активные методы обучения на уроках литературы в старших классах

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

активные методы обучения на уроках литературы в старших классах

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Этапы урока

Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Приемы мотивации

активные методы обучения на уроках литературы в старших классах

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Приём «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.

активные методы обучения на уроках литературы в старших классах

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.

Этап актуализации

Прием «Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приём «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.

активные методы обучения на уроках литературы в старших классах
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

Этап первичного закрепления знаний

Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.

То же самое с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.

Приём «Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.

Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»

Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:

учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:

они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.

Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

Этап рефлексии

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Приём «Суперконтрольная»

Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.

На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.

На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.
Выставляется средняя оценка.

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.

Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).

Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Источник

Активные формы и методы работы на уроках литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активные формы и методы

работы на уроках литературы

Учитель является главным действующим лицом педагогического процесса, именно к нему сегодня предъявляются новые требования.

Тип учителя – информатора ушел в прошлое. Необходимы новые подходы к организации учебной и внеурочной деятельности, новые формы и методы обучения.

В педагогической литературе методами обучения называют определенные «способы взаимодействия учителя и учащихся (при руководящей роли учителя), направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания».

Деятельность учителя и ученика имеет свою специфику и свою цель. Основная цель учителя – обучая, развивать и воспитывать. Он излагает учебный материал, а учащиеся его усваивают, он объясняет, показывает применение тех или иных знаний, руководит познавательной деятельностью школьников, а ученики овладевают этими знаниями, развивают свои познавательные способности и творческие силы. Со временем учащиеся овладевают такими умениями и навыками, которые позволяют им самостоятельно добывать знания.

Чтобы знания школьников были более качественными, существенную помощь оказывают, конечно же, активные формы обучения.

Активными же являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход, личностно- ориентированное обучение, развиваются творческие способности каждого ученика.

Но прежде чем рассказать о них, хотелось бы напомнить слова М.А. Рыбниковой: «Методика преподавательской литературы (языка) должна быть признана одной из научных педагогических дисциплин, поскольку она, базируясь на элементах литературоведения, языкознания, педагогики и возрастной психологии, создает в результате свою систему доказательных и обдуманных мероприятий».

Я изучила и применяю в процессе преподавания литературы такие активные формы и методы:

приемы комментированного прочтения произведений;

Ученик должен иметь возможность участвовать деятельностно во всех этапах урока.

Практикую привлечение учеников не только к участию непосредственно в уроке, но и к подготовке к нему.

Одним из таких приемов является «Лекция вдвоем». Эта форма проведения урока эффективна: ученики имеют возможность представить перед одноклассниками в роли учителя и показать свои способности и знания.

Стараюсь привлечь учащихся к планированию предстоящего урока через предварительную работу: опережающие задания, индивидуальные сообщения, рефераты, подготовка наглядности к уроку.

Используя лекцию как один из активных методов работы, стремлюсь правильно реализовывать все три формы деятельности учащихся, оптимально сочетая их на уроке:

Восприятие материала, при котором работают мышление, воображение, память, речь.

Участие ребят в сообщении учебного материала (реферат, краткое сообщение, выразительное чтение).

Самостоятельная работа во время слушания лекции и после прослушивания ее.

Стараюсь вести ученика к открытию истины, которое совершает он сам, и в этой деятельности развиваются не только его мышление, самостоятельность, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.

Учу ребят высказывать самостоятельные суждения, уметь отстаивать, утверждать свою точку зрения.

Современное прочтение классики на уроках – это проникновение в ее глубины, это работа над текстом, это слово учителя, это выразительное чтение и чтение с комментариями, беседы, диспуты – весь арсенал активных методов.

Изучаем пьесу А.М. Горького «На дне».

Одиннадцатиклассники уже убеждены, что пьеса, написанная более 100 лет назад, затрагивает и те проблемы, которые их очень интересуют. Перебрасывание мостиков из современности к произведению классики и от него снова к современности позволяет находить ответы на волнующие учащихся вопросы. И наиболее важный из них, который не может не возникнуть в связи с пьесой «На дне», – что такое подлинная доброта? Этот вопрос возникает каждый раз, когда речь заходит о Луке. Кто он? Добрый человек или лжец? Чтобы ответить на этот вопрос, прошу ребят вспомнить, как ведут себя они, если их постигло горе. Учащиеся понимают, что Лука, желая добра ночлежникам, утешал их. Даже приболев, мы сами ищем сочувствия от окружающих. А ведь ночлежники не просто приболели – они на краю гибели. Вряд ли они надеются на Луку, но выслушать его соображения они готовы.

И класс уже согласился, что утешить человека в беде надо. Пожалеть человека – это по-человечески.

– Но ведь утешения Луки погубили Актера? – задаю вопрос классу.

И снова мы вместе ищем ответ. Погубили не утешения. Актер загорелся желанием «возродиться» под влиянием Луки, а когда понял, что это невозможно, поспешил «сойти со сцены».

И все-таки, какой вывод? Утешать или не утешать?

На эти вопросы ответить трудно. Но, по-моему, более четко, понятно и доступно, чем сказано у театрального критика Юзовского, ответить нельзя: если житейски Лука прав, то жизненно не прав.

– Как понимать слова «житейски» и «жизненно»? Что выше «житейски» или «жизненно»?

– Выше, конечно, «жизненно», – отвечают ученики. И тут становится понятно, почему утешение может обречь человека на бездействие, а в условиях жизни ночлежников привести к гибели.

От этого вывода идем к осмыслению других проблем пьесы.

Такая работа способствует развитию самостоятельности, усиливает творческое и личностное начало учащихся и направлена на постижение идейно-художественного содержания произведения, а значит, на его прочтение.

Уже много лет использую опорные схемы-конспекты на уроках литературы.

ОСК по литературе – дидактическое средство, в котором учебный материал представлен сжато, в виде системы опорных слов, обозначений, рисунков, позволяющих восстановить недостающие звенья информации по ассоциативной связи.

Глубоко убеждена, что у выбранной темы не может быть конца, как нет пределов и границ у процесса познания и раскрытия личности ученика и учителя.

Источник

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активные формы и методы обучения

на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

— включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

— усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

— создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

С. Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.

Условно активные формы обучения можно разделить на:

-активные формы уроков;

— активные методы и приемы обучения;

— активизацию исследовательской деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Активные формы уроков.

— игровые формы уроков;

— мультимедийные технологии обучения.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Игровые формы уроков.

Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы уроков, как

— урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;

— урок-спектакль или концерт;

Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).

Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником (Библия, «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.

Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной работы становится:

— формирование итегративного мышления;

— способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;

— формирование творческого подхода к информации.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.

Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

— творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;

— поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);

— создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников младших классов.

Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.

Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это:

— групповые формы работы;

— разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;

— учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою: Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);

— нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;

— создание ситуации выбора (многовариативность заданий);

— составление схем-опор, использование алгоритмов.

-игровая учебная деятельность;

— различные приемы устного и письменного опроса.

В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции (метод) идет беседа (прием активизации мышления).

Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки.

Активные формы обучения на уроках литературы

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению.

Наше учительское представление о произведении сформировалось давно, и мы живем с уверенностью, что ученики воспринимают книгу так же, как и мы. А это далеко не так. У них разная оценка поступков, личностных качеств литературных героев. Проводя аналогичное анкетирование в 5 классе перед изучением повести А.С.Пушкина «Дубровский», я обнаружила, что нынешние ученики готовы к более серьезному анализу произведения, чем пятиклассники предшествующих лет. Так, отвечая на вопрос, почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, обучающиеся предложили около полутора десятков ответов: потому, что у нее в душе был какой-то страх пред будущим; она не могла решиться на этот шаг: воспитание такое; она ждала Дубровского весь день; когда Маша была уже обвенчана, Дубровский появился, а в ней вспыхнула гордость; потому что она, как и Дубровский, была человеком чести и слова; она очень любила отца и не могла нарушить обязательство, данное отцом князю Верейскому.

Исходя из этой оценки героев учащимися, я стараюсь выстроить систему уроков по изучению литературного произведения. Например, при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на первом уроке я представляю план работы всех последующих уроков, предлагаю вопросы при чтении повести, план характеристики главных героев, умение найти отличительные качества братьев и записать их в предложенную таблицу, составить кроссворд, литературную викторину по повести, нарисовать рисунки самых значительных (по мнению ученика) эпизодов книги и оговариваю, что заключительным уроком будет урок – суд над Андрием ( с распределением ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей). Толчок к спору – различные точки зрения на героев, взятые из ученических работ, был дан. Центральным вопросом урока был вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно). А также предлагаю приготовить кому-нибудь слово в защиту любого героя произведения.

Обязательно на уроках использую видеоматериалы фильма «Тарас Бульба», которые вызывают дополнительный познавательных интерес к повести, но даю задание, например, «Сравни эпизод боя и смерти Андрия в книге и в фильме».

По аналогии в старших классах я проводила урок – спектакль «Неужели зло так привлекательно?» суд над Печориным. Целью урока было способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии.

Изучать восприятие учеников литературного произведения можно и иначе. В 5-7 классах этой цели могут послужить иллюстрации к произведению, еще лучше создание обложек (при условии, что ребята знают: обложка должна выражать идею, суть произведения). В классе, где любят рисовать, я предлагаю такие задания: придумать и нарисовать герб усадьбы (Троекурова, Дубровского), любимые эпизоды, портреты героев. А если не умеют рисовать – попробуйте описать словами. А затем можно предложить рецензию на эти виды работ: какая из иллюстраций одноклассников лучше отражает авторскую точку зрения, почему?

В старших классах интересно предложить задания, развивающие художественное мышление учеников, стимулирующие воображение. Например, при изучении комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», обучающиеся пишут «Письмо восхищенного зрителя» или «Письмо рассерженного зрителя».

В классе, где уроки строятся на изучении восприятия учеников, где ребята оказываются создателями важнейших проблемных ситуаций и вопросов, постепенно создается атмосфера доверия, ученики учатся слушать слышать не только учителя, но и друг друга. Значительную роль играют уроки с введением элементов инсценировок, особенно при изучении эпических и драматических произведений. Так, при изучении творчества Пушкина мы инсценировали сцены дуэли между Онегиным и Ленским, свидания Татьяны и Онегина, письмо Татьяны. А в 5 классе ученики с удовольствием инсценируют повесть Пушкина «Барышня и крестьянка». Инсценирование предполагает работу над костюмами, привитие некоторых сценических навыков, а это требует дополнительного времени для работы с обучающимися. Однако затраченные усилия окупаются тем, что художник слова становится ближе и дороже ребятам, его произведения – понятней и необходимей.

В.Г.Белинский писал в свое время: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище». Например, урок о жизненном и творческом пути С.Есенина можно построить и как урок – концерт в сочетании с рассказом о жизни поэта, выступлениями о судьбе отдельных его произведений. Поэтический материал звучит в музыкальном сопровождении: это хоровое и сольное исполнение романсов на стихи С.Есенина, слушание близких по настроению музыкальных пьес, особенно для гитары, в грамзаписи или в исполнении владеющих инструментом детей, учителей. Большое значение здесь имеет оформление кабинета, помогающее воссоздать эпоху, мир поэта, призванное вызвать нужный эмоциональный отклик.

Одной из форм проведения литературных вечеров – устные журналы, где каждому педагогу с ребятами – артистами представляется страница. Учителя-словесники играют в спектаклях вместе с учениками. Последняя страничка, как правило, поэтическая, где выступают все желающие со своими стихами.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
— творческие проекты. Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;
— ролевые игры.

— уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются обучающимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями);

-ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.

3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

Слово-главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову стараюсь с самого начала работы. Изучения художественного произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова. При этом разрешаю пользоваться учебником-хрестоматией, словарями, другими источниками.

4. Работа над выразительным чтением:
— логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ:
— позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами:
— с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

Предлагается такая форма проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях.

Интересными оказываются групповые формы работы на уроке. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни из них могут быть поставлены учителем, другие должны сформулировать ученики (например, определить проблематику произведения и выбрать наиболее интересную проблему для анализа). Распределяются вопросы для работы по-разному: каждая группа получает свой вопрос; все группы отвечают на одинаковые вопросы. Что дает групповая форма работы? Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться (не так стесняются). В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого состязания, соревнования.

Ученики 5- классов любят играть. Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями, используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, или братьев Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации или подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Элементы игры могут присутствовать при выполнении серьёзных заданий, довольно трудных для ребят. Допустим, даю задание сделать диафильм по сказке или по рассказу. Предваряю его такими словами: «сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача…». Очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают диафильм, спорят, предлагают свое решение, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характер героев.

Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.

1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.

2. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р.И. Альбеткова –М., Просвещение, 1991.

3. Бондаревская Е.В. Личностно –ориентированный подход как технология модернизации образования. – Методист, 2003, № 2.

4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. – Литература в школе, 1996, № 5.

5. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.

6. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся. – Русский язык в школе, 1991, № 3.

7. Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.

8. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992.

9. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. – Русский язык в школе и дома, 2003, № 1.

10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический поиск», 2002.

11. Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н.В. – Калинин, 1980.

12. Ничкова Т.А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *