активные формы обучения педагогов

Формы обучения педагогических работников ДОУ по ФГОС

активные формы обучения педагогов Светлана Фомина
Формы обучения педагогических работников ДОУ по ФГОС

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОУ

— Деловые, Ролевые и другие игры.

Способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде в процессе введения ФГОС ДО.

Модели обучения педагогов

Формы методической работы с педагогами (пассивные)

Психолого-педагогический семинар;

Психолого-педагогические чтения;

— Фестиваль педагогических идей;

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы организации методической работы

• Лаборатория «Информационные технологии»

• Ярмарка педагогических идей

Разработка методического портфеля

Педагогический КВН.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.Перед методистами зачастую встает вопрос:

— Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником введения ФГОС ДО?

— Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

— Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?

— К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через: нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Реализация содержания ФГОС ДО может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие педагогов не только с методистом, но и друг с другом, на доминирование активности педагогов в образовательном процессе.

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий. Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.

Интерактивные формы работы с педагогами

Технология кооперативного обучения

работа в малых группах.

— индивидуальная работа

— организация работы в группах

— Как пример игра » Что вы возьмете с собой с тонущего корабля»

Технология обучения в дисскусии

— обеспечение полного обсуждения всех аспектов дискуссионного вопроса

— предусмотрите в плане проведения заседания время для рассмотрения дискуссионного вопроса во время рефлексии («Займи свою позицию», «Шкала мысли»)

Технология ситуационного моделирования

обучение в игре

Формы работы с педагогами

Педагогический мост

Педагогический КВН

Педагогический ринг

Педагогический диалог

— Аукцион инновационных открытий.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская

Новые формы методической работы,связанные с использованием ИКТ:

— электронные рассылки материалов

— он-лайн конференции, семинары

— презентации на собственных сайтах педагогов;

— тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО

— виртуальные методические выставки образовательных ресурсов

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС до «Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями Педагоги.

активные формы обучения педагоговФотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников» Традиционно в августе проходят конференции педагогических работников, как встреча для подведения итогов прошедшего учебного года, а так.

активные формы обучения педагоговФотоотчет о турнире по бадминтону среди педагогических работников 3 ноября 2017 года в спортзале города Камышлова, прошел турнир по бадминтону среди педагогических работников города Камышлова и Камышловского.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Открытое занятие для педагогических работников в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: 1. Закрепить умение определять местоположение звука в слове; 2. Упражнять в звуковом анализе слов; 3. Закрепить.

Презентация «Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» сл. Большая Мартыновка. Презентация «Формы работы с.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

активные формы обучения педагоговСправка о проведении районного методического объединения педагогических работников дошкольного образования Справка о проведении Районного Методического объединения педагогических работников дошкольного образования на базе МБДОУ «Детский сад №.

Источник

Формы и методы активного обучения педагогов

активные формы обучения педагогов

Формы и методы активного обучения педагогов

«Мозговой штурм» (или «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т. п. Существует несколько методик проведения мозговой атаки – брейнсторминг, мозговая атака – 66 Д. Филипса, двойное кольцо Сократа, «Совет пиратов».

Брейнсторминг. Члены коллектива, например, озадачены поисками путей решения какой –либо проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдаётся количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, старший воспитатель высказывает сам любое, даже фантастическое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Возможно использование магнитофона, видеокамеры и др.

Мозговая атака – 66 Д. Филипса. Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и составляют основу для решения содержательных проблем.

Двойное кольцо Сократа. Этот вариант подходит коллективам, в которых 15 и более человек. Участники делятся на две группы – круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существуют запреты на разговоры – здесь можно только писать. Говорить т и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул.

«Совет пиратов». Эту игру лучше проводить в маленьких коллективах (6-10 человек). Все, кроме эксперта (старшего воспитателя), рассаживаются в круг, распределяют роль – от юнги до капитана потерпевшего крушения пиратского брига. Обсуждение темы идёт, начиная с младшего по статусу к старшему. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать её, того «съедают» голодные пираты, т. е. он выбывает из игры. Проводится несколько кругов до тех пор, пока не останется самый плодовитый «пират».

Деловой игрой принято называть воспроизведение деятельности педагога в данном случае – воспитателя, в условиях условной обстановки. Деловая игра включает в себя исполнение ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений. Основная цель деловых игр для воспитателей – поупражняться в правильном проведении разных режимных моментов с детьми: прогулки, экскурсии, занятия, игры…

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Целесообразно эту форму работы использовать 1-2 раза в год. выделила такую структуру деловой игры:

1 этап – организационно – подготовительная работа;

3 этап – исследовательский (может отсутствовать);

4 этап – заключительный (подведение итогов).

Деловую игру можно провести с воспитателями и для обучения их работе, например: «Педагог пришёл в семью», «Устный журнал для родителей», «Вечер вопросов и ответов» и др. проведение деловых игр должна предшествовать разработка единых требований к отдельным этапам:

v целевая установка проведения игры;

v сценарий всех этапов деловой игры;

v структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;

v критерии оценок, полученных в ходе игры;

v рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Деловые игры как метод обучения взрослых обладает следующими достоинствами:

v Увеличивают интерес к учебному процессу;

v Развивают самостоятельность;

v Побуждают к творческому поиску;

v Создают опыт принятия решений;

v Создают ситуацию осознания участниками ролевых обязанностей должности.

Например: деловая игра на тему: «Педагог пришёл в семью». Цель: поупражнять молодых воспитателей в поведении при посещении семьи детей. Роли: воспитатель, заведующая, мама, папа воспитанника, сам ребёнок, экспертная группа.

Ход игры: 1. Объявить цель игры.

2. Распределить роли.

3. Дать конкретные задания в группе.

6. Выступление группы анализа (экспертной группы).

7. Подведение итогов.

При подведении итогов ведущий анализирует, прежде всего, содержание беседы воспитателя с «родителями», а также аргументированность экспертов.

В последнее время некоторые руководители (заведующие, старшие воспитатели) семинары, практикумы проводят в форме «методического ринга» или ещё иначе «педагогический ринг». Его цель – совершенствование педагогическое мастерство воспитателей, повышать их методический уровень, способствовать творческому поиску. Поскольку это «ринг», то предлагает соревнование. Поэтому на «методическом ринге» работают как минимум две команды. Команды формируются по-разному: по симпатии, из параллельных групп, по рекомендации администрации (когда неоднородны стаж работы, образование воспитателей). В форме «методического ринга» можно проводить семинары, педсоветы. Задания участники получают в основном заранее, но есть и предложения в ходе работы.

Например: методический ринг, посвященный вопросам игровой деятельности, включает в себя следующие вопросы и задания:

1. Роль игры в жизни ребёнка.

2. Как развить сюжет в играх «магазин» и «больница» в разных возрастных группах?

3. Какой игровой приём можно использовать на занятиях по обучению детей правилам дорожного движения?

4. Как разрешить конфликтную ситуацию, возникшую в ходе игры (даётся вводная ситуация)?

5. Покажите роль воспитателя в играх «Космос» и «Путешествие по городу».

6. Проведите одну из форм работы с родителями по вопросам игры.

7. Сделайте рекламу книги об игре.

Компетентное жюри оценивает работу команд в баллах. Характерной особенностью этой формы является то, что в её рамках могут иметь место решение педагогических ситуаций, практические и теоретические задания.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг – это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Показ – панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов руководства игровой деятельностью с позиции программы «Детство» и технологии «Детский сад – дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей

«Образовательный салон». Эту форму работы можно назвать и «Педагогической гостиной». Её цель – повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Темы встреч в «Образовательном салоне» определяется результатом анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагог в анкете указывает тему своего выступления в «салоне».

Приемы активизации педагогов

Экспресс – тестирование, или экспресс – опрос. Для его проведения предлагаются следующие задания. Работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выяснить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете или семинарах – практикумах. Перфокарта или тестовые задания имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочерёдно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, даётся разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается правильно или неправильно дан ответ педагогом.

Среди активных методов и приёмов работы с педагогическими кадрами, широкое распространение получает включение в методический доклад педсовета или семинара решения ситуативных задача. Их можно разделить на четыре типа:

v Ситуации – иллюстрации;

v Ситуации – упражнения;

v Ситуации – оценки;

v Ситуации – проблемы.

Использование метода решения ситуативных задач в работе с воспитателями следует начинать с овладения отдельными профессиональными действиями через ситуации – иллюстрации. Для этого используется материал из опыта работы или описанные в литературе. С их помощью демонстрируется наиболее вероятный способ решения той или иной проблемы, подкрепляются и разъясняются высказанные докладчиком положения.

Ситуации – упражнения применяются для того, чтобы воспитатели самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его.

Ситуации – оценки позволяют привлечь воспитателей к оценке уже принятого решения или выбрать один из предлагаемых вариантов, учат делать мотивированные заключения.

Наибольший интерес в практике работы с воспитателями представляют ситуации – проблемы. Руководитель даёт необходимые вводные данные по ситуации, затем предлагается анализ положения дел и определение оптимальных путей решения проблем.

Ситуационные задачи могут решаться как на самом занятии («Мозговой штурм»), так и дома («Домашнее задание») с последующим обсуждением.

Лекция – пресс-конференция. В начале семинара старший воспитатель объявляет тему и предлагает написать, на листочке интересующие их по данной теме вопросы. Затем в течение 3-4 минут систематизирует вопросы и строит своё выступление с учётом заданных вопросов. Важно отметить, что лекция пресс-конференция активизирует внимание педагогов, увеличивает доверие и уважение к методисту (старшему воспитателю), но при этом требуется более тщательная подготовка старшего воспитателя к выступлению, высокий уровень квалификации.

«Свеча» (Монтессори-технология, адаптировано для взрослых). Цель – создать определённый психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу, говоря при этом комплименты и пожелания. Этот метод можно использовать в водной части мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему я, развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав «внутри круга», прочувствовать эффективность этих упражнений, педагоги в дальнейшем используют подобные приёмы и в своей практике, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса: родителями, детьми и воспитателями.

Инсерт. Такой педагогический приём используется для активизации самостоятельной работы воспитателей. Во время выступления слушатели делают пометку и заполняют таблицу. Например, тема «Инновационный подход к физкультурно-оздоровительной работе»:

Источник

Формы и методы активного обучения педагогов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и методы активного обучения педагогов

Практика показала, что конечный результат любого мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор последних для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.

— в ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;

— ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы «Предшкольная пора» и др.);

— в ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;

— ситуации-проблемы — наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог — это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям очень эффективно, но его надо заранее готовить, продумывая, кто из педагогов будет его проводить. По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени (до 5 мин). Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

При использовании же метода имитации рабочего дня педагога предшкольного образования педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания педагогов по конкретной теме, развивает педагогический кругозор, а значит — влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Глубоко изучить тематику проекта.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.д.

Формы работы в образовательном учреждении

Планируя работу с педагогами ДОУ, ст.воспитатель может использовать следующие формы:

Групповые (семинары, практикумы, консультации, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, и т.д.).

Индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Групповые формы работы

Семинар. Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Ежегодно в годовой работе тьютор обязательно планирует семинары и семинары-практикумы, которые являются наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов ПО. В начале учебного года тьютор составляет подробные планы семинаров, которые могут включать одно или несколько занятий. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые педагоги хотели бы получить ответ.

Семинар может быть постоянно действующим (ПДС) и временным (например, в течение учебного года организуется изучение новой программы или технологии).

Руководителем семинара может быть тьютор, опытный педагог ПО, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют педагог и другие специалисты, работающие с детьми старшего дошкольного возраста. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетаются обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом.

Семинар-практикум. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.

В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем тьютора.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому тьютор может обучить педагога ПО приемам организации семинара-практикума для родителей. В свою очередь, педагог может привлечь к проведению семинара-практикума разных специалистов (педагога-психолога, музыкального руководителя и т.д.). Можно рекомендовать педагогу устроить вечер игр детей и взрослых (игровой час), а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и образовательному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет.

Важный вопрос — место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выставочный зал, сквер и т.д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.

Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, ведется работа с нормативными документами, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ.

Творческие микрогруппы. Возникают в результате поиска новых, более эффективных форм деятельности тьютора ПО; создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею; объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один-два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.

Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3—4 раза быстрее, чем другими путями. Как только поставленная цель достигнута, микрогруппа распадается. С результатами работы знакомятся все педагоги ПО района.

Подготовка и проведение консультаций для педагогов. Индивидуальные и групповые консультации проводятся по основным направлениям работы педагогов ПО, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам педагогов предшкольного образования и т.д.

Любая консультация требует от тьютора профессиональной компетентности. Знакомство с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, новинками методик и технологий образования детей дошкольного возраста, изучение периодической печати, составление тематических каталогов — все это должно быть постоянным в рамках самообразования.

Основные консультации планируются на год. По мере необходимости в этот план вносятся изменения.

Подготовка к проведению консультации предполагает:

— составление плана изложения материала;

— продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу;

— подбор методической литературы и описанного педагогического опыта.

Возможно использование вопросов к педагогам для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.

Следует прибегать к различным методам проведения консультаций.

При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании поискового метода педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание педагогов и побуждать их следовать за логикой изложения, тьютору, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут педагогам осмыслить свой опыт, высказать свои соображения, сформулировать выводы.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг – это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Показ – панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов руководства игровой деятельностью с позиции программы «Детство» и технологии «Детский сад – дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей Лыковой С.

При обмене опытом между педагогами может использоваться эвристическая беседа, в ходе которой более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующим педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации.

Эффективность этого метода будет достигнута при соблюдении определенных условий:

предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, требующий всестороннего рассмотрения;

необходимо, чтобы педагоги обладали достаточным запасом теоретических знаний и профессионализмом.

Ст. воспитатель, должен составить обоснованный план, позволяющий четко представить, какие новые знания получат специалисты и к каким выводам они придут;

целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта (далее ППО) педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста организуется тьютором и опытными педагогами на базе своих образовательных учрежде­ний, из числа опытных педагогов района. Если в процессе планового изучения работы тьютор отметил высокие результаты в реализации программы по какому-то разделу, значи­тельные достижения в образовании детей старшего дошкольного возраста, он намечает систему посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определенной системы использования интересных эффективных приемов, т. е. эти положительные результаты не случайны и ста­бильны.

Безусловно, не в каждом образовательном учреждении, есть специалисты, которые могут быть включены в данный проект в силу отсутствия опыта работы по данному направлению, поэтому, важным моментом, в работе тьютора является планомерное, целенаправленное создание ППО, исходя из запросов практики и актуальности задач.

Этапы работы по созданию опыта

1. Определение темы и четкая постановка задачи о накоплении опыта перед педагогом или коллективом группы педагогов.

2. Составление характеристики группы с позиции темы опыта (зна­ния, умения, навыки педагогов, их отношение к проблеме и т. д.).

4. Оформление выставки «В помощь за­нимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по на­коплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).

5. Систематическое наблюдение за работой педагога со стороны тьютора, оказание помощи в ана­лизе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (ау­дио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

6. Определение путей распространения опыта (выступление на семинарах, проведение круглых столов, творческих, экспериментальных мастерских, «деловых игр», представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приемов или системы работы).

Виды обобщения опыта

1. Показ или открытый просмотр предполагает непосредственный контакт, возможность задать вопросы, проникнуть в творческую лабораторию педагога. При его проведении тьютору необходимо четко сформулировать цель просмотра, дать конкретные установки к наблюдению.

Примерная схема описания опыта

1. Вступление, обоснование актуальности темы и причины, побу­дившие педагога обратиться к ней.

3. Характеристика детей с позиции выбранной темы.

4. Раскрытие путей и средств решения поставленных задач.

5. Выводы, результаты, перспективы.

Распространение ППО осуществляется в виде:

• выступления на семинаре, «круглом столе», творческой мастерской, с использованием ИКТ и может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидакти­ческие игры и т. п.);

• коллективного просмотра (см. выше);

• школы передового опыта (ШПО), которую организует тьютор, совместно с педагогом, имеющего систему работы по определенному вопросу образования детей старшего дошкольного возраста, и которая предполагает несколько просмотров, после чего педагог ШЛО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руко­водствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задание: использовать в своей педагогической практике тот или иной прием, способ организации и т. д. Перед началом следую­щего просмотра проводится беседа о том, что удалось использо­вать и каковы результаты, а в конце года тьютор посещает своих слушателей и анализирует внедрение материала. Количе­ство слушателей не должно превышать З-х-4-х человек;

• деловой игры «Эстафета передового опыта»;

• представления материалов, что также является формой распространения опыта. Это могут быть кон­спекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы.

Опыт отдельного педагога может быть представлен в следующем виде:

— фотография педагога, представляющего опыт работы;

— основные данные его биографии;

— основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;

— доклад, представленный на объединении тьюторов;

— конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;

— перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;

— фотографии деятельности детей;

— сценарии праздничных утренников и развлечений;

— видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

— рекомендации по использованию опыта другими педагогами.

Интересный опыт работы педагогов других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, рекомендуется представить с им нотацией и рекомендациями по его использованию: что этом опыте интересного, нового, что можно взять для работы педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.

Пенькова Л. Стремление дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. / Дошкольное воспитание, №10 2008.

Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Управление ДОУ, № 1, 2008

Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.

Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий

центр «Сфера», М., 2004.

Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *