Акт сдачи в металлолом автомобиля
Акт оприходования металлолома
Акт оприходования металлолома, представленный чуть ниже, является важным первичным документом. Он пригодится в случае, если необходимо оприходовать металлические отходы производства либо другой вид металлолома.
Основания
Важно уяснить, что любое количество металлолома необходимо оприходовать, если имущество (списываемое, демонтируемое) числилось как основные средства, независимо от массы получаемого металла за единицу списываемого товара. На это ссылаются ряд инструкций:
Дальнейшее хранение либо продажа металлолома остается на усмотрение организации. Главное, чтобы факты распоряжения имуществом были юридически грамотно оформлены.
Составные части акта
В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:
Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.
После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:
Заканчивается акт постановкой подписей всех членов комиссии, а также упомянутого материально ответственного лица.
Бухгалтерский учет
Согласно бухгалтерскому учету металлолом чаще всего проходит в качестве возвратных отходов.
Стоимость же возвратных расходов может назначаться исходя из цены реализации либо цены возможного использования. Это выбирается самой организацией исходя из ее интересов. О таком просторе выбора четко прописано в Методических указаниях, которые были утверждены Приказом Минфина №119н от 28.12.2001 года.
Единственное требование – закрепить в учетной политике эти данные, то есть там должно быть прописано, какая стоимость выбрана: продажная либо цена использования.
Алгоритм списания основных средств
При необходимости списать ОС самым распространенным способом действия считается следующий:
Если при совершении ликвидации, демонтажа какого-либо объекта образуется металлолом, то его оприходование является обязательной процедурой. Учетные регистры для удобства пользуются цифрами рыночной цены полученного металлолома.
Применение
Когда металлолом оприходован, организация вправе с ним поступить по своему усмотрению. Чаще всего его реализовывают либо используют в каких-либо подходящих производственных процессах. Главное, что подлежащие учету материальные ценности должным образом отражены в документации.
Альтернативный способ
После демонтажа либо разборки механизмов и других изделий, числящихся в основных средствах, можно металлолом сразу поставить на баланс организации. Тогда понадобится заполнить обычный акт оприходования материальных ценностей по типовой межотраслевой форме М-35.
Определение стоимости
Для того чтобы указать в документе стоимость металла, необходимо ориентироваться на достоверные сведения из официальных источников. Например, на котировки LME. Это лондонская биржа металлов. Но бывают и другие проверенные источники информации для определения стоимости металла на конкретную дату. Именно на них и следует ориентироваться при формировании акта оприходования металлолома, особенно если речь идет о крупной партии.
Налоги
Металлолом относится к внереализационным доходам. Его туда относят согласно 250 статье, пункту 13 Налогового кодекса. Исключением из правил будут являться только товары, перечисленные и 251 статье, пункте 18.
Схема исчисления налогов будет зависеть от формы налогообложения конкретной организации. Если металлолом будет использован в качестве материала либо товара, то его относят к сумме материальных либо организационных расходов компании.
Если не включить металлолом в расходы (либо неверно оформить документы по этому поводу), то у контролирующей налоговой организации будут все основания для того, чтобы доначислить налог на прибыль.
Что же касается НДС, то он на сдачу металлолома организациями не распространяется, но не во всех случаях. А только при условии, что этот лом черных и цветных металлов образовался как побочный продукт в процессе деятельности той или иной компании.
Словом, акт оприходования металлолома является важной бумагой, позволяющей документально оформить оптимизационные траты организации.
Как сдать автомобиль на металлолом
Многие владельцы транспортных средств рано или поздно задумываются о том, куда и, самое главное, как сдать машину на металлолом и получить за неё хоть какие-то деньги. Понятно, что эта проблема касается не каждого, поскольку одним удаётся продать свой отслуживший автомобиль, а другие обменивают отслужившее авто на новое по госпрограмме утилизации. Однако что делать тем, чей транспорт по тем или иным причинам нельзя продать или утилизировать по государственной программе? Остаётся одно – сдача старой машины в лом. Ниже мы расскажем о ПРАВИЛЬНОМ порядке действий в этом случае.
Зачем это нужно
Для начала определимся, зачем вообще нужно заниматься проблемой утилизации отработавшего авто. Во-первых, это требуется для того, чтобы его можно было в дальнейшем снять с учёта в ГИБДД и не платить за ненужное имущество транспортный налог. Довольно типичной является ситуация, когда обладатель подержанного авто, купив нового «железного коня», откладывает утилизацию старого, что называется, на потом и с неприятными ощущениями вспоминает об этом, только обнаружив в почтовом ящике извещение из налоговой инспекции с настоятельным требованием уплатить налог.
Во-вторых, утилизировать машину по правилам требует природоохранное законодательство. Дело в том, что старый автомобиль представляет собой потенциально опасный для окружающей среды объект. В его конструкции содержится масса вредных материалов:
С течением времени всё это распадается на различные химические соединения, среди которых немало экологических загрязнителей. Они проникают в почву и разносятся по ней грунтовыми водами. Таким образом, природе причиняется ущерб, который становится колоссальным, если принять во внимание количество используемых автомашин. Вот почему нельзя просто бросить авто на свалке – его отбуксируют на штрафстоянку, а владельцу назначать крупные штрафные санкции за вред экологии.
Теперь, когда мы установили основные причины необходимости утилизации автотранспортных средство, опишем шаги, которые должен предпринять автовладелец для того, чтобы сдать сдать машину на металлолом за деньги. Шагов этих, в сущности, два – сдача машины в пункт переработки и снятие её с учёта в ГАИ (ГИБДД).
Изменения в порядке утилизации
Здесь следует сделать одну оговорку. До лета 2017 года действовал иной регламент, чем принят в настоящее время. Автовладелец сначала должен был снять транспортное средство с учёта, а затем уже сдать авто во вторсырьё. Позднее в этот порядок были внесены существенные изменения. Так, с 10 июля 2017 года действует Приказ МВД РФ №139 от 20 марта 2017 г., согласно которому автомашину нужно сначала уничтожить, и только после этого снимать с государственного учёта.
Данное изменение связано с упрощением контроля за оборотом номерных агрегатов. Ранее в ГАИ у автовладельца брали расписку, что кузов и двигатель не будут повторно использоваться. На практике получалось так, что дорожные полицейские фактически не могли контролировать этот процесс, полагаясь лишь на честность владельца утилизированной машины. И недобросовестные граждане пользовались этим послаблением. Они, конечно же, были не прочь немного подзаработать и сдать двигатель автомобиля скупщику, который перебивал номера и перепродавал мотор.
Теперь же работает принцип «Нет тела, нет дела». То есть, если гражданин приносит в ГАИ свидетельство об уничтожении автомобиля, то этот транспорт можно смело снимать с учёта. Риск того, что где-то всплывут его номерные агрегаты, отсутствует, поскольку они превращены в металлическую крошку, что подтверждается упомянутым выше свидетельством.
Важно. Из вышесказанного следует, что владелец авто должен весьма тщательно и ответственно отнестись к выбору компании-утилизатора. При обращении в подобную фирму нужно первым делом выяснить, выдают ли они свидетельства установленного образца. Если такой документ не выдаётся, то вам здесь делать нечего, насколько привлекательными ни были бы условия приёма авто на металлолом. Без этой бумаги вы не сможете снять уничтоженную машину с учёта в ГИБДД. И, тем более, не нужно связываться с конторами, где ничего не знают о новом порядке утилизации – там явно работают непрофессионалы.
Следует знать также и о том, что на переработку принимаются только авто с документами, подтверждающими право собственности того гражданина, который обращается к услугам компании-утилизатора. Если ПТС на машину отсутствует, то дело сильно осложняется. По закону автомобиль без документов утилизировать не разрешается. И здесь порядок действий меняется с точностью до наоборот. Вначале запускается процесс розыска владельца, который может длиться сколь-угодно долго. В конце концов, если поиски не увенчались успехом, в ГАИ выдют справку об отсутствии загонного обладателя данного транспортного средства, на основании которой оно может быть утилизировано обычным порядком.
Автовладельцы, планирующие утилизировать подержанное авто, часто задают ещё один вопрос – можно ли сдать машину без уплаты утилизационного сбора. Да, такой вариант возможен, но, к сожалению, данное правило действует не для всех транспортных средств, а лишь для тех, которые были куплены после 1 сентября 2012 года – именно тогда этот сбор стали включать в стоимость новых автомобилей. Если ваш «четырёхколёсный друг» был куплен ранее, то уплатить утилизационный сбор вам придётся в любом случае. Как придётся заплатить и за саму переработку. Однако вы можете найти компанию, которая предлагает нормальную цену за автомобильный лом, что позволит вам остаться ещё и в финансовом выигрыше – пусть с небольшой, но всё же выгодой.
Оформление в ГИБДД
После того, как транспорт уничтожен, со свидетельством об утилизации нужно обратиться в любое подразделение Госавтоинспекции. Там необходимо правильно заполнить заявление установленного образца с указанием всех сведений, необходимых для снятия авто с учёта. В тексте заявления указывается название подразделения ГИБДД, фамилия-имя-отчество автовладельца, информация об автомобиле и т.д.
Для людей занятых и ценящих своё время существует альтернатива – оформление через интернет. Для этого на федеральном портале Госуслуг в соответствующем разделе заполняется электронное заявление и отправляется в Госавтоинспекцию. Правда, автовладелец должен быть полноценно зарегистрированным пользователем портала, поскольку все процедура осуществляется через личный кабинет. Однако если потратить время на его регистрацию, снять авто с учёта можно буквально в несколько кликов мышью.
При правильном оформлении всех документов проблем со снятием машины не возникает. По прошествии некоторого времени документы без участия автовладельца направляются в налоговую инспекцию, которая вносит соответствующие исправления в свою внутреннюю документацию, и на гражданина перестают начислять налог. Обычно эта схема работает без сбоев, но если вы хотите спать спокойно, выберите время, зайдите в налоговую и уточните этот момент лично.
Подготовка к сдаче на металлолом
Перед тем, как отвезти старый автомобиль в пункт приёма металлического вторсырья на шредер, который превратит его в бесформенную груду металла и пластика, целесообразно снять с транспортного средства некоторые пригодные к эксплуатации узлы и комплектующие. Их можно выгодно продать или использовать на борту вашей новой «ласточки». Этими деталями могут быть, к примеру, всевозможные электронные приборы, не входившие в стандартную комплектацию. В перечень подобного оборудования входят следующие изделия:
В общем, перед сдачей транспортного средства в утиль осмотрите его и снимите всё, что может заинтересовать потенциального покупателя, либо пригодится вам для оснащения вновь купленной машины. Владельцы раритетных авто могут снять какие-то редкие кузовные детали, которые зачастую стоят немалых денег.
В заключение напомним, что данные рекомендации не касаются номерных агрегатов. Их снимать и перепродавать нельзя, так как без них автотранспорт не примут в переработку, и вы не получите свидетельства об утилизации, а, значит, не сможете снять автомашину с учёта в ГАИ.
В заключение остаётся заметить, что данный утилизационный регламент одинаково касается как малолитражек, так и грузовиков, автобусов и тракторов. Исключение составляют некоторые образцы техники специального назначения, для которых определены свои правила переработки.
Если вам требуется сдать автомобиль на металлолом в кратчайший срок и без лишней нервотрёпки, то обратитесь в нашу компанию. Наш сотрудник обстоятельно и подробно разъяснит порядок действий с тем, чтобы вы не совершили ошибок в таком важном деле. Консультация профессионального специалиста позволит получить максимальную денежную выгоду от сдачи автомобиля в металлический лом.
Списание и утилизация автомобиля в учреждении
Автор: Вероника Овсянникова, старший методист направления бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, декабрь 2020
Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.
Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:
физический износ транспортного средства;
повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
стихийное бедствие (пожар, наводнение);
прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.
Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:
принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
демонтаж и утилизация автомобиля;
оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
снятие автомобиля с учета;
передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.
Остановимся на этих этапах подробнее.
Принятие решения о списании автомобиля
Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.
Эта комиссия обладает следующими полномочиями:
комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.
Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.
Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.
Согласно Приказу №52н от 30.03.2015 списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.
Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).
Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля
Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.
Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:
сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
копия протокола заседания комиссии учреждения;
акт о списании транспортного средства;
фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.
При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:
свидетельства о регистрации;
документа о прохождении последнего технического осмотра;
заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения – копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).
Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.
Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете
Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).
После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.
Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект – 1 руб.».
Также необходимо учитывать разъяснения приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716 при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов – это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.
На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.
Снятие автомобиля с государственного учета
Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Снять транспортное средство с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).
В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.
Передача сведений об автомобиле в Росимущество
По окончанию всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).
Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.
Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.
После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.