актив подразделения методика его подбора обучения и воспитания
ТЕМА 6 «АКТИВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, МЕТОДИКА ЕГО ПОДБОРА, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
1 ТЕМА 6 «АКТИВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, МЕТОДИКА ЕГО ПОДБОРА, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
2 1 учебный вопрос: Состав актива подразделения его задачи. 2 учебный вопрос: Методика работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе по подбору, обучению и воспитанию актива подразделения. 3 учебный вопрос: Основные формы и методы работы актива подразделения.
7 Центр молодежной инициативы ЦМИ) (батальона, дивизиона, отдельной роты) является основными организационным ядром всей структуры по работе с молодежью в частях, учреждениях и учебных заведениях МО РК, в котором сосредотачиваются и реализуются все начинания, инициативы и почин армейской молодежи.
8 Молодежная инициативная группа (МИГ) роты является представительным органом молодежи роты (батареи) в структуре центра инициативы молодежи батальона, непосредственно предлагающим, планирующим и проводящим мероприятия и деятельность по работе с молодежью в подразделениях. Руководителем молодежной инициативной группы является лидер данной группы, который избирается на один отчетный период (полгода) на общем молодежном собрании из военнослужащих роты, наиболее инициативных, принципиальных, пользующихся хорошим авторитетом, способных отстаивать интересы всех групп молодежи воинского коллектива.
9 В состав молодежной инициативной группы входят лидеры молодежи взводов, которые избираются на один отчетный период (полгода). Он отстаивает права и представляет интересы молодежи взвода в вышестоящих молодежных органах.
15 а) Инструктивное занятие членов актива На этих занятиях изучается и совершенствуется методика подготовки и проведения малых и средних форм воспитательной работы, таких как диспуты, викторины, коллективные и индивидуальные беседы, обсуждение книг, кинофильмов, выпуск стенных фотогазет, другие формы культурно-досуговой и спортивно-массовой работы.
18 г) Индивидуальные занятия и беседы с членами актива В большей степени их проводит непосредственно заместитель командира роты (батареи) по ВиСПР. В ходе которых он может указать на слабые и сильные стороны методике работы конкретного члена актива подразделения, дать рекомендации на методическую помощь в подготовке и проведении запланированного мероприятия, поощрить за проделанную активистом работу.
19 д) Личный пример офицеров и сержантов подразделения Так, где офицер, сержант является примером для подражания в исполнении своего служебного долга, где их морально-политические, деловые и боевые качества соответствует требуемым нормам, там и общественная работа, проводимая активом подразделения будет соответствовать тем задачам, которые поставлены перед активом роты (батареи) части в повышении боеготовности, в укреплении воинской дисциплины, сохранении на высоком уровне морально-психологического состояния всего личного состава подразделения.
74. Методика подготовки и проведения инструктивного занятия и инструктажа с активом подразделения.
в Приказе Министра Обороны Республики Казахстан № 620 от 3.09.2010 года инструктивные занятия с активом подразделения проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц в количестве времени 1-2 часов.
Инструктажи носят целевой характер и проводятся в виде постановки конкретных задач с объяснениями подробностей и деталей проводимого мероприятия.
Как правило, инструктажи актива проводятся в преддверий таких мероприятий, как: тактических учений, маршей, парко-хозяйственных дней, боевых стрельб, вождения, заступления в караул и на боевое дежурство.
При проведении инструктажа командир подразделения должен довести до личного состава:
— общую задачу и цели выполнения той или иной задачи, проводимого мероприятия и тому подобное;
— основные направления, силы и средства по выполнению поставленной задачи или проводимым работам;
— конкретизировать поставленные задачи и довести их до каждого военнослужащего подразделения;
— довести особенности выполняемых задач, указать наиболее важные способы выполнения заданий и работ;
— указать наиболее опасные участки на объектах, характерные ошибки, которые могут привести к травмам и даже гибели личного состава, объяснить способы недопущения ошибок;
— довести основные временные нормативы: начало работ, время и продолжительность перерывов, окончание работ, объявить время и метод сбора и построения подразделения, назначить заместителя и указать свое место нахождения.
75. Состав актива взвода и роты. Подбор актива и его обучение.
— молодежные лидеры (роты и взводов);
— редколлегия стенной печати роты (батареи);
— редакторы боевых листков взводов;
-председатель совета комнаты информационно-воспитательной работы;
-совет комнаты информационно- воспитательной работы;
— организатор культурно- просветительной работы с личным составом роты (батареи)- «культорг»;
редактор боевого листка;
Агитаторы подбираются командиром взвода совместно с заместителем командира роты по воспитательной и социально-правовой работе из числа наиболее подготовленного личного состава.
Помощники руководителей групп государственно-правовой подготовки подбираются также командирами взводов совместно с заместителем командира роты по воспитательной и социально-правовой работе и назначается приказом по части.
Редакторы боевых листков назначаются заместителем командира по воспитательной и социально-правовой работе (командиром роты).
Eсли рота готовится к полевым занятиям или стрельбам, то исходя из конкретной обстановки целесообразно поставить активистам следующие задачи:
— лидеру молодежи: подготовить и провести молодежное собрание роты, посвященное обеспечению примерности воинов на предстоящих учениях или стрельбах, дать конкретные поручения воинам выступить с инициативой в принятии обязательств на период подготовки и проведения учения и т. п.;
— агитатору: подготовить и провести беседы по теме о задачах предстоящих занятий, об опыте отличников, о требованиях Министра обороны РК к полевой выучке, изучить с воинами инструкции о мерах безопасности и памятки о действиях в полевых условиях и т. п.;
— редактору боевого листка: указать, когда выпускать боевые листки и какие вопросы в них отражать.
74. Методика подготовки и проведения инструктивного занятия и инструктажа с активом подразделения.
в Приказе Министра Обороны Республики Казахстан № 620 от 3.09.2010 года инструктивные занятия с активом подразделения проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц в количестве времени 1-2 часов.
Инструктажи носят целевой характер и проводятся в виде постановки конкретных задач с объяснениями подробностей и деталей проводимого мероприятия.
Как правило, инструктажи актива проводятся в преддверий таких мероприятий, как: тактических учений, маршей, парко-хозяйственных дней, боевых стрельб, вождения, заступления в караул и на боевое дежурство.
При проведении инструктажа командир подразделения должен довести до личного состава:
— общую задачу и цели выполнения той или иной задачи, проводимого мероприятия и тому подобное;
— основные направления, силы и средства по выполнению поставленной задачи или проводимым работам;
— конкретизировать поставленные задачи и довести их до каждого военнослужащего подразделения;
— довести особенности выполняемых задач, указать наиболее важные способы выполнения заданий и работ;
— указать наиболее опасные участки на объектах, характерные ошибки, которые могут привести к травмам и даже гибели личного состава, объяснить способы недопущения ошибок;
— довести основные временные нормативы: начало работ, время и продолжительность перерывов, окончание работ, объявить время и метод сбора и построения подразделения, назначить заместителя и указать свое место нахождения.
75. Состав актива взвода и роты. Подбор актива и его обучение.
— молодежные лидеры (роты и взводов);
— редколлегия стенной печати роты (батареи);
— редакторы боевых листков взводов;
-председатель совета комнаты информационно-воспитательной работы;
-совет комнаты информационно- воспитательной работы;
— организатор культурно- просветительной работы с личным составом роты (батареи)- «культорг»;
редактор боевого листка;
Агитаторы подбираются командиром взвода совместно с заместителем командира роты по воспитательной и социально-правовой работе из числа наиболее подготовленного личного состава.
Помощники руководителей групп государственно-правовой подготовки подбираются также командирами взводов совместно с заместителем командира роты по воспитательной и социально-правовой работе и назначается приказом по части.
Редакторы боевых листков назначаются заместителем командира по воспитательной и социально-правовой работе (командиром роты).
Eсли рота готовится к полевым занятиям или стрельбам, то исходя из конкретной обстановки целесообразно поставить активистам следующие задачи:
— лидеру молодежи: подготовить и провести молодежное собрание роты, посвященное обеспечению примерности воинов на предстоящих учениях или стрельбах, дать конкретные поручения воинам выступить с инициативой в принятии обязательств на период подготовки и проведения учения и т. п.;
— агитатору: подготовить и провести беседы по теме о задачах предстоящих занятий, об опыте отличников, о требованиях Министра обороны РК к полевой выучке, изучить с воинами инструкции о мерах безопасности и памятки о действиях в полевых условиях и т. п.;
— редактору боевого листка: указать, когда выпускать боевые листки и какие вопросы в них отражать.
Сущность, содержание, организация воспитания и обучения военнослужащих в отделении, экипаже, расчете, взводе
Знание младшими командирами педагогической сущности, содержания и особенностей организации процесса обучения и воспитания военнослужащих помогает им вдумчиво и творчески решать задачи обучения и воспитания подчиненных, систематизировать и упорядочить свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно и уверено достигать поставленных целей.
Содержание обучения воинов в частях и подразделениях определено учебными планами и программами. Оно нацелено на подготовку военных специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляет наше государство к защитникам Отечества. В связи с этим перед процессом обучения ставятся задачи: вооружить воинов системой разносторонних знаний, выработать у них необходимые навыки и умения, сформировать высокие морально-психологические и боевые качества, развить интеллектуальные и физические силы, психологически подготовить к военно-профессиональной деятельности. В этом проявляется многофункциональность данного процесса.
По своей структуре процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего (командира), который различными средствами педагогического воздействия и взаимодействия оказывает влияние на психику военнослужащих и обучаемых (воинов) — они активно реагируют на его воздействия, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса неразрывны и активны.
Обучающий, излагая в систематизированном виде учебный материал и показывая наиболее целесообразные приемы практической работы, психологически готовит обучаемых к восприятию изучаемого материала, развивает у них познавательный и профессиональный интерес к предмету; совершенствует способности и умение самостоятельно приобретать знания, овладевать профессиональным мастерством; анализирует работу обучаемых и контролирует усвоение знаний, навыков и умений. При решении этого комплекса взаимосвязанных задач обучающий выступает прежде всего в качестве организатора учебной деятельности. В то же время он выполняет и функцию воспитателя.
Стержень обучения — познавательная деятельность обучаемых; отражение в их сознании изучаемого материала, творческое использование в практической деятельности соответствующих знаний.
Сущность процесса обучения состоит в его целеустремленности, систематичности, организованности, необходимости вооружить воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения служебных и боевых задач. Процесс обучения осуществляется младшим командиром при сознательном и активном участии обучаемых.
Обучение военнослужащих — это социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями нашего государства в хорошо подготовленных воинах. Он осуществляет четыре основных функции:
— образовательную (вооружение воинов системой знаний, навыков и умений);
— воспитательную (формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов);
— развивающую (развитие интеллектуальных и физических сил воинов);
— психологической подготовки (формирование у воинов внутренней психологической готовности к решению боевых и служебных задач).
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательная функция среди них является базовой.
Логика процесса обучения военнослужащих заключается в совместной деятельности обучающего и обучаемых. Она проявляется в том, что каждый шаг первого и вторых, их взаимодействие обусловливаются предыдущей совместной работой, соответствуют требованиям осуществляемой работы, осознаются как необходимое звено деятельности, ведущей обучаемых к воинскому мастерству. Логика процесса обучения требует от обучающего и обучаемых постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения воинами знаниями, навыками и умениями.
Знания — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, которая фиксируется в сознании или хранится в материализованной форме. Это продукт познания воинами предметов и явлений действительности, законов природы и общества.
Навыки — сознательные действия военнослужащих, доведенные до автоматизма и не требующие постоянного контроля сознания.
Умения — уровень освоения действия или деятельности, позволяющий воину осуществлять их осознанно и с необходимым качеством.
В ходе обучения воинов младшим командирам необходимо учитывать принципы обучения.
Принципы обучения — это общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения военнослужащих. Они регулируют деятельность командира (начальника) в процессе обучения военнослужащих и охватывают все его стороны и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.
В ходе обучения воинов сержантам (старшинам) необходимо использовать совокупность методов обучения. Под методами принято понимать способы и формы упорядоченной взаимосвязанной деятельности младших командиров и обучаемых, направленные на решение определенных дидактических задач.
Все методы обучения разделяются на устное изложение учебного материала, его обсуждение, упражнение, показ (демонстрация), практическую и самостоятельную работу.
Осуществление обучения требует от младшего командира знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.
Формы организации обучения — это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения обучаемых (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка).
Немаловажное значение в деятельности сержантов (старшин) при обучении подчиненных играет воспитательное воздействие на воинов в ходе него. Воспитание — это процесс и результат планомерного, целенаправленного, специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, целью которого является формирование общественно полезной личности.
В условиях воинской деятельности цели воспитания носят ярко выраженный социальный заказ, который определяется военно-профессиональной направленностью развития личности.
Немаловажную роль при организации процесса воспитания воинов играет соблюдение младшими командирами принципов воспитания. Рассмотрим их:
1. Воспитание в процессе воинского труда и повседневной деятельности. Данный принцип предполагает соблюдение сержантом (старшиной) следующих основных требований:
— сочетать практическую деятельность военнослужащих с воспитательным воздействием на них, активно включать воинов в ратный труд, в общественные взаимоотношения в воинском коллективе;
— добиваться сознательного отношения воинов к ратному труду и общественной деятельности, понимания социальной, профессиональной и воспитательной его значимости;
— активизировать профессиональную учебу и деятельность военнослужащих, пропагандировать примеры героизма, мужества, самоотверженности и инициативы, проявленные ими при исполнении служебных обязанностей и воинского долга;
— рационально организовывать воинский труд — определять конкретные цели и задачи каждому военнослужащему, устанавливать объем, порядок, сроки выполнения заданий, организационно и материально обеспечивать решение каждой задачи, осуществлять постоянную помощь в работе, контроль и оценку количества и качества труда, правильно и своевременно оценивать усилия и старания, стимулировать (морально и материально) труд воинов;
— непримиримо относиться к недостаткам в организации службы, воинской учебы и жизни воинов.
2. Воспитание в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила воинского коллектива, ее возможности заключаются прежде всего в том, что последний связывает воинов подразделения совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач. Именно они раскрывают каждому воину общественную ценность и полезность его труда.
3. Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Данный принцип предполагает комплексный учет сержантом (старшиной) в своей деятельности как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и того общего, что их объединяет. Для практической реализации воспитательной работы сержанту (старшине) необходимо знать основные биографические данные своих подчиненных (кто его родители, семейное положение, отношения в семье, опыт трудовой деятельности, уровень культуры и образования и т.д.). Эти данные помогут младшему командиру понять и объяснить многое в чертах характера и поведения подопечного, определить педагогическую позицию по отношению к нему, если необходимо оказать помощь.
4. Опора на положительное в личности воина и воинском коллективе. Названный подход к воспитанию личности военнослужащего заключается в изучении всех особенностей воина — отрицательных и положительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у воинов веру в свои силы, активность и самостоятельность.
5. Сочетание требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Этот принцип выдвигает следующие требования к сержанту (старшине):
— проявлять требовательность к себе в том, чего добиваешься от военнослужащего, широко использовать разные формы требований (в зависимости от обстановки): приказ, распоряжение, замечание, предупреждение, совет, контроль и т.д.;
— последовательно и постоянно предъявлять к воинам требования исходя из интересов воинской службы и их обязанностей, добиваться осознания ими смысла и объективной необходимости выполнения данных требований;
— не допускать в воспитательной работе с военнослужащими элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина, бюрократизма и бездушия в отношении с подчиненными;
— проявлять бережное отношение к личности воина, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями по службе;
— добиваться единства содержания и направленности требовательности всех воспитателей подразделения, учить командиров и актив подразделения на примере требовательности к себе.
Система принципов воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов, обусловленных потребностями военной практики, передовым опытом воспитательной работы в подразделении.
Воспитательное воздействие младших командиров организуется с использованием определенных методов воспитания. Методы воспитания должны применяться сержантом (старшиной) комплексно.
На выбор конкретных методов воспитания влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы: состояние подчиненного и воинского коллектива, психологические особенности самого воспитателя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания. Это такие факторы, как уровень сознательности военнослужащего и зрелости воинского коллектива, степень духовно-нравственного развития воинов, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых методов взаимоотношений воспитателей и воинов и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.
Приемы и способы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
Следующим методом воспитания является метод упражнения — метод воспитания, предполагающий такую организацию повседневной жизни и деятельности воинов, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, позволяет накапливать жизненный опыт, способствует формированию привычек правильного поведения, самостоятельности в выборе его форм.
Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности воинов, а во втором — направлено на отработку навыков и умений до степени автоматизма.
Эффективность применения данного метода зависит и от учета конкретных требований, среди которых выделяются: определение целей и содержания упражнений с учетом времени и места их проведения; умелое сочетание с другими методами, в первую очередь с убеждением, настойчивость и выдержка в достижении целей; опора на армейскую общественность.
Важным методом воспитания воинов является пример. Он заключается в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на воспитанников личным примером, а также всеми видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Значительное место в воспитании воинов занимают методы поощрения и принуждения. При этом следует отметить, что если первый из них относится к основным методам воспитания, то второй рассматривается в военной педагогике как метод вспомогательный. Поощрение — метод воспитания, представляющий собой специфически упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих, носящий оценочный и стимулирующий характер.
Принуждение — метод воспитания, основанный на системе средств и приемов дисциплинарного воздействия на военнослужащих, нарушающих законы, воинские уставы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять воинский долг.
Система воспитания в подразделении представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей.
Значимую роль в результатах обучения и воспитания играет педагогическое мастерство сержанта (старшины), которое выступает стержневым компонентом педагогической культуры обучающего. Оно во многом характеризует профессиональный и нравственный уровень сержанта (старшины).
Педагогическое мастерство представляет собой систему знаний, навыков и умений, способов мышления, эмоциональных средств выразительности, которая во взаимодействии с высокоразвитыми педагогическими личностными качествами педагога позволяет ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.
В структурном отношении в педагогическое мастерство включаются: педагогические техника, эрудиция, наблюдательность, воображение, мышление, требовательность, такт, а также культура речи.
Педагогическая техника — это комплекс различных навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых сержант (старшина) достигает эффективности применения методов педагогического воздействия на отдельных обучаемых и на коллектив в целом. В самом общем виде педагогическая техника включает в себя:
а) навыки и умения в организации учебных занятий;
б) приемы выразительного показа своего отношения, чувств к тем или иным действиям обучаемых, технику речи;
в) «технологию» изучения и учета индивидуальных особенностей личности, психолого-педагогических особенностей коллективов;
г) навыки и умения в овладении техническими средствами обучения и другими средствами наглядности;
д) педагогический учет и контроль обученное™ и воспитанности военнослужащих.
Педагогическая эрудиция сержанта (старшины) проявляется в свободном владении основами психологии и педагогики, умении осуществлять психолого-педагогический анализ проступка, факта, явления» определять конкретные меры педагогического воздействия, действенные формы, методы. средства учебно-воспитательной работы.
Педагогическая наблюдательность сержанта (старшины) включает в себя следующие умения: систематически наблюдать за поведением и деятельностью обучаемых; определять по незначительным признакам особенности внутреннего мира человека, его переживания и настроения, замечать все происходящие изменения.
Педагогическое воображение предполагает:
а) умение младшего командира мысленно представить внутренний мир военнослужащих;
б) умение правильно, ясно и живо определить возможные факторы, влияющие на поведение обучаемого и на его отношение к окружающей действительности;
в) умение предвидеть различные варианты поведения обучаемых в той или иной ситуации, под воздействием того или иного фактора, средства;
г) умение представить и спланировать основные мероприятия, свои действия по обучению, воспитанию или перевоспитанию подчиненных.
Педагогическое мышление сержанта (старшины) характеризуется его умением:
а) быстро анализировать свое поведение, поведение обучаемых, их отношение к работе, выделять основные элементы и признаки в поведении каждого обучаемого и коллектива в целом;
б) синтезировать, мысленно устанавливать связи, объединять отдельные моменты в своей деятельности и деятельности обучаемых, в их отношении к учебному процессу;
в) сравнивать отдельные элементы в поведении военнослужащих, определять сходство и различия в каждой педагогической ситуации;
г) делать правильные выводы из своей деятельности и давать объективную оценку действиям, знаниям обучаемых.
Одним из компонентов педагогического мастерства является культура речи, особые качества речи сержанта (старшины). «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает» — в этой народной мудрости заключен ответ на вопрос о том, как добиться логически правильной речи. Умение не только точно, логично и интересно излагать свои мысли, но и передавать при этом обучаемым свое отношение, настроение — непростое дело.
Сержанту (старшине) должны быть присущи следующие особенности речи: высокая культура; содержательность и гармоничная развитость во всех ее видах; высоко моральное отношение к слову — верность данному обещанию, ответственность высказываний; владение эмоционально-выразительными средствами речи (интонация, темп, выразительность, тембр, мимика, жестикуляция и т. д.).
Педагогическая требовательность как многогранное, обобщенное качество сержанта (старшины) проявляется прежде всего в его отношении к окружающим людям, а также к самому себе. Используя требовательность как средство воспитания, необходимо помнить, что она должна исходить из интересов дела, быть постоянной, распространяться на всех членов коллектива в равной степени и сочетаться с уважением личного достоинства обучаемых, с требовательностью к самому себе.
Педагогический такт — это сложное профессиональное качество сержанта (старшины), характеризующееся педагогически целесообразной мерой его отношений с обучаемыми и воздействия на них в конкретной ситуации. Педагогический такт возможен только при самом искреннем уважении подчиненных. Важным условием его проявления является умение владеть собой и соблюдать педагогически целесообразную меру в применении учебно-воспитательного воздействия.
Рассмотренные качества в их единстве и взаимообусловленности составляют ту основу, на которой формируется и совершенствуется мастерство сержанта (старшины) как учителя и воспитателя военнослужащих.
В науке разработаны пути формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Овладение педагогическим мастерством — длительный, сложный, внутренне противоречивый и обусловленный влиянием многочисленных факторов процесс. Здесь как нигде важна четкая продуманная система.
На процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства оказывают влияние и образ жизни, и повседневная профессиональная деятельность сержанта (старшины), и множество других факторов и условий. Исходя из анализа жизни и воинской деятельности младших командиров, можно выделить несколько периодов, когда формируются и совершенствуются профессионально-педагогические качества.
Первый этап — подготовительный. Это период обучения в школе младших специалистов, сержантов (старшин). Здесь будущий младший командир знакомится в основном с теоретическими основами педагогического мастерства по обучению воинов и приобретает лишь зачатки практики.
Второй этап — это период становления младшего командира. Как показывает практика, такой период продолжается от шести месяцев до года. Для большинства младших командиров основная трудность этого периода — соединить полученные теоретические знания в сержантских (старшинских) школах с практикой обучения и воспитания воинов. В это время вырабатываются своя методика, свой почерк учителя и воспитателя подчиненных. Главное для начинающего сержанта (старшины) в этот период — это тщательно готовиться к любому занятию, советоваться с опытными товарищами (сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), офицерами), продолжать изучать педагогическую, психологическую и специальную литературу.
Третий этап — это совершенствование педагогического мастерства. Его можно образно сравнить с гранением алмаза. Здесь сержанту (старшине) важно отшлифовать грани личностных качеств, грани педагогического мастерства, высокой педагогической культуры.
Совершенствование педагогической подготовки сержанта (старшины), активное включение его в педагогическую деятельность реализуется посредством широкого набора форм: изучение, обобщение и распространение передового опыта; сержантские (старшинские) сборы; участие в рационализаторской, изобретательской работе и др.
Значительная роль в формировании и развитии педагогического мастерства сержанта (старшины) принадлежит активному включению в педагогическую деятельность творчества. Эффективность процесса формирования и развития педагогического мастерства во многом определяется и работой младшего командира по самосовершенствованию. Практика показывает, что настоящим педагогом можно стать при следующих условиях:
— постоянной тщательной подготовке в содержательном и методическом отношении к каждому занятию;
— контроле своих слов, действий и поведения в ходе всех видов занятий и учебно-воспитательной работы;
— самокритичном анализе результатов каждого занятия;
— систематическом знакомстве с передовым опытом обучения и воспитания и использованием его в своей работе;
— регулярном чтении психолого-педагогической и специальной литературы.
Таким образом, в ходе формирования и развития педагогического мастерства сержанту (старшине) необходимо развивать у себя определенные качества, знания, навыки и умения, совершенствовать те стороны личности, которые играют решающую роль в росте мастерства педагога. Наряду с развитием личностных качеств преподавателя необходимо совершенствовать свою психолого-педагогическую подготовку, активно включаться в повседневную педагогическую деятельность, работу по совершенствованию основных компонентов педагогического мастерства.