акафист иконе непроходимая дверь

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

Икона Божией Матери «Непроходимая дверь» (варианты названия: «Непроходимые Врата», «Дверь Небесная», «Затворенные Врата»), редкая по своей иконографии, была распространена в XVII в. в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону – неизвестно, по времени её написания оно относиться к Смутному времени, когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский. Самый ранний список иконы, считающийся первообразом, был написан в XVII в. в Сольвычегодске, он хранится в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга.

Основу иконографии иконы составляет текст входной молитвы «Непроходимая двере тайно знаменана…», читаемой в начале литургии Иоанна Златоуста. Образ Богоматери Непроходимая Дверь («Затворенные врата»), восходящей к толкованиям на Книгу прор. Иезекииля (Иез. 44, 2), символизировал Приснодевство Богоматери, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся Девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». По своему символическому смыслу дана икона близка к акафистному типу икон, так как в образе заключен богословский догмат о том, Божия Матерь является Приснодевой, сохранившей Свое девство после зачатия и рождения Иисуса Христа. В названии заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери.

Существенное влияние на формирование подобных композиций оказало последование служб Великой вечерни в канун богородичных праздников, включающее чтение текста Иезекииля и пение стихир, раскрывающих тему его пророчества. По одной из версий, икона была написана на текст тропаря вечерних молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского». Название иконы также связывают со словами 4-го икоса Великого акафиста Богоматери: «Радуйся, райских дверей Отверзение».

Одну из выразительных параллелей иконографии памятника дает стихира Сергия Патриарха, исполняемая на Великой вечерне в канун Рождества Богоматери 21 сент.: «Сей день Господень, радуйтесь, людие, сие бо света Чертог и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого входящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших». Сформировавшаяся под влиянием различных текстов, композиция была призвана наглядно передать идеи Непорочного зачатия, Воплощения Христа и Спасения праведников. Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты с Младенцем Христом в лоне. Спускающийся на Богородицу с небес поток света, заключающий изображение голубя – символа Святого Духа, исходит из уст представленного в облаках Господа Саваофа. Тема прославления Девы Марии передается образами славословящих святых, представленных по сторонам композиции. Первым среди них изображен прор. Иезекииль, держащий в руках свиток с текстом пророчества. Надежду на грядущее спасение выражают фигуры в белых саванах, олицетворяющие души умерших, томящихся в преисподней. Раскрытию символического замысла композиции способствует архитектурный фон иконы. Образ Богоматери Врата Слова, Истинная Дверь Спасения нарочито соотнесен с изображенным за Ее спиной архитектурным сооружением, решенным в виде портика – входом в Небесный град.

​Сост. по: Н. Пивоварова. Богоматерь Непроходимая Дверь // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собрания музеев России. М. 2000. С. 348.

Богородичен, глас 2 [творение митр Антония (Храповицкого)]:

Непроходимая врата, тайно запечатствованная, / Благословенная Богородице Дево,/ приими моления наша/ и принеси Твоему Сыну и Богу, / да спасет Тобою души наша.

Ирмос 9-й песни 1-го канона на утрени, глас 3:

Новое чудо и Боголепное: / девическую бо дверь затворенную / яве проходит Господь, / наг во входе, / и плотоносец явися во исходе Бог, / и пребывает дверь затворена. / Сию неизреченно / яко Богоматерь, величаем.

Богородичен догматик, глас 5:

В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: / тамо Моисей, разделитель воды, / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. / Сый и прежде Сый, / явлейся яко Человек, / Боже, помилуй нас.

Богородичен отпустительный, глас 5:

Радуйся, двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; / радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся Рождеству Твоему.

акафист иконе непроходимая дверь

акафист иконе непроходимая дверь

«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *