активные формы и методы обучения в начальной школе

Активные методы обучения в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В современном мире существенно изменились приоритеты образования. На первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности.

Поэтому каждый современный учитель должен свободно и гибко владеть информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства учителя.

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока: организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Цель: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения.
Задачи :

Узнать, что такое активные методы обучения;

Познакомиться с видами активных методов обучения;

Научиться применять активные методы обучения на разных этапах уроков.

Оборудование : компьютер, проектор, кубик Блума, раздаточный материал для участников мастер-класса (ручки и листы бумаги).
-Уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать с притчи, которая называется «Все в твоих руках».

-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.

Итак, предлагаю Вам разминку. Вам предстоит максимально быстро и не задумываясь дать ответы на следующие вопросы:

-Какое сейчас время года? А день недели?

-Какой звук воспроизводит кукушка?

-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

-Как называется рот у птицы?

-Наименьшее трёхзначное число?

-Наибольшее двузначное число?

-Сколько парных согласных в русском языке?

Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Метод «Что у меня на сердце»
— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
У вас на столах есть листы бумаги: вам необходимо написать ожидания, а ниже –опасения, от данного мастер- класса по теме активные методы обучения. ( По желанию можно заслушать несколько ответов).
В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Приемы смыслового чтения.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии ) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Суть этого метода заключается в:

выделить главную смысловую единицу (тема);

выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

конкретизировать фактами и мнениями.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предлагаю составим кластер по теме «Глагол» ( на листочках)

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и так далее.

Например, на уроке «Окружающий мир». Тема: Вода

У учащегося получился приблизительно такой список:

Всему живому нужна чистая вода.

Защита воды от загрязнений.

Бережное отношение к воде, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?

Метод «Четыре стихии»

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

— Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. К сожалению, временные рамки не

позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но если же у кого-то появился интерес к активным методам обучения, то можно ознакомится с приложением данной работы.

Рефлексия.
Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер-класса:

— предложите свой вариант.

У каждой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

учить учащихся самостоятельно добывать знания;

развивать интерес к предмету;

позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Мир активных методов обучения яркий, многогранный. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными и успешными.

Всем спасибо за внимание!

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

Источник

Копилка активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Копилка активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе как средство повышения эффективности

Савенкова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоя-тельном поиске, другими словами как активизировать познавательную дея-тельность в процессе обучения.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить. Современному ученику необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания уча-щихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Только 10% учеников способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда учащиеся говорят и участвуют в реальной деятельности, только тогда они запоминают на 90%.А для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные форм организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих ак-тивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, локтями, ладошками. Это обеспечивает положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасе-ний можно использовать следующий метод: «Фруктовый сад», «Солнышко и тучка». Перед учащимися ставится проблемный вопрос, дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, яблоко, неуверенные – тучку, лимон. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

На этапе актуализации опорных знаний применяю метод «Магазин». Данный метод использовала на уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное».

На доске картинки с изображениями предметов (овощи, фрукты, игрушки и т. д.). Каждый ученик подходить к доске,произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?»Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

На этапе объяснения нового материала применяю методы, которые вы видите на слайде. Данные методы позволяют обеспечить восприятие, осмыс-ление и первичное запоминание, знаний и способов действий.

При закреплении изученного материала на русском языке применяю ме-тоды «Автобусная остановка», «Карусель», «Парный выход». При изучении темы «Части речи» применяла метод «Парный выход» с целью развития умения подбирать к названиям предметов названия действий. Вызываю к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Класс оценивает правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетаний, быстроту работы. Так же эту работу можно провести в парах на местах.

Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участни-ком образовательного процесса.

На этапе обобщения знаний использую приёмы кластер. Изучая по русскому языку тему «Части речи», дети составляли кластер, записав всё, что они знают об имени существительном, прилагательном, глаголе. Вот, что получилосьвы, видите на слайде.

Правила написания синквейна таковы, вы их видите на экране. Использовать этот метод удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Особенно детям нравится такой метод «Микрофон», когда они берут в руку микрофон и говорят, что понравилось, что нет, где было интересно или трудно.

Данные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Не стоит забывать и о релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких ми-нут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстано-вить энергию. Дети любят выполнять физминутки под музыку, на экране за Фиксиками или Кукутиками выполняют различные движения.

Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дис-куссии и сотрудничества. Применять данные методы не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Активные методы обучения помогают:

• развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

• учить учащихся самостоятельно добывать знания,

• развивать интерес к предмету,

• позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навы-ков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Плюсы вы видите на экране. Недостаток заметила лишь в том, что де-ти начальной школы имеют свои особенности, поэтомуне могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый ра-бочий шум при обсуждении проблем;

Таким образом, включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, позволяют сделать учебный процесс более эффективным.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной. А те, кто хочет ещё более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет» вы можете скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения» (платно) Спасибо за внимание!

Источник

Статья «Активные формы обучения на уроках в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

активные формы обучения на уроках в начальной школе

Автор Т.В. Гордиенко

ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга

Краткая аннотация статьи.

В данной статье освещаются активные формы работы на уроках в начальной школе. Их роль, место в уроке, результаты использования.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные формы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации учащихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя с разных сторон.

Важно также отметить, что передача ученикам части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу. Это в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Можно предположить, что активные формы обучения могут помочь учащемуся, занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Активные формы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Актуальность: интерес к активным формам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные формы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования.

Активные формы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АФО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.

При системном использовании АФО роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из пассивного слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Использование АФО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

Для каждого этапа урока используются свои активные формы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

АФ организации начала урока

Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают методы «Поздоровайся глазами», «Улыбнемся друг другу», «Передай другу».

Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.

Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.

АФ выяснения ожиданий и опасений

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Что впереди», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся. После выполнения задания, систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

АФ актуализации опорных знаний.

Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно актуализировать знания учащихся. Это такие приемы, как: «Лес», «Поле», «Гараж», «Продукты» и т.д. (можно подобрать любую группу, в зависимости от темы и цели урока, а так же предмета)

АФ эмоциональной разрядки и физической разминки.

«Тряпичная кукла и солдат», «Пантомима», «Роботы», «Четыре стихии», «Делай как я»- позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

АФ презентации учебного материала

Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы:

«Белые пятна», «Пометки на полях», «Кластер», «Написание синквейна» «Мозговой штурм».

АФ закрепления, обобщения изученного материала и самостоятельной работы.

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.

Этот прием используется на уроках русского языка при изучении словарных слов, на уроках литературного чтения для составления характеристики героя. С помощью данного приема достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.

Прием «Творческая мастерская».

В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.

«Парный выход» (использовался на уроке русского языка)

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух, и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

«Стрелялки». По классу развешены ответы к заданиям. Ребята указывают ответы.

«Крестики-нолики». Если учащиеся согласны с утверждением – ставят в клеточке крестик, не согласны – нолик. Затем, демонстрируется ключ.

АФ подведения итогов урока, рефлексия

Завершить урок можно, применив такие приемы, как «Ромашка», «Шкала успешности», «Поляна снежинок», «Да-Нет».

Эти приемы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

С целью эффективного использования АФО необходимо знать степень сформированности познавательной мотивации, определить отношение учащихся к учителю, одноклассникам и школе, уточнить исходный уровень лингвистических способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.

По методике «Лесенка уроков» автор М.В. Матюхина, я определила степень сформированности познавательной мотивации и активности школьников во 2 и 3 классе. Дети составили расписание уроков на день. Они разложили карточки, обозначающие уроки основного цикла и дополнительного цикла на две стопки. Из 30 учащихся класса я определила, что к 3 классу познавательная мотивация и активность сформирована у 75% детей.

Для эффективного использования активных форм обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика.

Я решила провести методику «Мой класс, моя учительница» автор Дубровина И.В.. Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем попросила учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу.

Во 2 классе 48% учеников показали положительное отношение к учителю и классу.

В 3 классе, после индивидуальной работы с детьми 80% учащихся в этом же рисунке выразили положительное отношение к учителю и классу.

Остальные показали свою уверенность и положительное отношение к учителю.

Для определения исходного уровня лингвистических способностей во 2 и 3 классе я провела методику «Словесный тест» автор Г. Айзенк. В «Словесном тесте» пять различных типов заданий.

Тестовую работу во 2 классе ребята выполняли впервые, и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 45% учащихся справились с заданием на 20%, 35% – на 6%, 20% – на 4%. С каждым разом ребята получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий.

Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее, когда он подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности. АФО активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию их личностных качеств. Благодаря использованию АФО улучшились показатели успеваемости и качества знаний. Ученики принимали активное участие и становились победителями, призерами, дипломантами олимпиад, интеллектуальных конкурсов, состязаний.

Преимущество всех рассмотренных мной форм активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих приемов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:

использовать активные формы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

включать в учебные занятия проблемность;

управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

вовлекать учащихся в постоянную деятельность:

организовывать сотрудничество и кооперацию;

организовывать коллективное взаимодействие;

изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, консультант.

соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

Вывод: можно с уверенностью сказать, что активные формы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности учащегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Помимо положительных результатов, есть и небольшие недостатки. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение АФО и использование их в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Список использованной литературы и источников

1 . «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

2. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.

3. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.

4. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

5. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.

6. Психология младшего школьника М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, К.Т.Патрина, «Просвещение», 1976.

7. А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов «Формирование мотивации учения», «Просвещение», 1990

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *