активные методы обучения на уроках русского языка и литературы по фгос
Мастер-класс ««Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы, как средство реализации «ФГОС»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Мастер-класс2.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «Куликовская СШ» Учитель русского языка и литературы Белова Т.В.
Современное обучение предполагает вместе с детьми…
Цели: рассмотреть активные методы в обучении; выделить особенности АМО.
Активные методы обучения (АМО)— это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Активные методы обучения – это:
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
Иностранная инструкция по уходу за швейными изделиями: Перед стиркой выверните платок на левую сторону Прием «Невозможное – возможно»
Прием «Необычное в обычном»
Желание ученика выразить в полной мере себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»
Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной
Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяет:
Пусть каждый урок станет открытием! Пусть жажда открытий и ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества! Е.Н.Ильин
Выбранный для просмотра документ мастер-класс.docx
Сегодня вашему вниманию я представляю мастер- класс на тему: « Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы, как средство реализации «ФГОС»
Современное обучение предполагает вместе с детьми…
Ставить проблему и находить решение
Применять знания в новой ситуации
Работать в команде
Исследовать и проектировать
Стремиться к активной мыслительной и практической деятельности
Цели:
1. рассмотреть активные методы в обучении;
2. выделить особенности АМО
Активные методы обучения (АМО)— это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Виды АМО: Драматизация, кластер, проблемные ситуации, работа с текстом, дискуссии и тд.
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cin q »-пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Слайд 7 Мастер- класс
Правила составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Особое внимание мне хотелось бы уделить отличительным особенностям активных методов обучения на уроках литературы и русского языка.
Первая отличительная особенность АМО
Прием «Невозможное – возможно»
Иностранная инструкция по уходу за швейными изделиями: Перед стиркой выверните платок на левую сторону
Прием «Необычное в обычном»
Вторая отличительная особенность АМО:
Желание ученика выразить в полной мере себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»
Третья отличительная особенность АМО:
Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-106264
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС перед преподавателем ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Перед педагогом ставится задача абсолютно нового подхода к организации обучения, где широко применяются активные и интерактивные методы обучения, способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся, развитию аналитических способностей, формированию ответственного отношения к собственным поступкам, развитию навыков целеполагания и планирования, формированию и развитию эмоциональных контактов в коллективе.
Преподаватель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы обучающиеся задавались вопросами: «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым подростком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребенок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как
— «Улыбнемся друг другу»
Такая работа позволяет создать благоприятный настрой.
Эта работа позволяет понять каждого обучающегося, а полученный материал в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода в работе. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
Методы заключаются в следующем. Обучающимся предлагаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы, таблица и т.д. для определения ожидания ( что хотел бы получить от урока, обучения в целом и чего опасается). Ребенок записывает и прикрепляет на определенную «поляну», «дерево» и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Методы и приемы на уроках:
Например, тема урок: «Язык и человек. Язык и речь. Речь устная и письменная». Ролевая игра «Вы пришли в библиотеку (магазин…)». Охарактеризуйте условия общения: С кем будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации?
Тем: «Виды предложений»
А) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищите владельца. Вы должны обратиться к окружающим.
Б) Вы контролер. Ваша цель-проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. Вы поочередно обращаетесь к каждому, требуя показать билет.
В) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздает пассажирам билеты. Он вручает билеты поочередно пассажирам.
Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.
Например, о происхождении слова копейка (родственное слову копье).
Кроссворды, ребусы, обычные загадки тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают лучше понять законы родного языка. Игра со словами – это не только развлечение, но и серьезная работа.
Игра «Волшебная лесенка». Попробуйте спуститься вниз по лесенке, заполняя каждую ступеньку именем существительным. При выполнении этого задания можете пользоваться орфографическим или толковым словарем.
Например, тема : Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума»
В комедии 4 действия – 4 группы.
1 группа. Работа с содержанием 1-го действия. Вопросы раздаю. Письменные ответы в тетрадь.
Какое главное событие происходит в 1-м действии? Что происходит до приезда Чацкого, какую роль играют эти сцены? Что можно сказать по 1-му действию о взглядах Фамусова и Чацкого?
2 группа. Работа над содержанием 2-го действия.
В чем суть споров между Фамусовым и Чацким? Как развивается любовная линия сюжета?
Как сочетаются общественная и личная линии сюжета?
3 группа. З действие. Что нового вносит диалог Чацкого и Молчалина в развитие сюжета и обрисовку действующих лиц? Для чего в 3-м действии изображена многочисленная группа гостей в доме Фамусова?
Как возникла и развилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
4 группа. 4 действие. Для чего автор выводит на сцену Репетилова? Где развязка комедии? Как вы оцениваете поведение Молчалина, Софьи и Чацкого в явлениях 12-14?
Затем выслушиваем членов группы, делаем общий вывод. Проговариваем устно, затем записываем в тетрадь.
Этот нехитрый прием работы с текстом позволяет активизировать деятельность обучающихся. Не секрет, что некоторые дети не берут в руки изучаемые произведения, читают их в кратком изложении, а то и вовсе не читают. При работе в группах обучающиеся вынуждены обратиться к тексту хотя бы на уроке.
Выводы самостоятельно формулируют и записывают в тетрадь.
Подтвердите или опровергните ту или иную точку зрения? В учебнике А.Г.Кутузова дается много различных критических высказываний. Сравнить их, согласиться или не согласиться, доказать свою точку зрения обучающимся предлагается в письменной работе.
Или Роман «Обломов». «Золотое сердце» или «русская лень»?
Можно дать в виде таблицы с вопросами.
Татьяна и Ольга Ларины, Чацкий и Молчалин. Обломов и Штольц, Онегин и Ленский и т.п.
Отношения с окружающими
Отношение к народной культуре
Авторское отношение к героиням
После любой таблицы обязателен вывод.
Конкурс презентаций Обучающиеся в дополнительных источниках (Интернет, словари, энциклопедии…) разыскивают нужную информацию. Темы обычно биографические.
Ключевые слова При изучении сложных теоретических понятий подчеркиваем в определении ключевые слова. Это прием позволяет не просто списать определение или записать под диктовку, но и осознать написанное, вдумчиво прочитать, чтобы выделить главное, существенное.
Например, при изучении выразительных средств языка
Гипербола-образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
Диктанты с занимательным содержанием:
Ч о порный ч ё рт в ч ё рной ш ё лковой одеж о нке сидел на ж ё стком диване и пил деш ё вый ж е лудевый кофе, изредка ч о каясь со своим отражением в тяж ё лом глянц е витом самоваре, стоящем на парч о вой скатерти ш о коладного цвета. Ч ё рт был большой обж о ра и, несмотря на изж о гу и больную печ ё нку, объедался крыж о вником со сгущ ё нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч ё рт, молодц е вато встряхнув ч ё лкой, пустился танцевать чеч ё тку. Ц о канье его копыт было столь сильным, что в ц о кольном этаже думали, что наверху гарц е вала лошадь. Однако ч ё рт был не очень искусным танц о ром и, совершив один не совсем удачный скач о к, врезался в самовар и обж ё г свой пятач о к, покрытый мягкой ш ё рсткой. Ож о г был очень тяж ё л. Огорч е нный ч ё рт куц е й овц о й бросился к боч о нку с моч ё ными яблоками и сунул в него обожж ё нный пятач о к. «Правду говорят, что небереж ё ного Бог не береж ё т», — чертыхнулся ч ё рт чертовской пословицей.
Нестандартные уроки. Урок-суд, урок-экскурсия в литературный музей, урок-литературный салон по творчеству поэта, писателя,урок-путешествие ( в Обломовку).
В среднем звене- урок инсценированной сказки, урок-КВН, викторина ( по творчеству Пушкина. Лермонтова)
Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина
1.Какое стихотворение первым появилось в печати? Где оно было опубликовано? Сколько лет было автору?
2. Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший?
3. Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя?»
4. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел?
5. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»?
6. Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини – Мария.
7.Какие герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?
9. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? Кто написал музыку к нему?
Что вы знаете о романе «Евгений Онегин»?
10.В каком году родился Онегин?
11.Каким было отчество Татьяны Лариной?
Кто из героев романа:
12.«острижен по последней моде, как денди лондонский одет»
13.«дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива»
14.«всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела»
15.«красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»
16.«капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей»
.Из каких стихотворений эти строки:
17.«Глаголом жги сердца людей»
18.«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
19.«Служенье муз не терпит суеты»
20.«Да здравствует солнце, да скроется тьма»
21.«Здравствуй, племя молодое, незнакомое»
22.Кто из героев пушкинских произведений насвистывал «Гром победы раздавайся»?
23. Кто из героев делал змея из географической карты?
24.Кто из героев перед венчанием заблудился в поле?
25. Кто не мог отличить ямба от хорея?
26.Какие кинофильмы сняты по произведениям А.Пушкина и о нем самом?
27. Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А.Пушкина?
28. Перечислите основные темы в творчестве Пушкина.
29. Где похоронен поэт?
30.Назовите имя жены поэта? Сколько ей было лет, когда они поженились?
«Лошадь и жокей» Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу одновременно ходить по кабинету, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Учитель вызывает к доске обучающегося. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить и в парах.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока использую методы
«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
«Инфо-угадайка» П реподаватель дает ряд вопросов для работы в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш ). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог , на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род.. Формулируем тему.
«Мозговой штурм» На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов, преподаватель дает ответы на них.
Также на этом этапе хорошо использовать метод » Синквейн «. Метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у детей. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов .
Завершить урок, можно, применив такие методы «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» Ребята записывают ответ главного вопроса уроке на «лепестки» ромашки и прикрепляют к «цветку» на доске.
«Мудрый совет» Г руппа пишет в конце урока «совет» одногруппникам, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали ее.
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
«Комплимент» (оценивается активность и качество работы) Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
обучающимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.
обучающимся предлагается представить, что они были в ресторане, а материал, предложенный на уроке – это блюда.
Это, пожалуй, один из методов, который я с опаской начала включать в свои уроки. Но он оправдал все ожидания. После завершения урока по теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне» дети высказывались:
— Сегодня на уроке все было очень вкусным…
— Я на уроке очень наелся, но некоторые блюда нужно подсолить…
— Все было приготовлено с душой, но не хватило кетчупа…
— А я не наелся, у меня не было настроения принимать вашу пищу…
Это ли не самое лучшее завершение урока?!
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учиться самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития коммуникативных навыков.
Педагогический опыт Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
г.п. Междуреченский, 2016
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
учитель русского языка и
МБОУ Междуреченская СОШ
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?» При этом память подсказывает слова детского писателя Б. Житкова: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». Это слова об атмосфере на уроке, о состоянии души ребёнка. Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?
низкая мотивация к изучению русского языка
неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.
Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Очевидно, что для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужна такая технология обучения, применение которой будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность УУД учащихся и даст положительные результаты.
Долгие размышления привели меня к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. На сайте «Мой университет» моё внимание привлекли активные методы обучения. Школьным методическим объединением русского языка и литературы были изучены теоретические основы технологии АМО (активные методы обучения), рассмотрены методические рекомендации по эффективному использованию АМ, апробирован ряд уроков с применением АМО в младших классах, в классах основной школы и старших. Мы увидели, что применение АМО на уроках результативно, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на применении активных методов обучения.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.
Объектом данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 5 класса с помощью активных методов обучения.
Предмет – активные методы обучения как средство формирования универсальных учебных действий школьников.
Цель – теоретически обосновать и определить эффективность использования активных методов обучения для формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы,
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач :
провести анализ педагогической литературы по применению активных методов обучения, изучить передовой опыт.
формировать и развивать универсальные учебные действия учащихся, через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в русле системно-деятельностного подхода.
сформировать базу методических и дидактических разработок, материалов для применения в своей педагогической деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА.
Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет повысить эффективность процесса обучения в 5 классах МБОУ Междуреченская СОШ на уроках русского языка и литературы. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-предметниками на уроках в школе.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
4.1 Понятие об активных методах обучения.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителями и учениками с целью приобщения к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.
Схема 1 (пассивный метод)
Схема 2 (активный метод)
Схема 3 (интерактивный метод)
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учителя и ученика, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятий, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при котором учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером занятия был учитель, то здесь учитель и ученики находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагают автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
4.2. Активизация обучения в работах педагогов и психологов. Проблема активности личности.
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.
В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.
Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым. В ней познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.
Решение проблемы активизации учебной деятельности в школах лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.
Проблема активности личности
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Так, непосредственное вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса получило обобщенное название активные методы обучения.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют три уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
4.3. Классификация активных методов обучения
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
В ряде случаев, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Некоторые из данных методов вы сможете увидеть на конкурсном уроке и разговоре с учащимися.
Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для учителя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению на этапах урока.
Также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время урока); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме. Учитель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Я в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Технология применения АМО строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Учебно-познавательная деятельность обучающихся активизируется посредством широкого, комплексного, использования как дидактических, так и организационных средств. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в обеспечении выполнения учащимися тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но сущность АМО не ограничивается. Возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
Помимо самих активных методов, в современном образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Гармоничное сочетание передачи новой информации и её самостоятельная активная переработка и осмысление учащимися дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников. Обеспечивается комфортное пространство для обучения, в котором учитель уверенно и демократично управляет образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
По своей сути, процесс модерации является технологией управления образовательным процессом в классе (внеклассном мероприятии).
Таким образом, при умелом применении технологии АМО одновременно решаются три учебно-организационных задачи:
1) подчинение процесса обучения управляющему воздействию учителя;
2) обеспечение активного участия в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
3) установление непрерывного контроля за процессом усвоения учебного материала.
Подготовка учителя по применению АМО в образовательном процессе, освоение технологий модерации и педагогического проектирования дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. В первую очередь от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них.
В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждого этапа урока. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Ученики на уроках чувствуют себя мыслителями, полноценными участниками образовательного процесса. Они не боятся искать верный путь. Ошибка их побуждает к действию. Применение на уроках АМО объединяет учеников, они становятся более внимательны, терпимы друг к другу. Достигается это за счет преимущества работы в группах и в парах. Основа коллективных форм работы на уроке – бесконфликтность. Учитель на таких уроках и мероприятиях – коллега, соавтор, единомышленник.
ЭТАПЫ АКТИВИЗАЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ