активная оценка как новая стратегия обучения
Активная оценка как новая и эффективная стратегия обучения
Введение Федерального государственного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Стандарт предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.
На современном этапе ученые-педагоги все больше склоняются к идее активной оценки, т.к. именно она дает надежду на правильное направление изменений. Это понятие трудно определить однозначно, поскольку оно заключает в себе много смыслов:
осмысление результатов деятельности;
размышление над процессом учения;
оценка, которая улучшает процесс учения-обучения;
оценка, которая помогает учиться;
самооценка и взаимооценка;
не только балльная, но и вербальная оценка;
предоставление информации, которая помогает учащимся учиться;
средство обратной связи;
оценка процесса учения-обучения;
перманентная оценка, оценка, которая сопряжена с мониторингом;
участие обучающихся в оценке хода работы и её результата.
Понятие «активная оценка» является содержательным обобщением указанных пониманий.
Активная оценка является наиболее эффективным методом для повышения учебных достижений, поэтому она популяризируется и используется в разных странах. Наиболее важные статьи, книги, программное обеспечение и результаты исследований содержит сайт «Formative assessment: for those who believe in better education!» («Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»).
Образовательное сообщество Великобритании признало результаты тех исследований и публикации по этой теме весьма существенными, и в 2002 г. британские аналоги Министерства образования выступили с инициативой под названием «Оценка, которая помогает учиться». Тем временем Assessment Reform Group продолжала действовать, инициировать и поддерживать новые исследования, создавать пилотные программы. Результаты этой деятельности изложены в 2006 г. в работе Assessment and Learning. Однако метод активной оценки стал популярным не только в Великобритании. В 2002 г. Международная организация развитых стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) при непосредственном участии Центра образовательных исследований и инноваций начали исследовательскую программу, направленную на пересмотр оценочной деятельности в странах ОЭСР. Результатом этого стал доклад, который был представлен в 2005 г. в Париже, где активная оценка была признана эффективным инструментом улучшения образования.
С 2009 г. методика активной оценки реализуется в школах России, Беларуси, Кыргызстана и др. и распространяется педагогами-новаторами с помощью семинаров, конференций и обучающих дистанционных курсов.
Активная оценка способствует:
мотивации к обучению;
повышению результативности обучения;
формированию ключевых компетенций: учить учиться;
образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.
Метод активной оценки ― это не что-то новое. Это только приведение в систему тех методов и приемов, которые известны педагогам и которые часто интуитивно используются ими в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка означает сознательное и целевое использование учителем этих методов, подчинение их одной цели. Если хочется учить эффективно, следует сделать активную оценку центральным организационным пунктом обучения, работы учителя и учительского коллектива. Тогда процессы преподавания и обучения могут стать более совершенными. Именно такой способ проведения активной оценки можно назвать реформой образования, проведенной изнутри, ― самостоятельно учителем и педагогической общественностью.
Образовательный процесс, организованный в рамках стратегии активной оценки предполагает следование ряду дидактических принципов, сформулированных С.Д. Шакура для контроля и оценки на содержательно-оценочной основе:
1. Принцип приоритетной самооценки. Этот принцип предполагает, что оценке (и тем более отметке) учителя должна предшествовать самооценка учащихся. Причём эта самооценка может быть и прогностической (оценка предстоящей работы и её результатов), и пошаговой (оценивается процесс), и ретроспективной (оцениваются полученные результаты); она может сочетаться со взаимооценкой.
2. Критериальность, т.е. субъекты образовательного процесса в своей деятельности и при оценке её результатов ориентируются на совокупность специально выработанных критериев;
3. Принцип непрерывности – процедуре оценки подвергается весь процесс деятельности, а не только её результаты.
4. Принцип гибкости и вариативности инструментария оценки: требование использовать в образовательном процессе различные оценочные шкалы и средства, выбор которых зависит от образовательной ситуации.
5. Принцип естественности процесса контроля. Контроль и оценка должны иметь естественный характер, т.е. для их осуществления не обязательно организуются специальные испытания для учащихся;
6. Принцип единства качественной и количественной оценки, т.е. фиксации приращений в саморазвитии личности учащихся и того, насколько полученные результаты овладения учебным материалом соответствуют требованиям учебных программ;
7. Принцип преемственности в ценностях, целях, содержании, методах и средствах оценки на различных этапах обучения;
Список можно дополнить ещё двумя принципами:
8. Соответствия индивидуальному стилю учителя. Каждый педагог имеет возможность «приспособить» стратегию активной оценки к сложившейся у него дидактической системе;
9. Партнёрских связей с родителями. Существует императив: успех обучения в большей степени зависит от того, насколько родители активны в контрольно-оценочной деятельности своих детей.
Применение активной оценки создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся усиливается ощущение собственной значимости, повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи, возрастает уровень самостоятельности, есть условия для сотрудничества, ученики лучше понимают процесс учения. Предметом активной оценки являются не только когнитивные и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению.
Активная оценка требует от педагога:
понимания того, зачем он этому учит своих учеников; чего он хочет достичь;
приобщения учащихся к целям занятий;
сообщения учащимся того, на что он во время работы учащихся и по её завершении будет обращать внимание;
проверки того, в какой степени цели достигнуты;
помощи учащимся в оценке ими хода работы и степени достижения целей.
Позиция обучающегося в образовательном процессе выражается следующими характеристиками: Я лучше учусь, если:
знаю, зачем и чему я должен учиться;
педагог беседует со мной о моём прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе освоения материала я нахожусь;
учитель даёт мне информацию о том, что я сделал хорошо, что и как я должен улучшить и как я могу развиваться дальше;
осуществляю контроль и оценку своей деятельности и её результатов, что даёт мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
сознательно отвечаю за свой прогресс в учении;
использую знания и умения моих одноклассников.
Многие исследователи сделали ещё один важный вывод: активная оценка особенно полезна для слабоуспевающих учащихся, что уменьшает разницу в учебных достижениях. Любые успехи для этих учащихся особенно важны, поскольку молодые люди, которые видят себя неспособными учиться, отдаляют себя от общества и становятся источниками и жертвами серьёзных социальных проблем.
При переходе на активную оценку педагог должен познакомить учеников с её элементами:
Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы смогли оценить то, насколько ваши цели достигнуты.
Всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично – только того, о чём была предварительная договорённость.
Я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно решали; буду создавать проблемные ситуации, вы будете видеть в них проблемы, которые будем вместе решать. Вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям.
Вместо отметок вы часто будете получать комментарии к вашим ответам: что вы сделали хорошо, а над чем следует ещё поработать. Таким образом, мы будем сотрудничать в процессе учения. Эти комментарии вы будете получать устно или письменно. Вы будете или принимать мои замечания и предложения или оспаривать, представляя свои аргументы.
Я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Буду стараться ваши мнения учитывать.
Я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои вопросы в парах.
Буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой вопрос, на который мы вместе будем искать ответ.
Отметки вы будете получать в основном за проверочные работы по результатам каждого раздела.
Вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ставить друг другу вопросы, давать советы.
Вы также будете оценивать себя сами и на этой основе планировать своё дальнейшее развитие.
Образовательный эффект от введения активной оценки будет значимым, если средства применяются не хаотично, не эпизодически, а системно. При принятии этой стратегии необходимо учитывать, что учащийся является субъектом образовательного процесса, то есть он участник определения целей, планирования работы, он учится, а учитель создает для этого условия. Важно согласиться, что оценке учителя должна предшествовать самооценка (возможно, взаимооценка) учащихся. Для оценки необходимы критерии, поэтому следует проверять у учащихся только то, что задано совокупностью предложенных им критериев.
Нормы системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, требования учебных программ к знаниям и умениям учащихся предоставляют педагогу критериальную базу для включения в оценочную деятельность самих учащихся и их родителей. Широко применяемое безотметочное обучение в начальной школе и на факультативных занятиях также является частью активной оценки.
Возможна ситуация, когда только небольшая группа педагогов владеет стратегией активной оценки. Однако образовательный эффект будет большим, если весь коллектив освоит данную стратегию и будет применять в своей практической деятельности. Для успешного продвижения этой инновации полезно участие руководителей и учителей в соответствующих тренингах, затем – организация работы творческих групп, оценка их опыта, решение педагогического совета о применении в школе АО, обучение всего коллектива, последующая методическая и психологическая поддержка учителей.
Элементы активной оценки
К элементам активной оценки относятся:
Мастер-класс для учителей начальных классов «Активная оценка – оценка, которая помогает учиться»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
ТЕМА « С любовью к Родине»
(Активная оценка – оценка, которая помогает учиться) »,
проведённого 8 апреля 2021 года
для учителей начальных классов
МОУ «ШКОЛА №6 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Утвенко Лариса Александровна,
учитель начальных классов,
специалист высшей категории,
МОУ «ШКОЛА №6
ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
2020-2021 учебный год
Мастер-класс «С любовью к Родине»
Активная оценка – оценка, которая помогает учиться
ЦЕЛЬ: выстраивание модели действий педагога в связи с выбором и освоением технологии активной оценки.
определить особенности технологии активной оценки;
овладеть приёмами технологии.
УЧАСТНИКИ : учителя начальных классов.
Мастер-класс посвящен актуальной теме «Активная оценка». В процессе изучения элементов активной оценки мы создадим коллаж ко Дню Республики.
Девиз мастер-класса: «Не учите детей так, как учили вас: они родились в другое время» (еврейская пословица). (солнце)
С 2009 г. методика активной оценки реализуется в школах России, Белоруссии и др. стран. Активная оценка способствует: (облака)
· мотивации к обучению;
· повышению результативности обучения;
· формированию ключевых компетенций: учить учиться;
· образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
· формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.
Активная оценка нужна для того, что бы: (7 лучей солнца)
1.учитель получал большую отдачу от обучения;
2.вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество;
3.повысилась индивидуализация обучения;
4.ученики работали более эффективно и сознательно;
5.улучшились результаты обучения;
6.формировались ключевые компетенции – учить учиться;
7. родители участвовали в образовательном процессе.
К элементам активной оценки относятся: (7 шариков)
2. Критерии достижения цели.
4. Техника постановки вопросов.
Основная задача установления обратной связи — повышение эффективности обучения.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Реализовывается она двумя видами связи — положительной и отрицательной. При положительной обратной связи происходит улучшение, а при отрицательной обратной связи наблюдается приостановка изменений, стабилизация состояния.
В педагогике под положительной обратной связью подразумевается похвала, поощрение учащегося, которые стимулируют развитие, а под отрицательной — критика и наказание, предостерегающие от повторения ошибок.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях:
Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме:
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Поэтому рекомендуется использовать развернутый комментарий.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание (например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»).
II. Поэтапная помощь (Посредством вопросов, описания, незаконченных предложений).
III. Представление образца.
Ученику необходимо: (голуби)
время на исправление ошибок;
“свежая” актуальная информация;
информация, которая поддерживает, а не карает;
информация о работе ученика, а не о его личности.
Приемы обратной связи, применяемые в начальной школе:
1. «Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
2. «Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
3. «Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
4. «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики должны заметить ошибку и доказать правильный ответ. Учитель может подсказать детям «опасные места» интонацией или жестом. В письменной работе не исправляются ошибки, а просто учитель пишет общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.
5. «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок.
6. «Рейтинг». Завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя. Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному оцениванию своего труда.
Применение педагогических приёмов на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую личность.
НЕЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
попробуй развить свою мысль;
подойди к теме более детально;
ты обязан больше стараться;
надо было спросить у меня;
обращай внимание на ошибки;
сконцентрируйся на теме;
ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
1.Высказывали ли вы в начале какую-либо похвалу в адрес ученика?
2.Обращались ли вы к ученику по имени?
3. Ваши замечания касались только работы ученика, а не его личности?
4.В вашей оценке положительные моменты преобладают над отрицательными?
5.К каждому ли критическому замечанию была дана подсказка как исправить?
6.Получил ли ученик общий совет как ему в будущем улучшить результат?
7. Был ли задан ученику вопрос, который побуждает его к поиску ответа?
8. Изложены ли замечания по поводу работы ученика на понятном ему языке?
9. Все ли комментарии были достаточно подробными?
10. Получил ли ученик совет в каком направлении работать?
11. Была ли предложена ученику ваша помощь в преодолении трудностей в работе?
12. Предложили ли вы ученику обсудить ваши комментарии если у него есть вопросы?
Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только удовольствие. (торт)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХ I – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит, какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны.
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Активная оценка как новая стратегия образовательного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Активная оценка как новая стратегия образовательного процесса
««Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий»
Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и неудачи, устранять пробелы, овладевать процедурами оценки и управлять собственным учением. Это методика, которая помогает учителям хорошо учить, а ученикам успешно учиться.
Владение методикой АО стимулирует учителей задуматься о подходе к процессу обучения. Как лучше научить, передать знания или проверить их? Что мы делаем, чтобы создать ученику необходимые для обучения условия? Что мы можем сделать по-другому? Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение? На эти вопросы отвечает АО.
При использовании стратегии активной оценки
· отдается предпочтение целям личностного развития учащихся: воспитательным и развивающим, учащиеся участвуют в определении когнитивных целей или сами эти цели формируют;
· содержание обучения – это не только знания, умения и навыки, но и ценности, ключевые компетенции, сам образовательный процесс становится содержанием образования;
· педагог, использующий эту стратегию обучения, отличается тем, что он создает условия для развития креативности учащихся, предоставляет учащимся свободу выбора области приложения сил и способов достижения цели, индивидуализирует применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;
· учащиеся выявляют то, что предстоит изучить, самоопределяются на результат и на то как они собираются его достичь, контролируют, корректируют и оценивают себя и свои результаты;
· в качестве результата рассматриваются не столько ЗУНы, сколько интеллектуальные и нравственные приращения в развитии учащихся, те учебные и социальные компетенции, которыми овладели ученики.
· Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности субъектов образовательного процесса может быть существенно усилен посредством активной оценки (АО).
1. Ключевые вопросы
2. Техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся
3. Доведение до учеников целей урока
4. Обратная информация от учителя
5. Взаимооценка – обратная информация от другого ученика
Познакомимся подробнее с основными элементами АО:
1. Ключевые вопросы . Мы с удовольствием учимся тому, что нас интересует, что нас интригует, что необходимо для достижения цели. Мы стремимся понять и запомнить то, что нам интересно. Ключевые вопросы – это именно такой элемент АО. Не каждый вопрос можно назвать ключевым. На уроке мы обычно задаём много вопросов, чтобы проверить знания учащихся, стимулировать рассуждение, привлечь внимание к материалу, вызвать дискуссию. Ключевые вопросы отличаются тем, что одновременно выполняют несколько функций:
· подстёгивают к размышлению
· втягивают и мотивируют
· плотно связаны с целью урока или даже с серией занятий
· ускоряют достижение целей урока
Когда учитель ставит ключевой вопрос, он тем самым дает обещание, что ответ будет найден на данном уроке или на одном из последующих занятий. Возможен вариант, когда учащиеся индивидуально или в парах сами обдумывают тему урока, и предлагают ключевой вопрос.
Необходимо отметить, что ключевые вопросы не обязательно должны иметь черты вопроса. Это может быть проблема, гипотеза, загадка, тезис, ситуация, рисунок или снимок, коллаж и даже поведение учителя.
2. Техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся
Рассмотрим 4 аспекта.
Первый – время на обдумывание ответа. Исследования показали, что учителя ждут ответа от ученика 0,9 секунды. Это кажется невероятным, но…. Чаще всего мы задаём вопросы таким образом: «Ваня, сколько будет 2Х2?»,- и надеемся, что Ваня ответит сразу же. Что происходит в этой ситуации в классе и с Ваней? Когда Ваня не имеет проблем с учёбой и достаточно смелый, он отвечает. Остальные ученики, зная, что Ваня ответит, не станут даже задумываться над ответом. Если же Ваня – не смелый, не знает ответа, то с того мгновения, как он услышал своё имя, он чувствует страх и беспокойство, сосредотачивается на том, сможет ли он ответить, продумывает, ЧТО хочет услышать учитель и КАК отреагирует класс, если он ошибётся. Такая постановка вопросов не помогает ни обучению, ни мышлению. Предложенная в АО тактика задавания вопросов опирается на то, чтобы сначала задать вопрос, потом оставить время на раздумье, соизмеримое вопросу и только тогда выбрать ученика, который должен дать ответ.
Второй аспект, связанный с вопросами в АО – введение принципа неподнимания руки. Чаще всего на уроке работают активные дети, а скромные сидят. Принцип неподнимания руки помогает учителю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех учеников. Здесь ещё можно добавить, что когда учитель вытягивает имя отвечающего – это вносит в урок элемент лотереи – игры и улучшает атмосферу на уроке, сделает её более непринужденной и благоприятной для обучения.
Третий аспект – реакция на ошибку ученика. Ясно, что услышав ошибку, мы расстроены. У нас возникают мысли, что он меня плохо слушал, был невнимательным или другая мысль – я плохо объяснил материал. А ведь на самом деле ошибок не допускает тот, кто ничего не делает! Ошибочный ответ ученика свидетельствует о том, что он имеет проблему по данной теме или же наши объяснения были недостаточными или непонятными. Однако, и учитель имеет право на ошибку. Все ученики разные и один способ объяснения может подходить к одним ученикам, но не подходить к другим. В АО учитель должен спокойно исправить ученика. А его неправильный ответ можно вынести на ключевой вопрос следующего урока, если он связан с изучением дальнейшего материала.
И четвёртый аспект вопросов в АО наиболее благоприятный для обучения – поиск ответа в парах. Пары лучше подбирать сильный – слабый. Тогда они смогут выбрать правильный ответ или если слабый не знал, то сильный его научит и даст возможность ответа ему. Таким образом, можно сделать вывод: в АО есть определённая последовательность задавания вопросов.
· Время на обдумывание
· Выбор ученика, который будет отвечать
Проблемы с задаванием вопросов:
· Учитель не задает закрытых вопросов или вопросов о фактах (деталях)
· Не конкретная формулировка вопросов
· Учитель задает однотипные вопросы
· Учитель не может прокомментировать ошибочные ответы учащихся
· Учитель задает вопросы только для узкой группы сильнейших учащихся
· Учитель не дает учащимся времени на обдумывание ответа
· Учитель сам отвечает на поставленный вопрос, чтобы продемонстрировать правильный ответ
Как сказал Сенека: Если ты не знаешь, куда плывешь, ни один ветер не будет для тебя попутным.
Во-первых, для того чтобы включить учащихся в оценочную деятельность, чтобы ученики определенно знали, что они будут усваивать, что будет проверяться, чему они научились, а чему пока нет, чтобы учащимся и учителю было ясно, над чем работать дальше, необходимо в цели определять предполагаемые результаты – перечень умений и знаний, которыми планируется к окончанию урока будут владеть ученики.
Во-вторых, цель должна быть доведена до учащихся на понятном для них языке. Цель должна быть: конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная во времени.
Повторить, ознакомить, сформировать – это план действий учителя, чтобы учащиеся дошли до цели. Цель учащимся должна быть представлена или «выращена» вместе с ними.
Цель должна носить диагностический характер, желательно, чтобы она была записана на доске, чтобы можно было в течение урока оценить, что мы уже знаем и умеем и над чем будем работать дальше.
Чем привлекательны названные способы постановки целей?
· они делают осязаемыми, прозрачными планируемые результаты учения, а значит, создают предпосылки для мотивированной целенаправленной деятельности учащихся,
· активизируют познавательную активность учащихся
· позволяют на выходе с урока оценивать, в какой степени цели достигнуты, а значит, предложить учащимся адекватное домашнее задание.
При активной оценке ученик и родители вместо того чтобы думать об оценке, которую получил учащийся, задают вопрос «Про что новое узнал? Чему научился?».
Ребенок должен знать по каким критериям будет оцениваться его работа.
Мы все приучены фокусировать внимание на ошибках. В тетрадях детей преобладает красный цвет, которым учитель устраняет и исправляет ошибки. Это кажется правильным, но не всегда наши дети задумываются над исправленными ошибками. Скорее их не интересует, почему он её допустил и как исправить.
При оценивании работ в АО, ошибки не исправляются, а подчёркиваются и ребёнку даётся время на их исправление и осознание. При написании обратной связи не целесообразно выставлять ребёнку оценку, так, как увидев её, многих она устраивает, и дети не прилагают усилия для исправления пробелов в знаниях. Рекомендации учителей, которые работают по методу АО: написать работу на обратную связь, дать ребёнку время для исправления ошибок и затем выставить оценку. (Можно сразу, как за работу над ошибками, а можно дать похожую работу, но только уже без обратной связи).
Существует 4 элемента обратной связи:
1) Определение отличных элементов работы ученика
2) Отметить то, над чем ученику нужно поработать.
3) Подсказки! (как ученик может улучшить работу)
4) В каком направлении ученику необходимо двигаться дальше.
Подскажите, с чего ребенку начать свою работу: все учить, значит, ничего не учить. Учиться не может быть легко, зону развития определяют затруднения, но это должно быть посильно.
Проверить эффективность обратной связи можно по следующей памятке:
1. Использовали ли вы вначале какую-нибудь похвалу или комплимент?
2. Обратились ли вы к ученику по имени?
3. Ваши замечания касались только работы, но не личности ученика?
4. В вашей оценке положительные замечания преобладали над отрицательными?
5. К каждому ли критическому замечанию был дан образец того, как должен выглядеть правильный ответ?
6. Получил ли ученик рекомендации, помогающие ему получить более высокий результат?
7. Задал ли ты ученику вопрос, который бы мотивировал его для дальнейшей работы над заданием?
8. Замечания по работе ученика были представлены доступным для него языком?
9.Все ли ваши комментарии были достаточно подробными?
10. Получил ли ученик совет, в каком направлении ему двигаться дальше?
11. Предложили ли вы ученику свою помощь в преодолении сложностей?
12. Было ли ученику предложено обсудить Ваши комментарии, если у него есть по ним вопросы?
13. Все ли замечания были после подытожены?
Обратную связь не обязательно должен делать учитель. Её автором может стать и другой ученик. Задача учителя, подготовить класс к использованию взаимооценки.
5. Взаимооценка происходит по следующим принципам:
· мы критикуем не личность, а только её работу;
· мы уважаем личность;
· мы пытаемся понять другого человека;
· мы культурно высказываем свои замечания.
· И ещё один человек может дать ребёнку обратную связь. Это он сам!
· формулирует: «что я знаю, умею, могу!»
· определяет: « над чем я должен ещё поработать!»
· планирует: «каким образом я преодолею трудности!»
Самооценка, обратная связь, коррекция должна идти пошагово на всех этапах урока.
Проектирование и проведение урока с активной оценкой
При переходе на АО учитель должен сказать ученикам следующее:
· мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы сами могли оценить то, насколько ваши цели достигнуты;
· всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично – только того, о чем была предварительная договоренность;
· я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно решали, буду создавать проблемные ситуации, которые мы будем вместе разрешать, вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям;
· вместо отметок вы часто будете получать комментарии к вашим работам: что вы сделали хорошо, а на что еще следует обратить внимание;
· я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили, буду стараться ваши мнения учитывать;
· я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои вопросы в парах;
· я буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой вопрос, на который мы вместе будем искать ответ;
· вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ставить друг другу вопросы, давать советы;
· вы также будете оценивать сами себя и на этой основе планировать свое дальнейшее развитие.
На основе опыта многих учителей, работающих по стратегии АО, выработаны правила организации обучения с активной оценкой.
Правило 9. АО развивает способности учащихся самостоятельно оценивать себя. Это помогает самостоятельному управлению процессом обучения.
Вовлечение родителей в оценочную деятельность существенно повышает результативность образовательного процесса, поскольку становится более эффективной домашняя самостоятельная работа их детей. При этом родители пользуются полученными от учителя критериями успеха, обращают основное внимание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.
Широко применяется безотметочное обучение, которое, по нашему мнению, является частью АО в начальной школе и на факультативных занятиях.
Есть трудности в применении активной оценки.
Планирование педагогом уроков, предполагающих АО, связано с большими, чем обычно, трудозатратами.
На применение АО необходимо учебное время, которого всегда не хватает.
Не так просто ввести в практику стратегию АО и совместить эту стратегию с требованиями большой «накопляемости» оценок.
Препятствием могут оказаться представления о сущности и субъектах контрольно-оценочной деятельности, которые, зачастую, имеются у проверяющих.
Возможна ситуация, когда только небольшая группа учителей владеет стратегией АО. Однако, образовательный эффект будет большим, если весь коллектив освоит данную стратегию и будет применять в своей практической деятельности. Для успешного продвижения этой инновации полезно участие руководителей и учителей в соответствующих тренингах, затем – организация работы творческих групп, оценка их опыта, решение педагогического совета о применении в школе АО, обучение всего коллектива, последующая методическая и психологическая поддержка учителей.
Качество образования учащихся можно повысить только через изменения, которые связаны с деятельностью учителя и учащихся. Образовательный эффект от введения АО будет значимым, если средства применяются не хаотично, не эпизодически, а системно. При принятии этой стратегии необходимо учитывать, что учащийся является субъектом образовательного процесса, то есть он участник определения целей, планирования работы, он учится, а учитель создает для этого условия. Важно согласиться, что оценке учителя должна предшествовать самооценка (возможно, взаимооценка) учащихся. Для оценки необходимы критерии, поэтому следует проверять у учащихся только то, что задано совокупностью предложенных им критериев.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.