активные методы обучения на уроках обж
Дипломная работа: Активные методы организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности (2019) ОМГА
Содержание
1 Теоретические основы применения активных методов обучения в процессе обучения 6
1.2 Активные методы обучения, применяемые на уроках ОБЖ.. 11
2 Опытно-исследовательская работа по организации учебно-воспитательной деятельности на уроках ОБЖ с применением активных методов обучения. 32
2.2 Разработка программы обучения с применением активных методов на уроках ОБЖ 40
Заключение. 57
Приложения. 66
Введение
Активные методы обучения (АМО), к примеру, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы заставляют учащихся активно мыслить и применять на практике полученные знания, помогают детям сконцентрировать внимание на изучении материала, поддерживают высокий уровня работоспособности в продолжение урока.
Актуальность темы обусловлена тем, что для формирования у школьников определенных знаний и умений правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера необходимо использовать такие методы обучения, которые характеризуются наибольшей включенностью обучающихся в образовательный процесс.
1 Теоретические основы применения активных методов обучения в процессе обучения
1.1 Понятие активных методов обучения и их классификация
Развитие активные методов обучения связано с желанием педагогов и тренеров активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся и помочь их самореализации.
При активных методах обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль, и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [12].
1.2 Активные методы обучения, применяемые на уроках ОБЖ
Активное обучение на уроках ОБЖ предполагает применение следующих АМО: проблемное обучение, метод разработки проектов, анализ конкретных ситуаций, деловые управленческие и ролевые игры, проведение круглых столов и мозговых штурмов и т.п., ориентированных на личностные особенности каждого ученика, на его активное участие в самореализации, получение качественных знаний, профессиональных умений, творческое решение конкретных проблем.
На рисунке 1 дано разнообразие форм, методов, принципов и признаков АМО на уроках ОБЖ.
Рисунок 1 – Классификация активных методов обучения
1.3 Анализ деятельности учителя ОБЖ по использованию активных методов обучения
Итак, с учетом вышесказанного можно сделать вывод: применение АМО на уроках ОБЖ дает возможность активизировать образовательный процесс, повысить эффективность усвоения нового материала и интерес учащихся к его изучению.
Сущность активных методов обучения состоит в следующем: образовательный процесс организуется так, что все его участники вовлечены в него и могут понимать и анализировать то, что они знают, делают и думают. Совместная работа в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
2 Опытно-исследовательская работа по организации учебно-воспитательной деятельности на уроках ОБЖ с применением активных методов обучения
2.1 Диагностика исходного уровня знаний школьников в рамках обучения на уроках ОБЖ
Методики исследования: методика «Отношение к предметам» автор Л. Балабкина, разработан тестовый материал по теме «Основы здорового образа жизни» и «Культура безопасности» на основе сборника тестов А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова.
2.2 Разработка программы обучения с применением активных методов на уроках ОБЖ
1. На основании анализа и обобщения научно-теоретических и методических исследований определить систему работы.
2. Разработать содержание учебно-воспитательной деятельности.
3. Отобрать и разработать уроки с применением АМ.
4. Апробировать систему работы.
2.3 Анализ эффективности проведенной работы
Так как проведенные занятия с применением активных методов обучения на уроках ОБЖ направлены на развитие познавательных интересов, а так же раскрытию творческого потенциала, быстрого принятия решения
По итогам тестирования по теме «Основы здорового образа жизни» мы получили показатели, которые даны в приложении 8.
После проведенных уроков с применением активных методов обучения мы повторно провели диагностику уровня отношения к предмету ОБЖ. Школьники еще раз ответили на вопросы из методики Л. Балабкиной.
Полные результаты повторной диагностики отношения предмета ОБЖ представлен в приложении 9. На рисунке 9 представим сравнительные результаты КГ и ЭГ по отношению к предмету ОБЖ, после проведенных занятий с применением активных методов обучения.
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников заключается в том, что знания, которые дети получили в контексте этого предмета, дали возможность ребятам не только интеллектуально развиваться, но и применять теоретические знания на практике, чтобы реализовать процесс адаптации к социальной действительности и обеспечить собственную безопасность.
Опыт применения активных методов обучения на уроках ОБЖ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Применение активных методов обучения на уроках ОБЖ Белобрюшкова Елена Алексеевна, учитель основ безопасности жизнедеятельности МБОУ г. Мурманска СОШ № 1 Областной марафон обобщения педагогического опыта: «Урок в современной школе»
«Думая о лучшем будущем, ты даёшь ему возможность осуществиться» Бернар Вербер
Урочная деятельность дискуссия игра индивидуальная
Ситуационные задачи: Представьте, что в походе, неудачно забравшись на горку, Вы сломали лыжную палку. Составьте алгоритм действий из предложенных вариантов.
Набор медикаментов для оказания доврачебной помощи Поселок, в котором ежегодно проходит мероприятие «Лыжня Дружбы» Состояние человека, когда на всю его Поверхность тела воздействует холод, а температура при этом падает ниже 35 ˚С Самое древнее приспособление для передвижения по снегу Расстояние, которое необходимо преодолеть лыжнику
Дискуссии Расскажите как надо вести себя, если незнакомый человек позвонил к вам в дверь. 2. Расскажите как надо себя вести, если вы встретили незнакомого подозрительного человека в подъезде дома.
Участие в конкурсах и олимпиадах
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Известно, что для решения проблемы повышения уровня безопасности человека в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), вопросов социальной адаптации школьников, формирования их нравственных основ, получения практических навыков в области поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях надо активно использовать возможности образовательной деятельности.
Для того, чтобы начать работу в нужном направлении, необходимо определить смысл образования в области безопасности жизнедеятельности. Для меня смысл этот сегодня заключается в том, чтобы опираясь на личностные качества обучающегося, его моральные ценности и жизненные приоритеты добиться того, чтобы главным для ученика стали не знания как самоцель учения, а процесс применения этих знаний к реальным ситуациям, способность адаптировать полученные навыки к окружающим человека условиям.
В связи с этим возникает вопрос об организации на уроках ОБЖ активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению опыта школьников. Для решения данного вопроса в своей работе использую активные методы и формы обучения.
«Активные формы в преподавании ОБЖ».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Чернухинская средняя школа»
учитель ОБЖ Пахутин Е.Ю.
«Активные формы в преподавании ОБЖ».
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и утомляющая детей неорганизованность и межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Разные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. Успешность освоения учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов.
Общий подход к реализации всего программного комплекса «ОБЖ в школе» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60-70 % учебного времени отводить активным формам. Нужно помнить, что проведение практикумов, конкурсных программ, инсценировок, тренинговых занятий, ролевых игр в значительной степени повышает заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасной жизнедеятельности.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении желание учиться, без которого он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и не превращать этой работы в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении стаяла и стоит по сей день.
1). Занимательные задания
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку, превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу обучению.
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.
Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
— Занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой теме предмета;
— Решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;
— Важен последовательный переход от простых задач к сложным;
— Учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;
— После решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
В практике преподавания ОБЖ, широко используются вербальные (словесные) головоломки. Широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.
Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.
Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.
Очень хороший результат дает задание учащимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Желательно вначале проверить ошибки, делающие его решение невозможным. Как правило, учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более, что задание знакомо им и по другим учебным предметам. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются с учащимися других классов.
Чайнворд – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ».
Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеклассное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе.
Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.
Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу учащихся.
Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.
Накормишь – живет,
напоишь – умрет.
(Огонь.)
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Дата публикации: 18.03.2019 2019-03-18
Статья просмотрена: 397 раз
Библиографическое описание:
Косовская, М. А. Использование активных методов на уроках ОБЖ / М. А. Косовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57226/ (дата обращения: 05.11.2021).
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и мыслительной деятельности. В данной работе представлена характеристика некоторых видов активных методов, пример использования одного из них на уроке и их эффективность. Появление активных методов способствует обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Ключевые слова: активные методы, анализ, метод, самообучение, активная деятельность, обучение.
При изучении Основ безопасности жизнедеятельности одним из важных структурных элементов процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих компетенций, которые всегда находится в зоне пристального внимания. [1, 24 с.] Для формирования ключевых компетенций на занятиях можно применить следующие методы:
анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, игровое производственное проектирование — активный метод обучения, семинар-дискуссия — процесс диалогического общения участников, «Круглый стол» — форма познавательной деятельности обучающихся, а дискуссия — часть «круглого стола» по любой тематике.
Педагогические игровые упражнения — разновидность развлекательных игр: викторины, конкурсы, состязания, кроссворды. Многие виды активных методов применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. [3, 21 с.] Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с задачами и целями урока.
Цели
Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала
Групповая дискуссия, мозговой штурм, семинар-дискуссия
Эффективное предъявление теоретического материала
мозговой штурм, деловая игра
деловая игра, семинар-дискуссия
Применение знаний, умений
Развития навыков активного слушания
Рекомендации по использованию активных методов обучения из опыта работы в политехническом отделении ГБПОУ ЮЭТ.
УРОК ИГРА «Береженного Бог бережет». Использование игровых ситуаций, мультимедийных средств и практических навыков способствует повышению интереса к рабочей профессии, повышению самооценки студентов и стремлению расширить свой кругозор в профессиональной сфере. [5, 33 с.].
Помимо теоретических вопросов организован практический конкурс по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Форма: интеллектуально — игровая (викторина).
Цель: Познакомить учащихся с основными причинами поражения электрическим током. Действием электрического тока на организм человека. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током
формирование знаний и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций с электрооборудованием, по характерным признакам анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи: Образовательная: знать правила электробезопасности, дать возможность студентам в разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные раннее знания.
Воспитательная: способствовать воспитанию у студентов неукоснительного выполнения правил электробезопасности
Развивающая: активизировать развитие памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, связанных с использованием электроприборов.
Оборудование: АРМ, огнетушители, плакаты, презентация, фильм
Участники игры: студенты групп первого курса.
Мотивация темы урока. Демонстрация видеоролика с нарушениями правил электробезопасности.
Вопрос: как вы думаете, как называется тема нашего урока?
Электробезопасность в быту и на производстве.
Изложение нового материала:
І этап. Викторина “ Электробезопасность”.
Итак — первый тур разминочный. Вопросы по электробезопасности. Для ответа необходимо поднять руку с места.
ІІ этап. “Найдите нарушения». Каждой команде предоставляются фото с нарушениями требований охраны труда. Найти 3 нарушения. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
III.Тур И завершающий этап — практический проводит каждая группа самостоятельно. Разработка проекта каждой командой самостоятельно «Электричество наш друг или враг?» Придумать ситуационную задачу о нарушениях правил электробезопасности.
Предлагаются ситуации с ранениями студентов; аптечка первой медицинской помощи. Необходимо как можно быстрее и правильнее оказать первую помощь при ожогах, переломах, травмах, реанимационных мероприятиях и как провести освобождение пострадавшего от воздействия электрического тока.
Заключение: Видеофильм. «Памятка по электробезопасности». Подведение итогов игры. Слово почетному жюри. Награждение победителей.
В заключение раскрывается, что активные методы позволяют так же эффективно в процессе урока осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры, отвечающие современным потребностям общества. Активные методы обучения помогают на более легком уровне усвоить изучаемый материал и повысить качество обучения. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения.
Применение активных методов обучения на уроках ОБЖ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Применение активных методов обучения на уроках ОБЖ
Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое.
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию учимся оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни.
Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально- комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.
В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:
Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
Технологии дифференцированного обучения;
Технологии интегрированного обучения;
Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.
Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
В сфере преподавания курса ОБЖ находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках открытия нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому заданию. Суть подводящего диалога заключатся в том. Что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового задания.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперименты или наглядности. Второй прием «актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
2. Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках ОБЖ могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.
IV группа игр – строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
V группа игр – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.
Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.
3.Технология уровневой дифференциации.
Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и дает данная технология.
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми.
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.
4. Технология интегрированного обучения.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.
Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.
6. Технология проектной и исследовательской деятельности.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.
Использование проектного образования позволяет:
Актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося.
Позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе.
Помогает выполнять работу в собственном ритме.
Использовать полученные знания в практическом применении.
Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и примы деятельности.
Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности.
Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.
Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.
Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.
7. Информационные и коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ:
Улучшение качества обучения.
Изменения в методах и организационных формах работы учащихся.
Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде.
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Excel, PowerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.
Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.
Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – рост обученности учащихся по ОБЖ. Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях разных уровней и их результативность.