активные методы на уроках математики в начальной школе обучения

Статья на тему «Активные методы обучения на уроках математики в начальных классах» (1-4кл.)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы: дискуссионные, игровые, тренинговые, рейтинговые.

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

— презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме;

— кейс-технологии – используются в педагогике с прошлого века. Строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения;

— проблемная лекция – передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений;

— дидактические игры – регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН – это приемы интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

— Баскет-метод – основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли экскурсовода в историческом музее. Его задача – собрать и донести информацию о каждом экспонате. Метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных фактов.

В своей педагогической практике наряду с традиционными, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной линии каждым учащимся, стремлюсь вдохновить учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках ярче реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью.

Уроки-презентации обеспечивают получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом.

Использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию задач.

Использование компьютерных технологий в обучении математики позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес.

Систематическое использование активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, формирует уровень познавательной активности, а это способствует повышению эффективности процесса обучения на уроках математики.

Все это позволяет подтвердить правильность выбранного пути в использовании активных методов на уроках в начальной школе.

1. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н. Б. Истомина. – М.: 2012. 64 с.

2. Медведева О. С. Психолого-педагогические основы обучения математике [Электронный ресурс]: теория, методика, практика / О. С. Медведева.- 2-е изд., (эл.). – Москва: БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. – 204 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Применение активных методов и форм обучения на уроках математики в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7» г. Новороссийск

Аннотация: В статье рассматриваются активные методы и формы обучения на уроках математики в начальной школе, и их применение.

Ключевые слова: активность, личность, образовательный процесс, деятельность, знания, методы, формы, обучение, уроки математики, умения, учитель, ученик, анализ.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике.

Одной из проблем, волнующих учителей, является вопрос: «Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске?». Другими словами, как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. В настоящее время ученик с огромным трудом ставит цели и делает выводы, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Педагоги, отмечая все это, пытаются конструировать активные методы и формы обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. [1]

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных на уроках математики являются: [2]

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (видеофрагмент, ребус, загадка и т.д.), выяснение целей.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций (ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предложения, ситуация выбора).

Организация релаксации и подведение итогов.

Презентации учебного материала – использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

Элементы – «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, эпиграммы)

Реализация личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного и сменного состава) и самостоятельной работы детей.

Нетрадиционные виды уроков: лекции, уроки-сказки и др.

Игры, игровые моменты.

Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применении осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

• соответствие целям и задачам, принципам обучения;

• соответствие содержанию изучаемой темы;

• соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.

• соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

• соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.

Рассмотрим несколько примеров использования активных методов в учебном процессе. [3]

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Например, криптограммы. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот. В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить криптограмму.

Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть к методам отвлечения внимания. Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности. Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умения. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Источник

Статья «Активные методы обучения на уроках математики в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активные методы обучения на уроках математики

в начальных классах

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №64

Назарова Татьяна Войцеховна

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом. Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, негативным отношением к школе, что бывает трудно компенсировать. Наблюдения за неуспевающими школьниками показали, что среди них имеются дети, у которых трудности в обучении обусловлены задержкой психического развития.

Трудности в обучении характеризуются познавательной пассивностью, повышенной утомляемостью при интеллектуальной деятельности, замедленным темпом формирования знаний, умений, навыков, бедностью словаря и недостаточным уровнем развития устной связной речи.

Недостаточность познавательной активности при обучении проявляется в том, что эти учащиеся не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задач, нуждаются в специальной работе, направленной на развитие познавательного интереса, стимулирование познавательной активности, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому большое значение приобретает глубокое раскрытие сущности принципа активности в обучении с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей младших школьников с трудностями в обучении и определении путей его реализации в условиях школьного образования.

Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Объект исследования- процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении в начальной школе.

Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении будет более успешным, если:

на уроках математики будут использованы активные методы обучения младшего школьника с трудностями в обучении;

активные методы обучения будут выступать в качестве средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.

-Выявить активные методы обучения на уроках математики, стимулирующие познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.

— использовать разнообразные формы и методы работы для стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.

Определить, обосновать и проверить эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

Практическая значимость работы состоит в определении активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

Познавательная активность-качественная характеристика эффективности обучения младших школьников.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности, самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность» ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Интерес зависит от:

— уровня и качества приобретённых знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

— отношения школьника к учителю.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются её содержание и форма.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Например, можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.

Другим приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нём могут быт использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях.

Одним из действенных способов активации учебной деятелности младших школьников являются нетрадиционные уроки.

Систематическое использование активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, формирует уровень познавательной активности, а это способствует повышению эффективности процесса обучения на уроках математики.

Все это позволяет подтвердить правильность выбранного пути в использовании активных методов на уроках в начальной школе.

Источник

Активные методы обучения в начальной школе на уроках математики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Теоретические основы использования активных методов обучения в начальной школе на уроках математики

1.1. Сущность понятия «активные методы обучения»

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат (25, с.268).

Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И.Андреев).

Методы обучения являются одним их важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице (25,с.273).

Рис.1. Система общедидактических методов

1. Информационно- рецептивный метод

Предъявление информации. Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

2. Репродуктивный метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

3. Метод проблемного изложения

Постанова проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения

Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль за степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование шагов решения. Запоминание.

4. Эвристический метод

Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся.

Восприятие задания. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний. Самостоятельное решение. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Воспроизведение хода решения.

5. Исследовательский метод

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения. Контроль за ходом решения.

Восприятие проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов решения. Самоконтроль в процессе исследования. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.

Метод обучения, как видно из таблицы, может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату – усвоению соответствующего ему вида содержания.

Методы активного обучения – методы, побуждающие детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. При обсуждении термина методов активного обучения специалисты имеют разные мнения. А.А.Вербицкий, например, считает, что даже такой общепризнанный эффективный метод активного обучения, как программированное обучение, относится к пассивному. Он дает определение сущности понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Р.Ф.Жуков к активным методам обучения относит практические занятия, собеседования, семинары, дискуссии, самостоятельные работы. В классификации активных методов обучения, разработанных группой авторов под руководством В.И.Рыбальского, все методы активного делятся на:

1) неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей компьютерной программой, самостоятельная работа с книгой); 2)имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения-действия по инструкции, выполнение индивидуальных заданий);

3) имитационные игровые (имитация деятельности на тренажере, деловая игра, разыгрывание ролей).

Л.Б.Наумов дает такое определение: «К методам активного обучения относятся те, при которых обучаемый вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности».

Данное определение определяет цель активного обучения – добиться существенно лучших результатов, чем при общепринятом традиционном методе. Отсутствие жесткого ограничения – что конкретно относится к методам активного обучения, открывает перспективу разработки пока еще неизвестных или мало испытанных методов обучения, которые в дальнейшем могут считаться активными. Главное отличие методов активного обучения от традиционных – способ получения, переработки и реализации учебных сведений, причем активность обучения прямо зависит от дидактической формы учебного материала. Методы активного обучения обеспечивают и практическую деятельность. Появление и развитие методов активного обучения позволяет решать задачи обеспечения практического овладения учебной информацией, активизации познавательной деятельности и познавательной самостоятельности.

М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным не зависимо от желания;

2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

3) самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Наиболее полную классификацию методов активного обучения дала М.Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационные или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной деятельности). Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической деятельности. При этом значительно усиливается мотивация и активность обучения.

Классификация активных методов обучения по М. Новик

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:

д) методы погружения;

е) методы тренировки чувственности.

Интегративный характер активных методов обучения объясняется их некоторыми особенностями. Во-первых, особенностью активных методов обучения является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, принадлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства; во-вторых, осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умения их практического использования, что, в свою очередь, требует определенных личностных качеств учащихся; и, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Таким образом, значение использования активных методов обучения велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Рассмотрим подробнее и дадим характеристику основным видам активных методов обучения.

1.2. Характеристика основных активных методов обучения

В современных условиях перед преподавателем поставлена задача усиления индивидуального подхода, развития творческих способностей учащихся, опора на их самостоятельную работу. Побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, могут обеспечить и традиционные методы, но с применением таких приемов, как постановка вопросов при изложении учебного материала, включение ситуационных задач, самостоятельное нахождение пути решения и т.д., т.е. с применением активных методов обучения. И «складом» активных методов обучения является проблемное обучение.

Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

По мнению М.И. Махмутова, в основе проблемного обучения лежит «особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных задач» (26. с.24).

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучаемых. Основная задача педагога – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические основы отдельной науки.

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся. Они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

Цели проблемного обучения:

1) Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся.

2) Развитие познавательных способностей, познавательной активности и самостоятельности.

3) Формирование познавательной мотивации, интереса к познанию.

Проблемное обучение способствует не только приобретению школьниками необходимой системой знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию способностей к самообучению и самообразованию.

И.Л.Лернер и М.Н.Скаткин предложили классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала:

1. Метод проблемного изложения

Суть метода: учитель ставит перед учениками проблему, и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия.

2. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения:

а) эвристическая беседа,

б) расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач,

в) выполнение учениками отдельных шагов поиска.

Суть метода: учащиеся решают проблему под руководством учителя, выполняют самостоятельно некоторые этапы поисковой деятельности.

3. Исследовательский метод обучения

Суть метода: организация самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Таким образом, проблемное обучение создает условие для творческого усвоения материала и этим самым способствует развитию интеллектуальных творческих возможностей учащихся.

В основу активных методов обучения входит и программированное обучение.

В отечественной психологии идеи программированного обучения разрабатывались П.Я.Гальпериным, Н.Ф.Талызиной. В основе – повышение эффективности обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий, программирование не только содержания учебного материала, но и деятельности учащихся по его усвоению.

При таком подходе к программированному обучению овладение знаниями, умениями и формирование мышления – единый процесс, основой и стержнем которого является действие. Чтобы управлять овладением знаниями, нужно выделять и поэтапно формировать рациональную систему действий.

Первоначально необходимо выделить виды познавательной деятельности, которые должны формироваться через содержание учебного предмета, а затем на основе этого составлять обучающую программу. Она должна включать в себя 3 обязательных компонента, независимо от их предметного содержания:

1) ООД – ориентировочную основу действий,

2) ИД – исполнительские действия,

3) ККД – коррекционно-контрольные действия.

По мнению Н.Ф.Талызиной, учитель, планируя работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, должен брать за основу не урок, а цикл обучения. Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий обучающего и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, т.е. к достижению цели.

При этом эффективное управление процессом учения возможно при выполнении следующей системы требований:

1) указать цели управления (цели обучения);

2) установить исходное состояние управляемого объекта (например, исходное состояние познавательной деятельности учащихся),

3) определить и реализовать программу воздействий с учетом основных переходных состояний процесса (т.е. обеспечить прохождение учеником всех этапов процесса усвоения),

4) обеспечить получение информации по определенной системе характеристик о состоянии управляемого процесса, т.е. обеспечить систематическую обратную связь (например, на основе разных видов контроля),

5) переработать информацию, полученную по каналам обратной связи (оценить результаты контроля),

6) выработать корректирующие (регулирующие) воздействия,

7) обеспечить их реализацию.

Эти требования и особенности их осуществления в практике школьного обучения подробно рассмотрены в работах Н.Ф.Талызиной (46. с. 13, 14).

Деятельностный метод. Использование деятельностного подхода позволяет активизировать деятельность детей и создавать благоприятные условия для практической реализации результатов психолого-педагогических исследований (Л.С.Выготский, П.Я Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов и др.).

Особенность деятельностного метода – новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными. При этом в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

Эвристическая беседа (частично-поисковый метод) – отыскиваю, открываю. Основой эвристической беседы служит метод Сократа извлекать скрытые в человеке знания через активизацию их мышления, получение ответов посредством искусно поставленных наводящих вопросов. По своей психологической природе эвристическая беседа – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод считается методом проблемного обучения. Между эвристической беседой и проблемно-поисковой беседой педагоги проводят формально-количественную границу: в эвристической беседе рассматривают один элемент темы, а в проблемно-поисковой – целую серию проблемных ситуаций. На практике, когда беседа по-настоящему развертывается на занятии, эту невидимую границу заметить невозможно: беседа между преподавателем и аудиторией превращается в беседу по многим вопросам, относящимся к теме, т.е. незаметно переходит в дискуссию.

Дискуссия – это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частности в беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссий в учебном процессе обычно ставят несколько целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому.

Учебная дискуссия – представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу, специально запрограммированное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается как эвристическая беседа.

«Мозговая атака» (мозговой штурм) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Цель мозговой атаки – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование этого метода в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1. творческое усвоение школьниками учебного материала;

2. связь теоретических знаний с практикой;

3. активизация познавательной деятельности обучаемых;

4. формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

5. формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозговой атаки, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозговой атаки – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему методу различаются на (41. с.44):

2. догматические, репродуктивные

4. развивающее обучение

5. проблемные, поисковые

6. программированное обучение

9. саморазвивающее обучение

10. информационные (компьютерные).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры,

3. учебный материал используется в качестве ее средства,

4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых,

5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (41. с 23).

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих деятельность путем игры, по заданным правилам. Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют, они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать. Игра может быть организованна и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля.

Одним из вариантов деловой игры являются драматизация и театрализация. Драматизация – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из любой области познания. Театрализация – театральные представления разных жанров по учебному материалу.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

— наличие задачи и проблемы и распределение ролей;

— взаимодействие участников игрового занятия;

— ввод педагогом корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в новое русло;

— оценка результатов и подведение итогов учителем.

Бипарный урок. Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого ученика, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.

Бит-урок. Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание все время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет коллективная работа.

Урок-аукцион. До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная» стоимость идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признается победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведен в два тура. Идеи, прошедшие во второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

Урок «за круглым столом». Выбирается ведущий и 5-6 комментаторов по проблеме темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он дает слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

Урок-семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося к уроку-зачету по данной теме.

Использование учащихся для контроля. Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся, и сами записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают выполнение математического диктанта, самостоятельной работы, обучают тех, кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать другим учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную активность учащихся.

Активное обучение также усиливает роль коллективной работы. При активном обучении ученики организуют маленький коллектив или разбиваются на небольшие группы. В коллективе дети учатся значительно лучше, так как ученик в этом случае чувствует свою принадлежность к группе и свою значимость. Это врожденное чувство человека. Так как работа в группе удовлетворяет потребность быть в коллективе, то такое обучение доставляет еще больше удовольствия. Кроме того, ученик в группе ощущает себя важным звеном и прикладывает усилия, чтобы подчеркнуть свою значимость. Важной причиной достижения успеха более плодотворной работой в игровой и состязательной деятельности является вера в необходимость совместной работы в команде и оказания помощи друг другу.

Разбив класс на группы по 6-7 человек, преподаватель распределяет среди них темы и относящиеся к ним материалы. Сначала каждый ученик индивидуально в течение 10-15 минут пытается ответить на вопросы по теме и записывает свои результаты. Потом вся группа в течение того же времени проводит обсуждение, анализируя индивидуальные ответы и вырабатывая совместные. Их развешивают на стендах, и каждый имеет возможность их прочитать. После этого представляющий группу ученик коротко представляет классу полученные ответы, которые обсуждаются с участием преподавателя.

В ходе активного обучения ученик приобретает полезные навыки: умение корректно формулировать вопросы, давать четкие ответы, дискутировать, рассуждать, аргументировать свою позицию.

Таким образом, активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящуюся на диалогах, предполагающие свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *