академический храм киево печерской лавры

Православная Жизнь

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры сегодня является главным академическим храмом Киевских духовных школ.

Об этом храме мы уже рассказывали ранее. Сейчас в нем проводятся ремонтные работы и, в частности, новая роспись.

Впервые храм был расписан еще в XVIII веке, затем стенопись неоднократно поновлялась. В 1817 году церковь Рождества Богородицы заново расписал киевский художник Иван Квятковский в академическом стиле, господствующем в церковном искусстве весь XIX век.

После революции храм закрыли. Он очень скоро пришел в запустение, росписи Квятковского погибли, от них остался лишь небольшой фрагмент.

В конце 80-х годов, после передачи храма Церкви, были проведены некоторые ремонтные работы и осуществлена новая роспись храма, которая, к сожалению, довольно быстро обветшала ввиду некоторых особенностей микроклимата здания.

Теперь, когда закончился масштабный ремонт, в результате которого значительно уменьшился уровень влажности в здании церкви, академический храм расписывается заново.

В данной работе иконописцы ориентируются на лучшие образцы русской иконописи XV–XVI вв. и более всего на творчество выдающегося иконописца Дионисия и прп. Андрея Рублева.

Впрочем, эти росписи нельзя назвать просто репликой дионисиевских росписей Ферапонтова монастыря. Очень часто бывает, что подражатели Дионисия копируют его работы в том виде, в каком они дошли до нашего дня, и в результате имеем некачественные попытки дословного воспроизведения романтической дымки высветленных ферапонтовских росписей. Мы также видим ориентировку на Ферапонтово, но в том виде, как это было при самом Дионисии. Здесь краски звучат в полный голос, при этом не крикливо, не вульгарно, а чисто и торжественно поют славу Господу.

Глубокие синие цвета фонов сочетаются с мягким тоном золота нимбов – цветовые параллели можно провести с византийскими сине-золотыми мозаиками и росписями константинопольской Хоры.

Впереди еще много работы, но уже сейчас можно увидеть и представить, каким будет обновленный Академический храм.

Источник

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры

академический храм киево печерской лавры

академический храм киево печерской лавры

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры XVII ст. в стиле казацкого барокко. Находится на территории Киево-Печерской лавры рядом с Дальними пещерами. В настоящее время является храмом Киевской духовной академии и семинарии.

Содержание

История и архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1696 году на месте деревянной.

Сначала церковь была трёхкупольной, трёхкамерной, что характерно для церковной деревянной архитектуры Киева того времени. В 1767 году ко всем четырём углам храма были сделаны пристройки, над которыми дополнительно установлены четыре декоративные бани, которые значительно обогатили силуэт церкви. Стены храма на углах и алтарной апсиде украшены пилястрами, которые вверху переходят в составной профилированный карниз. Портал оформлен колонками коринфского ордера.

Деревянный иконостас выполнен в 1784 году в стиле рококо. Он имел серебряные нарезные царские врата массой более двух пудов работы мастера Г. Чижевского. На их позолоту пошло 66 червонцев. Сейчас эти царские врата находятся в «Коллекции Гилбертов» лондонского музея «Сомерсет хаус».

Живопись Церкви

Церковь украшали живописью несколько раз. Первые росписи храма не сохранились. В 1817 году Киевский художник Иван Квятковский расписал храм, но во время Великой Отечественной войны росписи были сильно повреждены. В 1966—1970 годах церковь была полностью отреставрирована по проекту архитектора И. Макушенко, живопись полностью переписана современными мастерами.

Источник

Архимандрит Маркелл (Павук): Паства академического храма – одна из самых просвещенных в Киеве

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия
в академическом храме 21 сентября 2011 года

— Отец Маркелл, как празднуется праздник Рождества Богородицы в Киевских духовных школах, ведь академический храм освящен в честь этого Праздника? Есть ли какие-то особенные академические традиции?

— Академический храм – один из самых красивых в Лавре. Он построен в 1696 году на возвышенности около входа в Дальние пещеры, рядом с монастырским кладбищем, на котором кроме лаврских монахов похоронены многие видные сановники императорской России и их близкие. Поскольку этот храм относительно небольшой, на престольный праздник, когда позволяет погода, Божественная Литургия совершается на площадке перед входом. Прямо под открытым небом устанавливаются специальные переносные Престол и Жертвенник. Праздник получается особенно торжественным, когда Литургию возглавляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После чтения Евангелия Владыка Ректор Архиепископ Бориспольский Антоний обычно произносит проповедь. После Крестного хода Владыка Ректор и духовенство храма особо поздравляют детей. Затем все приглашаются на праздничную трапезу.

— Как сегодня устроена приходская жизнь храма Рождества Пресвятой Богородицы? Кто его прихожане – только ли студенты и преподаватели академии? Обязательна ли для преподавателей Киевских духовных школ молитва на литургии именно в этом храме?

— Академический храм небольшой, но намоленный и уютный, и сюда на службы стекаются люди со всего Киева. Среди них достаточно много мужчин, так что, как и в древности, всё правая сторона храма бывает заполнена ими. Женщины молятся по левую сторону. В воскресные и праздничные дни места для студентов в храме не остается. Из студентов здесь присутствуют лишь хористы, поющие на верхнем клиросе, пономари и чтецы. Остальные студенты молятся в более просторном Трапезном храме верхней Лавры. А в будние дни все студенты (более трехсот человек) собираются в академическом храме для вечерней молитвы. Помещаются, надо сказать, с трудом. Также в будние дни за вечерним и утренним Богослужением в академическом храме несут послушание студенческие певческие группы. Очень любят наш храм и молятся в нем многие преподаватели семинарии и академии, но некоторые предпочитают другие лаврские или городские храмы. Каждый имеет полную свободу выбора.

— Можно ли говорить о том, что имеется какая-то приходская община? Собираются ли они вместе после богослужения, общаются, ездят в какие-то поездки, изучают Священное Писание, Творения святых отцов? Кто занимается их окормлением?

академический храм киево печерской лавры

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в
академическом храме 21 сентября 2011 года

— Как получилось, что именно в этом храме молится грузинская община? Как выстраивается взаимодействие с академией, с лаврой? Когда служатся грузинские литургии, много ли молящихся присутствует на них? Что дает близость такой общины студентам академии?

— Да, два года назад в нашем храме по субботам совершала Богослужение грузинская община. Это очень благотворно влияло на всех наших студентов, ибо таким образом все воочию убеждались во вселенском характере Православия. А сейчас Лавра предоставила грузинской общине более просторный и недавно отреставрированный храм в честь всех Преподобных отцев Киево-Печерских в районе Ближних пещер Лавры. Там грузинские прихожане имеют возможность молиться не только по субботам, но и в воскресные и праздничные дни. Посещают богослужения не только грузины, но и почитатели мелодичного древнего грузинского церковного пения.

— Академический храм во многом – храм учебный. Одна из особенностей вашего храма – то, что во время литургии проповедей бывает две – преподавательская и студенческая. Как возникла такая традиция? Что она дает студентам? Обязательно ли обе проповеди перекликаются между собой?

академический храм киево печерской лавры

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в
академическом храме 21 сентября 2011 года

— В нашем храме за Божественной Литургией произносится иногда даже не две, а три проповеди: кроме преподавательской (сразу после чтения Евангелия) и студенческой (после запричастного стиха и 33 псалма), за отпустом Божественной Литургии бывает ещё и проповедь предстоятельская. Обычно её произносит предстоящий на Божественной Литургии Владыка Ректор или Проректор. Возможно, не в последнюю очередь благодаря этим проповедям наш храм так любят киевляне. Многим нравится академический, и при этом исполненный живой образности, стиль преподавателей-проповедников. Проповеди чаще произносятся на русском языке, украинский предпочитают студенты родом с Волыни и других регионов Западной Украины (но не только оттуда). Чтобы избежать повторов, проповедники заранее обговаривают, кто будет говорить проповедь на тему Евангельского зачала, а кто на тему из Апостола или на свободную тему.

— Во время обучения происходит немало курьезных моментов. Можно попросить Вас рассказать о каких-то, связанных с академическим храмом?

— Сложно говорить о курьезных моментах, связанных с академическим храмом, так как здесь отец Благочинный заботится о том, чтобы все было благообразно и по чину. Курьезные случаи, пожалуй, возникают тогда, когда кто-то из студентов плохо подготовит проповедь и с большими паузами «вымучивает» её. Когда случается такая неудачная проповедь, прихожане или студенты (за вечерней молитвой) стараются как-то поддержать проповедника, многие зримо сопереживают ему и молятся за него, и это выглядит подчас очень трогательно. Но это, конечно, нельзя назвать курьёзом.

— Как преподаватель, что Вы советуете тем, кто готовит проповедь? На что обратить внимание? Возможно ли просто прочитать готовый текст или проповедь должна «родиться» уже на литургии? Допускается ли у вас читать проповедь с листка или нет? Почему?

академический храм киево печерской лавры

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

— Еще одна особенность – литургия для глухих. Как получилось, что такие литургии стали служить в вашем храме? Много ли народу приходит помолиться на них? Как это выглядит, то есть чем литургия для глухонемых отличается от обычной? Сам священник говорит языком жестов или же возгласы сопровождает перевод переводчика? Почему для всех студентов киевских духовных школ обязательно изучать язык глухонемых?

академический храм киево печерской лавры

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

— На академическом сайте и на официальном сайте Свято-Успенской Киево-Печерской лавры очень мало сказано о новейшей истории храма. Можно попросить Вас немного рассказать о том, при каких обстоятельствах здание храма было возвращено Церкви? С какими трудностями пришлось столкнуться при этом?

— Храм был передан Церкви в год тысячелетия Крещения Руси, когда передали в пользование Церкви часть нижней Лавры. Он был в ужасном состоянии. В 1992 году его отреставрировали, расписали и после этого он стал академическим.

— Не было ли со стороны насельников Лавры недовольства тем, что один из храмов, расположенных на территории монастыря, будет, если можно так выразиться, не вполне монастырским? Ведь в настоящее время в нем совершаются требы, которые не совершаются на территории монастырей – венчания, крещения…

академический храм киево печерской лавры

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургия в академическом
храме 21 сентября 2011 года

— Может быть, кто-то и недоволен, но все проблемы между Лаврой и Академией разрешаются в духе любви. Можно сказать, что Лавра и Академия пребывают в гармоничном единении. Ныне уже трудно себе представить Академию без Лавры и Лавру без Академии. Мы вместе молимся за богослужениями. Часто Лавра оказывает Академии материальную поддержку. Надеемся, что это сотрудничество со временем ещё более углубится, и в Лавру из духовных школ будут приходить новые и новые образованные послушники, которые привнесут в монастырскую жизнь нечто доброе. А из числа лаврской братии у нас появятся искусные преподаватели, которые будут читать не только теоретическое богословие, но и практическое. Надеемся также, что скоро под аудитории нам отдадут те корпуса верхней Лавры, в которых ныне находится светское учебное заведение, не имеющее никакого отношения к Церкви. Пока же наша Духовная Академия в Лавре пребывает в тесноте, хотя и не в обиде.

— В продолжение разговора о венчаниях – только ли студенты академии могут повенчаться в этом храме и окрестить своих детей или же стать восприемниками? Или это доступно всем? И если всем – много ли желающих повенчаться, принять крещение или окрестить ребенка на территории лавры?

— Указанные требы доступны не только для студентов духовных школ, но и для всех желающих. С одной стороны, это материальное подспорье для живущих в Лавре преподавателей и студентов-хористов, с другой стороны, это хорошая практика с миссионерским уклоном для всех. Обычно все присутствующие при венчаниях бывают поражены замечательным пением нашего студенческого хора. Благодаря внешней красоте пения кое-кто из невоцерковлённых начинает задумываться и о внутренней красоте духовной жизни; потом мы замечаем их на службах, а некоторые начинают регулярно посещать храм. Братии Лавры совершение треб не мешает, так как монастырь очень большой. Он занимает площадь около 30 га, то есть равную целому государству Ватикан.

— Если речь идет о студентах или сотрудниках академии, есть ли традиция, что они венчаются именно в академическом храме? Кто совершает венчания? Много ли присутствует народу?

Источник

Митрополит Антоний: Стать святым — обязательная задача для каждого из нас

21 сентября престольный праздник в одном их храмов Киево-Печерской лавры. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, больше известен под другим названием — «академический». Почему жизнь студентов Киевских духовных школ сосредотачивается на этом месте, есть ли у современных студентов шанс достигнуть святости? На эти и другие вопросы портала портала Православие.Ru отвечает Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии, митрополит Антоний (Паканич).

— В Киево-Печерской Лавре много церквей. Почему храм в честь Рождества Богородицы стал студенческим или, как его называют, «академическим»?

— В советское время храм был закрыт, после открытия его восстановили и заново расписали. С возрождением Киевской духовной семинарии в начале 1990-х годов, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение сделать этот храм семинарским. С тех пор здесь служит академическое духовенство, несут послушание воспитанники духовной школы.

Кроме того, ежедневно в храме Рождества Богородицы совершаются богослужения, за которыми служат студенты в священном сане, поют и читают семинаристы и академисты. Храм является средоточием академической жизни, ведь молитва — это главная богословская наука, без которой любое знание не будет иметь никакой пользы.

Историческая справка: Считается, что церковь Рождества Богородицы стоит сейчас на том месте, где в древности находились надземные деревянные строения монастыря. Однако, это не так — с тех пор ничего не осталось, после многочисленных разорений обители. Вначале храм был деревянным, но в 1696 году на пожертвования белоцерковского полковника Константина Мокиевского на его месте выстроили каменную трехкупольную церковь. Позднее, в 1767 году, по четырем углам храма были сооружены пристройки, увенчанные дополнительными куполами. Внешнее убранство храма стало более декоративным, барочным.

В 1784 году был установлен новый деревянный иконостас в стиле рококо, вместе с роскошными Царскими вратами, выполненными мастером Г. Чижевским. Весили они более двух пудов, сделаны были из золоченого чеканного серебра. На одну их позолоту ушло 66 червонцев. К сожалению, после революции эти врата были вывезены заграницу и сейчас украшают коллекцию лондонского музея «Сомерсет хаус».

Храм расписывался несколько раз. Первые росписи до нас не дошли, в 1817 году роспись была осуществлена киевским художником Иваном Квятковским. К сожалению, эта живопись очень пострадала в годы Великой Отечественной войны. Находившийся после войны в плачевном состоянии храм был капитально отреставрирован в 1966–1970-х годах. Живопись интерьера выполнена уже в наше время. Ныне храм снова в лесах — проводится реставрация внешнего убранства.

Возле храма расположено кладбище обители, где похоронены братия монастыря и мирские лица, в том числе участники войны 1812 года. Среди них три генерала: генерал от инфантерии Афанасий Иванович Красовский (1780–1849), генерал от инфантерии Паисий Сергеевич Кайсаров (1783–1844), генерал-фельдмаршал князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752–1837). Кстати, их портреты находятся в Военной галерее Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.

На этом кладбище 7 июля был похоронен Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

— Икона Собора святых Киевской духовной академии появилась совсем недавно. Решение о ее написании было принято на Ученом Совете КДА и благословлено Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Торжественно освятили мы эту икону в Академическом храме 7 ноября 2012 года.

За почти четырехсотлетнюю историю Киевской духовной академии из ее стен вышло множество выпускников. Киевская академия за это время испытала и расцвет, и закрытие, и возрождение. Но свою основную задачу — воспитание истинных богословов, для которых наука о Христе является не отвлеченным знанием, а реальным содержанием жизни — она выполняла всегда.

Плод такой жизни — это святость. Из Киевских духовных школ вышло много молодых людей, ставших впоследствии Предстоятелями Поместных Церквей, архиереями, священнослужителями, церковными учеными.

Самое главное, что среди выпускников нашей Академии есть святые

Но самое главное, что среди выпускников нашей Академии есть святые — они и изображены на этой иконе. Подчеркнуть особую связь с горним миром, которая осуществляется через молитвенный опыт Церкви, не менее важно, чем преемственность поколений и сохранение духовной традиции.

Сегодня наши студенты имеют своих особых покровителей, они могут молиться тем святым, которые прошли такой же путь семинарской жизни, как и они, обращаться к ним за помощью в своих житейских проблемах, а самое главное — брать с них пример и подражать их праведности.

— Есть ли шансы у современных студентов стать святыми?

В этой жизни мы либо идем к Богу, либо погибаем

— Путь духовной жизни и служения Богу — это не просто шанс стать святым, но обязательная задача, которая стоит перед каждым из нас. В этой жизни мы либо идем к Богу, либо погибаем. Третьего не дано.

Сам Господь определяет для нас главную цель земной жизни: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Стремление к этому совершенству, решимость следовать за Христом, готовность отказаться от всего, что мешает нам быть с Богом, и определяет путь святости, который открыт и доступен для каждого человека на земле.

Источник

Хранительница благочестия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о прошлом и настоящем Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.

– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

академический храм киево печерской лавры

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

академический храм киево печерской лавры

– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

академический храм киево печерской лавры