акатовский монастырь официальный сайт

Духовенство

акатовский монастырь официальный сайт

акатовский монастырь официальный сайт

Протоиерей Петр Голенских

Закончил Воронежскую духовную семинарию в 2001 г.

Служит в Алексеевском соборе с 2008 г.

акатовский монастырь официальный сайт

Иерей Сергий Крутских

Закончил Воронежскую духовную семинарию в 2015 г.

Служит в Алексеевском соборе с 2008 г.

акатовский монастырь официальный сайт

Иерей Димитрий Гречушкин

Закончил Воронежскую духовную семинарию в 2011 г., Московскую духовную академию в 2014 г.

Служит в Алексеевском соборе с 2010 г.

Директор Воскресной школы Алексеево-Акатова монастыря.

акатовский монастырь официальный сайт

Иерей Михаил Пикулин

Закончил Воронежскую духовную семинарию в 2002 г.

Служит в Алексеевском соборе с 2018 г.

акатовский монастырь официальный сайт

Протодиакон Виктор Ивлиев

Служит в Алексеевском соборе с 2018 г.

акатовский монастырь официальный сайт

Диакон Николай Квасов

Служит в Алексеевском соборе с 2016 г.

Обучается на пастырском отделении Воронежской духовной семинарии.

Поделиться:

Популярные записи

Страницы

А р х и в

Икона дня

Православный календарь

Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).

Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).

Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).

Флп., 243 зач., II, 24–30.Лк., 47 зач., IX, 44–50,и за четверг (под зачало):Флп., 244 зач., III, 1–8.Лк., 48 зач., IX, 49–56.Прп.:2_Кор., 188 зач., IX, 6–11.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Источник

Заказать требы

Братья и сестры! Если Вы не можете прийти в храм, но хотите помолиться о своих близких — поминовение можно заказать дистанционно. Срок обработки заказа 1-2 дня.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ

СУММА ПОЖЕРТВОВАНИЙ

Заказать требы можно по электронной почте, прислав на адрес alexeevo.akatov@yandex.ru письмо в котором обязательно нужно указать:

— о здравии она или о упокоении,

— имена, за кого надо молиться,

— скан или фото платежного документа,

Имена следует писать в родительном падеже единственного числа, например: [о здравии] Елены, Ольги; [об упокоении] Александра, Владимира.

Поминания не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных и за самоубийц.

Срок обработки заказа 1-2 дня.

Сделать пожертвование можно по реквизитам:

Местная религиозная организация Алексеево-Акатов женский Епархиальный монастырь г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

394036, г. Воронеж, ул. Освобождение труда, 1-в

в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанка г. Воронеж;

Кор. сч. 30101810600000000681;

В графе «Наименование платежа» укажите кратко название требы.

Заказная обедня (о здравии и о упокоении).

За каждое имя во время проскомидии, священник вынимает частицу из просфоры. По окончании Литургии вынутые частицы опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Кроме того, эти имена поминаются гласно диаконом на ектении после чтения Евангелия.

Простая обедня (о здравии и о упокоении).

Записка (до 15-ти имен) прочитывается в алтаре.

Божественная Литургия (о здравии: о болящих, на всякое прошение и о упокоении).

Заказывается поименно. За каждое имя вынимается частица из просфоры, оно возглашается диаконом на ектении с прибавлением особых молитвенных прошений. Последование Литургии включает особую молитву, произносимую священником у Престола, чтение дополнительных зачал Апостола и Евангелия.

Заупокойная Божественная Литургия включает, кроме того совершение накануне особого Богослужения — парастаса с чтением 17-й кафизмы и поминовением усопших.

Божественная Литургия о болящих, на всякое прошение может быть заказана в любой день, кроме воскресного, великих и двунадесятых праздников и дней совершения заупокойной Литургии.

Сорокоуст (о здравии и о упокоении).

Заказывается поименно. Прочитывается в алтаре.

Сорокоуст служится в течение сорока дней. Возможно заказать его на несколько сроков, продлив таким образом поминовение до полугода и до года.

На ектении имена, записанные на сорокоуст, не поминаются.

Неусыпаемая Псалтир ь (на месяц, на полгода и на год).

Читается сестрами монастыря круглосуточно. На каждой кафизме прочитывается помянник «о здравии» или «о упокоении».

Поминовение о здравии и о упокоении на год и на полгода.

Помянники читаются сестрами монастыря в храме во время утреннего правила (полунощницы).

Молебен (только о здравии).

Служится по окончании Литургии ежедневно (в воскресные дни и иногда в праздники — до Литургии).

Панихида (о упокоении). Заказывается поименно.

Служится по окончании Литургии ежедневно, кроме понедельника.

Источник

Для паломников

Общие правила для посещения обители

Территория нашей обители открыта для посещения с 6.00 до 20.00.

Посещая монастырь, соблюдайте следующие правила:

Просим уважительно относиться к православным традициям и соответствующе вести себя в храмах и на территории монастыря, не нарушая векового уклада монастырской жизни.

Как мужчинам, так и женщинам необходимо иметь покрывающую тело одежду. Для женщин – не только платок на голове, по слову ап. Павла «для ангелов» (см. Кор.11.10), но вся остальная одежда должны скрывать, а не обнаруживать телесную наготу – что является древней общепризнанной и несомненной нормой приличия, выражающей внутреннюю направленность человека к Богу, его покаяние. Одежда всегда является нашим самовыражением, так мы проявляем свой внутренний настрой — через соответствие внешней форме атмосфере данного места. Элегантный костюм в спортзале или тренировочный в филармонии говорит об отсутствии у человека интереса и уважения к этому месту. Церковь не является исключением. Одежда должная быть скромной и опрятной. Запах исходящих от вас парфюмерных ароматов не должен доставлять неудобства ближним.

Святитель Иоанн Шанхайский писал: недопустимо «чтобы имеющие накрашенные губы прикладывались к иконам, кресту и никакой святыне, оставляя на них след губной помады. Должно быть о том вывешено при входе в церковь и неоднократно разъяснено в проповедях насколько велик грех лиц, нечистым прикосновением оскверняющих святыни, почему идущие в церковь должны смыть краску или ни к чему не прикладываться и … не приобщаться Святых Христовых Тайн, не вымыв тщательно губы».

О размещении паломнических групп

О прибытии групп договоритесь заранее по телефону (см ниже). Сообщите время, предполагаемые сроки пребывания, количество паломников. Есть возможность размещения на ночлег, заказ трапезы и экскурсии. Размещение в монастыре, трапеза и экскурсия – бесплатны. Если у вас есть желание помочь нашей обители, то Вы можете оставить пожертвование в храме или помочь сестрам в монастырских трудах.

Информация для индивидуального паломничества

Предварительно нужно договориться о вашем намерении по телефону. По прибытии в монастырь обратитесь дежурному у ворот обители, и он пригласит сестру, занимающуюся размещением паломников. Она определит место для размещения и послушание. Все вопросы, связанные с проживанием, размещением, несением послушаний по вашим силам, перемещениями в монастыре и выезды за пределы обители, разрешаются через сестру-гостиничную.

Сроки пребывания в обители устанавливаются индивидуально.

Групповые и индивидуальные экскурсии можно заказать заранее.

Монастырь – это святое место, куда приезжают, чтобы помолиться, получить духовное подкрепление и потрудиться во славу Божию для спасения своей души. Просим Вас вести себя благочестиво и не нарушать монастырский распорядок.

Источник

История

Обитель эта, одна из старейших в Воронежской епархии, основана в 1620 году. Воронеж в то время был небольшим городом-крепостью, имевшим ­исключительно военное значение: находившийся на южной окраине Русского государства, он защищал наши земли от набегов крымских и ногайских татар и «всяких неприятельских воинских людей». В 1620 году к городу подошло многочисленное войско литовцев и черкасов (так называли в ту пору казачьи отряды, со­стоявшие на службе у Польско-Литовского государ­ства). Воронежцам предстоял неравный бой: военное население города в то время едва превышало тысячу человек. Люди еще помнили пережитое тридцать лет назад, в 1590 году, опустошительное нашествие, ког­да город был разрушен, а жители вместе с воеводой перебиты. Предвидя и теперь такую же беду и возложив все упование на помощь Божию (своих сил было явно недостаточно, а помощь из других городов по­дойти не успела бы), воронежцы предприняли вылаз­ку, имевшую необычайный успех: неприятель бежал — и с тех пор набеги на город прекратились.

В избавлении от грозившей опасности горожа­не явно увидели милость Божию и небесное заступ­ничество святых угодников, прежде всего святителя Московского Алексия, в день памяти которого прои­зошло сражение. Чувство благодарности выразилось в желании построить в городе храм и посвятить его святому, который не раз спасал Русскую землю от ига иноплеменных. Тогда, как сообщает в своей «сказке» 1631 года игумен Феодосии (Протопопов), «всем го­родом и уездом всякие люди обещались воздвигнуть храм во имя Алексия Чудотворца и устроить мона­стырь, где миром изыщут».

Особенное усердие к осуществлению этого бла­гого желания приложил игумен Кирилл, который двад­цатью годами ранее основал на берегу реки Воронеж Успенский монастырь — первый в городе. Еще до опи­санных событий стало очевидно неудобство выбран­ного для обители места: разливавшаяся в половодье река постоянно подтопляла постройки. Поэтому игу­мен Феодосий в 1616 году «бил челом» Великому Го­сударю Михаилу Федоровичу, испрашивая землю для переселения братии. Царским повелением монасты­рю было передано так называемое Старое Козарское городище, но землей этой монастырь тогда не вос­пользовался. Теперь же, в 1620 году, игумен Кирилл, испросив у своего племянника и преемника Феодо­сия участок земли, закрепленной за монастырем — Акатову поляну, незаселенную, заросшую вековыми деревьями возвышенность с покатым склоном к реке (потому, наверное, именовалась она Акатовой) — сам перешел на новое место с несколькими единодушны­ми братиями, положив таким образом начало второй по времени воронежской обители.

Старинные документы сохранили для нашего благодарного поминовения имена первых насельников «новой пустыни Алексия, митрополита Московского» (так первоначально называлась новообразованная обитель): игумен Кирилл, «черный поп» (иеромонах) Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосии, Авраамий, Никон и Лаврентий всего семь человек.

На Акатовой поляне вскоре построили деревян­ную церковь, освященную во имя святителя Алексия, келлию для игумена и несколько келлий для старцев. Устроителем и главным благотворителем обите­ли стал игумен Кирилл, «в церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское стро­ение были его, игумена Кирилла». Жизнь в обители строилась на началах пустынно­жительства, общежитие было введено позднее.

Преемником приснопоминаемого игумена Ки­рилла стал уже упомянутый выше его племянник игу­мен Феодосии, соединивший таким образом управ­ление двумя монастырями (Успенским и Акатовым). Впоследствии Алексиево-Акатова пустынь имела своих настоятелей.

Со временем безлюдная Акатова поляна стала заселяться. Из «Писцовой книги» Воронежского уезда известно, что в 1646 году «под монастырем» уже была слободка из четырех дворов, впоследствии их число увеличилось и к 1676 году достигло сорока пяти. Обитель жила и строилась за счет доходов, по­лучаемых от вотчин. К середине XVII века ей принад­лежали Белозатонский юрт (ныне села Верхний и Нижний Мамон), деревня Рожка (ныне Отрожка), где были рыбные ловли, сенные покосы и леса, в которых водились лоси, бобры и куницы.

В 1674 году, когда монастырь вышел из состоя­ния первоначальной бедности, в нем усердием игу­мена Иосифа была построена вместо обветшавшей деревянной каменная церковь — первое каменное здание в городе, с отдельно стоявшей шатровой ко­локольней. Колокольня эта сохранилась до наших дней; храм же, за свою историю не раз перестраивав­шийся, был разобран в конце XIX века.

В 1700 году в связи с начавшимся на реке Во­ронеж строительством кораблей был упразднен Успенский монастырь, а Успенская церковь стала приходской при адмиралтействе. Тогда вся братия упраздненной обители по указу царя Петра I была переведена в Акатов монастырь, к которому отош­ли и все ее земельные угодья. При этом настоятелю теперь единственного в городе мужского монасты­ря был пожалован сан архимандрита, что повысило статус обители.

Первым архимандритом Алексиевского мона­стыря был Иосиф, которого сменил архимандрит Никанор, ранее управлявший Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем. С именем этого насто­ятеля, постриженника и ученика Патриарха Никона, связано появление в Алексиевском монастыре глав­ной его святыни — иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», бывшей списком с чтимой иконы Ново-Иерусалимского монастыря. Икона эта, о чем свиде­тельствует описание ее в дореволюционных изданиях и подтверждает сохранившаяся цветная литография, была прекрасного строгого письма и хорошо сохра­нившейся. О бывших от чтимого образа исцелениях свидетельствовало множество серебряных подвесок с изображением частей тела, которые делали бого­мольцы в подражание преподобному Иоанну Дама-скину. Записей же о чудесных исцелениях в монасты­ре, к сожалению, не велось.

Об архимандрите Никаноре известно, что он пользовался особенным уважением Государя, ко­торый пожаловал ему митру, камни с которой впо­следствии украшали ризу чудотворной иконы «Трое­ручица». 4 декабря 1703 года архимандрит Никанор предстоятельствовал при погребении святителя Митрофана.

После реформы 1764 года, в результате кото­рой монастырские вотчины отходили в пользу казны и число монастырей резко сократилось, из двенад­цати обителей Воронежской епархии только четыре получили казенный штатный оклад, и из них только Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу (Троицкий Елецкий, Богородицкий Задонский и Покровский Воронежский были отнесены к третьему классу). За монастырем оставалось озеро для рыбной ловли и восемь десятин земли. Содержание обитель получала по тем временам достаточное — 713 рублей 94 копейки серебром. По штату монастырю полага­лось 17 человек, в действительности же численность братии изменялась: в XVIII веке обычно не превышала 10 человек, к концу же XIX века — достигала 30 (если считать и послушников — более 50).

О состоянии монастыря в XVIII веке некоторое представление дают архивные документы того вре­мени. К 1766 году обитель имела каменный храм с ко­локольней, в ее ограде находились деревянные келлии настоятеля и братии, трапезная, ледник, конюшня и колесный сарай, крытые соломой. Таким мог видеть Алексиевский монастырь святитель Тихон во время своего недолгого служения на Воронежской кафе­дре. Братии в монастыре, по ведомости на 1764 год, насчитывалось 11 человек. О ветхости же построек, нуждавшихся в поновлении, писал в 1780 году архи­мандрит Сампсон в «Донесении к Государыне Импе­ратрице Екатерине Алексеевне», испрашивая средств на строительство каменной ограды.

XIX век представляется во внешнем отношении временем благоприятным для монастыря. Обитель строилась и благоукрашалась. В 1804 году началось строительство нового двухэтажного храма вместо об­ветшавшего к тому времени старого. Строительство велось по проекту губернского архитектора И.И. Вол­кова и продолжалось восемь лет, Главной благотвори­тельницей стала купеческая вдова Евдокия Васильев­на Аникеева, пожертвовавшая на богоугодное дело 20 000 рублей ассигнациями. В 1812 году был освя­щен нижний храм во имя святителя Алексия, через семь лет — верхний, в честь Воскресения Христова.

На старинной гравюре мы можем видеть стоящие рядом два двухэтажных храма: с восточной стороны, ближе к реке, — старый, построенный «без особого руководства архитектора» и потому весьма эклектиче­ский по стилю (если можно говорить о стиле здания, много раз надстраивавшегося и перестраивавшего­ся), и западнее от него — новый, в стиле классицизма, по форме напоминающий величественный корабль (ковчег спасения). В те годы в старом здании нижний храм был освящен во имя преподобных Антония и Фе­одосия Печерских (в 1835 году переосвящен во имя святителя Митрофана Воронежского), верхний — в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1879 году старый храм был разобран, а двухъярусную шатровую колокольню сохранили как памятник стари­ны. Колокола с нее были сняты, само же здание тогда стали использовать как водосвятную часовню.

Воронежские историки-краеведы, описывая убранство нового храма, отличавшегося особенным великолепием, перечисляя хранившиеся в нем свя­тыни, неизменно останавливаются на двух чтимых иконах Божией Матери: «Троеручица» (о ней уже было сказано) и «Живоносный Источник». Икона эта появилась в монастыре в начале XIX века (возможно, и ранее), в 1820 году к ней была «устроена» серебряная позолоченная риза, в которую были помещены частицы мощей многих святых: Иоанна Предтечи, святой Анны — матери Пресвятой Богородицы, проро­ка Даниила, апостола Андрея Первозванного, апосто­ла Тита и архидиакона Стефана, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Чудотворца, святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, великомученика Георгия Победоносца, мучеников Иакова Персид­ского, Меркурия, Евстафия Плакиды, великомуче­ницы Екатерины, преподобных Пимена Великого, Михаила Малеина и Иоанна Дамаскина (такой список приводится в «Описании Воронежского Алексиевского Акатова мужского второклассного монастыря», составленном ректором семинарии архимандритом Иларионом (Боголюбовым)). Живопись на иконе, как отмечал в 1909 году Н.И. Поликарпов («Воронеж­ский Алексиевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»), была «неясной и отчасти облупив­шейся».

В храме эти две чтимые иконы стояли за левым («Троеручица») и правым («Живоносный Источник») клиросами в резных позолоченных киотах, увен­чанных коронами в память коронования Государя Императора Николая II.

Если Воскресенский храм с его чудотворными иконами был хорошо известен воронежцам и по­сещаем многими («Троеручицу» даже приносили в дома прихожан для служения пред нею молеб­нов — ради этого был изготовлен особый перенос­ной киот), то о другой церкви, во имя преподобного Сергия Радонежского, духовного друга и сомолитвенника святителя Алексия, знали не все. Находи­лась она на первом этаже надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 годах (частично — из кир­пича, оставшегося от разобранного старого храма). Здание колокольни примыкало к настоятельским покоям, и Сергиевская церковь служила крестовой (домовой) для Преосвященного настоятеля мона­стыря (следует сказать, что после учреждения в 1842 году Острогожского викариатства Алексиевским монастырем управляли викарные епископы Острогожские). Церковь была устроена усердием Преосвященного Иосифа (Соколова) в 1898-1899 годах, освящена же только в 1903 году при его пре­емнике епископе Владимире (Шимковиче), будущем исповеднике, митрополите Воронежском. На втором этаже колокольни помещалась зала для народных духовно-просветительских чтений.

Сама же надвратная четырехъярусная колоколь­ня считалась одной из красивейших в Воронеже. Вы­сота ее со шпилем и крестом достигала 23 саженей (43 метров). Десять колоколов возвещали о начале праздничных богослужений. По воспоминаниям ста­рейшей прихожанки Акатова монастыря А.В. Бруданиной, каждый час ударами в один из коло­колов монастырский звонарь отбивал время, заменяя, тем самым, для окрестных жителей городские часы. Рассказ относится к 1920-м годам, но, возможно, этот обычай появился в монастыре раньше.

К Акатову монастырю была приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Старо­конной площади, где находился тогда толкучий рынок (на том месте теперь — театр оперы и балета). По­строена часовня была в 1893 году на средства горо­жан, преимущественно бедных торговцев, в память избавления города от холеры. Главными святынями этого маленького храма были иконы Божией Матери «Троеручица» (точная копия чудотворного образа Алексиевского монастыря) и Смоленской «Одигитрии» — обе в серебряных ризах, украшенных драго­ценными камнями. Множество икон разного раз­мера — пожертвования прихожан — размещались на стенах и аналоях часовни.

Ежедневно в одиннадцать часов и вечером здесь совершал богослужение один из иеромонахов Алек­сиевского монастыря с тремя иноками (вероятно, по­номарями).

Известно, что с 1796 года настоятелями мона­стыря традиционно стали назначать ректоров Духов­ной семинарии, соединявших таким образом молит­венное делание и труды по благоустройству обители с учебными занятиями, нередко весьма плодотворно.

В 1832 году ректором семинарии архимандритом Иннокентием, по благословению Преосвященного Антония (Смирницкого), было написано «Житие свя­тителя Митрофана Воронежского». Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) составлено «Описание Воронежского Алексиевского Акатова мужского вто­роклассного монастыря» (1859 год), наиболее полное для своего времени.

В то время, когда духовным центром Воронеж­ской епархии и местом пребывания Правящего Ар­хиерея становится Благовещенский Митрофанов монастырь, Алексиевским монастырем управляли Острогожские викарные епископы, деятельность ко­торых способствовала делу духовного просвещения народа. Преосвященные настоятели состояли пред­седателями Воронежского епархиального училищно­го совета и образованного в 1870 году Епархиального комитета Православного миссионерского общества.

Расцвету просветительской деятельности в стенах обители в конце XIX века во многом способствовали труды ее настоятеля епископа Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт, приобретенный за годы слу­жения в Японии, в окатоличенной Холмской епархии и в Америке. В годы его настоятельства (1891-1896) при монастыре действовала второклассная регент­ская церковно-приходская школа, готовившая учите­лей для церковных школ и регентов церковных хоров. Для народа проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, соби­равшие каждый раз до двухсот-трехсот слушателей. Был создан прекрасный хор мальчиков, славившийся далеко за пределами Воронежа, причем обучал отро­ков сам Преосвященный Владимир.

Архив монастыря не сохранился. О летописи историки-краеведы не упоминают (да и была ли она?). И если бы мы имели эти документы, смогли бы они раскрыть для нас внутреннюю жизнь монастыря — со­кровенную в своей сути?

Жизнь монахов сокровенна всегда. Определен­ные сведения, отдельные факты, дошедшие до нас, дают понять, что место это не было бесплодно. Из­вестно, что с Алексиевской обителью связаны име­на некоторых почитаемых ныне подвижников благо­честия, носителей высокой духовности, ставших для современников и для нас, потомков, наставниками и молитвенниками.

Так, мы знаем, что здесь в течение десяти лет подвизался иеросхимонах Агапит (в те годы — иеро­монах Аввакум), келейник святителя Тихона и собе­седник его духовного друга схимонаха Митрофана. После кончины святителя он был вынужден на долгое время оставить Задонскую обитель, куда вернулся, умудренный долгими годами аскетических подвигов, только в 1817 году, став восстановителем старчества в Задонске, духовным наставником иноков и мирян.

Хотя никаких воспоминаний и письменных свиде­тельств об этих годах жизни отца Аввакума нет, но де­сять лет в жизни человека — период немалый, который не мог пройти бесследно как для самого подвижни­ка, так и для духовно соприкасавшихся с ним братии Алексиевского монастыря.

Приблизительно в то же время, в 1790-е годы, в Акатовом монастыре пребывал другой келейник свя­тителя Тихона — Иван Ефимов, его сотаинник в по­следние годы и «присный его доверенный», приняв­ший после кончины святителя монашеский постриг с именем Тихон (с 1798 года иеромонах Тихон под­визался в Новоспасском монастыре в Москве). Впо­следствии были изданы его воспоминания, ставшие одним из наиболее достоверных источников для со­ставления жития Задонского чудотворца.

Известно также, что к числу алексиевской бра­тии был первоначально причислен молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затвор­ник Задонский, подвижническая жизнь которого и многократно издававшиеся письма повлияли на мно­гих ищущих спасения. Упоминание об этом находим в материалах к биографии Георгия Затворника, над которыми трудился летописец Задонского монастыря Геронтий (Кургановский), но сведений о пребывании Георгия Машурина в Алексиевском монастыре, хотя бы кратком, нет.

Зато доподлинно известно, что в этой воронеж­ской обители начинал монашескую жизнь иеросхимонах Тихон, первый насельник и старец Тихоновского скита вблизи Задонска. В 1836 году, оставив военную службу, которую проходил тридцать два года, Михаил Кривской (это имя будущий старец носил в Креще­нии) поступил в Алексиевский монастырь, где через двенадцать лет был пострижен в мантию с именем Митрофан. В 1860 году его перевели в Задонский монастырь и оттуда, по собственному прошению и благословению настоятеля, он удалился на «лесное безмолвие» в новообразованный скит на берегу реки Проходни, где принял великую схиму. Иеросхимонах Тихон был известен строгой благочестивой жизнью, мудрыми советами и даром утешения, за что особен­но почитался богомольцами.

Как видим даже из этих немногих сведений, ду­ховная нива Акатова монастыря была плодоносна, благодатна.

Между тем приближался XX век, ставший време­нем испытания веры и верности. Первое время оби­тель продолжала жить размеренной жизнью городско­го монастыря: совершались уставные службы, братия трудилась на послушаниях, старцы молились, но жить спокойной жизнью оставалось считанные годы. Уже в 1918 году власти затребовали списки монастырских ценностей. В этом документе, подписанном иеромо­нахами Иннокентием, Серафимом и иеродиаконом Алексием (ризничим, благочинным и экономом мо­настыря), обращает на себя внимание примечание: «Опись представляем с присовокуплением, что изде­лия эти суть священные предметы, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей народа при совершении богослужений, и поэтому должны оставаться неприкосновенными… К этим сосудам миряне не могут и не должны прикасаться, чтобы не причинить поругания святыням и не возмутить и не оскорбить религиозных чувств народа». Отдавая ке­сарю кесарево, эти монахи не отдавали ему Божие. Рискуя своим благополучием, а возможно, и жизнью, они сделали, что могли, сказали свое слово, и не их вина, что слово это не было услышано.

В 1920-е годы Алексиево-Акатов монастырь, ранее тихий и малоизвестный, становится центром духовной жизни Воронежа и местом пребывания Правящего Архиерея, когда после мученической кон­чины архиепископа Тихона (Никанорова) и уклонения в обновленчество его преемника архиепископа Ти­хона (Василевского) Воронежскую епархию в 1923 году возглавил Преосвященный Владимир (Шимкович), который с 1900 года в сане викарного епископа Острогожского управлял Алексиевским монастырем. В те годы он много потрудился для благоустройства обители и духовного просвещения в епархии, теперь же Владыке предстоял подвиг исповедничества, сто­яния за чистоту Православия, перенесения притесне­ний от богоборческой власти и скорбей от нестрое­ний внутрицерковных. Воспоминания современников раскрывают перед нами духовный облик этого до­стойнейшего служителя Божия: «Своим тихим, ласко­вым светом, своей необыкновенной, проникновенной теплотой он согревал всех приходящих к нему». В 1923 году Преосвященный Владимир по просьбе ду­ховенства и народа Святейшим Патриархом Тихоном был назначен на Воронежскую кафедру. То, насколько важно было это назначение для епархии, дает почув­ствовать обращенное к Владыке письмо отца Митрофана (Поликарпова) (впоследствии епископа Бутурлиновского): «Ваше дорогое для меня имя золотыми буквами будет записано на скрижалях Воронежской епархии и всей Русской Церкви как имя восстанови­теля Православной Церкви и православной иерархии вэтой епархии».

В 1925 году архиепископ Воронежский и За­донский Владимир был возведен в сан митрополи­та Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским). А через год, в канун Рождества, смиренный старец-архипастырь отошел ко Господу и был похоронен в крипте монастырского храма. Похороны Владыки, собравшие множество на­рода, стали ярким свидетельством той любви и почте­ния, которые питали воронежцы к своему духовному отцу, а тарелочный сбор на погребение по причине бедности почившего сделал явной его монашескую нестяжательность. Впоследствии в те недолгие годы, которые оставались до закрытия монастыря, все па­нихиды служились над могилой Владыки. Зарубеж­ной Церковью митрополит Владимир (Шимкович) канонизирован как исповедник.

Преемником его на Воронежской кафедре стал архиепископ Петр (Зверев). Время служения архипа­стыря стало яркой страницей в истории города и мо­настыря, в котором Владыка часто служил и пропове­довал и вблизи которого жил. Архиерейские службы, совершаемые по афонскому чину, были продолжи­тельными, но народ этим не тяготился. Архиепископ Петр любил безыскусное народное пение, считая, что петь должны все молящиеся. Управлял народным хором («капеллой», как в шутку его называли) талант­ливый и неутомимый регент архимандрит Игнатий (Бирюков), в прошлом — настоятель Валуйского мона­стыря, закрытого в 1924 году.

Настоятелем Алексиево-Акатова монастыря вла­дыкой Петром был поставлен с возведением в сан ар­химандрита отец Иннокентий (Беда), его келейник и сотаинник.

Духовное влияние владыки Петра проявилось особенно в том, что при нем многие священнослужи­тели, перешедшие в обновленчество по малодушию или недостаточной осведомленности в церковной жизни, возвращались в лоно Православия. Известно, что наиболее ревностными в стоянии за веру были прихожане церкви в честь Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, преимущественно рабочие (в этой церкви, закрытой в 1932 году и снесенной в послево­енные годы, часто служил Владыка). Можно предпо­ложить, что не менее активны в противостоянии бого­борцам и раскольникам-обновленцам были братии и прихожане Алексиево-Акатова монастыря.

В самом начале Рождественского поста 1926 года архиепископа Петра арестовали, вскоре та же участь постигла и отца Иннокентия. Арест и ссылку им обоим предсказала блаженная старица Феоктиста. Священномученик Петр и преподобномученик Инно­кентий были сосланы в Соловецкий лагерь, где вско­ре, представ пред Господом, сопричислились сонму новомучеников Церкви Русской.

В 1930 году было открыто следственное дело против воронежского духовенства, сохранившего верность Православию, не склонившегося на компро­миссы с безбожной властью. Центром противостоя­ния богоборцам был Алексиево-Акатов монастырь (Митрофановский монастырь фактически перестал действовать в начале 1920-х годов, в Благовещен­ском соборе служили обновленческие «иерархи»).

Чашу страданий за Христа восприял тогда по­следний настоятель Алексиевского монастыря архи­мандрит Тихон (Кречков), в свое время в сане иеро­монаха, будучи благочинным, потом казначеем, много потрудившийся для благоустройства храмов обители (на многих иконах можно было видеть надпись «Со­оружена иждивением иеромонаха Тихона»).

Сохранившийся протокол его допроса — не­оспоримое свидетельство твердости в вере и глу­бокой, непоказной мудрости. Архимандрит Тихон был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 года вместе с девятью Воронежскими новомучениками и исповедниками, священниками, мона­хами и мирянами.

По этому же делу проходил архимандрит Игнатий (Бирюков), объявленный «фактическим руководите­лем монашества Центральной Черноземной обла­сти» и за якобы проводимую антисоветскую агитацию приговоренный к ссылке в Северный край. Из ссылки преподобноисповедник Игнатий не вернулся.

Верные служители Божий в 2000 году Архиерей­ским Собором Русской Православной Церкви были причислены к лику святых.

Закрытие обители приближалось. Еще в нача­ле 1930 года городские власти запретили колоколь­ный звон, будто бы беспокоивший окрестных жи­телей. Часть зданий, принадлежавших монастырю, еще ранее была отобрана, например, настоятель­ский корпус, соединявшийся коротким переходом с двухэтажным храмом (вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что владыка Петр и архимандрит Иннокентий снимали жилье за оградой монастыря).

Приписанная к монастырю Одигитриевская ча­совня, якобы затруднявшая движение на торговой площади, была снесена в 1925 году. Зная о любви к ней прихожан (снаружи часовни были даже повеше­ны колокола) и о том, что в 1923 году здесь служил епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов), противник обновленцев, видно, что истинная причина разрушения часовни была иной.

Об участи, постигшей последних насельников мо­настыря, сведений нет. Уводили их преимущественно ночью. Рассказывали, что и блаженная Феоктиста, вероятно, предвидя предстоящие им страдания, при­ходила тогда в монастырь проводить их. К лету 1931 года монахов на Акатовой поляне уже не осталось.

Имущество монастыря, не изъятое ранее, было расхищено. После закрытия большая часть икон оказа­лась в запасниках Воронежского музея изобразитель­ных искусств, и, не вывезенные во время войны, они были сожжены во дворе музея в период немецкой ок­купации города. Судьба чудотворных икон «Троеручица» и «Живоносный Источник» остается неизвестной.

Осквернено и сровнено с землей кладбище, на котором были похоронены многие настоятели мо­настыря и братия, а также благотворители обители, представители некогда известных в городе дворян­ских и купеческих фамилий.

Возвращаясь после освобождения Воронежа в 1943 году в разрушенный город, люди селились в уцелевших зданиях обители. В последующие годы по мере восстановления города и строительства ново­го жилья монастырская территория снова опустела. Только в бывшем настоятельском корпусе, соединяв­шемся с полуразрушенной надвратной колокольней, в 1960-е годы размещались художественные мастер­ские. На стенах давно опустевшего храма упражня­лись скалолазы. Святое место, где стояла некогда обитель святителя Алексия, за несколько десятилетий богоотступничества превратилась в заросший бурья­ном и заваленный строительным мусором пустырь, над которым возвышалась шатровая колокольня, взятая под охрану, как памятник старины.

С 1970-х годов комплекс зданий Алексиево-Акатова монастыря находился в ведении краеведче­ского музея. Только здания — сам же монастырь в его сокровенной сущности, как сообщество людей, сое­диненных духовными узами, с его трехвековой исто­рией всегда оставался в руках Божиих.

В 1989 году святое место с полуразрушенным храмом и остатками немногих сохранившихся мо­настырских строений было передано Воронежской епархии, и в марте того же года начались восстанови­тельные работы.

В одном из своих интервью митрополит Мефодий, управлявший в те годы (1982-2003) Воронеж­ской епархией, вспоминал: «Никто, в том числе и я, не думал, что из того хаоса, который был здесь, можно будет когда-нибудь устроить это благолепие, что здесь, в монашеской об­щине, будет вновь возноситься молитва ко Господу и Преблагословенной Деве Марии».

Возрождался не только памятник истории и ар­хитектуры — возрождалась святыня, поруганная и на долгие год забытая, не только историческая память, как достояние ума, но и сердечная обращенность ко Господу, пробудившаяся тогда во многих наших со­временниках.

В июле 1990 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воро­неже женского монастыря, которому были отданы не­многие уцелевшие здания старинной обители на Ака­товой поляне. И как четыреста лет назад пришли на это безлюдное место семь иноков и положили здесь начало монашеской жизни, так и три десятилетия на­зад пришли на это место слабые женщины: шесть мо­нахинь, три инокини, шесть послушниц — и восстано­вилась прерванная связь земли и Неба.

В день празднования Казан­ской иконы Божией Матери, 4 ноября 1990 года, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил верхний храм во имя свя­тителя Алексия (прежде до закрытия монастыря, посвященный Воскресению Христову) и совершил в нем первую Божественную Литургию. Этот стал днем возрождения обители. Через год начались службы в нижнем храме, освященном в честь Владимирской иконы Божией Матери.

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в последние годы были вос­становлены все принадлежавшие монастырю храмы и здания, уцелевшие в годы богоборчества. На ста­ринную шатровую колокольню, безмолвствовавшую целое столетие, вновь подняли колокола. Заново по­строены келлии на месте снесенных казначейского, братского и настоятельского корпусов. Построены часовни: водосвятная (в 1992 году), во имя новомучеников Алексиево-Акатова монастыря (в 2007 году) и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печа­ли» (в 2010 году), как известно, особенно почитавшая­ся священномучеником Петром (в день Ее празднова­ния он и преставился в 1929 году).

В 2015 году восстановлена церковь во имя пре­подобного Сергия Радонежского в здании бывшей надвратной колокольни. Так как восстановить разру­шенные в 1930-е годы верхние ярусы не представля­ется возможным, здание завершено пятью главками с крестами — такой вид имело оно еще до возобнов­ления храма, когда служило гостиницей для духовен­ства монастыря и паломников, издали привлекая вни­мание всех приближающихся к святой обители.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь, одна из красивейших в городе (до закрытия — приходская), в которой свя­щеннослужители монастыря совершают для мирян Таинства Крещения и Венчания и отпевают усопших.

Созидание видимых храмов предстает взору каждого входящего в монастырские врата. О созида­нии душевных храмов ведает Господь.

4 января 1992 года в обители был совершен пер­вый постриг десяти сестер, в числе которых была мо­нахиня Варвара (Сажнева). В апреле того же года она стала настоятельницей, а через год была возведена в сан игумении. Ныне под ее духовным водительством служат Господу более пятидесяти сестер. Различны их характеры, возраст и судьбы, но объединяют — любовь ко Господу и желание спасения.

И ныне очевидна Небесная милость к этому ме­сту, избранному некогда благоверными воронежцами для своих молитвенных трудов, для прославления имени Божия, неотъемлем от него Покров Пресвятой Богородицы, явственна помощь святых угодников, здесь подвизавшихся.

В 1991 году из Покровского кафедрального со­бора города Воронежа в монастырь была принесена икона Божией Матери «Живоносный Источник», в па­мять утраченной святыни. 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сре­тения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо повторя­лось многократно.

Почитаются в обители старинные иконы: «В скорбях и печалях Утешение», «Скоропослушница», Иверская икона Божией Матери, образ Пресвятой Бо­городицы «Утоли моя печали». У каждой иконы своя судьба, часто нелегкая, как, например, у иконы «Утоли моя печали», претерпевшей, очевидно, в свое время надругательства: фон был испещрен ранами от ножа. В храмах монастыря много икон с частицами мощей как старинных (например, образ великомученика Пантелеймона афонского письма XIX века, тоже не раз мироточивший), так и новонаписанных. Наиболее древние — апостола Андрея Первозванного и препо­добного Онуфрия Великого (XVII век), праведного от­рока Артемия Веркольского (XVIII век).

В особых ковчегах хранятся частицы мощей бо­лее 80 святых.

В 1993 году в ограду монастырского кладбища, которое в годы гонений сровняли с землей, были пе­ренесены останки архиереев, управлявших Воронеж­ской епархией в XVIII-XX веках. Ранее погребенные в Митрофановском монастыре, они были обретены при строительных работах на месте снесенного Благове­щенского собора и по благословению митрополита Иосифа (Орехова) перенесены на городское Коминтерновское кладбище. По рассказу очевидцев, это произошло благодаря заступничеству ныне прослав­ленного святителя Антония (Смирницкого), чудесным образом явившегося рабочему и преградившего путь экскаватору, ковш которого уже готов был вонзиться в усыпальницу.

Имена Воронежских архипастырей начертаны на надгробной плите: митрополит Пахомий (Шпаковский), архиепископ Арсений (Москвин), архи­епископ Серафим (Аретинский), архиепископ Вениа­мин (Смирнов), архиепископ Анастасий (Добрадин). В этой же могиле покоятся мощи священномученика Тихона (Никанорова).

На Коминтерновском кладбище в том же 1960 году были перезахоронены и мощи Воронежского святителя Антония, которые доныне не обретены, имя же архиепископа Антония высечено на плите услов­но, ради молитвенного поминовения святителя.(еще задолго до его церковного прославления). У чтимых могил по понедельникам служат панихиды, священномученику Тихону поют величания.

16 сентября 2009 года на монастырское клад­бище были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты, Воронежской праведницы и чудотворицы, о благодатной помощи которой имеется множество свидетельств.

Перенесение в монастырь останков блаженной Феоктисты, ставшей утешением и духовной поддерж­кой для сестер обители и важным событием для всего города, совпало с пребыванием в верхнем Алексиевском храме мощей священномученика Петра (Звере­ва), переданных Воронежу Соловецким монастырем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Встреча любимого архипастыря происходила 9 авгу­ста 2009 года в Алексиевской обители. Так Промыс­лом Божиим еще раз на земле встретились верные служители Господни, при жизни бывшие в духовной близости.

В ноябре 1998 года монастырь посетил Святей­ший Патриарх Алексий II, а через тринадцать лет, 18 сентября 2011 года, обитель встречала Святейше­го Патриарха Кирилла. Память о встрече с нашими первоиерархами надолго осталась в сердцах насельниц, а переданные ими в дар монастырю иконы святи­теля Алексия и Собора святителей Московских неиз­менно полагаются на аналой вдень празднования этих святых.

Четыреста лет прошло со времени основания на Акатовой поляне Алексиевского мужского мона­стыря, тридцать лет — с тех пор, как на этом месте, освященном трудами и молитвами здесь подвизав­шейся братии, страданиями и кровью новомучеников, родилась женская обитель. Между ними — 60 лет забвения (1930 год — закрытие обители, 1990 год — возрождение).

Казалось бы, прервана монашеская традиция, утрачена преемственность, в мир иной отошли на­ставники и многое изменилось в жизни, нас окружаю­щей. Но есть нечто неизменное, неуносимое быстро­текущим временем. Не пресекаются духовные связи поколений и та все содержащая связь, которая соеди­няет человека, подверженного изменению, с вечным и неизменным Богом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ТРЕБЫ
Обедня заказная (за одно имя)40 руб.
Обедня простая (до 15-ти имен)40 руб.
Божественная Литургия за 1 имя (о болящем, на всякое прошение, заупокойная)100 руб.
Сорокоуст (за одно имя)250 руб.
Сорокоуст на полгода (за одно имя)1200 руб.
Сорокоуст в течение года (за одно имя)2000 руб.
Поминовение на год (за одно имя)1000 руб.
Поминовение на полгода (за одно имя)700 руб.
Неусыпаемая псалтирь на год (за одно имя)2000 руб
Неусыпаемая псалтирь на полгода (за одно имя)1000 руб.
Неусыпаемая псалтирь на месяц (за одно имя)200 руб.
Молебен с водосвятием (до 15-ти имен)80 руб.
Молебен в различных нуждах, душевных и телесных (благодарственный, о путешествующих, о болящих, о умножении любви, на начало всякого доброго дела, на освящение всякой вещи)100 руб.
Простой молебен (Спасителю, Божией Матери и святым)50 руб.