активные методы обучения литература по теме
Реферат « Активные методы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Содержание
Введение
Актуальность выбранной нами темы подтверждает то, что наше время требует новых форм обучения, которые позволили бы за короткое время усвоить много учебного материала. Это продиктовано тем, что возрос объём информации, а, следовательно, и количество знаний, которыми должны обладать обучающиеся.
Образование предусматривает использование знаний и навыков на практике, которые учащиеся получают в процессе обучения.
Активные методы обучения уделяют основное именно практической части передаваемых обучающимся знаний, навыков и умений.
Это дает целый ряд преимуществ :
— Новый материал легче воспринимается
— Учащиеся дополнительно обучаются, обмениваясь своим опытом друг с другом.
— Активные методы обучения заставляют обучающегося самому находить решение или обоснование той или иной задачи
— Обучающиеся учатся видеть наиболее эффективные способы и методы решения задачи или ситуации.
Цель работы – проанализировать методы и формамы активного обучения, разобраться в сущности вопроса.
Для достижения цели должны быть выполнены такие задачи :
— изучить литературу по данному вопросу;
— выяснить какие существуют формы и методы активного обучения ;
Глава I Активные методы и формы обучения
Активные методы обучения опираются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека фиксируется (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Таким образом, наиболее продуктивная форма обучения должна опираться на активном введении в соответствующее действие. Эти данные указывают на уместность использования активных методов обучения.
Более эффективным, как подтверждает практика, является комплекстрех основных компонентов:
1. Проблемность 2 (выявление проблемы, ее озвучивание, нахождение путей решения, выявление и разрешение существенныхразногласий).
2. Выбранный метод (методы) проведения занятий.
3. Подходящая ему форма (формы).
Для применения активных методов обучения необходимо методическое обеспечение: планы, сценарииучебных занятий, методические разработки и наработки для самостоятельной работы обучаемых. Обязательно,в дополнение к выше сказанному разрабатывается многоплановое задание по данной теме, которое включает:
– проблемные задания и задачи;
– целенаправленные установки обучаемым на самостоятельную работу;
– ключевую литературу, требующуюся для подготовки к занятию;
– вопросы для самоконтроля обучаемых.
Подведем итог:целостность и взаимосвязь активных методов предоставляет возможность проводить обучающее занятие как совместную творческую деятельность обучаемых и преподавателя,даёт возможность проявиться совместному творчеству и труду, заметно повысить результативность и эффективность подготовки обучающихся.
Глава II Проблемно-ситуационные методы обучения
Если преподаватель, обучаемые и учебно- методический материал нужным образом готовы к активному занятию, то проблемное обучение можно умело и успешно применять на всех видах занятий.
На всех учебных занятиях желательно учить мыслить творчески, так как современная жизнь требует от личности волевых эмоциональных качеств,активности, длительной подготовки и напряженного труда.
Проблемное изложение учебного материала ( например, лекция) занимает центральную позицию в этом. В процессе такого обучения имеет место двухсторонняя интеллектуальнаяинициатива – преподавателя и обучаемых.
Умение педагога, читающего проблемную лекцию, должно выражаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций.
Преподаватель должен стремиться к следующему: учебная проблемная задача, поставленная перед учениками должна быть решена.
Опираясь на опыт педагогов, выделим главные составляющие такого обучения.
Итак, основная часть проблемного изложения материала может выглядеть так::
– моделирование проблемы;
– пути ее решения;
– доказательство обоснованности решения;
–список вопросов, для решения на следующих занятиях.
Преподаватель в процессе изложения материала, имея перед собой цель стимулировать обучаемых мыслительной деятельности, создает нужные проблемные ситуации. В ситуации психологического препятствия у учащихся начинается процесс мышления. Проблемная ситуация, созданная преподавателем( или соседом по парте) заставляет их сознание идти к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, основная отличительная черта проблемной лекции( занятия) состоит в том, что такое обучение побуждает обучающихся думать, получать истину самостоятельно, в отличие о т традиционного обучения, где порой даются уже готовые знания.Знакомясьсизучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения. 3
2.1 Семинар
Для того, чтобы использовать проблемное обучение на семинаре, преподаватель должен обладать хорошейметодической и теоретической подготовкой. Педагог, подготавливая семинарское занятие, должен уметь организовать работу так, чтобы превратить занятие в творческийспор.
Чтобы этого достичь, нужно выбрать правильную форму семинарского занятия:
«– развернутая беседа на основе планазанятия, имеющегося у обучаемых;
– вопросно-ответный;
– обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами( учениками)
– устные доклады с последующим обсуждением;
– семинар-диспут;
– комментированное чтение первоисточников;
– решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
– работа с обучающими и экзаменующими машинами и др.» 4
2.2. Дискуссия
Подготовка дискуссии является одним из главных аспектов в содержании проблемного семинара.
Наиболее эффективной технологией группового взаимодействия является д искуссия, обладающ ая особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.
«Дискуссия– способ организации совместной деятельности с целью интенсивного проведения процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.» 5
Поэтому дискуссия – коллективное мышление. Основательная подготовка обучающихся является залогом хорошей плодотворной дискуссии.Обучающимся обязательно заранее обозначить основные задачи и вопросы, вынесенные на обсуждение, возможно подсказать, где искать пути решения( литература).
Формулировать задачи нужно таким образом, чтобы формулировка не содержала готового ответа и не была подсказкой к нему, но задания должны заинтересовать учеников: четкостью формулировки, научностью, возможностью применения на практике.
Перед началом дискуссии, рекомендуютпроводить разминку для интеллекта, назначение которой в следующем:
– актуализация,имеющихся в наличии знаний обучающихся;
– мыслительное настроение на изобретательную умственную работу, быстрое и упорядоченноеразрешение задач;
– определение того, насколько учащиеся подготовлены( способны подготовиться) к такому виду занятий.
Разминкой для активизации умственной деятельности могут послужить такие вопросы:
1. Основные понятия темы.
2. Работа по изучению литературы, документам, умение в них ориентироваться
3. Знание темы: её противоречий и проблем.
4. Понимание сущности этих проблем и противоречий.
5. Мнение обучающихся о поднятой проблеме, умение сделать выводы.
Таким образом, семинар начинается с разминки, которая занимает около 10-15 мин, время ответа на вопрос должно быть ограниченным. Задания, вопросы задаются каждому участнику семинара индивидуально, вопросов в разминке может быть 10-15. Итак, каждое задание или вопрос занимают около 1 мин времени.
После интеллектуальной разминкиследует короткое сообщение, подготовленное слушателем или выступление преподавателя. Далее высказываются все остальные участники дискиссии Затем должны высказать свое мнение обучаемые, педагог следит за ходом обсуждения, направляет, если надо, отвечает на возникшие вопросы, либо просит отвечать обучаемых. Преподавателю необходимо следить за правильностью использования речевых оборотов в ходе интеллектуального спора, или при высказывании своей точки зрения:
– побуждатьучастников семинара к научному изложению своих мнений, доказательства выстраивать по чёткой логической цепочке, умело их обосновывать;
– подбодрятьи стимулировать обучающихся, энергично обсуждавших вопросы, новыми проблемами, но;
– при этом следить, чтобы занятие не оказалось «заваленным» второстепенными вопросами.
Бочкова Н. В., учитель истории и обществознания, считает,»дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.» 6
Таким образом,дискуссия создаёт условия для активнойисследовательской деятельности обучающихся; ситуацию для свободноговоплощения своих идей, мыслей.
Заключение
Итак, конечно, от преподавателя зависит какими методами обучения: традиционными или активными будет он доносить знания до обучающихся. Безусловно, есть темы и категории учеников, где по-прежнему хороши традиционные занятия.
Использованная литература
2. Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003
3.Активные и традиционные методы обучения//http://rudocs.exdat.com/docs/index-415663.html( дата обращения 12.2013)
1 Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003
2 Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003
3 Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003
4 Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003
Курсовая работа: «Внедрение активных методов обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курсовая работа
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
на тему: Особенности внедрения активных методов обучения в
практику работы педагога дополнительного образования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание активных методов обучения…..……….…6
1. 2. Характеристика активных методов обучения………. …………….9
1.3. Эффекты активных методов обучения……….……………………..13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
2.1 Квест как метод активного обучения в практике педагога
2.2 Практические рекомендации по внедрению активных
методов обучения для педагогов дополнительного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению учащихся; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.
Уроки с использованием современных средств и методов обучения повышают мотивацию, пробуждают интерес школьников к предмету. Методы обучения приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности. Активные методы обучения методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить учащегося к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Групповое обучение это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является группа. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Проблеме активизации учения школьников посвящены исследования ученых, педагогов, психологов, дидактов и методистов. Среди которых находятся работы Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королева, И.Я.Лернера, А.К.Марковой, М.Н.Скаткина, И.И.Тихонова, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и других. Однако эта проблема без преувеличения крайне актуальная и центральная.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя. Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы курсовой работы. Традиционные методы обучения не всегда достигают определенной цели. Активные методы отличаются от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в основе последнего лежит принцип передачи учащимся знаний в готовом виде; в случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности учащихся. Следовательно, необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения, вовлекая их «в предлагаемые обстоятельства», что усиливает личностную сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивает учебное сотрудничество, прививает умение самостоятельной работы. В таких условиях учащиеся становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность учащихся. Цель исследования – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения. Объектом исследования является процесс использования активных методов обучения в дополнительном образовании школьников. Предметом исследования являются особенности внедрения активных методов обучения в практику работы педагога дополнительного образования. Задачи исследования:
дать определение понятия «активные методы обучения»;
проанализировать состояние проблемы в теории и практике дополнительного образования;
определить особенности использования активных методов обучения в дополнительном образовании;
выработать практические рекомендации педагогу дополнительного образования по внедрению активных методов обучения школьников. Методы исследования : анализ научной литературы, контент-анализ понятий, обобщение, систематизация, педагогическое наблюдение. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Сущность и содержание активных методов обучения
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов обучения (АМО). Поэтому иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. В других случаях, авторы сужают понятия активного метода обучения, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи. Например, активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи этих методов не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя. Исходя из вышесказанного, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. А.Вербицкий интерпретирует сущность активного обучения следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня в активном обучении нет четкой теоретической концепции, подходы и методы смешиваются под одно название, нет общепринятой классификации методов. Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя имитационные и неимитационные активные группы обучения. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. Таким образом, можно сказать, что активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
1.2. Характеристика активных методов обучения
система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.
наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;
взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении. Для того чтобы не погасить активность школьников, учитель не должен:
превращать дискуссию в контрольный опрос учащихся;
давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение;
занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы;
помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является ученик: нужно ждать активности от него, а не от самого учителя, который выступает в роли консультанта, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна. и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.
С появлением технологии активного обучения давно известные Учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов (еловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.
Квест – сравнительно недавно сложившаяся педагогическая технология, в которой совмещены элементы игры, мозгового штурма, тренинга. Квестовая технология может быть направлена на выполнение обучающимися проблемных заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов (в том числе и ресурсов сети Интернет). Поскольку квест-технология представляет собой относительно новое явление в отечественной педагогике, до сегодняшнего дня отсутствуют единые подходы к ее научному определению и, соответственно, системные классификации существующих педагогических квестов. Исследователь И. Н. Сокол аналитическим путем выделил ряд характерных признаков, на основании которых в современной инновационной педагогической практике обычно подразделяют квест-технологии (по научной концепции усвоения опыта, по уровню применения, по отношению к учащемуся, по ориентации на личностные структуры, по типу организации и управления деятельностью). В результате этот автор предложил достаточно развёрнутую модель классификации педагогических квестов. Но для современной практической педагогики гораздо более важно знать, какие компетенции формирует у учащихся та или иная разновидность квест-технологии. Квест-технология – развивающийся феномен, поэтому он непрерывно трансформируется. Сегодня, на наш взгляд, можно выделить два основных типа современных образовательных квестов: web-квесты и экскурсионные квесты (маршрутные квесты). Несмотря на сравнительную молодость кейсового движения в российской образовательной среде, преподаватели различных учебных дисциплин предлагают свои собственные подходы к составлению и проведению образовательных квест-программ. Однако опыт использования экскурсионных квест-технологий встречается нам гораздо реже. А ведь еще основоположник современной географической науки Н.Н. Баранский признавал особую важность экскурсии в образовании и воспитании учащихся, в частности, он утверждал, что экскурсия – это перевод географии со страниц учебника в жизнь.
Эффективность активных методов обучения
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
2.1 Квест как метод активного обучения в практике педагога дополнительного образования
В качестве научного эксперимента, для внедрения активных методов обучения, научными сотрудниками городского музея были разработаны квесты-игры для учащихся учебных заведений города Макеевка. Как показала практика обучение происходит незаметно и при решении поставленных игровых задач учащиеся запоминают большой объем разнообразной информации гораздо эффективнее, чем в условиях стандартной экскурсии или классического урока.
Так, игра-экскурсия, где участникам экскурсии предлагается решить интеллектуальные задачи, воспользовавшись экспонируемыми музейными предметами. При знакомстве с историей заселения края юный экскурсант может не только визуально, а и тактильно познакомиться с предметами быта, созданными представителями разных этнических групп. Экскурсия – форма организации процесса обучения, которая давно применяется в практике учреждений среднего, среднего специального и высшего образования. Она объединяет учебный процесс с жизнью общества, позволяет реализовать целый ряд общедидактических принципов (научность, наглядность, связь с общественной практикой, активность обучаемых и т. д.). В то же время экскурсия выполняет ряд воспитательных задач:
● содействует формированию у обучающихся мировоззрения, идеалов и системы ценностей;
● развивает потребностно-мотивационную сферу личности обучающихся;
● оказывает влияние на их профориентацию;
● реализует основные направления воспитательной работы (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, трудовое, экологическое и др.). Традиционные формы музейно-педагогической работы призваны, в первую очередь, информировать и обучать, однако потенциал музея позволяет стимулировать развитие творческих начал, исследовательской деятельности. Поскольку система образования актуализировала задачу формирования исследовательских умений и навыков, краеведческий музей открывает широкие возможности для внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.
Внедрение активных методов в образовательный процесс учебных заведений города способствовало разработку и проведение квест-игр: «От Дикого поля к индустриальной Макеевки», рассчитана на учащихся 5-8 классов, где учащиеся изучают и закрепляют знания, полученные на уроках об истории родного края начиная с появления первобытного человека до начала 17 века; квест для старшеклассников и студентов учебных заведений города «Макеевка в 20 веке»; квест-игра «Нам дороги эти позабыть нельзя…», посвященная Великой Отечественной войне, рассчитаная на старшеклассников и студентов колледжей. В условиях квест-игр учащиеся с помощью различных типов заданий расширяют, углубляют и закрепляют свои знания по истории. Типы и тематика заданий позволяют охватить весь комплекс исторических процессов и событий, основные персоналии и географию действий, при этом в каждое задание включается местный аспект истории данного периода.
Главной целью квест-игр стояло закрепление полученных на уроках истории и краеведения знаний по отечественной истории, содействие формированию у учащихся и студентов гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания в процессе изучения истории города Макеевки в ХХ веке. Задачами квеста, является: приобщение учащихся и студентов к изучению истории города Макеевки в ХХ веке; развить чувство коллективизма, взаимовыручки, умения работать в команде; повысить познавательный интерес к обучению; популяризировать музейный квест как один из способов организации досуга молодежи.
Также, внедрением активных методов обучения является краеведческая конференция – мероприятие, основной целью которого является приобщение ученической молодежи к исследовательской и творческой деятельности по изучению родного края, привития молодежи навыков проведения поисковой работы, выполнения творческих работ, закрепления опыта их публичной защиты.
2.2 Практические рекомендации по внедрению активных методов обучения для педагогов дополнительного образования
В результате изучения психолого-педагогической литературы по внедрению активных методов обучения в работе педагога дополнительного образования, в частности разработка и изучение опыта других педагогов дополнительного образования, автором данной работы были разработаны практические рекомендации по внедрению активных методов обучения. Педагогу следует учитывать, что:
1. Организует внимание и повышает интерес в обучении опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. 2. При выборе активных методов необходимо принимать во внимание: возрастные особенности учащихся, специфику занятий, уровень развития учащихся, их возможностей, уровень материально-технического оснащения учебного учреждения.
3.Задания на занятиях должны быть по силам всем учащимся. 4.Нетрадиционное начало занятия способствует эмоциональному настрою (использование ребуса, загадки, анаграммы).
5.Следует применять на практике не только свой опыт работы, но и опыт работы других педагогов. 6. Позитивный настрой педагога, поддерживающего самостоятельную работу учащихся, их инициативу, творчество, командную игру, соревнование, а также использующего разнообразные формы обучения оказывают сильное мотивирующее действие на учащихся. 7. Увлеченность предметом, стремление пополнять свои знания, а также любовь к своей работе в значительной степени влияют на то, как учащиеся относятся к процессу обучения. Ведь учитель – пример для подражания.
Эффективность внедрения активных методов в процессе обучения будет заключаться в следующем:
1. Преподнесение насущной практической необходимости в знаниях для жизни человека.
2. Использование яркого, красочного раздаточного и наглядного материала на занятиях.
3. Создание нестандартных ситуаций в процессе обучения.
4. Создание проблемных ситуаций, в которых должны содержаться трудности, поиски способов их решения.
5. Использование дифференцированного подхода с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Использование занимательных ситуаций, историй, головоломок, кроссвордов и др.
7. Организация на каждом занятии сотрудничества учащихся не только с учителем, но и со сверстниками (групповая работа).
8. Применение творческих заданий в процессе обучения.
9. Внедрение занимательных задач со сказочными сюжетами и образами.
10. Использование игровых методов обучения на любом этапе занятия.
11. Проведение занятий использованием компьютерных презентаций, интерактивных тренажеров.
12. Создание и поддерживание атмосферы доверительного общения, основанной на положительном отношении педагога к учащимся, к постановке ими познавательных процессов, одобрительной оценке их активности, обращенных к педагогу (сомнения, возражения, указания на трудности, просьба о помощи).
Педагогу необходимо соблюдать некоторые требования к проведению дидактических игр:
игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к занятию;
правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
материал игры должен быть посилен для всех детей;
дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок;
подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Таким образом, правильно организованная работа на занятиях способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Несомненным фактом мастерство педагога, его собственное отношение к процессу обучения. Очень важно, чтобы учащиеся переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.
В методических рекомендациях отражены наиболее актуальные вопросы теории и практики применения активных методов обучения: понятие и классификация активных методов обучения, рекомендации по выбору видов активных методов обучения при реализации различных учебных задач, основные методические подходы к организации групповой работы и т.д.
1. Выбирая метод обучения, педагог должен учитывать время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности учащегося.
2. Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.
3. Залог успеха – заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов обучения.
4. При выборе групповых и коллективных форм организации работы с
обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.
5. С целью формирования общих и профессиональных компетенций рекомендуется учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения.
6. Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в учебное занятие.
7. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний. Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. В заключении хотелось бы сказать, что приведенные здесь активные методы обучения – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игр обучения. Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего объединения.