аксайский скит мужской монастырь
АКСАЙСКАЯ СЕРАФИМО-ФЕОГНОСТОВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Пустынь во имя преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских |
Мужская пустынь во имя преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских в городе Каскелен Астанайской епархии
Обитель находится на территории Национального природного парка, в горах на высоте 1850 м над уровнем моря.
Монастырь открыт в 1996 году на месте подвигов и мученической кончины 11 августа 1921 года преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), прославленных Церковью в 2000 году.
28 сентября 1999 года был заложен первый камень в основание монастырского храма.
К декабрю 2000 года был возведен цокольный этаж и основание деревянного верхнего придела.
7 января 2001 года была совершена первая литургия в церкви цокольного этажа. К августу того же 2001 года были поставлены купола и кресты, а к осени завершена внутренняя отделка.
В монастыре действует система электроснабжения на солнечных батареях.
На монастырском подворье в городе Каскелен по улице Абая, дом 65, действует воскресная школа для детей.
Архитектура
На территории обители находятся: хозяйственный блок с трапезной, дом для причта, келейный корпус, корпус для гостей, трапезная для паломников, баня, погреб, временные постройки, колодец, огороды.
Святыни
Пеший маршрут: скит в Аксайском ущелье
Рассказываем, как добраться в одно из самых малолюдных ущелий Заилийского Алатау, чтобы посетить высокогорный мужской монастырь.
Аксайский скит, или Свято Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь — мужской монастырь в Аксайском ущелье, относящийся к Иле-Алатаускому Национальному парку. Основан пятью монахами, которые сначала ушли на гору Мохнатка, Медео, а после гонений нашли пристанище в Аксайском ущелье. Легенда гласит, что священнослужители бродили по лесу, когда луч с неба указал им место для пристанища. Монастырь был возведен на месте гибели монахов, которые скрывались в горах во времена репрессий. На территории скита находятся могилы убиенных монахов Серафима и Феогноста, которые были похоронены в 1921 году.
В 1922 году монастырь был закрыт и лишь в 1993 году вновь открыл двери. На данный момент на территории скита живут и молятся три монаха. Храм, выполненный из сибирской лиственницы, временно закрыт для посещения, после селя в 2016 году его пришлось перенести на равнину, восстановительные работы планируются до конца 2019 года. После этого храм вновь откроет двери для всех желающих.
Монастырь расположен на склоне ущелья Кызыл Жар — Красный обрыв, за счет чего Аксайский скит порой называют крестом на Красном обрыве. Тропа до монастыря хорошо протоптана, подъем пологий, по всему маршруту установлены скамейки и указатели.
Подъем начинается в районе яблоневого сада, откуда идет вдоль юго-западного склона до реки и далее вверх по ущелью, где начинается лесная полоса. На пути есть родник, где можно пополнить питьевые запасы. Примерно через 1 км от старта будет переход через реку. Когда-то здесь был мост, который снесло селем, однако сейчас туристами установлены бревна для перехода. В месте, где начинается более резкий подъем, установлены ступеньки, а бревна и выступающие корни используются для придания рельефа, облегчающего подъем.
В ските до сих пор сохранились пещеры, в которых жили первые монахи, обосновавшиеся здесь. При храме высажен огород, а около хозяйственных построек можно встретить семью из кошки и двух котят.
Тропа идеально подходит для прогулки выходного дня, она живописна, имеет свою атмосферу и проходит через хвойный лес. Наивысшей точкой скита является панорамная площадка, откуда открывается вид на ущелье. Склоны, высаженные елями, заснеженные вершины и остатки Акжарского обвала — следы мощнейшего землетрясения, произошедшего 28 мая 1887 года. После него ущелье было завалено скальными породами на 60 метров в высоту, протяженностью 2 км.
От экопоста дорога по ущелью тянется на 5 км, ехать сюда лучше на внедорожнике, так как местами вместо асфальта бездорожье. На месте старта высота 1 500 метров над уровнем моря. Протяженность маршрута — 1,5 км, высота, на которой расположен Аксайский скит, — 1 850 метров.
Монахи находятся в горах практически круглый год и без особой надобности не спускаются в город. Поэтому у туристов и паломников принято приносить с собой гостинцы — продукты первой необходимости.
Перед входом в монастырь установлен забор со сводом правил, калитка, камень, на котором высечен крест. Женщинам в монастырь принято проходить с покрытой головой и в юбках. Здесь запрещается курить, распивать спиртные напитки, слушать музыку, приводить собак, мусорить, разжигать костры и шуметь.
Добраться до Аксайского ущелья можно лишь на собственном транспорте, внедорожнике. Дорога проходит по верхней Каскеленской трассе, 9 км от Алматы — поворот за рекой Аксай после АЗС. Далее дорога ведет вверх до экопоста, стоимость — 457 тг с человека, и вверх до окончания асфальтированной дороги.
Начало тропы находится перед шлагбаумом, поворот направо, выше дачного поселка “Коклайсай”. Опознавательный знак — синяя табличка, а еще — деревянная, с надписью “Аксайский скит”.
Рак на Горе обязательно продолжит рассказывать о тропах Заилийского Алатау. Есть идеи? Пишите нам в социальных сетях!
Крест на красном обрыве. Аксайский скит и ущелье Аксай
«Недалеко от столицы Казахстана города Алма-Аты (ранее — город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит „красный обрыв“, возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года».
Так начинается документальная повесть «Крест на красном обрыве» о жизни православной общины города Верного в начале 20 века. Наткнулась я на нее случайно лет 15 назад и прочитала на одном дыхании, несмотря на то, что никогда не отличалась религиозностью. В Аксайском ущелье у нас была дача, можно сказать, что я выросла в этих местах, поэтому о монастыре на Кызыл жаре слышала еще в детстве. Но попала туда впервые только в 2013 году, и с тех пор каждый год возвращаюсь.
В Верный иеромонахи Серафим и Феогност попали после разгрома Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря во время Среднеазиатского восстания летом 1916 года. Предпосылок к восстанию было много, и отличились здесь, надо признать, обе стороны. Последней каплей послужил указ «О реквизиции инородцев», согласно которого все мужчины Средней Азии и Казахстана в возрасте от 19 до 43 лет должны были быть привлечены на тыловые работы Первой мировой войны. Регион захлестнула волна межэтнического насилия. Повстанцы не щадили ни женщин, ни детей. Каратели тоже не церемонились. И вот на этом фоне уцелевшие монахи пешком через горы пришли в Верный.
Для жизни в Верном Серафим, Феогност, Ираклий, Анатолий и Пахомий устроили подземный скит на Мохнатой сопке в урочище Медео. Вырытая ими подземная церковь, скоро обрела популярность среди вернинцев. Батюшки отличались добрым нравом и все больше прихожан посещало скит. Вскоре на службах в маленькой церкви не могли уместиться все желающие. Уединенной жизни не получилось. В то же время начались интриги и брожения в Вернинском женском монастыре, в результате которых несколько монахинь были вынуждены покинуть обитель, не ужившись с молодой настоятельницей. Пятеро монахов по-джентельменски оставили Мохнатую сопку монахиням и ушли в поисках нового места для скита.
«И вот, как-то утром сели мы на лошадок и поехали в Аксайское ущелье искать место для нового скита (. ) Отец Серафим сказал, что место Господь укажет. Притомившись, к вечеру остановились близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы. Наловили в Аксайской речке рыбы, перекусили и думаем, куда завтра идти. Вдруг Виктор говорит: «Серафим, Серафим, гляди-ка! — и показывает вправо на гору.— Ты видишь, Серафим, сияет, огонь Божий сияет! Пойдем, поднимемся, посмотрим». Мы с Александрой, как ни смотрели, ничего видеть не могли. Темнота кругом, да и только. Отец Серафим говорит: «Да, вижу, яркий свет горит на горе».
Три дня пробыли мы у подножия горы, и каждое утро о. Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние, и, возвращаясь, говорили между собой: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!» И на месте том, как Богом указанном, иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит»
Батюшки не бросили паству на произвол судьбы. Они продолжали служить в городе и в ските на Мохнатой сопке. Даже сейчас, когда западная граница города проходит по Аксайскому ущелью, добираться сюда довольно трудно. В начале же 20 века верующие пешком проходили несколько десятков километров, чтобы получить благословение.
После революции, в Верном, как и по всей стране начались гонения на священнослужителей и верующих. Но скит действовал еще 4 года. 9 августа (27 июля по старому стилю) 1921 года, монахи Аксайского скита пришли в город на службу в Никольской церкви. Отцы Ираклий и Пахомий остались в городе, остальные вернулись в горы.
Из рассказа о. Анатолия: «Вечером 28 числа приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим принял их в своей келье, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам ко мне прибежал, говорит: „Какие-то подозрительные приехали, пили чай, молчали, как звери кругом смотрели. Положил их спать — не спят, все разговаривают“.
А они по дорожке пошли к о. Феогносту. Отец Феогност имел обыкновение по ночам молиться в пещере. Возможно, устал от ночной молитвы, прилег в своей келье отдохнуть — Бог знает — но как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался: они в сердце ему выстрелили. Красноармейцы обыскали кельи, надеясь найти деньги, но, не найдя ничего, ушли».
Убийц нашли, но военный трибунал отказался их судить: «Они убили монахов, а монахов мы и сами убиваем». Впоследствии эти трое были расстреляны за убийство еще нескольких человек.
На следующий день прямо на вершине горы вырыли могилу, покрыли досками, завернули тела в мантии и похоронили без гробов. Поминальные службы шли во всем городе, погибших монахов любили и уважали не только православные.
Горы вокруг старого скита застраивались дачами, и не раз дачники слышали церковное пение и видели свет возле места погребения. В августе 1991 года на горе установили деревянный поклонный крест, 11 августа 1993 г. было установлено «местное почитание новомучеников — иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахской земле пострадавших», а в 1996 г. из стволов сибирской лиственницы поставили церковь и кельи. На горе опять поселились монахи. В августе 2000 года Серафим и Феогност причислены к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Серафим и Феогност не единственные алматинские святые, но считается, что именно они защищают наш, не слишком удачно расположенный город от разрушительных землетрясений и селей. На иконах их изображают держащими крест над городом или храмом в окружении гор. Кроме того, Серафим всегда держит икону Казанской Божьей матери — покровительницы Семиречья.
Аксайский скит
Аксайский скит, полное название Свято Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь — это мужской монастырь на территории Иле-Алатауского Национального парка, в Аксайском ущелье, точнее на склоне ущелья Кызыл Жар (Красный обрыв). Основан пятью монахами из Верного, которые не желая подчиняться большевистской власти, ушли сначала на гору Мохнатку возле Медео, а потом, когда их обнаружили и подвергли гонениям, ушли еще дальше, и основали Аксайский скит.
Как доехать до Аксайского скита? Стартуем от пересечения улиц Саина- Жандосова, проезжаем 7.7 км по верхней Каскеленской трассе, переезжаем речку Аксай и поворачиваем налево, за заправкой, вверх в горы. Проезжаем через поселок Тау Жолы. Через 10.4 км — экопост. Дорога — асфальт плохого качества, не как например, в соседнем Каскеленском ущелье. Через 16.5 км — второй шлагбаум. Высота над уровнем моря — 1430 метров. В этих местах, в августе 2012 года произошла жуткая трагедия, которая вошла в историю как резня в Иле-Алатауском Национальном парке.
Оставляем машину. Табличка с указателем, надпись на казахском — Акжарский скит, расстояние — 1.5 км. На самом деле немного побольше — 2 км. Идти надо именно туда, куда указывает стрелка — по тропе слева, но не по дороге, которая приведет к дачам Коклайсай.
Тропа хорошо натоптанная, подъем не очень крутой, проходит по фруктовому саду и по силам любому здоровому человеку, правда, если идти в ясный, летний день, то будет жарковато. Не забудьте взять с собой воды.
Через километр, будет мостик через ручей, здесь можно пополнить запас питьевой воды. По мосту переходим на северный склон и сразу становится прохладно.
Мостик сделан заботливыми руками монахов.
Оригинальная, со вкусом выполненная скамейка. Чуть выше, есть еще одно место отдыха.
Подъем становится круче, но облегчают его ступеньки и поручни-перила. Ступеньки сделаны, с использованием особенностей рельефа — выступающих корней, камней, а также с помощью палочек, бревнышек.
На входе в пустынь, кстати пустынь означает — монастырь, камень с высеченным на нем крестом. Также здесь висит транспарант с правилами посещения скита:
запрещается курить, распивать спиртные напитки, приводить с собой собак, слушать музыку, мусорить, играть в азартные игры, разжигать костры, мангалы, устраивать застолья, шуметь, ходить в пляжных костюмах, шортах, женщинам мини-юбках, брюках, топиках и с непокрытой головой. Все правила нами были выполнены, кроме одного — женщина была в брюках, за что была награждена осуждающим взглядом одной из прихожанок. Поэтому, девушки, если поднимаетесь в скит, прихватите с собой юбку или хотя бы парео, которые можно одеть поверх брюк, джинсов, перед входом на территорию монастыря.
На подъем потратили чуть менее часа, высота над уровнем моря — 1800 метров, т.е. набор высоты около 370 метров, не так уж мало для короткого расстояния в 2 км. Первое, что повстречали — это надмогильный деревянный крест и каменное (скальное) подножие с выгравированной надписью: «Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29 VII — 11 VIII 1921 года». Считается, что погибли монахи от рук большевиков, искавших золото, но может и от рук простых бандитов-грабителей, хотя особой разницы между этими двумя категориями не вижу.
В 1993 году мощи святых были перенесены в храм, но могила осталась.
Чуть выше открывается вид на главную достопримечательность — двухглавую деревянную церковь, построенную из сибирской лиственницы. Это сооружение, так гармонично вписалось в окружающий ландшафт, что кажется стоит здесь со времен сотворения мира. Надо отдать должное верующим людям — умеют они жить в ладу с природой. Я сам человек неверующий, но почувствовал на территории монастыря особую атмосферу покоя и умиротворения, представляю, что ощущают верующие люди.
На территории монастыря, на склонах сохранились остатки пещер, с которых начинался скит. Монахи-основатели скита сами вырыли эти пещеры и первое время жили в них, питаясь ягодами, грибами, кореньями. Также имеется несколько оборудованных родников, вода в которых считается святой, дом священника, хозяйственные постройки.
В 1922 году храм был закрыт, здания частично разобрали на строительные нужды. В 1993 году скит был восстановлен. Монахов на территории монастыря постоянно обитает двое, еще есть человек пять послушников ( готовящихся принять монашеский обет ) и некоторое количество прибившихся (просто так живущих ) в том числе из числа трудных подростков. «Батюшка почти никому не отказывает».
На одной из стен храма — 12 заповедей Христа, на русском и на казахском языках.
Мы поднялись к скиту, ко времени службы. Народу было очень много, некоторые не помещались и стояли на улице. Когда служба закончилась, толпа детишек с радостными возгласами бросилась к трапезной, которая расположена ниже церкви. Внутрь, на короткое время мы попали после службы. Фото нет, так как снимать внутри запрещено.
Аксайский скит расположился совсем рядом с гребнем, поднявшись на него, можно увидеть Аксайское ущелье и примыкающие к нему боковые ущелья. Очень красивые, живописные места. Отсюда видна часть Ак-жарского обвала. Это следы мощного землетрясения, произошедшего в 1887 году, когда в ущелье правого притока Аксая произошёл грандиозный обвал, обнаживший часть крутого северного склона. Объём каменной осыпи, по подсчётом учёных, составил более 40 миллионов кубометров!
На самом гребне, небольшая автостоянка. Машины поднимаются по дороге, проложенной по соседнему ущелью Кыргаулды, так что, кому тяжело или лень подниматься пешком, могут приехать в Аксайский скит на полноприводной машине. Именно по этой дороге шла доставка строительных материалов для строительства зданий на территории Аксайского скита.
Обязательно посетите это необычное, красивое место.
Маршрут до Аксайского скита от поворота с верхней Каскеленской трассы на поселок Тау Жолы.
Аксайский скит мужской монастырь
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ. запись закреплена
Свято-Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь.
Свято-Троицкий миссионерский монастырь был открыт 1882 году, в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году в монастырь с острова Валаама прибыли восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, принеся с собой дух Валаамской обители. В 1909 году монахи Серафим и Анатолий с монастыря на озере Иссык-Куль были призваны в кафедральный город Верный. В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе Верного.
Летом 1916 года в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на Иссык-Кульский монастырь. Монах Ираклий явился единственным свидетелем происшедших в монастыре событий, на его глазах были убиты, практически, все монахи монастыря. В живых остались отцы Ираклий, Феогност и Пахомий, они и ушли в город Верный.
После событий, потрясших Верный — прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города, в горном урочище Медео создали скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединённого места. Такое место нашли они на горе Кызыл-Жар. Там ими были поставлены кельи, вырыты пещеры, создана церковь. В скиту на Медео были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики, которые в небольшом количестве можно найти и сегодня.
Прославление Серафима и Феогноста произошло в 1993 году, преподобномученики Серафим и Феагност были прославлены как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. В 1993 году – мощи святых Серафима и Феогноста – были перенесены в здание храма, но могила осталась. Сейчас построена новая церковь. В 1996 году на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь. Ныне, в монастыре только два монаха, еще есть человек пять послушников и некоторое количество прибившихся, в том числе из числа трудных подростков. «Батюшка почти никому не отказывает».
При входе в скит нас встречает так называемый «Голгофский крест» — большая каменная плита с выбитым на ней распятием. Это сооружение с большим трудом доставили в скит в 1991 году, когда христианская молодежь Алма-Аты с благословения архиепископа решила отметить этим изваянием святое место. Территория монастыря – чиста, ухожена. На ней – могила монахов, пещера, где они молились, святой источник и церковь.
Аксайская мужская пустынь расположена высоко в горах в 12 км от Верного Господу Алматы, на территории Национального природного парка, в горах на высоте 1850 метров над уровнем моря. Каждый год 11 августа в день памяти иеромонахов Серафима и Феогноста в Аксайское ущелье тянется нескончаемый поток паломников из разных уголков Казахстана, России и других стран.
Координаты GPS N43.09962 E76.77332
Местоположение: Иле-Алатауский национальный парк, Талгарский район, Алматинская область, Казахстан