличие от большинства табличных процессоров в Airtable под название поля выделено отдельное место.
Есть стандартные поля — строки, текст, числа — и дополнительные. Например, ссылка на другую запись, с помощью которой можно связывать таблицы, и lookup, который подтягивает данные из другой таблицы. Count пересчитывает связанные записи, а rollup выбирает поля по заданному условию и производит вычисления — например, перемножает или складывает.
Задать вопросы и пообщаться с экспертами по Airtable можно в русскоязычном комьюнити.
Внешний вид и отображение данных: сетка, форма, Канбан-доска
Внешним видом таблиц можно управлять. Элементы списка подсвечиваются разными цветами, у изображений в поле Attachment есть миниатюры, а размеры ячеек настраиваются от «маленьких» до «очень больших» в два клика.
Данные в Airtable представляются не только в виде таблицы. Во вкладке Views можно создать:
Формы работают так же, как Google Forms — делитесь ими и собирайте данные в таблицу. Если в таблице есть записи с датами, например, в расписании платежей по кредиту, из нее можно сделать календарь. В галерее записи отображаются в виде карточек: для предпросмотра выводятся обложка и первые три поля таблицы.
Таблица Airtable и сгенерированная на ее основе галерея
Чтобы перевести таблицу в Канбан-доску, Airtable предлагает выбрать один из атрибутов с типом «одиночный список» и на его основе построить несколько колонок. Допустим, в таблице книжного магазина был параметр «Есть на складе» со значениями «да», «нет» и «едет». Если сгенерировать доску на основе этого поля, получим три столбца с карточками, которые можно перетаскивать из одного в другой.
Доска, сгенерированная по той же таблице
Как только создадите базу данных, Airtable сгенерирует API, с помощью которого ваши приложения или сторонние сервисы могут создавать, обновлять, удалять записи в таблицах или получать данные. Записи в запросах упаковываются в JSON и передаются по HTTP. К API нельзя отправлять более пяти запросов в секунду. Если превысить лимит, Airtable пришлет сообщение с кодом 429, и придется подождать 30 секунд до следующей отправки.
Библиотека шаблонов и маркетплейс
Таблицы в Airtable создают с нуля или по готовым шаблонам. В библиотеке больше 60 типовых решений для бизнеса, маркетинга, образования, повседневных дел и других сфер.
В маркетплейсе более 200 приложений, которые расширяют возможности электронных таблиц. Среди них конструктор страниц, в котором можно красочно визуализировать, обобщать записи и напрямую интегрировать базы данных со сторонними сервисами.
Сколько стоит Airtable
В Airtable три тарифа и персональный план с традиционной для облачных платформ кнопкой Contact Us. В основном тарифы различаются объемом дискового пространства и размером базы данных.
Free — бесплатный.
Подходит для персонального использования и тем, кто только начинает работать с Airtable.
Подходит малому бизнесу и растущим командам, которым нужны дополнительные ресурсы и инструменты.
Проходит среднему бизнесу, магазинам с большими складами и клиентской базой.
Кому не хватает возможностей Pro, Airtable предлагает тариф Enterprise:
Узнать цену и другие условия тарифа Enterprise можно у менеджеров Airtable. А подробнее изучить тарифную сетку и сравнить возможности — на сайте платформы.
Airtable vs. Excel и Google Sheets
Excel и Google Sheets — главные конкуренты Airtable.
«Зеленые монстры» похожи друг на друга, как братья близнецы — и внешне, и по набору возможностей. За 30 лет Excel оброс арсеналом сложных функций, языком макросов и графическими инструментами. Таблицы Google появились гораздо позже и, по сути, стали бесплатной копией Excel. Позже Excel выкатил бесплатную онлайн-версию, и сейчас оба сервиса очень популярны.
Когда пытаешься найти различия между Google Sheets и Excel
Airtable умеет то же, что и конкуренты, но не ограничивается работой с таблицами. Базы данных можно превратить в полноценные веб-приложения и дополнить функциями с помощью скриптов на JavaScript. Во встроенном конструкторе страниц пользователи обобщают и визуализируют данные: собирают на их основе документы, рисуют инфографику. А еще базы можно объединять с лоукод-платформами и другими сервисами из библиотеки интеграций.
4 кейса по использованию Airtable
Частные и государственные организации используют платформу для сбора, анализа и визуализации данных. Расскажем о самых ярких примерах с сайта Airtable и YouTube-канала «Я — зерокодер».
Агрегатор живых онлайн-эфиров
Рассказали, как Леонид Бяков за пару дней с помощью Airtable сделал, среди прочего, 🔴 Re:you TV, программу живых онлайн-событий.
CMS для Британской энциклопедии
Britannica — старейшая англоязычная энциклопедия. Первое издание вышло в 1768 году в трех томах, и сегодня бумажная версия насчитывает 32 тома. С 2012 года энциклопедия перешла в мультимедийный формат, и команда размещает материалы на сайте. Команда сайта ежедневно публикует исторические и научно-популярные статьи об изобретателях, научных явлениях и событиях. Они перебирают тонны источников и материалов, делятся ими друг с другом и совместно работают над статьями.
Шаблон CMS Британской энциклопедии
Чтобы не запутаться в исходниках и совместно работать над проектами, понадобилась CMS, в которой десятки редакторов могут управлять и обмениваться контентом. Выбрали Airtable — таблицы подключили к сайту, и теперь редакторы самостоятельно размещают статьи в CMS, а менеджер публикует их из встроенного календаря. Посмотреть таблицу Britannica можно на сайте Airtable.
База данных для Product Hunt LIVE
С момента запуска Product Hunt LIVE в конце 2015 года компания провела сотни бесед с производителями, технологами, инвесторами и креативщиками со всего мира.
Вдохновившись историями и советами спикеров, команда решила собрать базу знаний, в которой пользователи находили бы нужные речи. Например, советы по поиску инвесторов, разработке маркетинговой стратегии для стартапа или способы попасть в Y Combinator. Но за 2,5 года материала накопилось так много, что понадобился простой способ упорядочить его.
База интервью Product Hunt в Airtable
Тогда команда Product Hunt обратилась к Airtable. Они собрали около 2000 рассказов и советов от 265 гостей и классифицировали их по темам, среди которых психология, менеджмент, инвестиции и дизайн. Базу можно скопировать и найти цитаты по интересующим темам — по ним сформированы отдельные таблицы. Пощупать таблицу Product Hunt можно на сайте Airtable.
Исследования пользовательского опыта в Zapier
UX-исследователи в команде Zapier общаются с пользователями, получают обратную связь и превращают отзывы в полезные идеи. Потом эти идеи воплощают разработчики и дизайнеры.
С помощью Zapier и Airtable компания собирает, классифицирует и анализирует отзывы. Сначала работали с шаблоном User Studies, а позже переделали его так, чтобы он лучше соответствовал процессам в Zapier и целям исследования.
Сейчас информация о пользователях собирается в четыре таблицы: People, Studies, Sessions и Issues/Feedback. Аналитики и исследователи UX визуализируют данные в конструкторе страниц, «читают» графики и диаграммы, а затем применяют выводы в разработке новых продуктов.
Чем хорош и плох Airtable
Что хорошо:
Что плохо:
Как освоить Airtable
Заполнять таблицы, строить графики и считать значения, вы скорее всего научитесь самостоятельно. Новички уже на старте решают в Airtable стандартные задачи благодаря понятному интерфейсу. У каждой кнопки на панели всплывающая подсказка, а справа — панель с инструкциями в GIF-формате.
Но если хотите стать гуру платформы, лучше почитать гайд на сайте Airtable. Там все на английском, поэтому если не знаете язык лучше воспользоваться переводчиком.
А еще есть читерский способ — вступить в русскоязычный чат по Airtable. Там уже более 400 человек, среди которых знатоки платформы и предприниматели. Зададите вопросы, послушаете чужие и наберетесь полезного опыта.
Airtable — один из основных инструментов зерокодера, потому что на нем одинаково удобно строить отдельные таблицы и базы данных. Например, часто собирают интерфейс на Тильде и логику на Integromat, а с данными работают по API Airtable.
Стать зерокодером и собирать «звездолеты» без кода можно за два месяца в университете ZEROCODER. Тут студентов учат не только работе с лоукод-инструментами, но и сложным программистским концепциям на человеческом языке. Поэтому, даже если не работали с кодом, составите конкуренцию программистам и будете брать заказы на десятки-сотни тысяч рублей.
Обзор Airtable. Управляй чем угодно и как угодно
Airtable — органайзер всего и вся. Сервис для управления как большими проектами, так и мелкими задачами. Что-то среднее между Excel, CRM-системой и Trello. Или, правильнее сказать, всё сразу.
При этом Airtable не уступает по своим возможностям и исполнению ни одному из перечисленных сервисов. Давайте разбираться,что приобрели себе такие компании, как Tesla, Netflix, журнал Time и др.
В Airtable всё на английском. Поэтому для продуктивного пользования хорошо, если вы будете понимать, что там читаете. Но даже среднего уровня владения английским вам хватит, чтобы комфортно пользоваться сервисом. На первом скриншоте я показал, как выглядит главная страница Airtable. Нам сразу же подсказывают, что лучше разделять проекты по рабочим пространствам.
Совместное использование
Airtable с лёгкостью можно использовать как совместный с командой инструмент. Тут есть шеринг, есть возможность совместного редактирования, общения. Админы, они же руководящие проектом, могут добавлять, а потом и давать (или не давать) права на различные действия. Пользователя можно контролировать, предоставляя ему права на комментирование, корректировку, или вовсе назначением владельцем рабочего пространства. На мой скромный взгляд, этот сервис классно подошёл бы для совместной учёбы и шеринга новой информацией.
Планирование, как в Канбан-системе
Airtable часто используют для планирования каких-либо мероприятий, отдыха и т.д. Есть возможность ставить дедлайны, переходы процесса: Идеи, В процессе, Сделано и так далее. В общем, всё то же, что и в обычных Канбанах. Самый известный случай, которым Airtable показал свою состоятельность в планировании и управлении проектом, это когда ураган Харви внезапно обрушился на Техас и Луизиану в 2017 году — его использовали во время поиска домашних животных.
CRM-система
Управлять посредством Airtable небольшими некоммерческими организациями — самое то. Но и коммерческими тут можно управлять вполне комфортно. Как я и упомянул в шапке, Airtable немного смахивает и на CRM-систему. Тут есть аналитика, подсчёт продаж и воронки. Есть напоминания о звонках. Можно прикрепить к клиентам их почту, телефон, фотографию и так далее.
Красиво, функционально, знакомо
В Airtable достаточно обширные возможности. Но всё это не нагромождено, подано красиво и распределено по полочкам. Для комфорта имеются шаблоны, которые можно использовать в качестве базы для создания своего рабочего пространства. Конечно, можно и самому что-нибудь нафантазировать, но шаблоны — вещь. Имеется красивый, понятный интерфейс, который в зависимости от ваших пожеланий может выглядеть как карточки, Канбан или привычный всем Excel. Имеется синхронизация со сторонними сервисами и приложениями. Если закружится голова, можно почитать гайды и посмотреть обучающие видео.
Непосредственно при работе можно крепить не только текст, но и различные файлы. Окрашивать в разные цвета, ну вы поняли. Очень важный момент —сортировка. Здесь она на сверх адекватном уровне, многоуровневая и в то же время простая. Имеются фильтры, по которым можно сортировать список: по юзеру, по цвету, по задаче, по проекту и так далее. Поиск тоже не болтается в уголочке без дела — он реально работает, причём по всем направлениям. И кстати, размер столбцов можно изменять под свои требования.
Тарифы
В сервисе Airtable есть бесплатные и платные версии. В бесплатной предоставляется 2 Гб на прикреплённые файлы и 1200 записей. Вполне себе хватает для ежедневной работы небольшой организации. Все цены указаны ниже. Если приобретаете сразу на год, будет дешевле.
В общем, Airtable сильно облегчит работу по организации и ведению различных процессов внутри коллектива. Подходит для всех: от мала до велика.
Как мы используем Airtable для организации работы маркетинговой команды
Если команда выбирает подходящий таск-менеджер, работа становится намного понятнее и организованнее. Часто в отделах маркетинга останавливаются на Трелло или похожем простом планере, основная цель которого — фиксация актуальных задач. У нас в FITMOST (единый абонемент на тренировки, массаж и SPA), Agile практиковался с самого начала, но к оценке маркетинговых задач в деньгах мы пришли не сразу. А когда пришли, стали искать инструмент, который помог бы нам привязать все маркетинговые проекты и задачи к денежному выражению, потому что для нашего продукта маркетинг —- основной способ генерации выручки.
Ниже расскажу, как мы организовались и как это помогает каждому члену команды быть вовлеченным и замотивированным делать свою работу хорошо.
Выбирая таск-менеджер, можно легко стать заложником обстоятельств — долго будешь думать, как подстроить свой бизнес под конкретный фреймворк. Поэтому, например, Трелло нам не подошел. Его опасность — каждая карточка выглядит одинаково независимо от того, большая в ней задача написана или маленькая, «написать партнеру письмо» или «провести мероприятие на 200 человек». Поэтому сотрудники часто сосредотачиваются на мелких задачах и перетаскивании карточек в «done», а все большое и важное так и остается неразобранным и откладывается на долгий срок. Думаю, это работает чисто психологически — хочется перетащить больше карточек и закрыть побольше дел, а тратить много времени на задачу, которая закроет только одну карточку, подсознательно трудно.
Так мы выбрали Airtable. Его главный плюс — табличная структура и возможность проводить действия между данными любых типов: числа, проценты, даты, ссылки и многое другое. То есть любую таблицу можно настроить под себя с точки зрения данных, проектов, людей или задач. Мы ведем там базу знаний, всю маркетинговую аналитику и таск-менеджмент.
Сейчас мы подробно планируем каждый месяц. Перед началом месяца мы разбиваем финансовую цель на проекты, которыми будем заниматься.
Планируемую выручку по проектам смотрим по историческим данным и прогнозируем с учетом сезонности. Своя CRM-система помогает нам считать многие метрики (выручку по промокодам, например), а все, что не позволяет она, мы допилили в BigQuery. У каждого проекта есть свой тимлид, ответственный за реализацию и показатели. Так каждый в команде имеет возможность лидировать свою идею. А еще у нас открытые данные, поэтому каждый член команды знает, какую выручку он принес в отчетный период. Получается, что сотрудники могут посмотреть на бизнес с точки зрения его основателя. Это очень помогает команде быть на одной волне и быстро реагировать на изменения.
Все проекты мы разделяем на задачи, а к задачам ставим дедлайны и распределяем все по недельным спринтам. Раз в неделю, в начале очередного спринта, мы проводим собрание, где смотрим, какие задачи получилось выполнить и что не удалось.
Что здесь важно: заставить себя прописать задачу так, чтобы она была понятна даже сотруднику другого департамента, а еще лучше — незнакомому человеку. Иногда я заставляю переписывать так, чтобы было понятно «даже бабушке». Да, задача вместо «найти 5 партнеров» начинает выглядеть «найти 5 партнеров на проект X, чтобы с этими партнерами у нас получился результат Y, чтобы в дальнейшем … Z» и так далее как можно конкретнее. Времени на подобную формулировку нужно потратить чуть больше, но такая дисциплина приводит к тому, что каждому в команде реально становятся понятны задачи, а самое главное, зачем вообще мы их делаем и для чего.
Удобно то, что любую таблицу можно посмотреть в разном формате: карточками, календарем с дедлайнами, канбан-доской — ей часто пользуются сотрудники отдела. Когда задачи небольшие и конкретно сформулированы, такой вид удобен.
Вид с карточками мы также используем для организации SMM-отдела. Такой вид, кстати, еще работает как галерея файлов: можно быстро найти и скачать нужное изображение, если сделать фильтр по дате.
Есть, конечно, и минусы — трудно проводить вычисления между строчками (через несколько дополнительных формул); только столбцам можно присвоить разные типы данных; нельзя добавить в формулу числа — данные берутся только из столбцов; графики есть только на очень дорогом тарифе ($25 на человека). Но в целом это, пожалуй, один из самых полезных для нас инструментов.
Дальше хочется начать планировать четкие задачи на более длительный период. Метрики и показатели у нас спрогнозированы на год вперед, а вот задачи и проекты мы распределяли на месяц. Система «проект — задача — отслеживание метрик на неделю — отслеживание метрик на месяц» себя оправдала. Поэтому в ближайшем будущем мы перейдем на квартальную систему планирования, чтобы отслеживать задачи и эффективность долгих проектов.
«Втишине»: Как мы создали онлайн-калькулятор с помощью Airtable, Integromat и Wappler
Мы создали сайт-калькулятор, который рассчитывает стоимость звукоизоляции и генерирует индивидуальное коммерческое предложение. И всё это, используя только ноукод-инструменты.
Наша компания «Втишине» занимается установкой звукоизоляции в квартирах и других помещениях. Компания работает в 4-х городах и имеет большой ассортимент разных типов звукоизоляционных решений.
Когда к нам обращается потенциальный клиент, важно быстро подготовить индивидуальное коммерческое предложение (КП) в рамках первого звонка.
Для этого у компании есть универсальный шаблон КП. Это большой табличный файл, в котором учитываются все типы звукоизоляции и цены для каждого города. В шаблон вписываются размеры поверхностей и автоматически рассчитываются три варианта стоимости. Затем таблица сохраняется в PDF-файл — и КП для клиента готово!
Мы захотели автоматизировать этот процесс: сделать общедоступный калькулятор, где можно указать параметры нужных поверхностей и получить на выходе готовое КП. Ключевая особенность такого калькулятора — это его полная идентичность нашему “карманному” расчетчику, ведь он подготавливает полноценное КП с рабочими решениями и реальной стоимостью. По факту нам нужно было, чтобы калькулятор составлял полную смету в онлайн режиме по размерам заказчика и предлагал 3 варианта решения на каждую поверхность.
Но мы не готовы были тратиться на полноценную разработку. Нам хотелось сначала проверить, насколько такой инструмент вообще будет востребованным. Поэтому мы стали смотреть в сторону ноукод-решений и в результате обратилась в компанию Ratio.
Когда компания “Втишине” обратилась к нам в Ratio, мы выдвинули идею, что стоит продолжить использовать сам файл шаблона для всех расчетов. А автоматизировать только все остальные процессы вокруг этого шаблона.
Уже не менеджер вручную будет копировать шаблон, подставлять туда тип, длину и ширину поверхностей и сохранять всё в формате PDF, а это будет происходить автоматически через специальный сервис.
Понятно, что скорость расчета через файл будет медленней, чем если бы мы запрограммировали эту механику с нуля. Поэтому нам нужно было проверить, что скорость будет приемлемой. За несколько часов мы создали грубый прототип и убедились, что идея работает и скорость расчета занимает не более 10 секунд, что нам подходит.
Теперь нужно было подобрать стек инструментов и убедиться, что и остальные части системы тоже можно реализовать.
На наш взгляд, главный инструмент в подобном проекте — это сервис автоматизации. Именно он выполняет основную обработку информации и склеивает все остальные части системы между собой.
Мы предпочитаем работать в Integromat из-за низкой стоимости операций и большого количества интеграций.
Для работы с шаблонами и другими файлами мы решили использовать привычные и удобные сервисы от Google — Диск и Таблицы. Они входят в офисный набор Google Workspace.
Нам нужно где-то хранить данные о всех расчетах и сессиях пользователей. Мы решили использовать Airtable — самый известный ноукод-сервис для онлайн-баз. К нему легко подключаться по API, а бесплатный тариф покрывает наши нужды на первое время.
Нужно было придумать удобный способ доставки сгенерированного КП пользователю. Нам не хотелось давать PDF на скачивание прямо на странице калькулятора, потому что в таком случае мы не сохраняем контакта с клиентом. Да и генерация будет занимать некоторое время, и пользователь может за это время отвлечься и закрыть страницу.
Поэтому решили, что пользователь будет оставлять на странице свои контакты для связи в WhatsApp или Telegram, и после генерации КП будет отправляться к нему в мессенджер через чат-бота.
Раз уж мы используем Integromat, то мы решили сделать чат-бота там же, тем более у нас довольно простой сценарий взаимодействия.
И наконец нужно было определиться с тем, как будет создана веб-страница с калькулятором. На ней нам нужны блоки с контентом, форма для отправки параметров поверхности, вывод информации после расчета. И все это с приятным глазу дизайном и адаптивностью под разные устройства.
Это несложные требования, но найти подходящее решение всё равно непросто. Самым бюджетным вариантом было бы создать веб-страницу на Tilda, и вставить через iframe стандартную форму Airtable. Но пользоваться такой страницей было бы неудобно.
Bubble не понравился ограничениями в плане дизайна. А Webflow — ограничениями в плане работы с записями, формами и API. Эти сервисы, конечно, можно было использовать, но хотелось что-то более гибкое и доступное. Рассматривали даже вариант создать веб-страницу с помощью фронтенд-разработчика.
Но как раз в это время мы обратили внимание на ноукод-инструмент Wappler. В нем можно верстать страницы на обычном html-css и прописывать нужную логику на фронтенде и на бэкенде сайта, а также подключаться к внешним источникам по REST API. Кроме того, код проекта с самого начала принадлежит нам и мы можем размещать его на любом подходящем сервере. Это было как раз то, что мы искали.
Итого наш стэк составил:
Если бы мы использовали исходный шаблон, то расчет и генерация КП шли бы долго. Поэтому мы сделали отдельные облегчённые файлы шаблонов для разных городов и типов поверхностей. 28 шаблонов для расчетов и ещё столько же — для генерации КП.
Все файлы шаблонов мы загрузили в Google Drive. Кроме этого, мы создали папки для хранения рабочих и временных файлов.
В Airtable мы создали 2 связанные таблицы: сессии и расчёты. Расчет — это каждый запрос на калькуляцию стоимости конкретной поверхности. Все расчеты объединяются в сессии пользователя. У каждой сессии считается суммарная стоимость всех входящих в нее расчетов.
Возможности Wappler позволили не ограничивать себя и реализовать на странице всё, что мы хотели:
В Wappler можно верстать страницу визуально, но увы, не всё можно настроить через интерфейс. Поэтому иногда мы напрямую прописывали нужные стили в css-файлах. Это уже не совсем nocode, зато страница выглядит и работает так, как нам нужно: всё адаптивно, загружается быстро, есть приятные анимации, тени и разная интерактивность.
Хоть страница и простая, но в ней много логики: вывод данных, появление и скрытие блоков, замена контента при смене города. Всё это запрограммировано через собственный встроенный фреймворк программы. Причём визуально, без написания кода вручную.
Удобно, что Wappler позволяет вставлять собственный код на страницу, например сторонние скрипты. Мы, в частности, используем imaskjs для маски телефона в форме обратной связи и lite-youtube-embed для отложенной загрузки iframe с ютубом. Для вставки этих скриптов на страницу навыки программирования не потребовались — это был copy-paste.
Страница с калькулятором находится на поддомене от основного сайта, но размещена на своем отдельном сервере.
Весь сценарий работы калькулятора можно разделить на 5 этапов.
Пользователь выбирает тип поверхности, указывает ее длину и ширину и нажимает кнопку отправки. Форма исчезает и появляется спиннер. Сайт создает в Airtable две новые записи: одну в таблице сессий и другую в таблице расчетов. После этого по вебхуку запускается сценарий расчета в Integromat.
В Интегромате выбирается нужный шаблон и создается его копия. Затем в файл подставляются длина и ширина и забирается итог расчета. Сумма сохраняется в Airtable. Запускается вебхук на сайте, чтобы просигнализировать, что расчет закончен.
Когда срабатывает вебхук, на сайте исчезает спиннер и появляется таблица с результатами расчетов. Снова показываются кнопки выбора типа поверхности, чтобы пользователь мог, при желании, запустить расчет следующей поверхности.
При запуске сайта создать КП можно было или самому автоматически через бота в Telegram, или через обращение в чат компании. Сейчас кнопка для генерации КП доступна сразу на сайте.
Сценарий создания КП сложнее сценария расчета. Сначала создается несколько таблиц по количеству типов поверхностей в сессии. В таблицы проставляются все данные о расчетах и каждая таблица сохраняется в формате PDF. Все файлы склеиваются, добавляется титульный и финальный листы. Файл сохраняется в Airtable и через бота отправляется пользователю в Telegram.
Вот во что обходится работа калькулятора:
Nocode-инструменты по определению содержат в себе какие-то ограничения.
Например, в Integromat нельзя одновременно запустить несколько исполнений одного сценария. Каждому новому посетителю сайта пришлось бы ждать, пока другие посетители не закончат свои расчеты.
Чтобы это обойти, мы создали по несколько копий каждого сценария, и эти копии запускаются по очереди.
А у Airtable есть ограничение, которое усложняет внешние интеграции — можно отправлять не более 5 запросов в секунду к одной базе. И хотя пока наш проект не страдает от этого, но потом возможно придется как-то оптимизироваться.
Как вариант, можно создать свою базу данных в Wappler и тем самым совсем отказаться от Airtable. Также, можно и все сценарии в Integromat заменить на аналогичные сценарии на самом сайте. Это потребует затрат на переход, но позволит сэкономить в перспективе и не волноваться об ограничениях.
Проект был запущен 1 июля. Для привлечения трафика принципиально пока использовался только один инструмент — оптимизированная (тестовая) рекламная кампания в Яндекс Директ. Кроме этого, ссылка на проект есть и с главного сайта компании.
За месяц страницу посетили 620 пользователей. 280 из них сделали хотя бы один расчёт стоимости поверхности. Всего выполнено 300 расчетов.
При этом мало кто обращался к Telegram-боту, что говорит о неэффективности этого способа общения для привлекаемой аудитории. Скоро ему на замену придет WhatsApp-бот. Ну а пока мы добавили возможность для всех желающих генерировать и скачивать КП прямо на сайте.
Оценить результат вы можете на самом сайте Калькулятора.
Честно признаться, когда мы только начали работать над проектом с ребятами из Ratio, я не до конца верила в успех предложенного решения. Оно казалось топорным, состоящим из большого количества переменных и связок. А для нас было важно сделать работу калькулятора быстрой. Никто не будет долго ждать свои расчеты, ведь правда? Поэтому это стало одним из ключевых аспектов при работе. Реализация через nocode, казалось, не сможет обеспечить должной времени обработки.
Словом, вошли мы в проект с недоверием, ни к ребятам, ни к логике процессов, ни к предложенным сервисам.
С момента первых договоренностей, ребята были сильно вовлечены в задачу и предлагали несколько путей решения с дополнительными комментариями о плюсах и минусах каждого. Это стало отправной точкой для продуктивного сотрудничества и зарождения доверия к команде. Я часто веду работу с подрядчиками разных уровней и рынков, поэтому могу четко оценить качество обработки задачи, вовлечения и реализации. Николай Неустроев (именно с ним мы вели работы) покорил своим подходом и 1001 ответным сообщением на мой вопрос. Все технические аспекты решались в моменте, в краткие сроки и крайне профессионально. Проект продвигался быстро и легко менялся в моменте.
Сейчас у нас есть рабочий продукт, сделанный полностью в соответствии с нашим техническим заданием и дизайном.
Калькулятором пользуются, а значит мы достигли своей цели. Нам есть еще над чем поработать и что улучшить, но это уже совсем другая история.
На этом проекте мы убедились, что удачно подобранный набор ноукод-инструментов позволяет создать сайт и настроить автоматизацию даже без знания программирования.
Открытием для нас на этом проекте стал ноукод-инструмент Wappler, который позволяет собрать отличный фронтенд, а на перспективу может и заменить другие ноукод-инструменты, к которым мы привыкли, вроде Airtable или Integromat.
Ниша бюджетной и быстрой разработки в стиле nocode активно развивается, поэтому самое время оценить ее преимущества. Если у вас есть интересный проект, и вы хотите обсудить его, пишите нам на https://t.me/realratio.
Если вам интересно подробней узнать о том, как был сделан проект и как он работает, мы с радостью ответим на ваши вопросы в комментариях.